Литургическое содержание годового круга богослужений определяет богослужебный устав всей Восточной, и в том числе Русской Церкви. «В то время как собственное содержание самой Божественной литургии, в отличие от литургии нашей Церкви, почти неизменно, — пишет в своем кратком, но содержательном очерке годового круга богослужений Восточной Церкви П. Килиан Кирххоф, — все богатство восточной духовности, пронизывающей ритмы богослужений, изливается почти исключительно в богослужениях, примыкающих к Божественной литургии. Вся полнота церковных богослужений заключена в четырех взаимно дополняющих и пронизывающих друг друга богослужебных кругах, двух годовых, одном недельном и одном дневном»  . Столь содержательный и многообразный характер богослужений православной Церкви накладывал особый отпечаток на жизнь монастыря, где должны были и в действительности могли совершаться все уставные богослужения. Благодаря этому не получалось монотонности, которая может особенно удручать послушника и неопытного инока, — и в то же время обилие Божественных песнопений, пронизанных догматическим учением Церкви и составляющих содержание православного богослужения  , открывало всякому монаху и всякому богомольцу, постоянно приходившему на службу в монастырь, возможность для духовного просвещения  . Два годовых круга — круг подвижных праздников, связанных с Пасхой, и круг неподвижных праздников, посвященных Спасителю, Божией Матери и памяти святых, составляют основу; дополняются они недельным и дневным кругами, пронизанными литургическим содержанием годовых кругов, ибо каждый день недели посвящен определенному событию из Священной истории или памяти святых, а в течение дня читаются строго определенные часы  . Праздники годового круга — это дни, которые бывают только раз в году, а богослужения дневного и недельного круга — это постоянно повторяющиеся песнопения, имеющие огромное значение для монастырского обихода  , для всего строя монастырской жизни в течение суток, которые они, начиная с 6 часов вечера, разделяют на 7 частей  . Монастырский устав определяет дисциплинарную сторону монастырского быта, а распорядок дня в монастыре зависит от богослужебного устава. Его основу составляет типикон (по–русски — устав) православной Церкви, сложившийся в течение нескольких столетий  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Следующая кафизма начинается словами: «Приидите; поклонимся». Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц, покончивших свою жизнь самоубийством. 2 часть Следованной Псалтири: Часослов Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов , в котором содержатся чинопоследования суточного крута богослужения, преимущест-венно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами. Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, первого часа, третьего часа, шестого часа и девятого часа, которые служат приготовлением к главному Богослужению – Божественной Литургии. В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила объединять их в три группы и совершать вечером, утром и около полудня. Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повечерие. В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Дневное богослужение составляют: третий, шестой час и литургия (или изобразительны). В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с  полунощницы . Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать её в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной. Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно. Субботняя полунощница совершается, как видно из ее названия, в субботу. Главное ее отличие от вседневной полунощницы заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17 кафизма, а на субботней – девятая кафизма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье. Недельная, то есть воскресная полунощница, имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Следом, знаменуя потрясенья, Глухо прозвучал Ужасный Час. Началось великое безбожье, Распри, казни, войны, голод, мор... Истина попралась гнусной Ложью, Воцарился дьявольский Террор... С жутким убиением Монарха, Всей Его Семьи и верных слуг, Звери доконали Патриарха, Заключив Россию в Адов Круг... Сорок лет царило Преступленье – Мрачное попранье Божества, Сокрушая силу противленья Духа и Сознанья большинства. Но когда народ, вернувшись к Богу, Одухотворит свою страну И прославит нового святого, Бог ему отпустит всю вину. С радостным, ликующим «Осанна!» Воцарится вечный Мир в сердцах, И святое имя Иоанна Озарит вселенную в веках. Юрий Псковитянин. Май, 1958 года, Буэнос Айрес. Творения о. Иоанна Кронштадтского Отец Иоанн был глубоким мыслителем, великим духовным писателем и учителем Церкви. Творения его составляют около 4.500 печатных страниц в том числе по несколько проповедей на каждый воскресный и праздничный день целого года и на разные случаи. В 1859 году вышли в свет «Катехизическия беседы» о. Иоанна, в которых он излагает в общедоступной форме основные догматы христианства. «Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтского Андреевского собора, о. Иоанна Ильича Сергиева» содержит в себе шесть томов: 1-ый том (520 стр.) – беседы о Боге – Пресвятой Троице, беседы о блаженствах евангельских, слова и поучения на праздники Господни и слова и поучения на праздники Божией Матери. 2-ой том (725 стр.) полный годовой круг слов, поучений и бесед на недельные (воскресные) дни и св. Четыредесятницу. 3-ий том (591 стр.) поучения, слова и речи на храмовые праздники Кронштадтского Андреевского собора и разные случаи, слова на высокоторжественные дни и житие, страдания и чудеса всехвальные великомученицы Евфимии. 4, 5, 6-ые томы содержат в себе 1-ю, 2-ю и 3-ю части книги «Моя Жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благовейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». Книга «Моя Жизнь во Христе» содержит 840 стр., переведена на английский язык и сделалась настольной книгой многих верующих христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Затем после небольшого перерыва следует дневная группа служб: 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня (если полагается литургия Преждеосвященных Даров, то в соединении с литургией). По вечерам служится великое повечерие (на 1-й седмице – с Великим каноном преподобного Андрея Критского ). Однако в большинстве храмов начиная со 2-й седмицы Великого поста утреню переносят на вечернее время, и, таким образом, богослужение совершается два раза в день: утром (3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня (иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров)) и вечером (великое повечерие и утреня с 1-м часом). §2. Седмичный круг богослужения Седмичный круг составляют богослужения, совершаемые в течение седмицы. Следует иметь в виду, что каждый день седмицы посвящен прославлению определенного священного события или памяти святого, причем в Церковном Уставе первым днем седмицы считается воскресенье, а завершает седмицу субботнее богослужение. Службы (изменяемые песнопения) седмичного круга богослужения находятся в Октоихе. В течение седмицы поются песнопения Октоиха только одного гласа, причем воскресная служба открывает песнопения данного гласа, тогда как отдание гласа совершается в субботу. Воскресенье, первый день седмицы, называется в греческом языке Κυριακ, что означает «(день) Господень», а в славянском именуется словом неделя и посвящается воспоминанию Воскресения Христова. Полагают, что празднование воскресного дня началось в самые первые годы жизни Церкви, до рассеяния 12-ти апостолов. Примечательно, что уже в Откровении Иоанн Богослов называет воскресный день «днем Господним» (ср.: Откр. 1:10 ) 48 . Позже, в III веке, появляется запрет на работу, пост и коленопреклонение в воскресные дни, а «в IV в находим уже и правительственную регламентацию празднования недельного дня» 49 . В понедельник совершается прославление Небесных бесплотных чинов, которые по своему статусу почитаются выше всех святых других ликов. Вторник посвящается памяти святого Иоанна Предтечи, который прославляется как «больший из рожденных женами» (ср.: Мф. 11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Литургическое содержание годового круга богослужений определяет богослужебный устав всей Восточной, и в том числе Русской Церкви. «В то время как собственное содержание самой Божественной литургии, в отличие от литургии нашей Церкви, почти неизменно, – пишет в своем кратком, но содержательном очерке годового круга богослужений Восточной Церкви П. Килиан Кирххоф, – все богатство восточной духовности, пронизывающей ритмы богослужений, изливается почти исключительно в богослужениях, примыкающих к Божественной литургии. Вся полнота церковных богослужений заключена в четырех взаимно дополняющих и пронизывающих друг друга богослужебных кругах, двух годовых, одном недельном и одном дневном» 655 . Столь содержательный и многообразный характер богослужений православной Церкви накладывал особый отпечаток на жизнь монастыря, где должны были и в действительности могли совершаться все уставные богослужения. Благодаря этому не получалось монотонности, которая может особенно удручать послушника и неопытного инока, – и в то же время обилие Божественных песнопений, пронизанных догматическим учением Церкви и составляющих содержание православного богослужения 656 , открывало всякому монаху и всякому богомольцу, постоянно приходившему на службу в монастырь, возможность для духовного просвещения 657 . Два годовых кругакруг подвижных праздников, связанных с Пасхой, и круг неподвижных праздников, посвященных Спасителю, Божией Матери и памяти святых, составляют основу; дополняются они недельным и дневным кругами, пронизанными литургическим содержанием годовых кругов, ибо каждый день недели посвящен определенному событию из Священной истории или памяти святых, а в течение дня читаются строго определенные часы 658 . Праздники годового круга – это дни, которые бывают только раз в году, а богослужения дневного и недельного круга – это постоянно повторяющиеся песнопения, имеющие огромное значение для монастырского обихода 659 , для всего строя монастырской жизни в течение суток, которые они, начиная с 6 часов вечера, разделяют на 7 частей 660 . Монастырский устав определяет дисциплинарную сторону монастырского быта, а распорядок дня в монастыре зависит от богослужебного устава. Его основу составляет типикон (по-русски – устав) православной Церкви, сложившийся в течение нескольких столетий 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОД ЦЕРКОВНЫЙ система праздников , постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек-рое внешнее сходство с праздничными календарными циклами, существующими в др. религиях, Г. ц. тесно связан с христ. пониманием времени . Термин «Г. ц.» (или «христианский год») появился в XVI в. в связи с возросшей секуляризацией жизни и разделением церковного и «светского» времени ( Kranemann. 1991). С XIX в. в научной лит-ре начинает использоваться термин «литургический год». При этом до 2-й пол. XX в. изучение Г. ц. чаще всего ограничивалось фактографическими описаниями его отдельных составляющих (праздников, постов, памятей святых; ср.: Дебольский. 1846; Kellner. 1901; Pascher. 1963), тогда как внутренние связи и происхождение периодов Г. ц. стали предметом исследования только благодаря росту научного знания в области древних календарных систем ( Strobel. 1977; Talley. 1986). Основные элементы Г. ц. Формирование структуры христ. года заняло неск. столетий. Хотя в разных литургических традициях сложились свои наборы праздников и постов, в основе Г. ц. и на Востоке, и на Западе лежат: солнечный юлианский год (3651/4 дня), лунно-солнечный пасхальный цикл (к-рый с VI в. почти повсеместно был привязан к 19-летнему периоду) и 7-дневный недельный цикл. На них построены годовой неподвижный богослужебный круг , к-рый составляют праздники, имеющие фиксированную дату по солнечному календарю, и годовой подвижный богослужебный круг с элементами, зависящими от даты празднования Пасхи, привязанной к лунно-солнечному пасхальному циклу и от года к году меняющей положение в солнечном календаре. В каждой литургической традиции принято деление Г. ц. на неск. периодов, разных по продолжительности (напр., 40-дневный период Великого поста), обычно зависящих от великих праздников (Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы и др.). Вокруг господских и Богородичных праздников и нек-рых памятей святых образуются особые группы дней, предваряющие (т. н. предпразднства , навечерия , вигилии и т. п.) и завершающие ( попразднства , отдания праздников , октавы) основной день праздника. В средние века во мн. традициях установились различные варианты классификации праздников по степени значимости.

http://pravenc.ru/text/год ...

Литургия Ладана, отсылающая к традиции приношения ладана в Иерусалимском храме (см. Исх. 30, 1–10) , заменяет распространенную в Православной Церкви ектению об оглашенных и включает в себя отпущение грехов священника и предстоящих на Литургии мирян перед принесением Евхаристической Жертвы. Также она представляет приношение Богу, ибо благовония «символизируют богоугодные добрые дела и молитвы» . Литургия Ладана также символизирует молитвы предстоящих Богу святых, которые соединяются с молитвами мирян, предстоящих на Литургии, в едином «истинном духовном приношении хвалы и поклонения» . На Литургии обычно совершается два апостольских чтения: на первом читается отрывок из одного из соборных посланий святых апостолов, на втором — фрагмент одного из посланий апостола Павла . Богослужебная практика чтения Евангелия на литургии схожа с принятой в Русской Православной Церкви. Недельный богослужебный круг Маланкарской Церкви в целом соответствует традициям всех христианских церквей . Основным богослужением является воскресная Литургия (в Маланкарской Церкви, в частности в расписаниях богослужений, широко применяется термин Holy Qurbana, «Святое Жертвоприношение») . В некоторых храмах воскресная Литургия служится сразу после вечернего богослужения в субботу. Повседневные богослужения совершаются, как правило, во все дни: вечером — ежедневно, утром — кроме дней, когда совершается Литургия. Дни совершения Литургии устанавливаются по дням недели (например, среда, пятница, суббота) и не меняются в зависимости от церковного календаря. В Маланкарской Церкви богослужебный год начинается с праздника освящения (Qoodosh Etho), который отмечается в первое воскресенье, выпадающее на период с 30 октября по 5 ноября . Годовой богослужебный круг Маланкарской Церкви разделяется на семь периодов, или сезонов, продолжительностью порядка семи недель. Каждый период соединен с одним из двунадесятых праздников. Так, к числу сезонов относится Великий пост, пасхальный период, период перед Рождеством Христовым и другие.

http://bogoslov.ru/article/6195008

К XI веку устав уже выработал полный круг суточных служб почти в том виде, в каком они совершаются и теперь. Это уже время развития канонов девятипесненного типа, исчезновения кондаков, развитого числа стихир и т.д. Великая Церковь Константинополя и Салоники знают особую службу «песненное последование», службу, в которой все пелось и не читалось ничего. По-видимому, это было раньше привилегией соборных церквей, но потом сохранилось 62 только в Салониках. К этому времени, то есть к IX в., вошел в особую силу, благодаря роли в иконоборческих спорах, монастырь Студийский с его особым типиком, скоро приобретшим преимущественное значение не только в области Константинополя, но и в других церковных областях и долгое время 63 бывший единственным в России. Только значительно позже иерусалимский типик св. Саввы его вытесняет. Таким образом, к этому времени нужно считать установленным наш современный круг суточного богослужения. Б. Развитие Седмичного Круга В цикле седмичного богослужения прежде всего занимает внимание само наименование дней недели. У древних слово feriae 64 имело значение праздников, а в единственном числе (feria) оно у христиан стало значением дня недели. Под влиянием ассиро-вавилонских астрономических воззрений наименование дней недели по номерам: «feria secunda, tertia», и т.д. заменяется именами Lunae dies, Marti, Mercuri ect. У Иустина неделя, воскресный день называется «днем солнца». Тертуллиан , говоря об язычниках, упоминает Dies solis, а в отношении к христианам: Dies Dominica. Языческое наименование седмичных дней в общем сохранилось у всех европейских народов: «Lundi, Mardi, Mercredi, Jeudi; Monday, Saturday, Sunday… Donnerstag, Sonntag, Sonnabend». По этому поводу Molien говорит, что Церковь в этой области не закончила «депаганизации» мира. То же, в сущности, можно сказать и о наименовании месяцев: Январь, Март, Иуний и т.д. Значение воскресного дня в христианском обиходе определилось сразу же. Это было еженедельное воспоминание воскресения Господа. А через 52 седмицы наступала снова годовщина самого события; вот откуда и зачаток недельного и годичного круга богослужения. Каброль считает, что празднование воскресного дня началось в самые первые дни жизни Церкви, до рассеяния 12 апостолов. В I Кор. 16и в Деян. 20говорится «первый день недели», а в Апокалипсисе 65 уже «воскресный, Господень день».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010