После Большого Московского Собора П. Л. занимался в Москве лит. деятельностью. В марте 1673 г. по его просьбе он был отпущен в Палестину через Киев, где появился в мае того же года (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1, 1673 г.). В нояб. 1673 г. из Киева П. Л. писал царю Алексею Михайловичу, что Иерусалимский и К-польский патриархи готовы дать ему прощение и разрешение, но первый ждет подарка, а второй требует от П. Л. стать преподавателем богословия в патриаршей школе в К-поле, чего он не может сделать по состоянию здоровья. В том же письме П. Л. обличал нестроения в Киевской митрополии: посвящение на одной литургии мн. священников, взятки и др. злоупотребления архиереев (Там же. Оп. 2. 638). Скорее всего состояние здоровья действительно задержало П. Л. в Киеве и не позволило ему выехать ни в К-поль, ни в Палестину еще в 1673 г. Уже при отъезде из Москвы он приобрел большой набор лекарств (см.: Там же. Оп. 1. 1. Л. 37-38, 1673 г.). Др. причиной нежелания ехать на Восток было отсутствие прощения и разрешения от Иерусалимского патриарха, о чем П. Л. вновь писал царю Алексею Михайловичу в июле 1674 г. (в том же послании он предсказывал, что царь станет освободителем греч. народа от османов; Там же. Оп. 2. 640). Из Киева же П. Л. послал царю толкование появления 8 апр. 1673 г. на небе 4 солнц (Там же. 641). В авг. 1675 г. П. Л. вызвали в Москву. Причины вызова не установлены, хотя при отъезде из рус. столицы П. Л. обещал Алексею Михайловичу вернуться по первому его требованию. Тогда же из Киева он писал боярину А. С. Матвееву о «волошских и мутьянских посланцах», к-рые ищут в Москве покровительства и рассчитывают на его, П. Л., заступничество. В окт. 1675 г. П. Л. приехал в Москву и был размещен на Симоновом подворье в Кремле, там же, где жил и раньше. От этого периода жизни П. Л. сохранилось 2 письма. Они написаны в февр. 1676 г. и адресованы кард. Ф. Барберини и архиеп. Кефелино Стригонийскому. В письмах П. Л. выражал неудовольствие рус. двора позицией папы, к-рый не титуловал Алексея Михайловича царем, а также давал совет признать этот титул за преемником царя Феодором Алексеевичем (Там же. 656). Для Московского патриарха Иоакима П. Л. перевел с греческого на латынь сочинения своего старшего современника, богослова Г. Корессия . Этот факт, не отмеченный в историографии, засвидетельствован в Описи патриаршей ризницы 1686 г.: «Книга Георгия Корези писмяная преведена со еллиногреческого языка на латинский, переводил Паисий, митрополит Газский, в полдесть, по обрезу золочена, оболочена тафтою зеленою… книгу Георгия Корезия святейшему патриарху поднес Паисий, митрополит Газский» (ГИМ. Син. греч. 98. Л. 234-234 об.). Летом 1676 г. П. Л. просил царя Феодора Алексеевича отпустить его в свою епархию, и 1 сент. того же года такое распоряжение было дано. П. Л. доехал до Киева и остался там навсегда. 24 авг. 1678 г. он скончался; по указу государя был погребен в киевском Братском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2578683.html

И Златые врата были устроены великим Ярославом на память тех златых врат Цареградских, к которым пригвоздил ратный шит свой предок его Олег. Чрез них совершались торжественные въезды князей наших, когда возвращались они с поля битв, часто междоусобных, или вступали при кликах народных в престольный град свой, чтобы возсесть на престол отеческий. Об них ударился некогда победный меч храброго Короля Болеслава, и даже навсегда сохранил следы сего удара. Хан Половецкий, Воняв дерзнул сорвать с них позлащенную медь в память своих приступов к столице Русской, и много мечей, Русских и Польских, и копий Половецких, разразились об медные запоры сих знаменитых врат, доколе не сокрушили их Орды Монгольские. Вместе со славою Киева прошла и их слава: от златых украшений, давших им громкое имя, от громадного зодчества, следы коего еще доселе видны в камнях обрушенного свода, ныне уцелели только две боковые стены: памятник достойный сохранения! – С обеих сторон подымается высокая насыпь вала, в котором зарыты были летописные врата сии вместе с церковью св. Ирины и где были обретены тем же ревнителем священной древности. – Образ Казанской Божией Матери, стоявший на остатках врат до 1695 года, перенесен в убогую Троицкую церковь , которая и доныне существует на старом Киеве; икона сия Пречистой Девы была единственным воспоминанием церкви Благовещения, которую соорудил великий Ярослав на вершине Златых врат своих; он хотел, чтобы забрала Киевские тверды были заступлением Той, чей образ начертан мусиею на нерушимой стене Софийской. Одинокими теперь стоят на пустоте старого Киева Златые врата сии, возвышавшиеся некогда на самой торжественной из стогн столицы! – Кто взглянет чрез них к северу на старый Киев, увидит часть храма Георгиева и высокую колокольню Софийскую; кто взглянет к югу, увидит обширное поле, разрытый вал и овраги, где расселяется новый город, а вдали великолепное здание, рассадник просвещения, украшенный именем равноапостольного просветителя Руси и вполне достойный того Царственного мановения, по коему внезапно исторгся из окрестной пустыни. Златые врата, бывшие некогда гранью древней столицы, теперь станут на распутий старого и нового Киева, между святилищем наук и сокровищницею просвещения духовного, между св. Софиею, которая есть Слово и Премудрость Божия, и Софиею земной, освящаемою свыше лучами небесной. – Господь да благословит опять входы и исходы Златых врат, которых самые остатки, уваженные посреди обновления Киева, будут свидетельствовать потомству, что новый путь гражданского просвещения Руси под сенью св. Владимира пролегает по древней стезе духовного, указанного еще рукою великого Ярослава из глубины св. Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вскоре по возвращении из Киева (16-го сент. 1406 г.) м. Киприан скончался. В русской церкви после этого снова открылись нестроения по поводу избрания митрополита, и Киевская кафедра опять явилась на некоторое время предметом споров. Когда скончался Киприан, московский князь Василий Дмитриевич отправил в Константинополь послов с просьбой поставить митрополита для Киева и всей Руси. В тоже время в Царь-град явился другой искатель Киевской кафедры, присланный литовским князем Витовтом. Этот князь, значительно расширивший пределы Литвы и задумавший образовать из нее совершенно отдельное и независимое государство 53 – захотел осуществить давнишние стремления литовских князей – освободиться от церковного подчинения московскому государству. Более, чем для кого-либо из предшественников, для Витовта в его политических интересах выгодно было ослабить и даже уничтожить совсем церковные узы, который связывали литовско-русские области с Москвою. В год кончины м. Киприана это давнишнее желание вспыхнуло с особенною силой, так как в этом году произошло размирье Витовта с Московским князем из-за Псковской и Новгородской областей, притязательные виды на который имела как Литва, так и московское государство 54 . – Поэтому, узнав о смерти Киприана, Витовт начал ревностно хлопотать в Константинополе, чтобы в митрополиты для Киева и всей Руси был поставлен его избранник – Полоцкий епископ – грек Феодосий. Как на основание для своей просьбы, литовский князь указывал на законное и освященное стариною право иметь у себя митрополита. «Послали есмо в Царь-град», писал он впоследствии в своем окружном послании, «владыку полоцкого Феодосия к царю и патриарху, прося, штобы его нам поставили митрополитом, чтобы седел на столе Киевское митропольи по старине; строил бы церковь по давнему, яко наш: за неж Божьим изволением мы место то обладаем, Киев» 55 . Однако же просьба Витовта о поставлении митрополитом для Киева полоцкого епископа Феодосия не была уважена, не смотря на то, что он «много порекл сребра и злата о том ставлении 56 . Константинопольский двор, находившийся в дружественных отношениях с Москвою, не пожелал обидеть московского князя, а потому отослал избранника Витовта ни с чем. Киевская же кафедра была отдана Фотию, греку из Мореи, ученику знаменитого своим благочестием старца Акакия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Рука времени называется рукою всесокрушающею, а над св. Софией Киевской протекло 8 веков этого времени. Каких бед, разорений и опустошений не была она свидетельницей и чего не испытала сама от своих, татар, литовцев и поляков. В 1171 г., по взятии Киева войском Андрея Боголюбского, когда в течении 2-х дней разграблены были все киевские церкви, не пощажена была и св. София: „церкви обнажиша иконами, и книгами, и ризами, и колоколы изнесоша вся, Смолняне и Суждинцы, и Червиговцы, и Олгова дружина, и вся святыни взята бысть» (Ттпат. Летоп.). В 1180 году „удеяся зло велико у Киеве: погорела дворове по горе, и церкви зажежеся великая митрополья святая Софья» Не упоминаем о нашествии Батыевом. Однако и татары и враги Киева щадили св. Софию за красоту ея, a усердие киевлян и князей поддерживали ея благолепие, пока при ней жительствовали первосвятители русской церкви. Но с переселением киевских митрополитов из Киева в Владимир и Москву, св. София постоянно скудеет и ветшает. Витовт говорили на соборе: „Св. Софья, столная церковь митрополичья, не строится, не имеющи господаря, аки вдова и осиротевшая, красоты своея лишена есть, и митрополове, пришедше из Москвы, о семи токмо пекутся, еже обретши что красно в св. Софии, себе взяти» (Прнбавл. к Ипат. Лет.), и в окружной грамоте своей Витовт же писали: „зде церковь киевская митрополья скудела и пуста учинилася». „Митрополиты церкви не строили, но только приходов церковных поемлючи, на иныя места носили и давали. У строенья церковная и святости, великия страсти Христове. .. св. Богородицы . . . иконы честны, златом окованы, и ина многоценная, и всю честь церковную киевское митрополии инде относили; што было издавна старый князи учинили на свою честь и на наметь и подавали церкви, опрочь золота, серебра и уборов церковных колко инде относили, того кто можеть исчести?» 16 Тоже писали южные епископы, в особенности о митрополите Фотии, рачителе церконых доходов 17 (Соборная грамота литовск. Еписк. 1415 г.). Хотя Виговт учинил, штоб пространные мптрополите сидел на своём столе; но и отдельным от московских, киевским митрополитами, не сиделост» в Киеве. Они жили более в Вильне и Новгороде, близь литовской столицы. А между тем нашествие Едигея (1416 г.) и Менглигирея (1482 г.) довершили бедствие Киева и св. Софии,. из которой Менгтигирей унес золотую чашу и дискос.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

- Более того, ведь Денисенко утверждает, что и на наследование Владимирова крещения Русская Православная Церковь Московского Патриархата претендовать не может. Это совсем такой странный тезис, что касается Крещения, вот именно принятия Христианства? - Все эти рассуждения, помимо всего прочего со всякими псевдоисторическими экскурсами, явно противоречат тому самосознанию, которое существовало во время Святого равноапостольного князя Владимира, во всех крупных городах тогдашней русской земли, и наиболее ярко выражалась как раз в сочинениях монахов Киево-Печерской лавры. Для них, допустим, сообщение о том, что где-то в Новгороде или в Ростове не могут претендовать на Владимирово крещение, - дико, кощунственно и вызвало величайшее возмущение. - В какой мере исторически вот это первенство Киева присутствует на самом деле? - Киев был в течение определенного периода после того, как Олег завоевал Киев, убил бывшего дружинника Рюриковой дружины Аскольда, который тоже перед этим его завоевал и может быть тоже принял крещение, как есть об этом некие свидетельства исторические, Киев становится временно столицей Древнерусского государства. И в особенности после Крещения Руси он на долгое время становится центром, объединяющим всех русских православных. - И к этой митрополии, просто чтобы зрители понимали, относится и Новгород, и все северные земли. - Новгород, он какое-то время даже выделял архиепископию, претендовал на особые связи с Константинополем, но полностью он этого не добился. Так что все русские земли в эту митрополию входили. Потом постепенно митрополиты переносят центр своей резиденции во Владимир и Москву. Так что отсюда и это вполне естественно… - Значит, принятый перенос исходил из самого же Киева? - Не из Киева, Киева тогда попросту не было. После разгрома это был очень маленький город и там, в общем-то, делать было митрополиту просто нечего. - И последний странный тезис этого раскольнического собора состоит в том, что позиция Вселенского патриарха и других Поместных Церквей на стороне Киевского патриархата. Как вы можете прокомментировать это заявление?

http://pravoslavie.ru/36877.html

Кроме того, в Старом Киеве, на площади между Софийским собором и Златоверхо–Михайловским монастырем, находится памятник Малороссийскому гетману Богдану Хмельницкому, главному деятелю в истории воссоединения Малороссии с Россиею в 1654 г. Памятник открыт в 1888 г. В новозаселенных частях верхнего Киева, примыкающих к Старому Киеву с юго–запада и северо-запада, находятся еще следующие монастыри и храмы. Сретенская, или Скорбященская церковь К западу от Старого Киева, по улице Большой Житомирской, на площади, называемой Сенной, находится каменная одно купольная церковь во имя Сретения Господня. Она построена в 1861 г. на месте прежней деревянной церкви, первоначально сооруженной в 1752 г. Нынешняя каменная церковь Сретенская значительно расширена и перестроена в 1883 г. Святыню ее составляет чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих радости». Еженедельно пред сею иконою по субботам читается акафист. Покровский женский монастырь К северо-западу от Сретенской церкви, по Львовской улице, на северной стороне ее, находится Покровский женский монастырь. Он устроен в 1889 г. иждивением и заботами в Бозе почившей великой княгини Александры Петровны, принявшей в конце жизни монашество с именем Анастасии. В монастыре имеются следующие храмы: 1) соборный Покровский с двумя приделами во имя св. прор. Илии и Всех Святых; 2) трапезный Михайловский; 3) во имя иконы Божией Матери „Всех скорбящих радости“ при терапевтической больнице и 4) во имя преп. Агапита врача при хирургической больнице. Кроме того, в монастыре заканчивается постройка величественного здания для новой соборной церкви во имя святителя Николая, которая была заложена в 1896 г. Святыню обители составляет находящийся в главном храме чудотворный образ Почаевской Божией Матери. При монастыре находятся прекрасно устроенные бесплатные больницы – терапевтическая и хирургическая – имени Императора Николая II. Межигорский монастырь С 1894 г. к Покровскому монастырю причислен Киево–Межигорский Преображенский монастырь, находящийся на правом берегу р. Днепра, в 17 вер. от Киева, к сев.–вост. от него, в долине, окруженной с трех сторон горами. Происхождение монастыря, бывшего мужеским, относится к X–XII в.в. В XVII– XVIII в. в. он был казацким монастырем, славился доброю жизнию и многочисленностию своих иноков. В монастыре находятся следующие храмы: 1) каменный Спасо–Преображенский, построенный в 1676 г. 2) Петропавловский, каменный, с колокольнею, сооруженный в 1772–1774 г. г. Вознесенская Старо–Киевская церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Неопознанные мощи в Зверинецком мон-ре (т. н. Алтарная улица) Весной-летом 1915 г. проводилось укрепление стен лабиринта: наиболее опасные участки (т. н. Алтарную улицу) укрепили кирпичом, менее опасные - деревом (Там же. Ф. 260. Оп. 1. Д. 74. Л. 48). Пещеры функционировали до 30-х гг. ХХ в. В 1934 г. вышло Постановление Киевского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «О закрытии греко-униатского костела и Зверинецкой церкви» (ГА г. Киева. Ф. Р-1. Оп. 1 (кн. 2). Д. 6295. С. 2). Вероятно, в кон. 30-х гг. ХХ в. был взорван храм на Зверинце. С 25 сент. 1943 г., в период оккупации Киева, район Зверинца объявили запрещенной для проживания зоной. Жители покинули свои дома; нек-рые днем прятались в пещерах, а ночью возвращались домой. Первые описания и попытки атрибутировать и датировать подземный памятник принадлежат руководителю раскопок 1912-1913 гг. Эртелю и историку И. М. Каманину. 19 янв. 1913 г. Эртель выступил на заседании Киевского об-ва охраны памятников старины и искусств с докладом о результатах археологических исследований, проведенных с авг. 1912 по янв. 1913 г. Вскоре он опубликовал доклад в виде брошюры под названием «Древние пещеры на Зверинце в Киеве»; это было 1-е научное исследование одного из древнейших памятников Киева. Он дал краткое описание памятника и материала, полученного во время раскопок, сообщив, что в ходе исследований были открыты 2 древние пещерные улицы. На одной располагались церковь (алтарь) с древними надписями на стенах, погребальные ниши (локулы) и крипты. Улица получила название «Алтарная». Вторая подземная улица, где располагались локулы с погребениями, была названа «Улица неисследованных захоронений» ( Эртель. 1913. С. 43). Первый вывод о принадлежности пещер Эртель сделал на основании анализа открытых надписей: «...то, что именуется Зверинецким монастырем, существовало в XI, в XII и в XVII столетиях». Описание памятника он составил за год до окончания археологических раскопок (Там же. С. 13). Каманин написал монографию спустя год, т. е. когда был получен дополнительный археологический материал. Он изучил летописные источники и археологические находки и сделал выводы, что Зверинецкие пещеры были древним пещерным мон-рем во имя арх. Михаила. По мнению Каманина, мон-рь возник в 988 г. и просуществовал самостоятельно до 1088 г. В 1096-1097 гг., при разорении Киева половцами, или в 1240 г., во время монголо-татар. нашествия, он был разрушен до основания ( Каманин. 1914. С. 129-130).

http://pravenc.ru/text/1684563.html

Осмысление Киева как Нового Иерусалима имеет и другие составляющие. В «Повести временных лет» непосредственную связь Киева со Святым Градом олицетворяет святой Андрей Первозванный, принесший сюда апостольское благословение и предвозвестивший грядущее величие града . Еще одним сюжетом, которым утверждалась сакральность Киева, было осмысление его как удела Пресвятой Богородицы, города, врученного Ее покровительству (по аналогии с Константинополем). Основание этого понимания прослеживается в посвящении Ей Десятинной церкви князем Владимиром. Оно также воплощено в Софийском соборе в образе Оранты, ходатайствующей перед Богом о граде и его жителях. Наиболее полно эта идея получила свое раскрытие в «Киево-Печерском патерике», рассказывающем о строительстве Успенского собора. Один из самых ярких эпизодов патерика — принесение из Константинополя иконы Пресвятой Богородицы греческими мастерами, которые передали печерским инокам Ее слова: «Хощу церковь възградити Себ в Руси, въ же и Сама видте церкве и в неи хощу жити» . Таким образом, особый сакральный статус Киева в древнерусской письменности и градостроительной политике князей утверждался на следующем: — апостольская проповедь на киевских холмах и благословение будущего града; — причастность Руси к библейской истории спасения через событие Крещения; — параллель между Киевом и Иерусалимом, киевскими князьями и израильскими царями; — присутствие Божие в Киеве; — покровительство Богородицы над Киевом и Ее пребывание в граде. Именно в контексте обозначенной выше новоиерусалимской идеи мы рассмотрим возникновение и формирование культа Архистратига Михаила в Киеве. Его особое почитание стало, как нам кажется, еще одним звеном, утверждающим эту идею. Для начала кратко остановимся на библейских свидетельствах об Архангеле Михаиле, которые стали основой для его дальнейшего почитания. Само имя Михаил буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу». На страницах Священного Писания он предстает как начальник небесного воинства, которое Бог посылает на битву с силами зла.

http://bogoslov.ru/article/6194504

Наглые заявления неонацистов, их попытки штурма Верховной Рады, тиражируются в прозападных грантоедских СМИ и создают впечатление полной слабости власти и якобы радикально-протестного настроя едва ли не всех граждан Украины, что вовсе не так. Кажется, новый киевский майдан может пойти по силовому сценарию… Только страх наказания может остановить беснующихся националистов. Совсем недавно «Народный Собор» Украины в сердце Киева, в Доме профсоюзов, совместно с народными депутатами проводил научно-общественную конференцию «Борьба украинских националистов против Православной Церкви в период 1939-53 годов». И что же? В адрес дирекции центрального здания Киева пошли угрозы, что невозможно было представить даже при Ющенко, пошли угрозы в адрес руководства «Народного Собора», возле здания крутились подозрительные типы весьма колоритного вида. Один из них был с синяком под глазом, и очевидно, сообразив, что может заработать еще один синяк от представителей Русского Киева, ушел. Посмотрев на наших казаков, на вызванный нами наряд милиции, они порешили не делать обычные пакости... Представители партии «Свобода» делали множество немыслимо экстремистских заявлений, за которые без солидной поддержки «сверху» любую партию сняли бы с регистрации. И – ничего. Только один раз людей Тягныбока наказали – когда те вышли на демонстрацию против засилья паломников-хасидов в городе Умань (там похоронен известный иудейский «цадик», на могилу которого они приезжают). Это шествие было разогнано милицейскими дубинками. Впрочем, значительная часть верхушки иудейской общины поддерживают Тягныбока, такой жупел фашизма им выгоден. В случае чего, как видно, они могут потянуть немалые финансовые средства от мирового еврейства под предлогом защиты от нарастания антисемитизма. Конечно, при таком раскладе могут пострадать многие обычные евреи. Поэтому многие простые евреи возмущены. Так, редактор газеты «Киев еврейский» Элеонора Гройсман критиковала олигарха И.Коломойского, которого эксперты называют спонсором Тягныбока .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/04/uk...

Умились над бедною, век свой в горе скоротавшею моею женою-сиротою, не вели ее оскорбить после меня; не утешилась, бедная, при мне, только состарилась и от бедного житья сокрушилась». От гетмана сначала приходили хорошие вести: осенью 1663 года, 15 октября, Брюховецкий дал знать царю, что генеральный есаул взял приступом город Поток; 23-го воевода Хлопов дал знать, что они с гетманом ходили под Кременчуг и взяли его со всеми людьми, нарядом и знаменами. Но в то же самое время получена была в Москве грамота Мефодия из Киева (от 12 октября); епископ писал, что 8 октября король Ян-Казимир пришел в Белую Церковь , которая от Киева только в 60 верстах; в Киеве малолюдно, а город большой. «Бога ради, – писал Мефодий, – изволь, великий государь, в прибавку прислать в Киев ратных людей поскорее; да и к гетману изволь прислать войска, а гетман Иван Брюховецкий тебе от всего сердца верно служить хочет; укажи князю Григорию Григорьевичу Ромодановскому поспешить в украинские и черкасские города, также и другим войскам от Севска, Путивля и Брянска, потому что там войска эти даром стоят, только даром людей едят, а здесь очень надобны. Киев, Чернигов и вся Украйна тебе, великому государю, очень надобны, потому что за этими черкасскими городами твое Российское государство как за стеною твердою стоит и стоять будет; сохрани Боже уступить Киева и других черкасских городов, тогда король и ляхи дальше пойдут; кто тебе об уступке Киева станет советовать, тот Богу и тебе враг и изменник. Прошу также милости, вели переменить переяславского воеводу князя Василия Богдановича Волконского: человек упрямый; лучше его переменить, нежели из-за его вражды с гетманом какая поруха учинится». Царь отвечал, что велел сменить Волконского и на его место будет пока воевода Хлопов. 11 ноября получено было письмо от Брюховецкого (из Гадяча от 30 октября). «Верный и во веки неотступный холоп, низко пред пресветлыми царского пресветлого величества престола ногами до лица земли упадая и смиренно бьючи челом», уведомлял, что король имел совещание в Белой Церкви со всеми начальными людьми, изменниками и султаном крымским, после чего король придвинулся к городу Ржищеву на берег Днепра и войска его начали переправляться за реку у Ржищевской пристани.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010