После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381 — 397).     Настольная книга священнослужителя, Т. II Суббота первой седмицы Великого поста     Таинство Причещения — таинство, через которое мы делаемся причастниками Божества, соединяемся со Христом.     «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53—54). Таинсво Святого Причащения питает нашу душу и тело, способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:58). Причащение служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6:58).    Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.    Таинство Причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед Причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы. ПЕСНОПЕНИЯ СУББОТЫ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА     Тело Христово приимите. Источника безсмертного вкусите.     Причастен     Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, Живущего Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.    «Благодаря причащению Святых Таин, Владыка, да освящусь душой и телом, да просвещусь, да спасусь, да буду Твоим домом, в котором живешь Ты, многомилостивый Благодетель, со Отцом и Духом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14,14). Святитель Василий Великий по этому поводу писал: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить (Божие) веление? Если будущее принесет нечто доброе, то оно придёт, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским законом и ожидай наслаждения благими...» Святой преподобный Григорий Нисский пишет: «У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Поэтому чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: гадания толкований знамений, прорицание, вызывание мертвых, вдохновения, карты и многое другое... И на всякую ложную приманку демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди отступили от Бога, обратились к служению демонам " . И так раз и навсегда усвоим для себя: обращаться к экстрасенсам, колдунам, всяким бабкам-ведуньям, значит подвергать себя большой опасности. Вопрос: Слышал или читал в одном журнале, что Иисус Христос был в Индии, где изучал восточную мудрость, чтобы постичь истину. - Я считаю, что это провокация. Так рассуждают те, кто отвергает Божественность Иисуса Христа. Мы знаем, что Бог принял человеческую плоть, то есть вочеловечился и с самого своего рождения был Богом, но во плоти Богочеловеком (Мф. 1,20-23; Ин. 5,17-30)). Как мы с вами знаем, Бог есть Истина и, конечно же, Истина не нуждается в поиске истины (Евр. 9,14). Вопрос: Очень сложные отношения с соседкой, долгое время живём в ссоре. Нет никакого желания примириться с ней, что мне делать? - Жить в постоянной вражде просто недопустимо. Мы знаем, что, не примирившись с ближним, мы не можем подойти к чаше с Причастием и принять Святые Дары. Не прощая ближнего своего, не можешь иметь прощение от Бога, ведь Господь велит прощать обидчиков. В молитве Господней, обращаясь к Богу, мы говорим: «И остави нам долги наши, яко и мы оставляем должникам нашим». Это значит, что Господь прощает нам наши грехи настолько, насколько и мы прощаем людей, согрешивших перед нами. Если человек сумел простить своего обидчика, то в душе его победил Христос Милосердный, а побежденным остался сатана. Каждый день мы согрешаем пред Богом, нарушая Его заповеди, а Он терпит и ждет нашего покаяния, А как только исповедовались и покаялись, прощает нам наши грехи, как будто их и не было.

http://moral.ru/propoved/Prop_Semenov-2....

Но настоящее покаяние не только в перечислении грехов. Надо как-то осознать эти грехи, поболеть ими; пожелать от них освободиться. И грех, который особенно чувствует совесть, особенно нуждается в покаянии. Когда готовишься к исповеди, сколько препятствий появляется – и не чувствуешь себя готовым, и стыдишься священника, и всякие дела и мысли мешают. И думаешь, как освободиться от грехов, они стали спутниками жизни. Исповедь есть суд над собой перед лицом Божиим при свидетеле – священнике. Исповедь есть выявление вражды ко греху, война ему. Исповедь есть врачебница, где Врач и Целитель – Господь. Евангелие о Расслабленном нам подтверждает это. Что сказал Господь прежде, чем исцелить несчастного? “Прощаются тебе твои грехи”, а потом: “встань и иди.” Вот и мы все расслабленные грехами люди, и на исповедь мы идем, чтобы услышать “прощаются тебе грехи твои.” Но после исцеления новая забота – не заболеть опять. Господи, помоги! Как мы смеем приступать к Св. Чаше? Как мы смеем приступать к Святой Чаше? Или мы не веруем, но тогда зачем приступаем? Как мы смеем приступать к Святыне Тела и Крови Христовых, когда все у нас осквернено – ум, язык, чувства, тело? Не правы ли те, кто говорит, что он недостоин и поэтому по своему разумению отстраняется от Св. Таин? Конечно, мы все недостойны. Но к кому Господь пришел? Он пришел не праведников, а грешников спасти. Он был с мытарями, блудницами, с прокаженными телом и духом. Не для достойных Господь пришел, а если так, то кто из нас по своей воле и по своему разумению смеет сказать “нет”? Неужели, даже раз в год мы не выйдем на зов: “со страхом Божиим и верою приступите”? Ведь этот зов говорит нам не о достоинстве, а о страхе Божием и вере. Господь требует от нас покаяния, желания быть лучше, страха и веры. На выход Господа к нам никто без благословения духовника не может сказать “нет.” К Св. Чаше мы приступаем по заповеди самого Господа. Он сказал “придите.” К Св. Чаше мы приступаем по греховности нашей, так как не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Мы грешные и бессильны в борьбе с грехом, поэтому мы и идем к Спасителю.

http://azbyka.ru/propovedi/nemnogo-o-mno...

Необычные и многозначительные действия и слова Иисуса Христа на Тайной Вечере имели колоссальные следствия в жизни христианской Церкви. Собственно, Иисус возвестил, что отныне Его земное общение за трапезой с Его учениками заканчивается. Его ожидают страдания и смерть. Видимое общение с Ним будет возобновлено только при наступлении Царствия Божия. Это должно было вызвать вопрос: Что же должно происходить в промежутке между расставанием сегодня и спасительным свершением в будущем? На этот вопрос и дали ответ слова о хлебе и о чаше. Они возвестили не только смысл того, что вскоре произойдет с Иисусом Христом, но и совершенно новую и небывалую форму общения с Ним Его учеников. В слове о хлебе Иисус предлагает ученикам в дар Свое Тело, то есть Самого Себя, как Он будет присутствовать среди них после Его только что возвещенной смерти. В слове о чаше сама смерть Иисуса названа в ее спасительном воздействии, как Его самопожертвование. В традиционном ветхозаветном словоупотреблении «изливаемая кровь» означает жизнь, которая отдается во искупление «многих», то есть всех людей. Эта универсальная искупительная смерть тождественна установлению Нового эсхатологического Завета. Собственно, и слово о хлебе и слово о чаше в принципе предлагают один и тот же дар, а именно, Самого Иисуса Христа. Слово о хлебе больше подчеркивает Его исторический, реальный образ, Того Иисуса, который до сих пор общался с учениками. Слово о чаше больше подчеркивает Его смерть, в которой приходит к цели Его земное служение. Иисус Сам предлагает Себя, – и Своими земными делами, и Своей смертью. Важно правильно, в библейском духе понять распоряжение Иисуса Христа о повторении действий и слов Тайной Вечери «в воспоминание». «Воспоминание» на языке Писания – не просто память о том, что было в истории. «Воспоминание» – в оригинале «анамнесис» – это не просто мысленная оглядка назад и не просто воспоминание, но прежде всего действие, актуализация прошедшего в слове и в деле. Например, когда Писание нам говорит «помни день субботний», это вовсе не означает, что мы просто должны помнить о существовании такого дня недели, но распоряжение действовать в согласии с заповедью о субботнем дне, посвящая его Богу. Кроме того, слово «воспоминание» употреблялось в Библии как синоним «возвещения» и «исповедания», а часто и культовых действий. Например, Пс 11,4 : «Памятными Он соделал чудеса Свои». Буквально: «Он установил память о чудесах Своих», то есть установил культовые действия, которыми актуализируются Его спасительные действия в истории, например, праздник Пасхи, который считался «памятным днем» ( Исх 12,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Это бы значило, что я нагрешил, а теперь должен жить с этим несколько месяцев. Теперь два варианта – либо я это забываю, либо начинаю с этим жить, как с болезнью, укорять себя и просить у Бога прощения. Наша частая исповедь может сделать нас  безответственными людьми по отношению к молитве, по отношению к ближнему. Потому что мы знаем, что каждый раз мы можем исповедоваться, называя одну и ту же мешающую мелочь, и мы можем ее даже не исправлять, потому что нам все прощается. — Почему-то, по каким-то причинам принято считать, что в Великий пост с людьми приключаются всякие неприятные события с людьми? Искушения Великого поста… Таких неприятных вещей боишься.    — Не надо бояться жить. Есть люди, которые боятся жить, они говорят так: «Побольше поспишь, поменьше нагрешишь». Я как раз думаю, что Великий пост – это время, когда нам как раз надо по-настоящему начать жить. Если Господь нам посылает не очень приятные встречи и события, думаю, что они промыслительны. Бояться промысла Божьего в нашей жизни не надо. Я уже сказал, что Евангелие начинается со смерти ни в чем не повинных младенцев. Если мы не боимся читать Книгу, которая начинается с такого страшнейшего события и считаем это самым главным в своей жизни, мы не должны, в принципе, бояться жить. С нами, дорогие наши христиане, может случиться что угодно в любой момент нашей жизни. Мы не должны этого бояться. Каждое воскресенье мы приступаем к Чаше, где распятый Христос и трудно думать о том, что человек, решившийся приступить к Чаше, где ломимое Тело Христово и Его Кровь излиянная, будет после этого в своей жизни рассчитывать на какое-то благополучие. Задумайтесь об этом – мы приступаем к распятию Христа, особенно Великим постом это постоянно провозглашаем. Зачем мы тогда идем к Чаше, если мы не готовы к какому-то страданию, если мы для себя не мыслим возможность внутри нашей веры пострадать? Мне кажется, что было бы не честно приступать к Чаше с Причастием, не думая об этом.  — Как же все-таки решиться на то, чтобы так помолиться и доверить всецело свою жизнь Богу?

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

Итак, что мы имеем в древности? – Прощение грехов подаётся тогда, когда человек своими грехами себя исключил из Церкви, и его покаяние – таинство воссоединения с Церковью , дающее возможность приступать к Чаше. Тот, кто ищет покаяния, сотворил нечто, не дающее ему подойти к Чаше без исповеди и соответствующей епитимии. А монашеское откровение помыслов подразумевает «корректировку» в тех случаях (а их большинство), когда образ жизни не мешает пребыванию в Церкви и Причащению. Но скажут: сегодня невозможно механически вернуться к древней практике, – и будут правы. Знакомы нам и негативные стороны греческой практики, когда причащаются часто, а исповедуются по мере потребности: есть люди, дожившие до зрелого возраста, и так ни разу и не приступавшие к исповеди. С другой стороны, очевидно, что проблема есть, и с этим нужно что-то делать. Если закрыть глаза, проблема ведь не исчезнет. Более разумным представляется следующее решение: в индивидуальном порядке позволять постоянным прихожанам самостоятельно решать для себя вопрос частоты исповеди. Такая практика уже существует, и хорошо показала себя в некоторых приходах. Священник, знающий свою паству, вполне может позволить постоянным прихожанам, стремящимся к частому Причащению, исповедоваться примерно раз в месяц или по мере необходимости, и при этом приступать к Чаше каждое воскресенье. С одной стороны, это избавит многих людей от мучительной необходимости «ну хоть что-то придумать» для исповеди, а с другой – даст возможность священнику уделить больше времени тем, кто действительно в этом нуждается – пришедшим на исповедь впервые или после долгого перерыва. Наверное, идеальная модель сочетания исповеди и Причащения не будет придумана никогда: жизнь вообще трудно вписывается в любые «модели». При любой практике возможны и злоупотребления, и профанация, но это уже вопрос ответственности – как пастыря, так и каждого христианина. Но поиск модели, которая даст возможность избегать такого множества профанаций, как это происходит сегодня, – дело, несомненно, заслуживающее внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Очень радостно видеть, что в этот день поклонения Кресту Христову все вы хотите причаститься Святых Христовых Тайн, то есть хотите быть со Христом, хотите соединиться со Христом в наиболее возможной для нас степени. Это значит, что вы избираете крестный путь, может, еще не вполне сознательно, может, еще не почувствовав до конца, что это значит, но, во всяком случае, всем своим сердцем, вы избираете сегодня его. Горе нам, если мы будем приходить сюда лицемерно, если будем поклоняться Кресту и целовать его, причащаться Святых Христовых Тайн, а в сердце будем равнодушны, если все это будет только внешней формой. Это будет означать для нас смерть духовную, очерствение нашего сердца, омертвение нашей совести, потерю веры. Да не будет сего! Не так, а только от всего сердца, со всей любовью, с покаянием, с решимостью оставить все и пойти за Христом, как апостолы: “Вот мы все оставили и пошли за Тобой, что нам будет?” И вот мы тоже, не какой-то корыстью движимые, но жаждой любви, спрашиваем Господа: “Вот мы все оставили и пойдем за Тобой, и что будет нам тогда?” И Господь говорит нам: “И будет вам радость, и будет вам свет и любовь. Благодать Божия коснется вашего сердца, тогда все трудное, все невозможное станет для вас легким, а все греховное станет для вас мерзким, тогда начнется ваша новая жизнь, тогда вы соединитесь с Богом”. Именно так, именно желая этого соединения, желая от всего сердца отречься от своих страстей, отказаться от своих грехов, желая начать новую жизнь, устремляясь всем сердцем к Богу, оставляя все греховное, все темное позади себя, так, чтобы не возвращаться к нему, вот так мы с вами должны приходить к Святой Чаше Христовой, так мы должны поклоняться Кресту Господню. И обязательно тут же получим удостоверение в сердце своем, что мы встали на добрый путь, потому что благодать Божия обязательно подтвердит нам наш выбор. И вот, приступая к Святой Чаше, мы должны каяться. В чем? Прежде всего, в том, что до сих пор мы не так жили! В том, что до сих пор мы еще никак не могли быть верными избранному пути. Мы называем себя христианами, но не суть таковы. По нашим делам мы не таковы, мы таковы только по имени, а поступаем совершенно не по-христиански. И вот в этом нужно каяться. Нужно каяться в том, что мы никак не можем победить свою раздвоенность. Раздвоенность — это есть лицемерие, фарисейство. Мы все пробуем пролезть сквозь игольные уши, называя себя добрыми, оставаясь злыми. Такое раздвоение страшное очень быстро поражает сердце человека до основания. Мы знаем ужасные примеры, когда человек, слушая проповеди, читая Евангелие, зная молитвы, многократно пройдя через исповедь, совершает тяжкий-тяжкий грех, преступление, потом на исповеди его скрывает, идет к Святой Чаше и причащается, думая свести концы с концами, думая, что это возможно.

http://pravmir.ru/put-xristianina-krestn...

Из учительного известия (продолжение). – О подаянии, приятии, хранении и поклонении Божественных Таин. – Как вообще миряне должны причащаться Св. Тайнам во время говения? – Можно ли в случае недостачи приливать простое вино или всыпать простой хлеб в чашу, когда бы Св. Даров недоставало для причастников? – Кто из верующих имеет право па приобщение Св. Тайнам в Церкви православной? – Какие лица у нас не могут быть удостаиваемы Св. Причастия по правилам церковным? – Как должны в этом случае поступать священники с сокровенными грешниками? – Можно ли удостаивать Св. Причастия изумленных, или обмерших и т.п. – Правило для мирян, готовящихся ко Св. Причащению, и о том, как должны поступать с ними священники в сомнительных случаях. – Может ли православный священник напутствовать Св. Тайнами иноверцев, если они не примут Православия? §108. Касательно Причащения мирян в церкви вообще у нас существует следующее правило: Верующие должны подходить к св. чаше с особенным благоговением и в глубоком смирении, как к самому Иисусу Христу, во Св. Дарах в ней сущему (Учит. извест.). При сем в некоторых местах у нас есть прекрасный и вполне достойный подражания обычай, в силу которого желающие приобщиться, прежде чем приступить к св. чаше, во время пения причастного, целуют местные иконы, и тут же смиренно кланяясь друг другу, один у другого испрашивают прощения в обидах, какие кто кому когда сделал. (Дополн. к учит. извест.). Затем по открытии Царских врат и появлении Св. Даров причащающиеся должны каждый повторять за священником известную молитву: Верую Господи и исповедую … и т.д. и т. обр. совершая земной поклон пред Св. Дарами, мирно и неспешно приступать к св. чаше, имея при этом руки сложенные на груди крестообразно. (Учит. известие). Само собою разумеется, что при сем каждый из причащающихся должен по возможности достаточно раскрывать рот, дабы священник мог без труда вложить в оный лжицу с Св. Тайнами, и таким обр. не могло быть никакого затруднения в причащении. (Дополнение к учит. извест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Вопрос: Я очень сильно болею, но никому не показываю. Как мне исповедаться и, Бог даст, причаститься Животворящих Таинств? Митрополит Иларион: Зовите священника на дом. Договоритесь со священником, чтобы он пришел Вас исповедать и причастить на дому. Вопрос: Владыка, будут ли богослужения на Пасху? Митрополит Иларион: Богослужения обязательно будут. Вопрос: Владыка, скажите, пожалуйста, как отпраздновать Пасху дома? Митрополит Иларион: Посмотреть обязательно Патриаршее ночное богослужение, а потом вместе с Вашими близкими разговеться, похристосоваться. Может быть, сейчас целоваться нельзя будет, но сказать «Христос воскресе!» и ответить «Воистину воскресе!» никакие санитарные службы нам не запретят. И возрадоваться о Воскресении Христовом тоже никто нам не запретит. Вопрос: Сейчас идет Великий пост. Если моровое поветрие дано по грехам нашим, значит, надо усилить пост и молитву? Митрополит Иларион: Совершенно верно. Надо усилить пост и молитву. Вопрос: В УоиТиве-канале портала «Иисус» есть, в частности, два фильма: первый — «10 правил ко Причастию» (цикл «Коротко о главном»), выпущенный в феврале 2019 года, а второй — «Причастие во время эпидемии», опубликованный в марте 2020 года. В первом фильме Вы говорите, что через Причастие никакая зараза не передается, а во втором предупреждаете об угрозе передачи коронавируса через лжицу. Это смена позиции, или я что-то неправильно понял? Митрополит Иларион: Это не смена позиции, а уточнение того, что я говорил в 2019 или в 2018 году, отвечая на очень часто задаваемый нам вопрос: «Почему вы причащаете людей из ложки?» Есть люди, которые брезгуют причащением из ложки, я сам знаю тех, кто не причащается, потому что брезгует. Таким людям я всегда отвечал: «Святые Дары — Тело и Кровь Христовы — это святыня, через которую ничем заразиться невозможно». Сейчас, когда мы оказались в ситуации эпидемии коронавируса, я вынужден сделать уточнение, которое раньше не делал: Святые Дары являются святыней, через них заразиться ничем невозможно. Но Святые Дары находятся в Чаше, а причащаемся мы ложкой. Вот в стакане с водой есть вода, а есть сам стакан, к которому мы прикасаемся так же, как люди прикладываются к Чаше после Причащения. Где гарантия, что вирус не останется на Чаше или на лжице? Вот почему лжица сейчас при причащении протирается проспиртованным платом или обмакивается в спиртовой раствор, а затем в воду. Здесь нет противоречия, здесь есть уточнение.

http://patriarchia.ru/db/text/5616900.ht...

Мария из Москвы 25 апреля 2013, 23:31 Не знаю ничего про то, где там слащавый протестантский дух, не была я ни у каких кочетковцев, (если про них это сказано), но у о.Димитрия Смирнова была(он за частое Причастие), и там прихожане как-то сердечней и веселей ))) А один из приходов, которые посещала до того - вот там атмосфера холодная-холодная была. И кое-кто из священников ходил таким вот " цербером " , вид все время суровый такой, я его побаивалась, и было отчего - то цыкнет на кого-то, то еще что-то, с жесткостью он палку явно перегибал. Причем не только на мирян кидался со своим этим " перед Причастием надо постится неделю " , но и кое-кого из служащих с ним священников с более мягкими подходами прямо при прихожанах задирать себе позволял: говорил вслух, что тех, кого сегодня ты исповедуешь, я завтра причащать не буду, о как,.... это я не с чужих слов рассказываю, сама видела, до сих пор как вспомню, так челюсть плавно отвисает. И попробуй ему что возрази - он же с советских еще лет рукоположен, столько лет священник, ему ли не знать.В общем, проще обойти и не сталкиваться,слава Богу, не довелось близко общаться с ним, а потом и вовсе ушла в другой приход, да и он теперь далече. Потому что сделали его настоятелем одного из новых московских храмов. Первая мысль была, как узнала " вот не повезло же кому-то " , впрочем, всякое бывает, надеюсь, он и изменил свои подходы,... или, боюсь, прихожан у него будет мало-мало... Сергей-59 25 апреля 2013, 23:28 о.Георгий поднял очень не простой вопрос. Хотя этот вопрос всегда стоял перед православными. Правильно причащаться как можно чаще! С другой стороны нельзя приступать к чаше не подготовленным. Более того, такое " причастие " может приводить к болезням и смерти, как говорит ап.Павел. Как человек, живущий в миру, могу сказать только о себе. Хотелось бы причащаться чаще, но не получается приступать к чаше подготовленным боле 4-5 раз в году. Несколько смутила меня фраза о том, что без исповеди христианин может приступить к чаше только после крещения. Я почти каждое воскресенье привожу к причастию 3-х летнего внука. Он конечно же крещён во младенчестве. Теперь буду просить благословление священника на его причастие, т.к. исповедник он (внук) никакой.

http://pravoslavie.ru/61049.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010