Свидетельство Псалтири о Имени Божием и толкования их у св. Афанасия и у блаж. Феодорита Приведём же те места из Псалтири, в коих говорится о Имени Божием и о Имени Иисус-Христовом не в переносном, а в прямом смысле; к тем же из свидетельств, кои не достаточно ясны и требуют толкования, приводим некоторые толкования св. Афанасия Великого и блаж. Феодорита. «Пою Имени Господа Вышняго» ( Пс. 7:18 ). «Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли» ( Пс. 8:2 ). Афанасий В.: В изумление приводит пророка ведение Имени Божия, данное людям. «Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли»! ( Пс. 8:10 ). Афанасий В.: «Приведённый, как сказано, в изумление Боговедением, открывшимся у людей, повторяет прежние слова, и тем усугубляет чудо». – Итак, слышите, что Боговедение есть ведение Имени Божия, и сие есть чудо! «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим... Пою Имени Твоему Вышний ( Пс. 9:2–3 ) Афанасий В.: В псалме сем изображает сокровенные дела Спасителя (видите, что дела Спасителя суть Имя Его?) Последнею же печатью тайн Спасителя были: Его смерть, всё, совершенное Им во аде. Его воскресение и вознесение. «И да уповают на Тя знающий Имя Твое, яко не оставил еси взыскаюших Тя, Господи» ( Пс. 9:11 ). «Воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою Имени Господа Вышняго» ( Пс. 12:7 ). (Видите, какое тождество между воспеванием Господа и пением Имени Его! Обратите внимание, что в слове Имени употреблён дательный падеж, так что Имя признаётся Лицом). «Услышит тя Господь в день печали, защитит тя Имя Бога Иаковля» ( Пс. 19:1 ). Афанасий В.: Псалом прилагается к апостолам, как бы изречённый в день распятия... («Защитит тя Имя Бога Иаковля» есть напоминание о заповеди, данной на Тайной вечери, веровать во Имя Господне и просить всего во Имя Господне, почему св. Афанасий и толкует так): защитит тя (то есть апостола) Самое Имя. Толкование сего стиха из Творений блаж. Феодорита: В день скорби или угнетения от врагов Господь пребудет с тобою и сохранит тебя Имя Бога Иаковля, то есть Бог Израильского народа (слышите, какое отождествление Имени Божия с Самим Богом и признание, что Имя Божие есть Сам Бог!).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Потому и просят, потому и умоляют нас спасать свой ум и свою душу сим дивным призыванием. Это и есть та спасительная тайна всех святых, которой они спасались. Святии Божий познали эту сокровенную Тайну, сокрытую в Имени Божием, познали опытно спасительное действие сего Имени на всего человека: и на тело, и на ум, и на сердце. Они познали, что величие Имени Господа Иисуса превыше постижения всех разумных тварей – и земных, и небесных. Они познали, что Имя Господа Иисуса – паче всякого имени: Оно источник радости, источник Божественной жизни. Оно – Дух. Оно – животворит, изменяет, переплавляет, боготворит. Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную силу, Божественную. Силой сего Имени тело исцеляется от недугов, душа – от страстей Перед именем Иисусовым трепещут демоны, и мучимые страхом величия Его Божества, бегут от Него. Потому Отцы и сказали: бей супостатов именем Иисусовым ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле (Св. Иоанн Лествичник ). Ради Имени Иисусова, призываемого молящимся, нисходит ему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов. Ради имени Господа бывает услышана молитва наша грешная и ради сего Имени даруется нам спасение. Силой Имени Иисусова освобождается ум от колебания и кружения в помыслах пустомыслия и воля укрепляется в соблюдении заповедей Господних. Силой сего Имени просветляется ум и дозволяется пребывать в душе мыслям и чувствованиям Богоугодным, принадлежащим непорочному естеству человеческому; и нет в ней места для мыслей и чувствований чужих (еп. Инатий Брянчанинов, т. II, стр. 282). Именем Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Христос Господь Иисус есть Жизнь – и имя Его живительно, исполнено Жизни. «Имя Его есть Жизнь Вечная» (св. Симеон Солунский ). Оно животворит призывающих его с верою и делает причастниками Жизни Вечной. Имя Господа Иисуса – свято и освящает призывающего: освящает уста, язык, сердце и все тело; освящает и окружающий его воздух. «Бог дал Ему Имя – выше всякого имени – Говорит Апостол,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-vnut...

Соответственно с этим и псалмы, и молитвы покаянные сменяются славословиями Имени Господня. Так, например, на Великом повечерии всегда читается пророчественное прославление пророком Исаией Имени Иисус: «С нами Бог... И нарицается Имя Его: Велика Совета Ангел, Чуден Советник; Бог Крепок; Властитель; Начальник мира; Отец будущего века». – Все эти имена по смыслу суть равнозначащи Имени «Иисус». Ради исповедания и прославления Имени Божия на повечериях всегда читается Символ веры , ибо Символ веры есть краткое, но полное исповедание Имени Божия. Также прославляется Имя Божие песнью: «Слава в вышних Богу и на земли мир... На всяку нощь благословлю Тя и восхвалю Имя Твое во веки и в век века... И хвально и прославлено Имя Твое во веки». – Эта песнь поётся во славу Имени Святой Троицы и Имени «Иисус», ибо она поётся, как говорится, в начале её, «великия ради славы Твоея», то есть той славы, которою прославил Имя Своё Господь на Кресте и оправдал на Кресте Имя Своё Иисус, и прославил тем Имя Божие. На великом повечерии читается также покаянная молитва царя Манассии, величайшего отступника и богоборца, который пророка Исаию деревянной пилой повелел перепилить, и наполнил храм Божий идолами, но наконец, попал в плен и пришёл в покаяние. Прочтите эту замечательнейшую молитву и увидите, что главное её содержание составляет пространное призывание и исповедание Имени Божия с краткою лишь просьбой в конце о помиловании. В этой молитве Манассия следующим образом именует Бога и вот как исповедует Божественную силу Имени Его: «Господи Вседержителю... заключивый бездну и запечатствовавый ю Страшным и Славным Именем Твоим ». – Что такое «бездна»? – Думается, что здесь подразумевается ад со всеми отверженными от Бога обитателями его, которых отвержение Бог праведно использовал во славу Имени Своего тем, что подверг их заслуженной ими страшной каре, дабы вечная и ужасная судьба и мука их были бы как бы вечным живым написанием или отпечатком Имени «Страшный и Нестерпимый во гневе Своём». – Оканчивается повечерие молитвою: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать Имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним ... Я так же поступлю с домом (сим), над которым наречено Имя Мое» (7:10–12, 14). 100 Приведенные тексты сами собой достаточно свидетельствуют, что выражение Имя Божие в связи с храмом вовсе не есть только замена или синоним слова Бог, но имеет совершенно самостоятельное значение, отрицать которое значило бы производить насилие над текстом. Речь идет о нарочитом пребывании в храме Имени Божия, наряду со Славою Божией, как силы Божией, как энергии Божией. Для еврейского религиозного сознания в этом не было ничего странного и противоречивого, это ясно уже из того центрального значения в культе, какое принадлежало торжественному провозглашению Имени Божия. Оно именно не только провозглашалось, но существовало как живая энергия и вне этого провозглашения, имея местом особенного пребывания храм как средоточие богослужения. (Если голос скептического рационализма будет говорить, что не может быть особого места для пребывания Имени Божия, ибо оно как идеальная величина не связано с местом, то следует указать, что совершенно то же соображение может быть применено и к храму как месту нарочитого пребывания Божества, дому Божию, ибо Божество не связано с местом. Если же снисхождение Бога к человеку, выражающееся в богоявлениях и богооткровениях, включает в себе и соответственный антропоморфизм (или же антропологизм), то столь же нет препятствий видеть в храме дом Божий, как и место пребывания имени Божия.) Нарочитая связь храма с Именем Божиим, которая для имяборства должна казаться какой-то непонятной прихотью языка, на самом деле вытекает из связи культового тайнодействия и богослужения с Именем Божиим, которое и есть лествица, возводящая от земли на небо. И надо поэтому отнестись с полным доверием и реализмом к свидетельству священного текста о том, что в храме пребывало Имя Божие. 3 . Понимание Имени Божия как силы или энергии проявляется также в ряде текстов, в которых начертание или присутствие Имени Божия является знаком, а вместе с тем и основанием, особого избрания и облагодатствованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Истоки этого учения коренятся в самом сердце древнего Православия. В обоснование «боголепного почитания Имени Божия» иноки-исповедники имени Господня, или, как они себя называли, «имяславцы», приводили обширный свод из ссылок на Священное Писание 51 , богослужебные тексты 52 и писания святых Отцов 53 , приведём основные вероисповедные тезисы имяславцев, сформулированные в ходе спора 54 : 1. Исповедую, что Бог неотъемлемо присутствует в Своём имени Иисус. 2. Исповедую, что имя Иисус есть Сам Бог , то есть имя от Бога не отделяя и считая, что то и другое нераздельно. 3. Исповедую, что имя Иисус есть Богоипостасное и относится равно и к человечеству и к Божеству Его. 4. Исповедую, что имя Иисус вследствие присутствия в нём Божества, всесильно творить чудеса и знамения и спасает призывающих и надеющихся на него; и что чудо исцеления хромого апостолом Петром... соделалось божественною силою имени Господня, как он и сам (апостол Пётр) исповедал сие ( Деян. 3:16 ). 5. Исповедую, что имя Иисус нисколько не меньше и не больше других Имён Божиих, как то: Господь, Саваоф, и других имён, коими Бог именовался во вся веки от начала бытия мира. 6. Отрицаюсь тех, кто имя «Иисус» считают меньшим прочих Имён Божиих, и что оно аки бы не предвечно, но лишь не столь давно наречено Ангелом. Было предложено несколько кратких имяслав(че)ских исповеданий: «Имя Божие – есть Бог , но Бог не есть имя Его» 55 или: «Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог» 56 . Одну из первенствующих ролей в обосновании имяслав(че)ских идей играли сочинения праведного Иоанна Кронштадтского , авторитет и святость которого уже в то время для многих были бесспорны. Отец Иоанн не раз говорил о своём опыте, свидетельствовавшем о живом присутствии Бога в Его имени. Можно привести лишь некоторые цитаты: «Имя Божие есть Сам Бог 57 ; «Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, Отец, Слово и Святый Дух, призванные с живою сердечною верою и благоговением или воображённые в душе, суть Сам Бог , и низводят в душу нашу Самого Бога в Трёх Лицах» 58 ; «Имя Господа есть Сам Господь» 59 ; «Слово Бога – всё равно, что Сам Бог . Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога – дело... Потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиною» 60 ; «Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном имени Троица, или в имени Господь, в имени Иисус Христос » 61 и др. Слова святого Иоанна Кронштадтского приводились имяславцами в апологетических сочинениях наряду со святоотеческими писаниями. К тому времени дневник отца Иоанна «Моя жизнь во Христе», опубликованный на многих языках, был широко известен благочестивому читателю. До начала имяслав(че)ских споров, утверждения отца Иоанна у подавляющего большинства иерархов Российской Церкви не вызывали возражений, более того, сами оппоненты имяславцев допускали в своих сочинениях подобные выражения 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Если имя, согласно преподобному Феодору Студиту, является образом своего носителя, если единое поклонение воздается имени и носителю имени, если имя при поклонении неотделимо от своего носителя, следовательно, имя Божие, будучи образом Бога, является достопоклоняемым, как и Сам Бог. Имя Божие в данном случае приравнивается к образу, кресту и другим священным символам. Как пишет С. Троицкий, и имя Божие, и икона суть «одинаковые по своему значению звенья в созданной религиозной мыслью цепи символов, означающих Того, Кто выше и имени, и иконы, выше всех возможных символов»   . Но понятие «символа» многогранно и многозначно: символ не просто обозначает некую реальность, но являет ее, вводит в соприкосновению с нею. Как мы видели, поклонение, воздаваемое имени Божию, восходит, согласно преподобному Феодору Студиту, к Самому Богу как Первообразу этого имени. Точно так же поклонение, воздаваемое образу Христа, восходит к Первообразу: Когда поклонение воздается Христу, то и Его изображению воздается поклонение, как находящемуся в Христе; и когда поклонение воздается его изображению, то поклонение воздается и Христу, ибо в нем [то есть в изображении] поклоняемый [есть именно Христос]. И если Христу, бесспорно, поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, то ясно, что всякое колено небесных, земных и преисподних несомненно [поклоняется] и Его изображению, как находящемуся в Христе. Таким образом, сходство первообраза и изображения указывается только в отношении имени, равно [утверждается] тождество поклонения, а не вещества [изображения и природы первообраза], которое и не может получить участия в поклонении, хотя изображаемый и в нем [то есть в веществе] является поклоняемым»   . В приведенном тексте содержится аллюзия на слова апостола Павла: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних»   . Поскольку в словах апостола речь идет о поклонении имени Иисуса и эти слова приведены преподобным Феодором в доказательство того, что Христу и образу Христа воздается единое поклонение, у нас не остается сомнений в том, что Феодор считал имя Иисуса заслуживающим поклонения наряду с образом Иисуса и Самим Иисусом. Отметим, впрочем, что иконопочитатели делали различие между поклонением (προσκνησις) и служением (λατρεα): первое может быть воздаваемо как Богу, так и Его священным символам (включая иконы и имена), второе воздается только Богу.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Устав новгородского князя Всеволода-Гавриила о церковных судах (1125–1136) 935 . Это есть не что иное, как устав Владимира, к которому весьма неискусно, без соблюдения грамматического смысла, неизвестным книжником прибавлены: имя князя Всеволода наряду с именем Владимира, упоминание о св. Софье новгородской наряду с св. Софьею киевской и об архиепископах новгородских, наряду с митрополитами киевскими. Устав не мог быть издан князем жившим, в первой половине XII в. Грамота в. кн. Мстислава и сына его Всеволода Юрьеву монастырю 1130 г. – древнейший образец жалованной грамоты от имени русского князя в пользу церковного учреждения. Грамота новгородского князя Всеволода Мстиславича в пользу церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках, – документ неподлинный. Князь Всеволод новгородский называется здесь самодержцем, владычествующим над областью новгородской и даже над всей русской землей, тогда как он никогда не был великим князем киевским, а в 1131 г. был изгнан и из Новгорода и уже гораздо позднее имя его стало почитаться в Пскове и Новгороде, как имя прославленного церковью св. угодника. Не ранее, как после признания его святым, могла явиться мысль о поставлении под защиту его имени разных церковных льгот. Устав новгородского князя Святослава Олеговича о переводе церковной десятины, уплачивавшийся натурой из княжеской дани, а также десятины с вир и продаж – на определенную денежную сумму, которая ежегодно должна уплачиваться в пользу епископа, независимо от количества доходов, поступающих в княжескую казну. Святослав Олегович, князь черниговский, был преемником Всеволода-Гавриила; он был избран новгородцами в князья, по изгнании Всеволода. Древнейший список устава Святослава находится в софийской кормчей (синод. 132), где он изложен вместе с уставом Владимира, без особого заголовка. Подлинность этого устава не несомненна. Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича смоленской епископии 1150 г. 936 . Подлинность этой грамоты также не несомненна; во всяком случае, дошедшая до нас редакция этого памятника, есть не первоначальная и подлинная, а позднейшая и искаженная в некоторых местах до отсутствия всякого смысла 937 . По содержанию своему грамота заключает в себе пожалование десятины в пользу и для обеспечения новоучрежденной смоленской епископии, а также определение круга ведомства церковного суда, сходное, но только лишь в общих чертах, а не в подробностях, с определением церковной подсудности в уставах Владимира и Ярослава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Ответ Петра и Иоанна, Филиппа и Фомы и вообще всех Апостолов был один и тот же: «Во имя Иисуса, Сына Божия, Праведника, Которого вы убили». В любой стране посланники едут за границу от имени короля, судьи судят именем правителя, стражники хватают злодеев именем закона, подмастерье представляется от имени мастера, сын приходит от имени отца, дочь – от имени матери, ученик – от имени учителя и младший – от имени старшего. Каждый день воздух гудит и сотрясается от слов: «Я говорю от имени того-то и того-то» или: «Я прихожу, делаю, даю, забираю, сужу, прощаю во имя такого-то». Это земная иерархия. Всякий действующий от чьего-то имени – меньше и незначительнее, от чьего имени он действует. И оный мудрый апостол Павел, родившийся в Тарсе и поначалу гнавший Христа и Христовых последователей, а затем написавший четырнадцать посланий евреям и язычникам, так заповедует всем крещёным: И всё, что делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа ( Кол. 3:17 ). Всё, что делаете, – всё делайте во имя Господа Иисуса Христа. Кто послушал это апостольское слово? Послушали его сербы, прислушались к нему сербские жупаны, короли, цари, князья, деспоты и вожди, писавшие свои указы, начиная их так: Во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа… Вняли [сему слову] сербские патриархи, епископы и священники, учившие сербский народ в мирное время жить во имя Господа Иисуса по Его закону, а в рабстве – терпеть и умирать во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Послушался [сих глаголов] слóва весь сербский народ, любое дело начинавший с крестного знамения и призывания имени Господа Иисуса Христа: так проходили крестины и венчания, так люди становились кумовьями и братьями, так давались обеты и зароки, так сербы распахивали поля, сеяли пшеницу и строили дома: а если вынуждали их воевать – то и ратовали они с крестным знамением и во имя Господа Иисуса Христа. Братья мои, Иисус Христос – Бог сербского народа. Во имя Его сербы совершали все дела свои, кроме злодеяний и непотребств. Всё, что есть у сербов великого, возвышенного, божественного, светлого, доброго, разумного, – всё это стяжали они во имя Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Неправда нового догмата изобличается, наконец, и теми выводами, какие делают из него его приверженцы, в частности, О. Булатович в своей «Апологии». По нему выходит, что и иконы, и крестное знамение, и самые таинства церковные действительны только потому, что на них или при совершении их изображается или произносится Имя Божие. Возражение : Мы никогда не утверждали, что иконы и крестное знамение действенны только потому, что на них изображается Имя Божие; но мы считаем, что начертание на иконе или на кресте Имени Божия есть лишь одно из условий действительности иконы или креста. Но что начертание Имени на иконе или на кресте освящает икону или крест, вследствие чего они и бывают действительны, то об этом свидетельствует о. Иоанн Кронштадтский : «Всегда Она (Божия Матерь) Свята и Пресвята вечно непоколебимо, неизменно, и Она на всяком месте есть всякой иконе Своей присуща и одним начертанием Её лика и Имени, и лика Спасова и Имени Его уже освящает естество Самим ликом Своим и начертанием имён» 870 . Об этом же есть свидетельство и в греческой Кормчей (как нас уверили афонские иноки-греки), где имеется правило, запрещающее освящать иконы с написанным на ней именем, так как имя это освящает икону. «Освящением иконы почитается, согласно греческой Кормчей, надписание на ней имени Господа или Святого, лик которого изображён. Также и на Кресте необходимо требуется греческой Кормчей надпись Имени Господня. В греческих требниках даже не существует чина освящения Икон, освящение Иконы есть надписание на ней имени». Также и св. Димитрий Ростовский говорит, что крест, икона и сосуды освящаются призыванием Имени Христова: что убо беззаконно творим, когда Христов образ человековидный на иконе пишем и поклоняемся ему еда ли кресту, от коея либо вещи сотворенному, кланяющеся, веществу кланятися мнимся; но и сосуды освященные, от нас почитаемые, ни одним совести нашей зазор творят: понеже известны есмы, яко та призыванием Имени Христова освящаются 871 . Из приведённых мест весьма убеждаемся, что действительно, иконы, крест и сосуды церковные освящаются призыванием или начертанием на них Имени Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Имя всегда имеет мистическое содержание, которому подражает именуемый, имя становится «внутренней формой именуемого», и больше того, «причиной мистического его бытия» 737 . В неопубликованном до сих пор большом разделе из «Водоразделов мысли», подготовленном к печати игуменом Андроником (Трубачёвым) , есть существенный материал – «Имена», текст которого написан в 1923–26 годах. В этой работе Флоренский указывает источники своей философии имени: жития, прологи, церковные песнопения. Он пишет: «По имени и житие» – стереотипная формула житий: по имени – житие, а не имя по житию . Имя оценивается Церковью, а за нею – и всем православным народом как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой – как наилучший её выразитель, своё эмпирическое существование сделавший прозрачным так, что через него нам светит благороднейший свет данного имени». Из этой предпосылки делается естественный вывод: «о внутреннем единстве организации всех носителей имени и в том числе – святого, предстоящего нашему созерцанию художественным воплощением именного типа». В православной традиции существует неизменная практика нарекать новокрещённых именами святых «по святцам», с неизменным сознанием святости имени. В обретённом, в чине восьмого дня, святом имени уже есть «не отреченная» связь со Святым Именем Божиим. Как пишет о. Сергий Булгаков , «в Имени Божием мы имеем такое своеобразное, ни к чему другому не сводимое таинство слова, его пресуществление, благодаря которому слово, избранное стать именем, становится словесным престолом Имени Божия ...местом присутствия Божия и встречи с Богом» 738 . Имя, связанное с первообразом имени святого и освящённое Именем Божиим, становится как бы вечным спутником человека от начала жизни через смерть к воскресению. В церковной практике молитвы за усопших, в поминовении и мистическом участии усопших в Трапезе Господней основным и единственным признаком личности является имя поминаемого. И поэтому нет спутанности в бесчисленном перечислении имён. Имя, данное человеку в восьмой день 739 , на веки вечные становится эйдосом личности, соединяющим во единство, в «естественнейший соуз», духовную и физическую природу, «счиненную и сочетанную» 740 Богом для жизни вечной. Глава 6. Начало своеобразной русской философии языка: имяславие и имяборчество 741

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010