И из разговоров со старыми людьми выясняется, что в этом-то и была радость жизни. Народная мудрость гласит: “Великий пост всем прижмет хвост”, “Пришли редька да хрен, да книга Ефрем” (во время великопостных богослужений читались поучения преподобного Ефрема Сирина, IV в.). В наше время, в силу секулярного сознания или протестантствующего отрицания, или просто в силу человеческой лени и небрежения о своем духовном состоянии, посты с легкостью начинают “отменять”. Объясняют это также трудностью их соблюдения: как можно-де отказаться самому от мяса, сала, колбасы, яиц, масла? До недавнего времени “помогала” нам в этом отношении и атеистическая пропаганда, говорившая о вредности постов для здоровья. Между тем трудно сделать только первый шаг. Но его можно и нужно делать, если мы думаем о духовном возрождении нашего общества, нашей семьи, каждого человека. Можно привести слова, адресованные автору в письме недавно пришедшего в Церковь человека: “Вот впервые я выдерживаю пост и все, все это благодаря Богу”. Вспомним слова Христа Спасителя: “Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть” (Мф. 11, 30). Трудности первых шагов возрождения соблюдения поста неминуемы, но их покроет любовь, о чем говорит апостол Павел: “Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога” (Рим. 14, 1–3, 6). Слово на Новый год В одном из Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12). “Венец лета” означает круг года. Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным и годовым кругом чинопоследований. Данное изречение Псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2395...

Исх.20:8 .  Помни день субботний, чтобы святить его; Исх.20:9 .  шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, Исх.20:10 .  а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; Исх.20:11 .  ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому ( Быт. 2:3 , Исх. 16:23 и др.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона. Израиль должен помнить об освящении субботы ( Исх. 31:13–14 , Лев.19:3, 30, 26:2 , Втор. 5:12 ), т.е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода ( Исх. 31:15, 34:21 , Лев.19:3 ), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела ( Лев.23:3 ), – собирания манны ( Исх. 16:26 ), приготовления пищи в вареном и печеном виде ( Исх. 16:23 ), сеяния и жатвы ( Исх. 34:21 ), возжигания огня ( Исх. 35:3 ), собирания дров ( Чис. 15:32 ), ношения тяжестей ( Иер. 17:21 ), торговли ( Ам. 8:5 ), работы в точилах, перевозки снопов и товаров ( Неем. 13:15 ). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т.е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном. Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом ( Исх.20:11 ): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода ( Исх. 31:16–17 ). По указанию Втор. 5:15 , суббота празднуется также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Она научает прощать прегрешения против нас нашим ближним, прощать от всего сердца, с твердым сознанием ее истины, что без такого прощения и Бог не простит наших грехов против Него. 19) В евангельском повествовании 12-ой недели по Пятидесятнице излагается учение о богатстве в отношении к спасению человека . «Трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). Тут разумеется богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к своему благоденствию. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство – беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие. Тут разумеются род, связи, ум, чины, круг действий и проч. 20) Евангелие недели 13-ой излагает притчу Спасителя о винограднике и злых делателях . В этой притче под именем человека домовита разумеется Бог – все сотворивший, всем управляющий и о всем промышляющий. Под именем винограда разумеется особенно Церковь , насажденная во Израиле, огражденная оплотом закона и обрядов. Точило, то есть чан, в котором, по восточному обыкновению, выдавливалось вино, образует здесь жертвенник ветхозаветный, на котором источалась кровь закалаемых животных. Столп, или башня, над точилом означает храм иерусалимский, в коем от всея Иудеи возносилась жертва Богу. Делателями к нему были приставлены все иудеи, ибо им всем по преимуществу «вверено слово Божие» ( Рим.3:2 ) и дано «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» ( Рим.9:4 ), а наиболее под делателями разумеются вожди народа иудейского – священники, книжники и фарисеи. Под именем господина, отошедшего от делателей на лета долга, не должно понимать Бога, никогда не оставлявшего Церковь Свою, но то время, когда она была предоставлена непосредственному управлению первосвященников, потом пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Крестный отец – тоже, что восприемник (см. это слово). Крестное знамение см. знамение крестное. Крестный ход. Так называется торжественное шествие (процессия) из храма священнослужителей в священных облачениях и сопровождающего их народа, при чем впереди священнослужителей, певчих и народа предносятся св. кресты, иконы и св. евангелие. Шествие это совершается или вокруг храма (в селениях) или от храма к рекам, колодцам, озерам и проч. для совершения водоосвящения. Круг. На церковно-богослужебном языке сим словом называется собрание церковных песнопений, обнимающих собою известный период времени или – богослужебных книг, также удовлетворяющий потребностям определенного периода (годового) времени и проч. Так есть, наприм., круг церковных песнопений, круг богослужебных книг и проч. Круг солнца – это 28-летний период времени, по истечении которого все воскресные и недельные (будничные, седьмичные) дни приходятся в те же числа месяцев, в какие они приходились в предыдущее 28-летие. Число лет солнечного круга есть произведение 7x4, т. е. числа дней в неделе, помноженного на число лет, содержащих в себе один високосный год. Этот период 28-летний не имеет никакого отношения к видимому движению солнца, и он назван так только потому, что воскресный день у римлян назывался днем солнца – dies solis (Слов. свящ. В. Михайловског о). Чрез каждые 28 лет возвращается прежний порядок вруцелетных букв (см. вруцелето). Круг луны – девятнадцатилетний период времени, по истечении которого новолуния и полнолуния приходятся опять в те же числа месяца. (Свирелин). Кукуль (от лат. cucullus – капюшон). Это черного цвета головное покрывало великой схимнической одежды (принадлежность). Он похож на общемонашенский клобук с тем различием, что устрояется остроконечным кверху, и украшается пятью крестами, вышитыми из шнуров красного цвета, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. „Кукуль обшит вокруг червлеными крестами, говорит Симеон Солунский , для того, чтобы царственным и страшным этим знамением отгонять спереди и сзади нападающих на нас“. (Нов. Скриж. ч. IV, гл. XIX, § 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

И все же в результате этой напряженной и долгой работы в 1906 г. «Круг чтения» был выпущен в свет. Он значительно отличался от предыдущего сборника. Даже с чисто внешней стороны, вместо прежней тонкой книжки, «Круг чтения» представлял собою уже два очень объемистых тома. Особенно же превосходил он «Мысли мудрых людей» своим составом. Сам Толстой, лишь бегло касаясь этой стороны нового своего сборника при работе над ним, перечислил целый ряд дополнительных источников: читаю «всё это время, не говоря о Марке Аврелии, Эпиктете, Ксенофонте, Сократе, о браминской, китайской, буддийской мудрости, Сенеку, Плутарха, Цицерона и новых: Монтескье, Руссо, Вольтера, Лессинга, Канта, Лихтенберга, Шопенгауэра, Эмерсона, Чаннинга, Паркера, Рёскина, Амиеля и др.». Но это только незначительная часть новых имен, вошедших в самый текст новой компиляции. Вообще же если в сборник «Мысли мудрых людей» включены всего лишь сорок один автор и восемь сборников, то в «Круг чтения» было включено свыше двухсот пятидесяти имен мыслителей и писателей, а сборных источников около пятидесяти. Притом несравнимо большее количество изречений извлекалось из работ одного и того же автора. Во-вторых, и с внутренней стороны новая компиляция была более упорядочена, нежели первая. Прежде всего самый отбор выдержек носил здесь менее случайный характер, так как, по утверждению самого автора, «Круг чтения» был «составлен из лучших мыслей самых лучших писателей». Затем в «каждом дне» его содержалось уже значительно больше изречений, чем прежде: пять-шесть их было уже не редкостью, а обыденным явлением, иногда же их насчитывалось свыше десятка. Более организована была и классификация мыслей: все выдержки, приуроченные к определенной дате, были не только взаимосвязаны, но все посвящались одной какой-нибудь теме, причем, помимо «нумерованных» изречений, каждый из дней открывался и замыкался двумя обобщающими мыслями, игравшими роль как бы экспозиции данной темы и ее концовки. Наконец, в «Круг чтения» было введено и совершенное новшество — «Недельные чтения»; это были главным образом художественные произведения, отобранные под все тем же идейным углом зрения, содержащие проповедь морального совершенствования и принадлежавшие многим русским и иностранным писателям, в том числе и самому Толстому; рассказы эти помещались после каждых семи дней и представляли собою как бы итог за неделю.

http://predanie.ru/book/220742-odumaytes...

К области священнодействия относятся действия, совершаемые во время богослужения, как исключительно священнослужителями (каждение храма, благословение священника), так и всеми присутствующими на богослужении (крестное знамение, поклоны и коленопреклонения, возжжение светильников и т.п.). Крестное знамение. Обычай совершения крестного знамения во время молитвы существует с времен апостольских. Для изображения на себе креста восточные христиане слагают вместе три первые перста правой руки: большой, указательный и средний, приклоняя при этом безымянный и мизинец к ладони, и делают ими крестообразное движение от чела к чреву и от правого плеча к левому. Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, два же пригнутые перста символизируют два естества Сына Божия Иисуса Христа: божественное и человеческое 4 . Крестное знамение полагаем на чело (лоб), чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево (живот) – чтобы освятить сердце и чувства, на плечи – для освящения телесных сил и призвания благословения на дела рук наших. Крестным знамением мы призываем имя Божие и славословим Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», или при любом другом начале молитвы и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение рукой. Соединяя крестное знамение с молитвою мы этим самым умоляем Бога принять наши мольбы, благодарения и славословия ради крестных заслуг Его Божественного Сына. Поклонение и коленопреклонение служат выражением наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед ним. 2. Три круга богослужений. Богослужения суточного круга Суточный, седмичный (недельный) и годовой богослужебный круг, богослужения суточного круга: вечернее, утреннее и дневное. Все церковные богослужения, относящиеся к группе постоянных, совершаются периодически и образуют три круга (цикла): суточный, седмичный (недельный) и годовой. Так, например круг суточный совершается в течение суток и затем повторяется снова. Таким же образом проходят седмичный и годовой циклы. В соответствие с этим все молитвословия, чтения и песнопения посвящены событиям, приуроченным либо к определенным часам суток, либо к дням седмицы или года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим. О нотных книгах    Нотные богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей. Есть и особый Октоих нотного пения, содержащий ноты для воскресных служб на все 8 гласов, затем Ирмологий нотного пения, Праздники нотного пения и Триодь нотного пения постная и цветная. Для обучающихся нотному пению назначен Учебный обиход нотного церковного пения. Слово «Обиход» значит домашнее или всегдашнее употребление. 8. Понятие о богослужебных кругах    Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня. 1. Круг суточного богослужения    Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.    Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим. О нотных книгах Нотные богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей. Есть и особый Октоих нотного пения, содержащий ноты для воскресных служб на все 8 гласов, затем Ирмологий нотного пения, Праздники нотного пения и Триодь нотного пения постная и цветная. Для обучающихся нотному пению назначен Учебный обиход нотного церковного пения. Слово «Обиход» значит домашнее или всегдашнее употребление. 8. Понятие о богослужебных кругах Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня. 1. Круг суточного богослужения Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями. Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Да по имянному святейшего патриарха указу, кормлено служащаго архиерея певчих 30 человек. Есть было: икра, вязига, присолы щучьи, шти, варанчюг, пироги. Кормлено Успенского собору пономари и сторожи и звонари все. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход: 80 тарани подлещиков, да 2 чалбуша белужьи, да в поварню просолной рыбы белуга, 2 осетра, 5 щук, в варанчюг язык з башками, связка вязиги, 2 косы певчим на звенье, да свежие рыбы в тело и в кружек 4. щуки. Выдано на подачи: насадной рыбы теша белужья, 3 белуги мерные, 3 косяка хрящевых. Изготовлено на подачи: пол-головы белужьи просолной, 3 полуголовы осетрии просолные, 4 полуголовы осетрии шахонских, 2 звена лососи под лимоны, 2 звена белой рыбицы паровых, схаб белужей паровой, 5 нарядов огнив в ухе, 8 блюд пирогов на троицкое дело, 12 блюд пирогов карасей, 18 блюд пряжья. По указу святейшего патриарха, отпущены подачи служащему владыки и архимандритом и игуменом; а кому какие подачи, и тому ведомость у судового подьячего. Того ж числа отпущен недельный обиход огороденному старцу: хлеб брацкой, крушка масла конопляного, 2 фунта икры, мерка снетков, четверуха круп. Да отпущен недельный обиход домовым дворяном 2 человеком, да подьячему, которые у покупки дров: по хлебу брацкому, по четверухе круп, по мерке снетков, по четверть чалбуша. Да конюху, что на Красном лугу: хлеб брацкой, четверть чалбуша, мерка снетков, четверуха круп. Да работником, которые стерегут дрова, 4 человеком: по хлебу человеку, чалбуш осетрей, четверик круп овсяных, 4 мерки снетков. Да 2 человеком работником, которые у огороденного старца: 2 хлеба пол-чалбуша осетрья, пол-четверика круп овсяных, 2 мерки снетков. Июня в 11 день, в неделю вторую Петрова поста Был ход с чесными кресты круг Белова Города. Святейшему патриарху подано в келью столового кушанья: Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с семгой. Пирог круглой с щучьи телесы. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи путныя. Пирог приказной з грибами. Язь на масле из живых. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Кисель холодной с соком. Кисель гарячей с патокой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Сопряжение Евхаристии и богослужения времени – это общая и основная форма Устава», – пишет о. Александр Шмеман . Устав регулирует, создает формы вхождения (удивительного и таинственного) вневременного Таинства во временную, преходящую природу нашего мира. Само существование богослужения времени в христианском богослужении являет нам генетическую связь новозаветного богослужения с богослужением ветхозаветным. Богослужебная жизнь апостолов носила двойственный, дуалистический характер: с одной стороны, они участвовали в богослужении храмовом, которое по преимуществу было богослужением времени, с другой стороны – то, о чем говорится в Деяниях апостолов: «преломляли по домам хлеб», в частных домах совершали таинство Евхаристии. Это сопряжение, соединение двух неравнозначных, несравнимых, но соединенных частей богослужения присутствует в жизни христиан с самых ранних времен. Изучение богослужебного времени должно подготовить нас к тому, чтобы изучать собственно чинопоследование служб, поэтому основные моменты, касающиеся этой темы, нужно знать очень хорошо; не все тонкости и детали будут понятны сразу, но они прояснятся в дальнейшем. Православное богослужение распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам. В богослужебном времени мы можем выделить три круга. Первый круг – дневной круг богослужения; по-другому его можно называть суточным (менее красивое название). Второй круг – седмичный (название «недельный» допустимо, но хотелось бы его избегать: слово «неделя» на славянском языке означает не то же самое, что «седмица», это тот день, когда не делают мирских дел, день, отданный Богу – воскресенье). Третий круг – годовой. Наше богослужение не есть просто законническое, строго регламентируемое распределение служб по времени суток. Это распределение с древнейших времен осмыслялось и наполнялось очень высоким богословским смыслом. В этом осмыслении было не только объяснение причины, почему назначено, например, в этот час молиться, и молиться соборно, всем вместе, – оно содержит в себе и некую помощь в молитве. Если мы обратимся к ранним христианским памятникам, например, до IV века, то увидим, что в различных источниках, у различных авторов время, назначенное для молитвы не одно и то же, но можно выделить нечто общее в этих свидетельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010