Цель книги «Святые Дары» —пробудить те чувства трепета и благоговения, с которыми мы должны подходить к Святой Чаше. Мы созерцаем великое таинство Причащения как драгоценный камень, каждая грань которого по-своему отражает Солнце — Христа. Вот главные темы книги: Не существует другого пути спасения; Как готовиться к причастию; Великий пост и Евхаристия; Страстная Седмица и Евхаристия; Пасха Господня и Евхаристия; Двунадесятые праздники и Евхаристия; Евангелие и Евхаристия; Божественная литургия; Евхаристия и священство. В книге мы прочитаем о том, как часто нужно причащаться, о том, что подлинное причащение невозможно без подлинного покаяния (если покаяние — второе крещение, невозможно причащаться без покаяния, как невозможно причащаться некрещеному человеку), о том, что если перед чашей Христовой мы одними устами произносим: «От них же (грешников) первый есмь аз», мы одними устами причащаемся Святых Христовых Таин, о том, что значит «первее примирися тя опечалившим», о предательстве и верности, о том, что каждый христианин — Дарохранительница, о Божией Матери и Евхаристии, о том, что причастие — это слово и действие. О том, как неразрывно связана Евхаристия и священническое служение. Всякий раз, когда священник причащается Святых Христовых Таин, он не может не приводить себе на память час, когда в таинстве рукоположения он принял из рук епископа Тело Христово со словами: «Прими залог сей, о нем же истязан будеши в день Страшного Суда». И наконец о словах Господа, обращенных ко всем нетвердо стоящим в исповедании веры: «Не хотите ли и вы отойти?» В таинстве Евхаристии присутствует все, что совершил Христос нашего ради спасения. И в нем — напоминание о Втором Пришествии Господа. В Великий Четверг мы слышим слово апостола: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26). Этими тайнами и этой устремленностью ко дню Господню измеряется ответственность пастырей и пасомых в таинстве святого причащения. Призыв Церкви к ответственности предельно строг: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11, 27—28). Господь говорит, насколько большим будет наказание для тех, кто сподобился в таинстве Тела и Крови Христовых сугубой благодати, кто знал свой долг, и не исполнял его. Церковь призывает всех к верности. Верность — это подлинная вера. Верность — это бодрствование, ибо ничто так не опасно, как ложная безопасность.

http://radonezh.ru/2020/08/04/svyatye-da...

Цель книги «Святые Дары» —пробудить те чувства трепета и благоговения, с которыми мы должны подходить к Святой Чаше. Мы созерцаем великое таинство Причащения как драгоценный камень, каждая грань которого по-своему отражает Солнце — Христа. Вот главные темы книги: В книге мы прочитаем о том, как часто нужно причащаться, о том, что подлинное причащение невозможно без подлинного покаяния (если покаяние — второе крещение, невозможно причащаться без покаяния, как невозможно причащаться некрещеному человеку), о том, что если перед чашей Христовой мы одними устами произносим: «От них же (грешников) первый есмь аз», мы одними устами причащаемся Святых Христовых Таин, о том, что значит «первее примирися тя опечалившим», о предательстве и верности, о том, что каждый христианин — Дарохранительница, о Божией Матери и Евхаристии, о том, что причастие — это слово и действие. О том, как неразрывно связана Евхаристия и священническое служение. Всякий раз, когда священник причащается Святых Христовых Таин, он не может не приводить себе на память час, когда в таинстве рукоположения он принял из рук епископа Тело Христово со словами: «Прими залог сей, о нем же истязан будеши в день Страшного Суда». И наконец о словах Господа, обращенных ко всем нетвердо стоящим в исповедании веры: «Не хотите ли и вы отойти?» В таинстве Евхаристии присутствует все, что совершил Христос нашего ради спасения. И в нем — напоминание о Втором Пришествии Господа. В Великий Четверг мы слышим слово апостола: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26). Этими тайнами и этой устремленностью ко дню Господню измеряется ответственность пастырей и пасомых в таинстве святого причащения. Призыв Церкви к ответственности предельно строг: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11, 27—28). Господь говорит, насколько большим будет наказание для тех, кто сподобился в таинстве Тела и Крови Христовых сугубой благодати, кто знал свой долг, и не исполнял его. Церковь призывает всех к верности. Верность — это подлинная вера. Верность — это бодрствование, ибо ничто так не опасно, как ложная безопасность.

http://moral.ru/svyatye-dary/

Но мы то, сущие во грехах, как осмелимся приступить к нему? Кто может сказать, что он достоин? Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас, т.е. если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Но если на нас грехи тяготеют, то как может вселиться в нас Христос? Какое может быть общение света со тьмою? Или уже все мы причащаемся недостойно, в суд и осуждение себе? Ведь Ап. Павел прямо говорит: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня ( 1Кор.11:29 ). А между тем Господь наш Иисус Христос призывает нас, православных чад Церкви Святой, приступать к животворящим тайнам Тела и Крови Его. Что же, неужели отважимся принять любвеобильный призыв и приступить к причащению недостойно? Да не будет. Но и то, братие, ведайте, что ни один человек сам себя не может соделать достойным своими только силами. Господь же даровал нам и все средства к тому, что мы могли причащаться Тела и Крови нашего Спасителя не в суд или осуждение. Он указал, что сокрушенное и смиренное сердце не презирается Им. Он же даровал нам и таинство покаяния для прощения грехов. Так восплачь же пред Господом о зле содеянном. Подобно мытарю из глубины души взывай: Боже, милостив буди мне грешному. Засим, поговев, исповедуйся пред отцом твоим духовным и получи от него разрешение. Разрешенное им разрешается Самим Богом. После этого с великим смирением и страхом приступай к приобщению Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Тогда причащение будет тебе в оставление грехов, в общение со Христом и в жизнь вечную. Однако, братие, со скорбью великою в душе мы должны поведать вам, что многие и из православных христиан осмеливаются недостойно, без страха и без благоговения приступать к чаше Господней. Иные приобщаются Тела и Крови Спасителя только потому, что по службе это требуется. Другие делают это по заведенному только обычаю, из боязни людской молвы. Горе этим недостойным причастникам. В суд и осуждение себе они принимают Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и таким образом приготовляют себе гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Ученики, очевидно, смогли вместить только последнее слово о будущем воскресении или, точнее, о скором в их представлении приходе Мессии в Его силе и великолепии, тогда как слово о Его страдании, отвержении и Кресте осталось невоспринятым. Он им говорил о крестных муках, они же мечтали о славе… Впрочем, как и подавляющее большинство из последующих поколений христиан до сего дня. И вот настает момент Тайной вечери, когда Христос предлагает ученикам эту общую Чашу: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 20). И апостол Павел, рассказывая об этой же Тайной Вечери, добавляет: «Ибо всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете чашу, — вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет» (1 Кор. 11, 26). А в одной из молитв Литургии Василия Великого добавлено: «смерть Господню возвещаете, воскресение Его исповедуете»… Поэтому — «да испытывает человек себя, и так от хлеба да ест и от чаши да пьет» (1 Кор. 11, 28). В чем же может состоять это самоиспытание? Прежде всего, наверно, в том, насколько я сам, подходящий к этой чаше, причастен к служению Христову и Его любви, раскрывшейся в страданиях за мир. Насколько я имею часть с Ним. После той самой просьбы братьев Зеведеевых о причастии Его славе в беседе с ними Христос замечает: «Вы знаете, что те, которые считаются начальниками над народами, господствуют над ними, вельможи над ними показывают свою власть; но не так между вами. Но, кто хочет стать великим между вами, пусть будет вам слугой (по-греч. — диаконос); и кто хочет между вами быть первым, пусть будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих» (Мк. 10, 42-45) . Эти же слова с небольшими изменениями повторяются на Тайной Вечери, когда снова возникает вопрос среди учеников, кто из них больше: «Больший между вами да будет как младший, и начальствующий как служащий(диаконон). Ибо кто больше – возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас – как служащий (диаконон)» (Лк. 22, 26-27). Итак, жизнь в Церкви как собрании христиан призвана быть общением в служении друг другу. «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2); «любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13).

http://pravmir.ru/pasxa-stradanij/

И вот, помнишь, как накануне Своих страданий Господь собрал учеников для последней совместной вечери. Это была ветхозаветная пасхальная трапеза, когда вкушали с горькими травами испеченного на углях агнца, в воспоминание исхода народа Божьего из египетского рабства. В конце этой вечери«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое», «которое за вас предается». «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:19 ). А ведь слово Иисуса Христа – это слово Бога. Как Он говорит через пророка: «слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» ( Ис.55:11 ). Так, Бог когда-то говорил: «Да будет...», и из небытия возникали все части нашего мира ( Быт.1 ). И теперь точно так же. Сказал слово, и тут же хлеб и вино стали истинными Его Телом и Кровью. И мы ничуть не сомневаемся, хотя и ощущаем вкус хлеба и вина, принимая Святое Причастие. А дальнейшие слова Иисуса Христа, «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ), дали власть и Его Апостолам, и потом их преемникам, в том числе и вот этому священнику, держащему в руке Святую Чашу, совершать это чудо. Благодаря этому Христову установлению, все последующие христиане, и ты в их числе, точно так же, как и самые первые ученики Христовы, могут принимать участие в этой Священной трапезе. И мы, – еще и еще раз повторю, – приступаем к Чаше не ради здоровья и успеха, не ради достижения комфортного состояния души; даже не ради того, чтобы стать недоступными для бесов и колдунов. Но только потому, что наш любимый Господь говорит нам: «Приимите, ядите...» и «Пейте из нее все...» Потому что мы любим Его, и каждое Его слово для нас – закон. И ничего мы от Него не хотим, а только – выполнить Его волю, чтобы Он был в нас, и мы – в Нем, и чтобы никогда не расставаться ни в этой, ни в будущей жизни. А вот – Божественное установление таинства исповеди

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

4) Поведение после причастия: обязательно прочитать или выслушать благодарственные молитвы; пребывать в воздержании и молчании; хранить совесть по отношению к Богу, людям и вещам. Пример неверия в Святые Тайны Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию 1-му, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост , когда воспитанники приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше – Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Святые Тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему Святые Дары» 104 . Молитва Определение Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом ; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию , указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания , познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда» (Леств.28:1). Священное Писание о молитве «Пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ). «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» ( Мк.1:35 ). «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Так, по мысли православной церкви созерцая преславный образ Бога, Исаия видел второе Лицо Пресвятой Троицы – Сына Божия, явившего Себя в мире Светом и Царем мира (ср. Иоан.12:40–41 ). Глубокое сознание пророком своего недостоинства сделало его достойным рабом Божиим, возвысило его к престолу Царя Небесного и как бы приобщило к сонму Серафимов – исполнителей святейшей воли Божией. 6–7. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. (И послан быст ко мне един от серафимов, и в руце своей имяше угль горящь, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим и рече: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отъимет беззакония твоя и грехи твоя очистит). Когда Исаия глубоко проникся чувством своего недостоинства и исповедал с сердечным сокрушением нечистоту своих уст; то это самое исповедание было святым словом души и уст его: вместе с тем он сделался достойным и благодатного очищения. Уста пророка, имеющего сообщать чистейшую истину, должны быть очищены: потребность такого очищения сознавал и сам пророк, и убежден был, что только Бог может его совершенно очистить, а не люди, сами имеющие нечистые уста. Тогда Господь посылает ему средство очищения. Чистейший дух – Серафим берет чистейшее вещество уголь, горящий священным огнем с жертвенника, где воскурялся фимиам, касается уст пророка и дает ему видеть осязательно, как прикасается его уст образ очищающей силы Божией, и – заметить сам момент таинственного очищения. Так верховное из существ небесных является на служение воли Божией и предуготовляет человека к совершеннейшей деятельности – чистыми устами прославить святость Божию между людьми, имеющими нечистые уста, совершающими греховные дела. Уголь горящий, взятый клещами с жертвенника, коснувшийся уст и очистивший от грехов Исаию, прообразовал бескровную жертву Евхаристии – пресвятое Тело и Кровь Христа-Спасителя, которые, попаляя грехи, очищают и освящают человека в таинстве Причащения. По сему предстоятель церкви Христовой и служитель тайнодейственной благодати – священник, преподав ложицею часть Святых Даров верующему, по прикосновении уст его к святой Чаше, повторяет слова Серафима: се прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит. 8. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. (И слышах глас Господа глаголюща: кого послю, и кто пойдет к людем сим? И рекох: се, аз есмь, посли мя).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 345 Фарисеи, исполняя мелкие предписания закона, то есть жертвуя десятину с самых ничтожных доходов, которые и доходами-то назвать нельзя, и это делали ради славы. Им хотелось, чтобы их признали точными исполнителями, ревнителями закона, но в то же время они не имели ни справедливости, ни милосердия, ни веры. Однако без этих добродетелей щепетильное исполнение закона не приносит никакой пользы. Да, надо было проявлять ревность даже в мелочах, но не оставлять и главного. Иначе человек уподобляется тому, кто боится проглотить насекомое и при этом поглощает верблюда. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды 346 . Люди неопытные, может быть, отчасти даже не осознающие своего лицемерия, стараются внешне выглядеть хорошо: исправляют свои нравы, ведут себя внешне прилично, не нарушают грубо заповедей. В то же время внутри они исполнены хищения и неправды, то есть явно злобных, несправедливых помыслов. Но нужно понимать, что если мы не очистим себя изнутри, то наше приличное поведение не принесет нам никакой пользы. Исполнение заповедей надо начинать изнутри, иначе оно будет неискренним и превратится как раз в то лицемерие, которое в данном случае обличает Спаситель. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их 347 . Конечно, речь идет не о чаше и блюде, а о душе человека. Нужно сначала очистить себя изнутри, тогда наше поведение станет достойным и внешне. А если мы пренебрегаем внутренним и думаем только о внешнем, то нам нельзя избежать тщеславия. Невозможно! Наши поступки всегда имеют какой-то мотив. Если у нас нет мотива внутреннего, то мы будем искать опору в чем-то внешнем, то есть в человеческом одобрении. А к чему это может привести? Вот пример: до революции вся Россия была как будто бы православная и все считали это нормальным. Потом вдруг «разрешили» в Бога не верить – и значительная часть народа сразу же отпала от веры. Те люди, которые на протяжении многих лет до этого ходили в церковь , исповедовались и причащались, по крайней мере, в посты, – теперь совершали дикие изуверства и кощунства. Потому что жили они человеческим мнением, человеческим одобрением.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

И ещё одно пространное и совершенно ясное поучение св. Кирилла о Причастии: «Даже одно сие блаженного Павла учение довольно к тому, чтобы удостоверить вас о Божественных тайнах, коих удостаиваясь, вы соделались Христу стелесными (единотелесными) и скровными (единокровными). Ибо теперь вопиял Апостол: что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое ( 1Кор.11:23–24 ). И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя ( Мф.26:27 ). А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: сие есть тело Мое, после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто тогда усомнится и скажет , что сие не кровь Его ? Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино ( Ин.2:1,10 ), сходное с кровию: и не достоин ли (Христос) веры, когда вино в кровь прелагает (μεταβαλν)? Если зван быв на брак телесный, совершил Он сие преславное чудо: не паче ли сынам брачным ( Мф.9:15 ) даровав Свое тело и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего. Вот по этой причине со всякою уверенностью примем сие , как тело и кровь Христову . Ибо во образе хлеба дается тебе тело , а во образе вина дается тебе кровь , дабы приобщившись тела и крови Христа , соделался ты Ему стелесным и скровным . Ибо таким образом бываем и Христоносцами , когда тело и кровь Его сообщится нашим членам . Так , по словам блаженного Петра , соделаемся причастниками Божеского естества ( 2Пет.1:4 ). Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Они же не духовно услышав реченное, но соблазнившись, отошли ( Ин.6:61–62,66 ), думая, что к плотоядению склоняет их... Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми , ибо оные тело суть и кровь Христова , по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовых " 6 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Кто может собороваться? Больные и дряхлые старцы и старицы. Какую пользу получают христиане от соборования? Отпущение позабытых грехов на исповеди и исцеление или облегчение телесной болезни. О причащении Святых Христовых Таин Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос . Он называет Свое Тело Хлебом Жизни. «Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). И Господь предупреждает нас: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Готовящийся ко причащению Святых Христовых Таин должен быть свободен от упреков совести, от вражды, гнева, рассеянности, смущения, лености, но в глубоком сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства, со страхом и верою должен приступать к Святой Чаше. Свт. Феофан Затворник говорит о Пресвятом Таинстве Евхаристии как о самом сильном и врагопоразительном: «Внемли же сему и Святых Христовых Таин причащайся сколько можно чаще, как только имеешь разрешение от духовного отца своего». Святой Василий Великий (IV век): «Хорошо и преполезно приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову. Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень (воскресенье), в среду, и пяток (пятницу) и в субботу, также и в иные дни, если бывает память святого…» Когда преподобного Серафима Саровского спросили: «Как часто надобно приступать к Пренебесному Таинству Приобщения?» – он отвечал: «Чем чаще, тем лучше. Кто приобщается Святых Таин – спасется, а кто не приобщается – не думаю. Благодать, даруемая Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей присутпил к Господу, Искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрыт был язвами грехов, – и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется». Св. прав. Иоанн Кронштадтский : «Чудно обновляюсь я Божественными Тайнами Тела и Крови Христовых всякий день, даже доселе, до 70-го года моей жизни, и как бы не стареюся, сохраняясь благодатию свежим и бодрым в душе и теле!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010