Православное богослужение распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам. В богослужебном времени мы можем выделить три круга. Первый круг  — дневной круг богослужения; по-другому его можно называть суточным (менее красивое название). Второй круг  — седмичный (название «недельный» допустимо, но хотелось бы его избегать: слово «неделя» на славянском языке означает не то же самое, что «седмица», это тот день, когда не делают мирских дел, день, отданный Богу — воскресенье). Третий круг  — годовой. Наше богослужение не есть просто законническое, строго регламентируемое распределение служб по времени суток. Это распределение с древнейших времен осмыслялось и наполнялось очень высоким богословским смыслом. В этом осмыслении было не только объяснение причины, почему назначено, например, в этот час молиться, и молиться соборно, всем вместе, — оно содержит в себе и некую помощь в молитве. Если мы обратимся к ранним христианским памятникам, например, до IV века, то увидим, что в различных источниках, у различных авторов время, назначенное для молитвы не одно и то же, но можно выделить нечто общее в этих свидетельствах. Какое же время с древности назначено для молитвы? Утро, третий, шестой, девятый часы (имеются в виду соответствующие часы по восходе солнца), вечер и ночь или полночь. Надо сказать, что эти указания о времени молитвы развивались и уточнялись, но в принципе до нашего времени остались теми же. Как же осмыслялись эти часы, указанные для молитвы? Например, св. Киприан Карфагенский говорит о том, что на утреннем богослужении мы должны вспоминать Воскресение Христово: как люди узнали утром о Воскресении Христовом, так и мы каждое утро должны об этом вспоминать. В других памятниках говорится о том, что утром мы должны вспоминать о просвещении Божием. Солнце освещает землю, а Господь просвещает наши сердца, душу, ум. Третий, шестой, девятый часы с древнейших времен соотносились с событиями из жизни Христа и апостолов: третий час — это час ниспослания Св. Духа Апостолам, в шестой час Господь был пригвожден ко Кресту, девятый — время крестной смерти Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Наняв этих работников, он проявил справедливость, помимо доброты и человеколюбия, поскольку они явно не относились к числу лентяев и бездельников. Таким образом, в прямом смысле притчи о работниках в винограднике в достаточно полной мере раскрывается суть христианского учения об оплате труда наемного работника. В ней показан идеальный работодатель и то качество работников, которое чаще всего разрушает мир между ними и нанимателями. С христианской точки зрения залогом мира между сторонами в отношениях найма является стремление каждой из сторон служить Богу и ближнему на своем месте. Работодатель призван обеспечить наемнику объект приложения его труда и выдать награду за труд его. Работник служит Богу и ближнему своим трудом и поэтому «достоин награды за труды свои». Христианский ритм труда Христианский ритм труда задается как естественными периодами, связанными с вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также вращением Луны, так и традициями Церкви. Гармоничное соединение первых и вторых представляют собой годовой, недельный и дневной круги богослужений, труда и постов. Наиболее сложный годовой круг задается ритмом церковного Юлианского календаря, одного из величайших институтов христианской цивилизации. 106 Ветхозаветный ритм труда Во все времена религиозное чувство побуждало людей выделять священные места в пространстве (храмы и другие культовые сооружения) и священные периоды времени (уже у древних вавилонян, например, 7-ой, 14-ый и 21-ый дни лунного месяца посвящались культовым праздникам). Священные места формировали пространство городов и селений, священные дни и другие периоды времени задавали ритм жизни, прежде всего трудовой деятельности. У древних евреев существовали шестичасовой, суточный, недельный, месячный, годовой, семилетний и пятидесятилетний священные циклы. Вносящие упорядоченную повторяемость в постоянно изменяющуюся жизнь, они стали во временном образом вечности. О разделении дня на часы впервые упоминается у пророка Даниила. 107 Ко времени земной жизни Спасителя день делился на 12 часов. 108 Существовало также перенятое у греков и римлян разделение дня на четыре части по три часа, а также ночи – на четыре стражи той же продолжительности. Рабочий день устанавливался для наемных (как правило, поденных) работников и для рабов. Составлял он 12 часов, примерное время светового дня в Палестине. Очень рано в еврейской истории встречаются следы общественной и частной молитвы утром, в полдень и вечером. Уже в Псалтири Давид указывает на троекратную ежедневную молитву, в которой, помимо прочего, испрашивалась у Бога помощь в трудах на предстоящие шесть часов. Позже, в Иерусалимском храме молитвой освящались каждые три часа. Так было и во времена апостолов. 109

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

   Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим. О нотных книгах    Нотные богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей. Есть и особый Октоих нотного пения, содержащий ноты для воскресных служб на все 8 гласов, затем Ирмологий нотного пения, Праздники нотного пения и Триодь нотного пения постная и цветная. Для обучающихся нотному пению назначен Учебный обиход нотного церковного пения. Слово «Обиход» значит домашнее или всегдашнее употребление. 8. Понятие о богослужебных кругах    Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня. 1. Круг суточного богослужения    Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.    Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте! Ответьте пожалуйста кто действительно знает ответ на такой вопрос. Молитва перед иконой Богоматери " Боголюбской " : " О Пречистая Госпоже Богородице, Мати боголюбивая, Надеждо нашего спасения Воззри милостиво на предстоящие с верою и любовию... " - это настоящая молитва одобренная церковью для молитвенного правила молитва или народное интернет-творчество? В молитвословах я её не нашёл, на православных интернет-сайтах она далеко не на всех, это и смущает. Мне хочется выучить молитвы такие которые близки сердцу и являются благословленными РПЦ. К сожалению на сайтах не указано о благословении молитв, на нём размещённых. Похожие вопросы 5 Ответов Оксана, большое спасибо за внимание к моему вопросу. Я посмотрел, что такое Минеи. А из какой Минеи взята эта молитва. И можно ли читать её при молении дома. И где узнать что значит изменяемые молитвы в Минеях. Это Минея за Июнь, (10 книга) изд. 1986 г, 18-е число ст.стиля, стр 71 Молитва канонична, утверждена в составе богослужебных книг РПЦ. Относительно изменяемых и неизменных частей. В Церкви используются богослужебные круги: суточный, недельный и годовой. Костяк суточных служб неизменный - один порядок следования (берётся из Служебника, Часослова), в службах есть постоянные псалмы, некоторые молитвы, тропари. На суточный круг накладывается недельный и годовой. Молитвы этих кругов тоже одинаковые, но в отношении суточного они бывают разные  что вкупе составляет уникальный неповторяющийся состав молитв, тропарей, канонов, чтений,  приходящихся на любой из дней года, и даже столетия. Считаются изменяемыми относительно суточных служб те части богослужений, что берутся из Минеи (по месяцам), Октоиха (по дням недели и неделям), Триоди (в период до и после Пасхи). Молитва взята из Минеи месячной, молитвы из нее дома читать не запрещено. Ответ на последний вопрос можно найти в  Настольной книге священнослужителя . Спасибо всем, за доброжелательность и подробность объяснений на мой вопрос о молитве. Но осталась ещё небольшая для меня неясносить. В тексте который размещён на православных сайтах такие слова: " ... с твердым упаванием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! " , а в тексте опубликованном в минеи эта часть молитвы иная: " с твердым упованием возсылаем тебе нашу убогую молитву! " Весь остальной текст полностью идентичен. Скажите можно ли при молении слово " убогую " заменить на  " смиренную " не меняя больше ничего. Всё таки к слову и понятию-молитва " смиренная " более подобает чем " убогая " .

http://azbyka.ru/vopros/kanonichna-li-mo...

Многие из читателей Правмира, вероятно, имеют представление о богослужебных кругах (циклах): годовой неподвижный круг, который находит отражение в Минее; годовой подвижный круг — Триодь Постная и Цветная; круг Октоиха; седмичный (недельный) круг; наконец — суточный круг богослужения. При этом обычно не принято говорить о евангельском цикле. Между тем, воскресные евангелия на утрене оказывают определенное влияние на состав песнопений, звучащих на той или иной службе. После исполнения канона (точнее, после малой ектении и возглашения «Свят Господь Бог наш») мы слышим воскресный эксапостиларий и его богородичен, а перед «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» (иногда — непосредственно перед первым часом) — евангельскую стихиру. Все эти три текста (эксапостиларий, богородичен и стихира) зависят от евангельского чтения (а не от гласа) и находятся в приложении Октоиха (а не в его основной части). В дальнейших публикациях, наряду с текстом Евангелия, мы будем приводить и эти тексты — в традиционном церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Продолжение следует. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 мая, 2024 29 апреля, 2024 28 апреля, 2024 7 апреля, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 4 апреля, 2022 12 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/evangelskie-chteniya-n...

Так как уставы первой редакции разрабатывают преимущественно порядок суточной службы, то в них мы находим сравнительно немного сведений о составе церковного года по триоди и минее (выражаясь позднейшим языком) и о его служебных особенностях. Первыми литургическими днями у христиан были дни седмичного круга, и с них-то, собственно, начинается развитие церковного года. Поэтому и неделя – говоря вернее – седмица – является основной единицей церковного года, а в составе её выделяются несколько дней, отмеченных особенным религиозным значением, именно: воскресенье, суббота, среда и пятница. Эти дни первыми христианами преимущественно избирались для молитвенных собраний и совершения литургии. Особенно торжественно праздновали они день воскресный, а среда и пятница, по воспоминанию о предании и смерти Спасителя, сделались у них первыми постными днями и получили название «dies stationum», т.е. днями усиленного бодрствования и религиозных упражнений. Параллельно недельному кругу и в тесной связи с ним, вырабатывается круг триодный, или такой распорядок церковного года, который ведётся по неделям, начиная с Пасхи. Этот круг так же древен, как самый пасхальный праздник и возникает одновременно с ним. Зерном, из которого выродилась и развилась эта система, был праздник Пасхи, который одними из восточных христиан праздновался вместе с еврейской Пасхой, в 14-й день месяца Нисана, а другими в следующее за ним воскресенье. Как скоро последний обычай получил законную силу, и праздник Пасхи был перенесён на воскресенье, вся, следующая за ним, неделя примкнула к нему и стала считаться его продолжением под именем недели пасхальной, или «πσχα ναστσιμον». Первым придатком к этому зерну, почти неотделимым от него хронологически, является страстная неделя, или «πσχα σταυρσιμον», сначала в числе одного или двух постных дней – пятницы и субботы, в память страданий и смерти Христовой, – а потом выработавшаяся в целую пред-пасхальную или страстную неделю. Дальнейшее развитие пошло по ту и другую сторону этой основной грани, через прибавление к страстной неделе предшествующих ей недель Великого поста, а к пасхальной примкнул, как её продолжение, период 50-цы, в составе которого выделился ряд недель и праздников, вошедших в круг цветной триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Повторение Иисусовой молитвы можно рассматривать как некую структурную тему, которая развивается в форме повторения все более и более обширных групп текстов. Эти повторяющиеся группы текстов образуют концентрические круги, расходящиеся от Иисусовой молитвы и охватывающие все большие промежутки времени. Наименьшим из кругов является суточный богослужебный круг, состоящий из молитвенных текстов, предназначенных для прочтения в определенные моменты суток и неуклонно повторяющихся изо дня в день. Следующий седмичный, или недельный, богослужебный круг состоит из текстов, предназначенных для чтения на протяжении недели. Каждому дню недели соответствуют определенные тексты, в результате чего полное повторение недельного богослужебного круга осуществляется через каждую неделю. Наконец, наиболее обширным но из богослужебных кругов является годовой богослужебный круг, состоящий из молитвенных текстов, предназначенных для чтения на протяжении года и полностью повторяющихся, соответственно, из года в год. Так повторение, заложенное в практике произнесения Иисусовой молитвы, превращается в основополагающий принцип артикуляционно-структурной организации текстового континуума. Другим артикуляционно-структурным принципом, формирующим облик текстового континуума, является принцип вариационности, порожденный соединением молитвенных текстов, принадлежащих к разным богослужебным кругам. Каждое конкретное богослужение происходит в определенный час суток, в определенный день недели и в определенный день года, а это значит, что богослужение как конкретное последование молитвенных текстов складывается из комбинации текстов суточного, седмичного и годового богослужебных кругов, которые каждый день образуют новые комбинации и новые соотношения между собой. Богослужебные круги содержат в себе различные объемы молитвенных текстов и имеют различные периоды обращения, из-за чего тексты меньших по объему кругов повторяются чаще, чем тексты более обширных кругов. Это несовпадение периодов обращения и несоответствие количества повторений приводит к тому, что комбинации молитвенных текстов, образующих ежедневные богослужения, постоянно обновляются, складываясь во все новые и новые варианты текстовых комбинаций. Это сочетание вариантности комбинаций со стабильной периодичностью повторений элементов, образующих при каждом новом повторении новые варианты комбинаций, и создает неповторимое своеобразие текстового континуума, или текстового потока, все время обновляющегося и при этом все время остающегося тем же самым.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

[великий (миротворный) круг], рус. название полного пасхального цикла в 532 года. Известен также под изопсефическим названием БЛЦБ (сумма числовых значений этих букв равна 532). По истечении И. В., представляющего собой комбинацию 19-летнего «лунного» (точнее, лунно-солнечного) и 28-летнего «солнечного» (точнее, недельно-високосного) циклов, даты христ. Пасхи, вычисленные по юлианскому календарю и правосл. пасхалии, повторяются в том же порядке. Составление таблицы на 532 года фактически означает создание «вечной» пасхалии. Однако такая таблица является очень громоздкой. Более популярны были пасхалии, охватывавшие не весь И. В., а лишь 95 лет (5-кратный 19-летний цикл, после к-рого требуются поправки, связанные с високосными годами). Согласно «Пасхальной хронике», нек-рые малограмотные христиане ошибочно считали 95-летние таблицы циклическими и неверно рассчитывали полнолуния, «служа посмешищем иудеям, язычникам и еретикам» (Chron. Pasch. P. 19-20). Одну из таких таблиц, приписываемую свт. Кириллу Александрийскому и охватывающую 437-531 гг., продолжил Дионисий Малый , сместив момент отсчета времени с эры Диоклетиана на «годы Господа нашего Иисуса Христа» и положив т. о. начало совр. летосчислению. Полные 532-летние таблицы И. В. на основе разных типов 19-летнего лунно-солнечного цикла составляли Анниан Александрийский (ок. 400; на 172 г. до Р. Х.- 360 г. по Р. Х.), Викторий Аквитанский (ок. 457; на 28-560), Эас Александрийский (ок. 562; на 553-1084), Анания Ширакаци (в 667; на 553-1084), Беда Достопочтенный (в 725; на 532-1063) и др. Нумерация годов в таких таблицах иногда ложилась в основу систем летосчисления (так, годы пасхалии Анании соответствуют «большой» арм. эре, а пасхалии Беды - эре Дионисия). Рус. таблицы полной, 532-летней пасхалии сохранились с XIV в. (древнейшая ркп.: ГИМ. Син. 325. Л. 192 об.- Романова. 2002. С. 67-70), хотя «великий круг» был хорошо известен уже Кирику Новгородцу в XII в. ( Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Др. Руси. М., 2007. С. 323). Большинство пасхалистических расчетов производилось в средние века с помощью кратких справочных таблиц («колес», «кругов», «рук» и проч.).

http://pravenc.ru/text/389571.html

Оба эти предмета, с другой стороны, должны быть исправляемы и проверяемы согласно древнему образцу. Писатель об этом замечательном пункте приводит курьезное обстоятельство, имеющее связь с вопросом о зодиаке, т. е. перенесением двух созвездий, и всего недельного порядка планет, служащее свидетельством об оригинальной последовательности сих созвездий. Чтобы удобнее уразуметь самый порядок, необходимо замечать, что 28 созвездий могут быть измеряемы посредством одной какой-либо избранной звезды, от которой, как определяющей, и расстояние от прочих разнообразится, смотря по степени отдаления или приближения к экватору; при таком экстраординарном способе требуется, чтобы целое искомое не превышало тринадцати градусов (degree) и чтобы было не менее одного из них, и при самом несогласии всегда возрастающим. В 3-м millenium прежде христ. эры (2357 г.) мы встречаем меру Tsuy – Цзуй, которая была 2° 42, 24″, но при постоянной вариации имеет место в косвенном (obliquity) уклонении эклиптики, и круг уклонения также по необходимости подвергается постоянной перемене. По этой причине кажется, что круг, в котором определителем ставится Цзуй – Tsuy (Δ Orionis), в действительности пересекается кругом с определителем Tsan (Δ Orionis) около XIII ст. по P. X.; вследствие сего и время Tsuy формально являющееся впереди Tsan, падает на 1800 г. по Р. X.; в действительности под 31′ 59″ начинается последний, с сего момента останавливается, и более нейдет дальше. 121 Такова вкратце характеристическая неуступчивость народа, свидетельствующая о глубокой древности сего астрономического установления. Замечательно также большое совпадение числа семидневного в народных обычаях, обрядах, суевериях и преданиях туземных; тоже подтверждается и свидетельством из И-цзин, указывающим на вероятные остатки древнего соблюдения семидневного периода и может быть субботы, во времена доисторические; подтверждением чему служат сами предания у туземцев и упорство в сохранении сего обычая. Сделаем еще несколько замечаний: д-р Портер Смит, занимавшийся рассуждением об означенных предметах, заключает такого рода сообщением о них: «Можно заметить, что под иероглифами Да-яу-сань-вань-жи, встречающимися в несторианской таблице можно разуметь указание на субботу».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Иудеи называют праздник субботой. По недельному кругу празднуется она трояким образом за год. Кроме многократной Господской субботы – день субботний, ядение опресноков, также пятидесятый день, также почтение Кущ: даже если этот день по ходу времени и окажется вне Господской субботы, это будет у них праздник, и они назовут этот день субботой. Об этом сказал великий Матфей: «В первую после субботы», называя так день, который после Господской субботы. День этот ради праздника упраздняем. Месяцы создает луна, года – солнце; первая – от хода дня становясь исполнена света, когда солнце обходит землю, месяц, поднимаясь с того же востока, хранит перемену. Так получаются и равноденствия осенью и весной. 98 Вопрос. Небо – это круг или полукруг? Солнце катится по земле, или его ход по небу не прекращается? Ответ. Мы скажем вместе с великим пророком Исайей, велегласно вопиющим: «Поставивши! небо как свод, и натянувший как кожу». То, что стоит, то не спадает, а то, что натянуто, не свивается. У неба есть начало и конец. В Писании не сказано, что «солнце взошло», но что «вышло» к земле. Как и Лот вошел в Сигор. Из этого мы узнаем, что небо – не круг, а свод. Давид тоже сказал в песнопениях: ...от края небес исход его, а не восход «и дошествие», а не зашествие. И нельзя указать, как оно там продолжает катиться. Как и жених, по словам Давида псалмопевца, не восходит, а «выходит из чертога своего». Сам Господь, говоря богословски, «пошлет», как сказано, Ангелов Своих с трубой и гласом великим, что они соберут избранных «...от края земли до края неба». 99 Вопрос. Как тогда солнце заходит, если! оно идет не под землею? На какое место тогда попадает его луч? Ответ. Оно быстро минует небесный край; и словно за некоей стеной северный предел, выше которого Каппадокийская земля. Так что на пути блеска солнечного луча стоят волны и глыбы льда – и луч отклоняется в сторону. И они его воспринимают, и свет исчезает, по имеющемуся у нас образу свечи. Если над пламенем держать черепок, то свет будет прямо расходиться на стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010