Всегда сложно и непонятно делать первые шаги, когда ты уже осознал, что Бог есть и это что-то для тебя значит, то есть ты не просто соглашаешься с этим пониманием, но решаешь, что продолжать дальше жить, так как ты живешь, больше уже никак нельзя. Нужно что-то менять Чем больше мы живем в Церкви, тем больше начинаем понимать – вопросы не только не прекращают появляться, с каждым днем их становится все больше и больше. Причем вопросы множатся вне зависимости от степени нашего духовного или светского образования, они как снежный ком – чем дальше, тем все громадней и непредсказуемей. Однако от состояния нашей готовности воспринимать сложности зависит наша готовность прилагать усилия для созидания в самом себе христианина. Всегда сложно и непонятно делать первые шаги, когда ты уже осознал, что Бог есть и это что-то для тебя значит, то есть ты не просто соглашаешься с этим пониманием, но решаешь, что продолжать дальше жить, так как ты живешь, больше уже никак нельзя. Нужно что-то менять. Но как менять, что именно менять – понимание приходит, увы, не сразу. И здесь есть свои причины. Для новоначального христианина главная проблема – это проблема соответствия своего внешнего облика тому внутреннему заданному для себя идеалу, к которому необходимо всем нам стремиться. Это одна из самых больных тем для людей, считающих себя верующими. Действительно, мы живем в мире, который встречает по одежке, но из-за недостаточности ума не всегда может по нему и проводить. И этой болезнью болеют не только закостенелые атеисты – достаточная часть нашего церковного общества полагает главным для себя бороться с внешней оболочкой человека, забывая, что внешность бывает весьма и весьма обманчива. Конечно, не нужно совсем думать, что внешняя составляющая совсем ни о чем не говорит. Но на первых порах нашей церковной жизни она действительно ни о чем не говорит, стоит подождать совсем немного, как все станет на свои места и человеку станет ясно и понятно, что храм это не место для демонстрации модного пирсинга и тату. Равно как и всякий, решивший всерьез заняться спортом, понимает: рано или поздно придется выучить и соблюдать правила игры, если ты решил стать действительно спортсменом, а не дворовым хулиганом. Но если всякий раз заострять свое внимание только на этом , то есть опасность, что именно это внешнее и останется для нас главным во всей нашей церковной жизни.

http://pravmir.ru/kurs-vyzhivaniya-dlya-...

     Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу». Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни. В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах. Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.      Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.

http://pravoslavie.ru/103901.html

(См. Книги ). Чтение святых отцов Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самим делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовного состояния, ему никак не идущего. Эта мечтательность будет временем лестно услаждать воображением высоких добродетелей, временем наводить на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей, всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом соделывать жизнь нашу пустой, бесплодной. Христианину, которого жребий – проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. 6. 375–376 Если книга преподает советы о безмолвии и показывает обилие духовных плодов, собираемых в глубокой пустыне, то в новоначальном непременно явится сильнейшее желание удалиться в уединение, в безлюдную пустыню. Если книга говорит о безусловном послушании под руководством духоносного отца, то в новоначальном непременно явится желание строжайшего жительства в полном повиновении старцу. Бог не дал нашему времени ни того, ни другого из этих жительств. Но книги святых отцов, написанные об этих жительствах, могут подействовать на новоначального так сильно, что он, по неопытности своей и незнанию, легко решится оставить место жительства, на котором имеет всю удобность спастись и духовно преуспеть исполнением Евангельских Заповедей, для несбыточной мечты совершенного жительства, нарисовавшейся живописно и обольстительно в его воображении. 5.53 Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о правах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши ( Пс. 17, 26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Порой бывает так, что в погоне за высокими добродетелями мы не видим тех возможностей для духовного преуспеяния, которые есть в нашей повседневной жизни, которые Господь нам всегда подает. И хотя сегодня нет тех обстоятельств, о которых мы читали в житиях святых и подвижников, но у нас есть возможность нести тот жизненный крест, который обязательно есть у человека, совершать подвиг любви к людям, не выходя из дома – по отношению к нашим близким. Потому что иной раз мы готовы любить людей вообще, но не можем терпеть людей конкретных – пьющих родственников, неверующих соседей и сотрудников по работе, и так далее. Каждому времени, да и каждому христианину, дается свой вид подвига. Надо просто очень внимательно смотреть вокруг себя, чтобы не получалось так: " Я, может, и была бы настоящей христианкой, если бы в моей жизни было то-то и то-то, но пока ничего этого нет... " . А на самом деле каждому человеку в любую минуту его жизни приходится делать выбор: поступить по-христиански или по-своему хотению. Внимательное отношение к своим поступкам, к своей душе – это и есть путь напряженной духовной жизни. Что касается духовника... Да, действительно, он нужен каждому христианину, особенно новоначальному. Мне много раз приходилось отвечать на этом сайте на вопрос, как его найти. У Вас в храме часто меняются священники – да, такое тоже бывает. Но ведь на смену одним приходят другие, и среди них можно найти того священника, который мог бы удовлетворить Ваши духовные запросы. Ведь мы не выбираем духовника однажды и на всю жизнь, мы не должны прилепляться к человеку. Поэтому не оставляйте храм, участвуйте в Таинствах, исповедуйтесь, молитесь Богу, чтобы Он послал Вам духовного руководителя. Еще материалы по теме: Дать возможность действовать Богу Как Вы понимаете духовное окормление в современном мире? Что такое, с Вашей точки зрения духовное руководство? И стоит ли вообще в наше время искать духовника? Уважаемый Владыка, на каких условиях греко-католический священник может воссоединиться с Православной Церковью, и возможно ли сохранение сана, чтобы в дальнейшем оставаться священником?

http://religare.ru/2_83472.html

Вся эта лествица восхождения в Царство Небесное на современном этапе уже к нам неприменима. Сейчас перед тем, к кому древние отцы обращались, как к новоначальному, вступившему на первую ступень духовной жизни, мы бы низко склонили головы, как перед совершеннейшим иноком или подвижником. По ряду причин мы, современные христиане, находимся на нулевом уровне духовного развития. Сама наша жизнь показывает, что мы не можем прорваться вверх, на более высокую ступень лествицы древних отцов, и, действительно, многие годы воцерковленные люди зачастую не меняются. Это наша горькая реальность. Очевидно, идет какой-то упадок, деградация цивилизации, и человечество вообще - и церковное, и нецерковное вырождается как вид. Это соответствует учению Евангелия. Христос, говоря о Своем Втором пришествии, вопрошает: найду ли веру на земле?.. Многие подвижники предсказывали, что придет время, когда в монастырях будут жить, как в миру, а о мире вообще молчали... Именно для верующих это говорилось. Отцы объясняют это зараженностью нынешних людей гордыней и высоким мнением о себе, причем с каждым поколением эта духовная проказа всё прогрессирует. Почему так происходит - это уже отдельный вопрос, но плоды сего заражения нашей цивилизации таковы, что Бог нам не позволяет достигнуть духовных вершин. Ведь только Бог может поднять на следующую ступень развития, не своими же усилиями мы прорываемся в Небо. Верующий трудится, а Господь поднимает его. Если же - нет, то так происходит по двум причинам: либо степень гордыни христианина станет для него вообще смертельной и вконец отравит " подвижника " этим ядом, который и так уже в нем разлит, либо же человек начнет заниматься гедонизмом, то есть поиском духовных наслаждений, а не Бога - в них. Иначе говоря, верующий станет искать сладости духовных переживаний, которые будут ему дороги сами по себе. По этой причине, вероятно, Господь современным подвижникам не дает подняться на следующую ступень. Многие люди Божии в связи с этим говорили, что путь спасения современного христианина - путь безропотного несения скорбей, и всё. Подвиги все отняты. Думаю, это каждый нынешний православный на себе проверял. Чуть больше помолился - всё: начал либо нос задирать, либо полностью обленился и вообще отошел от молитвы... После чего снова постепенно приходишь к своему маленькому правилу, возвращаешься на круги своя. И все повторяется одно и то же, практически ничего не меняется. Мне даже кажется, что как раз это нормально, если в нашем духовном развитии ничего радикально не меняется. Такое положение вещей тоже полезно для нас - если видим свою немощь, значит смиряемся.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/02/...

То же может произойти и в отношении качества молитвы – не количества молитв, не продолжительности правила, а в отношении внимательности, умиления, покаяния при молитве. Прочитав, скажем, о том, какой должна быть внимательная молитва , о том, что во время нее не нужно принимать никаких помыслов, неопытный христианин, не зная своей меры, своего действительного состояния и того, на что он способен на данном этапе своего развития, говорит: «Больше никогда не приму помыслов во время молитвы». Естественно, это решение он соблюсти не может и, поддавшись тем или иным помыслам, иногда сравнительно невинным, например суетным, впадает в отчаяние, уныние, опять себя осуждает и не видит больше никакой надежды. Ситуация складывается иногда абсурдная до смешного. Несколько раз я встречался с таким явлением. Какой-нибудь христианин, например, на службе говорит себе: «Сейчас я буду молиться и ни одного помысла не приму». Он изо всех сил напрягает ум, стараясь никакого помысла не принять. Это его воздержание от помыслов длится, может быть, пять минут (если десять – это уже чудо) и приводит к сильнейшей головной боли. Потому что совершение этой великой добродетели, молитвы, зависит не только от нашего умственного, духовного или нравственного напряжения, а прежде всего от содействия благодати Божией, которой мы еще не имеем в достаточной степени. Один монах пришел к старцу и говорит, что ему во время молитвы мешают помыслы, старец велит ему: «Взойди на гору, распростри полы твоей рясы и удержи ветер». Монах отвечает: «Это невозможно». А старец говорит ему: «Так же новоначальному невозможно удержать помыслы». Такова наша неразумная ревность. Нам кажется, что причина всех наших ошибок – неведение и неопытность: просто нам никто не объяснил (так мы сами себя оправдываем), а если бы нам объяснили, то мы знали бы, как правильно поступить и не запутались бы. Но на самом деле причина не в том, что нам не объяснили, не неопытность, а гордость. Мы думаем о себе лучше, чем мы есть. Мы дерзаем на такую высоту добродетелей или на такие добродетели, которые нам недоступны. Именно эта гордость и делает нас несмиренными, гневливыми в споре с еретиками, а также с теми христианами, которые не желают совершать те или иные добродетели. Она заставляет нас браться за дела, которые мы заведомо не сможем совершить, и подвергает нас многим и многим падениям, даже в грубые и тяжкие грехи. Сколько бывает случаев, когда человек, не имеющий на то никакого права, дерзает проповедовать слово Божие, а приводит это не к чему иному, как к самому обыкновенному блуду, потому что он ведет себя неосторожно: проявляет любовь там, где, наоборот, нужно проявлять страх и целомудрие. Вот и заканчивается это страшным падением. Разве не бывает такого, что православный спорит о догматах, а потом сам впадает в ересь? Спорит с сектантом, а в итоге тот его обращает или, по крайней мере, приводит в смущение и заставляет поколебаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Изучая Евангелие, мы встречаем слова Христа: « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » ( Ин.13:34–35 ). Учение Христово в первую очередь о  любви . « Любовь есть исполнение закона », – пишет апостол Павел ( Рим.13:10 ). Любовь без добрых дел немыслима. Христианин призван Спасителем любить ближнего: « возлюби ближнего твоего, как самого себя » ( Мк.12:31 ). Ближний – это не только родственник или друг, а всякий человек, встречающийся на жизненном пути. Любовь к ближнему – это не просто слова, а, в первую очередь, дела. Дела, на которые толкает вера, ибо « вера без дел мертва » ( Иак.2:26 ). Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необходимости проводить специальную классификацию добрых дел. Всегда, когда есть возможность сделать добро, нужно стараться делать его во славу Господа.   8. Обретение духовника Новоначальному христианину может быть довольно сложно в духовных вопросах. Духовная жизнь полна «подводных камней» и сложностей. Чем больше человек стремится быть ближе к Богу, тем сильней ополчается на него лукавый . Бесовские козни могут быть изощренными и хитрыми, незаметными на первый взгляд. С опытом приходит духовное внимание и видение. Христианин – это воин, который обретает опыт в битвах с невидимым противником. Но как воину нужен опытный командир, так христианину нужен наставник – духовник . Это священник, который будет помогать расти духовно, наставлять в вере и благочестии, принимать исповеди. Как обрести духовника? Нужно усердно молиться, чтобы Господь помог в этом деле. Важно не стесняться обращаться с духовными вопросами к священникам в храме. Не нужно бояться отвлечь священника от потенциальных «более важных вопросов». Ответы на духовные вопросы прихожан – прямая обязанность приходского священника. Если общение со священником складывается, и советы его помогают духовному росту, то, возможно, это и есть тот самый искомый духовник.

http://azbyka.ru/vosem-shagov-novonachal...

Кроме того, св. Игнатий, предостерегая от безрассудного послушания лжестарцам, в то же время призывает к послушанию нравственному, к послушанию наших ума и сердца учению отеческому. Следовательно, он не дает никакого повода к самочинию, самоосмыслению и презорству, как это может показаться при беглом и невнимательном чтении его сочинений. А те, кто создает на основании его сочинений так называемое «богословие непослушания», прикрывают тем лишь собственное свое нежелание кому-либо подчиняться. Во всяком случае, по слову преп. Никона Оптинского , «к такому лукавому отношению к делу послушания сочинения еп. Игнатия не дают ни малейшего повода; такое отношение доказывает не недостаток сочинений, а злую волю человека, для которой даже подлинное слово Божие может явиться вонею смертною в смерть, как сказал св. апостол Павел» 310 . Но книги св. Игнатия, по его собственному признанию, преподают лишь новоначальное делание и требуют по изучении их умом и сердцем перехода к изучению других книг. На основании характеристики тех же Оптинских старцев, говоривших, что книги св. Игнатия Брянчанинова – азбука, а св. Феофана Затворника – грамматика духовной жизни, можно сделать заключение, что после изучения книг св. Игнатия следует перейти к изучению книг св. Феофана. Именно этих авторов советовал и даже усиленно рекомендовал студентам и выпускникам семинарий св. Серафим (Чичагов) , говоря, что прочитавший их поразится своему невежеству. Основным трудом св. Феофана считается его «Начертание христианского нравоучения», в состав которой входит и «Путь ко спасению». Как говорил сам автор: «Тут все, что мной писалось, пишется и будет писаться» 311 . А именно, «тут представлена история всякого спасающегося христианина, от начала зарождения христианской жизни до конца» 312 , и так, что «христианство деятельное изображено довольно полно» 313 . И хотя эти книги некоторыми критикуются, якобы за нечистоту православного учения, сам Святитель, смотревший их спустя 20 лет после написания, говорил, что «истина в них содержится чистая» 314 . Кроме того, эти книги были пересмотрены и одобрены св. Игнатием Брянчаниновым 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте! Как всем известно, пост предназначен для очищения души и для укрепления взаимосвязи с Богом. В пост не разрешается есть продукты животного происхождения и конечно обильную и изысканную пищу. Но даже постясь, можно употреблять вкусную пищу. Есть очень много вкусных ПОСТНЫХ блюд. Так вот смысл поста в том,чтобы не есть продукты животного происхождения или не употреблять вкусную пищу? Я очень люблю ананасы, мандарины, гранаты, салаты из помидор и огурцов, но если употреблять их, так как они вкусные, то смысла в посте не будет? Похожие вопросы 6 Ответов Кушайте фрукты на здоровье. Но если смущает уровень строгости Рождественского поста, то Устав (Типикон) в целом предусматривает питание в будние дни этого поста 1 раз после 15-00 (т.е. после службы 9-го часа). Пользуйтесь, это требует реальных усилий. Не надо усложнять. Поститесь так, как Вам по силам, как можете. Лучше давайте исключим из нашего " рациона " , хотя бы на время поста, " острые лакомства " гнева и злословия, сплетен, зависти, мстительности и прочего. А от мандаринов с ананасами вреда не будет. С уважением, В монастырской практике рассматривается грех гортанобесия . Но нужно иметь в виду, что ощущали это грехом те, кто свою жизнь посвятил молитве, воздержанию и послушанию. Это " высший пилотаж " духовной жизни. Для мирян это не закон, а ориентир. Многое зависит от  духовного возраста христианина. То, что для новоначального может быть постным подвигом, для совершенного - падением. У одного человека спросили насколько строго он постится? Он ответил, что по сравнению с преподобным Серафимом Саровским он весь пост предаётся чревоугодию, а по сравнению со среднестатистическим прихожанином - постится достаточно строго. А кормить в пост детей слабых духом  пресной, невкусной пищей может быть и грехом. Смысл поста в том, что это не цель, а средство для ведения правильной духовной жизни. Цель духовной жизни христианина заключается в уподоблении Христу, в постоянной внутренней борьбе со своими грехами и страстями и трудах по взращиванию в себе христианских (Христовых) добродетелей. И не только в пост, а всегда и везде. Вот на это и ориентируйтесь.  Любой пост который не помогает, а тем более мешает этой цели - плох и бессмысленен. Есть вкусную пищу не грех, грех не благодарить за возможность её вкушения Бога. Сомневаюсь, что гранаты и мандарины могут как-то мешать духовной жизни, впрочем, всё хорошо в меру.

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-postna...

  Б. Ключевой вопрос Чтобы выяснить, в чем мог состоять этот вопрос для Климента, я возьму за отправную точку исследование Лиллы. Тот факт, что его подход к Клименту не является чем-то вполне новым, что и сам Лилла косвенно признает , не снижает ценности его исследования, которое Руния справедливо характеризует как «поистине золотую жилу информации» . Руния, однако, присоединяется к той критике, которую Осборн и Анневис ван ден Хук высказали в адрес методологии Лиллы: Именно в силу свойственной этой работе сосредоточенности на источниках Климента ее выводы, при всём профессионализме автора, остаются достаточно спорными. Использованную методологию, несомненно, следует признать чрезмерно редукционистской. Мысль Климента почти полностью сводится к ее составляющим, по большей части заимствованным из других традиций и затем лишь поверхностно приспособленным и приложенным к христианству. Нет центрального локуса, которым бы его мысль направлялась и определялась . Действительно, сама структура исследования Лиллы выдает его взгляд на творение Климента как на философскую систему в духе учебников его времени ; «центральный локус» в такой системе был бы не более уместен, чем в программе современного университета. Соответственно, наиболее острым в критике со стороны Рунии является его замечание, что «предположение [Лиллы], будто целью Климента было построение " философской системы " , нигде не обосновывается» . Но Руния, кажется, упускает из виду, что Лилла, высказывая это «предположение», явным образом опирается на такого крупнейшего авторитета, как Адольф Гарнак , который, в свою очередь, лишь слегка развивает влиятельное суждение Овербека: Цель Климента - ни много ни мало, как введение в христианство или, сказать точнее и в большем соответствии с духом его работы, посвящение в... сокровеннейшее и высочайшее в самом христианстве. Он хочет посредством, так сказать, литературного произведения сделать из новоначального христианина христианина совершенного; хочет не только воспроизвести в этом произведении то, что уже было знакомо христианину по его жизни, но и возвести его на новые, превышающие то, что открывалось ему в формах инициации, вершины, воздвигнутые Церковью за свою теперь уже полуторавековую историю .

http://bogoslov.ru/article/740788

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010