Обычай продолжать торжества великих праздников до семи дней был уже в церкви ветхозаветной. Таким образом праздновались Пасха ( Исх.12:16 ) и праздник Кущей ( Лев.23:36 ). Последний из праздничных дней в этом случае был особенно торжественен, назывался великим ( Ин.7:37 ) и как бы заменял собой самый праздник. По сему примеру и от преизбытка духовной радости о воскресшем Спасителе и в церкви христианской восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы в замену самой Пасхи; отчего и назван Антипасхой, что значит: вместо, или противу Пасхи. Притом день сей, служа заключением светлой, служит вместе началом другой новой недели после Пасхи царицы праздников; им начинается круг недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, которое от самых апостольских времен принято в церкви воспоминать через каждые семь дней, т. е. в каждый первый день недельный. Отсюда произошло название Антипасхи неделею новою, т. е. первой днем обновления или просто обновлением; что, по изъяснению святого Григория Богослова , напоминает тот первый недельный день мира, который следовал по торжественном окончании творения. Но с восьмым днем по Пасхе уже само собой соединяется еще воспоминание о явлении Иисуса Христа ученикам Своим в восьмой день по воскресении, и об осязании спасительных язв Тела Его апостолом Фомой; отсюда и более других употребительное у нас название Антипасхи неделею святого Фомы, или Фоминою. Это примечательное событие как очевиднейшее доказательство истины воскресения Христова, и как опыт неизреченной любви и снисхождения воскресшего Господа к слабости сердца человеческого, косного к безусловной вере и в самых учениках Его составило по тому самому главный предмет песнопений церковных в продолжение новой недели. Святая Церковь , напоминая нам о явлении Господа дневным чтением из Евангелия, приглашает всех с благодарением воспеть Благоволившему в уверение наше дать осязать себя: человеколюбче, велие и безприкладное множество щедрот Твоих: яко долготерпел еси от иудей заушаем, от апостола осязаем, и отмещущихся Тебе многоиспытуем: како воплотился еси? како распялся еси, безгрешне? Но вразуми ны, яко Фому, вопити Тебе: Господь мой и Бог мой, слава Тебе! (Стих. на Госп. воззв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Современное богослужение этого дня посвящено в основном 2-й теме — воспоминанию уверения апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника ( Ин.20:19-31 ). В этот день мы совершаем как бы альтернативное празднование Воскресения Христова. Действительно, анализ идейного содержания песнопений показывает, что тема воскресения Христа и в этой службе является доминирующей, но рассматривается немного в другом ракурсе. Мы празднуем то же событие Воскресения, но акцентируем внимание на других связанных с ним деталях: явлении апостолу Фоме и обновлении мира. Святитель Григорий вот как говорит о различии Пасхи и Антипасхи: « То был день спасения, а это — день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть только день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем, потому что он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему ». Всё богослужение Антипасхи совершается по  Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников , хотя сам день к таким праздникам формально не относится. Можно назвать Антипасху «тринадцатым двунадесятым праздником» (осознавая всю условность такой терминологии). Этот праздник открывает собой период после Великого поста , Страстной и  Светлой седмиц, когда вновь начинает совершаться Таинство Брака . Цитаты об антипасхе «От преизбытка духовной радости о воскресшем Спасителе и в церкви христианской восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы в замену самой Пасхи; отчего и назван Антипасхой, что значит: вместо, или противу Пасхи. Притом день сей, служа заключением светлой, служит вместе началом другой новой недели после Пасхи царицы праздников; им начинается круг недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, которое от самых апостольских времен принято в церкви воспоминать через каждые семь дней, т. е. в каждый первый день недельный. Отсюда произошло название Антипасхи неделею новою, т. е. первой днем обновления или просто обновлением; что, по изъяснению святого Григория Богослова , напоминает тот первый недельный день мира, который следовал по торжественном окончании творения».

http://azbyka.ru/antipasxa

Асинхронность ритмов труда в современной цивилизации Одним из самых существенных факторов продолжавшегося несколько столетий разделения христиан на восточных и западных, стало введение на Западе в 1582 году папой Григорием XIII нового календаря (нового стиля). Этой реформой был нарушен ритм церковного Юлианского календаря. Григорианской реформой было в один день оторвано десять листков (в силу того, что в нем неравное число дней в столетиях, разница между старым стилем составила 11 дней b XVIII веке, 12 – b XIX и 13 – в ХХ u XXI вв.) Все непереходящие праздники начали отмечаться западными христианами на несколько дней раньше, в рабочие будние дни по церковному Юлианскому календарю, по которому жили православные христиане. День празднования Пасхи Христовой совпадал крайне редко, по григорианскому календарю он иногда празднуется более чем на месяц раньше, чем по календарю церковному Юлианскому (в эти годы праздник Пасхи по новому стилю опережает даже еврейский Песах, т.е. ветхозаветную Пасху). Такой перенос стал испытанием для православных, живущих рядом с римо-католиками, ибо последние начинали праздновать Рождество Христово или Пасху в дни православных постов. Асинхронность ритмов усилилась после перехода нескольких поместных православных церквей в 20-е годы ХХ века на так называемый ново-юлианский календарь, по которому непереходящие праздники совпадают с григорианским календарем, а Пасха Господня и другие переходящие праздники – с церковным Юлианским. Понимая важность календаря в жизни цивилизации, французские революционеры, спустя два столетия после григорианской реформы предприняли попытку задать и сломать недельный и годовой круги времени христианской цивилизации. Попытка заменить недельный цикл декадным провалилась почти сразу. Семидневный круг устоял и во время русской революции, также взявшей на вооружение атеистическую идеологию, он оказался наиболее прочно укорененным институтом, несмотря на то, что не имеет астрономической основы. Революционный календарь просуществовал во Франции с 1793 по 1805 годы.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Тот, кто постоянно ходит в церковь , замечает, что богослужение состоит из ежедневно или еженедельно повторяющихся молитвословий и из молитвословий, повторяющихся через определенные промежутки времени или читаемых раз в год. Это обусловлено тем, что богослужение состоит из нескольких связанных между собой кругов: дневного, недельного, восьмигласного, годового подвижного и годового неподвижного. Суточный круг создает основную структуру богослужения и состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого, девятого часа и литургии. В приходских храмах все эти службы ежедневно не правятся. В древности существовали святые обители неусыпающих, где богослужения и молитвы совершались непрерывно. Уходили на отдых или на хозяйственные послушание одни монахи, – другие шли на молитву в храмы, – молитва о всем мире и спасении всех шла в монастыре непрестанно. Обычными службами современной церковной практики являются вечерня, утреня, первый, третий, шестой час, литургия. Они состоят из основных молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в зависимости от его положения в недельном, восьмигласном и обоих годовых кругах. Годовой неподвижный круг включает в себя молитвословия, посвященные праздникам и святым, чествуемым в определенные дни года. Они написаны в книге, называемой Минеей. Молитвословия и службы подвижного круга связаны с праздниками, приходящимися в разные годы на разные числа. Они содержатся в книгах, называемых Постной и Цветной Триодями; в первой содержатся службы Великого поста и приготовительных к нему недель, во второй – службы от Пасхи до Троицы. Каждый день седмицы имеет свою молитвенную тему: воскресение – по-церковнославянски неделя – посвящено воскресению Христову; понедельник – бесплотным силам; вторник – Предтече и Крестителю Иоанну; среда и пятница – Кресту и Страданиям Христовым; четверг – апостолам и святителю Николаю; суббота – всем святым и молению за умерших. Чтобы не было однообразия недель, дневные службы – точнее, дневные песнопения – группируются по восемь, согласно восьми основным церковным напевам – гласам, образуя таким образом еще один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих, или «Осьмогласник».

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Тот, кто постоянно ходит в церковь, замечает, что богослужение состоит из ежедневно или еженедельно повторяющихся молитвословий и из молитвословий, повторяющихся через определенные промежутки времени или читаемых раз в год. Это обусловлено тем, что богослужение состоит из нескольких связанных между собой кругов: дневного, недельного, восьмигласного, годового подвижного и годового неподвижного. Суточный круг создает основную структуру богослужения и состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого, девятого часа и литургии. В приходских храмах все эти службы ежедневно не правятся. В древности существовали святые обители неусыпающих, где богослужения и молитвы совершались непрерывно. Уходили на отдых или на хозяйственные послушание одни монахи, — другие шли на молитву в храмы, — молитва о всем мире и спасении всех шла в монастыре непрестанно. Обычными службами современной церковной практики являются вечерня, утреня, первый, третий, шестой час, литургия. Они состоят из основных молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в зависимости от его положения в недельном, восьмигласном и обоих годовых кругах. Годовой неподвижный круг включает в себя молитвословия, посвященные праздникам и святым, чествуемым в определенные дни года. Они написаны в книге, называемой Минеей. Молитвословия и службы подвижного круга связаны с праздниками, приходящимися в разные годы на разные числа. Они содержатся в книгах, называемых Постной и Цветной Триодями; в первой содержатся службы Великого поста и приготовительных к нему недель, во второй — службы от Пасхи до Троицы. Каждый день седмицы имеет свою молитвенную тему: воскресение — по–церковнославянски неделя — посвящено воскресению Христову; понедельник — бесплотным силам; вторник — Предтече и Крестителю Иоанну; среда и пятница — Кресту и Страданиям Христовым; четверг — апостолам и святителю Николаю; суббота — всем святым и молению за умерших. Чтобы не было однообразия недель, дневные службы — точнее, дневные песнопения — группируются по восемь, согласно восьми основным церковным напевам — гласам, образуя таким образом еще один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих , или «Осьмогласник».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Церковная служба представляла собой сложный, формировавшийся на протяжении нескольких столетий комплекс ритуальных движений, песнопений, чтений и возгласов. Главная цель церковной службы — отвлечь человека от житейских забот, увести в мир христианских образов, внушить чувство смирения со своей земной долей. Глубокое эмоциональное воздействие произведений искусства — росписей, икон, драгоценных тканей, ювелирных изделий — многократно усиливало впечатление, производимое церковной службой. Церковные догматы и представления воплощались даже во внешнем облике храма. Одна глава символизировала Христа, три — догмат о троице, пять — Христа и четырех евангелистов. Храмы обычно ставили на высоких местах. Их архитектурные формы были устремлены ввысь, подобно молитве, обращенной к богу. Уже издалека, глядя на храм, верующий должен был готовить себя к восприятию церковной службы. Порядок церковной службы определялся взаимодействием трех «кругов» (рядов молитв и песнопений)— дневного, недельного и годичного. Дневной круг состоял из 9 отдельных служб  . Церковный устав предусматривает их соединение в том или ином порядке в зависимости от того, является ли данный день будничным или праздничным. Недельный круг включает особые молитвы для каждого дня недели. В воскресенье надлежало вспоминать Иисуса Христа и его «чудесное воскресение из мертвых», в понедельник—ангелов, во вторник— ветхозаветных пророков и Иоанна Предтечу, в среду и пятницу — страдания и смерть Иисуса Христа, в четверг—апостолов и Николая Чудотворца, в субботу — Богоматерь. Годичный круг основан на традиции праздновать в каждый из дней года «память» определенного святого или события, о котором говорит Священное писание. Среди праздников годичного круга выделяются важнейшие, так называемые «двунадесятые», посвященные    событиям, описанным в Евангелии . Порядок сочетания дневных, недельных и годовых тем богослужения для каждого конкретного дня определяется с помощью особых церковных книг — Часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, Триоди, 12-ти Миней (по числу месяцев) и некоторых других. Обязательной принадлежностью каждой церкви было Евангелие, выдержки из которого читались практически на каждой службе. Оно хранилось на престоле в алтаре и символизировало самого Иисуса Христа. Напрестольное Евангелие считалось главной святыней храма. Его переплет часто украшали золотом и драгоценными камнями. Другой часто применявшейся при богослужении книгой были «Деяния и послания святых апостолов», которую обычно именовали просто «Апостол».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Кроме суточного круга в жизни церкви есть и недельный круг богослужений. Каждый день недели имеет свое особое богослужение, причем для богослужения каждого дня недели есть восемь особых напевов – гласов , которые чередуются в течение года. Каждый день недели посвящен какому-нибудь воспоминанию: воскресенье – Воскресенью Христову; понедельник – небесным силам, т. е. ангелам; вторник – Иоанну Крестителю и пророкам; среда – Кресту в связи с покаянным воспоминанием о предательстве Иуды; четверг – Апостолам и Святителям (главным образом Святителю Николаю); пятница – Кресту в связи с Распятием; суббота – всем святым и усопшим и в особенности Матери Божией. Среда и пятница являются днями постными. Годовой круг Богослужений Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, включая сюда все праздники. Из них самыми большими являются Воскресение Христово, Пасха, называемая Праздником Праздников, и двенадцать великих праздников, посвященных Христу и Божьей Матери, которые называются двунадесятыми . Некоторые из этих праздников совершаются в определенный день определенного месяца. Эти праздники называются неподвижными. Таково Рождество Христово, Благовещение и др. Некоторые же праздники – подвижные, и празднование их каждый год приходится на другой день. Таковы Пасха и все от нее зависящие праздники – Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Сошествие Св. Духа. Церковь установила посты перед самыми большими праздниками, чтобы лучше приготовить нас к их встрече. Духовные радости глубже проникают в человеческую душу, если человек духовно и телесно подготовлен к ним. Пост есть время душевного и телесного воздержания и доброделания, т. е. усиленной молитвы, милостыни, говения, воздержания от развлечений, от легкомысленных книг, – и телесного воздержания – от некоторых видов пищи. Пост есть средство покорения тела душе. В то же время он есть проявление нашей любви к Богу и Церкви. Мы отказываемся от вкусной пищи не из экономии, не по рецепту врача, а, чтобы выполнить заповеди Божии. Не даром первый завет Бога, людям в раю, был заповедью о посте (Господь разрешил Адаму и Еве есть плоды всех деревьев, кроме одного).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

молебен — молитвенное обращение ко Господу, Божией Матери и святым, совершаемые священником вместе с христианами, имеющими особую потребность поблагодарить Бога о каком-либо благодеянии, попросить Его об успехе в начатом добром деле, об исцелении от болезни и так далее; отпевание — молитва священника и верующих об упокоении усопшего, которыми Церковь провожает его в последний земной путь; панихида — моление Церкви об отдельном усопшем или о многих почивших; различные обряды, такие как освящение жилищ и разных предметов. Подобные богослужения по-другому называются требами и, не завися от дневного богослужебного круга, могут совершаться в любое время. Дневной богослужебный круг включен в более широкий — недельный (по-славянски седмичный). Церковные богослужения каждого дня недели обычно включают молитвы определенным святым. В понедельник Церковь молится Архангелам, Ангелам и прочим бесплотным небесным силам; во вторник — святому Иоанну Крестителю; в среду и пятницу — Кресту Господню; в этот день воспоминаются крестные страдания Спасителя; в четверг — апостолам и святым иерархам (святителям); в субботу — всем святым. Каждое воскресенье является праздником в честь Воскресения Христова — малой Пасхой. В этот день Церковь торжественно воспевает Господа, умершего за человечество и воскресшего во славе. Богослужебный круг года пронизан связью с Пасхой, которая празднуется по лунному календарю в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. От Пасхи до Пасхи длится ежегодный цикл храмовых чтений из Евангелия и других книг Нового Завета (читается за службой и Ветхий Завет, особенно Псалтирь). За семь недель до Пасхи начинается Великий пост — время глубокого покаяния и внутренней сосредоточенности, когда Церковь делает свои богослужения особо строгими и проникновенными. В последнюю неделю перед Пасхой — Страстную седмицу — христиане скорбят о Распятом Спасителе, одновременно радуясь о совершенном Им нашем Искуплении. Эти дни светлой печали сменяются ликованием Пасхи. Торжество Светлого Христова Воскресения празднуется 40 дней.

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

Традиция ежедневного совершения церковных служб восходит к апостольским временам «И каждый день единодушно пребывали в храме и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). По примеру христиан апостольских времен Православная Церковь освящает все дни седмицы совершением церковных служб. В их содержании отражено желание святой Церкви придать богослужению не только молитвенно созерцательный, но и дидактический поучительный характер. Окончательно эта задача была решена преп. Иоанном Дамаскиным , который в основу богослужений седмичного круга, совершаемых по книге Октоих, положил свое догматическое сочинение «Точное изложение православной веры». Таким образом недельный или седмичный круг теснейшим образом связан с системой осмогласия, регулирующей последование богослужебных текстов и соответствующих им напевов, распределенных на восемь групп (гласов) 7 . В течение одной седмицы с Воскресенья (Недели) по субботу господствует один из восьми гласов. А полный круг из восьми гласов, совершаемый в течение восьми недель, называется осмогласный столп. В течение года проходит шесть осмогласных столпов. Содержание и порядок богослужений каждого из дней седмицы определяется содержанием и структурой упомянутого сочинения преп. Иоанна Дамаскина , включающего в себя догматы вероучения и историю «домостроительства нашего спасения» [ 4 54], т.е. историю христианской церкви Ветхого и Нового Завета. Каждая из служб седмичного цикла наряду с неизменяемыми, содержит и изменяемые песнопения и чтения, относящиеся к какому-либо из дней седмицы. Началом седмичного круга является день Воскресения Христова . Славянское название этого дня – Неделя (отдых, покой) соответствует названию ветхозаветной субботы (древнеевр. – шаббата), однако его предназначение совершенно иное. Воскресное (недельное) богослужение – самое важное по свое значимости из всех дней седмицы. Его называют «малой Пасхой», так как в каждый первый день седмицы мы вспоминаем события, связанные со светлым Христовым Воскресением. Уставные особенности этого дня отличают Воскресение не только от прочих дней седмицы, но и от многих больших праздников особой торжественностью и протяженностью богослужения. Наряду с пением особых воскресных песнопений, утренних тропарей, «Ангельский собор», повествующих о приходе ко гробу Господа жен мироносиц песни «Воскресение Христово видевше» евангельской стихиры, где излагаются события, относящиеся к читаемому на утрене евангельскому отрывку, увеличивается общее количество стихир на «Господи воззвах», на стиховне, на хвалитех. При совмещении воскресного дня с празднованием памяти какого-либо святого или Пресвятой Богородицы, воскресные песнопения преобладают. Празднование Воскресения отменяется лишь при совпадении первого дня седмицы с Господскими двунадесятыми праздниками Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня в Иерусалим, Святой Троицы, Преображения, Воздвижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глл. 25, 26, 27, 30 и пр.) и подробное чинопоследование некоторых таинств. Что касается восьмой книги, то по характеру своего литургического содержания она представляет собой как бы служебник, предназначенный для священнослужителя в руководство при совершении богослужения. В ней излагается не только уже порядок и состав богослужения, но молитвенные образцы для литургий и других священнодействий, и она является как бы завершением богослужебной практики III века, так как и самое ее происхождение вместе с седьмой книгой вернее всего относить к началу уже IV века. Что же говорят эти книги Постановлений Апостольских о церковно-богослужебной стороне жизни христиан той эпохи. Основная точка зрения Постановлений Апостольских на христианское богослужение та, что в нем именно осуществляется основная идея Церкви как тела Христова (2 кн. 59 гл.). Отсюда общественное богослужение делается обязательным для всех христиан, так как через удаление от него «увечится Церковь » и тело Христово делается без члена; вот почему вторая книга Постановлений Апостольских предписывает совершать богослужения и собираться на молитву ежедневно утром и вечером (2; 36, 59 и 60). Восьмая книга Постановлений Апостольских точнее и подробнее определяет этот круг обыкновенных ежедневных или суточных времен общих богослужебных собраний. Здесь временем для молитвенных богослужебных собраний назначается не только утро и вечер каждого дня, но часы: третий, шестой и девятый, время «петлоглашения», причем указываются и сами основания для молитвы в это именно, а не в другое время, основания те же самые, которые представляет Церковь и теперь (8; 34). Кроме этого ежедневного или суточного круга священных, богослужебных времен Постановления Апостольские назначают для богослужебных собраний еще особые времена, известные дни недели и года. Они, таким образом, устанавливают особый недельный и годичный круг священных времен, или церковных праздников, которые особенно должно посвящать богослужению. Из дней недели суббота и воскресенье, в силу соединенных с ними особенно важных для человека воспоминаний, должны быть преимущественно посвящаемы богослужению (2; 59) с «большим тщанием», нежели другие дни недели (5, 20; 7, 23 и 8, 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010