Подпишитесь на наш Телеграм Молимся Если вас пугают новости — позаботьтесь о близких Владимир Берхин: люди пугаются и стараются победить свой страх. Словно кто-то делает гигантскую инъекцию ужаса и боли — и люди ищут, куда сбросить свои действительно невыносимые чувства. Каждый раз после трагедии интернет захлебывается от гнева и плача. Если мы не можем проконтролировать большой, глобальный мир, откуда нам делают инъекции ужаса и боли, — значит, надо попытаться защитить, сохранить и укрепить тот мир, который мы можем контролировать. Одной любовью, в сознании и в переживании ужаса, обнять состраданием Митрополит Антоний Сурожский: снова на многоскорбной, страдальческой нашей человеческой земле чаша гнева, чаша скорби, чаша страдания человеческого доходит до краев и снова переливается через край. Что мы можем сделать? Сердце разрывается любовью к одним и сочувствием к другим: что мы можем сделать, когда мы бессильны, безмолвны, бесправны? Мы можем стать перед Господом в молитве, в той молитве, о которой говорил старец Силуан, что молиться за мир — это кровь проливать. Не в той легкой молитве, которую мы возносим из успокоенности нашей, а в молитве, которая рвется к небу из бессонных ночей, в молитве, которая не дает покоя, в молитве, которая рождается от ужаса сострадания. Великий пост Во время Великого поста Православная Церковь обращает внимание на чтения из Ветхого Завета. Книга Екклесиаста не включена в богослужебное употребление, поэтому можно уделить ей особое внимание. Читаем ее и размышляем вместе с библеистом Владимиром Сорокиным. Читайте первые два выпуска: — Кризис среднего возраста — В поисках смысла В новом видеоцикле психолог, автор образовательного проекта «Психология для Церкви» Марина Филоник отвечает на вопросы о том, можно ли обойтись без психотерапевта, если есть Бог? Что делать, если священник и психолог дают противоположные советы? Как выявить, что я на самом деле хочу и принять верное решение? Как простить и отпустить, если сжигает обида? Повторяющиеся грехи — что это? Часть моей конституции или незакрытые базовые потребности? И как, доверяя телу, справиться со стрессом и тревогой? Смотрите первый выпуск:

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

Идея о несовершенном искуплении двусмысленна. Не совершилось искупление. А воскресение тоже? Ведь одно с другим связано: нет одного — нет другого. Но о воскресении он почти не думает. Кажется иногда, что в Голгофе, одной Голгофе без воскресения, для него вся «благая весть». Верит ли он в воскресение? Конечно, верит. Но уже и то плохо, что об этом приходится спрашивать; еще хуже то, что если принять Голгофу так, как он ее принимает, то непонятно, для чего нужно воскресение. «Христос Голгофой, главным образом, проповедовал ужас перед страданием… Христос умер, чтобы напугать людей, — утверждает он и упорно к этой мысли возвращается. — Христос бросил в мир кровь Свою, чтобы напугать людей и заставить начать искупление мира. Радость враждебна Голгофе. Христос не улыбался. Знаете ли вы, что Христос никогда не улыбался? Христова мораль требует, чтобы христианин расширенными от ужаса глазами видел прежде всего зло». Но вот Христос воскрес, и люди «обрадовались». А когда они обрадовались, то христианство погибло: «ужаса» у Голгофы не стало. Радость воскресения погубила христианство. Улыбнулся мир и отпал от Христа, потому что всякая улыбка, всякая «радость враждебна Голгофе» — Христос никогда не улыбался. И в самом деле, если «Христос, главным образом, проповедовал ужас»; если Он «умер, чтобы напугать людей», то воскресать Ему не следовало. Воскресение уничтожает Голгофу. Не воскрес бы Он — «напугал» бы больше; не обрадовались бы люди — не погибло бы христианство. Может быть, епископ Михаил всего этого не думает. Но как он думает, мы не знаем, и во всяком случае соблазн этих мыслей в его словах. «Христианство Голгофское» требует от каждого христианина совершенного повторения Голгофы, бесконечного «самораспятия», непрестанного ужаса, абсолютного страдания, безысходного, безнадежного. Всякая надежда — измена Христу. Но в таком состоянии «самораспятия», если оно подлинное, как возможно не только что-нибудь длительное — искусство, наука, общественность, — но даже сон, еда, питье, хождение по улицам? Возможно одно — мгновенно сойти с ума и умереть от ужаса. Такое самораспятие — или самообман, или самоубийство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Все новообразованные организации были настроены открыто враждебно к митрополиту Владимиру и выступили с требованием не допускать его в Киев. Подобного рода деятельность национальных сепаратистов встревожила православное население Киева, и 24 ноября 1917 года состоялось многолюдное собрание Союза православных советов города Киева. Собрание постановило «протестовать против антиканонической попытки создать автокефальную Украинскую церковь , что может привести ее сначала к унии, а потом и к полному подчинению ее Римскому папе» 46 , и признало «пребывание Киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время нежелательным явлением, тем более, что на всероссийском церковном Соборе его мог заменить один из киевских викарных епископов» 47 . В начале декабря из Киева в Москву прибыл один из викариев с просьбой к митрополиту Владимиру вернуться в Киев, так как дальнейшие события на Украине грозят церковным расколом. По прибытии митрополита в Киев, вечером 4 декабря состоялось многолюдное собрание, созванное по инициативе Союза православных приходов города Киева, под председательством митрополита Владимира, в присутствии прибывшего из Москвы представителя Патриарха – митрополита Платона, экзарха Кавказского. Перед началом собрания делались попытки сорвать его; некоторые из собравшихся кричали, чтобы митрополит Владимир возвратился в Москву, но владыке все же удалось открыть собрание, которое прошло вполне благополучно. Митрополит Владимир совершил торжественное богослужение в Златоверхо-Михайловском монастыре по случаю празднования дня памяти святой великомученицы Варвары. Православная паства выразила свое сочувствие архипастырю и удовлетворение по поводу его возвращения в Киев. Однако были группы иного настроения, которые выказали свое отрицательное отношение к владыке громкими выкриками во время богослужения. 9 декабря 1917 года в два часа дня в покои митрополита явилась вместе с каким-то военным группа духовенства и заявила, что она исполняет поручение Центральной Рады. Пришедшие передали постановление Рады о том, чтобы из Киева был удален епископ Чигиринский Никодим (Кротков) и вступили в должность членов консистории вновь назначенные Радой, а также было предложено покинуть Киев и самому митрополиту Владимиру. Желая получить от них письменное свидетельство об этих требованиях, митрополит попросил своего секретаря записать их, и чтобы члены пришедшей делегации подписались под ними, но те категорически от этого отказались.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Все новообразованные организации были настроены открыто враждебно к митрополиту Владимиру и выступили с требованием не допускать его в Киев. Подобного рода деятельность национальных сепаратистов встревожила православное население Киева, и 24 ноября 1917 го­да состоялось многолюдное собрание Союза православных сове­тов города Киева. Собрание постановило «протестовать против антиканонической попытки создать автокефальную украинскую церковь, что может привести ее сначала к унии, а потом и к пол­ному подчинению ее Римскому папе» , и признало «пребывание Киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время не­желательным явлением, тем более, что на всероссийском церков­ном Соборе его мог заменить один из киевских викарных епископов» . В начале декабря из Киева в Москву прибыл один из викариев с просьбой к митрополиту Владимиру вернуться в Киев, так как дальнейшие события на Украине грозят церковным расколом. По прибытии митрополита в Киев, вечером 4 декабря состоялось многолюдное собрание, созванное по инициативе Союза право­славных приходов города Киева, под председательством митропо­лита Владимира, в присутствии прибывшего из Москвы предста­вителя Патриарха – митрополита Платона, экзарха Кавказского. Перед началом собрания делались попытки сорвать его; некото­рые из собравшихся кричали, чтобы митрополит Владимир воз­вратился в Москву, но владыке все же удалось открыть собрание, которое прошло вполне благополучно. Митрополит Владимир совершил торжественное богослуже­ние в Златоверхо-Михайловском монастыре по случаю празднова­ния дня памяти святой великомученицы Варвары. Православная паства выразила свое сочувствие архипастырю и удовлетворение по поводу его возвращения в Киев. Однако были группы иного на­строения, которые выказали свое отрицательное отношение к вла­дыке громкими выкриками во время богослужения. 9 декабря 1917 года в два часа дня в покои митрополита яви­лась вместе с каким-то военным группа духовенства и заявила, что она исполняет поручение Центральной Рады. Пришедшие переда­ли постановление Рады о том, чтобы из Киева был удален епископ Чигиринский Никодим (Кротков) и вступили в должность членов консистории вновь назначенные Радой, а также было предложено покинуть Киев и самому митрополиту Владимиру. Желая полу­чить от них письменное свидетельство об этих требованиях, мит­рополит попросил своего секретаря записать их и чтобы члены пришедшей делегации подписались под ними, но те категоричес­ки от этого отказались.

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

Максим перенес кафедру своей митрополии из Киева в стольный город Руси Владимирской, а не Галичской, как само собою подразумевается, потому, что в первой, а не во второй Руси,– в «Руси Великой», а не «Малой», как уже, может быть, тогда называли, а во всяком случае скоро за тем начали называть Греки две Руси – северную и южную, он видел главнейшую и важнейшую часть своей митрополии. Перенесши кафедру митрополии из Киева во Владимир, Максим перевел здешнего епископа в Ростов, на бывшую тогда праздною кафедру последнего. Что касается до Киева с его собственною епархией, то митрополит не поставил в него епископа, а оставил его за собой, в качестве своей старшей столицы, так что с этого времени у митрополитов стало две епархии, при чем епархия Киевская начала состоять под ведением их наместников 8 . Перенесение митр. Максимом столицы митрополии из Киева во Владимир подало первый повод к тем попыткам разделения Русской митрополии на две особые митрополии, которые в следствие имевших скоро за тем случиться политических событий во всяком случае становились неизбежными. Между двумя Русскими великими княжениями – Владимирским и Галичским Киев занимал такое так сказать нейтральное положение, что пока столица митрополитов оставалась на своем старом месте, они могли быть митрополитами обеих княжений или всей Руси. Но когда Максим перенес свою столицу из Киева в стольный город Владимирского великого княжения, то великое княжение Галичское оказалось в церковном отношении уже не равноправною с первым частью митрополии, а только как бы некоторым к ней придатком. Совершенно естественно было, чтобы великим князьям Галичским не понравилась такая церковная роль их страны и чтобы они предприняли старания о приобретении себе своего особого митрополита. Эти старания они действительно и начали тотчас же после того, как Максиме переселился из Киева во Владимир, и так как имели в них успех, то и первый случай разделения Русской митрополии на две особые митрополии имел место при самом же Максиме. В некоторых списках каталога архиерейских кафедр, составленного при импер. Андронике Палеологе Старшем (1282–1327, читается о Галиции историческое замечание: «Галиция, бывшая епископией России, возведена в митрополию императором кир Андроником Палеологом при святейшем патриархе кир Афанасии в 681 1 (1303) году» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Предисловие Существует много печатных описаний св. Киево–Печерской Лавры и других святынь, находящихся в Киеве. Между этими описаниями и путеводителями есть такие, которые нередко сообщают неправильные, или неточные, а иногда и прямо ложные и извращенные сведения о св. Обители Киево–Печерской и других Киевских святынях. Самыми лучшими и достоверными описаниями и путеводителями по святым местам Киево–Печерской Лавры и г. Киева являются те из них, которые напечатаны в Типографии Киево–Печерской Лавры и продаются в книжных лавках ее. В св. Киево–Печерской Лавре за последние годы произведены многие новые постройки и переделки. Некоторые Лаврские храмы вновь устроены, другие же, в силу необходимости, по причине обветшания, обновлены и заново украшены. В г. Киеве также в последние годы устроены новые монастыри и храмы, а также переделаны, или обновлены древние. В виду всего этого Духовный Собор Киево–Печерской Лавры, с благословения своего Священно-Архимандрита, Высокопреосвященнейшего Флавиана, Митрополита Киевского и Галицкого, принял меры к составлению точного „Путеводителя по святыням Киево–Печерской Лавры“, соответствующего ее современному состоянию. Главное внимание, при составлении «Путеводителя», обращалось на то, чтобы сообщить в нем, хотя и краткие, но точные и полные сведения о всем том, что может привлекать к себе внимание благоговейного богомольца. Кроме исторических сведений о Киево–Печерской Лавре и ее святынях, в Путеводитель внесены и некоторые практические указания, необходимые для приезжего паломника. С тою же целью в «Путеводителе» печатаются план г. Киева и изображения как самой Лавры, так и других обителей и храмов г. Киева. Так как всякому, приезжающему, или приходящему в Киев па поклонение его святыням, бывает желательно осмотреть, кроме Лавры, и другие замечательные в священноисторическом отношении места г. Киева, то в конце «Путеводителя» помещено краткое историческое описание Киева и всех вообще его святынь. Описание св. Киево-Печерской Лавры Киев справедливо называется Иерусалимом Свято–Русской земли. Он так именуется потому, что при св. Владимире Киев послужил купелию для крещения русского народа в православную веру и с того времени сделался самым дорогим и священным для русских православных христиан городом. Это имя приличествует ему также и потому, что в нем, по милости Божией, сосредоточено множество драгоценнейших святынь православного русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Симеона в так называемом «Копыреве конце» древнего Киева. Основанием для такого предположения служила нам самая местность, в какой находилась церковь . Вопреки мнениям – Берлинского, отводившего Копыреву концу место в нынешней Плоской части Подола против Юрковицы, – Закревского, утверждавшего, что местность этого имени должна была находиться в промежутке гор Щекавики и Киселевки, где соединяется Глубочица с Кожемяками, – мы думаем, что Копырев конец, лежавший как думали и они с северной стороны древнего Киева по пути к нему из Вышгорода, лежал не перед Подолом и не на Подоле, а на горе перед Киевом нагорным, и не на Вздыхальнице вблизи нынешней Андреевской церкви, а западнее Взыхальницы подле древних Жидовских, впоследствии – Львовских ворот, от выхода из них вправо. Свое мнение мы выводим из сказаний летописи Ипатьевской или Киевской о походе на Киев Всеволода Ольговича, о погребении Игоря и об обороне Киева против наступавшего на него со стороны Лыбеди Юрия Долгорукого. Находим подтверждение ему и в сказаниях той же летописи о смерти Изяслава Давидовича и летописи Лаврентьевской о взятии Киева Романом Галицким. Под 1140-м годом летопись Ипатьевская говорит: Пойде Всеволод Олгович из Вышегорода к Кыеву, изрядив полкы, и пришед ста у города в Копыреве конци, и нача зажигати дворы, иже суть пред городом в Копыреве конци, месяца марта в 4 день; а Вячьслав противу не изиде, и пр. Буквальный смысл слов: ста у города в Копыреве конци, дает видеть, что стоя в Копыревом конце, Всеволод стоял у самых стен или валов нагорного Киева, собственно – города, и там именно жег прилегавшие к стенам или валам дворы, а не на Подоле между Щекавикою и Кисилевкою, и еще менее – перед Подолом против Юрковицы. Слова летописца, что Вячьслав противу не изиде, объясняют достаточно, каким образом Всеволод, перейдя свободно Подол (если шел через Подол), мог сразу занять такое положение у самых стен нагорного Киева. Далее под 1147 годом, рассказав об убиении киевлянами Игоря Ольговича, свезенного затем на Подолие и брошенного на торговищи, та же летопись о погребении его говорит: И повеле тысяцкой взяти Игоря, и вземше и положиша в церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Осыплется ли вал, которым столько раз обносили Старый Киев, и вот выглянут из-под него Златые врата Ярослава, памятник его могущества и величия Киева, или врата Батыевы, горькая память разорения монгольского. То мирный храм Ирины, со своими усыпальницами обретённый чрез столько лет забвения, начинает опять отогревать, на родном солнце Киева, прах своих усопших; то древняя Десятинная церковь на время раскроет тайны своих подземных сводов, чтобы опять укрыться под щит нового храма, хотя не достигшего до её широких размеров, однако осенившего благоговейно её священные останки; или, из-под горы Перуновой, вымываются живыми ключами, украшения мёртвых кумиров, которые ещё блюдёт Киев, как в тайнике, вместе с костями их сокрушителей, в материнской утробе своих гор. – Киев, колыбель нашей веры, новый Сион наш, подобно древнему, есть град великого Царя, и к нему может также относиться псаломный стих сей: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» ( Пс.124:2 )! На четыре неравные части разделён Старый Киев со своими отдельными холмами и зданиями. Вся обрывистая гора, на которой стоит он, возвышается, как крутоберегий остров, из глубины окружающих его долин, неприступный только со стороны Днепра, более отлогий с других сторон. На самой вершине его теснились в малом городке древние князья, там, где ныне церковь Первозванного; это есть первое отделение Старого Киева, искони обнесённое валом, и к нему принадлежала также верхняя часть Михайловского, а нижняя его половина укреплена только в позднейшие времена. Ярослав много распространил к западу столицу свою, соорудив митрополию и две обители, на поле битвы с печенегами; но ещё долго находилась вне ограды Старого Киева глубокая долина, живописно врезавшаяся в недра горы киевской; она слыла в древности Перевесищем, потому что лежит на скате Старого Киева. Из ограды Михайловской вступил я опять на летописную почву древнейшего населения Старого Киева. Здесь, между монастырём и церковью Трёх Святителей, ещё сохранилась отлогость бывшего Боричева взвоза, где основался Кий, князь Полянский, давший своё истинное или баснословное имя, вместе с братьями и сестрою, месту их жительства и окрестным урочищам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но вскоре бедствия отечества отвлекли внимание правительства, и обновление Киева приостановилось на некоторое время. Затем, лишь только грозные тучи пронеслись над Россией, и наш государь, благословляемый всеми народами Европы, стал мирно царствовать, для Киева снова настали лучшие времена. В 1816 году император Александр Павлович посетил мать городов русских и провел здесь несколько дней. При этом государь несколько раз поклонился всем святыням Киева и очень щедро наградил все высшее духовенство города. С этих пор наши благочестивейшие Государи и весь Дом их непрестанно навещают Киев для поклонения его святыне. Так, в 1829 году, в июне, древняя наша столица увидела в стенах своих императора Николая Павловича. По обыкновению предков, государь прежде всего посетил Киево-Печерскую Лавру. Здесь, у святых врат, Его Величество встретил славный наш архипастырь митрополит Евгений, со всем духовенством, воинскими и гражданскими чинами, при громадном стечении народа. С этим посещением Киева государем совпало, между прочим, славное взятие нашими войсками крепости Силистрии и поражение неприятеля, под предводительством Дибича, донесение которого о сем событии и застало Николая Павловича в Киеве. Император, радуясь за успех своего народа, по этому случаю оставил рескрипт: «Сего месяца, 25 числа, получено мною в Киеве известие о покорении крепости Силистрии. Желая сохранить городу Киеву памятник сего важного события, назначаю оному один из ключей покоренной крепости и три знамя, из числа взятых при сем случае храбрыми нашими войсками, повелевая хранить сии трофеи победы в соборном храме святой Софии, в коем Мною принесено было благодарственное Господу Богу молебствие за сей новый и блистательный успех, оружию Российскому дарованный» 9 . Вслед за сим настало для Киева время его возрождения и быстрого возрастания. Начиная с 1830 года, все дальнейшее царствование императора Николая Павловича было временем полного преобразования «матери городов русских». Не мало также своего царского попечения оказал Киеву и преемник Николая Павловича – Александр Николаевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первые Романовы в судьбе православного Киева 31.01.2011 617 Время на чтение 6 минут Уже самый первый государь из династии Романовых - Михаил Федорович, занимает почетное место в истории Киева как крупный благодетель его монастырей и храмов. Оказывая поддержку единоверному и единокровному народу Малой Руси, подвергавшемуся всяческим притеснениям со стороны властей Речи Посполитой, этот самодержец стремился защищать интересы Православной Церкви за пределами Московского государства. Еще в 1628 году он разрешил свой грамотой инокам Киево-Печерской Лавры посещать Москву с целью сбора средств на нужды их обители. По прошествии некоторого времени Москва принимала у себя делегацию уже из четырех киевских монастырей. Показательно, что представители православного Киева, которые в условиях польско-литовского государства подвергались жесткой дискриминации, принимались на высшем уровне, и были одарены дорогими мехами. Внушительный список царских благодеяний, к которым, наряду с крупными денежными суммами относилась и самая разнообразная церковная утварь, приводится в капитальном труде дореволюционного исследователя Захарченко «Киев теперь и прежде». Характерно, что среди целого ряда пожертвований со стороны государя, особое место занимали богослужебные книги московской печати, которые с того момента стали использоваться в Печерском, Братском, а также других крупных монастырях Киева. Сегодня этот интересный факт может служить лишним подтверждением общности культуры и богослужебных традиций Москвы и Киева того времени. Кроме того, в период царствования государя Михаила Федоровича, в работах по восстановлению древних киевских храмов, пришедших в запустение по вине униатов, приняли участие мастера, специально присланные из Москвы (1). Необходимо отметить, что многие предметы церковной утвари, пожертвованные первыми государями из династии Романовых для кафедрального Софийского собора, а также Великой церкви Киево-Печерской Лавры, представляли не только материальную ценность, но и являлись выдающимися памятниками церковного искусства, вызывавшими восторг современников.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/01/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010