Можно ли утверждать, что «имя Божие есть Сам Бог»? Нельзя, если понимать это утверждение как отождествление, т. е. считать, что Бог и имя Божие - одно и то же; если считать Бога именуемым; если считать, что сущность Божия может быть адекватно выражена при помощи того или иного имени Божия. Но можно, если это утверждение понимать в смысле присутствия в имени Божием Самого Бога. Ввиду того что данное утверждение открыто к различного рода ошибочным толкованиям, оно не может считаться догматической формулой, адекватно выражающей суть правосл. учения об имени Божием: оно указывает лишь на то, что в молитве имя Божие не отделяется от Самого Бога (в этом смысле оно употреблялось и прав. Иоанном Кронштадтским). Можно ли утверждать, что «имя Божие есть энергия Божия»? Нельзя, если термин «энергия» употреблять в паламитском смысле, имея в виду совечную Богу и неотъемлемую от Его естества энергию, присущую Ему вне зависимости от бытия тварного мира. Менее уязвимыми являются следующие формулировки: в имени Божием действует Бог; в имени Божием присутствует энергия Божия. Является ли имя Божие достопоклоняемым? Да, при условии, что поклонение воздается не внешней оболочке имени, но Самому Носителю имени, т. е. Богу. Можно ли говорить об особой силе, присущей имени Божию? Можно, если под этой силой понимать силу Божию, действующую через имя Божие. Нельзя, если буквам и звукам имени Божия придавать магический смысл, если утверждать, что имя Божие в самой своей внешней оболочке обладает особой силой, отдельной от силы Божией. Есть ли основания утверждать, что имя Божие выше, чем икона, крест и др. священные символы? Достаточных оснований для такого утверждения в патристической традиции нет. Однако в ветхозаветном культе имя Божие занимает более важное место, чем икона в христ. Церкви: икона является изделием рук человеческих, тогда как священное имя Яхве воспринимается в ВЗ как открытое Самим Богом. В практике молитвы Иисусовой произнесение имени Иисуса Христа также имеет большее значение, чем икона. В то же время имя Божие, крест и икону едва ли уместно выстраивать в какую бы то ни было иерархию.

http://pravenc.ru/text/389527.html

9) В особенности Синодальное послание ставит мне в вину, мнение, что «Таинства совершаются именно силою произнесённого Имени Божия». Но разве это я говорю от себя? Не святой ли Кирилл Иерусалимский говорит, что при совершении Таинства Крещения каждый был вопрошаем: «верует ли во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». О помазании же крещаемых перед крещением святым елеем говорит, что сила елея заимствована им от призванного над ним имени Божия, почему елей с такой же силой, как Имя Божие, опаляет и отгоняет вражескую силу: «как дуновение святых и призвание Имени Божия подобно самому сильному пламени жжёт и прогоняет демонов, так и сей заклинательный елей призыванием Бога и молитвою приобретает такую силу, что не только сожигает и изглаждает следы греха, но и изгоняет все невидимые силы лукавого». В Слове о Миропомазании сей же святой говорил, что и его сила происходит не от чего иного, как от призваннаго над ним Имени Божия: «Святое Миро сие по призвании (подразумевается призвание Имени Божия) – не простое уже, или как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святаго, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным». Также о Таинстве Причащения сей Святой говорит: «Хлеб и вино Евхаристии до святого призывания достопоклоняемой Троицы были простым хлебом и вином, а по совершении призывания, то есть Имени Божия в предварительных молитвах и Имени Духа Святаго в словах: «преложив Духом Твоим Святым», и Имени Иисуса Христа (в крестном именословном знамении), хлеб делается Телом Христовым, а вино Кровию Христовою». Тождественно свидетельствует и св. Златоуст, что Таинства деются Божественной силой призываемого в Таинствах Имени Господня. В примечании к толкованию Пс. 110:9 – «свято и страшно Имя Его» Евфимий Зигабен , толкуя, что это Имя есть Имя Христово, приводит следующие слова Златоуста: «Как же Имя Его страшно? Его трепещут бесы, страшатся болезни; его силою (употреблявшие его апостолы) исправили всю вселенную; его употребивши, вместо оружия, Давид низложил оного врага. Им совершены бесчисленные дела; Им освящаемся в совершении Святых Таин» 221 . Вероятно не прочёл сей страницы составитель Синодального послания, ибо если бы прочёл сии слова святых Отцов, то едва ли нашёл бы повод так возмущаться моими словами, что Таинства о Имени Божием деются.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

СИЕ ЕСТЬ ИМЯ ИИСУС, ЕГО ЖЕ ПОДОБАЕТ ВСЕМ ВЕРНЫМ ПРИСНО ИМЕТИ В СЕРДЦЕХ И ВО УСТНЕХ, ВО ВСЕХ ДЕЛАХ СВОИХ, по апостолу Павлу, глаголющу: аще что творите, словом или делом, вся ВО ИМЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА творите, благодаряще Бога и Отца о нем, ТЕМ БОЖЕСТВЕННЫМ ИМЕНЕМ ИМАМЫ ИЗБАВЛЕНИЕ ПРИЯТИ И ВСЯ ВРАГИ НАШИ ПРОТИВНЫЯ ПОБЕДИТИ» 436 . Слышите, имяборцы! Слышите исповедание православное Имени Иисуса Христа?! Видите, как ваше мерзкое бесовское учение противно учению Св. Церкви! Но вот ещё хула, которую подобает обличить: Имя Иисус имяборцы почитают меньшим паче всякого имени потому, что якобы оно наречено лишь при воплощении! – Прочтите в 3 кн. пророка Ездры 7:29: «Откроется СЫН МОЙ ИИСУС... и умрёт СЫН МОЙ ХРИСТОС». – Слышите вы, мнящие, что Имя Иисус Господь получил только при зачатии: сколько сот лет до зачатия Своего Он уже именуется Духом Святым Иисусом Христом, ибо не от зачатия, НО ОТ ПРЕДВЕЧНОГО СОВЕТА ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ ИМЯ ИИСУС, КОТОРОЕ ОН САМ И СЕБЕ. Инок Хрисанф приписывает нам, будто мы во Имени Божием видим какую-то самобытную силу – это клевета и ложь: мы не в особого Бога во Имени Божием веруем, но Того же Самого Единого Бога, нераздельного от свойств и действий и имён Своих. Поэтому не допускаем именовать Имя Божие ни силой самобытной, ни силой посредствующей. Веруем же, что Таинства силою Имени Божия совершаются, т. е. Самим Богом, присущим Имени Своему, как то засвидетельствовано св. Кириллом Иер.: «Заклинательный елей при крещении ПРИЗЫВАНИЕМ БОГА (т. е. Имени Его) и МОЛИТВОЮ приобретает такую силу, что изгоняет все невидимые силы лукаваго». – «Св. Миро сие ПО ПРИЗВАНИИ (т. е. ИМЕНИ БОЖИЯ) не простое уже... но дарование Христа и Духа Святаго, от ПРИСУТСТВИЯ БОЖЕСТВА ЕГО, (ради призванного Имени) соделавшееся действенным». – «Хлеб и вино Евхаристии, до свят. призывания (т. е. Имени Божия) ДОСТОПОКЛОНЯЕМОЙ ТРОИЦЫ, были простым хлебом, а по совершении ПРИЗЫВАНИЯ, хлеб делается Телом Христовым, а вино – Кровию» 437 . Итак, пока довольно нами сказано, кто хочет найти ещё больше доказательств, пусть потрудится прочитать Апологию нашу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

[Определение собора] по 6-му пункту. Собор определил и сие мнение Хрисанфа неправильным. Пункт 7. Инок Хрисанф говорит: «Можно ли приписывать имени Иисус при совершении молитвы, обоготворяющее значение, сливать оное с Божеством и давать ему значение равносильное Самому Богу, а чрез это выходит, что в одном лице Сына Божия, высказывается два Бога» 6–59). Из этих его слов видно, что он понимает имя Божие каким-то отдельным существом, которое, по его мнению, нельзя соединять с Богом. Но в имени Божием разумеется Сам Бог, как о сем говорит еп. Сильвестр: «Св. Писание усвояет Богу разумные наименования, то этим оно хочет обозначить не что иное, как Самого Бога, или Его существо, или, произнося эти наименования, разумеем, не что иное, как самого Бога с Его Существом» (Ос. Прав. догм, богосл. т. 2-й, стр. 29-я). И о. Иоанн Кронштадтский говорит: «Господь при бесконечности Своей есть Такое простое существо, что Он весь бывает в одном Своем Имени...» (кн. «Моя жизнь во Христе». стр. 422). [Определение собора] по 7-му пункту. Выслушав свидетельства сих богоносных отцев, собор единогласно определил, что и сие мнение инока Хрисанфа неправильно Пункт 8. Инок Хрисанф говорит: «Свв. Отцы составили многие молитвы в коих все относится к Самому Господу Иисусу, как живому подателю нам благ, а не к Имени Его» 6, 53 внизу). Но где же написаны те молитвы, в которых не поминается имя Божие? Сия новость неслыханная! Как это молиться прямо Живому Богу, не поминая Имени Его? Но скажи нам, как это можно молиться прямо Живому Богу, без Имени Его? Если скажешь: «Боже», и это имя Его; если скажешь: «Иисус Христос» – и это имя Его, и по твоему мнению нельзя имени называть Богом. Если сказать: умом буду молиться, то и умом невозможно обратиться к Богу, не вспомнивши имени Его. Значит, теперь ты остался без Бога. Еще инок Хрисанф говорит, что имя Иисус относится к человеческому естеству Богочеловека 6-й, 59), но сии слова подобно говорившим, что Христос есть обыкновенное имя «помазанник» и относятся лишь к человечеству Христову. Свят. Афанасий Великий написал так: «Если плоть неотделима от Слова, то не необходимо ли сим еретикам отложить заблуждение и поклониться Отцу о имени Господа нашего Иисуса Христа, а непоклоняющихся и не служащих слову, явившемуся во плоти, таковых повсюду изгоняти и причислять не к христианам, а к язычникам, в сем одном имени заключается значение того и другого и Божества и человечества» (Часть 3-я, стр. 349).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

671  А Св. Синод учит, что Имя Божие не спасительно, не чудодейственно и что не Именем Божиим мы спасаемся и даже не верою призывающих Его, а по молитве св. Церкви и по данному ей Господом обетованию... Значит, выходит, не нужно веровать во Имя Божие, не нужно призывать его и надеяться на него, не нужно подвизаться и принуждать себя к частому молитвенному призыванию Имени Божия, но достаточно одного – осознать, что Церковь молится за нас и что Господь обещал нас спасти... И получается баптистская вера: мы уже спасены и готовы под ручку с Богом идти, как сказал один баптистский наставник. 672  А св. Синод учит, что Имя Господа «Иисус» равно всякому человеческому имени и названию. Сопоставляя с этим учением учение Апостольское о том, что Имя «Иисус» паче всякого имени и что нет другого имени под небесами, которым единственно подобает нам спастись, и что этому Имени всякое колено поклонится небесных, земных и преисподних, надо полагать, если выражать послушание Синоду, чего он и требовал от афонцев и всех членов Российской Церкви, что учение Апостольское – еретическое, а учение Синода – истинное Христово учение, в то время как Синод и учение Самого Господа игнорирует и называет его ересью, ибо Господь учил, что Именем Его бесы ижденут и прочие чудеса сотворят верные ученики Его, а Синод учит, что Имя Божие не чудодейственно, не Именем Божиим совершаются чудеса. То он приписывал силу чудодейства нашей вере, то он это опровергает и приписывает силу чудодейства Имени Божия не самому Имени Божию, а вере Св. Церкви. Сам Синод запутался в дебрях своего лжемудрования. 673  Как прекрасно сказано в духе истинного Православия! Но как может быть Христос там, где отрицается Его присутствие в Святейшем Имени Его? Именно веру в присутствие Бога в призываемом Имени Его и отрицают имяборцы во главе со Св. Синодом, И вот, когда имяборцы молятся, то созерцают Бога не в призываемом в своём сердце Имени Божием, а где-то там, на небесах в недосягаемых высотах... 674  Значит, крепость от Господа не даётся тем имяборцам, которые не благоговеют пред Именем Господним и даже хулят его, отрицая в нём Божество и Божественную силу – энергию Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Но и тут надо помнить, что видя Бога «сзади», Моисей видел того же Бога, Которого не мог увидеть «в лицо» ( Исх.33:21–23 и Исх.34:5–7 ). Поэтому, поскольку Сам Бог открывает нам Свои имена, или мы именуем Его соответственно подлинным Его явлениям в мире, то они дают нам истинное богопознание, хотя и ограниченное мерою нашего восприятия. Тем более очевидным является молитвенное значение имени Божия. Уже во время Еноса «начали призывать имя Господне» ( Быт.4:26 ). Мы уже упоминали о великом значении имен Божиих для храмового благочестия 45 ; оно связано и с жертвоприношением 46 . Совершенно исключительный случай силы призывания имени Божьего рассказывается о пророке Илии 47 . «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», – говорит прор. Иоиль ( Иоил.2:32 ) 48 . Бог отвращается от тех, кто не призывает Его имени ( Ис.64:7 ), и даже ненавидит их ( Иер.10:25 ; ср. Пс.78:6–7 ). Из последней глубины отчаяния должно призывать имя Божие 49 . «Вся внутренность» человека и «всякая плоть» должны благословлять святое имя Его 50 . Священники, не прославляющие всем сердцем имени Божия, подлежат божественному проклятию ( Мал.2:1–2 ). «Святить» имя Божие значит чтить Бога ( Ис.29:23 ). Поэтому Бог обещает верным: «для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» ( Мал.4:2 ). В учении об имени Божием Новый Завет следует Ветхому. К сожалению, мы не можем, по краткости статьи, на нем достаточно остановиться; укажем лишь на основные мысли… Именуемый почти отождествляется со своим именем, которое как бы всецело выражает его 51 . Замечателен текст Деян.4:12 , где имени Христову приписывается вся спасительная сила Христа 52 . Другие тексты говорят об имени Христовом, как о причине или предмете служения верующих 53 ; оно есть и предмет веры 54 . Очень часто в Новом Завете встречаются выражения «во имя» 55 , «ради имени» 56 и т.д. Много раз говорится в Новом Завете о действенной силе имени Христова 57 . Часто подчеркивается великое значение божественных и мессианских имен Христа 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Павлова Полина Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент Казанской духовной семинарии и другие специалисты. 4.7.3. Концерт «Русская и грузинская церковная музыка ХХ века» В концерте принимают участие: мужской хор инженерных войск «За веру и Отечество» под управлением игумена Варнавы (Столбикова); студент факультета искусств МГУ имени Ломоносова Федор Богданов (фортепиано). Время проведения: 26 января 2017 г. 17:00–19:00. Место проведения: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет искусств, ул. Большая Никитская, д. 3, стр. 1 («Дом Якоби»); вход со стороны Романова пер. в Романов двор. Проезд: м. «Охотный ряд», «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина». Вход по предъявлению документа, удостоверяющего личность. Начало: 17:00. 4.8.1. Конференция «Онтология искусства христианского мира: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда» Организаторы: Московская государственная художественно-промышленная академия (МГХПА) имени С.Г. Строганова. Сопредседатели: епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев); Курасов Сергей Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, ректор МГХПА имени С.Г. Строганова. Кураторы: Лаврентьев Александр Николаевич, доктор искусствоведения, профессор, проректор МГХПА имени С.Г. Строганова; Соловьев Николай Кириллович, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории декоративного искусства и дизайна МГХПА имени С.Г. Строганова; Кошаев Владимир Борисович, доктор искусствоведения, профессор МГХПА имени С.Г. Строганова, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики. Время проведения: 27 января 2017 г. 10:00–19:00. Место проведения: Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова; Волоколамское шоссе, 9. Проезд: м. «Сокол». Конференция Направление 1. Страницы истории культуры и искусства христианского мира. Направление 2. Проблемы реставрации и атрибуции объектов культурного наследия христианского мира.

http://pravoslavie.ru/100448.html

Отвещав же Петр, рече... Не точию связан быти хощу, но и умрети во Иерусалиме готов есмь за Имя Господа Иисуса ( Деян. 21:13 ). Но зачем умирать «за Имя» Господа Иисуса, если Имя Божие, и Имя Господа «Иисус» не есть Бог ? Задумались бы над этим имяборцы. Но все Апостолы, все мученики и исповедники умирали за Имя Господне. Значит, всё равно, умирать за Господа, или умирать за Имя Божие, или за Имя Господа Иисуса – одно и то же, при условии, если умирающие за Господа не отвергают Божества Имени Господня. Умирающих же за Господа, но отвергавших Божество Его Имени, не берёмся судить. Сам Бог рассудит их. И ныне, что медлиши? Востав крестися, и омый грехи твоя, призвав Имя Господа Иисуса ( Деян. 22:16 ). Аз убо мнех, яко подобает мне много сопротивна против имене Иисуса Назорея сотворити ( Деян. 26:9 ). Против имени Господа Иисуса Христа и против Имени Божия вообще, как древние гонители Христа, так и нынешние имяборцы, отвергшие Божество Имени Божия, много зла творят. Соборного Послания Иакова Болит ли кто в вас? – да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне ( Иак. 5:14 ). Здесь говорится о нынешнем таинстве «елеосвящения», в котором, по догматическому богословию, не могут участвовать все неверующие во Имя Христово 163 . Знают ли об этом имяборцы?.. Первого Соборного Послания Петрова Укоряеми бываете о Имени Христове, блажени есте: яко Дух славы, и Божий Дух на вас почивает: онеми убо хулится, а вами прославляется ( 1Пет. 4:14 ). Здесь имяборцам уместно внимательно поразмыслить и определить: с кем они? С Апостолами, мучениками и исповедниками, которых за прославление и исповедание Имени Христова не только укоряли, но и смерти предавали? или они со вторыми, которые хулили Имя Христово и предавали на мучения первых? С первыми – Дух славы Имени Божия, и Дух Божий; а со вторыми – дух хуления Имени Божия, и дух сатаны. Послания Павлова к Римлянам Им же прияхом благодать и апостольство в послушание веры во всехязыцех, о Имени Его ( Рим. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Звуки имени Божия — лишь внешняя оболочка, сама по себе не соединяющая с Богом: вся сила имени Божия заключена в его содержании. Для иллюстрации этой мысли о. Софроний обращается к аналогии с иконой — аналогии, столь часто использовавшейся имяславцами (в отличие от последних, однако, о. Софроний не утверждает, что имя Божие больше, чем икона): Богословие Имени и богословие иконы — имеют общие черты. Взирая на икону Христа, мы духом восходим в личный контакт с Ним. Мы исповедуем Его явление во плоти: Он — и Бог, и человек; всецелый человек и совершенное подобие Божие. Мы идем дальше красок и линий, в мир умный, духовный. Так и в призывании Имени мы не останавливаемся на звуках, но живем смысл. Звуки могут изменяться в зависимости от различия языков, но содержание–познание, заключенное в Имени, пребывает неизменным   . В чем заключается сила имени Божия, призываемого в молитве? Каковы действия молитвы Иисусовой? Прежде всего, призывание имени Господа соединяет человека с Самим Господом. Поначалу человек не сознает, чья сила исходит от божественного имени, но постепенно в нем углубляется сознание собственной греховности. Многолетняя молитва настолько трансформирует падшую природу человека, что она становится способной воспринимать освящение   . Если огнем покаяния переплавляется природа человека, слезной молитвой убиваются в нем корни страстей, то призыванием имени Иисуса очищается, возрождается и освящается человеческое естество   . На какомто этапе с призыванием имени Иисуса соединяется пришествие нетварного божественного Света:«тогда особенно ясно открывается нам значение сего Имени; тогда возможен опыт»Царствия Божия, пришедшего в силе» "   . В конечном итоге молитва именем Иисусовым делает людей причастниками славы Божией, вселяет в них»мир, превосходящий всякий разум»   . Имя Иисуса Христа, согласно о. Софронию, для верующего»подобно высокой крепостной стене», препятствующей врагу проникнуть внутрь. Молитва Иисусова выводит человека за пределы молитвы о самом себе и подвигает его к молитве за мир:

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Итак, беря пример, с царя Давида «с мужеством начинай всякое доброе дело, а не с двоедушием приступай к таким делам; не колеблись сердцем твоим в уповании на Бога, чтобы труд твой не стал бесполезен и делание твоей службы тягостно. Напротив того, веруй сердцем твоим, что Господь милостив и ищущим Его дает благодать, как мздовоздаятель, не по деланию нашему, но по усердию и по вере душ наших. Ибо говорит: «Якоже веровал еси, буди тебе» ( Мф. 8:13 ). 144 Аминь. 2003 год. О начертании имени (на «обрезание Господне» 1/14 янв.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Боже во имя Твое спаси мя» ( Пс. 53:3 ), – взывал некогда царственный Пророк от лица ветхозаветного человечества, прозревая наступление того дня, когда явится на земле спасительное имя Божие ( Ин. 17:6 ), через которое наконец придет к живущим в стране падшего естества спасение. Этим днем стал восьмой день со дня рождения зачатого от Святаго Духа Девой Марией младенца. Сей младенец, согласно закону ( Быт. 17:12 ), был обрезан и при обрезании получил имя Иисус, означающее спасение. Так именно и следовало назвать Того, Кому предназначалось спасти люди Своя от грех их ( Мф. 1:21 ). Но могущественная сила имени Вочеловечившегося Бога Слова открылась не сразу после своего объявления. До мужеского возраста Спасителя оно было сокровенно и как бы не имело силы. По мере же возмужания Христова сила имени Его стала все более и более обнаруживать себя. Его именем стали чудеса творить ( Мф. 7:22 ) и бесов изгонять ( Лк. 9:49 ), от Его имени стали пророчестовать ( Мф. 7:22 ) и ради имени Его стали оставлять родных ( Мф. 19:29 ). Но вполне открылась сила имени Его после Его спасительной смерти и славного Воскресения. Тогда именем Иисусовым стали не только бесов изгонять ( Деян. 6:18 ) и получать исцеления ( Деян. 4:10 ), но и прощение грехов получать ( 1Ин. 2:12 ), и власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ). А что последнее гораздо важнее первого, видно из слов самого Иисуса Христа, которые были сказаны апостолам в ответ на их радостное свидетельство о том, что и бесы повинуются им о имени Его ( Лук. 10:17 ): «Не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лук. 10:20 ). Последнее не под силу никакому имени, кроме имени Иисуса Христа, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010