Опыт подвижников говорит, что зло бессильно, не имеет силы перед верой в силу Имени Христова. Зло тварно, энергия Имени Иисусова нетварна, сжигает всякую нечисть, обнажает светом злокозненные действия врагов, дает силу во внутренней брани. В Имени Божьем, Имени Иисусовом сокрыт нетварный свет трансценденции, всепреодолевающая сила, прикоснуться которой можно только силою веры. Вернемся к причинам имяславских споров относительно высказывания «Имя Божие есть Бог». По о. С.Булгакову, нельзя утверждать, что Имя Божие есть сам Бог – это ересь имябожничества. Бог неизречен, Он за пределами наименований (Дионисий Ареопагит), но Имя Божие есть Божество, не само сущее Божество, трансцендентное миру, но Его энергия – откровение Божие в мире, действие Божие, проявление Божественной энергии Митрополит Илларион (Алфеев) приводит такие формулировки: «В имени Божием присутствует Сам Бог; в имени Божием почивает Бог. …в имени Божием действует Бог; в имени Божием присутствует энергия Божия. Можно ли говорить об особой силе, присущей имени Божию? Можно, если под этой силой понимать силу Божию, действующую через Имя Божие. Нельзя, если буквам и звукам имени Божия придавать магический смысл, если утверждать, что Имя Божие в самой своей внешней оболочке обладает особой силой, отдельной от силы Божией» с.826-827]. Нельзя делать из внешнего имени идол и думать, что при механическом его произнесении будет произведено какое-то магическое действие – это идолопоклонство. В Имени Божьем присутствует, таится энергия Божия, но ей надо открыться соответствующим призыванием; она присутствует таинственно, невыразимо раскрывается, являя себя, свой неприступный свет, но только при нашем соответствующем раскрытии (разомкнутом расположении) – покаянии, чувстве греховности и стремлении ко спасению. Сила священных слов особенно ощущается на Божественной литургии, и это, как правило, люди чувствуют опытно. Если иерей с силой веры произносит молитвы на Литургии, все чувствуют, что здесь присутствует Бог. Если священник произносит слова без благоговения, то его силы веры не чувствуется.

http://bogoslov.ru/article/1769527

Иез. 20:14 : «Я поступил ради Имени Моего, чтобы оно не хулилось пред народами, в глазах которых Я вывел их» (20:22). 20:39: «Не оскверняйте более святого Имени Моего дарами никакими». 36:20–23: (20) «... и обесславили святое Имя Мое». (21) И пожалел Я святое Имя Мое, которое обесславил дом Израилев». (22) «Не для вас Я делаю это, Дом Израилев, а ради святого Имени Моего, которое вы обесславили. (См. далее обещания ст. 24–38); 36:23: «И освящу великое Имя Мое, бесславимое у народов». 39:7: «И явлю святое Имя Мое среди народа Моего Израиля и не дам вперед бесславить святого Имени Моего». 39:25: «... возревную по святому Имени Моему». 43:7: «И дом Израилев не будет более осквернять святого Имени Моего» (=43:8). 48:35: «A Имя городу с того дня будет: Господь там». Дан. 2:20 : «И сказал Даниил: да будет благословенно Имя Господне от века и до века». 3: 34: «Не предай нас навсегда «ради Имени Твоего и не разрушь завета Твоего». 3:43: «Дай славу Имени Твоему, Господи». 3:52: «Благословенно Имя славы Твоей святое и хвальное и превозносимое во веки». 9:19: «Твое Имя наречено в городе Твоем и в народе Твоем». Ос. 2:16 : «И будет в тот день говорит Господь, ты будешь звать Меня: муж мой, и не будешь более звать Меня: Ваале (господин мой)». 12:5: «Господь есть Бог Саваоф, Сущий (Иегова) – Имя Его». Иоиль. 2:26 : «И будете славить Имя Господа Бога вашего». Ам. 4: 13 ; «Господь Бог Саваоф Имя Ему» (=5:8, 27). 6:10: «И скажет сей: молчи, ибо нельзя упоминать Имени Господня». 9:12: «Между которыми возместится Имя Мое». Мих. 5:4 : «И станет Он, в будет пасти в силе Господней, в величии Имени Господа Бога Своего...». Зах. 13:9 : «Они будут призывать Имя Мое, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: Господь – Бог мой». Мал. 1:11 : «От востока солнца и запада велико будет Имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам Имени Моему, чистую жертву, велико будет Имя Мое между Народами...». 1:14: «Я Царь великий, и Имя Мое страшно у народов». 2:2: «...чтобы воздавать славу Имени Моему».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Если же, по свидетельству Самого Бога, Имя Его «ПРИСНО ЖИВО» и есть Его СИЛА, то из этого необходимо следует, что оно есть Его ЭНЕРГИЯ (понимай по внутренней, таинственной его стороне, а не в смысле букв и звуков или отвлечённой идеи). Но если оно есть Его Энергия, то Церковь на Константинопольских Соборах XV века признала Божество всякой Божественной энергии и предала анафеме Варлаама и всех единомышленных ему, не признающих этого. Сам Бог разновременно открыл Моисею величайшее значение для Церкви Его Имени, которое называл – «ревнивым», «чудным», «вечным», которого подобает бояться, «возлагать» ради благословения на народ, которым освятилась Святыня Кивота, – «над нимже призвася Имя Господне», которое «живёт» в храме 447 . Поэтому все последующие поколения народа Божия воздавали неуклонно боголепное почитание Имени Господню и всегда молились подобно Моисею о спасении их не ради иного чего, но ради откровенного им, наречённого над ними и исповедуемого ими Святого Имени Его. Боголепное почитание Имени Господня Израилем с особенною яркостью раскрывается в Псалтири: «Свято и страшно Имя Его», «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века», «Хвалите Имя Господне», «Прежде солнца пребывает Имя Его», «Имени ради Твоего живиши мя», «Пойте Имени Его» и т. п. 448 . Об обычае ветхозаветной Церкви молиться о спасении Имени ради Господня с особенной ясностью свидетельствует молитва Маккавеев: «Купно же моляху Господа, да избавит... ПРИЗЫВАНИЯ РАДИ ЧЕСТНОГО И ВЕЛИКОЛЕПОГО ИМЕНИ СВОЕГО НА НИХ» ( 2Мак. 8:15 ) 449 . Песнь трёх отроков Вавилонских с особой неопровержимостью удостоверяет, что ветхозаветная Церковь наряду с Богом благословляла и Имя Его. Эта песнь начинается молитвой пред ввержением их в пещь, которая начинается словами: «Благословен еси Господи, Боже Отец наших, и хвально, и прославлено ИМЯ ТВОЕ во веки». Затем они молят: «не предаждь же нас... ИМЕНИ РАДИ ТВОЕГО... но даждь СЛАВУ ИМЕНИ Твоему...» Когда же они были избавлены от огня и преисполнялись благодати Духа Святого, то они ещё более восторженно воспели, и Господа, и Имя его: Благословен еси Господи, Боже Отец наших, препетый и превозносимый во веки, и благословенно есть ИМЯ СЛАВЫ ТВОЕЯ СВЯТОЕ, и ПРЕПЕТОЕ, и ПРЕВОЗНОСИМОЕ ВО ВЕКИ».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Не икона ли Христова тогда почитается святой и изображающей Христа, когда на ней написано Имя Его: «ΟΩΝ», то есть «Сый» (на венце) или «Иисус Христос»? Не суть ли самые черты лица Господня на иконе образное написание имён свойств кротости и милостивости Иисусовых? Не персты ли Его благословляющей руки всегда на иконе сложены во имя «Иисус Христос»? Крестная Сила есть Сила Имени Иисусова Не есть ли и крестное знамение – образное написование Имени распятого Иисуса, и не от Имени ли Иисусова заимствуется сила Его? Не Имя ли Иисуса Христа освящает и распятие, то есть Крест, и тем отличает от креста разбойника? При крестном знамении не сложены ли персты или во Имя Св. Троицы и Богочеловека Христа, или только во Имя Иисуса Христа? Вспомним слова Матери Божией, которыми Она благословила имеющий быть освящённым во имя Её храм в Лидде: «Царю Небесный, тако молит за ны всегда Небесная Царица» (так говорится о сем в акафисте «Утоли моя печали», в икосе 10-м), – «приими всякого человека, славящего Тя и призывающего Имя Твое, идеже бывает память святому Имени Твоему, и прославляющих Мя Имени Твоего ради! " Исповедание и призывание Имени Господня Церковью есть соприсутствие в Церкви Самого Господа Не ради ли призываемого Имени Господня Господь обещал бывать там, где будет призываться Имя Его? – «Идеже бо еста два или трие собрали во Имя Мое, ту Есмь посреде их» ( Мф. 18:20 ). – Во «Имя Моё» – значит: чтобы прославлять Имя Господне, исповедуя и призывая и поклоняясь ему. Замечательно весьма то, что Господь говорит: «Есмь», а не «Буду приходить», или «Буду», но – «Есмь», то есть, давая этим подразумевать, что не где-либо далеко, но в самом призываемом устами и сердцем Имени Своём Он есть. Не ясное ли дело, что невозможно, право, совершать какое бы то ни было богослужение или молитву без сей живой веры во Имя Божие? Все богослужебные книги преисполнены поклонения Имени Божиему и Имени Иисусову Все богослужебные книги: Триоди, Минеи, Требники и др. не исполнены ли хвалы Имени Божиему? Вот, например, в паремии на 6-м часе в пяток 4-й седмицы читаем: «Глаголет Господь... егда увидят чада их (то есть Авраама, Исаака и Иакова) дела Моя, Мене ради освятят Имя Мое, и освятят Святаго Иаковля, и Бога Израилева убоятся». – В понедельник 5-й седмицы на утренней стиховне читаем: «Иисусе, спасительное Имя, помилуй мя». – В Великий Четверток в паремии на вечерне читаем: «Надейтеся на Имя Господне и утвердитеся в Бозе». В Великую Субботу в паремии на вечерне читаем: «Потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство... еже призывами всем Имя Господне... и будут благоговети о Имени Господнем».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Декабрем 1912 года датированы три письма Булатовича Флоренскому, являющиеся ответами на несохранившиеся письма Флоренского. В одном из писем Булатовича содержится благодарность за сочувствие Флоренского»великому Церковному делу»защиты имени Божия, а также осторожная критика Булатовичем мнения Флоренского (очевидно, выраженного в письме к нему) о том, что сами звуки имени Божия есть Бог. О. Антоний, в частности, пишет: Вы высказываете мысль, что Имя Иисус есть Бог вместе со звуками Его. Я очень охотно готов этому верить, но не имею достаточных данных, чтобы это утверждать Звуки по строению своему не суть ни существо, ни вещество, но дрожание воздушной волны, следовательно, о предложении   сего колебания во Христа едва ли может быть речь. Наконец, звуки не суть принадлежность необходимая Имени Господня и вообще слова, ибо слово действуется в уме и беззвучно. Поэтому я скорей склонен смотреть на звуки так же, как на буквы, т. е. как на условные знаки. Но Истина Божия во Имени есть Сам Бог по существу, как словесное действие Божества. Впрочем, если и Вы в силах найти у Св. Отцев свидетельства, что и звуки суть — Бог, то я охотно к Вам присоединяюсь. Конечно, звуки гласа Божия, как напр, на Фаворе и на Синае, суть Бог, ибо суть действие Его. Но наши звуки нашего голоса едва ли можно признать Богом, хотя они и воспроизводят звуки Имени Божие–го, ибо они суть действия человеческого голоса   . Приведенное письмо свидетельствует, во–первых, о том, что учение имяславцев в конце 1912 года находилось в стадии становления, а во–вторых, об интересе Флоренского к вопросу о присутствии Бога в звуках и буквах имени Божия (как мы помним, в обожествлении звуков и букв имени Божия обвиняли имяславцев их противники). Действительно, в сочинениях Флоренского большое внимание уделяется связи между внешней стороной имени (звуками и буквами) и его внутренним содержанием. Впоследствии Флоренский уточнит свое понимание присутствия Бога в звуках имени Божия: противопоставлять звуки имени самому имени, считает он, можно лишь отвлеченно, так как в реальности горнее соединено с дольним, и в имени Божием»благодать, и звуки, и представления сочетаются в живое неразрывное единство»   .

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Это непереводимо, при всех попытках перевода смысл ускользает. Даже греческое Ð ên, славянское Сый, Сущий – не более, чем туманный отсвет смысла, никак не его полнота. Если прочие «имена» Божии обозначают Его свойства, то тетраграмма имеет отношение не к свойствам, а к самой сущности Божией. Архимандрит Феофан переводит hyha rwa hyha как «Я есмь, Который есмь», считая, что «глаголу hvh никакого другого значения кроме как «быть», «существовать» усвоено быть не может» 19 . «В этом общем определении Бога как Сущего, в качестве необходимого содержания, implicite заключаются все те свойства божественного бытия, которые обычно различными экзегетами выдвигаются поочередно и разрозненно: самопричинность, неизменность, свобода, самотождественность и т.д.» 20 . В Еврейской Энциклопедии 21 читаем: «Так называемый «тетраграмматон», т.е. четырехбуквенное изображение имени Господа,.. является отличительным личным именем Бога Израиля». И там же: «Из имён Божиих выделяется по своей святости и важности имя hvhy… В галахе и агаде оно известно под названием dhvymh ,w, т.е. имя собственное» 22 . К такому явному произношению имени Божия прибегал первосвященник в день Искупления. Очень важно, что по иудейскому учению явное произношение имени Божия «станет доступно всем людям только в мессианскую эру» 23 .Эта тайна имени Божия открыта христианам в имени «Иисус». «Всякий, кто призовет имя Господне (hvhy), спасется» ( Иоиль 2:32 ). Какое имя? «И Говорил Бог Моисею, и сказал ему: Я Господь (hvhy). Явился Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» (hvhy) не открылся им» ( Исх. 6:2–3 ). Это-то чудное ( Суд. 13:18 ), непереводимое, таинственное, невместимое тварным бытием имя – hvhy. Только призывая это имя всем умом, всем сердцем, всей жизнью, можно спастись. Его невозможно призывать механически. Призывать по имени значит знать того, кого призываешь, значит иметь общение с ним. Звать по имени – иметь какую-то глубокую внутреннюю связь с носителем этого имени. В свете работ священника Павла Флоренского , А.Ф. Лосева и других исследователей стихии имени, феномена имени в современную эпоху предстает очень рельефным древнее значение имен. Открывающий мне свое имя дает мне в какой-то степени право на обладание своей личностью. Это – не магия, это – путь к экзистенциальной сердцевине носителя имени. Только если собеседники знают имена друг друга, возможен диалог. А что такое вся история взаимоотношений Бога и человека, как не диалог – прерывавшийся человеком и восстанавливавшийся Богом – диалог Того, Кто каждого называет по имени ( Ис. 45:3–4 ) и того, кто призывает спасительное Имя ( Иоиль 2:32 )? 24

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Заканчивается утреня возглашением: «Премудрость» и исповеданием Имени Божия «Сый», или Иегова, и «Христос Бог», то есть Иисус, которые отождествляются: «Сый благословен Христос Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь». Наконец, исповедуется людьми имя «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим»; затем славословится Имя Христово: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе», и, наконец, иерей возглашает последнее благословение Именем Иисус Христовым по просьбе людей церковных, которые просят: «Именем Господним благослови, отче!» – «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыея Своея Матери» и т. д.: «помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Ограничивая разбор Богослужения сим кратким очерком, думаем, что и при этом поверхностном разборе его весьма ярко выражается та теснейшая связь, которая существует между прославлением Бога и прославлением Имени Его. Словесная жертва Богу есть исповедание Имени Его Богослужение в одной из молитв называется «словесною жертвою» Богу. Но что же иное в словесной жертве можем мы приносить Богу, как не одно исповедание Имени Его! И мыслимо ли так говорить, как некто сказал негде: «Святые Отцы составили многие молитвы, в коих все относится к Самому Господу Иисусу как живому Подателю нам благ, а не к Имени Его. И в церковных службах постоянно произносится возвеличение и прославление Самого Господа, и Ему от нас поклонение, а не Имени Его». – Жалок монах, который это написал 603 . Вероятно, он забыл церковное богослужение или не обращает внимание на то, что говорится и читается в Церкви, ибо в противном случае он никак не посмел бы сказать подобной неправды, ибо из приведённых богослужебных молитв и возгласов следует совершенно обратное тому, что он утверждает, ибо Церковь и прославляет Имя Господне, и поклоняется Имени Господню, отнюдь не отделяя Имя Божие от Бога, совершенно противно сему имяборцу, не допускающему поклоняться Имени Божию и видящему во Имени Божием только одни звуки или простое собственное имя. Мы дивимся, как можно отметать первенствующее значение Имени Божия в церковном богослужении, когда всё оно именно зиждется на призывании и исповедании Имени Божия, когда всякая Святыня освящается Именем Божиим, всякое Таинство деется Именем Божиим! Икона Христова есть образное исповедание Имени Его

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

При призывании Священного Имени можно впасть в прелесть не потому, что в Имени не присутствует благодать, а через невнимание к этой благодати, которая таится в Имени, недолжное расположение, самонадеяние. В молитве к Священному Имени следует относиться как к Богу - с благоговением, с предельным вниманием, со страхом и трепетом. Если этого нет, то молитва не принесет должного плода. Относительно прошлого моего комментария, поправлюсь, не совсем правильно сказать - «Имя Божье – энергия, проявление, действие – непостижимое явление Божье», лучше – «В Имени Божьем таится энергия, действие – непостижимое явление Божье» Александр Жабенко 05 июля 2011г. 14:11 Александр, Вы ничего не ответили на мои предыдущие комментарии. А относительно Ваших слов о молитве бессловесной -- разве Имя Божье, которое словесно, призывается бессловесно? Разве не к Богу обращена молитва, разве к Имени? Получается, Вы думаете, что без Имени к Богу нельзя обратиться? Что без Имени с Богом нет отношений? Но это не так. Вот Иаков боролся с Богом -- и Тот не открыл ему имени -- значит ли это, что Иаков вообще не боролся? Нет, он боролся, даже не зная имени. И Бог не только его слышал и видел, но и " боролся " с ним (пусть даже через Ангела). Имени нет, а действие есть.  Бога хвалят живые существа, и даже неживые творения (смотр. в Псалмах), но без человеческих слов и имен. Ведь слова есть только у разумных творений, почему называются они словесными. Свт. Василий Великий говорит, что творения имеют λογος " ы, которые создал Бог и которыми хвалят они Его, даже неразумные творения -- солнце, дождь, град и проч. Да, Бог " все премудро сотворил " , но это не делает все творения имеющими разум и премудрыми.  Александр, получается, Вы считаете, что Имя Божье, которое именует энергию Божью, может не иметь словесной формы, быть бессловесным? Что же тогда Вы вкладываете в понятие " имя " ? Или возьмем для примера " дар языков " . Языки умолкнут, знания упразднятся, пророчества прекратятся, когда настанет совершенное -- Царство Божье. Любовь же " никогда не перестанет " . Вы хотите отождествить любовь к Богу и Его Имя? 

http://bogoslov.ru/article/1769527

Поэтому в Имени Божием, Бога, Его субстанции, нету, но в Его энергии, в Его смысловом истечении есть Сам Бог; в Бога Имени, произносимом со звуками и буквами, существует Сам Бог. Но не в субстанции, а в своей акциденции , в Своей энергии» . Ведь, как замечал Лосев в заметке об учении св. Григория Нисского о Боге: «Энергии не отделимы от Бога… [между сущностью и энергией нет расстояния]… Имена и есть имена энергий» . В свете этого утверждения об отсутствии расстояния между сущностью и энергией становится понятной определение молитвы у А.Ф. Лосева как «онтологического слияния в одном Божественном Имени двух сущностей — божественной и человеческой» , а также и следующее более пространное рассуждение Лосева о соотношении Имени как энергии и сущности: «Уже тут мы, начиная анализировать православно-христианский опыт, наталкиваемся на два фундаментальных понятия — сущности божественной и энергий божественных. Между ними некое таинственное соответствие. Чтобы молиться, надо признавать, что сущность хотя и присутствует в Имени, но есть сама по себе нечто бесконечное и бездонное, в то время как Имя и энергия — нечто определенное и расчленимое. Имя, несомненно, есть и сущность, сущность же как будто не есть Имя, хотя если она никакого отношения не имеет к Имени и энергии, то как же она вообще есть сущность и чего, собственно, сущность? Все эти вопросы необходимо разрешить, если мы желаем осознать религиозный опыт православия» . Афонский спор высветил в качестве особой проблемы богословия имени, стоящей за проблемой энергийности Имени Божия, другой, более глубокий вопрос православного вероучения, связанный с темой исихазма, а именно вопрос о взаимосвязи Имени Божия и молитвы с обожением и спасением человека. Обосновывая мысль об участии Имени Божия в обожении, А.Ф. Лосев писал: «Иисусова молитва, состоящая в призывании Имени Иисуса, и есть то, что совмещает глубочайшую и наиболее интенсивную активность устремления человека к Богу, и в то же время ее единственная цель — сделать человека сосудом имени, т. е. — Божественных энергий, так, чтобы человек, оставаясь тварью, ничего в себе не имел, кроме Божественных энергий» . А это означает, что «Имя Божие есть та энергия сущности Божией, которая дается человеку в функции активно-жизненного преображения его тварного существа» . Такое преображение тварного существа человека предстает, по Лосеву, на языке богословия энергии как просветление тварного бытия и его спасение. Как замечает Лосев, даже «само греческое выражение “именем” … доказывает, что имя является определенным местопребыванием божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нем всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Этим отметается то, что мы доказали выше, что Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог. Но не трудно обличить все лукавство подобного мудрования: в Катехизисе не говорится о вещественном, деревянном или другом кресте, но говорится о именословном крестном знамении, творимом рукою иерея. Но что же есть сие крестное знамение, как не образное написание Имени Иисус Христос? — Персты написуют Имя»Иисус Христос», крестное же знамение изображает оправдание сего Имени на Кресте и идею спасения Иисусом   . Что же касается креста, сделанного из дерева, металла или другого материала, то его нельзя приравнять по силе к имени Божию. Икона также не может быть поставлена на один уровень с именем Божиим. В отличие от креста и иконы, имя Божие является достойным не только поклонения, но и служения: Святая Церковь воздает Имени Божиему не только поклонение и славу, но и служение, как о том свидетельствует молитва Св. Амвросия для иереев, готовящихся к служению Литургии:«Благоволи мне (Господи) службы совершати священнодействие Служения примирения, ввереннаго мне, да не отречешися Просим, Владыко, да лицем светлым на достояние Твое, Имени Твоему Святому служения ожидающее, воззрети благоволиши». Но служение, по–гречески λατρεα, относится только ко Единому Богу. Итак, если Святой говорит о служении Имени Господню, то не ясно ли из этого, что он не отделяет Имени Господня от Господа и исповедует Его Самим Богом? И воистину такова есть Литургия: она есть служение о Имени Иисусове; она есть поклонение Богу колен небесных, земных и преисподних о Имени Иисусове. Она есть образное написание и словесное изображение славы Имени Иисусова, и раскрытие таинственного значения Имени Иисус — «в Его воспоминание»; сие поклонение и служение Имени Господню завершается принесением в жертву за грехи мира Самого Агнца Божия и оживотворения себя причастием Его Тела и Его Крови   . В приведенном тексте воспроизведено различие между поклонением (προσκνησις) и служением (λατρεα), введенное защитниками иконопочитания в VIII веке: согласно этому различию, поклонение может воздаваться священным символам, таким как крест и икона, тогда как служение совершается только Самому Богу.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010