То же может произойти и в отношении качества молитвы – не количества молитв, не продолжительности правила, а в отношении внимательности, умиления, покаяния при молитве. Прочитав, скажем, о том, какой должна быть внимательная молитва , о том, что во время нее не нужно принимать никаких помыслов, неопытный христианин, не зная своей меры, своего действительного состояния и того, на что он способен на данном этапе своего развития, говорит: «Больше никогда не приму помыслов во время молитвы». Естественно, это решение он соблюсти не может и, поддавшись тем или иным помыслам, иногда сравнительно невинным, например суетным, впадает в отчаяние, уныние, опять себя осуждает и не видит больше никакой надежды. Ситуация складывается иногда абсурдная до смешного. Несколько раз я встречался с таким явлением. Какой-нибудь христианин, например, на службе говорит себе: «Сейчас я буду молиться и ни одного помысла не приму». Он изо всех сил напрягает ум, стараясь никакого помысла не принять. Это его воздержание от помыслов длится, может быть, пять минут (если десять – это уже чудо) и приводит к сильнейшей головной боли. Потому что совершение этой великой добродетели, молитвы, зависит не только от нашего умственного, духовного или нравственного напряжения, а прежде всего от содействия благодати Божией, которой мы еще не имеем в достаточной степени. Один монах пришел к старцу и говорит, что ему во время молитвы мешают помыслы, старец велит ему: «Взойди на гору, распростри полы твоей рясы и удержи ветер». Монах отвечает: «Это невозможно». А старец говорит ему: «Так же новоначальному невозможно удержать помыслы». Такова наша неразумная ревность. Нам кажется, что причина всех наших ошибок – неведение и неопытность: просто нам никто не объяснил (так мы сами себя оправдываем), а если бы нам объяснили, то мы знали бы, как правильно поступить и не запутались бы. Но на самом деле причина не в том, что нам не объяснили, не неопытность, а гордость. Мы думаем о себе лучше, чем мы есть. Мы дерзаем на такую высоту добродетелей или на такие добродетели, которые нам недоступны. Именно эта гордость и делает нас несмиренными, гневливыми в споре с еретиками, а также с теми христианами, которые не желают совершать те или иные добродетели. Она заставляет нас браться за дела, которые мы заведомо не сможем совершить, и подвергает нас многим и многим падениям, даже в грубые и тяжкие грехи. Сколько бывает случаев, когда человек, не имеющий на то никакого права, дерзает проповедовать слово Божие, а приводит это не к чему иному, как к самому обыкновенному блуду, потому что он ведет себя неосторожно: проявляет любовь там, где, наоборот, нужно проявлять страх и целомудрие. Вот и заканчивается это страшным падением. Разве не бывает такого, что православный спорит о догматах, а потом сам впадает в ересь? Спорит с сектантом, а в итоге тот его обращает или, по крайней мере, приводит в смущение и заставляет поколебаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Кроме того, св. Игнатий, предостерегая от безрассудного послушания лжестарцам, в то же время призывает к послушанию нравственному, к послушанию наших ума и сердца учению отеческому. Следовательно, он не дает никакого повода к самочинию, самоосмыслению и презорству, как это может показаться при беглом и невнимательном чтении его сочинений. А те, кто создает на основании его сочинений так называемое «богословие непослушания», прикрывают тем лишь собственное свое нежелание кому-либо подчиняться. Во всяком случае, по слову преп. Никона Оптинского , «к такому лукавому отношению к делу послушания сочинения еп. Игнатия не дают ни малейшего повода; такое отношение доказывает не недостаток сочинений, а злую волю человека, для которой даже подлинное слово Божие может явиться вонею смертною в смерть, как сказал св. апостол Павел» 310 . Но книги св. Игнатия, по его собственному признанию, преподают лишь новоначальное делание и требуют по изучении их умом и сердцем перехода к изучению других книг. На основании характеристики тех же Оптинских старцев, говоривших, что книги св. Игнатия Брянчанинова – азбука, а св. Феофана Затворника – грамматика духовной жизни, можно сделать заключение, что после изучения книг св. Игнатия следует перейти к изучению книг св. Феофана. Именно этих авторов советовал и даже усиленно рекомендовал студентам и выпускникам семинарий св. Серафим (Чичагов) , говоря, что прочитавший их поразится своему невежеству. Основным трудом св. Феофана считается его «Начертание христианского нравоучения», в состав которой входит и «Путь ко спасению». Как говорил сам автор: «Тут все, что мной писалось, пишется и будет писаться» 311 . А именно, «тут представлена история всякого спасающегося христианина, от начала зарождения христианской жизни до конца» 312 , и так, что «христианство деятельное изображено довольно полно» 313 . И хотя эти книги некоторыми критикуются, якобы за нечистоту православного учения, сам Святитель, смотревший их спустя 20 лет после написания, говорил, что «истина в них содержится чистая» 314 . Кроме того, эти книги были пересмотрены и одобрены св. Игнатием Брянчаниновым 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Просто христианство. Клайв Стейплз Льюис. Lewis C.S. Mere Christianity Завет.ru - православный информационно-просветительский проект главная библиотека родителям сомневающемуся новоначальному вопросы заметки общество Клайв Стейплз Льюис Купить книгу в Озоне Оставить свой отзыв Текст книги на английском Книга К.С. Льюиса " Письма баламута " К.С. Льюис " Расторжение брака " Тексты Льюиса в библиотеке Мошкова Сайт о К.С. Льюисе на английском Голос истины " Закон Божий и " Хроники Нарнии " " диак. А. Кураев Книги Льюиса в печатном виде ЦЕРКОВНЫЙ ГОД ПРОСТО ХРИСТИАНСТВО Клайв Стейплз Льюис Перевод И. Череватой по изданию: Lewis C.S. Mere Christianity. L., 1943. Перевод подготовлен к печати в 1991 г. при участии Н.Л. Трауберг. ОГЛАВЛЕНИЕ: Предисловие Книга 1: Добро и зло как ключ к пониманию вселенной Закон человеческой природы Некоторые возражения Реальность закона Что скрывается за законом У нас есть основание для беспокойства Книга 2: Во что верят христиане Противоречивые понятия о Боге Вторжение Поразительная альтернатива Совершенный кающийся Практическое заключение Книга 3: Христианское поведение Три части морали Главные добродетели Общественные нормы поведения Мораль и психоанализ Нравственность в области пола Христианский брак Прощение Величайший грех Любовь Надежда Вера Вера (продолжение) Книга 4: За пределами личности, или первые шаги в учении о Троице Сотворить - не значит родить Бог в трех лицах Время и за пределами времени Благотворная инфекция Упрямые оловянные солдатики Два примечания Воображение Легко ли быть христианином? Во что это обходится Хорошие люди, или новое человечество Новые люди ПРЕДИСЛОВИЕ То, о чем говорится в этой книге, послужило материалом для серии радиопередач, а впоследствии было опубликовано в трех отдельных частях под названием " Радиобеседы " (1942), " Христианское поведение " (1943) и " За пределами личности " (1944). В печатном варианте я сделал несколько дополнений к тому, что сказал в микрофон, но в остальном оставил текст без особых изменений. Беседа по радио не должна, по-моему, звучать как литературный очерк, прочитанный вслух, она должна быть именно беседой, исполненной искренности. Поэтому в моих беседах я использовал все сокращения и разговорные выражения, какие обычно употребляю в беседе. В печатном варианте я воспроизвел эти сокращения и разговорные обороты. И все те места, где в беседе по радио я подчеркивал значимость того или иного слова тоном голоса, в печатном варианте я выделил курсивом. Сейчас я склонен считать, что это было с моей стороны ошибкой - нежелательным гибридом искусства устной речи с искусством письма. Рассказчик должен использовать оттенки своего голоса для подчеркивания и выделения определенных мест, потому, что сам жанр беседы этого требует, но писатель не должен использовать курсив в тех же целях. Он располагает другими, своими собственными средствами и должен пользоваться этими средствами, для того чтобы выделить ключевые слова.

http://zavet.ru/book/02apol/002/

Виталий Кандалинцев Глава 8. УЧЕНИЕ ОБ ИСКУШЕНИЯХ Искушения – внешние и внутренние скорби, нестроения, гонения и т.д. – однозначно связываются нами с неприятными, тяжелыми ситуациями и состояниями. Мы чаще всего стремимся избежать искушений, полагая их ненужными препятствиями для нашей жизни. Старцы же говорят о неизбежности и полезности искушений для всякого человека, их важной роли в нашем спасении. По сути, искушения в их учении – это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения. 8.1. НЕИЗБЕЖНОЕ И ГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО Если усиление гордости в наших душах делает нас непригодными к спасению по причине нашего отпадения от Бога и Его святых заповедей, то искушения являются силой, способной отрезвить нас от дурмана страсти и побудить к исправлению. Преп. Макарий говорит об этом так: При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатию Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огнь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо! т.1, с. 294]. В начале духовного пути, когда человек впервые начинает ходить в храм, молиться, причащаться, читать Евангелие и т.д., он испытывает духовный подъем и отраду в душе. Это действует благодать, подаваемая новоначальному христианину во укрепление его веры и свидетельство ее истинности. Но затем приходят искушения, потому что бедственное состояние души новоначального, боримого и пленяемого страстями, постоянно склоняющегося к греху, требует врачевания. Сталкиваясь с разнообразными искушениями, человек учится понимать, что происходит в его жизни. Постепенно он начинает видеть и источник своих бед – «самолюбивое и славолюбивое наше устроение», т.е. гордость. Под сильным давлением искушений человек преодолевает горделивое устроение, и достигает смирения. Искушения неизбежны в христианской жизни и делятся на два вида – внешние и внутренние. Преп. Варсонофий объясняет:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/ucheni...

Не " грузитесь " и не придумывайте себе лишних сложностей. Бог любит Вас, и сделает всё для Вашего спасения. Главное - Ему не мешать. С уважением, Спасибо Здравствуйте! Нет, так епитимью не накладывают. Это вообще плохой стиль, что-то говорить непонятное новоначальному христианину. А Вы со своей стороны не бойтесь переспрашивать если Вы что то не понимаете. В Таинстве Покаяния не меняются нормы разговорной речи и диалога двух людей. Если дается какой-то благочестивый совет священник говорит: " я хочу Вам дать такой-то духовный совет, он поможет Вам в такой то духовной проблеме " . Если же речь об епитимье, то скорее всего монолог священника будет такой: " Вы совершили смертный грех и я вижу Ваше нераскаянное состояние, к сожалению, я не могу благословить Вас причащаться, видя Ваше духовное состояние я, как священник, понимаю, что это будет для Вас духовно вредно и губительно. Я накладываю на Вас такую то епитимью (чтение Св. Писание каждый день в таком то объёме, поклоны, молитвы, добровольчество, молчание и т.д.) на такое то время (обычная практика сейчас это отлучение от причастия на несколько месяцев, за тяжкие грехи год) . Я не благословляю Вас причащаться это время " . Такую речь Вы навряд ли могли не понять или пропустить. Подчеркну, что епитимья это не наказание, это помощь грешнику для исправления, и дается она за тяжкие грехи, как правило за смертные (убийство, прелюбодеяние, колдовство, воровство, блуд и проч.). Исполнять такую епитимью надо строго. А в конце срока безусловно надо придти именно к тому священнику, который её наложил, чтобы он снял её и благословил причаститься. Другой священник не вправе снять духовный запрет на причастие, поэтому если священник умер или уехал неизвестно куда, снять запрет может только правящий епископ той епархии, в которой это происходит. К епископу также можно бращаться при несправедливом наложении епитимьи  " младостарцем " . В том-то и дело, что грехи мои смертные(и блуд,и прелюбодеяние, и обращение к гадалкам, участие в их ритуалах было), поэтому посчитала, что епитимья и была наложена.Но тех слов, которые Вы озвучили, я от батюшки не слышала. Он просто задал несколько вопросов, и потом сказал, что учитывая названные грехи, прочтите последование ко Святому Причащению раз сорок, и после этого прочитал разрешительную молитву.

http://azbyka.ru/vopros/kak-ispolnjat-ep...

Душа получает переживания, ощущения, информацию от тела, от наших чувств. А если эти чувства подделаны? Сегодня стремительно развиваются так называемые 3D-mexhoлoruu: человек сидит в кинозале, на его глазах специальные очки, делающие картинку объемной, максимально правдоподобной; на его уши воздействует «звук вокруг», а на его пальцы надеты сенсоры. В Японии, например, уже есть кинотеатры, где задействовано обоняние. Через все органы чувств, кроме вкуса, нам навязывают поддельные ощущения. Смотрите, как легко осуществляется опасный отрыв человека от реальности. — А чем опасен этот отрыв? — Человек начинает существовать вне своего тела и оказывается в «расслоенном» состоянии. Христианам понятно, что человек только тогда является человеком, когда он целостен, когда его дух, душа и тело существуют в единстве. Здесь же происходит искусственное умерщвление человека. И чем дальше развиваются эти технологии и массовая культура, тем страшнее уродуется мир человека: реальная любовь заменяется техногенным суррогатом, раздражением рецепторов, реальная жизнь — сидением за компьютером, реальная борьба с грехом — виртуальной битвой с виртуальными монстрами. Человеку, существующему в своем выдуманном мире, в своих мечтаниях, уже не нужны живые люди, живое общение и живые эмоции. — Обычные мечты простого христианина тоже опасны? О крепкой любящей семье, о счастье детей, о том, чтобы научиться молиться, по-настоящему исповедоваться? — Эти мечты нужно поместить в разряд планов, но при этом понимать, что есть Божья воля, от которой зависит их реализация. Когда план превращается в мечтания? Когда он становится навязчивой идеей фикс: я не могу ни о чем другом думать, не могу молиться, не могу сосредоточиться, я готов жизнь положить, чтобы добиться реализации своего плана, все мое сердце захвачено этой мечтой. Это уже греховное состояние. — Почему? — Потому что в этом случае он несвободен. — Даже если мечтать о чем-то, на первый взгляд, хорошем? — Даже так. Если человек не может молиться и каяться, то его мечтания греховны. У св. Игнатия Брянчанинова в работе «Дух молитвы новоначального» есть хороший тезис: любая мысль, во время молитвы отвлекающая от молитвы, является греховной, даже если она, на первый взгляд, очень благая. Святые отцы выделяют разные категории помыслов от лукавого во время молитвы. Во-первых, откровенно греховные, грязные помыслы, целью которых является смущение человека (человек оставляет молитву, думая: «Как же я могу молиться Богу в таком состоянии, когда в моем сердце откуда-то взялись блудные картинки?»).

http://azbyka.ru/kuda-uvodyat-mechty

Но чем больше было трудностей в начале, тем больше радости потом. После преодоления себя, уже после первой исповеди, он почувствовал такую легкость, словно сбросил десятки килограммов. Это были невероятные ощущения! Я впервые в жизни за долгое время исповедался , причастился , и вышел с ощущением того, что я сбросил физически килограмм 20-30 – невероятное, повторюсь, именно физическое ощущение. Я не знаю, как мы носим этот груз всегда. Мы думаем, что грехи – это духовно как-то. Нет, на уровне физиологии ты чувствуешь, как легко тебе становится, ты выходишь и как будто паришь. В самый же первый день Родион захотел стать алтарником , и все время Великого поста провел в ожидании. Нетерпеливо подгонял время, переживал, когда же, наконец, получит заветный стихарь . Я тогда так переживал, мне хотелось так примерить одежды, вот эти церковные одежды, стихари – я тогда даже не знал, как это называется. И я думал: ну, когда же, когда же!.. Все дается в смирении, терпеливо ожидая сорок дней, и на Пасху – слава тебе, Господи, отец Пётр благословил. И, наверное, для меня не было большего счастья, как будто я получил невероятный орден, какую-то такую благодать, которую я почувствовал, когда я одел стихарь. Что можно говорить о том, когда посещает нас благодать Господа нашего Иисуса Христа… С этого момента и началась его дорога к Богу. Впереди его будет ждать еще много трудностей, но Родион встретит их в храме, уже понимая, для чего они ему выпали, и что теперь нужно делать. Самую первую он преодолел: Господь ему, новоначальному христианину, даровал чудо: ребенок родился здоровым. Первый свой крест у него получился совершенно случайно. Родиону никогда даже в мыслях не приходилось заниматься подобным – друзья нашли выброшенные кем-то распятия. Пришли, сказали: «Родион, ты не мог бы что-то сделать?» И попросили. И  милостью Божией , помолившись , взяв благословение , родилась первая моя вот такая работа. Вот это та самая чеканка, которая была здесь грубо набита на этом кресте. Я ее аккуратненько вырезал, я ее вложил в древесное лоно, тем самым показывая, символизируя Гроб Господень, то есть в лоне состаренного дерева, это искусство называется браширование. Получается вот такое распятие: надпись, череп, все как положено, и вид такого старого-старого. Когда я только показал, мне сказали: «Ты что, нашел? А где ты откопал?»

http://azbyka.ru/way/poterjat-vse-i-najt...

Как урок – но не сразу, а со временем она восприняла и критику в свой адрес преподавателя Владимира Поглазова после свалившейся на голову славы. Это было серьезное испытание: автографы, подарки, поклонники. Бороться с  тщеславием было ох как не просто… Захожу я в столовую, сидят студенты, обедают, преподавательский состав какой-то, какие-то гости, которые приходят на спектакли, и все: «Юля, Юля, здравствуйте! Можно автограф?» – «Да, конечно!» (Идет «Не родись красивой») И тут ко мне прямо сзади по затылку прилетает оплеуха такая. Я поворачиваюсь, и стоит мой худрук Владимир Петрович Поглазов и говорит: «Такшина, а что ты такая гордая стоишь?» – «Я не гордая, почему вы решили, что я гордая?» – «Ладно, я же вижу тебя насквозь, тебе нравится, что там видишь?» Ну, люди сидят, надо же марку держать: «Ну, ничего так, интересно смотреть!» Он такой: «А мне не нравится, я считаю, что ты здесь профнепригодна, давай разберем по косточкам эту сцену. Вот смотри: у тебя такие и такие предлагаемые обстоятельства, а ты совершенно не держишь, ты здесь занимаешься самолюбованием, это ужасно!» И у него такой словесный поток, и я такая все ниже, ниже, ниже, и я, конечно, в этот период его ненавидела. Но мне это помогло очень сильно встать на место, понять, что действительно, кто ты на самом деле. Путь каждого новоначального христианина особенный. Вот и  неофитство этого актрисы Юлии Такшиной было своеобразным. Например, она очень боялась отлучения от Церкви, и к каждой исповеди подходила с большим страхом. Был у меня момент в жизни, когда было очень страшно кое в чем признаться, очень страшно. Я подхожу, думаю: сказать, не сказать? Боюсь. И он это почувствовал, он первый начал разговор, и как-то так расположил к себе, что прямо как по маслу. А у меня прямо страх большой, что иногда мне могут сказать: «Вы знаете, Юля, мы вас отлучим от Церкви за ваши деяния» – вот реально я боюсь этого страшно, что скажут: «Мы не прощаем вам ваши грехи , вы вообще ужасна, вы недостойна быть христианкой и вообще вы недостойна жить на этой земле» – реально вот такие мысли перед исповедью приходят! И вот отец Ириней мне сказал: «Никогда ни о чем не бойся говорить, бойся потом это повторить».

http://azbyka.ru/way/nesvjatye-svjatye-k...

Священник Феодор Людоговский: Кандидат филологических наук. Преподаватель МДАиС. В 1998 году окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. С 2002 года является научным сотрудником института славяноведения РАН. В 2007 году окончил Московскую духовную семинарию, в настоящее время обучается на экстернате МДА. Кандидат филологических наук. Рукоположен в сан диакона 07 апреля 2008 г. Иерейская хиротония состоялась 12 октября 2008 г. С 2002 года является преподаватель церковнославянского языка в МДАиС. Источник: Православие и мир 02 декабря 2010, 21:48 1Катехизис отца Феодора. Уважаемый отец Феодор! Думается, что о той части Поста, которая касается приёма пищи ( и не только), каждый православный, " практикующий " христианин, должен всё же решать со своим приходским священником (духовником). А иначе получается, что с Вашей " подачи " - " пусть каждый определяет для себя сам " , входит некий соблазн. Вам, как священнику, это должно быть понятно. Обо всём остальном, сказанном Вами, отче, можно порассуждать с точки зрения опять же " практикующего " христианина (не " захожанина " ). Однако, Пост! диакон Владимир 09 декабря 2010, 23:50 2Пост без прикрас Спаси Господи о.Федор! Очень хорошая и понятная статья. По поводу комментария диакона Владимира, все только с благословения батюшки и с Божьей помощью. Спаси Господи д. Владимира! Наталья 17 января 2011, 15:11 3Общее впечатление Очень понравилась статья, спаси Гоподи! Подмечено множество таких моментов, на которые вроде бы не обращаешь внимания, а ведь из мелочей и складывается общая картина. Полезное чтение :) Юля 31 марта 2011, 21:44 4Впечатление о статье Статья очень понравилась, очень понятная, легко воспринимаеться для новоначального. Спаси Господи!!! Елена 22 апреля 2011, 15:14 5Пост без прикрас 25 апреля 2011, 13:06 6Без темы Спасибо отец Федор за хорошую статью. У вас хороший русский язык и очень внятная позиция. Читая подобные тексты хочется не смущаясь взяться за дело. Было бы интересно поговорить с вами лично.

http://zavet.ru/a/comment_1291139101.htm...

Таким образом, истинная память смерти есть дар Божий. И чтобы получить его, надо, следовательно, заслужить его сперва и, как говорят отцы, поплакать о плаче 356 К этому еще нужно добавить о различных родах боязни смерти или, наоборот, пренебрежения ею и о границах воображения в представлениях о последней. Говоря вообще, «боязнь смерти есть свойство человеческого естества» 357 и произошла в нас от преслушания прародителей. В ней (боязни) ничего предосудительного и ненормального нет, и Христос боялся, по человечеству, смерти 358 хотя в отличие от святых людей и добровольно , по Своему желанию 359 Но страшиться умереть от сознания пагубности содеянных грехов недостойно истинного христианина, такой трепет ненормален, и от человека требуется, чтобы его не было. Для новоначального и только что начавшего подвизаться он, конечно, терпим и даже похвален, но мы должны знать, что Господь, в конечном счете, призывает нас не в качестве рабов, не к трепету перед Ним, а призывает нас к любви как свободных сынов. И с этой точки зрения, со стороны совершенства и святости, боязнь смерти ненормальна, и в раю до грехопадения страха смерти не было. Но бывает еще ужас перед смертью у людей неверующих, если они способны хоть сколько-нибудь размышлять над «вечными» вопросами. Чувство ужаса встает у таковых перед непонятным и неумолимым законом природы, пред которым любая гениальность и могущество человека – ничто, куча смердящих костей и зловонной жижи. Приведу пример нашего писателя И. Тургенева. «Для меня, – говорит он, – в непреложности законов природы есть нечто самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них». Не веря в благой Промысл Божий и в вечное воздаяние на Страшном Суде, он, естественно, ужасается, и его гордость трепещет забвения со стороны человечества: «Что бы мы ни делали, все наши мысли, чувства, дела, даже и подвиги будут забыты. Какая же цель этой человеческой жизни?» 360 В соответствии с этими убеждениями должны находиться и поступки, что мы и наблюдаем в действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010