«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Книга о молитве Эта книга ориентирована на людей, которые начинают делать первые шаги в храме, и дает простые ответы на вопросы: что такое молитва? Как нужно молиться? Почему необходимо молиться? На доступном языке книга повествует о главных Таинствах Церкви: Причастии (Евхаристии) и Исповеди. В книге содержится краткий молитвослов с параллельным русским переводом для новоначального христианина. О МОЛИТВЕ Что такое молитва? Ответить на этот вопрос так же непросто, как определить одним словом, что такое любовь. Пока сам не почувствуешь – до конца не поймешь. Суть молитвы – общение с Богом. Когда-то наши прародители, Адам и Ева, общались с Богом напрямую, лично, однако в результате грехопадения люди отдалились от Творца и первоначальная близость между Богом и человеком стала невозможна. Важно разобраться, в чем же заключалось само грехопадение. Кто-то считает, что грехом явилось совместное поедание яблока, кто-то – что Адам и Ева согрешили плотью, существуют и более экзотические версии. Но неверно ни то, ни другое, ни третье… Что же произошло на самом деле? Этот эпизод подробно описывается в третьей главе первой книги Библии – в ветхозаветной книге Бытия. Адам и Ева нарушили единственную на тот момент заповедь, данную им Богом – не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Нарушив ее, Адам не раскаялся, а вместо того принялся обвинять Бога, Который даровал ему Еву, давшую Адаму этот плод. Ева же стала обвинять диавола, принявшего вид змия, который сподвиг ее на это, и одновременно укоряла Бога, сотворившего этого змия. До грехопадения первые люди жили в добре, не ведая зла, теперь же зло вошло в их жизнь. Нарушение верности Богу и нежелание каяться привели их к изгнанию из рая, повлекли за собой разрыв между человеком и Богом и, как следствие, появление болезней и смерти. В известной степени грехопадение можно сравнить с супружеской изменой, в результате которой в единство двоих вторгается нечто внешнее, чужеродное, разрывающее его. Да, измена может быть прощена при условии искреннего раскаяния, она может быть со временем уврачевана и забыта одним из супругов, но все это требует колоссальных душевных усилий. Образ предательства близкого друга тоже наглядно продемострирует нам, что случилось с первыми людьми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте, мне 57, младенцем меня крестили в католичество. Всю свою жизнь во времена СССР прожил атеистом. В 90-ые пришёл в протестантизм, изучал Св. Писание, ходил на собрания, но жил по своему порядку. Так и стал верующим. Около 3 лет назад заинтересовался Православием, здесь я точно знаю что это моё. Но очень тяжело стать смиренно искренним верующим, когда у меня такое прошлое. Везде и во всём хочется рулить, потому что я  " много знаю " и т.п. И подскажите, пожалуйста, как читать Лествицу, чтоб не заблудиться? Я так думаю что в этой книге есть инструкции, как стать и жить по настоящей Православной жизни. Похожие вопросы 4 Ответа Здравствуйте! Для того, чтобы стать православным христианином и иметь возможность причащаться, Вам необходимо пройти катехизацию и чин присоединения к Православной Церкви по месту Вашего жительства. Для этого нужно обратиться в миссионерский отдел той епархии, где Вы проживаете (можете написать город и область в комментарии, помогу найти Вам с кем связаться) и рассказать о своем желании священнослужителю, который подскажет что делать дальше. Начать изучение базовых основ православного христианства можно с  катихизиса. Поскольку Лествица написана, прежде всего, для монашествующих, я бы не рекомендовал ее Вам читать без основательной базовой подготовки. Да поможет Вам Господь Иисус Христос на Вашем пути! Вам нужно присоединиться к православию через чин миропомазания с предварительным отречением от ересей. Как и где это сделать, спросите у своего приходского священника. Круг чтения для новоначального предполагает некоторую последовательность в литературе. Если Вам нравится аскетическая литература, советую почитать авву Дорофея , Древний патерик и Достопамятные сказания, сочинения свв. Игнатия (Брянчанинова) и  Феофана Затворника . Там же узнаете, как приобрести смирение. Вместе с тем, надо освоить и православное вероучение. Для начала хотя бы в объеме катехизиса . Я полагаю, что в силу Вашего богатого религиозного опыта в разных конфессиях у Вас ещё будет искушение уйти из Православия, например, назад в протестантизм. Рекомендую материалы этого канала для укрепления в вере.

http://azbyka.ru/vopros/kak-byvshemu-pro...

Можно ли быть верующим православным человеком в современном мире? Как научиться жить по-христиански? С чего начать свой путь к Богу и Церкви? У человека, серьезно задумавшегося о смысле своей жизни, неизбежно возникает множество вопросов, и ответы на них он ищет не только в храме, но и в книгах, в периодической печати, даже в Интернете. Думается, это не совсем верно: нельзя научиться духовной жизни «на расстоянии» или проводить ее теоретически, не участвуя в богослужении и таинствах Церкви. Но вот дать такому человеку верное направление, помочь ему разобраться, что же главное в церковной жизни, на что стоит обратить особое внимание в храме и в окружающем мире,- дело вполне реальное. Не менее важно стараться отвечать и на те вопросы, которые обязательно возникают у человека церковного по мере его «взросления». Именно такие задачи ставит перед собой редакция журнала «Православие и современность» и одноименного Интернет-портала. Вопросы о том, зачем нужен духовник, как его найти, в какой мере слушаться, какие сложности возникают во взаимоотношениях с духовником, - из числа самых важных, основополагающих в духовной жизни. Можно даже сказать, что для новоначального христианина необходим курс «техники духовной безопасности», чтобы научиться умению отличать истинных пастырей от лжестарцев, которых сегодня немало (возникло даже такое понятие, как «младо старчество»). По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16),- сказал Господь. «Плоды» безответственного или неправильно понятого «духовного руководства», к сожалению, бывают печальными: сломанные судьбы, разбитые семьи, утрата веры… И, наоборот, многих ошибок избегает тот, кому посчастливилось встретить рассудительного духовника: он способен научить своих пасомых жизни во Хрис те, потому что и сам живет в согласии с волей Божией. Надеемся, что в нашем сборнике вы найдете ответы на самые распространенные вопросы о проблемах духовничества. Но если есть еще что-то, волнующее вас в связи с данной темой и чего не коснулись авторы сборника, спрашивайте: мы ждем вас в разделах «Вопрос Архиерею» и «Вопрос священнику» портала «Православие и современность» (www.eparhia-saratov.ru). Архимандрит Алексий (Поликарпов). Прежде всего нужно быть сыном или дщерью Церкви

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2159...

Предположим, что человек нашёл ответы на эти вопросы или они его не остановили. Далее, в идеальном случае, если очередь на исповедь будет небольшой, прихожанин будет исправно перечислять грехи, наиболее ранящие душу. На первый взгляд, всё правильно, но нет важнейшей составляющей – планомерного, осознанного покаяния как процесса. Многие люди честно исповедуются, стараются не повторять грехи, но у большинства нет даже базовых знаний нравственного богословия, антропологии и аскетики для того, чтобы прервать круг однотипных исповедей и начать духовное восхождение. Далеко не все имеют духовника, возможность индивидуального пастырского окормления, понимают, какие книги и в какой последовательности нужно читать. 3) Что касается Евхаристии, то здесь сложность двоякая. С одной стороны, открыт допуск практически любого человека к главному Таинству Церкви, хотя в первые века христианства тайноводство входило в заключительный период оглашения. С другой стороны, существует разнобой в требованиях к подготовке, притом некоторые из них фактически отстраняют христианина от Евхаристии (трех- или семидневные периоды Евхаристического поста) . 4) О духовном чтении. Что читают прихожане? В основном то, что им приглянулось в церковной лавке, и то, что посоветовали знакомые. Мы не можем себе представить подобного поверхностного отношения ни в одной другой области человеческих знаний. Люди читают про аскетический опыт великих подвижников, восхищаются подвигами великих старцев, но применим ли этот опыт к их духовному уровню? Человек ещё сквернословить не отучился, а ему советуют читать «Добротолюбие». Несомненно, как пример, как образец житийная литература очень полезна, но является ли она универсальным, самодостаточным источником построения аскетической практики современных неофитов? При этом следует учесть, что большая часть аскетической литературы написана монахами и для монахов. 5) Одними из самых распространённых вопросов неофитов являются вопросы: «можно ли молиться своими словами?» и «какие молитвы использовать?». Высокая молитвенная поэзия святых отцов безупречна, но она отражает их опыт, их духовное состояние. Не является ли фальшью «со слезами смиренно молю Тя» из уст новоначального, не понимающего, что в данном контексте значит «смирение» и чем эмоциональная слезливость отличается от благодатного дара слёз?.. Крайне нужны общецерковные рекомендации о келейном молитвенном правиле для новоначальных.

http://azbyka.ru/katehizacija/problemy-v...

Во времена, когда, проповедовали апостолы, христианами становились люди самых разных профессий. Многие из этих профессий оказывались не достойными христианина. Например, скульптор, ведь в древности это прежде всего тот, кто занимается изготовлением статуй идолов. Тертуллиан говорил: «Ты сам поклоняешься идолам, раз позволяешь, чтобы им поклонялись!» Становясь христианином, человек отказывался от греховной профессии, и община была готова поддерживать его до тех пор, пока он не приобретет новую. — Существует ли сегодня список профессий, которые недостойны христианина? — Такового списка нет. Зато есть понятие греха. И если к той или иной профессии применимо это понятие, человек должен стараться избегать подобного вида деятельности. Отдельно также стоит сказать об искажениях вполне хороших профессий. Например, христианин не может работать крупье в казино, потому что работа явно будет способствовать греху, при этом (пример из серии искажений) есть врач-гинеколог, который может делать аборты, а может отказаться. Существует же Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации, принятая в 1983 году, которая защищает врачей-гинекологов и в которой говорится, что по личным убеждениям врач имеет право не делать Иначе говоря, убить или не убить — вопрос нравственного выбора гинеколога, а не качества профессии. Читайте также: Как найти работу после вуза? С чего начать? Нужно понимать, что зачастую превращает свою жизнь в ад сам человек. Хотя, конечно, в случае с крупье, стриптизерами и т. п. — это профессии, однозначно связанные с грехом. — Но этим профессиям не учат в институтах и университетах. — Нет, конечно, но этими профессиями можно зарабатывать деньги. Вопрос-то в другом. Почему древние христиане считали невозможным для христианина быть скульптором? По той же причине, по которой древним евреям, вышедшим из Египта, даны были заповеди, запрещающие делать изображения. Им нужны были жесткие условия, потому что у них ко всему языческому был слабый иммунитет. В древнехристианскую эпоху человека повсюду окружали идолы, поэтому для новоначального было актуально вообще не делать никаких статуй и скульптур. Сегодня понятно, что скульптор не является греховной профессией, никто не вкладывает в эту деятельность языческого содержания. Но если, скажем, человек делает амулеты и продает их как приносящие счастье и удачу... мне кажется, это современные идолы, которые не следует делать христианину.

http://foma.ru/s-mesta-v-kareru.html

Хотя надо сказать, что Феофан Затворник , например, вполне позитивно относился к психологии. Он говорил, что психология вполне совместима с христианством, в том случае, когда она преломлена через призму Священного Писания и святоотеческий опыт. Сам святитель Феофан был большим знатоком человеческой души и давал такие тонкие советы, которые и теперь можно прочесть в книгах лучших современных психологов, как будто они процитировали его без кавычек. Для современного православного человека аскетическая святоотеческая литература является руководством к действию даже в большей степени, чем для тех людей, которые жили в православной Руси. Сейчас христианин должен ощущать себя воином Христовым. А что требуется воину Христову? Упражнение в аскетике. Ибо само это слово в переводе с греческого означает упражняться, тренироваться. И какой же ты воин, если ты целыми днями расслабляешься? — Мы все сейчас в России являемся новообращенными христианами. Многие из нас часто с жаром берутся выстраивать свою жизнь по святоотеческим книгам, но не тут-то было! Как быть в таком случае? — Начинать надо с простых вещей. Например, если брать Добротолюбие, то новоначальному следует читать его не целиком, а, скажем, второй том. Он достаточно легок для усвоения и говорит о борьбе со страстями. Для меня, например, первым серьезным автором, заставившим меня задуматься, был Авва Дорофеей. Очень близки к нам книги святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, живших в XIX веке. Они проще, чем Добротолюбие, хотя в принципе говорят о тех же самых вещах. У Феофана Затворника есть прекрасные книги «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», «Страсти и борьба с ними», составленные на основании его писем. — Какой должна быть молитва современного человека? — Молитва современного человека должна быть такой же, как и молитва несовременного человека, потому что «Христос и вчера и днесь и сегодня тот же», как говорит нам Священное Писание. Не должно быть компромисса в плане пересмотра правила, уменьшения его, адаптации или иных облегченных вариантов.

http://pravmir.ru/zhizn-xristianina-voen...

В чем здесь ошибка и о чем нужно помнить, чтобы ее не совершать? Как говорят святые отцы, по отношению к нашему спасению всё, что нас окружает, делится на три категории: полезное, вредное и нейтральное. Совершенно очевидно, что вредное из своей жизни нужно удалять, полезное в ней должно присутствовать, а вот нейтральное должно быть тем, к чему мы в той или иной степени обращаемся — в той степени, в которой оно нашу жизнь обогащает. Никто не говорит, что нужно взять и очистить свою жизнь от нейтрального. Безусловно, мы видим примеры жизни древних подвижников и знаем, что многие из них подвизались буквально среди голых скал, в пустыне. Но мы должны понимать, что туда приходили люди, подготовленные к тому, чтобы по этому пути восходить, а человек неподготовленный, не рассчитавший своих сил, там попросту погибнет. Можно провести такую аналогию: не все люди ходят в горы, а среди тех, кто ходит, кто-то занимается горным туризмом, а кто-то — альпинизмом, это совершенно разная степень напряжения и разные риски. Если это перенести на жизнь христианскую, можно сказать, что человек должен сначала привыкнуть к жизни на равнине, потом перейти к горному туризму, а потом уже, возможно, думать об альпинизме. Иначе можно просто в какой-то момент сорваться: когда человек сразу запрещает себе всё то, что в его состоянии, может быть, запрещать бы и не стоило, он как бы сжимает некую пружину, и эта пружина потом в какой-то момент со страшной силой распрямляется, и человек впадает в такие грехи, которых не совершал даже до прихода в храм. Такова бывает сила противодействия излишне жестким запретам, а вернее, соединение двух сил — собственно человеческой и бесовской, вражеской. Причем враг может даже подталкивать человека к такой чрезмерной ревности, понимая, что в конечном итоге его добрая христианская жизнь в этом недобром пламени сгорит. Пора ли выбрасывать телевизор? Помню, как однажды, в самом начале 90-х, мне — тогда еще новоначальному христианину — довелось побывать на выборах членов приходского совета.

http://pravoslavie.ru/98546.html

Еще один интересный случай рассказала та же женщина. Ее муж был грубым и резким человеком. Она много раз пыталась привести его в храм к батюшке, но бывало, что он в середине пути оставлял ее и уходил. Однажды муж все-таки пришел и подошел ко кресту. Батюшка, желая поощрить его к дальнейшему посещению храма, радостно сказал ему: «Спасибо, что пришел помолиться» 109 . Один из важных признаков человека духовного и доброго пастыря – любовь к молитве. Из приведенных воспоминаний мы уже знаем, что о. Валентин был ревнителем продолжительного, истово совершаемого богослужения. Знаем, что сам он молился с глубоким вниманием и благоговением, часто – со слезами, что приводило в молитвенный настрой и всех присутствовавших за богослужением. Молитвы батюшки за ближних умилостивляли Бога и совершали чудеса. Вот как сам он высказал стремление своей души к богообщению. Однажды, возвращаясь от обедни, батюшка говорил: «Жалко расстаться со службой; так и представляется, как сияет престол и все в алтаре, – так бы и не расстался». 110 Нередко о. Валентин говорил о совершенно исключительном значении для духовной жизни самой Литургии: «Литургия! Как спасительна она для всех; если бы у нас отнята была возможность слушать Литургию, то мы были бы хуже магометан» 111 . Заповедуя своим пасомым поститься и трудиться только в меру их сил, сам батюшка был постником: вкушал всегда очень мало, а когда служил всенощную, ничего не вкушал до позднего вечера. 112 Так, будучи человеком духовным, достигнув высоты добродетелей, отец Валентин мог и словом, и примером учить тому же своих пасомых. Особенности духовного руководства Пастырский подвиг о. Валентина очень ценен тем, что батюшке удавалось насаждать в своей пастве, среди мирян, основы аскетической жизни, прежде всего – подвига послушания. Эта, казалось бы, одна из самых первых и нетрудных добродетелей, даже в то время понималась правильно не всегда. Делания внешние: пост, посещение богослужений, благоговейное стояние на них, бдения, поклоны – бывают заметны и понятны любому новоначальному христианину. Послушание же в святоотеческом понимании, как труд внутренний: отказ от своих мнений, желаний, намерений, для того, чтобы исполнять волю Божию через послушание более опытному человеку – духовному отцу – многим бывает неизвестно или понимается поверхностно. «Нужно жить своим умом, что там понимает какой-то батюшка»,– говорят иногда люди вполне церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

 Как родителям прививать детям любовь к Дому Божию, чтобы каждое посещение храма было для них   не мучительным, а радостным событием в жизни?   Конечно, нам бывало порой и скучно, и неинтересно, хотелось подвигаться, побегать, и я часто у дяди Коли, папиного брата, тоже священника, спрашивал: «Когда же это Причастие?» И он говорил : «Ну, иди погуляй на улице», и я там гулял, резвился, сидел, дышал воздухом, помню, во дворе храма было много голубей, мы их подкармливали… Да, бывало трудно, но ведь и новоначальному взрослому  в Церкви на богослужении иногда тяжело, бывают и тошнота, и головокружения, и еще всякие искушения. Поэтому маленького ребенка надо потихоньку приучать к службе. Вот, папа, допустим, брал меня в алтарь, и я там просто тихо сидел на стуле, и папа меня ничего не заставлял делать. Вообще  в храме, где он служит, такая политика: детей собирают  в отдельной комнате или в углу храма, и они там  играют в игрушки всякие, рисуют что-то, тихонько все вместе пребывают,  а потом их ведут к Причастию. Здесь приобщать нужно постепенно – и подарочки ребенку дарить, иконочки, просфорочки, пока дитя не позволит что-то большее в попытке осознать ход службы… Святое Причастие – важнейшее Таинство, и очень жаль, когда родители пытаются принуждением заставить ребенка приобщиться. Это совершенно неправильно, так как у ребеночка может остаться на всю жизнь стресс, кошмар. А мы стараемся его любовью и добротой обрадовать. Тогда ребенок со светлыми чувствами подходит к Св. Чаше. И потихоньку он захочет причащаться сам.  Расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях братьев и сестер в большой семье. Ладили друг с другом? Вот Вы в семье старший брат, маленьких не обижали?   Да, я, к сожалению, лупил маленьких и мы, честно сказать,  дрались,  я был сильнее всех, старше, и не так часто,  но все же порой разрешал вопросы силой. Взаимоотношения были, конечно, хорошие, дружественные. Но иной раз казалось, что твой брат нарочно вредничает, отнимает твои игрушки, и таким образом я часто пытался что-то ему доказать, а он мне. Думаешь, ну какой же он вредный, а ночью посмотришь на него – он спит как ангел, даже плакать хочется: какой же он хороший, а я его обижал… Мы с Яшей были более такие податливые. Женька был  самостоятельнее, от папы убегал, и даже очень активно заступался за маму, когда папа с ней строго разговаривал, единственный был, кто противился отцу.

http://pravmir.ru/xristianin-dolzhen-pri...

Наверное, можно не продолжать. “Тайна примирения” необычайно трезво описывает реалии духовной жизни христианина — как новоначального, так и уже много лет пребывающего в Церкви. Так, вопреки обычной практике понимания Таинства исповеди как “личного” Таинства, совершающегося отдельно от Церкви (этому способствует не вполне правильное толкование понятия тайны исповеди), отец Алексий обращает внимание на вселенскость происходящего — ведь на небесах и об одном кающемся грешнике бывает радость, — и большая, нежели о целом сонме праведников 2 . Экклезиологичность концепции покаяния в книге совершенно естественно приводит к тому, что здесь развенчиваются некоторые часто встречающиеся заблуждения, удачно и своевременно переносятся многие акценты — например, с привычного в нынешней практике “покайся, причастись и спасешься” на более редкое в реальности “кайся постоянно, ощути потребность в покаянии, а остальное сделает Бог”. Может быть, отец Алексий и не единственный, кто говорит об этом, но написана его книга чрезвычайно убедительно, и редко встречается столь удачное изложение священнического опыта, не имеющее оттенка высокомерной нравоучительности и не вызывающее тем самым отторжения. Быть может, секрет именно в том, что автор “ Тайны примирения” не отделяет себя от читателя: всё, что он говорит, он пережил сам, и поэтому щедро делится с читателем полученными выводами. Возвращаясь к Таинству исповеди, как оно описано и объяснено в книге, нужно заметить, что отец Алексий называет исповедь не просто исцелением человека, но “исцелением мира”. В его представлении покаяние как процесс переходит уже в область эсхатологии — не только Бог спасает и исцеляет мир, но и человек в синергии помогает исцелять вселенную, исправляя единственно доступное ему для исправления искажённое создание — самого себя. И поиск в человеке того, что принадлежит вечности, — это тоже дело не только Господне, но и человеческое. А предельное выражение человека в вечности — святость, которая является не самоцелью, а свойством: “человек, который сочетается с добродетелью, не исчезает, когда умирает, а даруется всему человечеству, осуществляется в человечестве через пространство, через время, через совсем иные измерения”.

http://pravmir.ru/retsenziya-protoierey-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010