«Мы не согласны веровать только в благодатное присутствие Господа во имени Своем, читаем мы в одном из первых писаний имябожников. Благодатно присущ Господь и иконе Своей, но во имени Его мы имеем больше того. Имя Божие есть Сам Бог Сый и живый» 504 . «О нем же (т. е. о имени Иисус Христос) подобает спастись, Его же подобает и чествовать, и поклоняться как Самому Господу Богу» 505 . «Мы воздаем Ему поклонение, как Богу», читаем в «Ответе на грамоты вселенских патриархов» 506 . В Апологии Булатовича доказывается, что имя Божие не есть лишь облагодатствованное человеческое слово и что его нельзя приравнивать к св. кресту и к иконам. «Имени Господня по божественной силе никак нельзя приравнивать к св. иконам» 507 , а «нужно Ему воздавать Божественную честь» 508 . Святая Церковь , по утверждению Булатовича, воздает имени Божиему не тодько поклонение и славу, но и служение, по-греческп Λατρεα, относимое только к единому Богу... Литургия есть служение имени Господню» 509 . У Булатовича есть даже более смелое утверждение. Оно говорит о прославлении имени Божия не только людьми, или Иисусом Христом по его человечеству, но и Самим Богом, причем под именем разумеет, конечно, наименования Божии. Бог не только прославляет Свое имя 510 , но и повторяет имя Иегова, чтобы этим показать, что все сие Он делает ради Имени Своего (т. е. ради Своего названия), и дабы тем наипаче укрепить веру и страх и благоговение к имени Своему, которое есть Он Сам», поскольку Он «теснейше и неотделимейшим образом соединяет Себя с именем Своим» 511 . Иисус Христос, по мысли Булатовича, пришел на землю, пострадал, умер и воскрес не для чего иного, как для того, чтобы прославить имя Господне, т. е. название и оправдать свое имя Иисус, как постоянно повторяет Булатович 512 . Таким образом, Булатович мыслит отношение имени Божия к Самому Богу так же, как Платон мыслил отношение идеи к вещи, и имя Божие представляется у него чем-то даже высшим существа Божия, чем-то таким, с чем Бог сообразует Свои действия, что Он прославляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В частности об освящении икон о. Иоанн учит так же, как и VII вселенский собор, считая, что хотя бы особой молитвой икона не освящалась, ее все же надо считать святой по её значению. «Все иконы, пишет он, я буду без сомнения чтить поклонением, только бы они соответствовали действительным, живым, святым образам (иконам) Божиим» 971 . «Если усумнишься, освящена ли икона Божией Матери, пред которой молишься, пишет он, то ведай, что Сама первообразная Владычица преосвященна уже тысяча девятьсот лет... Всегда она свята и пресвята вечно, и непоколебимо, неизменно, и Она на всяком месте есть, всякой иконе Своей присуща и, одним начертанием лика и имени, и лица Спасителева и имени Его уже освящает вещество самым ликом Своим и начертанием имени. В простоте сердца взирай на всякую икону, а сомнение – от диавола, чтобы отвлечь от сердечной молитвы. Говори ему: вся земля свята; на всяком месте владычество Господа моего и Пречистой Его Матери – Владычицы всего мира. На Нее, Пречистую, сердечными очами взираю, а не доске поклоняюся: изображение сделано только в помощь моей немощи» 972 . Конечно, имябожники начнут перетолковывать слова о. Иоанна в том смысле, что «икона освящается начертанием имени». Но о. Иоанн не говорит так, а говорит, что Богоматерь освящает вещество начертанием её лика и имени. Таким образом, по учению о. Иоанна, источником освящения является само лицо, изображаемое на иконе, т. е. Сам Господь, Сама Богоматерь или сам святой, а не имя Господа или Богоматери или святого. Начертание же имени, как и начертание лика святого являются лишь тем посредством, чеез которое это освящение подается. В этом случае одно благочестивое действие – самое изготовление иконы может заменять другое благочестивое действие – молитву освящения. И отец Иоанн вовсе не говорит, что лик иконы освящается начертанием имени, а говорит, что вещество иконы освящается начертанием лика и имени. Начертание имени, таким образом, является у него, как это действительно и есть и как учит и VII вселенский собор, действием такого же, а не большего значения, как и начертание лика, так как и то и другое суть части одного действия – приготовления иконы, и начертание имени есть также изображение святого, как и начертание его лика, только другим способом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В 1-м кондаке Воскресение Христово выражается следующими словами: «Взбранный Воеводо и Господи, ада Победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти создание и раб Твой, но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Из слов же 1-го икоса следует, что весь Акафист поётся «на похвалу Пречистого Имени» Иисусова. Итак, воспевая Воскресение Христово и именуя Христа Победоносным Вождём, Господом, ада Победителем, так как Он избавил нас от вечной смерти, мы этим не иное что воспеваем, как Имя Господне, ибо воздаём похвалу Пречистому Имени Его, Которое Господь прославил победой над смертью и воскресением, ибо Церковь имеет Имя Господне как Самого Господа и, воздавая славу Имени Божию, воздаёт славу Самому Богу, не разделяя Имени Божия от Самого Бога. Затем, воздав хвалу Имени Господню, поющий возвращает взор свой на себя и сознаёт, и исповедует своё имя бесславное – «создание и раб Твой» – и опять возвращает взор свой к Господу и Имени Его – «Имеющий милосердие неизреченное», и снова обращает око ума своего к себе, и, сознав и прочувствовав имя своё – «грешник», молит помиловать его ради Имени Иисуса, Сына Божия. Таким образом, здесь ясно усматривается этот процесс молитвы, о коем мы говорили В предыдущих главах, что каждая молитва деется о Имени Божием и о имени своём, сочетая дух свой и истину свою, то есть свою душу и свой ум, с выражаемыми именами истинами и тем сочетаясь с Духом Святым и Истиною – Христом. Во 2-м кондаке воспоминается воскрешение Господом сына вдовицы, и поющий молится, дабы Господь, прославивший Имя Своё сим явлением Божественной силы Своей, и паки прославил бы и днесь Имя Своё, воскресив и мою умерщвлённую грехом душу, призывающую Имя Твоё и поющую хвалу «Невидимому», то есть «Аллилуиа». В 3-м кондаке воспоминается прославление Богом Имени Своего ниспосланием Духа Святого апостолам, причём противопоставляется сему и имя человеческого бесславия – «обнажённый от всякого благотворения» – и испрашивается «теплота Духа Святого» и молитвенный дар.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Ныне и имяборцы собрали около десятка текстов, прямого отношения к спору не имеющих, причём особенно опираются на слова святого мученика Иустина, что Бог не имеет имени и что – «Бог не есть имя». Афонские обители: Паителеимоновский монастырь и Андреевский скит сотнями тысяч распространяют по России листки, в которых, опираясь на доклад архиепископа Никона, чернят самым бессовестным образом своих братий-изгнанников; возводя на них самые бесстыдные клеветы, а с другой стороны, пропагандируют имяборческое учение об Имени Божием, приводя в подтверждение того, что Имя Божие есть лишь фикция, приведённые выше слова святого мученика Иустина. До какой степени эти слова Святого Иустина, что «Бог не есть имя», истолковывают они в свою пользу и опираются на них, видно, например, из следующих слов одного имяборческого листка «Стойте в вере»: «Св. Отцы, как например, св. Иустин мученик , прямо говорят, что «Бог не есть имя». То же самое повторяет и святой Иоанн Дамаскин , говоря: «Бог не имя». Уже этими тремя словами совершенно разбивается всё лжемудрование «имябожников» 282 . Кроме отрицания Божества Имени Божия, в имяборческих листках проповедуется также отрицание Божественной силы Имени, Божия, а относительно имени Иисус высказывается, что оно бессильно в Таинствах, что оно достопоклоняемо наравне со св. иконами и что оно принадлежит Господу Иисусу Христу лишь по человечеству, и не предвечно, но лишь со времени воплощения. Указание имяборцев на святого Иустина заставило нас проверить те тексты, на которые опираются наши противники. Мы прочитали его творения и убедились в том, что противники наши совершенно произвольно извратили вышеприведённый текст, придав ему совершенно иной смысл тем, что вырвали его из предложения, в котором он составляет лишь начальные слова, но кроме того, сверх всякого ожидания, мы нашли именно у сего святого апологета нашей веры самые неопровержимые свидетельства в пользу Божественной природы Имени Иисус и всякой Божественной истины, в пользу предвечности Имени Иисус, в пользу зиждительной силы Имени сего в Таинствах, в пользу обожения Имени Иисус Христова первыми христианами. Спешим поделиться этими новыми открытиями со всеми любителями истины, ибо они проливают великий свет на всю сущность спора. Тексты взяты нами из книги: «Сочинения святого Иустина, философа и мученика». Перевод прот. Преображенского. Москва, 1892 г. После каждого приводимого текста мы проставили номер страницы книги по названному изданию. Некоторые тексты мы кроме того привели и по старому славянскому переводу, в котором Божество и Божественная сила Имени Иисусова ещё более подчёркнуты. Правдолюбец 1. Имя Иисус есть предвечное Имя Сына Божия

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Итак, мы веруем, что Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа, которые все выражают по смыслу своему истину о Боге, веруем, что они суть Сам Бог, по реченному: «Аз есмь Истина» ( Ин. 14:6 ). Текст акта о нем же подобает нам спастись (т. е. о Имени Иисус), НО ЧЕСТВОВАТЬ ЕГО (т. е. только Самого Бога) и ПОКЛОНЯТЬСЯ ЕМУ САМОМУ, ГОСПОДУ БОГУ. Возражение отвергающих его На эти слова мы отнюдь не соглашаемся, ибо, что же иное ими говорится, как не то, что Именем Иисусовым СПАСАТЬСЯ ДОЛЖНО, НО ПОКЛОНЯТЬСЯ ЕМУ НЕ ДОЛЖНО, А ТОЛЬКО САМОМУ БОГУ. Эти слова и суть ересь и разделение Имени Божия от Бога, ибо Церковь не делает различия в том: поклоняться ли Богу или Имени Его, ибо всякое поклонение – безразлично по неотделимости Имени Божия от Бога приемлется Самим Существом Божиим. Так, например: в молитве иерейской на Шестопсалмии говорится: «Благодарим Тя, вложившаго во уста наша слово хваления, еже покланятися и призывати Имя Твое Святое» (1-я мол.) – «Благодарим Тя, яже поставил еси (нас) в поклонение честнаго Имени Твоего» (6-я). – «Благо есть исповедатися Господеви, и пети Имени Твоему, Вышний» (на утр.). Итак, что же иное этими словами решили на Соборе Старцы, как не то, что Божеское поклонение подобает воздавать только одному Существу Божию, а не свойствам Его, именуемым Именами? Что же это есть иное, как не отделение Имени Божия от Бога? Итак, такое учение тождественно с учением Варлаама, которое Церковь прокляла следующими словами: «Анафема тем, кои думают, что одному только существу Божию свойственно Имя Бога, а не энергии». – Посему в словах Акта, что – «О НЕМ ЖЕ ПОДОБАЕТ СПАСТИСЯ, НО ЧЕСТВОВАТЬ И ПОКЛОНЯТЬСЯ ЕМУ, САМОМУ ГОСПОДУ БОГУ», – слово «НО» отвергает собою поклонение Имени и выражает, что поклоняться и чествовать подобает только одному Богу, а не Имени Его, и таким образом этим словом «НО» вводится отделение Имени от Самого Бога, на что мы отнюдь не соизволяем, но если угодно Собору, чтобы установить единомыслие с нами,то слово « НО » следует заменить словом « И », и заменить сей член исповедания следующим: «О НЕМ ЖЕ ПОДОБАЕТ СПАСТИСЬ, И ЕГО ЖЕ ПОДОБАЕТ И ЧЕСТВОВАТЬ И ПОКЛОНЯТЬСЯ КАК САМОМУ ГОСПОДУ БОГУ».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Спустя два года, в 1916 году, Эрн публикует статью»Спор об Имени Божием», где говорит о значимости вопроса о почитании имени Божия для современного человека. В отличие от Троицкого, видевшего в имяславии»явление религиозного атавизма»   , Эрн считает, что»вопрос об Имени Божием потрясающе современен». Этот вопрос метафизически и религиозно»является скрытым и пока что невидимым фокусом всех лучей Истины, разрозненно сверкающих в различных волнениях и алканиях современного духа». Он»беспредельно глубоко отвечает на целый ряд отрицаний европейской истории и таким образом является великим и достойным моментом не человеческой, а божествен–ной диалектики вселенской жизни»   . Спор, развернувшийся на Афоне вокруг темы почитания имени Божия, по мнению Эрна, не был случайным явлением. Причиной этого спора Эрн, вслед за имяславцами, считает не книгу»На горах Кавказа», а рецензию на нее инока Хрисанфа и последующие публикации архиепископа Антония (Храповицкого). В этих публикациях афонцев поразил»развязный, грубый и часто хульный язык имяборствующих»   , резко отличающийся от привычного для них языка святоотеческого богословия. Святые Отцы, как бы ни различались между собой, всегда говорили об имени Божием со страхом и трепетом, пишет Эрн. Это отношение они унаследовали от богослужения, являющегося»наиболее непосредственным (в эмоциональном смысле) выражением церковного самосознания», напоенного»величайшим, трепетным литургическим благоговением к Имени Божию»   . Достаточно сравнить писания имяборцев с высказываниями Отцов Церкви об имени Божием, чтобы в самом тоне почувствовать глубочайшую пропасть, отличающую святоотеческое отношение к имени Божию и отношение имяборствующих   . Книга схимонаха Илариона»На горах Кавказа», по мнению Эрна, не вносит ничего принципиально нового в святоотеческое понимание имени Божия. Более того, у Илариона вообще нет»своих»слов: он главным образом пересказывает слова и мысли общепризнанных учителей Церкви, святых и подвижников. Новым моментом в книге схимонаха Илариона является та настойчивость, с которой в ней выдвигается на первый план сила, могущество и спасительность имени Божия. В этой настойчивости, считает Эрн, есть»какаято огромная, внутренняя значительность, чтото провиденциальное и относящееся к самым глубоким потребностям современной религиозной жизни»   .

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

В выговоре этого имени, какой передается языческими и христианскими писателями, видим общее им то, что у всех их опущена из еврейского имени гортанная ее буква ге, два раза читаемая в имени. Знающим еврейский язык известно, что гортанные буквы еврейских слов при переходе в греческое произношение или изменяются или исчезают. Незнакомые с этим языком могут увериться в этом, если мы здесь укажем на несколько собственных имен еврейских, изменившихся в произношении 70 толковников: у них буквы ге или совсем опускается, исчезает, или заменяется гласными а, э. Напр. имя Аврагам у 70 толковников произносится Авраам; Иегоханан (2 Паралип. 17:15.) произносится Иоанан, перешедшие потом в имя Иоанн. То же самое изменение видим в выговоре великого имени у греческих писателей, тогда как у всех народов Симова племени эти буква, у Евреев гэ, у Арабов га, у Сирийцев гэ, означающая мягкий и тихий гортанный звук, всегда произносится звуком, ясно ощутительным для слуха Еврея, Араба, Сирийца. Кроме того усматривается одинаковость произношения буквы вау в великом имени у тех же писателей: в двух произношениях она удержана, а в других совсем опущена. Их всего этого можем сделать такой вывод: особое произношение от того, как его ныне произноси; а напротив доказывает, что правильного произношения этого имени они не знали. 84 Самаританский выговор великого имени, который передает Феодорит, Иаве, и который еврейскими буквами и масоретскими гласными означился бы так, так же не может предпочесться нынешнему произношению, принятому у нас и у евреев: в нем видим те же отступления от этого, какие замечены выше. Но, кроме того, нельзя оставить без замечания, что Самаритане, так рано отделившиеся в особое царство от иудейского и вместе с тем уклонившиеся от них в религии (со времени иеровоама 1-го, 3цар. 12:19.20.26–31), а потом смешавшиеся с язычниками (после падения их царства, 4цар. 18:9–12. 17:1–6.24–34), не могут считаться более верными, чем иерусалимские Евреи, хранителями выговора имени. Иоанн Симонис, в своем сочинении Onomasticum veteris testament «Изъяснение собственных имен Ветхого Завета», указывая и на самаританское произношение имени, основался только на Феодоритовом свидетельстве, не подтвердив его никакими новыми, более заслуживающими доверия, филологическими основаниями 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

В Великом посту 1912 года, опять же по благословению игумена Иеронима, о. Антоний пишет статью»О молитве Иисусовой», которую публикует отдельной брошюрой после одобрения ее Петербургским Духовно–цензурным комитетом. В этой статье, насыщенной ссылками на Священное Писание и на труды о. Иоанна Кронштадтского, иеро–схимонах Антоний говорит: Истинная, живая христианская вера, как душа с телом, всегда соединяется с пламенной молитвой к Господу, а вместе с тем и с живою верою в силу молитвенного призывания Имени Божия. Без веры во Имя Божие, без исповедания, что с Именем Божиим соприсутствует Сам Бог, что с Именем Иисусовым соприсутствует Сам Иисус невозможно стать искусным молитвенником, невозможно привести душу в сыновние чувства к Богу и познать Иисуса, живущего во Имени Своем   . 7 мая иеросхимонах Антоний (Булатович) обращается к архиепископу Антонию с письмом за подписью»иноки афонские», содержащим ответ на рецензию инока Хрисанфа. Данное письмо предназначалось для публикации в»Русском иноке», однако архиепископ Антоний отказался публиковать его; оно появилось лишь год спустя в газете»Новое время». В своем письме о. Антоний опровергал обвинения инока Хрисанфа в адрес схимонаха Илариона, ссылаясь на писания о. Иоанна Кронштадтского: «Имя Божие есть Сам Бог», — говорим мы и о. Иларион.«Имя Иисус — Сам Господь Бог Иисус Христос». Противники же наши, услыхав эти слова, соблазнились ими и, не поняв или не пожелав понять, в каком смысле это говорим мы, укорили нас в нарушении второй заповеди о несотворении себе кумира, поняв эти слова как»обожение Имени»и»воплощение Имени в самую Сущность Божества». Считаем долгом, во–первых, сказать, что это выражение принадлежит не нам и не о. Илариону, но принадлежит облагодатствованнейшему приснопамятному российскому пастырю о. Иоанну Кронштадскому:«Когда ты про себя в сердце говоришь, или произносишь Имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь все существо Господа Имя его есть Он Сам «Это суть слова благодатного и опытного молитвенника, ощутительно познавшего, сколь действенно и величественно и сладостно призывание Имени Божия и Имени Иисусова ибо тогда Сам Иисус Христос ощущается и созерцается умносердечным оком во Имени Своем. В этом смысле и говорит о. Иоанн Кронштадтский, и о. Иларион, и мы все, что Имя Божие есть»Сам Бог». Но ни о. Иоанн Кронштадтский, ни ктолибо из нас не возводим Имени Божия (т. е. букв и звуков) по существу на степень Божества отдельно от Бога и не поклоняемся Имени Иисус отдельно от Бога   .

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

XIII в. Мозаика в Соборе Св. Марка, Венеция Господь, Господь ( Yahw Yahw), Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячу родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода ( Исх.34:6–7 ). В этом повествовании провозглашение Богом имени Яхве (Иеговы), то есть Своего собственного имени, является наивысшим моментом откровения. Все прочие наименования, которые следуют за именем Яхве – «Бог человеколюбивый», «милостивый» и другие – являются лишь толкованиями этого имени, как бы добавляют обертоны к его основному звучанию. Страхом перед именем Яхве проникнут ветхозаветный религиозный культ. Храм Иерусалимский, построенный Соломоном, является храмом имени Божию. Об этом свидетельствует повествование 3-й Книги Царств, посвященное строительству храма царем Соломоном. Царь начинает свою речь словами: «У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа, Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм имени Моему, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему» ( 3Цар.8:17–19 ) 21 . Затем он произносит молитву, текст которой мы привели выше: в этой молитве имя Божие упоминается многократно в качестве синонима Самого Бога ( 3Цар.8:23–53 ). Вся жизнь храма сосредоточена вокруг почитания имени Божия: храм называется именем Господним; в храме пребывает имя Господне; в храм приходят, услышав о имени Господнем; в храме исповедуют имя Господне. Священное имя Яхве определяет весь богослужебный строй храма. Даже после того как первый храм был разрушен и на его месте, после возвращения евреев из вавилонского плена, был построен второй храм, он по-прежнему воспринимался как место, в котором обитает имя Божие ( 1Езд.6:12 ). К этому времени евреи из благоговения перестали произносить имя Яхве, заменяя его другими именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, видите: Пётр назвал Господа «Христос Сын Бога Живаго», а Господь подтвердил, что Его Имя есть воистину «Иисус Христос». Следовательно, оба речения по смыслу тождественны, почему, если вы из обоих речений отымете слово «Христос», то останутся два равнозначащих речения: «Иисус» и «Сын Бога Живаго!» Такова была тайна Божественного Имени Иисус. Но, поскольку Божественность Самого Иисуса должна была храниться в тайне до окончания Им дела искупления человеков, постольку в тайне должна была храниться и истинность Божественного Имени Его. Но, тем не менее, об этом смысле Имени Иисус со дня зачатия радовалась и величала Бога Дева Мария, ликовали о сем Имени ангелы, благовестили старец Симеон и пророчица Анна и священник Захария, – все они торжественно воспевали «Имя Иисус!» «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» ( Лк. 1:46 ). Но что же этими словами говорит Дева, как не Величит душа Моя Иисуса и возрадовался дух Мой о Иисусе Моём, ибо сей смысл таинственного Имени «Иисус» и раскрыл Богородице Архангел. Что Матерь Божия в этих словах именно и подразумевала Имя «Иисус», то подтверждают следующие слова Её: «Яко сотвори Мне величие Сильный и Свято Имя Его»; этими словами величает Дева Господа Бога за исполнение на Ней первой части Предвечного Совета о воплощении Бога от Неё, а, во-вторых, величает вторую часть Предвечного Совета о даровании миру Имени Иисус. О сем Имени Иисус пророчески благовестил и Захария; когда по рождении и обрезании Предтечи отверзлись немые уста его за неверие, он называл пророчески Иисуса по смыслу тождественными сему Имени именами: «Господь Бог Израилев», «Рог Спасения», «Отрок Его», «Спасение», «Милость», «Мессия», обетованный Аврааму, «Избавление», «Вышний», «Милосердие Милости Бога Нашего», «Посещение свыше», «Просвещение во тьме селящих», «Путь мира» ( Лк. 1:68–69 ). Также и Архангел, явившись в Рождественскую ночь пастырям Вифлеемским, благовестил о Имени Иисусове: «Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь» ( Лк. 2:11 ): «Спас», «Христос» и «Господь» и есть смысл Имени «Иисус», и сие истинное Божие Имя истинного Бога, явившегося во плоти, и есть предмет ликования Ангелов, почему явившиеся сонмы ангельские и воспели вновь сие Имя Иисус словами: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2:14 ); «Вышний Бог», «На земле мир» (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010