Зерном, из которого развилась служба Утрени, был утренний псалом 62 136 . Другие же сопроводительные псалмы были различные и в различном количестве: 18, 20 (и даже более 50), другие держались числа 12, которое считалось более авторитетным. Молитвы, как и на Вечерне, чередовались с псалмами. (Здесь и лежит начало современных вечерних и утренних молитв, читаемых ныне тайно священником). Исполнение псалмов было песенное. Псалмы исполнялись не подряд, а с известными промежутками, и замыкались Чтениями (во время которых сидели). В течение недели прочитывалась вся псалтирь. Вследствие многократно продолжавшегося исполнения псалтири за повседневным богослужением выработался постепенно и определенный порядок, чтобы в известный день и за известной службой в течение недели читались определенные псалмы. Так возникли деления псалтири на кафизмы. И так как недельно-седмичный круг начинался с воскресной Вечерни, то и укоренился обычай исполнения в начале ее 1 и 2 пс. входящих в состав первой кафизмы. В промежутках между переменяющимися псалмами полагались Чтения из Ветхого и Нового Завета, поучения и сказания о святых (определить с точностью положение их в составе Утрени невозможно по недостатку точных сведений и по разнообразию практики). В то время, как Вечерня и Утреня складывались и отливались в форму в. близкую к современной, – оформлялась и Всенощная. Всенощные называли в начале словом γρυπνα (т.е. «неусыпныйщая», бессонная служба) и vigilia, т.е. бодрствующая служба и «панихида» (всенощная). Эти Вигилии и Панихиды совершались под воскресенья, накануне больших праздников, в дни памяти мучеников, а также в дни освящения храмов. Вигилии обнимали вечернюю, ночную и утреннюю службу, между которыми допускался более или менее краткий перерыв (для ужина). Составом же своим Вигилии ничем не отличались существенно от обыкновенных служб, которые в него входили, но они отличались лишь только количеством составных частей. Чтобы растянуть службу на целую ночь, нужно было ввести большее число псалмов, чтений из Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Созерцание неба открывает величие благости Божией и премудрости Творца. В Книге Иова Бог, обращаясь к благочестивому праведнику, в громе и в облаке говорит ему: «Отвечай Мне, когда Я основал Землю, кто положил меры ее?» ( Иов.38:5 ). Земля имеет форму шара ( 3Ездр.11:32 ), определенный размер и вес. Если бы вес Земли был меньшим, то она во время вращения уходила бы далеко от Солнца; а если бы вес был больше, то она во время вращения приближалась бы к Солнцу и обычная жизнь была бы невозможна в таких случаях на нашей планете. Еще Господь спрашивает Иова: Разумел же ли еси соуз плиад, и ограждение орионово отверзл ли еси? (Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?) ( Иов.38:31 ). Узел Хима – цепи плеяд (Стожары, Васосожары) в созвездии Тельца, которые имеют свойства держаться как бы друг за друга при больших скоростях. «Кто может, – спрашивает Бог Иова, – иной, кроме Творца мира, завязывать подобные планетные узлы?» Созвездие Ориона изумительно по красоте. Спутники Юпитера вращаются в направлении, обратном направлению его движения. А один из спутников Сатурна вращается перпендикулярно оси вращения. И многое, многое спрашивал Бог Иова, но кто разумеет ум Господень? Мы славим Бога – Он подает на землю и дождь, и росу, дает человеку плоды земные, воду, воздух и самое дорогое – усыновление, пасхальную радость, жизнь вечную – Ему слава во веки веков. §3. Полярная звезда почти не меняет своего положения относительно горизонта. Все звезды описывают в течение суток полный круг с центром вблизи Полярной звезды. Общий центр этих дуг с древних времен назвали Северным полюсом мира. Диаметрально противоположная ему точка называется Южным полюсом мира. Ось мира параллельна оси вращения Земли. Годичный путь Солнца по небесной сфере называется эклиптикой. Перемещаясь по эклиптике, Солнце пересекает дважды небесный экватор в равноденственных точках – 21 марта и 23 сентября. Угол между плоскостью эклиптики и плоскостью экватора равен 23 градусам 27 минутам. Астрономы разделили весь небосвод на 88 созвездий. Каждое из них имеет свое наименование. Солнце проходит через 13 созвездий, пересекая их по эклиптике. Астрономы же путь Солнца разделили на 12 частей. Были зафиксированы даты нахождения Солнца в любой точке эклиптики. Поскольку при недельном отсчете времени для учета каждого дня и события, отмеченного на эклиптике градусами координат, и вследствие меняющегося взаимного расположения полюсов мира и полюсов эклиптики, точки равноденствия, продолжительность дня и ночи, равноденствия, время полнолуния – очень существенны для определения дня Пасхи. Каждое событие в жизни вселенной, Церкви, каждого человека можно отметить на небесной эклиптике.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В общей структуре академического богословского образования как ветхозаветный, так и новозаветный материал кроме изложения собственно предмета использовался прежде всего во «введении в круг богословских наук» - при изложении общего понятия о религии и при сравнительном обзоре религий (тема «О религии ветхозаветной и новозаветной»). Специально же излагаемые библиологические предметы, согласно всем академическим уставам, разделялись на общеобязательные (или общеобразовательные) и преподаваемые по отд-ниям, в т. н. параллельных классах или группах. Так, к общеобразовательным относились Свящ. Писание ВЗ и НЗ. В период действия устава 1869 г. по ВЗ, имея 3 часовых лекции в неделю, еп. Филарет (Филаретов) и еп. Михаил (Лузин) читали студентам 1-го и 2-го курса соответственно «Общее введение» (сведения о происхождении библейских книг, историю канона и текста, переводов и изданий, начала ветхозаветной критики и толкования) и «Частное историческое и историко-критическое введение» во все ветхозаветные книги (по годам чередовались, как и прежде у еп. Филарета, книги исторические с учительными и пророческими). По НЗ проф. Сольский для студентов 3-го курса 4 ч. в неделю также читал «Общее введение» (понятие о науке, историю происхождения новозаветной письменности, о языке новозаветных текстов, об их богодухновенности) и «Частное историко-критическое и экзегетическое введение» во все новозаветные книги (историю канона НЗ, обозрение Четвероевангелия, Деяний и Посланий апостолов, Апокалипсиса). По уставу 1884 г. ВЗ и НЗ оставались общеобязательными предметами. По офиц. отчетам, недельная нагрузка по этим предметам состояла из «четырех лекций или не менее трех»; она варьировалась в зависимости от статуса преподавателя: доценты имели 3 ч., а профессора - 4 ч. в неделю. Как типичную можно рассматривать структуру курсов, сложившуюся в 80-90-х гг. Из ВЗ, долгое время преподаваемого доц. Царевским, затем с 1892 г. Рыбинским, на 1-м курсе излагалось историко-критическое введение в ВЗ. Оно делилось на «общее» (происхождение, собирание в канон, история толкований) и «специальное» (к каждой группе книг: законодательным, историческим, учительным). На 2-м курсе читалось историко-экзегетическое введение к пророческим книгам. Эти курсы были стандартизированы; в отдельные годы возможны были незначительные модификации. Напр., на 1-м курсе могли преподавать «Специальное введение» к историческим книгам и Пятикнижию «с разбором замечаний отрицательной критики»; на 2-м курсе излагалось содержание и толкование великих и малых пророков, к-рому предшествовали «предварительные сведения о пророках и пророческом служении».

http://pravenc.ru/text/1684525.html

– Принимая во внимание, что современное положение Православной Церкви в России, обуреваемой иноверием, инославием, сектами, расколом, неверием и социализмом, требует высшаго напряжения миссионерских сил Церкви и самаго широкаго развития и укрепления специальных миссий, что закрытие епархиальными съездами должностей уездных и епархиальных миссионеров, кроме нанесения интересам Церкви огромнаго вреда, является противозаконным, так как должности уездных и епархиальных миссионеров учреждены Св. Синодом, при чем уездные миссионеры назначаются и увольняются епархиальными преосвященными, а епархиальные миссионеры утверждаются и увольняются самим Св. Синодом, – просить Св. Синод особым определением объявить, что назначение и увольнение епархиальных и уездных миссионеров, как равно и закрытие должностей этих миссионеров не входят в круг дел, подлежащих ведению епархиальных съездов клира и мирян» с. 66]. Как видим, негативное отношение к миссионерам и их трудам, подогреваемое антицерковными силами, в ряде случаев перешло из полемической в практическую плоскость, что вынудило дать резкий отпор произволу на местах. В тот же день Съезд одобрил текст отзыва, подготовленного 6-ой секцией, на постановление Временного Правительства и циркуляр Училищного Совета при Св. Синоде от 19 июля 1917 г., в котором признал «постановление Временнаго Правительства актом вопиющей несправедливости по отношению к Церкви, а циркуляр Училищнаго Совета – глубоко прискорбным показателем продолжающегося государственнаго засилья в Церкви» с. 66]; 7-я секция внесла доклад «о преподавании миссионерских наук в православной богословской школе». По докладу было принято развернутое решение с. 67–68], основные пункты которого приведем в тезисном изложении (с использованием кратких цитат из текста документа): 1) изучение и преподавание в духовных школах наук, связанных с ведением миссии должно быть организовано «возможно широко и обстоятельно – соответственно требованиям современной науки и церковной жизни». Для чего полагалось учреждение «самостоятельных кафедр миссионерских наук» и устанавливался недельный объем академических часов занятий, со специализацией в зависимости от состояния миссионерского поля епархии;

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

(96) Вопрос. Что означает, что светила будут в знамения, во времена, в дни, в годы? Неужто это то, о чем говорят некоторые, что стихии знаменуют на человеческое рождение? Ответ. Они почитают звезды суемысленно, что приписывают им свое рождение. Ведь не годится, исходя из расположения звезд, знаменовать что–либо о человеческой жизни. Свидетельствует пророк Исайя, когда говорит: «Да поднимутся звездочеты, смотрящие на звезды, и провозгласят то, что будет, и мало они узнают». Наши греческие месяцы последовали только безумию. (97) Вопрос. Что, как ты думаешь, означает «время», «знамение» и «год»? На какое различие указывает Писание, когда говорит: «Да будут в знамения, во времена, в дни, в годы»? Ответ. Одно — это время, а другое — год. Одно знаменует продолжительность, а другое — благой момент. Мы не говорим, что «настал год жатвы» или "  — сбора винограда», но «время». Не говорим «год жениться», но время. Об этом учит премудрый Соломон. Звезды знаменуют вот что: Плеяды — начала жатвы. И для мореплавателей запад напротив них. Когда сеять, а когда собирать по нивам семена. А когда с ходом дней наступает воскресенье, то его называют днем покоя. Ибо всякий праздник несет покой от трудов. Иудеи называют праздник субботой. По недельному кругу празднуется она трояким образом за год. Кроме многократной Господской субботы — день субботний, ядение опресноков, также пятидесятый день, также почтение Кущ: даже если этот день по ходу времени и окажется вне Господской субботы, это будет у них праздник, и они назовут этот день субботой. Об этом сказал великий Матфей: «В первую после субботы», называя так день, который после Господской субботы. День этот ради праздника упраздняем. Месяцы создает луна, года — солнце; первая — от хода дня становясь исполнена света, когда солнце обходит землю, месяц, поднимаясь с того же востока, хранит перемену. Так получаются и равноденствия осенью и весной. (98) Вопрос. Небо — это круг или полукруг] Солнце катится по земле, или его ход по небу прекращается?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

" Вот и я, — сказал он, — употребляю, как ты знаешь, один ячмень, но вчера, почувствовав какую-то слабость, попросил своего послушника принести немного хлеба. Рассуждал же я так: если я умру, то должен буду отдать отчет праведному Судии за свою смерть — что я избежал подвигов и уклонился от трудов своего служения, что мне можно было малым количеством пищи предупредить смерть и остаться в живых, дабы трудиться и собирать от трудов неземное богатство, но я предпочел голодную смерть любомудрен–ной жизни. Устрашенный этим и желая избежать укоризны совести, я и повелел поискать хлеб, а когда его принесли, то съел. И тебя прошу, чтобы ты приносила мне в дальнейшем не ячмень, но хлеб " . Итак, от неложного языка старца мы слышали, что он сорок пять лет питался ячменём. Отсюда очевидно, сколь строгим и трудолюбивым подвижником был этот муж. 4. Чистоту и простоту его нравов мы покажем на другом примере. Когда великий Флавиан был поставлен пасти Божие стадо, он узнал о добродетели этого мужа — ибо имя его было у всех на устах — и вызвал его с горней вершины якобы по поводу поступившей на него жалобы. Когда же Македонии пришел, то перед началом таинственного Священнодействия Флавиан подвёл его к алтарю и присоединил к священническому чину. Когда Литургия завершилась, кто-то объяснил ему это — ибо Македонии был в полном неведении относительно происшедшего, — то старец сначала стал браниться и разить всех присутствующих гневными словами, а затем схватил посох (ибо вследствие старости он обычно ходил с ним) и погнался за самим архиереем и за всеми, кто там был, так как он решил, что хиротония лишила его горней вершины и вожделенного образа жизни. Гнев его тогда едва смогли укротить некоторые из друзей. Когда же совершился недельный круг и вновь наступил воскресный день, великий Флавиан вновь послал за Македонием, прося старца присоединиться к ним в этот праздничный день. Он же ответил посланным: " Разве вам не достаточно того, что уже случилось, и вы снова хотите сделать меня священником? " Хотя они и говорили, что одного и того же человека нельзя дважды рукоположить, но он не внял их речам и не пришел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Недаром на церковном языке говорят о кругах богослужений — суточном, недельном и годовом. Круг всегда являлся символом вечности, и если действительно жить церковной жизнью, то каждый час дня, каждый день недели, каждый праздник года делается для нас как бы точкой пересечения нашей личной, временной жизни и жизни вечной, жизни Божией. Я говорю здесь об этом порядке церковной жизни потому, что, вероятно, все мы, верующие родители, сознаем, что главная наша задача состоит в устроении, создании уклада нашей семейной жизни. Мы хотим, чтобы в нашей семейной жизни осуществлялся как можно полнее тот мир добра и любви, о котором мы молимся в молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое…». И мы хотим, чтобы время — те часы и минуты, и секунды, которые текут так безостановочно, — было действительно «Божиим временем», частью Божьей вечности. Освящение времени церковной молитвой помогает в этом. Христианское понимание времени — не единственная наша забота в устройстве уклада семейной жизни, я бы даже сказала, что это и не самое главное. Мы верим, что счастье или несчастье состоит не в здоровье или болезни, не в обеспеченности или бедности, не в благополучии или беде, но в отношениях, которые связывают между собой членов семьи. В простых ежедневных, постоянных отношениях заключается самая суть нашего труда искания Царства Божия и приближения к Богу. Путь любви к Богу и путь любви к окружающим, в конце концов, один путь. В отношениях друг ко другу родителей, их отношении к каждому из детей, отношении детей к родителям, к братьям и сестрам, в отношении к дедушке, бабушке и другим родным должны быть искренность, правдивость, теплота, доверие. И этим создается и развивается личность каждого члена семьи. Очень важно также и общее отношение семьи к окружающему миру. Семья не живет сама в себе, только своими ценностями, своими внутренними переживаниями. Семья — часть окружающего ее мира, часть народа, живая часть Церкви. Есть какое–то общее семейное миросозерцание, которое накладывает свой отпечаток на всех членов семьи: интерес к окружающему миру, сочувствие и сострадание, чувство ответственности, доверие, готовность делиться своим достоянием, гостеприимство. И все это воспитывается не на словах, не в теории, а в конкретной, реальной жизни, в порядке дня, в будничном труде, в радостных праздниках, во всем, что мы сами делаем, в обязанностях, которые мы несем. Гостеприимство, например, требует от нас не просто признания того, что хорошо быть гостеприимным. Надо развить в себе способность уделять гостю внимание и время, готовность оторваться от своего дела, нужно уметь создать дружелюбную атмосферу… Нужно, в конце концов, и уметь угостить, и потом прибрать и вымыть посуду. И для воспитания гостеприимства и всех других качеств, которые мы, родители, хотим воспитать в наших детях, мы должны создавать определенный семейный уклад жизни. В этом семейном укладе должны объединятся и память о прошлом, и подготовка к будущему, и усилие труда, и радость праздника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

d) В 12 недель (92 дня, 3 месяца) ребенок имеет уже все органы полностью сформированными, у него уже есть даже отпечатки пальцев! Остается только развитие! Трехмесячный зародыш находится уже на таком уровне развития, что поворачивает голову, делает движения, гримасничает, сжимает кулачок, находит рот и сосет палец! 2. Эти наблюдения подтверждают и работы врачей-акушеров супругов Вильке. Они в своем исследовании, иллюстрируемом 30-тью цветными слайдами, доказывают с помощью чисто медицинских аргументов, что аборт — это убийство умышленное, что с научной точки зрения — невозможно обосновать серьезно существование некой «волшебной минуты», до которой зародыш есть кусок мяса, а после нее становится уже ребенком, человеком. 3. Особый интерес представляет описание аборта 8-ми недельного зародыша (2х месяцев), сделанное врачом Паулем Рокваллом (Нью-Йорк, США): «14 лет назад я прописал пациентке анестезирующее средство от внематочной беременности. Зародышу было 2 месяца. Я взял в руки плаценту. И увидел самое маленькое человеческое тело, к которому когда-либо прикасался человек. В жидкости пузыря довольно быстро плавало микроскопическое человеческое существо мужского пола, 1,5 дюйма длиной. Этот микроскопический человек был полностью сформирован, с длинными конусообразными пальцами. Кожа его была почти прозрачная, а на кончиках пальцев легко различались тонкие артерии и вены. Младенец выказывал активность. Он плавал со скоростью один круг в секунду, как настоящий пловец. Когда плацента разорвалась, микроскопический человечек лишился жизни и приобрел знакомый внешний вид зародыша этого возраста, с несгибаемыми конечностями… Мне казалось, что я видел перед собой мертвым зрелого человека». 4. Известный французский профессор, специалист в области клеточной генетики Парижского Университета Иероним Лежен пишет: «Как все ученые, которые беспристрастно наблюдают биологические явления, я считаю, что человеческое существо начинает свою жизнь с момента оплодотворения. А это значит, что преднамеренное уничтожение зародыша любого возраста равносильно убийству человеческого существа».

http://azbyka.ru/zdorovie/aborty-mitr-me...

Богослужебные циклы    Одна из главных отличительных черт византийской богослужебной традиции — изобилие и разнообразие гимнографических текстов, отмечающих различные циклы богослужебного года. Специальные богослужебные книги содержат песнопения для каждого из главных циклов. Суточный круг включает богослужения Вечерни (σπερινς), Повечерия (απδειπνον), Полунощницы (μεσονυκτικν), Утрени (ορθρος) и четырех канонических Часов т. е. богослужений, которые должны совершаться в Первый (6 утра), Третий (9 утра), Шестой (12.00) и Девятый (3 пополудни) часы. Богослужебная книга, покрывающая суточный круг, называется Часослов (ρολγιον). Пасхальный круг сосредоточен вокруг «Праздника праздников», т. е. празднования Воскресения Христова; он включает период Великого поста, предваряемого тремя подготовительными воскресеньями («Неделями»), и пятьдесят дней, следующих за днем Пасхи. Песнопения периода поста содержатся в Триоди (Трипеснец), а песнопения пасхальных дней — в Цветной триоди (Πεντηκοσταριον). Недельный круг — это продолжение пасхального цикла, находящегося в Постной и Цветной триодях; каждое воскресенье после Пятидесятницы (пятьдесят дней после Пасхи) имеет свой особый музыкальный тон, или глас, в соответствии с которым поются все песнопения этой недели. Всего таких гласов восемь, их сочинение традиционно приписывается св. Иоанну Дамаскину (VIII в.). Каждая неделя сосредоточена вокруг воскресенья, дня Христова Воскресения.    Пасхальный и недельный циклы — это отчетливая доминанта в богослужениях всего года, что указывает на абсолютную центральность Воскресения в восточном понимании христианского благовестил. Дата празднования Пасхи, как было определено на Никейском соборе (325), — это первое воскресенье после первого полнолуния от весеннего равноденствия. Различия между Востоком и Западом в вычислении даты Пасхи объясняются тем, что Православная Церковь пользуется Юлианским календарем для определения даты равноденствия (отсюда задержка на 13 дней), а также тем, что, согласно традиции, Пасха должна следовать за иудейской Пасхой, т. е. она не может ей предшествовать или с ней совпадать. Годовой богослужебный круг включает песнопения для каждого из 366 дней календаря, с его праздниками и ежедневным воспоминанием святых. Она находятся в 12 томах Миней (Μηναον, Месяцеслов).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Одна из главных отличительных черт византийской богослужебной традиции – изобилие и разнообразие гимнографических текстов, отмечающих различные циклы богослужебного года. Специальные богослужебные книги содержат песнопения для каждого из главных циклов. Суточный круг включает богослужения Вечерни ( σπερινς), Повечерия ( πδειπνον), Полунощницы ( μεσονυκτικν), Утрени ( ορθρος) и четырех канонических Часов т. е. богослужений, которые должны совершаться в Первый (6 утра), Третий (9 утра), Шестой (12.00) и Девятый (3 пополудни) часы. Богослужебная книга, покрывающая суточный круг, называется Часослов ( ρολγιον). Пасхальный круг сосредоточен вокруг «Праздника праздников», т. е. празднования Воскресения Христова; он включает период Великого поста, предваряемого тремя подготовительными воскресеньями («Неделями»), и пятьдесят дней, следующих за днем Пасхи. Песнопения периода поста содержатся в Триоди (Трипеснец), а песнопения пасхальных дней – в Цветной триоди ( Πεντηκοστριον). Недельный круг – это продолжение пасхального цикла, находящегося в Постной и Цветной триодях; каждое воскресенье после Пятидесятницы (пятьдесят дней после Пасхи) имеет свой особый музыкальный тон, или глас, в соответствии с которым поются все песнопения этой недели. Всего таких гласов восемь, их сочинение традиционно приписывается св. Иоанну Дамаскину (VIII в.). Каждая неделя сосредоточена вокруг воскресенья, дня Христова Воскресения. Пасхальный и недельный циклы – это отчетливая доминанта в богослужениях всего года, что указывает на абсолютную центральность Воскресения в восточном понимании христианского благовестил. Дата празднования Пасхи, как было определено на Никейском соборе (325), – это первое воскресенье после первого полнолуния от весеннего равноденствия. Различия между Востоком и Западом в вычислении даты Пасхи объясняются тем, что Православная Церковь пользуется Юлианским календарем для определения даты равноденствия (отсюда задержка на 13 дней), а также тем, что, согласно традиции, Пасха должна следовать за иудейской Пасхой, т. е. она не может ей предшествовать или с ней совпадать. Годовой богослужебный круг включает песнопения для каждого из 366 дней календаря, с его праздниками и ежедневным воспоминанием святых. Она находятся в 12 томах Миней ( Μηναον, Месяцеслов).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010