– после чтений и входа епископа в алтарь (Вступит. гл., с. 136:142). Есть памятники даже от XVI в., где вечерня начинается 3 антифонами с малыми ектениями и только после прокимна имеет ектению, представляющую из себя нынешнюю сугубую с началом из великой, приблизительно в том виде, какой имеет сугубая ектения в литургии ап. Иакова (см. Вступ. гл., с. 377; см. ниже, «Сугубая ектения»). Так было, должно быть, и на древней вечерне Константинопольской церкви, или песненной; но уже при Симеоне Солунском (XV в.) и песненная вечерня имеет в начале великую ектению. Вечерня же Студийско-иерусалимского типа получила великую ектению в свою начальную часть, должно быть, гораздо ранее: Студийско-Алексиевский устав XI в. предполагает ее, по-видимому, на нынешнем месте. Кто произносит великую ектению на вечерне? Хотя ектения – диаконская молитва, но нынешний Типикон указывает произносить великую ектению священнику, как и следующие две малые. И только третью малую ектению – по 3 антифоне кафизмы, – по Типикону, произносит диакон. Сказав о чтении светильничных молитв священником, Типикон продолжает: «Скончавшуся же псалму глаголет ектению великую: Миром Господу помолимся и по ектении возглас: Яко подобает Тебе». Таким образом, по мысли Типикона, участие диакона в совершении вечерни, сообщающее службе особую торжественность, должно начаться только с Господи воззвах, как на утрене с полиелея или со чтения Евангелия, если полиелея нет (см. ниже). Ввиду этого и первоначальное каждение на всенощной происходит без диакона, обязанности которого исполняет параекклисиарх. С субботней вечерни начинается недельный круг кафизм, почему на этой вечерне положена 1 – я кафизма, на утрене воскресной – 2-я и 3-я и т. д. Хотя выбор кафизм для каждого дня седмицы и даже для приходящихся в него великих праздников не сообразуется с воспоминаниями этого дня, а следует простой очереди, заменяя этим пение всей Псалтири в сутки, завещанное подвижниками, тем не менее едва ли другой какой-либо отдел Псалтири более подходил бы к субботне-воскресной вечерне, чем 1-я кафизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Многолетие Великаго Господина и Отца нашего ( имярек ), Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси [и господина нашего (высоко)преосвященнейшаго ( имярек ), митрополита или (архи)епископа ( титул )], отцев наших духовных и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета. Господи, помилуй. ( Трижды .) Необходимые пояснения Воскресная служба – это суточный круг богослужений воскресного дня, который состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и часов. Каждая служба также делится еще и на изменяемые и неизменяемые части. Неизменяемые части службы (например, псалом 103 и «Свете тихий» на вечерне, шестопсалмие на утрене) содержатся в Часослове (сборнике молитвословий и псалмов применительно к определенному времени богослужения) и Следованной Псалтири (Псалтирь в соединении с Часословом). Изменяемые части – стихиры, каноны и т.п. – в Октоихе (в переводе с греческого – «осьмогласник», восемь голосов, так как церковные песнопения разделяются на восемь гласов, или напевов. Каждый глас употребляется в течение одной седмицы, на каждый глас существует полная недельная служба, то есть на каждый день седмицы для каждого гласа существуют свои собственные стихиры, каноны и проч.). Воскресная служба 6-го гласа для вычитывания ее теми, кто не смог по какому-либо случаю быть в храме, всегда помещается в Следованной Псалтири и канонниках, но так как эти богослужебные книги рассчитаны на людей, знающих церковный Устав, там изменяемая и неизменяемая части службы печатаются раздельно и не сопровождаются никакими пояснениями. В нашей книге дается текст воскресной службы также 6-го гласа (шестой глас самый простой в исполнении – это распев общеизвестной стихиры «Царю Небесный») и все части службы соединены в одно последование, что позволяет пользоваться ею независимо от знания Устава. Эта воскресная служба составлена в соответствии с 7-й главой Типикона (церковного Устава) «идеже бдение не бывает» («когда не бывает всенощного бдения»), хотя в храмах большей частью совершается всенощное бдение, т.е. соединение великой вечерни и утрени в одно продолжительное последование. Но в домашних условиях вычитывать его целиком за один субботний вечер было бы затруднительно, поэтому мы печатаем все службы по отдельности, чтобы было возможно, как это и указано в Уставе, в субботу вечером прочитывать вечерню и повечерие, а утром – полунощницу, утреню и часы. В случае необходимости можно утреню также вычитать с вечера.

http://azbyka.ru/voskresnaya-sluzhba-dly...

А если «учёные дети» будут жить в «своё удовольствие» или даже для «высших интересов культуры», заберутся во «второй этаж» и с высокомерием отвернутся от братьев своих, живущих внизу, – «Старый дом» неминуемо ждёт великое падение. Дело происходит в одном омерзительнейшем русском городе, который я объезжал бы в своих скитаниях за тысячу вёрст, если бы не некоторые, совершенно личные причины, спаявшие меня с ним крепкой, живой связью. В этом городе открылось музыкальное общество – устраиваются камерные собрания: одним словом, совсем, как у людей 149 . Я оставляю своё одиночество и иду слушать музыку. На хорах шумно – по преимуществу учащаяся молодёжь. Всё как водится. Гимназисты занимают барышень, барышни смеются. Должно быть, им весело. Ещё бы, как не веселиться в 16–17 лет. Несколько кавалеров явно «идейные»: нечёсаные, нестриженые, без воротничков. Какой-то рыжий студент стоит, скрестив руки, и с видом Байрона осматривает шумную молодёжь. Ещё бы не быть Байроном, когда Бог дал такую физиономию. Смотрю вниз. Зал пуст. Очевидно, в омерзительном городе тоже есть своя «аристократия», которая слыхала, что рано приходить на концерты не «бонтонно». Но вот дошла очередь «до аристократок»... Боже ты мой! Или я одичал в своём одиночестве, или «культура» завершила круг своего развития – и снова вернулась к милым папуасам. Только и не хватает колец в ноздри, а всё остальное прямо великолепно... 150 Но особенно обращала на себя внимание одна парочка, которая и навела меня на серьёзные размышления. Она одета в костюм лёгкий, как мечта, с стреноженными ногами, в декольте, с голыми руками и нестерпимым самодовольством на физиономии. Он – молодой, человек с усиками, кажется, в пенсне и с самодовольством ещё более безнадёжным. Вот это-то самодовольство, эта сумма впечатлений голых рук, нелепой причёски, связанных ног и безграничного упоения собой – и поразила меня. – Посмотрите, мол, какая я прелесть: мы сливки общества. И вспомнил я своих друзей: портного, «хорошего человека», распространяющего в этом же самом омерзительном городе «духовную пищу» и безуспешно борющегося с «пинкертонами», вспомнил и другой концерт – Общества трезвости, куда ходят простые люди, отдохнуть после недельного изнуряющего и отупляющего труда 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Итак, зная «круг луны», т. е. номер года текущего лунного цикла, соответствующий нашему данному году и зная его «основание» (по таблице 1), мы, 1) вычтя основание из 30 найдем мартовское новолуние . Прибавив к нему 14, – получим пасхальное еврейское полнолуние (первый день еврейской пасхи), причем два полнолуния падающия на 16 и 15 марта мы должны заменить апрельскими, прибавив к каждому по 30 дней, 2) прибавив к еврейскому пасхальному полнолунию данного года 4 дня, мы получим возможную раннюю Пасху, а прибавив к полнолунию 10 дней, мы получим возможную позднюю Пасху. 3) Пасха может приходиться и между этими пределами и может падать на тот или другой предел, если день предела будет воскресным. Поэтому для окончательного выяснения дня Пасхи нам нужно знать на какие числа падают воскресные дни в данном году. д) Воскресный цикл Чтобы узнать – на какие числа марта и апреля в данном году падают воскресенья, нужно предварительно узнать – на какие числа приходились они в первом году нашей эры. Александрийские вычислители отнесли начало всех пасхальных элементов за 5508 л. до Р. X. Этот год для согласования с Библией был принят за первый год от создания мира и человека. По библейскому сказанию человек появился на земле в день, соответствующий нашей пятнице. (Человек сотворен в день шестый, а день седьмый – суббота; поэтому день перед субботой мы и называем нашим названием – пятницей). Это было в первый день первого весеннего месяца, соответствующий 1 марта. И для того, чтобы определить, – на какие дни недели будут приходиться разные числа марта и апреля в любом году нужно иметь в виду, что в первом году 1-е марта было в пятницу, а 3-е марта приходилось в воскресенье. И из этих данных следует выводить все свои вычисления воскресных дней – в других годах. «Если бы был принят египетский год, всегда состоящий из 365 дней (из 52 недель и одного дня), то такой год всегда оканчивался бы в тот же день недели, в какой и начинался, так что 1-е марта постепенно переходило бы с каждым годом на одно название в порядке недельных дней. Если в первом году 1-е марта было в пятницу, то в 2, 3, 4 и т. д. годах 1-е марта соответственно приходилось бы в субботу, воскресенье, понедельник и т. д. И по истечении семи лет порядок этот возобновлялся бы. Следовательно мы тогда имели бы 7-летний воскресный цикл.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Molchano...

Ипполита, найденном в 1551 г. неподалеку от Рима. Этот памятник, находящийся ныне в Ватиканской библиотеке, представляет мраморную статую св. Ипполита, сидящего на епископском троне. Боковые стороны трона покрыты надписями и таблицами. 684 Одна из таблиц, находящаяся на правой стороне трона, показывает, на какие дни года и недели может падать пасхальное полнолуние или 14 число того лунного месяца, в течение которого христиане должны праздновать свою Пасху. Над таблицей помещена надпись с правилом об окончании предпасхального поста в день пасхального воскресенья и с указанием на то, что помещенная под надписью таблица начинается с первого года царствования императора Александра (Севера) и составлена на основании ранее утвердившейся практики. На левой стороне трона находится другая таблица, показывающая, на какие дни месяцев марта и апреля приходится пасхальное воскресение. Обе таблицы составлены на 112 лет (222–333 гг. христианской эры), разделенных на семь шестнадцатилетий. Из таблицы пасхальных полнолуний видно, что через каждые 16 лет полнолуние это приходится у св. Ипполита на один и тот же день солнечного года и на день недели, предшествующий недельному дню полнолуния в соответствующем году предыдущего шестнадцатилетия. Дни недели обозначены у св. Ипполита буквами греческого алфавита, и буквы эти чередуются в указанном выше порядке, так что через семь шестнадцатилетий или через 112 лет пасхальное полнолуние приходится не только на один и тот же день месяца, но и на один и тот же день недели. Но при тщательном рассмотрении таблицы пасхальных полнолуний легко убедиться в том, что св. Ипполит мог бы сократить свой круг наполовину, так как последние 56 лет этого круга представляют повторение первых 56 лет, и пасхальное полнолуние не только через каждые 16 лет, но уже через каждые 8 лет приходится на один и тот же день гражданского месяца, а через каждые 56 лет – на один и тот же день месяца и недели. 685 В каждом восьмилетии два года обозначаются как високосные и три (первый, четвертый и седьмой) – как годы со вставочными ( μβλιμοι) месяцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

присутственное место в неприличном сану одеянии, напр. в лаптях и мужицкой шапке, то взыскивать: со священника по 50, с дьякона по 30 и с причетника по 10 к. штрафу на консисторские расходы; а если кто в другой раз явится в той же неприличной одежде, у такового отбирать последнюю и его самого без всякого судопроизводства отсылать в семинарию на двух недельные работы. На сколько, в общем, были грубы нравы тогдашнего Костр. духовенства, можно судить по след. факту: учреждая дух. правления, преосв. Дамаскин запретил подвергать там дух. особ телесному наказанию; но печальный опыт показал ему, что эта гуманная мера ещё преждевременна, и потому указом 30 июля 1761 г. он „разрешил в дух. правлениях за ссоры, драки, бесчиния, в особенности за пьянство, св.-ц.-служителей, судя по винам, наказывать плетьми, шелепами, цепами и штрафами, и чтобы прочие при виде таковых наказаний могли казниться, велено было для этого собирать прочих св.-ц.-служителей в един круг». Для поставления на места священнические, дьяконские и причетнические лиц более правоспособных Дамаскин ещё в первые годы своего святительства учредил ставленническую контору (прототип нынешней экзаменационной комиссии, в которой обыкновенно заседали кафедральный наместник в особый экзаменатор, каковым в то время был Феофан Сулима, „муж высокой учёности», с 1759 г. присутствовавший в дух. консистории. На обязанности конторы лежало испытание ищущих места в знании нужных предметов и преимущественно тех, которые преподавались в русских школах (о них речь впереди), и удостоверение в правильности ставленнических одобрений, которые давались прихожанами и подлинность которых должны были свидетельствовать ещё местные дух. правления. Эти обязанности Костр. ставленнической конторы разделяла Галичская дух. контора, которой были подведомы на этот раз районы дух. правлений: Галичского, Солигаличского, Унженского и Судиславльского. Здесь же выполнялись различные представленические формальности. „Как по епархии много находилось таких, которые, получив при прежних архиереях причётнические места без посвящения в стихарь, не заботились о своём образовании в чтении, а потому и не являлись в ставленническую контору на испытание, то преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

Адам, где ты? Что вообще способно заинтересовать православную блогосферу? «Попы на мерседесах», «платочки-юбочки», «топлесс на фоне хоругви», перемещения архиереев? Два вида, всего два вида прелести способны из неофита сделать религиозного инвалида: чувственность и мнени 29 марта, 2010 Что вообще способно заинтересовать православную блогосферу? «Попы на мерседесах», «платочки-юбочки», «топлесс на фоне хоругви», перемещения архиереев? Два вида, всего два вида прелести способны из неофита сделать религиозного инвалида: чувственность и мнени Со времени Горбачева и Ельцина много воды утекло, выросли люди, для которых то время — далекая история. Но, что интересно, как тогда, так и сейчас жива традиция русских праздников, к которым просто необходимо что-нибудь приурочить. Живем от праздника до праздника, резко увеличиваем активность в преддверии очередного. Правда, мы изменили список памятных дат, включили в них церковные, и даже попытались понять, что и к чему. Однако все по той же традиции нам требуются ежегодные пояснения про праздник . То ли за год все забывается, то ли с утренним похмельем выходит постигнутое накануне, то ли за год население обновляется, появляются новые читатели, но из года в год повторяются заказы на статьи к Празднику. И, естественно, статьи пишутся, а через год пишутся заново, и в этом даже проглядывает некое движение… круговое? А что? Вполне даже хорошо, ведь богослужебная жизнь Церкви совершается по суточному, недельному и годовому кругам. И жизнь общества захватывается этим движением, правда пока не очень глубоко, только наиболее крупные выступы колеса — праздники, способны всколыхнуть окружение. А смысл какой в этом ежегодном описании праздников? Есть информационный повод, для профессионального журналиста грех его не использовать. И вот уже новое интервью или статья кочует с монитора на бумагу, с бумаги в умы читателей. Надолго ли задержится там? Это уже не проблема журналиста, это проблема миссионера. Праздник — хорошая форма миссионерской работы? Разумеется! И главная задача — втянуть человека в происходящее, дать ему поучаствовать лично, занять его делом, будь то хоть подготовка храма, хоть крестный ход или организация праздничного концерта. Насколько ежегодный круговорот статей способствует миссии? Если статья появилась вовремя, то она может способствовать появлению в храме новых захожан, успеем воспользоваться? Скорее всего нет… И колесо пойдет на следующий круг.

http://pravmir.ru/adam-gde-ty/

Другая особенность средневекового мышления, плохо осознаваемая сейчас, — это совершенно другое восприятие времени. Оно было в гораздо меньшей степени насыщено событиями, но в гораздо большей — метафизическими смыслами. Большую часть Средневековья даже часов не было в массовом употреблении, и не в силу технологической отсталости, а просто потому что потребности не ощущалось. Более того, средневековому человеку был свойственен взгляд на время, так сказать, сквозь вечность. По-латыни это звучит как sub specie aeternitatis — с точки зрения вечности. Поэтому обыденное время, повседневное отчасти размывалось таким подходом. В чем же это выражалось? Что значит «обыденное время размывалось»? Выражалось, например, в том, что люди совершенно не пытались экономить время, как делаем это мы сейчас. Они не торопились. Я уже говорил про теоцентричность мировосприятия, так вот, в обыденной жизни она выражалась и в том, что люди тратили множество времени на молитву. Речь именно об обыденной мирской жизни, тем более это касалось монастырей. Жизнь в монастыре, с точки зрения его насельников, вообще происходила вне времени. Точнее сказать, вне привычного нам линейного времени. Время там двигалось по кругу — суточный богослужебный круг, недельный, годовой, — и сквозь эти круги люди соприкасались с вечностью. А еще чем тогдашние люди отличались от нас? Мы сейчас живем в ситуации, когда сразу хотим очень многого, это культивируется, списки желаемого все время расширяются. В Средневековье же было гораздо меньше желаний и гораздо меньше искушений. Но если уж человек чего-то желал, то добивался этого с гораздо большей энергией, чем делаем это мы, потому что желания были выстраданными, настоящими. Можно сказать, что тогдашние люди были более цельными натурами. Читайте также: Другое отличие более сложно, и связано оно с восприятием личности. В средневековом обществе меньше, чем сейчас, было выражено персональное начало. Как известно, средневековые тексты были преимущественно анонимными, и это неслучайно. Лихачев в свое время очень хорошо сформулировал: в Средневековье каждый пишущий выражал коллективную точку зрения, коллективный опыт. И вот именно за счет своей общности такой опыт, такие идеалы были очень мощными. Можно сказать, что человек Средневековья в какие-то моменты своей жизни становился как бы аккумулятором общественной энергии. Каждый человек подобен капле, в которой отражается мир. Сейчас каждая капля отражает что-то свое, индивидуальное, тогда же каждая капля была строгим отражением общего для всех мира — с его идеалами, его проблемами, его страхами и надеждами.

http://foma.ru/svetloe-srednevekove-evge...

Круг годовых и недельных церковных служб выстроен так, что мы себе даже позволить не можем просто собраться ради Христа, чтобы посвятить свои молитвы и мысли только Ему. Но у нас есть Типикон, и там ясно сказано, что сегодня память мученика или преподобного, а ему положены тропари, каноны и чтения, – и это занимает большую часть богослужебного времени. И так каждый день. Правда, есть исключение – Страстная и Светлая седмицы, но это только две недели в году! Да, у нас есть литургия – это всё о Нем! – но даже ее мы умудряемся перегрузить чем-то «полезным» и понятным. Каждый видел те горы частичек, которые вынимаются из просфор с именами живых и усопших, и для огромного числа верующих это и есть настоящее предназначение литургии, которым оправдывается ежедневное служение. И как нам пробиться ко Христу через это «облако свидетелей», которые, кажется, должны на Него указывать и только о Нем говорить, но давно уже заслонили собой Христа, оттеснили Его на безопасное расстояние? Святые нам ближе и понятнее, иконы Богоматери отогревают сердца, но неужели не режет глаз это вопиющее уродство и искажение церковной жизни, когда Христос будто в почетной ссылке? В середине двадцатого века богословы услышали призыв: «Назад к отцам!», и произошло открытие и переоткрытие святоотеческого наследия, и нашу жизнь обогатили и украсили тексты великих христианских мыслителей прошлого, мы научились их лучше понимать и слушать их мысль. Сегодня важно, очень важно понять, именно нам, православным, всю остроту и значительность нового призыва: «Назад к Иисусу!» Это призыв к большому многолетнему труду, всецерковному усилию ради «очищения смыслов», актуальность которого доказывает уже то, что его приходится доказывать. Фото: tatmitropolia.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/vestnik-rozhdestva-№-3...

Есть молитвы, которые повторяются через каждую неделю в определенный день. Напр. «Воскресение Христово видевше…» мы слышим только под воскресенье за всенощной; молитву «Небесных воинств Архистратизи…» – только по понедельникам. Следовательно, «очередь» этих молитв наступает через недельный срок. Наконец, есть еще третий ряд молитв, которые исполняются только в известные числа года. Напр. «Рождество Твое, Христе Боже наш» слышится 25 декабря, а «Рождество Твое, Богородице Дево» – 8 сентября (или в ближайшие после этих чисел дни). Если сравнить троякого рода изменение и чередование между собою церковных молитв, то окажется: каждый день повторяются молитвы, относящиеся к священным воспоминаниям «часовым», через неделю – относящиеся к священным воспоминаниям «седмичным», а через год – относящиеся к священным воспоминаниям «годовым». Так как все наши молитвы чередуются между собою, повторяются, (словно «кружатся»), одни с быстротою дня, другие – седмицы, и третьи – года, то этим молитвам усвоено в церковных книгах наименование богослужения «круга повседневного», «круга седмичного» и «круга годового». Каждый день в церкви слышатся молитвы всех трех «кругов», а не одного какого-нибудь, причем, основным «кругом» является «круг повседневный», а два других – дополнительными . 52. Состав церковных служб Чередующиеся между собою молитвословия кругов повседневного, седмичного и годового носят название «изменяющихся» молитвословий. Встречающиеся же молитвословия за каждой службой называются «неизменяющимися». каждая церковная служба состоит из соединения неизменяющихся и изменяющихся молитвословий. 53. Неизменяющиеся молитвословия Чтобы был понятен порядок и смысл наших церковных служб, удобнее сначала понять смысл «неизменяющихся» молитв. Неизменяющиеся молитвы, которые читаются и поются за каждой службой, суть следующие: Начинательные молитвы, т.е. молитвы, которыми начинаются все наши службы и которые поэтому в богослужебной практике называются «Обычным началом», Ектении, Возгласы и Отпусты или отпуски. 54. Обычное начало

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010