Миром ознаменовался XVIII век для Академии Киевской; под сению православных Государей уже она не подвергалась беспрестанным разорениям и смутам, но еще скудны были средства к содержанию многочисленных учеников, иногда питавшихся Христовым именем для его проповедания впоследствии. Гетман Мазепа старался поддержать Академию утвердительными грамотами на ее вотчины и денежными пособиями. В 1703 году Великий Петр приветствован был красноречивым ректором ее Феофаном, при посещении Киева. Митрополит Иоасаф Кроковский и гетман Скоропадский покровительствовали также новой Академии и жертвовали ей деньгами и селами. Но величайшим благодетелем ее был знаменитейший из митрополитов Киевских, Рафаил Заборовский, который оказал ей пастырскую любовь свою не менее Петра Могилы и. подобно ему, завещал ей свое имя, ибо с тех пор она стала называться Киево-Могило-Заборовскою. Он надстроил великолепную залу с церковию над каменным зданием, сооруженным Мазепою, исходатайствовал звание архимандрита ректору Академии и воспользовался посещением Императрицы Елисаветы, чтобы снова утвердить все права, которыми искони пользовалось училище. Митрополит Арсений Могилянский подражал его благочестивому примеру и послужил усовершенствованию Академии, сделавшись третьим ее благодетелем после Петра и Рафаила. Его преемники, Гавриил, перешедший из Киева на кафедру новой столицы, и Самуил, наводнивший Киев памятию своих духовных добродетелей, были искренними сынами и отцами сей колыбели наук. Самуил испросил у императрицы Екатерины во время ее посещения Киева, чтобы Академия, которую предназначали перенести в лавру Печерскую, оставалась на древнем своем урочище, где процвела она с такою славою в бурную годину Малороссии, и с тех пор умножились ее оклады от щедрот монарших. Последующие святители шли по стопам Рафаила, Арсения и Самуила, как кокоши, собирая под крылья свои духовных птенцов, которые из сего выспреннего гнезда разлетались по всей Руси согревать ее лучами просвещения духовного. Кроме великих иерархов, нами названных, много еще других поступили отселе на все почти кафедры Российские, как некогда из глубины лавры Печерской иноки ее избирались во вновь учреждавшиеся епархии. Едва ли не можно сказать, что все училища духовные по дальним краям беспредельного отечества нашего восприяли свое начало от сего источника просвещения чрез его образованных питомцев. Таким образом, дважды из Киева истекло духовное просвещение Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

От ворот Лядских, со стороны дебри, главная опасность; там день и ночь стенобитные орудия сокрушают твердыни; падает наконец ограда; весь город Ярослава, с его Святой Софией и Златыми вратами, уже в руках диких врагов; но ещё остаётся древний город Владимира; на самых стогнах кипит жестокая сеча, камни летят из домов, стрелы влетают в окна, и о врата ломаются копья, кровь льётся рекою; мужественный Димитрий отступает с дружиною, в старый город, и ограждается тыном около Десятинной церкви; там главная святыня, там все сокровища, туда стеклись и граждане Киева, с жёнами и детьми, которые только могли спастись. – Это последняя ночь Киева, ещё будет для него утро, но не будет вечера; солнце осветит Русь, но уже не зайдет для древней её столицы. Наступило 9 мая, день столь торжественный для Киева памятью великого святителя; – он озарит одни развалины и трупы. Боярин Димитрий, сам исходя кровью от ран, ещё вымышлял способы защиты, но уже их нет; опять возобновляется приступ и, под бурею вражеских волн, сокрушается последний оплот; самые палаты Десятинной церкви рушатся под тяжестью нахлынувшей толпы, искавшей на них спасения. Димитрий ещё бьётся, в самых стенах храма, и до его плена длится битва, потом уже одно убийство. Грозный завоеватель щадит доблесть боярина русского, но не щадит остатков его дружины и бедствующего народа, ни древних святилищ столицы; над Десятинною церковью особенно изливается ярость монголов; она срыта до основания, кроме одного лишь придела, под коим почиет равноапостольный князь, окрест же него пустыня; обезглавлены Святая София и златоверхая обитель Архангела; сокрушена по окна великая церковь Лавры Печерской и долго никто не смеет селиться на дымных развалинах: робкие путники приходят только взглянуть на опустевшую столицу, и более смелые иноки сбираются в пещерах, по звуку тайного благовеста, молиться об усопших. – Такое видение поднялось предо мною с развалин Десятинной церкви! VII. Крещатик В знойный полдень сидел я под навесом любимой моей беседки в очаровательном саду минеральных вод; я наслаждался зрением холодного волнующегося Днепра и дольнего города на берегу, осенённого, как горним щитом, святынею Старого Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть Цели поставлены, задачи определены, за работу, товарищи О заявлении Дмитрия Медведева Кирилл Фролов   09:27 23.02.2024 248 Фото: donetskafisha.ru Впервые Российское государство в лице высокопоставленного государственного деятеля России – Первого заместителя Председателя Совета Безопасности России Дмитрия Анатольевича Медведева – конкретно высказалось о важной задаче СВО. Это не только демилитаризация и денацификация, которые можно понимать весьма абстрактно, но и высказанные Дмитрием Медведевым конкретные задачи СВО, первая из которых, по словам Дмитрия Анатольевича, это освобождение русского города Одесса, «который мы заждались в Российской Федерации». А чтобы освободить Одессу, необходимо освободить русские города Херсон, Николаев, Кривой Рог. Освобождение Одессы отрежет укрорейх от Чёрного моря, которое исторически называлось Русским. Без освобождения Одессы Крым так и будут обстреливать дальнобойными ракетами. Но Дмитрий Анатольевич указал и на главную цель СВО, достижение которой предстоит после освобождения Одессы. Это освобождение Киева, Дмитрий Медведев подчеркнул, что Киев – русский город. Если освобождение Одессы остро необходимо по соображениям геополитики, геоэкономики и элементарной безопасности России, то освобождение Киева необходимо по не менее важным религиозным и цивилизационным соображениям – Киев является первой русской столицей, колыбелью Крещения Руси, русских – Церкви, языка, государственности и культуры. Если Киев вне России и не русский город, то по лекалам украинского сепаратизма можно сфабриковать десятки таких же «русских» сепаратизмов, например рязанский, потому что «самостийное» Рязанское княжество много веков противостояло Москве. Значение освобождения Одессы и Киева прекрасно понимают враги России. Неслучайно сразу после интервью Дмитрия Медведева московский «ватиканский чёрт» Леонид Севастьянов резко начал рекламировать идею похабного мира с режимом Зеленского, который должен быть подписан Папой Римским у гробницы святого апостола Петра в Ватикане. Такое подписание будет означать победу унии над Православием, укрорейха над Россией. Именно это означает «мирный план Ватикана», анонсированный на днях Синодом епископов Украинской греко-католической церкви, выпустившим документ «О войне и справедливом мире», согласно которому Россия должна быть разгромлена, никаких переговоров с ней вести нельзя и что такую линию полностью поддерживает Папа Римский.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/23/ce...

Протоиерей Михаил Едлинский, Борисоглебской церкви г. Киева, умер в тюрьме 7 марта 1938 г. Протоиерей Александр Глаголев , проф. Киевской Дух. Акад., церкви Николы Доброго г. Киева, умер в тюрьме 12 ноября 1937 г. Скончался на допросе. Погребен в общей могиле, как и о. Едлинский. Протоиерей Виталий Богдан, Скорбященской церкви г. Киева, расстрелян 9 апреля 1931 г. Протоиерей Александр Должинский, ключарь Софийского Собора, расстрелян 9 апреля 1931 г. О. Хрисанф расстрелян в 1931 г. Отец Михаил Иваницкий умер в тюрьме. Священник Михаил Олабовский и Священник Димитрий Иванов умерли в ссылке в 1920 г. Священник Алексей Калежинский расстрелян (может быть вместе с прот. В. Богдан). В 1935–36 гг. были арестованы и замучены киевские о.о. протоиереи – Борись Саврасов, Никодим, Трифилий, Димитрий из Пущеводицы. Протоиерей Владимир Садовничный, б. инспектор семинарии, умер в ссылке, в 1937–38 г. Архидиакон о. Климент, Киевского Братского монастыря, при таинственной обстановке был вывезен за город и утоплен в Днепре. Иеромонах о. Милий, Киево-Преображенской пустыни, кроткий человек, был вытащен из келии и в лесу зверски убит: у него были вырваны челюсти. Священник о. Николай, Воскресенского Братства, расстрелян в Киеве в 1924 г. Иеромонахи о. Иерофей, Китаевской пустыни, и о. Смарагд, Св. Троицкого монастыря, были убиты в 1931 г. по обвинению в отрицательном отношении к колхозной системе. Архидиакон Онуфрий, Михайловского Златоверхого монастыря, расстрелян в 1931 г. Иеромонах Григорий, того же монастыря, убит на приходе. Иеромонах Прохор, регент того же монастыря, расстрелян пред самым приходом немцев, которые передали его труп оставшимся скрывавшимся монахам. При отступлении из Киева, в сентябре 1941 г., большевики учинили в Лукьяновской тюрьме над заключенными жуткую расправу. Некоторых расстреляли, повесив живыми за ребра. В таком положении был найден иеромонах о. Прохор, регент Св. Михайловского монастыря, и о. Трофим , сельский батюшка, проживавший в Киеве на иждивении у своей семьи. Последние годы они жили незаметными скромными обывателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Период I. От крещения русского народа до нашествия монголов и усиления северо-восточной Руси (989–1237 гг.) 1.Распространение христианской веры Распространение христианства при святом Владимире После крещения киевлян христианство стало распространяться по всей России. Крестив народ по городам и селам около Киева, митрополит Михаил с епископами и Добрыней в 990 г. ходили в Новгород, где произошло такое же низвержение Перуна в Волхов, как в Киеве, и общее крещение народа. Из Новгорода проповедники отправились на восток по Волге и крестили много народа в Ростове и Ростовской земле. Сам Владимир посещал с проповедью веры страну Волынскую, крестил в Киеве даже несколько князей болгарских и печенежских. Дети великого князя, разосланные по уделам, вероятно, тоже заботились о распространении веры между подвластным народом. Так распространялось христианство в главных удельных городах, кроме Новгорода и Ростова, а также в Муроме, Полоцке, земле Древлянской, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмуторокани. Вообще же новая вера распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода; вправо и влево от этой линии, где жили племена, мало подчиненные киевскому князю, она распространялась слабо: чем дальше от Киева, тем христианство было слабее. Даже в Новгороде язычество было все еще сильнее христианства; когда в 992 году явился туда первый новгородский епископ Иоаким, то был встречен очень опасным сопротивлением язычествующего народа, которое нужно было преодолевать оружием. Тысяцкий князь Путята вместе с Добрыней усмирили город после злой сечи и пожара, вследствие чего про новгородцев составилась пословица: «Путята крести мечом, а Добрыня огнем». В Ростове народ выгнал первых епископов Феодора и Илариона. В Муроме противодействие христианству довело до того, что заставило удалиться из города самого князя Глеба. Распространение веры при преемниках святого Владимира в XI-XII в. После Владимира христианская вера продолжала распространяться по всем местам, которых прежде не коснулась или коснулась слабо. Распространению ее много помогало раздробление Руси на уделы, потому что теперь каждый князь заботился о распространении христианства в своем уделе и потому каждый стольный княжеский город становился центром христианства, каким прежде был один Киев для целой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Вместо введения Общий обзор истории разделения митрополии Киевской и всея России I. Образование и утверждение Польско-Литовского государства в русских юго-западных княжествах. Временное открытие и закрытие Галицкой и Литовской митрополий. Открытие Галицкой митрополии (1371). Объединение митрополий западно-русской Литовской и Киевской с кафедрой во Владимире-Клязьминском под властью м. Киприана. Витовт-литовский и отделение Киево-Литовской митрополии (в пределах Литвы) от Киево-Московской митрополии (в пределах северо-восточной Руси – 1414 г.). Новое объединение их под властью м. Фотия (1419 г.). Окончательное разделение всероссийской митрополии на две – Московскую и Киевскую (1459 г.). II. Состав и общие территориальные границы Киевской и Московской митрополий при их разделении и по разделении в связи с определением состава и территорий литовско-польского и московского государства за этот период до нач. XVI в. I В начале XIV в. русская церковно-государственная жизнь отлила с юго-запада на северо-восток – из Киева чрез Владимир (на Клязьме) в Москву. В Москве около храма Пресвятой Богородицы возросло и окрепло русское православное государство. Предсмертные слова м. Петра, сказанные московскому князю Ивану Калите в 1326 г., были пророческими, относясь во всей своей полноте к далекому будущему. Почти умирающий митрополит сказал: «сын мой, если послушаешь меня и построишь храм Богородице, то и сам прославишься с твоим родом пред другими князьями и город твой будет славнее всех русских городов; святители поживут в нем, он подчинит тебе врагов твоих, и прославится Бог Наш» 1 . Признанный в орде великим князем, Иван Калита стал собирателем земли Русской. Северо-восточная Русь потянула к Москве. Киевские митрополиты, упрочив свою кафедру во Владимире, – около великокняжеского престола, а местопребывание в Москве – рядом с великим князем, послужили церковному и политическому объединению европейского северо-востока под властью Москвы. Но отрадные явления исторической жизни северо-восточной Руси встретились с печальными явлениями на юге. Удаление митрополита из Киева в Москву было великой потерей для жителей начальной России, привыкших видеть около себя представителя русского церковного и гражданского величия и единства. Митрополит, ушедший из разоренного татарами Киева, унес с собою последнюю его славу, лишив старый город прав государственного центра. Народился тяжелый вопрос, долго беспокоивший русскую церковь , – вопрос о единстве русской митрополии, разрешившийся церковным отделением Киева от Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В последующие дни, по свидетельству хроники немецкого епископа Титмара, митрополит Иоанн I принимал короля Болеслава в своей резиденции при новоотстроенном после большого пожара 1017 года кафедральном соборе Св.Софии и вел с ним переговоры. Польский король просил митрополита Иоанна ехать к Ярославу и просить ее отпустить в Киев захваченную им прежде дочь Болеслава, которая была замужем за Святополком. В обмен на это Болеслав обещал отпустить к Ярославу его сестер, в том числе Предславу, и мачеху – вдовствующую великую княгиню Анну, которых захватил и держал в плену. По-видимому митрополит Иоанн сам или через подчиненных ему епископов вел переговоры с Ярославом, но они не успели привести к какому-то результату, так как Болеславу удалось удержаться в Киеве только в течение месяца. Чтобы вознаградить своих наемных воинов, Болеслав развел их «на кормление» по разным русским городам, а сам занялся грабежом киевлян. По-видимому «кичливый лях» переоценил свои силы. Славяно-русские города восстали, разрозненные польские отряды были перебиты и самому Болеславу «Храброму» пришлось поспешно бежать из Киева. Впрочем, пленных мачеху и сестер Ярослава и награбленное у киевлян золото польский король успел увезти с собой, а когда достиг польских рубежей и усилил свой отряд свежими польскими силами, то захватил и присоединил к своим владениям города Червонной Руси. Оказавшись без сильного союзника Святополк Окаянный бежал из Киева к печенегам и вновь заручился их помощью. Ярослав подошел к Киеву и вступил в него как законный великий князь. Последняя битва между Ярославом и Святополком произошла летом 1019г. на реке Альте, согласно Летописи, на том самом месте, где был убит св.Борис. «Ярослав перед началом сражения помолился и сказал: «Братья мои, хоть телом вы отошли отсюда, но молитвою помогите мне против врага моего, убийцы и гордеца.» И после того, как он это сказал, сошлись оба войска... и бой был жестокий, какого не было еще на Руси... так что по низинам кровь текла... и лишь к вечеру одолел Ярослав, а окаянный Святополк обратился в бегство.» 62 После этого поражения Святополк бежал из пределов Русской Земли, но и в скитаниях по чужбине настиг его суд Божий. По сказанию Летописца «Напал на него бес и расслабил кости его так, что он не мог сидеть на коне и его несли на носилках», ум его помрачился, он трепетал от ужаса и умер в муках, всеми оставленный где-то в горах между Польшей и Чехией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посему, говорят, Демиург, будучи неспособен к познанию чего–либо духовного, подумал, что сам Он один Бог, и сказал чрез пророков: Я Бог, и нет кроме Меня (Ис. 45:5,6; 46:9). Далее они учат, что от печали произошли духи злобы; отсюда получили бытие диавол, которого называют они и миродержителем, бесы и ангелы и всякое духовное злобное существо. И хотя Демиурга они называют сыном их Матери, а миродержителя–тварию Демиурга, но говорят, что миродержитель знает превысшее его, потому что он дух злобы, а Демиург, как душевный, не знает. Матерь их, по их словам, обитает в пренебесном месте, то есть в средине, а Демиург–на небесах, то есть в седмерице, миродержитель же–в нашем мире. Телесные стихии мира произошли, как сказали мы прежде, от ужаса и замешательства, как от более незначительного; именно: земля от состояния ужаса, вода от движения, произведенного страхом, воздух от сгущения печали; огонь же, производящий смерть и тление, присущ всем им так же, как и неведение, по их учению, скрыто в тех трех страстях. 5.  Создавши мир. (Демиург) сотворил и перстного человека, взяв не от этой сухой земли, но от невидимой сущности, — от разлиянного и текучего вещества, и вдунул в него человека душевного. И это–человек, созданный по образу и по подобию: по образу он веществен и близок, но не единосущен с Богом; а по подобию душевен, почему сущность его названа духом жизни, происходящим от духовного истечения. После всего он, говорят, обложил его кожаною ризою, а под нею они разумеют–эту чувственную плоть. 6.  Далее говорят, что Демиург не знал о порождении матери своей Ахамофы, которое родила она от созерцания окружающих Спасителя ангелов, и которое, как единосущное с матерью, было также природы духовной: оно было вложено в него тайно, без ведома его самого, чтоб, будучи чрез него посеяно в происшедшую от него душу и вложено, как бы в чрево в это вещественное тело, возросло в них и со временем сделалось способным к приятию совершенного разума. Итак, по словам их, по неизреченному промышлению, без ведома Демиурга вместе с его дуновением был всеян Премудростью духовный человек: ибо (Демиург) не знал как Матери, так и семени ее, которое само, говорят они, есть Церковь, образ Церкви горней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

– Мало нам от водки отрезвиться. Водка – большое зло, она душу нашу в плену держит. Теперь трезвыми от водки стали, надо от душевных пороков отрезвляться. И среди «трезвенников» оживает мысль о новой, духовной жизни. Общество трезвости, о котором я говорю, – капля в море. Но в этой капле отразилось то, что могло бы свершиться и во всем море. Если бы схлынули страшные волны пьянства, затопляющие и одурманивающие, и отупляющие русский народ, – он быстро бы захотел «отрезвиться» от своих грехов, быстро бы разобрался в жизни, его окружающей, и быстро бы вышел на ту великую дорогу, на которой его ожидает новая, великая жизнь. Наши задачи 4 Для того чтобы дело имело успех, надо ясно сознать, какие задачи мы себе ставим, чего мы хотим, к чему стремимся. С Божьей помощью начиная большое и трудное дело, издание «Царицынского трезвенника», мы также считаем необходимым прежде всего выяснить наши задачи, рассказать о своих стремлениях читателям-друзьям. Говоря кратко и просто, задача «Царицынского трезвенника» – борьба с пьянством. Но если вникнуть в эти слова – они окажутся далеко не такими простыми. Отчего бывает пьянство? Во-первых, от нужды: всего, мол, один двугривенный в кармане, куда его девать – пропить! Во-вторых, от темноты: в праздник, в часы отдыха не находит человек, чем бы занять свою душу, – идет в кабак – там весело. В-третьих, от невежества: люди пьют, не сознавая, какой страшный яд, разрушающий и тело и душу, глотают они вместе с водкой. В-четвертых, «от горя»: не находят в себе силы перенести несчастье и заливают его вином. И наконец, больше всего и прежде всего потому, что забыли Бога. – Не сердцем, а концами уст исповедуют Христа. Если бы веровали, то нашли бы и силы переносить страданья, нашли бы, куда идти в праздник и в часы отдыха, нашли бы, чем занять свою душу, и не отдавали бы последних грошей в кабаки. Вот почему борьба с пьянством – это есть борьба с нуждой, с темнотой, с невежеством; это есть проповедь учения Христова. Мы не можем без ужаса видеть, как водка заливает несчастную страну нашу; одурманивает мозг, превращает людей хуже чем в диких зверей. Мы не можем видеть без ужаса, как пьянство толкает людей на разврат, на убийства, на самые тяжкие, самые беспросветные преступления. Не можем видеть, как ни в чем не повинные дети гибнут от грехов отцов своих, рождаются больными, чахоточными, сумасшедшими. Как разорение, зверство, побои превращают жизнь простого русского человека в сплошной пьяный кошмар.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Однако нельзя не отметить, что к разным пагубным страстям отношение у разных христианских народов сформировалось разное. Скажем, в Греции пьяный священник – абсолютный нонсенс. И если, скажем, там батюшку увидят пьяным, он попадет под запрет или лишится сана. При этом курящий священник в Греции – явление довольно обычное, не страшное. А у нас наоборот: народ возмутится, если батюшку увидят с сигаретой или даже трубкой. Но если батюшка у нас немного выпьет, то к нему отнесутся с пониманием. Можно по-разному рассуждать и выдвигать разные причины того, почему так получилось. Тем не менее преодолевать не по-доброму терпимое отношение к неумеренному винопитию мы должны, потому что очевидно, что эта страсть мучит огромное количество наших соотечественников, включая даже церковных людей. И попустительское к ней отношение, как и ко всякой страсти, мешает ее искоренению. Внутреннее согласие с тем, что это вещь, конечно, нехорошая, но по большому счету терпимая, ведет к укоренению того же самого пьянства, увы, среди многих из нас. Рейтинг: 9.6 Голосов: 1225 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии . 28 марта 2019, 16:17 Александре. То же самое. Те же мысли: как вымолить человека, который и креста не носит? Те же годы позора, боли, ужаса, бедности, скандалов. Но, видимо, это Крест, который надо нести каждому христианину. Александра 5 января 2019, 23:56 Что делать, если молишься за человека, который не верит в Бога? которому абсолютно все равно на нашу веру? Молишься за него, а у него " болезнь " эта греховная еще хуже протекает...А терпим уже пол жизни и кажется,что терпения уже нет, столько позора,столько ужаса испытано уже всей семьей...Дайте свой совет,пожалуйста Евгений 21 ноября 2018, 21:42 только Бог! Пить я начал по-немногу,незаметно не заметил как не могу без водки уже и дня прожить.был сильно пьян и напугал свою семью!! и чуть не потерял семью.пошел в Храм.Настоятель все выслушал и на авоне я поклялся Господу что не буду пить год спиртного.вчера было 3.6 лет как не пью.только Господь может помочь как и во всех делах!!

http://pravoslavie.ru/106292.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010