Так, коррекция страсти чревоугодия и стяжание воздержания сводятся у свт. Феофана, по сути, к насаждению в душе начинающего христианина начатков христианской нравственности. Пост, молитва , церковно-общественная, государственная, семейная жизнь – это, вроде бы, обычаи ещё человеческие, но, по мысли Святителя, самая «память предков обязывает» новоначального «к молчаливой покорности. Опыт показывает, что нарушение таких обычаев всегда в близкой связи с развращением нравов. Что отсюда исключаются все обычаи века развращённые, это разумеется само собою. Но и вообще строго должно помнить различие между обычаем и заповедию, или законом. Потому что развращающийся в сердце и уме всегда почти начинает с презрения к обычаям, а потом, по неведению, хотя не без желания, и все уже начинает почитать обычаем, то есть и веру, и нравственность, и также начинает их презирать. Так надобно знать сию границу. Что окрест, на то ещё можешь наложить руку; но сердца, нравственной жизни, обязанностей не касайся… В сем отношении есть обязанности безусловные, какие человек-христианин должен исполнять, кто бы он ни был и в каких бы обстоятельствах ни находился; и есть условные, обязательные только под известными условиями. Например, обязанности отца лежат только на женатом, и притом имеющем детей». Безусловные обязанности «вытекают из существа человека и христианина», из исповедуемых им евангельских заповедей, а условные – «из его состояния и положения в мире. Не должно, однако ж, думать, будто условные обязанности малозначительны. Для того, к кому они идут, они имеют силу безусловных, ибо суть не что иное, как ближайшее их приложение к его быту». Он своих христианских обязанностей «и не может выполнить иначе, как посредством» этих вроде бы условных, сиюминутных отношений в семье, церкви, государстве и т.д. «Сии и стоят у него на первом плане, а те сокрыты под ними; поэтому, хотя бы и не имел он в виду первых, но выполняет их чрез последние… Замечательнейшее в сем отношении разделение обязанностей – на обязанности справедлив ости и любви, или доброхотства. Такое положено Богом между людьми отношение, чтоб один не нарушал свободы и прав другого и воздавал ему то, чем должен ему. Сего требует, как говорят, справедливость. Кто исполняет сие, тот прав; кто нарушает, не прав. Его можно предать суду и требовать удовлетворения. Требования такого рода суть обязанности справедливости. Они составляют внешнюю ограду добродетельной жизни. Кто нарушает закон справедливости, тот выступает из области добродетели; но кто исполняет их, тому, для полноты добродетели, надобно ещё приложить дела любви и к людям, и к самой правде. Любовь не ограничивается одною справедливостью или одним тем, чего требует правда, но охотно делает больше того, по одному внутреннему доброхотству. Кто делает так, тот нравственно добр; но принудить к сему никого нельзя» 616 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Я переживал за новоначального, которого мы взяли. Дул сильный ветер, и мы усадили его под елью, а то он мог бы простыть. Пришли отцы из Лавры, и мы все поднялись на святую вершину, чтобы совершить поклонение. Но мне и послушнику не нашлось места, где сесть. Всю ночь, едва не падая от усталости, я просидел на камнях, даже не мечтая о деревянном сиденье. Святая Гора Афон Отцы пребывали в духовном созерцании, и только я был печален, угнетаемый трудами и заботами. Когда всенощная закончилась, благоговейнейший настоятель Лавры сказал мне: «Эге, старче Хрисанф! Видно было, как ты устал и что твой ум порабощен заботой, которую сам ты себе и устроил. Нечего ходить на вершину вместе с послушником». У всех участников всенощной лица сияли радостью. Но я, совершивший недолжное, безмолствовал. Ведь старец Онуфрий, уклонившись от ответа, тем не благословил меня идти. А я пошел, и это меня угнетало. Однажды, застав старца Онуфрия, когда тот был один, я рассказал, что чувствовал в ту ночь. Он мне ответил: –  Любой христианин, монах он или мирянин, достигший высоты добродетелей, если не удержится на этой высоте по невниманию, будет что котелок, который выбросили вон в тот овраг за скитом, и он заржавел. Так вот: что приобрели, то и потеряли, а потом ходим и бродим в овраге, чтобы все найти. Пот проливаем, руки до крови раздираем, а ноги наши в глине увязают. Когда у монаха в сердце иссякает молитва, до этого расцветавшая от смирения, словно роза, он должен немного потрудиться. Прежде всего – помолчать немного, не разговаривать без нужды, всегда молиться умом, пред очами представляя всех тех отцов, которые от превозношения впали в заблуждения и прочие бесчестные страсти. Следует вспоминать их покаяние, благодаря которому они вернулись на спасительный путь и смогли сберечь в своем сердце молчаливое созерцание и искреннюю молитву. Поэтому ты больше молчи, а иначе настанет день – и ты впадешь в неминуемые искушения, а рядом не окажется советчика. Молись чаще праведной Анне, да не попустит она тебе впасть в искушения, конца которым бывает не видно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каждый человек должен стремиться жить высшими ценностями и при необходимости ради них поступаться ценностями низшими. В тяжелые времена, чтобы отстоять свою веру, свободу и независимость Отечества, наши предки жертвовали жизнью. Что же видим мы сейчас? Всеми способами в сознании людей насаждается противоположная шкала ценностей: главное – деньги, власть, имущество, потом – личность с ее правами, здоровье, удовольствия и т. д. Откуда же появятся государственные люди, которые не будут продавать за деньги интересы народа, воины, готовые отдать жизнь за Родину, монахи, отрекшиеся от мира для служения Богу, если в народном сознании утверждается система приоритетов с денежной купюрой наверху?! Путаница в ценностной ориентации создает помехи на духовном пути, поэтому всякому новоначальному христианину необходимо прежде всего выстроить внутри себя правильную систему ценностей. Здоровье От мирских людей часто можно услышать, что здоровье – самое дорогое в жизни человека. Христианин с этим, конечно, не согласится – у него другая шкала ценностей. Однако и здоровье играет свою роль в духовной жизни, накладывая на нее и на весь путь спасения человека свой отпечаток. У людей здоровых больше возможностей, больший выбор в средствах спасения, но, вместе с тем, больше соблазнов, шире круг обязанностей. По причине общего отравления окружающей среды и ухудшения наследственности хорошее здоровье становится явлением все более редким. Многие болезни, такие как аллергия, хондроз, бронхит, язва желудка, не лишают человека трудоспособности и не мешают спасаться. Более того, они даже ограждают от многих искушений, смиряя гордость и угашая разжжение плоти. Терпение болезней имеет для христианина смысл крестоношения, восполняет недостаток в произвольных подвигах благочестия, очищает от грехов. Поэтому святые отцы говорят, что монаху хорошо «прибаливать», для него это нормальное состояние. Болезни порой тянутся годами. Одни проходят – на их место приходят другие. Стремление к абсолютному здоровью ценой больших затрат средств, времени и сил нужно признать ошибочным и неполезным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нам постоянно хочется слышать от других: «Как вы чудесно выглядите» или: «Боже, как вам тяжело». Попытаемся так себя вести, чтобы избегать слов жалости и похвалы от других людей. Если вам тяжело — молитесь Богу. Если у вас всё хорошо — благодарите Бога. Будьте скромными в общении с другими людьми. Если Богу будет угодно, Он Сам пошлёт к вам тех, кто вас пожалеет и поможет решить ваши проблемы. А вот стремление любой ценой добиться жалости или похвал — признак неверия? Опять повторяю то, что и раньше говорил: «Если Бог не поможет, никто не поможет. Если Бог поможет, никто не помешает». 40. Ошибка думать, что верующий человек не может прекратить общения с каким-то человеком На самом деле иногда нам приходится прекращать отношения с каким-то человеком. Без осуждения, без обиды, без желания отомстить. Просто так надо. Это можно воспринимать как вынужденную разлуку или как диету, предписанную врачом. Ниже мы укажем вам на четыре причины для удаления от отдельных людей: 1) Удаляемся от коварных людей: «Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного. Как охотничья птица в западне, таково сердце надменного: он, как лазутчик, подсматривает падение; превращая добро во зло, он строит козни и на людей избранных кладет пятно. От искры огня умножаются угли, и человек грешный строит козни на кровь. Остерегайся злодея, – ибо он строит зло, – чтобы он когда-нибудь не положил на тебе пятна навек. Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих». ( Сир.11:29-34 ). Коварный человек, это тот, кто сеет раздоры, умножает ссоры, усиливает ненависть людей друг к другу. Основное средство коварного человека, это клевета. 1. 1. Откровенная клевета. Это когда кто-то оговаривает ближнего, утверждая что он делал или говорил то, чего вообще никогда не было. Допустим Андрей должен Игорю 100 тыс. рублей. Он не может вернуть их вовремя. Поэтому он лжет, заявляя что Василий должен ему 200 тыс., которые он никак не хочет возвращать. Это открытая клевета. Она будет ещё и наглой, если Василий никогда не имел с Андреем денежных отношений.

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

Увы, ваш угрюмый вид не делает вас более православным. Вы даже не смотритесь как сугубо православный, если пытаетесь изображать из себя сурового аскета. Православие — это античное прочтение Евангелия, а Евангелие это угрюмая (пардон) Радостная Весть! Кстати, радость — это один из плодов Духа Святого! Если вы не умеете радоваться — пообщайтесь больше с детьми, только не в интернете. Есть такое упражнение: Вы встаёте перед зеркалом, ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Подбородок поднят так, чтобы лицо было обращено как бы к небу. Руки расставьте так, будто вы ловите огромный воздушный шар. Считайте до трёх и получите подзатыльник от человека, которого вы должны заранее подговорить. После трёх таких подзатыльников вы обязательно почувствуете радость. Можно и без подзатыльников. Просто настройтесь на то, что вы будете благодарным и позитивным. 30. Ошибка — считать себя хоть и грешником, но Великим! Будьте простым, спокойным человеком, храните в себе сокровенное и не считайте себя великим человеком. Прот. Фома Хопко учит: «Не старайся быт известен людям, если хочешь прославиться у ангелов небесных». Еще раз: простота, сокровенность, тихость, малость. Это признаки духовной глубины. 31. Ошибка забывать о том, что у нас два уха и только один рот Есть идея, что Бог нас задумал такими специально. Это значит, что мы должны слушать как минимум в два раза больше, чем говорить. Мы не должны говорить просто так, чтобы заполнить пустоту. Мы не должны что-то говорить ради разговора. Если нам не о чем поговорить с этим человеком, может быть есть смысл переключиться на другого. Если быть внимательным, то можно увидеть, что рядом с нами есть тот, кто нуждается в нашем совете, кому разговор с нами нужен для изменения жизни, а не для имитации близких отношений. Кто-то из отцов сказал: «Я часто каялся в том, что сказал лишнее. И никогда – в том, что хранил молчание». Иногда мы обязаны сказать что-то важное. Но сначала нужно мысленно обратиться к Богу, чтобы он дал нам чувства меры. Иногда люди сначала доверяют нам, а потом жалеют, что доверились. Так бывает, когда мы вываливаем на людей больше информации, чем люди могут вместить и переварить. 32. Ошибка — совмещать веру во Христа с посещением бабок-гадалок, экстрасенсов, колдунов и медиумов

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

Помните, что если Бог не поможет, никто не поможет, если Бог поможет, никто не помешает. Бог сильнее всех демонов на свете. И Он нас любит, защищая нас как мать защищает грудное дитя. Бог дал нам самые лучшие средства защиты от действия падших духов: вера во Христа, стремление исполнить заповеди Божии, молитва, чтение Писания и участие в Таинствах Церкви, главными из которых являются таинства исповеди и Причастия. Тот, кто принимает это всеоружие со смирением и благоговением — может жить не оглядываясь на манипуляции разных суеверных людей. Тому же, кто эти Богом данные средства отвергает — не помогут никакие бабки, никакие заклинания от порчи и амулеты. 33. Ошибка постоянного сравнивания себя с другими людьми На земле нет двух одинаковых людей. Вы другой и это не потому, что вам не повезло или наоборот повезло. Вам Бог дал такой крест, который вы можете вынести. Лёгкий крест вас не спасёт, не подготовит вас к достойной встрече с Богом. Излишне тяжёлый может раздавить. Потому несите тот крест, который несёте. Человеку, движимому завистью, трудно угодить. Повод для зависти есть и у царей и у жён олигархов и у самых великих святых. Иногда Господь видит, что человек хотя и неплохой, но царства небесного не ищет и покоряться Богу не собирается. В этом случае Бог даёт человеку земную награду, позволяя ему наслаждаться цветом жизни земной. Однако за порогом смерти этого человека не ждёт ничего хорошего. Всё, Бог уже рассчитался с человеком за все его добрые дела и больше ничего этому человеку не должен. Если вы хотите сравнить себя с таким человеком задайте себе вопрос: готовы ли вы обменять на бренные и быстро исчезающие вещи свою вечную жизнь с Богом в Его любви? 34. Ошибка думать, что любое суждение о добре и зле уже есть грех осуждения На самом деле в христианство не всякое осуждение греховно. Смотрите сами: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас». ( 1Кор.5:12-13 .) «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» ( 1Кор. 6:1-3 .)

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

Тем не менее, среди людей, считающих себя христианами, есть много мужчин и женщин, которые НЕ считают отношения вне брака или до брака греховными. А зря. Напрасно люди пытаются укрепить отношения за счёт секса… Чем больше они пытаются это сделать, тем быстрей разваливаются их отношения. Ведь «если Господь не созиждет дом, всуе труждается зиждущий». ( Пс.126:1 ). Бог не проклинает прелюбодеев, но незаметно уходит из их жизни. Они сделали свой выбор, показали своё отношение к Нему и Его закону. И Он оставляет их, чтобы однажды сказать им следующее: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:22-23 .) Однако до тех пор, пока человек жив, он может покаяться в этом грехе. Важно только отметить, что истинное покаяние предполагает обязательное исповедание и оставление греха. 17. Ошибка думать, что грех прощается автоматически для тех, кто считает себя христианином До тех пор пока ты не оставил свой грех, — ты не покаялся. Если ты думаешь, что покаялся, а сам снова вернулся к греху — ты не покаялся. Даже если ты поставил толстую свечку в храме. Даже если ты — спонсор храма. Даже если ты священник. Даже если ты был на исповеди или на приёме у архиерея. Потому что истинное покаяние — это исправление греха. Если ты своим грехом повредил кому-то из людей, разрушил чьи-то отношения — ты должен по возможности исправить то, что натворил. Если украл деньги -верни и прибавь к украденному что-то от себя. Если нахамил кому-то, извинись, попроси прощения. Будь готов прийти на помощь к этому человеку в трудную минуту. 18. Ошибка думать, что хамство, грубость и лицемерие — это мелочи, на которые Бог не обращает внимания Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Кто был неверен в малом, потеряет и то малое, которое имел. (См. Лк.16:10 ). Поэтому – верность Богу чаще всего испытывается мелочами. И неверность кстати тоже. 19. Ошибка думать, что с верующими людьми можно вести себя грубо и поступать несправедливо. Дескать, они обязаны смиряться и терпеть

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

...Для новоначального искание места сердечного, т. е. искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное... такое начинание – начинание гордостное, безумное! (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 271). Источник. Божественная благодать, осенивши душу, преподает ей духовное ощущение, – и страсти, эти ощущения и влечения плотские и греховные, остаются праздными (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 526). Душа, не возделанная Евангельскими заповедями, и тело, не возделанное трудами благочестия, не способны быть храмом Божественной благодати, храмом Святаго Духа (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 526). Если же по небрежению и рассеянности впустишь в себя грех... то благодать отступит от тебя, оставит тебя одиноким, обнаженным. Тогда скорбь... сурово наступит на тебя, сотрет тебя печалью, унынием, отчаянием, как содержащего дар Божий без должного благоговения к дару. Поспеши искренним и решительным покаянием возвратить сердцу чистоту, а чистотою дар терпения, потому что он, как дар Духа Святаго, почивает в одних чистых (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 550). Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его смотрения, тогда христианин не осуждает... , но пламенеет ко всем тихою, непорочною любовью (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 140). При истинном духовном подвиге благодать Божия, насажденная в нас Святым крещением, начинает исцелять нас мало-помалу от слепоты духа посредством умиления (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 54). Источник. Когда... Божественною благодатию начнет очищаться дух человеческий, тогда он постепенно переходит от познания духов к духовному видению их. Это видение совершается умом и сердцем, даруется Духом Святым. Оно естественно уму и сердцу обновленным... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 59). Источник. Сердце, осененное Божественною благодатию, воскресает в духовную жизнь, стяжавает духовное ощущение, неизвестное ему в состоянии падения, в котором словесные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 62). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

8) Отсюда бывает, что многие начинают, но немногие кончают жить благочестиво, потому что не хотят терпеть искушений и скорбным путем идти, и так с него совращаются. Но говорит Христос начавшему благочестиво жить: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2:10). 9) Отсюда видим, как нужно христианину непрестанное старание, воздыхание и молитва, чтобы не совратиться с пути истинного, но до конца верным пребыть. 10) Для этого полезна всегдашняя память о смерти, о том, что она нечаянно и различным образом восхищает людей, память о Страшном Суде Христовом, о муке вечной, о царствии небесном. Память об этом и верное рассуждение не попустит совратиться с пути. Вспоминай об этом часто, и рассуждай: благополучие и неблагополучие временное минует, но то, что после смерти будет, не минует. Все мирское здесь останется, и само тело в земле погребается, а одна душа в оный век отойдет, и с душой неотступно добродетель или грех. Горе душе, если с грехом отойдет! Ибо с чем отойдет, с тем и на Суде Христовом явится. Поминай это, будешь себя очищать покаянием, слезами и воздыханием, да не явишься пред Господом Богом твоим с грехами. 11) Лучше все здесь терпеть, что ни приключится, нежели в будущем веке терпеть. Ибо здесь, какое ни бывает бедствие и страдание, оно легкое и краткое, а там тяжкое, нестерпимое и вечное. Ибо все временное в сравнении с вечным есть как ничто. Там страдание без утешения. Здесь страждем и надеждой избавления прохлаждаемся, а там страдание и мучение с отчаянием, ибо без конца. Здесь тяжкое и несносное страдание смертью кончится, ибо смерть всему полагает конец, а там человек будет страдать и умирать, но никогда не умрет, будет мучиться, но никогда не отмучится. Поминай сие, и утвердишься в терпении. 12) Лучше утешаться и веселиться вечно, нежели временно. Ибо временное все минует, а вечное всегда пребывает и, как река, непрестанно течет. Где те, которые в веселостях мира сего пожили? Нет их, и веселости их кончились. Но претерпевшие ради благочестия утешаются в лоне Авраама, и память их пребывает в род и род. Так после суетного и краткого веселья следует вечная скорбь и горесть, а после краткой, и благочестия ради претерпленной скорби наступает вечное утешение и веселье. Душа благочестивая, как только отойдет из тела, как из темницы, тотчас чистейший и яснейший свет видит, и во свете видит свет (Пс 25:10), и начинает новое, благоприятное веселье, радостное, спокойное, мирное, безмятежное, славное, вечное и блаженнейшее житие, и забывает все, что в мире с ней ни приключилось. Тогда видит и получает все обещания Божии, о которых слышала в святом Божием слове. Этого, как себе, так тебе и всем получить желаю. Напутствие новоначальному иноку

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Начиная свой христианский путь, новоначальный христианин, или, как нынче принято говорить, воцерковляющийся человек, становится заложником скудности собственных знаний о православной вере . Хочется поступать как положено христианину, а вот как положено – не всегда понятно. Обращение к современным источникам информации порой даже больше затрудняет поиск нужных ответов. В интернете информации столько, что за всю жизнь не перечитать, а полки в книжных магазинах поражают обилием православной литературы. Очень легко потеряться в таком море информации. В этой публикации кратко описаны восемь шагов, которые помогут новоначальному христианину правильно выстроить свою духовную жизнь и укрепляться в вере. 1. Изучение Священного Писания Священное Писание – это источник Божественного Откровения , из него мы узнаём о  Боге и Его заповедях . Основа христианского вероучения – Евангелие , название это переводится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изучать Евангелие и постигать учение Христово, которое в нем содержится. У христиан нет никаких тайных знаний о Боге, мы черпаем знания со страниц Священного Писания. И для священника , и для мирянина Евангелие одинаково, и все в одинаковой степени призваны соблюдать те заповеди, которые дал Господь. Поэтому для христианина важно читать и изучать Священное Писание. Чтение стоит начинать с  Нового Завета , с Евангелия, ежедневно прочитывая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо помнить, что вдумчивое его изучение не предполагает поспешности. Поэтому совсем не лишним будет параллельно с чтением пользоваться толкованиями святых отцов , в которых глубоко раскрывается суть евангельских повествований.    Очень хорошо будет присоединиться к группе по изучению Священного Писания. Такие группы, очные и дистанционные, бывают при храмах и православных учебных заведениях. При выборе дистанционной группы в интернете надо удостовериться, что группа православная, иначе есть риск попасть к сектантам или еретикам. 2. Личная молитва

http://azbyka.ru/vosem-shagov-novonachal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010