Любовь как исполнение свободы всегда предполагает доверие. Если доверия нет, значит, нет и любви. Оттого-то Господь, никого не удерживая, повернулся и у оставшихся учеников спросил: «не хотите ли и вы отойти?»(Ин. 6:67). «Господи! К кому нам идти?»(Ин. 6:68), – ответил Петр. В этом и состоит для многих сложность христианства – так как это постоянный добровольный выбор следования за Христом и возрастания в любви. «Бодрствуйте и молитесь»(Мк. 14:38), – чтобы никто не похитил дара любви ко Христу, как залога единения с Ним, а значит, и условия спасения. «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?»(Ин. 21:15) – будет трижды спрашивать потом Воскресший Господь у Петра. Удостоверение в любви к Богу верующему необходимо на каждом шагу! Но и взамен подаются откровения: в любви, в ее способности развиваться, приходить от силы в силу (Пс. 83:7), приносить плоды: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал. 5:22–23). Однако автоматически без свободного волеизъявления человека, без его потребности, жажды, просьбы в христианстве ничего не происходит. Уже в этом смысле человек должен быть живым – то есть чутким и свободным в своих проявлениях. Потому что отношения со Христом – это отношения доверия и ответственности. – А в чем наша ответственность, если всю ответственность за наши грехи уже взял на Себя Христос? – «Не бо врагом Твоим тайну повем…» – какую тайну и каким врагам? В этих словах Церковь исповедует, что любой грех – это предательство против Тайны любви. И не раскаявшись в этом, мы наивно будем полагать, что, подходя к Чаше, становимся причастниками Тела и Крови Христовых. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись… – пишет апостол Павел,– нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»(Гал. 3:26–28). Из этих колоссальных по важности слов очевидно, что значение веры сказывается, во-первых, в том, что верующие по вере во Христа усыновляются Богу. Все человеческие различия стираются, и все верующие становятся едины во Христе. В ст. 28 русский перевод: «вы одно во Христе», по замечанию исследователей, не совсем точно отвечает подлиннику. Лучшие рукописи имеют: «вы один человек». Этот один человек есть Христос.

http://pravoslavie.ru/138354.html

В Новом Завете Церковь Божия, то есть собрание всех христиан, называется Телом Христовым. Быть в Церкви Иисуса Христа можно только через реальное соединение с Ним, то есть с помощью Причастия. Причащаться крайне необходимо для того, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. Ведь спасение в православном христианском мировоззрении – не внешнее событие по отношению к человеку (вроде того, как если бы Бог на нас сначала гневался, а потом смилостивился), но внутреннее перерождение, способность человека жить в полноте любви и благодати через соединение с Самим Богом. Достойно и недостойно «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает», – пишет апостол Павел в 11 главе Первого послания к Коринфянам. К Причастию следует подходить осознанно, понимая, что ни один человек в мире не может быть достоин того, чтобы принять Тело и Кровь самого Бога. По Златоусту, достойное Причастие – такое, которое сопровождается духовным трепетом и горячей любовью, верой в реальное присутствие Христа во Святых Дарах и осознанием величия святыни. Для того чтобы испытать свою совесть перед святым Причастием, христиане исповедуют грехи. Нельзя подходить к Чаше в состоянии смертного греха, например, после аборта, посещения гадалки, прелюбодеяния или живя в так называемом «гражданском браке». Такие грехи требуют искреннего покаяния и изменения жизни, и только тогда возможно Причащение. Как часто причащаться? Сам чин Божественной литургии, на которой совершается Евхаристия, то есть освящаются хлеб и вино, – совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Участие в литургии и Причащение стали, к сожалению, «индивидуальным» делом каждого христианина, в то время как по сути это – общее дело, происходящее из самой сущности Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Там нет покаяния; связанные руки и ноги означают, что там нет более ни покаяния, ни возможности творить какие-либо добрые дела для своего спасения и входа в Царство. Всю сию величественную и пророческую притчу Господь завершает словами: ибо много званых, а мало избранных. Это относится и к иудеям, и к христианам. Мало было избранных среди иудеев, мало их и среди христиан. Все мы, крещеные, позваны на царскую трапезу, но Единому Богу известно, кто суть Его избранные. Горе тому из нас, кому Царь Всевышний пред всеми ангелами и святыми скажет: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Какой стыд, и стыд бесполезный! Какой ужас, и ужас непоправимый! Какая гибель, и гибель безвозвратная! Но на самом деле сии слова говорит нам Господь и теперь, каждый раз, когда мы приступаем принять Святое Причастие и душою своею соединиться с Женихом Христом: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Прислушаемся сердцем своим и совестью своею, когда подходим ко Святой Чаше - и мы услышим этот вопрос и этот укор. Разве что сии слова Божии не влекут за собой плач и скрежет зубов во тьме внешней, как будет тогда, когда Бог скажет нам их в последний раз. А кто из вас может поручиться, что Бог не сегодня говорит ему это последний раз в земной жизни? Кто может поручиться, что уже сею ночью его душа, одетая в грязную одежду греха, не окажется в блистательном собрании небесном вокруг царской трапезы? Ах, кто из смертных может знать, не является ли сей день судьбоносным для всей его вечности! Всего лишь несколько минут решили судьбу двух распятых разбойников. Эти несколько минут один из них не сумел использовать и отошел во тьму внешнюю; в то время как другой сии несколько минут благоразумно использовал, покаялся, исповедал Сына Божия и помолился Ему о своем спасении: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И в то же мгновение старая одежда греха спала с его души, и душа его облеклась в блистающий брачный наряд. И покаявшийся разбойник с достоинством избранного сел в раю за царскую трапезу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Что не одни священнослужители должны причащаться Тела и Крови Христа, а все христиане, это ясно показывают следующие слова Христа: Пийте из нея (чаши) все ( Матф. 26–27 ). Если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во мне и Я в нем ( Иоан. 6:53–57 ). Эти слова, ясно, настойчиво и неоднократно выражающие безусловную необходимость всем людям причащаться не только Плоти, но и Крови Христа, Иисус Христос говорил не одним ученикам Своим, но и народу, говорил всем. Так понимала эти слова и Церковь и с самого начала в точности исполняла волю Иисуса Христа, как это ясно видно из слов Апостола Павла: Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете (1Коринф. 11:26). И далее он два раза говорит о Хлебе и о Чаше. И пишет он это не одним священнослужителям, а всем Коринфянам. Несколько позже, с 11-го века, Латинская церковь допустила и другое извращение в способе совершения этого таинства: стала употреблять вместо квасного хлеба опресноки, опять-таки вопреки обычаю древней вселенской Церкви, которая, как на Востоке, так и на самом Западе, всегда употребляла в этом таинстве квасной хлеб 33 . Но и этим не ограничилась Латинская церковь в извращении способа совершения таинства Евхаристии: она усвоила мнение, будто хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа при возглашении Его слов: Приимите, идите, сие есть Тело Мое и пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя Новаго Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов ( Матф. 26:26–28 ), между тем как древняя вселенская Церковь веровала, что хлеб и вино освящаются во время читаемой вслед за этими словами молитвы, через призывание Святого Духа, при благословении даров священнодействующим – епископом, или иереем 34 . По времени Латинская церковь приняла еще и другие догматические учения, которые древняя вселенская Церковь не исповедовала, или даже совсем и не знала их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Вопрос 106. Какое третье Таинство? Ответ. Святая Евхаристия или Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, под видом хлеба и вина, в котором истинно и собственно, существенно находится Иисус Христос. Это Таинство превосходит все другие и более других содействует нашему спасению, потому что в этом Таинстве открывается и сообщается всем верным вся благодать и благость Господа Иисуса, как будет показано ниже. Вопрос 107. Что необходимо соблюдать при этом Таинстве? Ответ. Во-первых, это Таинство никто другой не может совершать, какая бы ни случилась необходимость, кроме законного священника. Во-вторых, необходимо предусмотреть, чтобы там, где священник должен совершать это Таинство, был жертвенник или, по крайней мере, антиминс, без которого он никоим образом не может принести Бескровную Жертву. В-третьих, следует наблюдать, чтобы было надлежащее вещество, то есть хлеб пшеничный, квасной, чистый, насколько возможно; и вино, не смешанное с какой-нибудь другой жидкостью, и чистое само в себе, в которое во время проскомидии следует добавлять воду, чтобы исполнилось Писание, которое говорит: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин. 19:34 ). В-четвертых, священник, освящая Дары, так должен мыслить (χ ερες τοι ατην γνμην), что сама сущность хлеба и сущность вина прелагается (μεταβλλεται) в сущность истинного Тела и Крови Христа действием Святого Духа, Которого призывает в то время для совершения этого Таинства, молясь и говоря: «Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары. И соделай хлеб сей драгоценным Телом Христа Твоего. А то, что в чаше сей – драгоценной Кровью Христа Твоего. Претворив Духом Твоим Святым» 71 . После этих слов 72 немедленно бывает пресуществление (μετουσωσις): хлеб становится истинным Телом Христа, а вино – истинной Кровью 73 . Остаются только одни виды их, которые воспринимаются зрением, и это по Божественному устроению (κατ τν θεαν οκονομαν). Во-первых, чтобы мы не видели Тела Христа, но веровали, что это оно, вследствие слов, сказанных [Христом]: «Сие есть Тело Мое», и «Сия есть Кровь Моя», веруя более словам и силе Его, чем нашим собственным чувствам, что доставляет блаженство веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Чтобы побудить православного человека к сознательному и благоговейному участию в Евхаристии, Церковь принимает ряд мер: она рекомендует, а Русская Церковь даже предписывает, исповедоваться (т.е. приступать к Таинству Исповеди) перед каждым причащением, а перед исповедью и причащением соблюдать пост, неоднократно присутствовать при богослужениях, читать особые молитвы. Наконец, перед самым причащением священник, держа в руке Чашу с Телом и Кровью Христовыми, совместно со всеми приступающими к причащению произносит краткую молитву: «Верую, Господи, и исповедую...» 36 , где в торжественных, но кратких выражениях как бы суммируется вся предшествующая подготовка к участию в Таинстве. В ней содержится все основное, чем должна быть исполнена душа, желающего причаститься христианина: его вера во Христа как Сына Божия, пришедшего в мир спасти грешников, вера в то, что в Чаше – истинное Тело и истинная Кровь Христовы, осознание собственного недостоинства и опасение, чтобы причащение не оказалось «в суд или во осуждение», прошение, чтобы оно было «в жизнь вечную», т.е. оказало бы свое освящающее и спасающее действие. Возвращаясь к исходному тексту ( Ин.6:54–57 ): «Ядущий Мою Плоть...», который полностью приведен в начале этого параграфа, необходимо упомянуть, что он имеет еще вторую, более общую проекцию, которая, в отличие от изложенной нами первой, евхаристической, пользуется общехристианским признанием. В контексте всей речи Спасителя ( Ин.6:26–58 ), обращенной ко множеству народа (ст. 24), «Хлеб живый, сшедший с небес» (ст. 51) есть Сам Христос, ставший Сыном Человеческим. Он Сам, как Богочеловеческая Личность, преподающая Себя людям в Своем слове, примере, деятельности, жизни, смерти и воскресении, «чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (ст. 40). В этом аспекте питание этим Хлебом есть жизнь во Христе, усвоение Его себе живой верой как Спасителя, как Пути, Истины и Жизни ( Ин.14:6 ). Именно только такое понимание могло быть доступно непосредственным слушателям Христа, когда Евхаристия не была еще установлена и они, следовательно, не могли иметь о ней какого-либо представления. Сказав им: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий», Христос на вопрос: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?», вопрос естественный в устах людей, воспитанных на императивных предписаниях закона и ожидавших от Христа новых предписаний и регламентаций, ответил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (ст. 27–29), и далее: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (ст. 32), т.е. закон Моисеев не может насытить человеческую душу в ее естественном стремлении к Богу как к Источнику любви и правды, а только Сын Божий. Он является истинным питанием, и принятие Его верой обеспечивает вечную жизнь так же, как вкушение обыкновенного хлеба обеспечивает жизнь временную.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Причастие кому предлагается? «Святая – святым», – сегодня громко прокричал настоятель в алтаре. Святая – святым, и святые подошли к Чаше. Те, которые прошли Исповедь, очистились. Мы святые не по жизни – по благодати. А это разные вещи. Даже отцы говорят, что христианин может быть богом по благодати. Когда мы уподобляемся Божеству, строго исполняя Его волю. Но это по благодати. А что значит «по благодати»? Даром. «Благая дать». То есть, мы это не заработали и не заслужили. Благое даяние. Бесплатно. А если бы мы это заработали, то это означало бы, что Бог нам должен. Что Он задолжал нам. Но Бог не олигарх, который задерживает зарплату, и, более того, Бог никому ничего не должен. Всё, что мы имеем, мы получили от Бога. Кто нам дал руки, Кто нам дал ноги? Кто нам дал глаза и возможность видеть этими глазами? Кто нам дал уши и возможность слышать этими ушами? Всё нам дал Бог. Бог никому ничего не должен. А мы всем обязаны Ему. И вот, Он искупил нас Кровью Своею. И Он предлагает нам проявить «терпение святых», стремиться соблюдать «заповеди Божии и веру в Иисуса». Как одно дополняет другое? Вот этот стих очень интересный. Мы должны проявить «терпение святых, соблюдающих заповеди Божии, – и добавлено: – и веру в Иисуса». Для чего такое добавление? Это добавление сделано потому, что мы не можем исполнить весь Закон. В Писании сказано: «делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2,16 ). Ты не убил, но ты прелюбодействовал, ты не прелюбодействовал, но ты воровал, ты не воровал, но ты завидовал. Ты не завидовал, но ты лжесвидетельствовал. А в Писании сказано: «Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» ( Иак.2:11 ). Итак, терпение святых – это когда мы исполняем заповеди Божии, насколько возможно, а где у нас не получается, где мы споткнулись, упали в грех, мы проявляем веру в Иисуса. Веру в то, что Его Кровью очищаются грехи каждого из нас. Давайте снова прочитаем этот стих: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса». Вера в Иисуса означает то, что Сын Божий взял на Себя грехи мира. Что Иисус умер на Кресте за наши грехи. Была принесена в Жертву жизнь Его истинного Человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Я начал читать и нашел, что всё истинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем Писании при посредстве благодати Твоей, – да не хвалится тот, кто видит, будто не от Тебя получил он не только то, что видит, но и самую способность видеть (а что имеет человек, кроме им полученного?). Да вразумится он и не только увидит Тебя, всегда одного и того же, но да излечится, чтобы быть с Тобой. Тот, кто издали не может увидеть Тебя, пусть всё же вступит на дорогу, по которой придет, увидит и будет с Тобой. Если человек наслаждается «законом Божиим по внутреннему человеку», то что сделает он с другим законом, «который в членах его противостоит закону ума его» и «ведет его, как пленника, по закону греха, находящегося в членах его»? 436 Ибо «Ты справедлив», Господи, мы же «грешили и творили неправду», поступали нечестиво и «отяжелела на нас рука Твоя» 437 . По справедливости переданы мы древнему грешнику, начальнику смерти 438 , ибо он убедил нашу волю уподобиться его воле, не устоявшей в истине. Что же сделает «несчастный человек? Кто освободит его от этого тела смерти 439 , как не благодать Твоя, через Иисуса Христа, Господа нашего», Которого Ты породил «прежде всех веков» и создал «в начале путей Твоих» 440 , в котором «владыка этого мира» 441 не нашел ничего, заслуживающего смерти, и убил Его, – так «уничтожена рукопись, составленная против нас» 442 . Вот этого в тех книгах не было. Не было в тех страницах облика этого благочестия, слез исповедания, «жертвы Тебе – духа уничиженного, сердца сокрушенного и смиренного» 443 , не было ни слова о спасении народа, о «городе, украшенном, как невеста» 444 , о «залоге Святого Духа» 445 , о Чаше, нас искупившей. Никто там не воспевает: «разве не Богу покорена душа моя? От Него спасение мое; ибо Он – Бог мой и спасение мое и защитник мой: не убоюсь больше» 446 . Никто не услышит там призыва: «придите ко Мне страждущие». Они презрительно отвернутся от учения Того, Кто «кроток и смирен сердцем», – «Ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл младенцам» 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Д.В. Дементьев Суббота первой седмицы Великого поста Таинство Причащения – таинство, через которое мы делаемся причастниками Божества, соединяемся со Христом. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53–54 ). Таинство Святого Причащения питает нашу душу и тело, способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). Причащение служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: «ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин.6:58 ). Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери. Таинство Причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед Причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы. ПЕСНОПЕНИЯ СУББОТЫ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Тело Христово приимите. Источника безсмертного вкусите. Причастен Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, Живущего Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве. «Благодаря причащению Святых Таин, Владыка, да освящусь душой и телом, да просвещусь, да спасусь, да буду Твоим домом, в котором живешь Ты, многомилостивый Благодетель, со Отцом и Духом». Из последования ко Святому Причащению Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и вот веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010