Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Богослужение – 1) одна из форм богообщения и богопочитания, основными компонентами которой служат чтение и пение просительных, хвалебных и благодарственных молитв , чтение Священного Писания , совершение Таинств и  обрядов ; 2) храмовая служба; 3) служение Богу . Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них – Таинства Причащения (Евхаристии) , таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога. Православное богослужение очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл, непонятный случайным посетителям. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия. Все церковные богослужения делятся на  три круга : суточный, недельный и годовой. Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября по старому стилю, а весь годовой круг богослужения строится применительно к празднику Пасхи . Как узнать и полюбить церковное богослужение? Начните с литературы, прочтите сначала пособие с объяснением Литургии , можно даже начать с  книги для детей . Потом закрепите прочитанное, участвуя в богослужении. Когда Вы изучите последование Литургии, прочтите другое пособие, более пространное. И каждый раз закрепляйте в храме прочитанное увиденным. Постарайтесь узнать и понять смысл каждого богослужебного действия, песнопений. Обратите внимание на  устройство храма : иконостас, священнические облачения… Далее начните осваивать Всенощное бдение, потом праздничные службы, постовые, заупокойные, требы, последования Таинств. Осмысленное участие в богослужении доставит радость и положит начало более глубокому погружению в христианскую жизнь. Богослужение, как внешнее выражение внутренней устремленности человека к Богу

http://azbyka.ru/bogosluzhenie-sl

Живут фандрейзеры в небольших квартирах по 10–15 человек. Квартиры многолюдны только поздними вечерами – все свое время мунисты отдают «благословенной работе». На сон им отводится несколько часов. Фандрейзер ведет, по сути, монашеский образ жизни. Он почти не посещает родную семью, а круг его общения замыкается стенами мунистского центра. Нужно заметить, что, в отличие, скажем, от «Белого Братства», ЦО напрямую не призывает к отказу от учебы или работы. Она действует изощреннее: фандрейзеру назначают непосильную норму ежедневного сбора денег. Стремясь выполнить задание, он забывает обо всем – сил и времени на учебу просто не остается. После двух-трех лет такой работы можно получить благословение «преподобного» на создание семьи. К этому времени у муниста уже «стерты» основные личностные характеристики. Этому способствуют чрезмерный аскетизм и недосыпание. Вот как сам Мун обосновывает эту методику: «В первые годы существования Движения я заставлял всех новообращенных пройти без остановок тысячу миль, потом в течение семи лет они должны были спать не больше двух часов в сутки, не иметь при себе ни денег, ни еды, добывая пропитание нищенством. Это было суровое испытание, но только так человек мог стать истинным сыном Бога» 139 . Рассказ бывшего фандрейзера При вербовке в институте мы применяли разные тактические приемы: устраивали «политбои» и поэтические вечера, читали лекции на интересные темы и показывали фильмы. Я стал фанатиком, все время находился в состоянии сильного психического напряжения, физической усталости и эмоциональной перегруженности. Я спал не более трех или четырех часов в сутки. Практически весь первый год в ЦО я читал лекции и занимался вербовкой. Иногда я выходил на улицу с другими мунистами продавать цветы и другие безделушки, чтобы собрать деньги для общины. Я научился поститься и выдерживать трехдневные голодовки. Позже я должен был пройти три недельных поста как часть процесса очищения. Теперь я очень серьезно относился к любому поступку, поскольку помнил о духовных последствиях всего, что делаю. Все мои действия казались мне целесообразными. Я лез из кожи, чтобы стать «совершенным сыном» «истинных Родителей» – послушным и верным (это были две главные добродетели).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Желая подорвать столь важное значение субботы, как памятника богооткровенной истории творения, рационалисты, наоборот, отрицают всякую связь субботы с историей творения и дают другое объяснение её происхождения 305 . В общем они более или менее согласуются в том, что «первоначальная суббота» имеет чисто астрономическое происхождение. «Установление субботы принадлежит аккадийцам, неизвестно только находится ли оно в связи с фазами луны или с семидневным сроком, по числу семи планет» – неопределенно говорит один из них 306 . «Празднование седьмого дня стоит в связи с почитанием Сатурна, а весь недельный цикл с четырьмя фазами луны» – более решительно заявляет другой 307 . По мнению Baur’a, родоначальника рационалистического взгляда на субботу, символическое значение числа «семь» и отличительный характер «субботы», как дня отдыха и покоя, основывается на элементарных познаниях Евреев по астрономии, заимствованных ими у Халдеев. Руководясь этим, каждому дню недели они присвоили соответствующую планету, именем которой его и назвали. Подробнее развил это мнение Rsler в том смысле, что рассматриваемое нами наследие древне-халдейской культуры, в последствии приняло у Евреев национальную окраску: под влиянием различных исторических условий, у них утратилась связь между недельным циклом и планетной системой, а уцелел лишь священный характер числа «семь». Прямой вывод отсюда тот, что не только день субботний, но и весь круг Моисеевых праздников, основную идею которого составляет суббота, утрачивает свой высокий, богооткровенный характер и нисходит на степень обычных языческо-натуралистических представлений. Беспристрастный и самый лучший ответ, насколько справедливы подобные основания, дает, прежде всего, сама Библия, к которой мы и обратимся. Известный археолог Кейль, отрицающий домоисеево существование субботы, однако говорит: «нити, которыми стараются связать субботу с культом Кроноса Сатурна, так тонко спрядены, что рвутся при малейшем прикосновении к ним 308 . И действительно, мы напрасно стали бы искать, следуя указаниям рационалистов, каких-либо следов связи Еврейских дней недели с названиями планет, так как во всей Библии нет даже и намека на что-либо подобное. Правда, в этих бесплодных поисках, нас утешают тем соображением, что Моисей намеренно уничтожил все эти указания, сохранив их лишь относительно «субботы». Но подобное объяснение лишь усиливает недоумение. Совершенно непостижимо, как это Моисей, тщательно уничтожавший всякие следы язычества и якобы искоренивший планетные наименования пяти первых дней недели, мог оставить нетронутой «субботу», будто бы указывающую на праздник Сатурна? Да притом у Евреев суббота является последним, заключительным днем недели, тогда как планета Сатурн во всех астрономических системах древности занимает доминирующее положение и её имя усваивается первому, начальному дню недели 309 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Пристрастие к плоти нашей грешной всю жизнь христианина поставило, так сказать, вверх дном. Из-за пристрастия к плоти все грехи наши: самолюбие, зависть, недоброжелательство, скупость, корыстолюбие, жестокосердие, человекоугодие, подобострастие, невоздержание, лицеприятие, лицемерие, алчность, пьянство, расточительность, азартные игры, зрелища, леность и нерадение о спасении души, леность к молитве, к покаянию, нечистота, распутство, все полчище грехов из-за пристрастия к плоти, – все извратила наша многострастная плоть, весь круг жизни. Итак, христиане, кто из вас хочет быть Христовым, тот распни плоть свою со страстями и похотями ( Гал.5:24 ). Не будем заботиться чрезмерно о плоти, и думать только о том, что есть и пить и чем одеваться; этого ищут только язычники, которые не имеют понятия о Царствии Божием, и не ищут его; а мы с вами отрождены в крещении для Царствия Божия; мы чада Божии и наследники Божии, сонаследники Христу ( Рим.8:16–17 ); нам уготовано на небесах наследие нетленное, неувядаемое; его и будем искать, а остальное все приложится нам от Господа: и пища, и питие, и одежда, и если нужно, и слава и честь даже на земле, ибо слава и честь и мир всякому делающему благое ( Рим.2:10 ). Аминь. 15. Слово в неделю 3-ю по Пятидесятнице Светильник телу есть око: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет, аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми? ( Мф.6:22–23 ). Господь и Спаситель наш Иисус Христос предлагает нам в читанном сегодня Евангелии нравственные, спасительные уроки, и для большей ясности и удобопонятности говорит подобиями и притчами. Речь идет о светильнике, данном каждому человеку в руководство на поприще земной жизни, или о разуме и совести и сердце человеческом. Этот светильник человека, т. е. разум и совесть, уподобляются оку телесному, которому дана способность от Бога видеть предметы видимого мира и различать белое от черного, или разные цвета, один от другого, также вещи великие или малые, шероховатые или гладкие, благообразные и неблагообразные, настоящие или фальшивые, светлые или темные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Посмотрим ли вперед, к другому последнему пределу Пятидесятницы, тут опять и чудеса и тайны, и свет и жизнь, и радость и поучение. Как душенаставительна беседа Господа с женою самарянскою, коей мы будем свидетелями в будущую неделю! Кто не уразумеет из этой беседы, в чем состоит истинное служение Богу, тот пеняй на самого себя. Чудесное исцеление слепого, воспоминанию коего посвящена следующая затем неделя, подобно исцелению расслабленного, являет во всей силе и Божество Спасителя нашего, и слепоту мира, погрязшего во грехах и страстях, который потому, видя не видит и слыша не слышит. Касательно Вознесения Господа каждый сам знает, как светел и отраден для духа Елеон, как дорого для веры и любви благословение Возносящегося на небо. Нужнее указать на память семи Вселенских Соборов, совершаемую в следующий за Вознесением день недельный, нужнее потому, что эта память также весьма питательна для духа и сердца, а между тем, о сем празднестве церковном почти никто не ведает.     Столько ступеней еще до горницы Сионской, до огненных языков, до шума, яко носиму дыханию бурну! Велик круг Пятидесятницы! Есть чем напитать сердце! Есть чем занять самый взор духовный! Мы стоим теперь в середине сего богосветлого круга! Не должно ли посему и нам быть богосветлыми? По крайней мере, не следует быть темными, подобно миру и его служителям. Кто же светел из нас и кто темен? Светел тот, кто с воскресением Господа или воскрес для новой жизни через покаяние, или воскресши прежде, взошел на новую степень жизни в Боге и добродетели; светел, кто, памятуя, что Спаситель и Господь его не остался на земле, а вознесся на небо, и сам не прилепляется ни к чему земному, не собирает сокровищ, или паче собирает, только не здесь, а там, где, по выражению Писания, ни тля не тлит, ни татие не подкапывают и не крадут; светел тот, кто, последуя наставлению, данному жене самарянской, поклоняется Богу духом и истиною; но вследствие служения духом, не забывает, однако же, выражать свое усердие к вере, подобно женам-мироносицам, и приношениями от честных трудов своих; светел тот, кто ревнует о благодати Святаго Духа и для принятия ее, подобно апостолам, будет уготовлять себя постом и молитвою. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Недельный круг не основывается на естественном периоде. Такими же являются помимо семидневного, семилетний и сорокадевятилетний циклы, в которых присутствует священное число семь. Предписание о субботе – седьмом дне недели было известно еврейскому народу еще до Синайского законодательства. Во второй главе Бытия сказано: Бог седьмой день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил 110 На Синае было сделано напоминание день 111 Суббота выделялась из ряда дней недели и посвящалась Богу как напоминание о сотворении мира и освобождении из Египетского рабства. Этот праздничный день, как и другие священные дни у евреев, начинался с вечера пятницы и простирался до вечера субботы. Средством отрешиться от всяких житейских забот и трудов и обратиться мыслью к Богу стало прекращение всякого труда. В Книгах Ветхого Завета содержатся предписания о прекращении в субботу собирания манны, приготовления пищи (путем варения и печения), сеяния и жатвы, разжигания огня, собирания дров, ношения тяжестей, торговли, работы в точиле, перевозки снопов и товаров. Запрещалась работа не только самому еврею, его семье, но и пришельцам, рабам и скоту. Евреи собирались в Храме и синагогах для особых богослужений, не запрещалось в субботу совершать дела любви (милостыня и пр.). Со временем понятие о покое субботнего дня было извращено. На это неоднократно указывал Спаситель фарисеям и книжникам, следившим за соблюдением изобретенных ими мелочных и абсурдных запретов (напр. срывать колосья и есть зерна или исцелять больного 112 ) и допускавшим всяческий труд, если есть опасность потерять что-либо из имущества 113 . Месячный цикл у евреев начинался с новолуния. Используемый ныне, достаточно совершенный лунный календарь, построенный на основе циклов Гиппарха, появился у евреев сравнительно недавно, вероятно не ранее 359 г. по Р.Х. В древности первый день месяца определялся визуально, двумя свидетелями 114 . День новомесячия считался праздничным. Каждый месяц имел свое название: Нисан, Тиар, Сиван и т.д.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Описание Атмосфера воскресного дня всегда наполнена какой-то особой светлой радостью: ожиданием встречи с Богом и отдохновением от земных трудов. На полоне художник изображает «малую Пасху» — воскресную литургию в небольшом провинциальном храме, каких великое множество на территории России. Яркое весеннее солнце освещает улицу, где на растрескавшемся тротуаре в лужах отражается голубое небо. У врат храма расположились нищие – два старика, похожие друг на друга одеждой, выражением лиц, в которых угадывается глубокое смирение. Один из них сидит на паперти, преклонив колена и поставив белую с синими полосами сумку, в которой остались бесхитростные пожитки. Другой, склонив голову, греется  на солнышке, ожидая милостыни от проходящих мимо прихожан. В храме многолюдно. Пространство залито сиянием горящих свечей, от которых веет жаром, в красноватом отсвете огней склонившиеся лики святых на иконостасе, взирающие безмолвно на молящийся народ. Распахнутые двери храма символизируют открытость Бога миру, его призыв всем страждущим и обремененным прийти к Нему – Бог видит сердце каждого и к каждому спешит на помощь. Художник – мастер световых эффектов – здесь все построено на контрасте – белого и и насыщенного буровато-красного цвета, символизирующих чистоту и жертвенность. Бескрайнее голубовато серое небо гармонирует с синим кружевом металлической ограды храма, за которой видны изогнутые в причудливом узоре ветви старого дерева. И там же, в небольшом прихрамовом пространстве мы видим у ограды фигурки прихожан, вышедших  из раскаленного тепла в небольшой скверик, наполненный весенней свежестью и  влагой. Картина пронизана особой душевностью и теплотой, в ней видится особая поэзия воскресной службы, венчающей недельный круг, благословляющей на новые труды. Критика «Степан Колесников принадлежит числу тех замечательных русских художников, которые вдруг расцветают, становятся популярны, ежегодно производят сотни картин, вызывают подражания и подделки, становятся “своими” в самом маленьком собрании картин… Степан Колесников с лирическим восторгом пишет южнорусский чернозем. Он поэт донских, подольских, екатеринославских, херсонских и таврических полей. Никто до него с такой грустью, неподдельной любовью и оригинальным мастерством не передавал серых, дождливых небес Полесья, склонившихся над березняками и болотистыми дорогами. Он поэт половодья, тающих снегов, тихих русских вод, русской распутицы и русской хаотической, но какой-то бодрой весны, каждый раз обещающей урожай», — писал художественный критик Иероним Ясинский. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 34  чел. Всего просмотров 1.3 млн. Всего записей 1129 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/voskresnaya-sluzhba...

Четырнадцатый день. Поучение 1-ое. Препод. Еллий монах. (О средствах борьбы с искушениями.) I. С ранней молодости возлюбил преподобный Еллий, память коего совершается ныне, строгую подвижническую жизнь. В отроческих летах он уже достиг такой святости, что удостоился чудодействующей благодати: брал, напр., горящие угли в одежду и, нисколько не вредя последней, приносил их к своему старцу наставнику. Вот этот-то Еллий однажды удалился в глухую пустыню для высших иноческих подвигов. Идет он, и ему вдруг запахло медом. «Вот с каким удовольствием поел бы я теперь меду», подсказывает ему страсть лакомства и чревоугодия. А тут вдруг в скале оказывается и мед. Что же преподобный? Он останавливается, раздумывает и наконец сам себя начинает укорять: «уйди от меня, прелестное вожделение; ибо написано в слове Божием: «духом ходите и похоти плотские не совершайте»«. И ушел из этого места преподобный, даже не прикоснувшись к найденному меду, – ушел в глубочайшую пустыню, чтобы алчбою еще больше смирить свою плоть. Чрез три недели после того, ходя по пустыне, он нашел на земле лежавшие прекрасные яблоки. Чувство сластолюбия опять пробудилось в преподобном. И теперь преподобный размышлением остановил это греховное чувство. «Не вкушу и не прикоснуся к этому плоду, сказал он сам себе; ибо написано: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих»«. За такую строгую бдительность над собою в продолжение четырех недельного скитания по пустыне преподобный Еллий удостоился наконец такого утешения: во время его легкой дремоты явился ему ангел Божий и сказал: «иди туда-то, и там ты найдешь для себя пищу; ею ты нисколько не сумняся можешь воспользоваться во славу Божию и укрепишься». Еллий проснулся и в указанном месте действительно нашел источник ключевой воды и какие-то пахучия зелия, вокруг его растущия, очень вкусныя. Преподобный подкрепил себя указанною ему пищею и питием с таким духовным веселием, как он сам говорил, которого никак не мог передать братии, когда они об этом его спрашивали.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Из-за постоянного использования за богослужением Триоди ту часть года, к-рая содержит памяти и праздники Г. п. б. к., называют также «периодом пения Триоди» в отличие от «периода пения Октоиха» - всего остального времени года ( Розанов. Устав. С. 10). Устав богослужения Г. п. б. к. описывается в 2 главах Типикона - 49-й (для Триоди Постной) и 50-й (для Триоди Цветной). 51-я глава содержит устав апостольского (Петрова) поста, начинающегося сразу после Недели всех святых. Господские праздники в составе Г. п. б. к. Основную структуру Г. п. б. к. формируют неск. важнейших в году Господских праздников . Главный из них - Пасха, «праздников праздник»; вслед за ней по значимости идут 3 двунадесятых Господских праздника Г. п. б. к.: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Пятидесятница (называемая также Троицей, воспоминание Сошествия Св. Духа). К Господским двунадесятым праздникам примыкает неделя Антипасхи , к-рая хотя и не относится формально к двунадесятым праздникам, но близка к ним по своему уставу. Также к Господским праздникам Г. п. б. к. относится Преполовение Пятидесятницы (уставные особенности его богослужения позволяют отнести Преполовение к средним или даже к малым праздникам, тем не менее Преполовение имеет 7-дневное попразднство с отданием), а в широком смысле - все воскресенья Г. п. б. к. Воскресные дни Г. п. б. к. являются важнейшим элементом его структуры. Тема, заданная в богослужении того или иного воскресенья, часто становится темой всей следующей седмицы. Среди недельных памятей Г. п. б. к. можно выделить 3 основные категории. К 1-й принадлежат недели, темы богослужения к-рых связаны с евангельскими чтениями воскресной литургии. В Г. п. б. к. 6 таких недель, 3 до Пасхи: Мытаря и фарисея неделя (литургийное Евангелие: Лк 18. 10-14), Блудного сына неделя (литургийное Евангелие: Лк 15. 11-32), Мясопустная неделя , или Неделя о Страшном Суде (литургийное Евангелие: Мф 25. 31-46) - и 3 после: Расслабленного неделя (литургийное Евангелие: Ин 5. 1-15), Самаряныни неделя (литургийное Евангелие: Ин 4. 5-42), Слепого неделя (литургийное Евангелие: Ин 9. 1-38).

http://pravenc.ru/text/165231.html

Очень близок к календарю Книги юбилеев календарь Книги Еноха. Он также имеет в виду солнечный год из 364 дней, делящийся на четыре сезона равной длины (91 день каждый). Кроме того, Книга Еноха приводит еще одну единицу отсчета – неделю. Солнце здесь также представлено как главное светило, регулирующее ход времени. Подробно рассматривается как солнце, в течение года, последовательно проходит двенадцать небесных ворот, символизирующих круг Зодиака. В то же время, Книга Еноха пытается установить соответствие между движением солнца и луны. Поэтому, наряду с движением солнца, приводится описание движения луны и смены сезонов (11, гл LXXII; 55, стр. 140). Реконструкция календаря, предпринятая Жобер, подтверждается, по мнению Милика, данными рукописей из четвертой пещеры, которые оказались фрагментами списков жреческих очередей службы при храме. Милик представляет эти списки как попытку сектантов синхронизировать три календаря: религиозный календарь общины, официальный лунно-солнечный календарь и жреческий недельный список (mišmrt) (167, стр. 24–25; 164, стр. 73). В качестве примера синхронизации Милик приводит один из неопубликованных текстов: «Пятница (в неделю) Ieizqiel 29-й (день) – 22-е одиннадцатого месяца». Он разъясняет его следующим образом: « 22-е одиннадцатого месяца (первого года религиозного календаря), который падает на пятницу недели (службы) Ieizqiel, соответствует 29-му (последнему) дню одиннадцатого месяца (šba ) лунного календаря». Как отмечает Талмон (194), список жреческих очередей не может рассматриваться как нововведение секты, поскольку он существует в библейской традиции. Согласно I Книге хроник (XXIV, 1–19), существовали 24 жреческие очереди, которые менялись в течение года через каждую неделю. Новшество же его в Кумране заключается в числе очередей и в счете очереди каждой службы. Так, в свитке «Войны сынов света с сынами тьмы», упоминается 26 глав священнических смен, которые сменялись в течение 26 недель, т. е. полугодия, так как год кумранского календаря состоял из 52 недель (1 QM II, 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010