Церковное богослужение формально подразделяется на суточное, седмичное (т.е. недельное) и годичное. Причем полный цикл каждого вида богослужения составляет т.н. круг. Это можно изобразить и в виде таблицы: Суточный круг Неизменяемые суточные службы:вечерня, утреня, часы освящают отдельные части дня. Материал, в основном, библейский: псалмы,прокимны, каноны ИХ и БМ. Главная книга: «Часослов» (Савва Освящ.) «Псалтирь следованная» Седмичный круг Каждый день седмицы имеет свою литургическую тему, которая выражается в ряде песнопений, распределенных по 8-ми гласам. Материал гимнографический:Стихиры на «Господи воззвах» стихиры утрени, воскресные каноны и светильны. Главная книга: «Октоих» (Иоанн Дамаскин) Неподвижный круг Неподвижные праздники, посты и дни святых. Тропари, кондаки, службы святым. Главные книги: «Минеи» Подвижный круг Подвижные праздники и службы Великого Поста 18 нед.=10 нед. Поста 8 нед. до 50-цы 17 седм=10 с.Поста 7 седм Службы Поста(«Октоих» оставляется), Пасхи и послепасхальные. Главные книги: «Триодь» (Постная и Цветная) Разумеется, вы понимаете, что это подразделение совершенно формальное и в реальности не существует. В реальности каждый вид богослужения совершается не отдельно и независимо от другого, а совместно с другим, одновременно с ним. Т.е. материал седмичного и годичного кругов включается в структуру суточного круга. Ко всем службам суточного круга присоединяются службы седмичные и годичные. Следовательно, в основе всего богослужения лежит суточный круг а в его основе – Литургия. вечернее утреннее дневное Полунощница Вечерня Утреня Повечерие Литургия Центр же всего – Евхаристия. И этот центр неподвижен! 3. Освящение Времени Итак, все литургическое время вращается вокруг Евхаристии. Сама же Евхаристия изъята из времени и времени не принадлежит. Ибо она есть явление Христа, приходящего из-за времени. Это есть разрыв во времени. Это парадоксальное «повторение неповторимого» (Голгофской жертвы) каждый раз единственно и уникально. Спрашивается, как же вневременное может быть центром времени ? А литургически и исторически это именно так! И мало того:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Какие службы есть в Церкви и что они означают? 3 мин., 30.06.2019 Поделиться Содержание Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день. 01 Что такое богослужебный круг? Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям. 02 Какие службы входят в суточный круг? В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке. 03 Вечерня Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом. 04 Утреня Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день. 05 Всенощное бдение Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

http://foma.ru/kakie-sluzhby-est-v-czerk...

Церковное богослужение формально подразделяется на суточное, седмичное (т.е. недельное) и годичное. Причем полный цикл каждого вида богослужения составляет т.н. круг. Это можно изобразить и в виде таблицы:   Суточный круг Неизменяемые суточные службы: вечерня, утреня, часы освящают отдельные части дня. Материал, в основном, библейский: псалмы, прокимны, каноны ИХ и БМ. Главная книга: " Часослов " (Савва Освящ.) " Псалтирь следованная " Седмичный круг Каждый день седмицы имеет свою литургическую тему, которая выражается в ряде песнопений, распределенных по 8-ми гласам. Материал гимнографический: Стихиры на " Господи воззвах " стихиры утрени, воскресные каноны и светильны. Главная книга: " Октоих " (Иоанн Дамаскин) Неподвижный круг Неподвижные праздники, посты и дни святых. Тропари, кондаки, службы святым. Главные книги: " Минеи " Подвижный круг Подвижные праздники и службы Великого Поста Службы Поста ( " Октоих " оставляется), Пасхи и послепасхальные. Главные книги: " Триодь " (Постная и Цветная) 18 нед.=10 нед. Поста + 8 нед. до 50-цы 17 седм=10 с.Поста + 7 седм   Разумеется, вы понимаете, что это подразделение совершенно формальное и в реальности не существует. В реальности каждый вид богослужения совершается не отдельно и независимо от другого, а совместно с другим, одновременно с ним. Т.е. материал седмичного и годичного кругов включается в структуру суточного круга. Ко всем службам суточного круга присоединяются службы седмичные и годичные. Следовательно, в основе всего богослужения лежит суточный круг а в его основе — Литургия.   вечернее утреннее дневное Полунощница Вечерня Утреня Повечерие Литургия   Центр же всего — Евхаристия. И этот центр неподвижен!   3. Освящение Времени Итак, все литургическое время вращается вокруг Евхаристии. Сама же Евхаристия изъята из времени и времени не принадлежит. Ибо она есть явление Христа, приходящего из-за времени. Это есть разрыв во времени. Это парадоксальное " повторение неповторимого " (Голгофской жертвы) каждый раз единственно и уникально.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Уставом определены три " круга " богослужений: суточный, недельный и годовой. В суточный круг входят все богослужения, совершаемые в течение дня: вечерня, повечерие (великое или малое), полунощница, утреня, часы и литургия. Литургия является самым важным богослужением дня. На практике эти богослужения объединяются в две группы: вечернее " богослужение и утреннее. Обычно вечером совершаются богослужения " вечерни " , " утрени " и " первого часа " . Утром совершаются богослужения " третьего и шестого часов " и Божественная Литургия. Во время Великого Поста и в некоторые другие дни порядок богослужений несколько изменяется. Недельный круг богослужений определяет особенности богослужения каждого дня недели, так как каждый день недели посвящен какому-нибудь особому воспоминанию: воскресенье - Воскресению Христову; понедельник - Небесным Силам; вторник - Иоанну Крестителю и Пророкам; среда - Кресту в связи с покаянным воспоминанием о предательстве Иуды; четверг - Апостолам и Святителям (главным образом Святителю Николаю); пятница - Кресту в связи с Распятием Господа Иисуса Христа; суббота - Божьей Матери, а также всем святым и усопшим. Среда и Пятница в течение всего года (кроме " сплошных " и Пасхальной " седмиц " ) являются днями постными. Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, включая сюда все праздники и дни памяти святых. Главный христианский праздник года - Пасха, называемая Праздников Праздник, кроме которой существуют двенадцать великих праздников, посвященных Господу Иисусу Христу и Божьей Матери, которые называются " двунадесятыми " . Некоторые из этих праздников совершаются в определённые дни каждого месяца и называются " неподвижными " . Например, Рождество Христово, Благовещение и другие. Некоторые же праздники, " подвижные " , празднуются каждый год в другой день. Таковы Пасха и все зависящие от неё праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, День Святой Троицы - Пятидесятница. Самые большие праздники предваряются Постами. Вопрос: В чём же смысл общественных Уставных богослужений, почему они совершаются по сложной системе, регламентированной Уставом, каково их значение для духовной жизни христианина?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В суточный круг входят все богослужения, связанные с разными временами дня: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. В недельном круге каждый день недели посвящен особому воспоминанию: воскресенье – Воскресению Христову, понедельник – небесным духовным силам – ангелам, вторник – пророкам, среда – святому Кресту, четверг – апостолам и святителям–епископам, главным образом святителю Николаю, пятница – крестным страданиям Христа, суббота – Матери Божией и памяти о всех умерших. Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, и в него входят все праздники. Некоторые из этих праздников вспоминаются в определенный день определенного месяца. Эти праздники называются неподвижными. Таковы, например, Рождество Христово, Крещение, Благовещение, Преображение. Самый великий праздник – праздников праздник – в жизни Церкви – это Воскресение Христово, Пасха. Пасха с самых ранних веков христианства празднуется всегда в воскресенье – первое воскресенье после весеннего полнолуния, и поэтому календарная дата Пасхи меняется каждый год. Вместе с Пасхой меняются и дни воспоминаний о событиях, связанных с ней, – Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, Вознесение – на сороковой день и Пятидесятница – на пятидесятый день после Пасхи. Недаром на церковном языке говорят о кругах богослужений – суточном, недельном и годовом. Круг всегда являлся символом вечности, и если действительно жить церковной жизнью, то каждый час дня, каждый день недели, каждый праздник года делается для нас как бы точкой пересечения нашей личной, временной жизни и жизни вечной, жизни Божией. Я говорю здесь об этом порядке церковной жизни потому, что, вероятно, все мы, верующие родители, сознаем, что главная наша задача состоит в устроении, создании уклада нашей семейной жизни. Мы хотим, чтобы в нашей семейной жизни осуществлялся как можно полнее тот мир добра и любви, о котором мы молимся в молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое…». И мы хотим, чтобы время – те часы и минуты, и секунды, которые текут так безостановочно, – было действительно «Божиим временем», частью Божьей вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Богослужение в Православной Церкви Посредством богослужения христианин входит в таинственное общение со Своим Творцом через освящение времени и совершение Таинств, в первую очередь, главного из них – Таинства Евхаристии. Богослужение делится на три круга: суточный, недельный и годовой. Таинства стоят особняком, они выходят за рамки времени этого мира. 1. Суточный круг 1 Вечерня Время: вечер. Значение: благодарение Богу за проходящий день Виды: вседневная, великая (праздничная), малая. 2 Повечерие Время: после ужина. Значение: моление о прощении грехов, молитва перед сном. Виды: великое, малое. 3 Полунощница Время: полночь/любой час ночи до утра. Значение: воспоминание молитвы Христа в Гефсиманском саду, напоминание о Страшном суде. Виды: вседневная, субботняя, воскресная, пасхальная. 4 Утреня Время: утро. Значение: благодарение Богу за прошедшую ночь и молитвы о новом дне. Виды: вседневная, праздничная, пасхальная. 5 Первый час 123 Время: 6 часов утра Значение: молитва о наступившем дне, воспоминание изгнания Адама из рая и предстояния Христа на суде у Каиафы. Виды: вседневный, великопостный, царский, пасхальный. 6 Третий час Время: 9 часов утра. Значение: воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов. Виды: вседневный, великопостный, царский, пасхальный. 7 Шестой час Время: Полдень. Значение: воспоминание распятия Христа. Виды: вседневный, великопостный, царский, пасхальный. 8 Девятый час Время: 3 часа дня. Значение: воспоминание крестной смерти Христа. Виды: вседневный, великопостный, царский, пасхальный. Божественная Литургия Литургия находится вне времени, она не привязана к суточному кругу и может совершаться как утром, так и (в особых случаях) вечером. Время: может начинаться по-разному, обычно время начала варьируется от 7.00 до 10.00. Значение: совершение Таинства Евхаристии. Виды: Литургия Иоанна Златоуста , Василия Великого , Преждеосвященных Даров. 2. Недельный (седмичный) круг Каждый день седмицы посвящен событию священной истории или святому. 1. Воскресенье

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Между епископами и пресвитерами, – говорит святой Иоанн Златоуст , – нет большого различия, так как и пресвитерам предоставлено право учительства и церковного управления, и что сказано относительно епископов, то же самое применимо и к пресвитерам. Одно только право посвящения возвышает епископов над пресвитерами». (Настольная книга священнослужителя. Издание Московской Патриархии. Москва, 1983 г. Стр. 339). Нужно также добавить, что посвящение диакона и священника совершается одним епископом, посвящение же епископа должно совершаться не менее чем двумя, или более, епископами. Богослужения Вопрос: Что такое Богослужение? Ответ: Все священнодействия Церкви можно разделить на две группы: Уставные Богослужения и Таинства и обряды. Уставные Богослужения – это общественные Богослужения, порядок совершения которых определён Типиконом – Уставом (типос – тип, образ греческ .). Уставом определены три «круга» богослужений: суточный, недельный и годовой. В суточный круг входят все богослужения, совершаемые в течение дня: вечерня, повечерие (великое или малое), полунощница, утреня, часы и литургия. Литургия является самым важным богослужением дня. На практике эти богослужения объединяются в две группы: вечернее «богослужение и утреннее. Обычно вечером совершаются богослужения «вечерни», «утрени» и «первого часа». Утром совершаются богослужения «третьего и шестого часов» и Божественная Литургия. Во время Великого Поста и в некоторые другие дни порядок богослужений несколько изменяется. Недельный круг богослужений определяет особенности богослужения каждого дня недели, так как каждый день недели посвящен какому-нибудь особому воспоминанию: воскресенье – Воскресению Христову; понедельник – Небесным Силам; вторник – Иоанну Крестителю и Пророкам; среда – Кресту в связи с покаянным воспоминанием о предательстве Иуды; четверг – Апостолам и Святителям (главным образом Святителю Николаю); пятница – Кресту в связи с Распятием Господа Иисуса Христа; суббота – Божьей Матери, а также всем святым и усопшим. Среда и Пятница в течение всего года (кроме «сплошных» и Пасхальной «седмиц») являются днями постными.

http://azbyka.ru/katehizacija/vocerkovle...

Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром. Христианский мир в первой половине XI beka. События 1053-1054 г. Введение в литургику Богослужение. Понятие о богослужении. Суточный круг богослужения, его смысл. Недельный круг богослужения. Годовой круг богослужения. Храм и его устройство. Общество верующих людей, объединенных Духом святым. Глава Церкви и Предстоятель. Архитектура Церкви. Внешняя форма (крест, круг, корабль). Внутренние части (Алтарь, средняя часть, притвор). Убранство храма (Экскурсия в храм). Церковная иерархия. Диакон. Священник. Епископ. Подготовка к священническому сану. Хиротония. Значение священника в приходской общине. Церковные сосуды и утварь. Потир. Дискос. Подсвечники. Свечи. Кадило. Елей. Священнослужители и их священные одежды (облачения). Цвета облачения и названия облачения, их символическое значение. Молитва – общение с Богом. Виды молитвы: прошение, благодарение, славословие. Молитва – церковное богослужение. Евхаристия – основа церковной жизни. Понятие о Евхаристии. Различная терминология и ее объяснение – евхаристия, литургия, причащение, анафора, евхаристический канон. Евангельское установление Таинства Евхаристии. Значение Евхаристии в жизни христианина в свете православного учения о спасении. Значение и место Литургии в православной церковно-приходской жизни. Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Крещение. Миропомазание. Таинство Исповеди. Подготовка к таинству. Значение таинства Исповеди. Елеосвящение. Брак. Священство. Нравственное богословие Предмет христианского нравоучения. Цель нравственного богословия. Что такое христианская нравственность? Значение и важность нравственного богословия. Религия и нравственность. Отношение нравственного богословия к богословию догматическому. Отношение нравственного богословия к нравственной философии. Первозданное состояние человека. Творение человека. Трехсоставная природа человека: дух, душа, тело. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека: по отношению к Богу; по отношению к самому себе; по отношению к безличному творению. Состояние человека до грехопадения. Грехопадение прародителей. Сущность грехопадения. Последствия грехопадения. Первородный грех.

http://azbyka.ru/katehizacija/prilozheni...

Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром. Христианский мир в первой половине XI века. События 1053–1054 г. Введение в литургику Богослужение. Понятие о богослужении. Суточный круг богослужения, его смысл. Недельный круг богослужения. Годовой круг богослужения. Храм и его устройство. Общество верующих людей, объединенных Духом святым. Глава Церкви и Предстоятель. Архитектура Церкви. Внешняя форма (крест, круг, корабль). Внутренние части (Алтарь, средняя часть, притвор). Убранство храма (Экскурсия в храм). Церковная иерархия. Диакон. Священник. Епископ. Подготовка к священническому сану. Хиротония. Значение священника в приходской общине. Церковные сосуды и утварь. Потир. Дискос. Подсвечники. Свечи. Кадило. Елей. Священнослужители и их священные одежды (облачения). Цвета облачения и названия облачения, их символическое значение. Молитва – общение с Богом. Виды молитвы: прошение, благодарение, славословие. Молитва – церковное богослужение. Евхаристия – основа церковной жизни. Понятие о Евхаристии. Различная терминология и ее объяснение – евхаристия, литургия, причащение, анафора, евхаристический канон. Евангельское установление Таинства Евхаристии. Значение Евхаристии в жизни христианина в свете православного учения о спасении. Значение и место Литургии в православной церковно-приходской жизни. Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Крещение. Миропомазание. Таинство Исповеди. Подготовка к таинству. Значение таинства Исповеди. Елеосвящение. Брак. Священство. Нравственное богословие Предмет христианского нравоучения. Цель нравственного богословия. Что такое христианская нравственность? Значение и важность нравственного богословия. Религия и нравственность. Отношение нравственного богословия к богословию догматическому. Отношение нравственного богословия к нравственной философии. Первозданное состояние человека. Творение человека. Трехсоставная природа человека: дух, душа, тело. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека: по отношению к Богу; по отношению к самому себе; по отношению к безличному творению. Состояние человека до грехопадения. Грехопадение прародителей. Сущность грехопадения. Последствия грехопадения. Первородный грех.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tser...

Православное богослужение В таинстве крещения мы входим в Церковную ограду, становимся членами Церкви. Общение со Христом в Церкви совершается не только в форме молитвы, но и в тех видимых действиях – таинствах и обрядах, которые совершаются священнослужителями при участии верующих. Суточный и недельный круги. Богослужения. Требы. В чём заключается молитвенная жизнь Церкви? Молитвой Церковь освящает каждый день нашей жизни, каждую часть дня. Молитвой отмечает она и все события, которые мы вспоминаем в течение года. Мы называем Церковь Телом Христовым и в жизни этого тела есть свой определенный ход и порядок, выражающийся в богослужениях, в смене праздников и постов, в чередовании радостного и покаянного настроения. Постараемся лучше понять этот ход церковной жизни, чтобы лучше и сознательнее в нём участвовать. В церковном богослужении можно заметить три круга: суточный, недельный и годовой. В суточный круг входят все богослужения, совершаемые в течение одного дня: вечерня, повечерие (великое и малое), полунощница, утреня, часы и литургия. Из этих богослужений самое основное и важное в нашей жизни – литургия, во время которой совершается Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, которых мы причащаемся. Таинство причащения – есть главное таинство Церкви. Без этого таинства нет и Церкви. Господь Иисус Христос так возлюбил людей, что принёс Тело и Кровь Свою в жертву за нас и этим победил всякий грех, всякую немощь и даже смерть. Этой любовью существует Церковь , и эту любовь принимаем мы в себя, когда причащаемся Святых Тайн. Мы входим в Церковь , в союз церковный не для того только, чтобы продолжать жить вместе в дружбе и любви и после смерти, и после нашего воскресения, всегда и во веки. Господь принёс Себя в жертву на кресте, не умер навсегда, а воскрес, и причащаясь, мы соединимся с Воскресшим Господом, который есть сама Жизнь и Любовь . Литургия носит различные названия. Первое название – «литургия» греческое и означает «общественная служба». Литургия также называется Евхаристией, что значит «благодарение». В западной церкви она называется «мессой».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010