Часто говорил: «Не дорого начало, не дорога середина, а дорог конец». И много приводил поучительных примеров, когда кто в начале духовного пути горячо возьмется молиться, поститься и проч., да еще без благословения, но впоследствии охладевает и оставляет этот путь. А другие идут умеренно, с постоянством, терпением, и превосходят всех. Батюшка ценил во всем середину и говорил: «Царским путем все святые Отцы шли». «Кто идет с самого начала постепенно, не делая скачков с первой ступени через две-три, а постепенно переходя с одной на другую до конца не торопясь, тот спасается». «Умеренность, воздержание, рассуждение, своевременность, постепенность полезны всем и во всем». Были случаи, когда по незнанию некоторые новенькие подходили к святой чаше, не исповедавшись. Батюшка сразу строго спрашивал: «А вы исповедывались?» И не допускал до причастия. А после службы доведет до сознания человека как надо готовиться к принятию Святых Тайн. Особенно не мирен бывал на тех, кто без уважительной причины опаздывал на службу и требовал исповедать его и причастить без должного приготовления, и это при добром здоровье. «Так только больных можно причащать, а вы при добром здравии и имеете за собой множество грехов. Неужели не можете выбрать время, чтобы приготовиться, очистить себя покаянием, прийти вовремя в храм, выслушать правило и службу, и, исповедавшись, подойти со страхом Божиим к чаше!» И не допускал таких до причастия. Прибавлял еще: «Подойти к чаше Святых Тайн, это не все равно, что подойти к столу к чашке супа или к чашке чая». Очень досадовал на тех больных или их родственников, которые зовут священника причастить Святых Тайн, когда у больного уже и язык не ворочается, и рассудок потерян. В одних случаях виноваты родные, в других – сам больной, не имея веры, с упреком отговаривался: «Что вы меня хоронить хотите?» Такое суеверие, что после причастия Святых Тайн он умрет. Был случай, когда совсем недвижимого молодого человека стали соборовать. И ему так казалось (как сам он рассказывал), что кончится соборование, и к нему подойдут прощаться жена и дети, как к умирающему. А Бог дал, что после соборования и причастия Святых Тайн, он стал поправляться, совсем выздоровел, стал работать, и в храм Божий ходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

264. Я часто замечала, что перед тем как подойти к Чаше, многие люди кладут земные поклоны. Но далеко не все. Нужно ли делать земные поклоны перед тем, как подойти к Чаше? 265. Утром перед причастием не положено ничего есть и пить, это понятно. Но мы, вставая со сна, как правило, чистим зубы. Поэтому возникает вопрос: можно ли чисть зубы перед причастием? 266. Меня давно волнует один вопрос, но у священника на исповеди как-то неловко об этом спрашивать. Входит ли в пост перед принятием Святых Таинств воздержание от супружеской близости? 267. У меня маленькая дочь. Скажите, пожалуйста, распространяется ли на маленьких детей запрет на принятие пищи и воды перед причастием? 268. Я слышал, что младенца перед причастием полагается не кормить и не поить с полуночи. С какого возраста? 269. А как быть детям, которые старше семи лет и должны ходить на исповедь? Нужно ли им читать правило полностью? Но для них это очень тяжело. Или возможны сокращения в этом случае?    270. Моему ребенку один год. Мне хотелось бы знать за какое время до начала причащения приходить с ребенком в храм? И еще: часто бывает так, что ребенок крайне испуган и боится причащаться. Как вы считаете, следует ли отложить причащение? 271. Часто на Литургии приходится наблюдать такую картину: подносят к Чаше ребенка одного-двух лет. Батюшка причащает таких детей с максимальной осторожностью, что вполне понятно: ребенок может невзначай задеть и опрокинуть Чашу. Малыша кладут на правую руку, придерживают его за ручки, и т.п. Заподозрив что-то неладное, младенец беспокоится, плачет, а затем и вообще начинает орать благим матом. Его держат за голову, разжимают рот, короче картина малоприятная. После нескольких таких причащений ребенок начинает бояться одного вида священника. Возникает вопрос: целесообразно ли вообще причащать детей в таком возрасте, когда ребенок не понимает ни смысла того, что с ним происходит, ни тем более того, Что ему дают. Хорошо, если хоть родители понимают! А то приходится иногда и такое слышать: «Не бойся, тебе сейчас только водичку сладенькую дадут» – ведь это ж кощунство по сути! Спросишь у таких родителей: «А для чего вы его причащаете?», а они в ответ: «Посоветовали, чтоб не болел!» Причем посоветовать может кто угодно – вплоть до бабки-знахарки. «Со страхом Божиим и верою приступите!» – говорит священник. Но какая вера у двухлетнего малыша? Пойдет ли ему на пользу Таинство?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=181...

Как и написано в статье отца Павла Великанова, для многих людей иногда это будет реальным препятствием. Мне иногда говорили некоторые: «Батюшка, я не причащаюсь, потому что не знаю, что мне сказать. Вроде бы нет ничего такого особенного, в чем есть необходимость каяться сейчас. Но без исповеди нельзя, и я не иду к Чаше». Я в таких случаях объясняю: прекрасно, что ничего серьезного за тот короткий отрезок времени, который прошел после последнего причастия, не случилось. Понятно, что есть мелкие грехи, мысли, но для этого есть наша личная покаянная молитва. Я думаю, что не стоит на исповеди вспоминать каждую деталь, каждую мелочь. Если человек идет к врачу на какой-то очередной осмотр, и у него ничего не болит, он же не расстраивается по этому поводу! Когда заболит, тогда и скажет. Поэтому я думаю, что имеет смысл постепенное возвращение к той практике, когда исповедь не обязательно будет предшествовать причастию. Но я повторяю, что это должно быть индивидуально. Если священник хорошо знает прихожанина, с которым регулярно общается, который, действительно, живет жизнью прихода, то имеет смысл допускать его к чаше без исповеди. По этому поводу многие спорят, но я сторонник того, чтобы причастие было как можно более частым. Нельзя давить на человека, подталкивать человека к ежевоскресному причастию, но если у кого-то такое желание есть, я думаю, что этому надо радоваться, идти этому человеку навстречу. Многие люди иногда сами рвутся на исповедь, видно, что только человек исповедовался — и опять он рвется, что-то не то у него на душе. Поэтому в нашем храме мы все равно исповедуемся раз в неделю. Но если какой-то праздник на неделе, то я благословляю человека причащаться без исповеди. Читайте также: Покаяние нераскаянное? Покаяние: дурная бесконечность или творческое озарение?   Исповедь – проходной билет ко Причастию? Исповедь: что лечить — симптомы или болезнь? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/protoierej-igor-gagari...

В воскресенье, когда причащались верующие, к Чаше подошла женщина вида интеллигентного и пожелала причаститься Святых Тайн. Когда я спросил её: «Кто вас исповедовал?» – потому что я не исповедовал её, она ответила, что она ни у кого не исповедовалась. Тогда я спрос её: «Как же вы приступаете к Чаше?» Она мне ответила: «Я думала, что здесь ведётся общая исповедь». Тогда я сказал: «Здесь не ведётся общей исповеди, но если бы и велась, ведь вы и на общей исповеди не были?» Она ответила: «Нет, не была, но я прослушала молитвы перед причастием». Это ужасно, но это вполне естественно. «Общая исповедь» приучает таинство принимать, как «покаянное настроение». Не всё ли равно, покаяться ли на «общей исповеди» или во время чтения молитв перед причастием? А разрешительная молитва – пустая формальность, что за беда, что священник не прочел её? Ведь он не мог бы не прочесть её на общей исповеди? Эта женщина была очень смущена и просила прощения, но я полагаю, что главная вина лежит не на ней, а на тех, кто общей исповедью создаёт возможность подобного отношения к таинству Причащения, вина лежит на том церковном беззаконии, которое допускается во имя приноравливания к духу времени. По мере сил своих слабых веду и буду вести борьбу со всеми видами обмирщения церковного. Оно весьма многообразно, оно весьма многолико, общая исповедь – это лишь капля из целого моря обмирщающих нас стихий; начиная с внешнего и кончая внутренним, везде вражья сила стремится поглотить церковность мирскими силами... Несколько дней тому назад после поздней нашей церковной службы я еду домой и в окно трамвая вижу ярко освещенный кинематограф. Открыты большие ворота, точно чья-то пасть. Два больших столба по бокам этих ворот, точно белые клыки; в эту открытую пасть вливается такое множество народа, что видны одни головы. И представилось мне, что это именно и есть «мир», та мирская пасть, который поглощает человеческие души. И для кого это ясно, у того не может быть иного чувства к этому пожирающему человеческие души миру, кроме пламенной ненависти.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Елена.Украина 1 ноября 2013, 22:33 читатель: Сами священники собираются перед каждым причастием исповедоваться? Если не собираются, то почему? Потому, что " несмь якоже прочии человецы " ??? А Вы собираетесь готовиться перед каждой службой так,как это делают священники? Можете ли молиться столько,сколько молятся они? И будете ли отвечать перед Господом за всю паству так,как будут отвечать они? И вообще,по плечу ли Вам священнический крест? Думаю,что нет,иначе бы не задавали такие вопросы,а стояли бы у дверей храма и молились бы словами: " Боже,милостив буди мне грешному(грешной) " . раб Божий александр 1 ноября 2013, 19:01 Как правильны слова, сказанные в этой статье: " Что когда ждешь дорогого гостя, то весь дом свой уберешь, вычистишь, омоешь – так как же ты, надеясь принять в храмину души своея Гостя Божественного, дерзаешь не предочистить душу в Таинстве Покаяния? " Принять в себя Святые Дары Господа нашего и хотя бы не попытаться очистить душу перед этим?... Мы всё стараемся облегчить свою жизнь! Бабушка моей жены, Ефросиния(вечная ей память), говорила: " Самое трудное в жизни это за больным ходить(ухаживать) и Господу молиться! " Она имела ввиду, что молитве надо отдать всего себя, иначе и нельзя!!! А подходить к Причастию не иповедовав душу нельзя!!! р.Б.ольга 1 ноября 2013, 14:32 Не понимаю зачем вообще какие ибо документы и решения,и голоса за и против и прочее.Это личные отношения с Богом.Если человек подходит к Чаше раз и более в неделю,он слеит за собой.У меня был опыт и постоянной исповеди перед причастием и исповедь по случаю.И скажите а с Богом вообще какие-то отношения разрешены?Я могу Ему покаяться в раздражении и лени лично? Меня возмутило в статье то,что благоговейно и со слезами очищения подойти к Чаше можно только после исповеди!!!Таинство Покаяния и Исповедь это РАЗНЫЕ ВЕЩИ!!!!Покаяние приходит когда мы молимся и КАЕМСЯ-то есть имеем общение с Господом!!!А простите задерживать чувства покаяния до будущей исповеди как -то не получается.Если вы внимательно следите за службой,слушаете молитвы и сами молитесь,то и благоговение и слезы и состояние недостоинства!!!И для этого не нужно выстаивать многочасовую очередь на исповедь.

http://pravoslavie.ru/65243.html

Андрей Псарёв:Я полагаю, что наша цель — это ответственное Православие. Чин Божественной литургии предполагает, что каждый воцерковлённый православный христианин причащается Тела и Крови Христовой. Во многих Православных Церквах прихожане не всегда в обязательном порядке исповедуются перед Святым Причастием так же, как и епископы, священники и диаконы в РПЦЗ. Думаете ли вы, что мы также должны рассмотреть возможность принятия подобной практики? Инокиня Васса: Нет, не думаю. Конечно, заманчиво рассматривать Причащение без всякой предварительной исповеди как «ответственное Православие», но я не думаю, что подобная практика будет означать ответственность в наши дни. Я объясню, что я имею в виду. В нашем мире всеобщей глобализации многие верующие стали довольно мобильными, путешествуя от одной приходской церкви к другой по всему миру, часто посещая несколько церквей или не посещая ни одной на регулярной основе. Эта мобильность принесла с собой новый феномен, совершенно чуждый таинственной жизни Церкви: анонимность. Часто священник, выходя с Чашей на амвон, не имеет ни малейшего представления о новых лицах, взирающих на него. Но в данном случае меня волнует совсем не священник. Современное пастырское богословие, а также современная психология говорят нам, что всё возрастающий анонимный характер нашей повседневной жизни привёл к одиночеству и депрессии во всеобщем масштабе. Мы принадлежим к культуре уважения личной жизни и — неизбежно — анонимности, которая также влияет на то, как мы выражаем или скрываем свою духовную жизнь. Культура исповеди любого вида, когда ты смело встаёшь и считаешь себя грешником или христианином, или кем-то ещё, вызывает глубокий внутренний протест. Разговор с кем-либо о наших отношениях с Богом для нас весьма труден. Но, кажется, у Церкви есть внутренние механизмы, борющиеся с анонимностью: ты подходишь к Чаше, ты должен назвать своё имя; ты участвуешь в таинстве соборования, ты должен назвать своё имя. Таинство покаяния в исповеди идёт на шаг дальше: ты должен открыть всё, что есть на твоей совести, и фактически говорить с другим членом Церкви, священником, и назвать своё имя. Мы как бы вынуждены расколоть эту скорлупу анонимности, в которой некоторые из нас находят себя перед тем, как подойти к Чаше.

http://pravoslavie.ru/37865.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010