Исповеда и не отвержеся: и исповеда (Ин. 1, 20) означает: открыто заявил. 8 Иоанн Креститель засвидетельствовал перед посланными от синедриона, что не знал Иисуса. Но (спрашивают неверующие) почему же он, не зная Иисуса, не хотел допустить Его до Крещения и сказал Ему: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Ведь из этих слов Крестителя видно, что он узнал Иисуса, следовательно, знал Его. На это мы ответим: Иоанн не мог сказать неправду. Это был человек стойкий, неспособный колебаться в ту или иную сторону. Это — не трость, ветром колеблемая. Это служитель правды, и любовь свою к ней он запечатлел своей смертью. Если бы он согласился не обличать Ирода Антипу в противозаконной связи с женой живого брата, то за одно только молчание его царь осыпал бы его золотом с ног до головы! Но он не остановился в своих обличениях даже перед угрозой казни и от правды не отступил. Зная это, надо безусловно доверять показанию такого свидетеля и не требовать никаких доказательств правдивости его. Говоря посланным от синедриона, что он не знал Иисуса, Иоанн тут же объяснил им, почему он в Иисусе узнал Мессию, Сына Божия. Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом... И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 33—34). Поэтому, если Иоанн, не знавший Иисуса, не хотел допустить Его к Крещению, признав себя недостойным крестить Его, то надо полагать, что Божественность Иисуса открыл Иоанну и в этот момент никто иной, как Тот же Дух Святой, Который во время самого Крещения дал ему возможность узнать, что крестящийся Иисус есть Сын Божий. 9 Христос говорил ученикам об ангелах, нисходящих к Нему с неба и обратно восходящих от Него; и говорил Он это вскоре после искушения Его диаволом. А мы знаем, что когда Христос отверг все искушения диавола, то Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4, 11); приступили, значит сошли с неба, а по окончании служения своего опять взошли на небо. Во время Преображения Господня Апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели сошедших с неба пророков Моисея и Илию (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). В Гефсиманском саду, после третьего моления Иисуса о чаше, явился... Ему Ангел с небес и укреплял Его (Лк. 22, 43). На третий день после погребения Иисуса Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвадил камень от двери гроба и сидел на нем (Мф. 28, 2). Этого Ангела, а также и другого видели как Мария Магдалина, так и другие жены-мироносицы (Мф. 28, 5; Мк. 16, 5; Лк. 24, 4; Ин. 20, 12). При Вознесении Господнем, когда облако взяло Его из вида их (то есть Апостолов), предстали... два мужа (два ангела) в белой одежде (Деян. 1, 9, 10). Вот и подтверждение слов Господних об ангелах нисходящих и восходящих. 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Крестились необдуманно, порой без должной веры. И самое главное – без желания изменить жизнь. Это было нашим упущением. Очень правильно, что сейчас ввели обязательную катехизацию – ее давно нужно было ввести, – но людей и после нее нельзя оставлять. Сейчас у нас и телевидение православное есть, и интернет, и газет великое множество – всё что хочешь доступно, но сама по себе информация не дает результата. Всё есть, но проблема в том, что люди стали материально лучше жить. В 1990-е многих привела в Церковь какая-то скорбь, невзгоды, трудности, неустойчивость общества. Сегодня люди – с улучшением жизни – удалились от Бога. Нужно учитывать это. Не случайно патриарх говорит о том же: «потребительское увлечение материальной жизнью» – одна из причин, по которой многие люди, которых мы крестили, не приблизились к Церкви, а удалились от нее. Факт это неоспоримый: к сожалению, чем лучше мы живем, тем люди дальше от Бога. Возвращаясь к теме. Да, есть ситуации, когда можно причащать без исповеди: например, если человек исповедовался в Великий четверг на Страстной седмице, он может причащаться в Великую субботу и на Пасху – но это исключение для тех, кто весь Великий пост сопереживал Христу. Но если упразднить исповедь, сделать ее необязательной, мы потеряем само таинство. Люди будут, приступая без покаяния, считать себя «достойными» Бога, и дух гордости погубит многих, кто только-только учится духовной жизни. Причастие – очень важное таинство, в первую очередь направленное на то, чтобы человека исправить. Вот это самое главное – исправить человека. Освятить его. Приблизить к Богу. Если человек подходит к Причастию без желания исправиться – а это желание как раз и выражается через покаяние, – то теряется и самый смысл Причастия. Цель покаяния прежде преступления к Чаше – обращение к Богу: чтобы Бог Своею Благодатью помог человеку исцелить себя. Но как Бог может дать Благодать? И самое главное – где цель воздействия этой Благодати: куда ее направить, на что в человеке, в какую добродетель претворить?! Любой священник согласится, что его присутствие на исповеди и должно помочь христианину разглядеть состояние больной души своей. Напомню вслед за многими апостола Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 28–30).

http://pravoslavie.ru/65130.html

3. Для удобства объяснения и усвоения глубинного смысла Таинства, допустимо условное разделение Его на духовно-мысленную и храмовую формы... Ошибаюсь? 4. Количество подготовительных к храмовому Причастию действий ограничивается способностью потенциального причастника находиться в памяти Божией при их/действий/совершении… (Например. Если на искреннее мысленное произнесение «мытаревой молитвы» в памяти Божией едва-едва хватает силы внимания, то какой, простите, смысл вычитывать формально все необходимые Каноны и Правила… без Бога? Лучше уж попытаться сохранить концентрацию внимания на ощущении присутствия Господа во время мысленного произнесения 5-8-и слов «Иисусовой молитвы…»). Нет? 5. По Великим Праздникам не отталкивать от Чаши вообще никого из желающих причаститься – «постящихся, не постящихся…» – но, конечно, лишь после исповеди… Или что-то вроде этого… Сантехник. 17.11.13. Ошибаюсь? Простите… р.Б. андрей 7 ноября 2013, 12:32 Полностью за проект, не нужно послаблений. Как же без таинства Исповеди,очищающего душу и помогающего в борьбе с врагом. По себе знаю какая легкость на душе после исповедания грехов. И еще , я слаб и грешен и не знаю как я буду готовится к причастию Без исповеди. Игорь 1 ноября 2013, 17:58 Мое мнение, что причащаться мы должны на каждой литургии, на которой присутствуем. К этому призывал нас Господь: 26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее ВСЕ, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.(Матф.26:26-28) " пейте из нее все " . Вся литургия, как апостольский путь ведет нас к Чаше. Причастие, как прообраз Тайного Вечере. И те, кто не желают по каким либо причинам принять тело и кровь Спасителя поступают, как если бы кто из апостолов на Тайной Вечере отказался принять Его тело и кровь. Согласитесь, выглядит нелепо. А таинство Исповеди.. так это иное таинство, не имеющее прямого отношения к Причастию. К исповеди призывает нас наша христианская совесть которая у каждого верующего находится в состоянии постоянного покаяния, признает свою немощь и уповает на Божью помощь.

http://pravoslavie.ru/64015.html

Диакон Отвечайте. Народ Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля святой славы Его. Священник Поистине полны небеса и земля святой славы Твоей, через Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, со Святым Духом, во веки веков. Аминь. Свят Сын Твой, Который пришел и родился от Девы, чтобы исполнить волю Твою и составить Тебе народ святой. Здесь священник возложит руки свои на кадильницу и тотчас прострет их над Дарами 1014 . Народ По милосердию Твоему, Боже, а не по беззакониям нашим. И говорится трижды. Священник Он простер руки свои на страдание, пострадал, чтобы избавить от страданий тех, которые надеются на Тебя; предал Себя Самого собственной волей на страдания, чтобы разрушить смерть и расторгнуть узы сатаны, попрать ад, установить завет Свой и явить Воскресение Свое. В ту самую ночь, в которую Он был предан, Он взял хлеб в святые, блаженные и непорочные руки Свои, воззрел на небо к Тебе, Отцу Своему, благодарил, благословил, освятил и подал ученикам Своим, говоря: примите, ядите от него все вы; этот хлеб есть Тело Мое, за вас ломимое в оставление грехов. Аминь. Народ Аминь, аминь, аминь. Веруем и исповедуем, славим Тебя, Господи Боже наш, и так веруем, что это есть поистине Тело Твое. Священник Также и чашу благодарения благословил и освятил и сказал им: примите, пейте из нее все вы; сие есть чаша Крови Моей, за вас проливаемой во искупление многих. Аминь. Народ (на слова) о Чаше скажет: Аминь. Поистине это есть Кровь Твоя; веруем. Священник И всякий раз, как будете делать сие, будете творить воспоминание обо Мне. Народ Смерть Твою возвещаем, Господи, и веруем святому Воскресению Твоему, Вознесению Твоему и Второму Пришествию Твоему; молимся Тебе, Господи Боже наш; веруем, что это воистину так. Священник И ныне, Господи, воспоминая Смерть и Воскресение Твое, приносим Тебе этот хлеб и эту чашу, благодаря Тебя, что Ты через них сделал нас достойными предстоять перед Тобой и совершать священническое служение Тебе. Просим Тебя, Господи, и умоляем Тебя, ниспошли Святого Духа и силу (Его) на этот хлеб и на эту чашу, и да сотворит Он то и другое Телом и Кровью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ведь, если мы хотя бы видим в себе грех , если страдаем от него, значит мы еще духовно живы. И пока мы прилагаем усилия, чтобы победить грех, – хотя бы при этом и не ощущали явных результатов, – мы не должны терять надежды. Потому что Господь видит все наши дела и мысли, как видел веру и надежду того несчастного, далеко оттертого толпой от чудодейственного источника. Он видит даже самые слабые попытки борьбы с грехом. Господь видит, как мы каждый раз приходим к таинству покаяния и исповедуем, исповедуем грехи, которые постоянно одолевают нас; видит, что мы «не имеем человека», мудрого наставника, который помог бы нам, объяснил бы, что мы не так делаем… Господь видит все это, и, когда придет час, о котором только Он один знает, – Он подойдет и скажет: «Встань… и ходи»! – и этот момент сразу перевесит всю прошлую жизнь, все 38 или более лет казавшегося бесплодным ожидания. О Святой Чаше Он начал с того, что сказал: «Старайтесь не о пище тленной, но и о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» ( Ин. 6:27 ). Иудеи как-то пропустили слово «пища» и спросили Его, казалось бы, о более серьезном и высоком: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» ( Ин.6:28 ). Иисус ответил: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ). Иудеи стали требовать, чтобы Он им показал им чудесное свидетельство, причем именно такое, как Моисей, который «хлеб с неба дал» ( Ин.6:31 ). Господь поправил их и пообещал дать подобное: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес, и дает жизнь миру» ( Ин.6:35 ). Иудеи выразили готовность принять такой хлеб, и Господь указал им на Себя: «Я есмь хлеб жизни». Иудеи уловили только одно и этим возмутились: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ) … Тогда уже Господь сказал прямо: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Сами в себе имели приговор к смерти»… Но что же тут удивительного? Разве мы и так уже словом Божьим не приговорены к смерти? Разве не было сказано Адаму после грехопадения: «прах ты, и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 )? Да, это было сказано. Но сказано и то, что «нет праведного ни одного… все совратились с пути, до одного негодны» ( Пс.13:1–3 ). Однако же некоторые до того безнадежно не слышат, что Господу, пришедшему для спасения всех человеков, приходится говорить: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Сказано также: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными». А люди отвечали: «Мы … не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными?» ( Ин.8:32–33 ). Есть сказанное Божье слово, есть открытая в нем истина, и надо сделать ее – своей истиной: самому понять, что ты грешен, самому понять, что ты – раб, самому приговорить себя к смерти… Чтобы помочь в этом, Господь и попускает такие искушения, как например смертельная опасность. Это удобнейший случай вдруг увидеть свою полную беспомощность; увидеть всю убийственную силу греха, и что надеяться уже не на кого, кроме Бога, и даже не избавляющего от смерти, но – воскрешающего мертвых. Что и сделали от всего сердца Павел и его спутники. А Господь вдруг избавил их «от столь близкой смерти». Но приговорив себя к смерти, нельзя лукаво ожидать немедленного избавления. А еще более надо опасаться другой крайности. Диавол может шепнуть: если уж ты, и притом совершенно справедливо, приговорил себя к смерти, то сам немедленно и исполни приговор, наложи на себя руки… Ведь он всегда старается столкнуть с царского пути: влево или вправо, вперед или назад, вверх или вниз, – лишь бы столкнуть. И всегда под благовидным предлогом. Вот один пример. Некий человек пришел в храм. А у него был дар видеть то, что другие не видят. Он постоял на Литургии, посмотрел, а потом говорит: «причащаться я никогда не пойду, и вообще не понимаю, как люди имеют наглость подходить к Чаше. Это такая святыня, от нее исходит такой Божественный свет»!.. А когда, спустя некое время, он все же пошел на исповедь, то потом с восторгом рассказывал: «только я встал на ступеньку, чтобы подойти к священнику, как сразу почувствовал, что уже прощен! И даже можно было бы не подходить и не исповедоваться»!.. Отсюда и видно, что дар его был не от Бога: враг – то не давал ему подойти, вопреки словам Христовым: «пейте из нее все» ( Мф.26:27 ), то – старался опередить, не дать свершиться другим Господним словам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

11:30). Таинства вообще все, а Евхаристия в особенности, требуют соответствующей жизни, здесь шутки плохи. И вот для того чтобы наша жизнь была цельная, не служением двум господам, и необходимо это вот испытание совести. В Русской Церкви сложился обычай предварять Причащение участием в Таинстве Исповеди, и это очень хорошая традиция; но, повторю, дело здесь не только и даже не столько в Исповеди, сколько в приведении всей своей жизни, и внутренней и внешней, в соответствие с тем, в чем мы участвуем, — в Евхаристии и с Тем, Кого причащаемся. И в дальнейшем, если мы будем хранить свою совесть и стараться соответствовать евхаристическому строю жизни, совесть наша будет все более и более проясняться, очищаться и иметь должную власть во всем объеме нашей жизни. Наконец, третий важный элемент внутренней подготовки — это примирение со всеми. Нельзя приступать к Чаше, держа на кого–либо злобу. Об этом говорит Господь: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что–нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23 — 24). Причащаемся мы Любви Божией, и невозможно соприкасаться с ней сердцем, в котором есть злоба. Конечно, в жизни бывают самые разные ситуации, над которыми мы порой не властны, но — как говорит Апостол — если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12:18); т. е. мы, со своей стороны, должны приложить все усилия, насколько это возможно, для примирения со всеми; а еще лучше не доводить дело до ситуации, в которой надо примиряться, а ровно и мирно вести себя со всеми. Этому тоже учит Евхаристия, и после нескольких опытов такого рода человек навыкает миру со всеми людьми. Вот три необходимых условия внутренней подготовки. Все это вытекает из первого, о чем мы сказали, — из жажды Бога, из желания причаститься Ему. Совесть скажет нам, что препятствует этому и что необходимо исправить; немирное состояние души воспрепятствует причащению и понудит восстановить мир душевный. И — повторю: это не просто состояние души, это именно делание , которое в наших руках и к которому мы должны себя понуждать; и это главное из того , как готовиться к Причащению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

И вслед за святым Ефремом Сирином нам остается только с дерзновением просить Господа: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». О лицезрении своих прегрешений. Слово по окончании вечернего богослужения в пятницу первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (2 марта 2001 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы приближаемся к завершению первой седмицы Великого поста. По утрам и вечерам многие из нас имели возможность присутствовать за дивными великопостными богослужениями, назидаясь великой мудростью, источающейся из каждого слова псалмов и молитв и в обилии подающейся верующему человеку. Мы размышляли над смыслом великопостной молитвы святого Ефрема Сирина, запечатленной в наших сердцах. Сегодня по обыкновению совершается исповедь, ибо в субботний день все, кто на протяжении всей седмицы приуготовляли себя, подходят к Святой Чаше и причащаются Тела и Крови Господних. Исповедь — особое средство спасения человека. «Не столь опасно пасть, как, падши, не восставать; не столь страшно быть раненым, как, быв раненым, не искать исцеления», — замечает святитель Иоанн Златоуст . Через покаяние мы обретаем прощение грехов и очищаем свою душу подобно тому, как, омывая тело, мы освобождаемся от физической нечистоты. Так и через искреннее раскаяние мы смываем греховные напластования с нашей души, нанесенные действием нашей злой воли, а также внешних воздействий, порой чрезвычайно опасных для нашего нравственного здоровья. Беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез. 18, 21-22) — такое обетование дает Бог раскаявшемуся грешнику устами Своего великого пророка. В третьей части своей великой покаянной молитвы святой Ефрем Сирин обращается к Богу со словами, которые каждый кающийся должен иметь в сердце своем: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения».

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Слово на литургии в субботу 1-й седмицы великого поста Храм Ленинградской Духовной Академии, 18 марта 1978 г. «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс. 115:4 ). Вот и прошли уже пять благословенных дней первой седмицы святого и Великого Поста. Эти дни – дни воздержания и усиленной покаянной молитвы – мы проводили в духовном бодрствовании, обогащаясь обильными нравственными наставлениями святых отцов и учителей церкви, слушая и повторяя слова вдохновенных молитв и песнопений, располагавших нас к тщательному самоанализу, к размышлениям о своем исполненном или неисполненном христианском долге. И теперь мы готовимся завершить наши скромные труды по очищению сердца приобщением святых Христовых Таин – этой бессмертной Трапезы, которую бесконечная любовь Божия предлагает для того, чтобы каждый из нас, верующих в Господа и Спасителя нашего, имел возможность наследовать жизнь вечную. Мы смиренно раскрыли на исповеди и осудили наши многочисленные грехи, большие и малые, явные и тайные – все то, что бесчестит и унижает достоинство человека как носителя образа Божия, и сделали это не только чтобы сложить с себя бремя вины пред судом правды Божией, но и в надежде на благодатное уврачевание недугующей и изъязвленной порочными расположениями души нашей. С какими же мыслями и чувствами следует приступать ныне к Чаше Жизни после того, как исповеданием грехов наших мы повергли себя в пучину милосердия Божия и услышали святые и ободряющие слова: «Властию Его, мне данной, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих»? Мы твердо убеждены, что, при наличии с нашей стороны полного и чистосердечного раскаяния в своих грехах пред священнослужителем и при решимости исправить свое поведение, мы действительно получаем прощение от Того, Кто один только имеет власть отпускать грехи ( Мк. 2:7, 10 ), и разрешаемся от сковывающих нас уз неправды и беззаконний наших. Но мы знаем и то, что, получив это прощение и разрешение и причастившись Тела и Крови Господних, к сожалению, не сможем долго удержаться на той духовной высоте, на которую окажемся вознесенными чрез покаяние и святое причащение. И потому снова и снова придется нам в минуты духовного просветления оплакивать свои падения, звать на помощь себе Божественного Исцелителя: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!», и с горечью повторять слова святого апостола Павла: «не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. . . Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7:15, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Игумен Петр обратил внимание на клерикализм такого подхода, когда человека, не сумевшего пропоститься без рыбы три дня, духовник не благословляет причащаться. «Так вводится двойной стандарт. Мы похожи не тех книжников и фарисеев, про которых Христос говорил: «Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23: 3-4)», — заметил епископ Егорьевский Марк. Существуют и более частные вопросы, связанные с Причащением, такие как исповедь накануне Причащения, обязательное присутствие на вечерней службе перед Причастием и др. Приглашенные на круглый стол священники, рассказали о том, как на их приходах решаются эти вопросы. По мнению протоиерея Владимира Воробьева, настоятеля храма свт. Николая в Кузнецкой слободе и ректора Свято-Тихоновского университета, до тех пор, пока не принято общецерковное решение этих вопросов, справиться с ними можно только внутри церковной общины. Церковные, или евхаристические, общины в России возникли в начале ХХ века и стали одним из факторов, который помог пережить годы гонений. Пример такой общины описан, например, в книге «Отец Арсений». Понятие «церковная община» значительно отличается от прихода. Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава и руководитель — духовник, который близко знает все проблемы членов общины и руководит духовной жизнью каждого. Причащаться для церковных людей естественно как можно чаще. И если человек живет церковной жизнью в соответствии с евангельской нравственностью, соблюдает посты и праздники, имеют искреннее желание, то перед ним нет препятствий приступить к Чаше. «С самого начала служения я относился к исповеди очень внимательно и отдавал этому много сил. Тогда я заметил, что многие приходят на исповедь просто пообщаться с батюшкой», — сказал отец Владимир Воробьев. Или исповедник просто зачитывает список грехов, выдавливая что-то из себя. Таинство Покаяния — это великое Таинство, в котором человек обновляется целиком. Каждый священник знает это. Бывает, что приходит человек, искренно пересмотревший свою жизни и от всего сердца раскаивающийся, готовый полностью перемениться, и тогда священник, разрешающий его, чувствует особую благодать, проходящую через него.

http://pravmir.ru/kruglyj-stol-v-moskve-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010