Первый день. Поучение 2-е. Покров Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события). I. Некогда в настоящий день во влахернской константинопольской церкви, в навечерие недельного дня, совершалось обыкновенное всенощное богослужение, при коем, между прочими, находился и св. Андрей, Христа ради юродивый. Среди песнопений и молитв сей человек Божий, в 4 м часу ночи, вдруг узрел на воздухе Богоматерь среди Предтечи Христова и Иоанна Богослова, со множеством ангелов и святых молящуюся за род человеческий, и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости, прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу, святому Епифанию, и спросил его: видит ли он чудо? – «Вижу, отче», отвечал Епифаний, «и ужасаюся». Когда узнано было о таком чуде и прочими находившимися в храме, то всех объял радостный трепет; в умилении сердца начали благодарить Бога и славить всемирную заступницу: – а благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили ежегодно воспоминать сие утешительное событие. II. а) Первое, на чем должно остановиться здесь наше внимание, есть самое явление Богоматери с ликами ангелов и святых. Итак, не напрасно веруем мы, что небожители приемлют великое участие в событиях мира человеческого, что старшие братия наши на небе пекутся о спасении нас – малолетных на земли! На что же им и употреблять свое могущество и свою близость к престолу благодати, если не на вспоможение нам, борющимся в море житейских напастей и попечений? И мы, при всей холодности земного сердца, не можем без чувства сострадания взирать на несчастных, и не редко оказываем помощь: существам ли небесным остаться праздными зрителями нашей духовной и телесной бедности и не простереть над нами своего благодатного покрова. Не напрасно, значит, веруем и тому, что силы небесные присутствуют с нами в храмах! Где же и им быть постояннее, как не там, где особенно присутствует их Царь и Господь? Мы не видим их, потому что сияние небесной славы не выносимо для бренного ока; но они видят нас и все наше, самые наши мысли и желания. Придет время, – и мы увидим их; вступим, если будем того достойны, в самый богосветлый круг их: – а до того времени должны веровать в их присутствие невидимое, и, веруя, как можно чаще посещать храмы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

молебен — молитвенное обращение ко Господу, Божией Матери и святым, совершаемые священником вместе с христианами, имеющими особую потребность поблагодарить Бога о каком-либо благодеянии, попросить Его об успехе в начатом добром деле, об исцелении от болезни и так далее; отпевание — молитва священника и верующих об упокоении усопшего, которыми Церковь провожает его в последний земной путь; панихида — моление Церкви об отдельном усопшем или о многих почивших; различные обряды, такие как освящение жилищ и разных предметов. Подобные богослужения по-другому называются требами и, не завися от дневного богослужебного круга, могут совершаться в любое время. Дневной богослужебный круг включен в более широкий — недельный (по-славянски седмичный). Церковные богослужения каждого дня недели обычно включают молитвы определенным святым. В понедельник Церковь молится Архангелам, Ангелам и прочим бесплотным небесным силам; во вторник — святому Иоанну Крестителю; в среду и пятницу — Кресту Господню; в этот день воспоминаются крестные страдания Спасителя; в четверг — апостолам и святым иерархам (святителям); в субботу — всем святым. Каждое воскресенье является праздником в честь Воскресения Христова — малой Пасхой. В этот день Церковь торжественно воспевает Господа, умершего за человечество и воскресшего во славе. Богослужебный круг года пронизан связью с Пасхой, которая празднуется по лунному календарю в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. От Пасхи до Пасхи длится ежегодный цикл храмовых чтений из Евангелия и других книг Нового Завета (читается за службой и Ветхий Завет, особенно Псалтирь). За семь недель до Пасхи начинается Великий пост — время глубокого покаяния и внутренней сосредоточенности, когда Церковь делает свои богослужения особо строгими и проникновенными. В последнюю неделю перед Пасхой — Страстную седмицу — христиане скорбят о Распятом Спасителе, одновременно радуясь о совершенном Им нашем Искуплении. Эти дни светлой печали сменяются ликованием Пасхи. Торжество Светлого Христова Воскресения празднуется 40 дней.

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

К XI веку устав уже выработал полный круг суточных служб почти в том виде, в каком они совершаются и теперь. Это уже время развития канонов девятипесненного типа, исчезновения кондаков, развитого числа стихир и т.д. Великая Церковь Константинополя и Салоники знают особую службу «песненное последование», службу, в которой все пелось и не читалось ничего. По-видимому, это было раньше привилегией соборных церквей, но потом сохранилось 62 только в Салониках. К этому времени, то есть к IX в., вошел в особую силу, благодаря роли в иконоборческих спорах, монастырь Студийский с его особым типиком, скоро приобретшим преимущественное значение не только в области Константинополя, но и в других церковных областях и долгое время 63 бывший единственным в России. Только значительно позже иерусалимский типик св. Саввы его вытесняет. Таким образом, к этому времени нужно считать установленным наш современный круг суточного богослужения. Б. Развитие Седмичного Круга В цикле седмичного богослужения прежде всего занимает внимание само наименование дней недели. У древних слово feriae 64 имело значение праздников, а в единственном числе (feria) оно у христиан стало значением дня недели. Под влиянием ассиро-вавилонских астрономических воззрений наименование дней недели по номерам: «feria secunda, tertia», и т.д. заменяется именами Lunae dies, Marti, Mercuri ect. У Иустина неделя, воскресный день называется «днем солнца». Тертуллиан , говоря об язычниках, упоминает Dies solis, а в отношении к христианам: Dies Dominica. Языческое наименование седмичных дней в общем сохранилось у всех европейских народов: «Lundi, Mardi, Mercredi, Jeudi; Monday, Saturday, Sunday… Donnerstag, Sonntag, Sonnabend». По этому поводу Molien говорит, что Церковь в этой области не закончила «депаганизации» мира. То же, в сущности, можно сказать и о наименовании месяцев: Январь, Март, Иуний и т.д. Значение воскресного дня в христианском обиходе определилось сразу же. Это было еженедельное воспоминание воскресения Господа. А через 52 седмицы наступала снова годовщина самого события; вот откуда и зачаток недельного и годичного круга богослужения. Каброль считает, что празднование воскресного дня началось в самые первые дни жизни Церкви, до рассеяния 12 апостолов. В I Кор. 16и в Деян. 20говорится «первый день недели», а в Апокалипсисе 65 уже «воскресный, Господень день».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

Глл. 25, 26, 27, 30 и пр.) и подробное чинопоследование некоторых таинств. Что касается восьмой книги, то по характеру своего литургического содержания она представляет собой как бы служебник, предназначенный для священнослужителя в руководство при совершении богослужения. В ней излагается не только уже порядок и состав богослужения, но молитвенные образцы для литургий и других священнодействий, и она является как бы завершением богослужебной практики III века, так как и самое ее происхождение вместе с седьмой книгой вернее всего относить к началу уже IV века. Что же говорят эти книги Постановлений Апостольских о церковно-богослужебной стороне жизни христиан той эпохи. Основная точка зрения Постановлений Апостольских на христианское богослужение та, что в нем именно осуществляется основная идея Церкви как тела Христова (2 кн. 59 гл.). Отсюда общественное богослужение делается обязательным для всех христиан, так как через удаление от него «увечится Церковь » и тело Христово делается без члена; вот почему вторая книга Постановлений Апостольских предписывает совершать богослужения и собираться на молитву ежедневно утром и вечером (2; 36, 59 и 60). Восьмая книга Постановлений Апостольских точнее и подробнее определяет этот круг обыкновенных ежедневных или суточных времен общих богослужебных собраний. Здесь временем для молитвенных богослужебных собраний назначается не только утро и вечер каждого дня, но часы: третий, шестой и девятый, время «петлоглашения», причем указываются и сами основания для молитвы в это именно, а не в другое время, основания те же самые, которые представляет Церковь и теперь (8; 34). Кроме этого ежедневного или суточного круга священных, богослужебных времен Постановления Апостольские назначают для богослужебных собраний еще особые времена, известные дни недели и года. Они, таким образом, устанавливают особый недельный и годичный круг священных времен, или церковных праздников, которые особенно должно посвящать богослужению. Из дней недели суббота и воскресенье, в силу соединенных с ними особенно важных для человека воспоминаний, должны быть преимущественно посвящаемы богослужению (2; 59) с «большим тщанием», нежели другие дни недели (5, 20; 7, 23 и 8, 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Кроме того, богослужение имеет поучительный характер. Церковные песнопения, перемежаясь с чтениями из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, преподносят верующим глубокое и точное знание о вероучительных и нравственных истинах Православия. Годовой круг нашего богослужения отражает почти всю Библейскую Историю как Ветхого, так и Нового Завета, а также историю христианской Церкви, дает образцы подлинно-христианской жизни ежедневным празднованием памяти святых угодников Божиих. Богослужебное время Службы суточного круга Православное Богослужение находится в тесной связи со временем, с тремя его кругами: суточным, недельным и годовым. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки — это оборот Земли вокруг своей оси, год — оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Поэтому и богослужебное время состоит из трех кругов – суточного, седмичного и годового. Суточным кругом богослужения называются те службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. Это вечерня , повечерие , полунощница , утреня , первый час , третий час, шестой час, девятый час . Божественная Литургия в суточный круг не входит, потому что Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности. Литургия выше всех остальных служб, это центр, цель, вершина всего богослужения. Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня , так как богослужебный день начинается с вечера. О том, что день начитается с вечера, говорится в Священном Писании: « И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). В ветхозаветные времена началом суток считался вечер, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с  тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а  утреня — новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа . Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на Литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и вечной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   Литургическое содержание годового круга богослужений определяет богослужебный устав всей Восточной, и в том числе Русской Церкви. «В то время как собственное содержание самой Божественной литургии, в отличие от литургии нашей Церкви, почти неизменно, — пишет в своем кратком, но содержательном очерке годового круга богослужений Восточной Церкви П. Килиан Кирххоф, — все богатство восточной духовности, пронизывающей ритмы богослужений, изливается почти исключительно в богослужениях, примыкающих к Божественной литургии. Вся полнота церковных богослужений заключена в четырех взаимно дополняющих и пронизывающих друг друга богослужебных кругах, двух годовых, одном недельном и одном дневном». Столь содержательный и многообразный характер богослужений православной Церкви накладывал особый отпечаток на жизнь монастыря, где должны были и в действительности могли совершаться все уставные богослужения. Благодаря этому не получалось монотонности, которая может особенно удручать послушника и неопытного инока, — и в то же время обилие Божественных песнопений, пронизанных догматическим учением Церкви и составляющих содержание православного богослужения, открывало всякому монаху и всякому богомольцу, постоянно приходившему на службу в монастырь, возможность для духовного просвещения. Два годовых кругакруг подвижных праздников, связанных с Пасхой, и круг неподвижных праздников, посвященных Спасителю, Божией Матери и памяти святых, составляют основу; дополняются они недельным и дневным кругами, пронизанными литургическим содержанием годовых кругов, ибо каждый день недели посвящен определенному событию из Священной истории или памяти святых, а в течение дня читаются строго определенные часы. Праздники годового круга — это дни, которые бывают только раз в году, а богослужения дневного и недельного круга — это постоянно повторяющиеся песнопения, имеющие огромное значение для монастырского обихода, для всего строя монастырской жизни в течение суток, которые они, начиная с 6 часов вечера, разделяют на 7 частей. Монастырский устав определяет дисциплинарную сторону монастырского быта, а распорядок дня в монастыре зависит от богослужебного устава. Его основу составляет типикон (по-русски — устав) православной Церкви, сложившийся в течение нескольких столетий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Затем после небольшого перерыва следует дневная группа служб: 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня (если полагается литургия Преждеосвященных Даров, то в соединении с литургией). По вечерам служится великое повечерие (на 1-й седмице – с Великим каноном преподобного Андрея Критского ). Однако в большинстве храмов начиная со 2-й седмицы Великого поста утреню переносят на вечернее время, и, таким образом, богослужение совершается два раза в день: утром (3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня (иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров)) и вечером (великое повечерие и утреня с 1-м часом). §2. Седмичный круг богослужения Седмичный круг составляют богослужения, совершаемые в течение седмицы. Следует иметь в виду, что каждый день седмицы посвящен прославлению определенного священного события или памяти святого, причем в Церковном Уставе первым днем седмицы считается воскресенье, а завершает седмицу субботнее богослужение. Службы (изменяемые песнопения) седмичного круга богослужения находятся в Октоихе. В течение седмицы поются песнопения Октоиха только одного гласа, причем воскресная служба открывает песнопения данного гласа, тогда как отдание гласа совершается в субботу. Воскресенье, первый день седмицы, называется в греческом языке Κυριακ, что означает «(день) Господень», а в славянском именуется словом неделя и посвящается воспоминанию Воскресения Христова. Полагают, что празднование воскресного дня началось в самые первые годы жизни Церкви, до рассеяния 12-ти апостолов. Примечательно, что уже в Откровении Иоанн Богослов называет воскресный день «днем Господним» (ср.: Откр. 1:10 ) 48 . Позже, в III веке, появляется запрет на работу, пост и коленопреклонение в воскресные дни, а «в IV в находим уже и правительственную регламентацию празднования недельного дня» 49 . В понедельник совершается прославление Небесных бесплотных чинов, которые по своему статусу почитаются выше всех святых других ликов. Вторник посвящается памяти святого Иоанна Предтечи, который прославляется как «больший из рожденных женами» (ср.: Мф. 11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Таковы у нас в последнее время были работы высокоталантливых художников, но, конечно, не иконописцев, в строгом смысле этого слова, Васнецова и Нестерова. В последнее время, к счастью, стал наблюдаться большой интерес как к древнему церковному пению, так и к древней иконописи, и делаются попытки вернуться к ним. Этот интерес все растет и у иностранцев, все больше и больше знакомящихся, благодаря русскому рассеянию, с Православием. Надо твердо помнить, что критерий православности это бесстрастие, ибо Православие словами Самого Христа Спасителя проповедует «Царство Мое не от мира сего» ( Ин.18:36 ). […] Примечания: 1 Этот круг правильно называть именно седмичным, а не недельным, поскольку слово «неделя» в церковно-славянском языке означает «воскресенье», неделя же в современном понимании называется словом «седмица». 2 Напомним, что антиминс – это шелковый плат с зашитой в него частицей святых мощей. На нем изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс лежит на престоле. Без антиминса совершать литургию нельзя. 3 Об этих текстах мы будем говорить. 4 Напомним, что в нашей Церкви существуют три степени священства: епископ, священник и диакон. Для каждой из них очерчен особый круг священнодействий. Епископ, преемник апостолов, совершает все Таинства; священник – все Таинства, кроме Рукоположения; диакон таинств не совершает, но сослужит епископу или священнику при их совершении. Епископ, архиепископы, митрополиты и патриархи – это не разные степени священства, а титулы или саны, показывающие объем полномочий епископа в зависимости от той территориальной области, которую он возглавляет. 5 бщая Минея используется и в тех случаях, когда для святого в Минее месячной приведена рядовая служба, а ему нужно свершить торжественную службу (к примеру, если в честь этого святого освящен храм и день его памяти – это престольный праздник). 6 Кроме трипеснцев, которые встречаются чаще всего, там есть также двупеснцы и четверопеснцы. 7 Сейчас служба Вербного воскресенья (Вход Господень в Иерусалим) находится в Триоди Постной. 8 Чтобы было яснее, можно посмотреть знакомые нам каноны из правила ко Святому причащению. Ирмос напечатан в начале каждой песни. Ирмос 1-й песни Покаянного канона: Яко по суху пешешествова Израиль.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Подпишитесь на наш Телеграм Сегодня мы более подробно поговорим о вечерней молитве. С чем мы приходим к Богу вечером? Какие основные темы вечерней молитвы? Каковы особенности церковной и домашней молитвы вечером? Круги богослужения Церковь живет в своем особом молитвенном ритме, который сложился исторически. И все, кто приходит в Церковь, приобщаются к этому опыту, встраиваются в общую богослужебную жизнь. Естественно, что мы начинаем и оканчиваем свой день молитвой, стараемся выделить в течение дня определенное время для памяти о Боге. Так складывается суточный круг богослужения. По заповеди Божией ветхозаветная Церковь выделила субботу как день, особо посвященный Богу, напоминающий о Творении и свободе, к которой мы призваны. К субботе добавилось воскресение — как праздник победы Господа над смертью. Эти два дня составили основу недельного цикла. Наконец, в течение всего года выделялись и выделяются отдельные праздники, напоминающие о спасительных событиях истории. Если для Ветхого Завета это были праздники Пасхи (Освобождения из Египетского плена), Шавуот (дарования Закона) и Суккот (странствования по пустыне), то для Новозаветной Церкви основой годового круга стали Рождество Господа Иисуса Христа , Пасха , Троица (Пятидесятница) , а также другие праздники, связанные с жизнью Спасителя, Богородицы и святых. Как мы видим, богослужение устроено циклично, то есть кругами. Однако, по мысли Андрея Черняка , это не просто хождение по одному и тому же кругу. Здесь лучше подходит образ спирали. В христианстве есть принцип направленности, векторности. То, что совершает Бог, нециклично: Бог ведет человека от сотворения к обожению, к полноте бытия в Пресвятой Троице. Все, что совершает Бог в этом мире, это стрела от ничего к полноте. Суточный круг богослужения  День в церковной традиции начинается с вечера. Такой порядок восходит еще к ветхозаветным временам (Лев 23:32). В Книге Бытия в повествовании о днях творения используется формулировка «И был вечер, и было утро: день один (второй и т. д.)» (Книга Бытия, 1-я глава). В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. С вечера начинается подготовка к главному богослужению Церкви — Литургии .

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

Традиция ежедневного совершения церковных служб восходит к апостольским временам «И каждый день единодушно пребывали в храме и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). По примеру христиан апостольских времен Православная Церковь освящает все дни седмицы совершением церковных служб. В их содержании отражено желание святой Церкви придать богослужению не только молитвенно созерцательный, но и дидактический поучительный характер. Окончательно эта задача была решена преп. Иоанном Дамаскиным , который в основу богослужений седмичного круга, совершаемых по книге Октоих, положил свое догматическое сочинение «Точное изложение православной веры». Таким образом недельный или седмичный круг теснейшим образом связан с системой осмогласия, регулирующей последование богослужебных текстов и соответствующих им напевов, распределенных на восемь групп (гласов) 7 . В течение одной седмицы с Воскресенья (Недели) по субботу господствует один из восьми гласов. А полный круг из восьми гласов, совершаемый в течение восьми недель, называется осмогласный столп. В течение года проходит шесть осмогласных столпов. Содержание и порядок богослужений каждого из дней седмицы определяется содержанием и структурой упомянутого сочинения преп. Иоанна Дамаскина , включающего в себя догматы вероучения и историю «домостроительства нашего спасения» [ 4 54], т.е. историю христианской церкви Ветхого и Нового Завета. Каждая из служб седмичного цикла наряду с неизменяемыми, содержит и изменяемые песнопения и чтения, относящиеся к какому-либо из дней седмицы. Началом седмичного круга является день Воскресения Христова . Славянское название этого дня – Неделя (отдых, покой) соответствует названию ветхозаветной субботы (древнеевр. – шаббата), однако его предназначение совершенно иное. Воскресное (недельное) богослужение – самое важное по свое значимости из всех дней седмицы. Его называют «малой Пасхой», так как в каждый первый день седмицы мы вспоминаем события, связанные со светлым Христовым Воскресением. Уставные особенности этого дня отличают Воскресение не только от прочих дней седмицы, но и от многих больших праздников особой торжественностью и протяженностью богослужения. Наряду с пением особых воскресных песнопений, утренних тропарей, «Ангельский собор», повествующих о приходе ко гробу Господа жен мироносиц песни «Воскресение Христово видевше» евангельской стихиры, где излагаются события, относящиеся к читаемому на утрене евангельскому отрывку, увеличивается общее количество стихир на «Господи воззвах», на стиховне, на хвалитех. При совмещении воскресного дня с празднованием памяти какого-либо святого или Пресвятой Богородицы, воскресные песнопения преобладают. Празднование Воскресения отменяется лишь при совпадении первого дня седмицы с Господскими двунадесятыми праздниками Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня в Иерусалим, Святой Троицы, Преображения, Воздвижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010