Наше дело сказать правду. Если человек её примет, то этим спасёт и себя и мы будем оправданы перед Богом. Если человек не примет того, что мы говорим, то этим он осудит только сам себя. С нас же Господь в этой ситуации не спросит. Но если Бог даёт нам ясные указания сказать правду тому или иному человеку, а мы, движимые стеснительностью промолчим, то Бог осудит нас как нарушителей Его святой воли. 37. Ошибка всегда оправдываться, не вставая в защитную позицию в любом диалоге Святые говорят: «Кто пытается оправдать сам себя, тот совершает самоубийство». Нам не требуется самооправдание. Бог нас оправдает. Не нужно защищаться. Бог – наш Защитник. У этого правила есть исключение. Если обвинения на нас приводят к умалению авторитета Церкви или к несправедливому осуждению каких-то других людей, тут нам необходимо защищаться, объясняя мотивы своего поведения, свидетельствуя о том, как было на самом деле. 38. Ошибка думать, что матерная брань это что-то незначительное Современная матерная брань пришла в нашу жизнь из тюрьмы. Там мат — это необходимый элемент опознавания свой — чужой. Никто не будет материться перед вором в законе, а вот он материться может. Таким образом, человек там матерится с учётом «воровской иерархии». Когда воровская «шестёрка» выходит из мест заключения, мат становится для него знаком его власти над теми, кто матом не ругается. Поэтому тот, кто при вас матерится, интуитивно «прокачивает» свою власть в отношениях с вами. Это значит вас не уважают, пытаясь навязать вам свои правила общения. Особый случай — привычка. Бывает, что человек осознает неприемлемость мата, хочет остановиться, но не может. Такой человек извиняется, просит прощения и всё равно в каких-то ситуациях матерится. Такого человека можно считать вставшим на путь исправления. Тот же кто матерится, и не считает, что это плохо, тяжко согрешает. Верующий человек знает, что Слово — это одно из имён Бога. Величайший дар слова нам дан для молитвы и богомыслия. Верующий считает себя принадлежащим Богу. А это значит, что собственностью Бога является и наша жизнь и наши дела и наши слова. Вместе со словами у верующего человека из уст изливаются реки живой воды. Речь идёт о благодати святого Духа. Но тот, кто матерится — отрекается от этой благодати. Вот почему в жизни матершинника так много бесовщины. Подобное притягивается к подобному. Человек целомудренный притягивает к себе силу Святого Духа. Матершинник притягивает к себе все бесовские искушения, всякую грязь и мерзость… 39. Ошибка постоянно искать жалости или похвалы от других людей

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

Обычно человек, услышав или прочитав этот перечень, приходит в удивление («как можно все это исполнить?!») или прочитывает это с внутренним согласием как с чем-то ему сродным и приятным. Пока читает, что-то отмечает в себе как уже исполняемое, что-то очень знакомое… Да и на том дело кончается. Труда задержаться на чем-либо он себе обычно не дает, к размышлению себя не приучает. Потому большая часть прочитанного воспринимается им либо как полезное чтение, либо как благой совет, но редко – как правило, которое бы он взял в регулярное, ежедневное рассуждение, исполнение и вечерний отчет Богу, равно и еженедельный отчет духовному наставнику. Но не так бы надобно! Надо остановиться, задержаться на этом перечне. Выделить, что знакомо, что отчасти знакомо, что незнакомо совсем. Знакомо не в определениях, а в жизни, в поступках! Выделить, поставить в очередность их усвоения себе. Очередность поставить в годовое расписание на дни (или лучше на недели) или, по меньшей мере, занести каждое на отдельную карточку, а затем ежедневно вынимать из пачки одну из карточек, какая попадется, чтобы напомнить себе на день и поставить во внимание дня, размышления, исполнения. На этапе оглашения часть этих правил может быть подхвачена воодушевлением после чтения какой-нибудь святоотеческой книги и действием призывающей благодати. В период же промежуточный между оглашением и воцерковлением, который у многих людей тянется годами и десятилетиями, эти правила вообще выходят из памяти и соблюдается лишь то, что по естеству с рождения или воспитанием как-то усвоилось и само собой держится в навыке, остальное уходит все в забытье. Там, где труд над подобными правилами становится личной потребностью, там начинается период воцерковления, который приводит к состоянию истинного христианина. Переход от оглашения к воцерковлению зависит от решимости человека. Движение от воцерковления к истинному христианину зависит от веры, личного старания человека и его любви к Богу. Когда мы с вами обращаемся к книгам Святых отцов, то узнаем в них о многих добродетелях. И большинство из этих добродетелей как раз и обретается исполнением правил отношений к ближним. К уже названной книге Феофана Затворника могу порекомендовать всем в качестве правильника первый том сочинений преп. Ефрема Сирина из восьмитомного издания его трудов. Есть там главы «О добродетелях», посвященные новоначальному иноку, в которых дается очень живой и ясный, доходчивый и простой образ наших отношений с ближними. Здесь же приводятся и примеры неправды этих отношений. Если вы возьмете эти главы Ефрема Сирина в свое правило по отношению к ближним, этого будет более чем достаточно, чтобы управить себя в христианском нраве.

http://azbyka.ru/puti-i-oshibki-novonach...

Обычно человек, услышав или прочитав этот перечень, приходит в удивление ( " как можно все это исполнить?! " ) или прочитывает это с внутренним согласием как с чем-то ему сродным и приятным. Пока читает, что-то отмечает в себе как уже исполняемое, что-то очень знакомое... Да и на том дело кончается. Труда задержаться на чем-либо он себе обычно не дает, к размышлению себя не приучает. Потому большая часть прочитанного воспринимается им либо как полезное чтение, либо как благой совет, но редко — как правило, которое бы он взял в регулярное, ежедневное рассуждение, исполнение и вечерний отчет Богу, равно и еженедельный отчет духовному наставнику. Но не так бы надобно! Надо остановиться, задержаться на этом перечне. Выделить, что знакомо, что отчасти знакомо, что незнакомо совсем. Знакомо не в определениях, а в жизни, в поступках! Выделить, поставить в очередность их усвоения себе. Очередность поставить в годовое расписание на дни (или лучше на недели) или, по меньшей мере, занести каждое на отдельную карточку, а затем ежедневно вынимать из пачки одну из карточек, какая попадется, чтобы напомнить себе на день и поставить во внимание дня, размышления, исполнения. На этапе оглашения часть этих правил может быть подхвачена воодушевлением после чтения какой-нибудь святоотеческой книги и действием призывающей благодати. В период же промежуточный между оглашением и воцерковлением, который у многих людей тянется годами и десятилетиями, эти правила вообще выходят из памяти и соблюдается лишь то, что по естеству с рождения или воспитанием как-то усвоилось и само собой держится в навыке, остальное уходит все в забытье. Там, где труд над подобными правилами становится личной потребностью, там начинается период воцерковления, который приводит к состоянию истинного христианина. Переход от оглашения к воцерковлению зависит от решимости человека. Движение от воцерковления к истинному христианину зависит от веры, личного старания человека и его любви к Богу. Когда мы с вами обращаемся к книгам Святых отцов, то узнаем в них о многих добродетелях. И большинство из этих добродетелей как раз и обретается исполнением правил отношений к ближним. К уже названной книге Феофана Затворника могу порекомендовать всем в качестве правильника первый том сочинений преп. Ефрема Сирина из восьмитомного издания его трудов. Есть там главы " О добродетелях " , посвященные новоначальному иноку, в которых дается очень живой и ясный, доходчивый и простой образ наших отношений с ближними. Здесь же приводятся и примеры неправды этих отношений. Если вы возьмете эти главы Ефрема Сирина в свое правило по отношению к ближним, этого будет более чем достаточно, чтобы управить себя в христианском нраве.

http://zavet.ru/garmaev/ways05.htm

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 7  голосов:  5.0 из  5) В программе «Дорога к храму» рассказывается о суевериях и их истоках. Суеверия – тонкое душевное обольщение. Оно проникает во все уголочки человеческой жизни. Жизнь становится подчиненной выполнению каких-то странных правил. Источник: ТК «Столица» Расшифровка видео Павел Вепринцев: – Здравствуйте. Это программа «Дорога к храму». Кому из нас не приходилось слышать подобное: свечу на подсвечник надо ставить только правой рукой; чем больше в доме икон, тем лучше; христианин должен спать головою только на восток. Святые отцы Церкви называют подобные мнения «губительными» для души. Почему – в сюжете нашей программы. Человеческая жизнь – цепь различных обстоятельств, в которых личности приходится делать выбор, порой непростой. В современном понимании человек сам формирует свою судьбу, преодолевая или создавая обстоятельства, он идет к намеченной цели, реализует свои планы. Когда цепь запланированных обстоятельств рвется, человек теряет почву под ногами, начинаются поиски причин этого разрыва. Душа, для которой нет Бога, результатом своих неудач видит отнюдь не собственные грехи, причина кроется в неприятии неких очень важных внешних обстоятельств – отсюда черные кошки, соседки с пустыми ведрами, пятница тринадцатое. Суеверия – тонкое душевное обольщение, оно проникает во все уголочки человеческой жизни. Жизнь подчинена сложной схеме выполнения каких-то странных правил: если черная кошка, то надо плюнуть ей вслед три раза; если встал с левой ноги, то покидая дом, за порог надо ступить правой. Верящий в приметы без труда найдет сбывшееся в течение дня и с удовольствием расскажет вам, как обманул судьбу, обругав соседку с пустым ведром. Суеверие проникает и в святые храмы, новоначальному «захожанину» – именно так называют современные православные проповедники тех, кто бывает в Церкви от случая к случаю, – суеверные люди без труда расскажут массу полезной информации. Например, о том, какой рукой следует передавать свечу; или что означает, когда во время чтения Символа веры вдруг закололо сердце. Если в сердце есть место для Господа, то жизнь соразмеряется именно с Его волей, Его Промыслом о нас; а если Бог далек от сердца, то наполнено оно иным содержанием. Нет сомнений в том, что любое суеверие рождается не на пустом месте, а на почве неверия, страха, отсутствия надежды и любви. Борьба с этой страстью для христианина так же важна, как и со многими другими грехами. Так, у святого старца Амвросия Оптинского есть очень емкий совет, как это делать. «Не верь в приметы, – сказал он, – они и сбываться не будут».

http://sueverie.net/doroga-k-xramu-sueve...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте, мы с мужем прожили в браке 10 лет, он единственный мой мужчина, у нас есть дочь 10 лет. Два месяца назад развелись, т.к. еще в браке стал встречаться с женщиной старше на 13 лет, главное, что эту женщину я хорошо знаю. Сейчас много нехорошего говорят в мою сторону, но это не главное, дочь сейчас его считает предателем, хотя я ее постоянно убеждаю в обратном. Когда прихожу в храм ставлю и себе, и дочери, и бывшему мужу за здравие. Но сейчас очень тяжело, понимаю, что прошло мало времени. Я хотела бы спросить есть какие либо молитвы, чтобы легче пережить тяжелое время для себя Похожие вопросы 2 Ответа Ваше душевное состояние очень тяжелое, но вспомните мудрость царя Соломона: " И это пройдет! " Уже через год, а то и меньше, ваша боль не будет настолько острой. Потом она и вовсе отойдет в прошлое, а жизнь будет продолжаться. Вы ходите в храм и молитесь - значит, Бог, наш любящий Отец, найдет способ утешить Вас. Главное - это с христианским терпением переносить эти временные скорби и не впадать в уныние. Молитва - это не заклинание, а разговор с Богом. Расскажите Ему все своими словами, Он услышит. И обязательно поможет, ведь Вы ведете себя правильно, не испытывая злобы к бывшему мужу, не настраивая против него дочь и молясь за него. Делайте так и дальше, и все будет хорошо. С уважением, Утешение Вы всегда обретете в Боге. Но духовная жизнь православной христианки не заканчивается на свечках за здравие. Начните воцерковляться - регулярно приступайте к исповеди и причастию, молитесь дома и в храме. Вам поможет статья " 8 шагов новоначального христианина " . Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 61  чел. Всего просмотров 5.6 млн. Всего вопросов 4033 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/tjazhelo-posle-r...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте. Вчера пропала последняя надежда. Операцию по раку мозга отказались делать, мне дают 4-6 месяцев жизни. Я плохо знаю православие и все его Кононы. Что мне нужно сделать перед уходом? Похожие вопросы 3 Ответа Здравствуйте. Я не стану утешать, Вы сами прекрасно понимаете, что происходит и чем закончится. Поэтому то, что я напишу, принимайте за краткую инструкцию, которая поможет Вам достойно, по-христиански покинуть этот мир. Для начала попробуйте собраться с мыслями. 4-6 месяцев, конечно, мало по сравнению с целой жизнью. Но этого достаточно, чтобы подготовиться к Жизни Вечной. Этого времени точно хватит, чтобы осмыслить прошедшую жизнь и постараться исправить те ошибки, которые в ней были. Поэтому постарайтесь примириться со всеми, с кем были в конфликте, обидах и т.д. Какие-то ошибки уже нельзя исправить и жизнь не отмотать назад. Но у Вас есть возможность осознать эти грехи и принести в них искреннее покаяние. Делать это надо на  исповеди . Идите в храм, найдите священника и попросите его исповедовать Вас. Постарайтесь не затягивать с этим, болезнь Ваша непредсказуема. Исповедавшись в грехах, совершите первый и важный шаг. После этого старайтесь регулярно, насколько это возможно, исповедоваться и  причащаться Святых Христовых Тайн . Когда станет сложно посещать храм, то просите близких пригласить священника домой для исповеди и причастия. Будет нелишним и  соборование . Старайтесь молиться дома, личная молитва очень важна. Читайте Евангелие. Также Вам, в какой-то степени, поможет статья " 8 шагов новоначального христианина "   Всем, и больным и здоровым нужно готовиться к встрече с Богом. Если Вы жили вне Церкви, то постарайтесь войти в неё на пороге главного экзамена, который определит Вашу участь в вечности. С мирской точки зрения Ваше положение ужасно. Но с точки зрения спасения души для вечной жизни это не так. Бог дал Вам уникальную возможность очистить себя от грехов и подготовиться для вечного блаженства в Раю.

http://azbyka.ru/vopros/chto-nuzhno-dela...

Поэтому в самой постановке вопроса заключается не совсем подходящее для достижения основной цели средство: «говорить». Опыт показывает, что говорить-то как раз нужно поменьше. Нужно действовать согласно той новой реальности, которую человек ощущает как член Церкви Христовой. Эта новая реальность в первую очередь подразумевает покаяние. Покаяние не как эмоции, а как реальный труд над своей душой, с задачей измениться. Напомним, что греческий вариант слова «покаяние» буквально означает «перемена». То есть покаяние значит: я каюсь, и, следовательно, изменяюсь. Мы сегодня все в духовном смысле «непричесанные»: гневливые, страстные, где-то злобные даже. И вдруг происходит обращение к вере и человек меняет эту свою «непричесанность» на духовное благообразие. Если он реально изменяется в лучшую сторону на глазах близких людей, то едва ли что-нибудь иное сможет вызвать более сильную реакцию, чем вид этой перемены. Не это ли самое главное, в отличие от тех слов, которые мы всегда готовы проповедовать? По-настоящему силы в наших словах еще нет: сила слова возникает вместе с опытом. И у новоначального христианина нет такого опыта. Поэтому если человек больше озаботится переменой в составе своей души и она реально совершится и принесет плоды, то именно эти явления в отношении к окружающим и будут красноречивее любых слов. С коллегами по работе тоже хочется хотя бы затронуть тему веры. Ведь люди могут заинтересоваться! Нужно стараться различать деятельный интерес, праздное любопытство и лукавое совопросничество. Вы должны понимать, что если при обсуждении духовных предметов возникает недобрая реакция, к примеру, произносится богохульство, то лучше удалиться от такого разговора или переменить тему, удержав свое миссионерское рвение, ибо сказано, «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6). Если же вы видите заинтересованного слушателя, который, возможно, применит ваши слова к действию, можно и нужно говорить. Но, во-первых, лучше делать это не в рабочее время, т.е. буквально не во время труда; для этого есть перерывы в работе.

http://pravmir.ru/nuzhno-zhdat-kogda-sam...

Об этом же говорят и авторы-аскеты новейшего времени . Таким образом, опытность в борьбе с грехом, в борьбе со страстями, понимание последовательности и закономерностей духовного восхождения — ключевая характеристика старца. Она же указывает на главную его функцию как помощника в духовной жизни, проводника по основным ее этапам. Старец не оракул, и дар прозорливости вовсе не обязателен для подлинного руководителя. Исходя из этого, мы можем сегодня дать рассматриваемому явлению такое определение. Старчество — это православная аскетическая практика , заключающаяся в обращении новоначального инока к духовному руководству более опытного подвижника. Под аскетическими практиками при этом понимаются конкретные виды духовного делания, ведущего христианина к соединению с Богом. Среди христианских аскетических практик можно назвать молитву (частную и литургическую), духовное окормление (старчество), молитвенное чтение Священного Писания и писаний святых отцов, внешние подвиги (пост, бдение, поклоны, ношение вериг и так далее). Для церковного Предания не характерна абсолютизация какой-то одной из этих практик, они воспринимаются как орудия духовной брани, средства для достижения конечной цели — спасения. Все они были известны в новозаветные и первохристианские времена (о чем ниже мы скажем подробнее) . Старческое окормление — одна из таких аскетических практик, один из путей духовного трезвения. В истории православной аскетики старчество никогда не выступало как отдельное изолированное делание, но существовало в комплексе с другими аскетическими практиками: молитвой, внешними подвигами (постом), молитвенным чтением и так далее. Не случайно расцвет старческого руководства часто шел бок о бок с расцветом других аскетических практик, как это наблюдалось, например, в монастырях преподобного Паисия Величковского. Главная характеристика старца — это его опытность в духовной брани; все другие благодатные дары факультативны и не обязательны, более того — могут быть бесполезны и даже вредны при отсутствии главного: опыта и рассуждения.

http://bogoslov.ru/article/440005

Конечно, это первое обращение, если оно было истинным, христиане должны и ныне, и во веки исповедовать как великое Божие благодеяние; но они не могут им ограничиваться и на нём успокаиваться. Со временем в глубинах своего внутреннего человека они ощущают сокровенное влечение всё более полно и внутренне совлекаться всего (Фил. 3, 8; Кол. 3, 9) и притекать и прилепляться к Богу. Они чувствуют, что от них требуется нечто гораздо более высокое, основательное и совершенное, нежели новоначальное обращение; их сердца говорят им о путях Божиих, о том, что Он хочет всецело и чисто усыновить их Себе (Рим. 8, 15). У некоторых это проявляется сильно и ясно, у других – слабо, прикровенно и не так отчётливо; во многом это зависит от того, собрана ли и безмолвна душа, или рассеяна. Блажен христианин, осознающий в себе сей святой призыв Божий и детски и безусловно предающий себя ему! Это вышеупомянутое влечение внутреннего человека происходит в нас именно потому, что Бог о имени Иисуса столь благорасположен и близок нам. Сей близкий нам Бог-Любовь касается Своей любовью нашего духа, как магнит железа, и притягивает его к Себе (Песн. 1, 3). И от этого наш дух приходит в такое устремление, в такое движение, что он уже не может остановиться ни на чём, кроме Бога. Если душа будет хранить себя (1 Ин. 5, 18) посредством внутрь-собирания, если она самоотверженно уберёт со своего пути всё, что удерживает и останавливает дух и последует сему влечению внутреннего человека, всецело вверив себя и всё своё в руки Бога, – то это влечение приобретёт такой вес в любви, ведущей человека к Богу, что оно будет подобно текущим вниз потокам воды, увлекающим с собою в океан всё, или брошенному с высоты камню, неизменно устремляющемуся к своему основанию, к земле. Это и есть – заниматься внутренней молитвой , а именно: быть внимательным к сему влечению внутреннего человека, всячески держаться его и, следуя ему, в отвержении всего, что не есть Бог и Божие, приближаться к Богу во Христе и всецело предавать себя Ему.

http://bogoslov.ru/article/6168445

Второе , о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что на исповеди приходится слышать и такое: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Такая молитва Богу не нужна. Чтобы исполнение правила не превратилось в пустую «вычитку» (прочли правило для галочки, и можно спокойно идти заниматься делами), нужно читать его не торопясь, лучше вслух, вполголоса или шепотом, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно, ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Перед молитвой нужно постоять некоторое время перед иконами, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения и только тогда начинать молитву. Если во время чтения молитв рассеивается внимание, приходят посторонние помыслы и мы отвлекаемся от читаемого, рекомендуется остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием. Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда, с благословения духовного отца или приходского священника, он может выбрать из молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв, например, три или четыре, и молиться пока по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из молитвослова. Как бы восходя от силы в силу (ср.: Пс. 83, 6–8). Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне к этому стремится и не стоит на месте в молитвенной жизни Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнять несокращенное правило. Он еще многого не понимает, незнакомый церковнославянский текст пока еще сложен для его восприятия. Чтобы осознать смысл читаемых текстов, следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне к этому стремится и не стоит на месте в молитвенной жизни. Здесь можно привести такое сравнение. Каждый, кто начинает заниматься спортом, начинает с небольших нагрузок. Например, бегает на короткие расстояния, занимается с облегченными гантелями, но потом постепенно, все больше и больше, увеличивает нагрузку и в итоге достигает хороших результатов.

http://pravoslavie.ru/98836.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010