Святитель Феофан Затворник Вышенский в свое время был за то, чтобы как можно чаще причащаться. Святой праведный Иоанн Кронштадтский тоже на этом настаивал и удивлялся, почему приступали к Причастию один-два раза в году. Он просто не мог этого вместить: вот он выходит с Чашей, в его руках – Христос, вот Его Тело, вот Его Кровь, как же не причащаться? «Приидите, ядите, Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя... Пиите...» И я всегда воспринимал этот призыв на литургии как обращение к нам. Кого же тогда приглашает Христос – только одного священника? Или всех, кто стоит в храме? Этот открытый призыв Бога, обращенный к Своей Церкви, к Своим чадам, должен быть во главе угла! И вдруг – никто не готов, в храме причащаются только два человека – ну что это такое, это же вообще, получается, не Церковь ! Телец упитан и заклан, трапеза уготована, а мы стоим, боимся подойти к Чаше. Находим какие-то ложные оправдания... Да, мы не праведники, но правда Божия в том, что Бог уже оправдал тебя, Он тебя уже освятил, Он тебя искупил – возьми эти Дары искупления, оправдания, Его честные Кровь и Тело, и прими с верой! Есть чудная молитва святителя Иоанна Златоуста , которая читается, когда священник выносит Чашу: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Иоанн Златоуст истинно говорит, что недостоин, потому что он первый из всех грешников, так он себя ставит. Вот правильный подход к Причастию! Когда будет такой подход, люди побегут к Причастию, оно будет их изнутри переплавлять, менять их сознание. Иоанн Богослов, любимейший ученик, который на Тайной Вечере лежал на груди Христа, говорит: «Если я скажу, что я безгрешен, я буду ложь пред Богом» – Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас ( 1Ин.1:10 ). Но рожденное от Бога не делает греха к смерти: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога ( 1Ин.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

[Тот человек поистине может быть назван девственником, кто в помыслах настолько установился и укрепился, что не дает движения ничему нечистому, а сразу блудное отвергает, не допуская движений в плоти. Вот теперь и рассуди, похож ли ты на девственника?] Мне, однажды, передавали по поводу частого причащения следующий случай. Одна особа привыкла каждый день причащаться. На нее обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить ее. Духовник, соображаясь с устроением указанной особы, предложил ей каждый раз исповедываться и, когда считал неудобным, советовал ей не подходить к Св. Чаше. Но было уже поздно для нее такое духовное руководство. Она не смущалась и каждый день продолжала причащаться, переходя с одной церкви в другую. За ней, далее, проследили и нигде не допускали до причащения. И эта особа не стала стремиться в церкви причащаться, а вообразила, что ей уже дано божеское право самой благословлять хлеб и вино, и причащалась дома ежедневно, совершая якобы литургию над просфорами и вином. Дело ее однако окончилось печально. Она сошла с ума и в настоящее время находится в лечебнице умалишенных. Так, к Св. Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, причащаясь каждый раз в смиренном чувстве, иначе на почве частого и недостойного принятия Св. Таин может возникнуть самообольщение. Однажды ко мне в церкви подошла женщина и стала мне выговаривать, что ее каждый день не допускают до Св. Причащения, а, между прочим, на мой вопрос, исповедуется ли она в своих грехах и достойна ли она каждый день, уж как женщина, причащаться, она ответила, что у нее нет грехов. А другая требовала ежедневного причащения, между тем как от нее разило табаком. Велико Св. Причащение, но по его великости требуется великое и приготовление, великое достоинство к его восприятию. «Огонь бо есть, недостойныя попаляяй» (Молитва к Св. Причащению). [К вам, живущим среди соблазнов и развращения, мое слово. Прочитайте в соборном послании ап. Петра следующие стихи: если «праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные): то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания» ( 2Петр. 2:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Солнце у горла Овна в зените над Палестиной. Луна на чаше Весов в надире над Америкой. Пасха – Исход – Жертвоприношение. Се – Агнец Божий висит на древе – Вземляй грехи мира. По прошествии субботы пришёл и славный час, и уже на заре (осьмаго) дня – 25 марта, день Благовещения, Ангелы благовестили женам мироносицам: Христос воскресе! «Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш, исполнивый все отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков» (из молитвы на Литургии). Предоставляем благочестивому читателю самому судить об истинности предлагаемых исследований. Мы же веруем, что если Богу угодно, то откроются их внешние (исторические) подтверждения. Ко всему, полагаем, что разумнее считать наше летоисчисление от Воскресения Христова, дарующего людям новую жизнь. Мудрецы века сего признают «историческое лицо» Иисуса Христа, но отрицают Его Божество. И принятие летоисчисления именно от Воскресения Христова явилось бы исповеданием не только историчности, то есть, что было Рождество Христово, но и признанием Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Чтобы мы все пришли в познание истины и осознали бы наконец слова Апостола: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» ( 2Кор. 5:15–17 ). Познаем силу Воскресения Господа нашего Иисуса Христа! Церковь постоянно свидетельствует о Воскресшем Спасителе. За каждым воскресным бдением читается Воскресное Евангелие и поётся Воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше...» Каждая Божественная Литургия – это Пасхальная весть и радость. g2 Великая Суббота – Воскресение. О времени Воскресения Господа нашего Иисуса Христа Господь наш Иисус Христос воскрес после иудейской субботы, «во едину от суббот», в воскресенье, в третий день по Своём распятии, как благовествуют все евангелисты и предречено Писанием. Это известно всем верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Священник после Исповеди в некоторых случаях может даже запретить кающемуся приступить к Евхаристической Чаше. Почему же он это делает? Быть может, здесь мы можем воспринять такую епитимью как наказание грешника? Нет. И это тоже не наказание. Священник, напротив, оберегает кающегося, заботится о его благополучии. Следует помнить, что, если человек причащается недостойно, это может нанести ему непоправимый духовный и даже физический вред. Апостол Павел свидетельствует в Первом послании к Коринфянам: «… кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:27–30 ). И вот ради того, чтобы человек, неся в себе последствия особо тяжких прегрешений, не навлек на себя гнев Божий недостойным причащением, священник не допускает его причащаться Святых Христовых Таин. Батюшка как бы ограждает его от опасности быть пожженным благодатным Евхаристическим огнем. И пока человек не исправится, пока он не очистится, он не смеет, не должен приступать к Евхаристии. Кратко напомню при этом: если священник наложил на кающегося запрет причащаться, то снять такой запрет может лишь этот же священник. Только в одном случае – если человек при смерти и не может обратиться к наложившему на него запрет священнику – в соответствии с 32-м апостольским правилом над ним может прочитать разрешительную молитву другой батюшка. Это единственное исключение. Хотя следует отметить и то, что в случае наложения на христианина каким-либо «младостарчествующим» священником чрезмерно тяжелой епитимии этот христианин имеет право обратиться за разрешением подобного недоразумения к правящему архиерею. В конце чинопоследования Таинства Покаяния, в соответствии с указанием Требника, звучат «Достойно есть…», «Слава и ныне» и совершается отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Человек, как существо греховное, не может соприкоснуться со святостью Божией и остаться невредимым. Но Господь преодолел эту пропасть между Собой и людьми: Сын Божий воплотился, и, оставаясь Богом, стал человеком. Теперь мы можем принимать Бога в таинстве Причастия! Однако следует понимать, что, если мы причащаемся без внутреннего трепета от соприкосновения с Творцом, без покаянного чувства и благоговения, то это пойдет нам не на пользу, а во вред! Святой апостол Павел предупреждает нас: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11: 27–30). А что означает: «причащаться недостойно»? Значит ли это, что к Святой Чаше мы должны приступать только тогда, когда почувствуем себя «достойными» или «готовыми»? Конечно же, нет! Если человек действительно чувствует себя, что он достоин принять в себя Бога, значит, он безгрешен, а такое самоощущение есть первейший признак прелести, или духовной слепоты. А поскольку все мы грешны, то можем приступать к Причастию только по милосердию и благодати Божией, сознавая, что мы недостойны этой великой милости. Но каков тогда смысл слов апостола: да испытывает же себя человек? Что это значит? Человек должен обратить свой взор на себя: посмотреть, как он ведет себя с окружающими, какими мыслями и чувствами руководствуется при этом, что гнездится в глубинах его души. Если мы беспристрастно взглянем на себя, то увидим, что наша жизнь совсем не соответствует Евангелию. С этого осознания и должно начаться покаяние – процесс, который сопутствует христианину на протяжении всей его жизни. Свидетельством же покаяния и является исповедь. Что такое Церковь и зачем она нам нужна? О Церкви можно говорить и как о единстве людей со Христом, и как о теле Христовом, и как о земной организации, и как о храме, в который приходят люди для молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  БУДУЩЕЕ К ак она сложится, наша дальнейшая жизнь после крещения? Мы ведь все время меняемся, и не всегда в лучшую сторону. В каждом человеке заложены такие потенциальные возможности, о которых он и не подозревает. Возможности как в одном, так и в другом направлении – как ввысь, так и вниз. Об этом напоминает нам косая перекладина на восьмиконечном православном кресте. Она указывает направление жизненного пути тех, кто справа и слева от распятого Спасителя. Справа – восхождение на такие высоты, в область такой красоты, которых не можем мы и помыслить в самых смелых фантазиях. Слева – падение на такое дно, а точнее, в такие бездонные бездны, которые не приснятся в самом страшном сне. Никогда не могу без волнения вспоминать одну встречу. Однажды пришел ко мне креститься пожилой человек. По всему было видно, что он очень болен: с трудом стоял, пришлось даже его усадить. Когда после крещения и миропомазания мы трижды обходили с ним купель, лицо его выражало боль, и с трудом удавалось, видимо, ему не застонать. Когда же пришло время воцерковления и причащения, я сказал ему, что сегодня он идет к Чаше без исповеди, так как только что окрестился, «а вот в будущем…» И тут он мягко меня перебил: «У меня… нет будущего». Произнесено это было тихо и печально, но с такой убежденностью, что сомнений не было – жить на земле этому человеку осталось совсем немного. И тут для меня с особенной наглядностью очевидной стала важность крещения, потому что теперь будущее у этого человека было! Было благодаря Таинству, которое произошло только что. Даже самый здоровый и благополучный человек не имеет будущего, если не встретится со Христом и не соединится с Ним. Но тот, кто принял Его хотя бы даже в свой предсмертный час, кто соединился с Ним в крещении, тот обрел подлинное будущее, то будущее, к которому только и стоит стремиться. Как мог, я постарался объяснить это человеку, который еще около часа назад был приговоренным к смерти, а теперь стал наследником Вечной Жизни. Тот, кто соединился с Бессмертным, сам становится бессмертным, и теперь, говоря словами апостола Павла, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Эпилог Вот, возлюбленные мои братья, с помощью Божией закончена эта книга, и со всей очевидностью доказано на основании свидетельств и Священного Писания , и святых отцов, что непрестанное Причащение Пречистых Тайн – дело необходимое и душеполезнейшее и что без этого невозможно нам возвыситься к любви нашего Господа, Который нас, когда-то не существующих, создал, а когда мы погибли, вновь воссоздал. Итак, теперь ничего другого не требуется, кроме того, чтобы готовиться с должной подготовкой – сокрушением, исповедью и исполнением епитимий – и таким образом приступать к Таинству, со страхом и трепетом причащаться. Все те из нас, кто хочет жизни и любит видеть дни благие 94 , согласно Псалмопевцу, да приступает к нашему Господу, сладчайшему Иисусу Христу, Который к нам взывает каждый день от Святого Престола и говорит: «Придите, ешьте Мой Хлеб и пейте Вино, которое Я вам растворил в святой Чаше, чтобы вы просветились душевно и телесно, чтобы вы были вскормлены и удобрены пищей бессмертия и напоены питием нетления, дабы в час нужды не постыдились ваши лица» 95 . До тех пор, пока у нас есть время, будем творить благо, как говорит Апостол 96 . «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор.6,2 ). Да устремимся и да последуем за Господом – и тогда мы обретем Его как зарю, которая нас просветит, как говорит Осия, и Он придет к нам, как приходит на землю дождь ранний и поздний 97 . Послушаем Иеремию, который говорит: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» ( Иер.6,16 ). Да покаемся от всей души и от всего сердца в нашем прежнем нерадении и да исправим себя, чтобы не услышать нам, как нас стал бы обвинять опять же пророк Иеремия: «О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться... Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Прав. Иоанн Кронштадтский по этому поводу пишет: «Весьма мало молитвенников искренних, усердных; оттого весьма редко говеют, каются, и причащаются христиане; может быть и наполовину не говели бы, если бы закон гражданский не повелевал ежегодно быть всем у исповеди и Святого Причащения». Удивительно, что многие священнослужители в упорном невежестве ссылаются до сего времени на «авторитетное» постановление Синодального времени, рекомендуя верующим причащаться раз в год 5 . Может ли быть вполне достаточным для нас, согрешающих ежедневно, такое редкое причащение? Вспомним слова Христа Спасителя: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» ( Мф.15:32 ). Господь прикровенно дал нам понять, что через три дня после Святого Причастия нам следует снова подкреплять свои силы Хлебом жизни 6 . Конечно, души, живущие напряженной духовной жизнью, чувствуют евхаристическую жажду и голод. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» ( Пс.41:2 ). К сожалению практика редкого причащения оказалась для многих возведенной чуть ли не на степень канонического «правила». Развилась излишняя, прямо-таки нездоровая мнительность (боязливость), и нередко она отгоняет членов Церкви от причастия на много лет, о чем говорил еще митрополит Сергий (впоследствии ставший патриархом). Известно и печальные факты отказа со стороны священников в частом причащении и недопущении к Святой Чаше в «Светозарную ночь» Святой Пасхи. В некоторых случаях ревность о достойном причащении объяснима борьбой с небрежным отношением к Таинству, выражающемся в легкомысленном желании поскорее «отговеть» в Пасхальную Ночь 7 . Тот же, кто приобщается часто, часто очищает и совесть свою таинством покаяния, а возобновляя при этом скорбь и сокрушение о содеянных грехах, он напечатлевает в душе своей спасительный страх Божий, удерживающий его от греха. По мере частого приобщения добрые расположения и добродетели приобретают большую силу и становятся потребностью души. И, таким образом, часто причащающийся приобретает расположение с усердием исполнять заповеди и жить по-Божьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

и более пронзительно в литургии свт. Василия Великого: Делайте это в воспоминание обо Мне; ибо всякий раз, когда вы едите этот Хлеб и пьете эту Чашу, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедуете. Так и мы, Владыка, воспоминая спасительные Его страдания, животворящий крест, трехдневное погребение, из мертвых воскресение, на небеса восшествие, по правую руку от Тебя Бога и Отца сидение, и славное и страшное Его второе пришествие… И у Апостола Павла: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (1-е Кор. 11 гл.) Вчера мы половину дня провели в Иерусалиме : этот город — всегда пасхальный. Таким он стал после воскресения Христова – в любое время года, во время войны и мира, при различных правителях. Для чуткого сердцем человека этот город всегда источает пасхальную радость. Это именно тот случай, о котором говорит Писание, – «камни возопиют». Рука всегда будет помнить холод мраморной плиты на Гробе Спасителя, ноги – неровности скользких каменных тротуаров Старого Города, уши – непреходящий в столетиях шум восточного торгового города, глаза – глубокое синее небо золотого Иерусалима. А ведь этот прекрасный, вечный и пасхальный город для нас всего лишь тень грядущего Небесного Иерусалима, который мы вспоминаем, оказавшись перед лицом евангельской реальности, – хотя бы из одного рассказа об апостолах Луке и Клеопе, узнавших Господа в преломлении хлеба и вспомнивших на скором пути обратно в Иерусалим, как горели у них сердца, когда с ними говорил Господь. Русский храм Марии Магдалины Храм в пещере, где спали ученики во время Моления Спасителя о Чаше

http://pravmir.ru/vsegda-pasxalnyj-ierus...

Как бы для усиления впечатления от падения Вавилона третий Ангел громким голосом обращается с угрозою ко всем поклоняющимся зверю и принимающим начертание его. Угроза, очевидно, обращена к тем самым людям, которые по изображению 8 ст. упивались и услаждались яростным вином вавилонского блудодеяния, т. е. роскошною антихристианскою жизнью. Теперь, в противоположность этому, им угрожается предстоящею необходимостью пить чаши гнева Божия. Будут пить вино неразбавленное, которое означает гнев Божий, нисколько не смягчаемый божественным милосердием. Грешники, поклонявшиеся зверю, будут мучимы в огне и сере, что является принадлежностью адских мучений. Выражение же, что мучения будут происходить пред Агнцем и пред святыми Ангелами, т. е. как бы ввиду их, указывает на особую силу мучений, горечь которых будет увеличиваться еще от того, что мучимые будут сравнивать свое мучение с блаженством святых и постоянно думать о тех, за вражду к которым они сделались достойны вечного наказания. Откр.14:9 .  И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, Откр.14:10 .  тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; Откр.14:11 .  и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Мучения грешников будут постоянны; им не будет перерыва, и поклонявшийся зверю грешник, мучимый изо дня в день, не будет иметь ни одной минуты успокоения, ни малейшего времени, свободного от этих мучений. Откр.14:12 .  Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. В угрозе грешникам страшными наказаниями святые должны почерпать для себя утешение и ободрение, преодолевать малодушие при своем постоянном исповедании христианской веры среди антихристианских гонений и питать твердую надежду, что эти гонения скоро кончатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010