12.Зиновеева Марина Михайловна, кандидат искусствоведения, директор Музея промышленного и декоративно-прикладного искусства при МГХПА имени С.Г. Строганова. Графические листы с изображением предметов из Чудова монастыря, выполненные в 1860-х годах учащимися и выпускниками Строгановского училища, из собрания Музея МГХПА имени С.Г. Строганова». 13.Сазиков Алексей Владимирович, кандидат искусствоведения, ведущий специалист отдела инноваций МГХПА имени С.Г. Строганова. Печатная икона конца XIX – начала ХХ века. 14.Николаева Надежда Анатольевна, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории искусства и художественно-педагогического моделирования ИИиД УдГУ. Отражение христианской тематики в дипломных работах выпускников художественно-графического факультета (факультета искусств) Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета. 15.Кошаев Владимир Борисович, доктор искусствоведения, профессор МГХПА имени С.Г. Строганова, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова. Учение христианства в методах искусствознания. 16.Ревенков Павел Алексеевич, аспирант МГХПА имени С.Г. Строганова. Библия Гюстава Доре и Библия Барри Мозера. Сравнение подходов к иллюстрированию Священного Писания в XIX и XX веках. 17.Федорина Александра Сергеевна, аспирант МГХПА имени С.Г. Строганова. Свет и пространство в фотоальбоме Збигнева Коча «Афон». 18.Галицкий Василий Игоревич, аспирант МГХПА имени С.Г. Строганова. Ярославская иконописная школа рубежа XVII–XVIII веков. 19.Кузнецова Елена Владимировна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры реставрации дерева МГХПА имени С.Г. Строганова. Исследование Красных врат XVII века Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. 20.Трощинская Александра Викторовна, доктор искусствоведения, главный хранитель Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА имени С.Г. Строганова. Сакральный цветок Голгофы в орнаментальном искусстве: многообразие и единство образно-смысловых интерпретаций. 4.8.2. Круглый стол «Рождественский проект культурного центра “Клуб АРТ’ЭРИЯ”»

http://pravoslavie.ru/100449.html

Автор говорит: «Достопоклоняемое величие имени Иисус и его несравнимое превосходство, небесная высота и воистину Божественное достоинство показаны в словах апостола Павла. Что как для Сына Божия равенство с Богом Отцом не было похищением Божеской чести, то и “дарова Ему имя, еже паче всякаго имени, да о имени Иисусове всякое колено поклонится небесных, земных и преисподних” ( Флп. 2, 9–10 )». На основании этих слов автор делает заключение: здесь как поклонение и исповедание, так и имя Его и Сам Он, Господь Иисус Христос, представлены апостолом в одном совокупном положении нераздельно.Но такое смешение Божеского, человеческого и номинального (разумея имя Христово) во единое и нераздельное положение вовсе не высказывается в приведенном изречении апостола. По толкованию епископа Феофана Затворника , согласно учению древних святых отцов, изречение апостола Павла: «И дарова Ему имя паче всякаго имени» – означает следующее. Сын Божий имел имя, которое не отошло от Него через воплощение, но и теперь оно приемлется Им как дар, яко Человеком. До сего момента, яко Бог, Он имел сие имя, но не яко Человек. Теперь даруется оно Ему и яко Человеку. Даруется, ибо человечество, даже быв воспринято Божеством, не может заслужить такое имя, не может дойти до того, чтобы оно принадлежало ему по закону правды. «Имя паче всякаго имени». Какое это имя выше всякого имени? Вот имена, кои суть имена выше всех имен: Бог, Троица, Отец, Сын Божий, Дух Святый. Вот они выше всех имен и все равночестны! Какое же из них даровано сущему во образе Божии и умалившемуся до крестной смерти? Бог Сын, Сын Божий – так именовался Он, прежде мир не бысть; теперь-то это имя переносится и на человечество. В Послании к евреям пишется, что Он наследовал имя, преславнее паче ангелов. И апостол тотчас объяснил, что это за имя, говоря: «Кому рече от ангел: “Сын Мой еси Ты. Аз днесь родих тя”? И паки: “Аз буду ему во Отца и Той будет мне в Сына”» ( Евр. 1, 5 ). Итак, к имени «Сын Божий» в Божественном смысле относится означенное изречение апостола Павла, а не к Его человеческому имени Иисус, как автор по своему самомнению истолковывает оное. Относительно же апостольского изречения: «Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» – епископ Феофан говорит: «Как только совершилось превознесение в показанном смысле и запечатлено соответствующим именем, следствием сего должно было быть Божеское поклонение всех тварей небесных, земных и преисподних, “да поклонится всяко колено” Божеским поклонением ради ипостасного соединения человечества с Божеством в лице Господа Иисуса Христа». И из сего толкования апостольского изречения нисколько не подтверждается означенное применение к нему автором о имени Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Каким именем объять мне необъятное? Каким речением высказать неизглаголанное? Итак, поскольку Божество превосходнее и выше всякого обозначения именами, то научились мы молчанием чествовать превышающее слово и разумение 302 . Когда Маной желал знать имя, дабы, по исполнении на деле обещанного, по имени прославить Благодетеля, то Он говорит ему: «Что спрашиваешь о нем? Оно чудно» 303 . Отсюда можно научиться, что одно есть имя, означающее божескую сущность, – именно, самое удивление, неизреченно возникающее в душе при мысли о ней 304 . Недостаток сотворенного имени у Бога вовсе не служит к какому-либо ущербу божественной славы; наоборот, бессилие выразить неизреченное, обличая естественную нашу скудость, тем более доказывает славу Божию, научая нас, что одно есть, как говорит апостол, соответственное Богу имя, – вера, что Он выше всякого имени 305 . Ибо то, что Он превосходит всякое движение мысли и обретается вне постижения при помощи наименования, служит для людей свидетельством неизреченного величия 306 . Святитель Григорий различает в имени внешнюю сторону и внутреннюю: внешняя сторона имени – его оболочка, состоящая из звуков (при произнесении) и букв (при написании); внутренняя – смысл, значение имени. В этом различении он следует Василию Великому , который писал: «Имя Божие называется святым, конечно, не потому, что в слогах имеет некую освящающую силу, но так как всякое свойство Божие и понятие мыслимого о Нем свято и чисто» 307 . Иными словами, не внешняя оболочка имени Божия является носителем святости Божией, но его внутреннее содержание. Григорий Нисский идет даже несколько дальше: он утверждает, что Бог превосходит не только звуки и буквы собственного имени, но и заключающийся в них смысл, поскольку несозданное естество Божие выше не только всякого имени, но и «всякого заключенного в имени значения» 308 . Деление имен Божиих на содержащиеся в Священном Писании и созданные человеческим «примышлением» представляется Григорию Нисскому искусственным. Имена, содержащиеся в Писании, в том числе те, которые были впервые произнесены Самим Богом, являются человеческими словами – продуктом нашего «примышления». Если Бог пользуется этими словами, то не потому, что Он их изобрел или в них нуждается, но потому что человек не может понять Бога каким-либо иным способом. Подобно тому, как любящая мать общается со своим младенцем, подражая его лепету, Бог снисходит к нашей немощи и говорит на нашем языке. И как нельзя назвать глухонемым того, кто общается с глухонемыми при помощи знаков, так нельзя приписывать Богу человеческие слова на том основании, что Он по снисхождению пользуется человеческим языком 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Произведения иеросхимонаха Антония (Булатовича) представляются нам имеющими определенный церковно–исторический интерес. Однако к этим произведениям необходим серьезный научно–богословский комментарий ввиду того, что их автор не отделяет свои частные богословские воззрения от общецерковного учения, а иногда излагает прямо ошибочные мнения. В целом произведения иеросхимонаха Антония не могут, на наш взгляд, быть признаны вполне адекватным выражением православного учения об имени Божием и имени Иисусовом. Труды Флоренского и Лосева об имени Божием заслуживают отдельных исследований ввиду богатства содержащегося в них философского и богословского материала. Богословские позиции обоих авторов должны, по нашему мнению, быть подвергнуты тщательному анализу в свете патристической традиции. В книге протоиерея Сергия Булгакова «Философия Имени», в особенности, в той главе этой книги, что посвящена имени Божию, мы видим весьма совершенное выражение имяславского учения об имени Божием. В этой книге имяславие, как мы говорили выше, освобождается от «имябожнического» привкуса. Однако книга эта несет на себе отпечаток общего богословского видения протоиерея Сергия Булгакова, одного из самых оригинальных мыслителей XX столетия. Требуется дополнительная исследовательская работа, которая позволила бы отделить в книге Булгакова строго православное учение от его личных богословских мнений. Наиболее точным, емким и наименее уязвимым в богословском отношении нам представляется тот вариант имяславского учения об имени Божием и имени Иисусовом, который содержится в книге архимандрита Софрония (Сахарова) «О молитве». Перейдем к оценке сочинений противников имяславия. Нам представляется, что противники имяславия не сумели противопоставить имяславскому учению об имени Божием скольконибудь законченную богословскую доктрину. Они сумели лишь собрать значительное число разрозненных аргументов, которые им так и не удалось свести в систему. Между противниками имяславия наблюдались расхождения даже по ключевым пунктам учения об имени Божием (в частности, по вопросу о том, является ли имя Божие достопоклоняемым, является ли оно энергией Божией).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

О сем необходимейшем звене спасения не ясно ли свидетельствует самый чин монашеского пострижения, когда настоятель, вручая постригаемому чётки для всегдашнего призывания Имени Иисусова, говорит: «Приими, брате, меч духовный, иже есть Глагол Божий (т. е. меч духовный значит – Имя Иисус, коим, как мечом посекаются диавольские прилоги, и это Имя есть не простое, но Глагол Божий, т. е. словесное действие Божества, или Сам Бог-Слово, Иисус) – ко всегдашней молитве Иисусовой; всегда бо Имя Господа Иисуса во уме и в сердце, и во устах своих имети должен ecu, глаголя: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! " 458 . – Итак, видите ли, не просто указывается Церковью призывать Имя Иисусово, но с верою, что Оно и есть «Меч духовный», «Глагол Божий», или, иначе сказать. Сам Господь Иисус Христос, исповедуемый устами нашими во Имени Своём и живущий в сердцах наших от бани крещения. Но думаете ли, что сей обет всегдашнего призывания может быть исполним без такой живой веры в самое Имя Господне? – Конечно, нет! Всегдашнее призывание Имени Иисусова есть подвиг претрудный, и кто станет посвящать свои силы на призывание пустого и текучего имени? Кто станет отвращать мысль свою от всякой другой мысли и упражнять её в призывании Имени Иисус, если будет почитать сие Имя именем, меньшим всякого имени? Не найдут ли тогда обезверившиеся монахи призывание Имени Иисусова и делание умной молитвы делом пустым и нестоящим, или прелестью? – Воистину так, и это уже и сейчас видно в той ненависти, с которой неделатели умной молитвы вооружаются на делателей её, и не только ныне, но уже издавна, ибо о сем гонении на Имя Иисус мы находим следы и у еп. Игаатия Брянчанинова, и у Паисия Величковского , и у св. Григория Синаита . Но во что же обратится созерцатель, не утверждённый на вере во Имя «Иисус», как не в мечтателя и мистика. И это мы уже видим, ибо некоторые, отрицая необходимость частого призывания Имени Иисусова, советуют лишь думать об Иисусе. Но к каким мыслям может привести такое делание, отметающее Имя Иисусово, как не к крайней прелести? Ибо не имея во устах и в сердце сего Глагола Божьего и сего словесного меча, каким оружием возможно будет монаху отражать врага? Каким мечом отсекать зарождающиеся похоти и страсти? Как пребывать во Христе и с Христом по заповеди Его: «Будите во Мне и Аз в вас» ( Ин. 15:4 ) без всегдашнего призывания Имени Его? Как удерживать «ногу свою на правоте» без всегдашнего покаяния тайно-сердечного, о Имени Иисусове деемого в молитве Иисусовой? – Итак, что же иное покушаются сделать имяборцы, как не отнять у монашества и у всего христианства то оружие, о коем великий Иоанн Лествичник сказал: «бей супостатов Иисусовым именем: ибо против него нет более сильного оружия, ни на небе, ни на земле» 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

С. Булгаков говорил о предвечном существовании имени Иисус (Там же. С. 202-203). Имя Иисус, согласно Булгакову, не является простым человеческим именем и не равно именам др. Иисусов, когда употребляется по отношению к Иисусу Христу. Общим для этого имени и имен др. Иисусов является только внешняя, звуковая оболочка имени. Но сама по себе эта оболочка не есть еще имя Божие: оно становится таковым, «будучи отнесено к своему Носителю, исполняясь Его силой» и энергией. Прот. С. Булгаков сравнивает имя Божие с миром, а звучание имени - с сосудом, в к-ром хранится миро: сосуд может быть таким или иным, но его задача заключается лишь в том, чтобы удержать содержащееся в нем миро (Там же. С. 211). Во всяком имени помимо звуковой оболочки есть еще форма и смысл (у прот. С. Булгакова - «симема»). Мистический смысл имени есть его индивидуальная энергия, присущая ему и живущая в нем. В имени Иисус, когда оно употребляется применительно ко Христу, присутствуют и все предки Христа, а в расширительном смысле - и все человечество, вся мистическая Церковь Христова. Потому имя Иисуса есть «имя всех имен»: «Сладчайшее Имя Иисус чрез Сына Человеческого лежит начертанным и на всем человечестве, всему ему принадлежит. Все мы, помимо недостоинства своего, причастны этому великому и святому Имени, в известном смысле его носим, его причащаемся… И как Господь принял на Себя всё человеческое (кроме греха), почему каждый человек может иметь в Нем и своего личного Спасителя и Искупителя, то в Нем, в Его святейшем Имени, как центре, соединены все человеческие имена, субстанциальные ядра всех индивидуальностей. И если Господь, в Котором все себя находят, есть всеиндивидуальность, то Имя Иисусово есть всеимя, Имя всех имен» (Там же. С. 206). Имяславское учение основывалось на практике молитвы Иисусовой, а также на богослужебном почитании имени Божия. Именно из этого опыта выросла сформулированная прав. Иоанном Кронштадтским истина о том, что «Имя Божие есть Сам Бог». Ключом к правильному пониманию этой формулы являются, согласно прот.

http://pravenc.ru/text/389527.html

Наконец поются хвалитные псалмы: 148-й-150-й. В этих псалмах предызображается поклонение всякого колена, небесных, земных и преисподних. Богу о Имени Иисусове: «Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его все силы Его, хвалите Его небеса небес и вода, яже превыше небес, да восхвалят Имя Господне , яко вознесеся Имя Того Единого... Той рече и быша. Той повеле и создашася... Князи и судии земстии да восхвалят Имя Господне...» Псалом 150-й изображает поклонение Богу о Имени Иисусове девяти чинов ангельских, которые образно и таинственно именуются: 1-й – трубами, 2-й – Псалтирями, 3-й – гуслями, 4-й – тимпанами, 5-й – ликами, 6-й – струнами, 7-й – органами, 8-й – кимвалами доброгласными, и 9-й – кимвалами восклицания, имеющими каждый особый свой звук, подобно тому, как каждый лик ангельский имеет соответствующую ему силу исповедания и хваления Имени Господня. Великое славословие есть самое поклонение Богу новозаветной Церкви о Имени Иисусове Затем иерей возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и лики поют песнь о Имени Иисусове, ибо Иисус есть Свет Истинный. Которого Именем всякий просвещается в Крещении, о Имени Которого дан мир на земле, дано благоволение людям, отступившим от Бога. Эта песнь есть наиполнейшее прославление Имени Иисусова, ибо начинается с ангельского славословия Иисуса при рождении Его: «Слава в вышних Богу и на земли мир...»; затем славословится Бог, Имя Которого Сын Божий Иисус прославил на Кресте: «Хвалим Тя, благодарим Тя, кланяемся, славословим Тя, великия ради Славы Твоея». – Затем прославляется Иисус, явивший нам Имена Лиц Святой Троицы, и снова славословится Иисус именами: «Господи, Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь! Вземляй грех мира... вземляй грехи мира... Седяй одесную Отца, Един Свят, Един Господь, Иисус Христос в Славу Бога Отца... и хвально и прославлено Имя Твое во веки...» – После этого в праздник поётся Трисвятое. На обыкновенных же утренях читается Отче наш , тропари и возглашается возглас: «Благо есть исповедатися Господеви, пети Имени Твоему Вышний... " Поскольку Богослужение утреннее началось с призывания Имени Божия, постольку оно этим же оканчивается, то есть исповеданием Имени Господня и благословением иерейским Именем Господним

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Позднейшие наставники благочестия, особенно отечественные – святой епископ Игнатий Кавказский, святитель Феофан Затворник - применительно к нашей немощи разъясняют нам всю пользу молитвы Иисусовой, предупреждая и против возможных ошибок в ее священном делании. Так, святитель Феофан Затворник учит, что самому естеству человеческому принадлежит произволение в призывании имени Иисуса Христа. И тот, кто трудится в этом производстве, молитве Иисусовой, может, еще без явного содействия Святого Духа, немало преуспеть в молитве Иисусовой. От нашего естества зависит, насколько мы прилепляемся умом и сердцем к этому имени, насколько благоговейно произносим его. Впрочем, «лишь Духом Святым, - говорит Писание, - можно призывать имя Господа Иисуса Христа». Это относится к молитве чистой, к молитве, привносящей в нашу душу освящение Божией благодатью. Но даже, если подвижник веры еще не имеет понятия о высших степенях молитвы, борется со страстями и с понуждением себя призывает имя Господа, он не лишается великих милостей Божиих. Неосновательна забота и тревога тех, кто говорит: «Вот я настолько обременен послушаниями и обязанностями, общаюсь среди людей, что призывание мною имени Господа весьма несовершенно. Я часто рассеиваюсь и обнаруживаю все погрешности, которые только относятся до молитвенного делания». Да, мы грешны, мы немощны, но Господь многого не требует от нас. Он видит наши усилия памятовать о Нем, видит, сколь мы искушаемы лукавым духом, и поэтому радуется Божественною радостью, когда замечает в ком из Своих детей стремление призывать Сладчайшее имя Свое. Ради этого имени мы бываем хранимы от умножения грехов. Ради этого имени Господь не попускает боговраждебным помыслам надолго оставаться в нашей грешной душе. Ради этого имени Господь хранит нас от встречи с неблагонамеренными, подчиненными диаволу людьми. Ради этого имени Господь отгоняет самого лукавого духа, упраздняя многие невидимые нашему взору козни, силки, засады, которые он измышляет, желая сбить нас с пути истинного. Ради призывания этого имени освящается и душа и тело даже несовершенного молитвенника, самое пространство вокруг него. Ради этого имени Ангелы Божии охотно вспомоществуют нам в наших трудах, хотя и остаются невидимы для нашего взора.

http://pravoslavie.ru/28947.html

Св. Иоанн Златоуст , толкуя это место пророка Малахии, говорит: те благословения священников проклинает Господь, которыми они тайны совершают и народ благословляют. Имяславцы называют имяборцев достойными их именами: имяборцы – хулители Имени Божия; отречники или отступники от Божества Имени Божия; мнимо православные, т. е. на словах православные, а на деле отступники от православной веры во Имя Божие ( Ин. 1:12; 3:18, 36 ; 1Ин. 3:23; 5:13 ; Откр. 3:1 ; и Откр. 13 гл. и проч.). А святые Отцы ересь имяборческую называют «предначатием антихристова пришествия (преп. Ефрем Сирин ; св. Григорий Нисский ; св. Ипполит Римский ; св. Димитрий Ростовский ; св. Василий Великий ; Свящ. О. Стратилатов в его «Поучениях», удостоенных премии Св. Синода до 1900 года, и др.). Хулители Имени Божия находятся под гневом и проклятием Божиим, вместе с их благословениями ( Мал. 2:1–2 ). Одним словом, имяславцы называют имяборцев так, как иначе нельзя их назвать. Против имяборцев, как хулителей Имени Божия, говорится во многих местах как Священного, так и святоотеческого Писания. В защиту имяславия дана от Бога 3-я заповедь: не произноси Имени Господа Бога твоего всуе. В защиту же имяборчества нет ни одного места в Свящ. Писании и в творениях святых Отцов. Есть только угрозы, проклятия, предостережения и наказания за похуление Имени Божия. Имяборчество – отрицание Божества, низведение Имени Божия на степень фикции. И всякие уничижительные отзывы об Имени Божием – это и есть страшная хула на Имя Господне, косвенное отступление от Бога, достойное всех Богооткровенных наказаний. Тем не менее, покрытые «духом обольщения погибающих» ( 2Сол. 2:10 ), имяборцы ложно именуют себя православными христианами, поборниками Православия; а истинных поборников Православия – имяславцев, пострадавших за чистоту Православия, за честь и славу Имени Божия в 1913 году избиенных и изгнанных из Афона, и ныне последующих им, называют еретиками, отступниками от Православной Церкви и от Православия. Строго отзывающиеся об имяборствующем Синоде и других архиереях, последующих за Синодом в ересь имяборческую, имяславцы, однако, не применяли против них насилия и физической расправы, и никаких угроз, кроме напоминания Богооткровенного наказания за похуление Имени Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Попытаемся свести воедино основные положения, касающиеся имени Божия, сделанные русскими богословами XVI-XIX столетий: 1 . Имя Божие велико, свято и страшно ( Тихон Задонский , Иоанн Кронштадтский и др.). Оно есть вещь священнейшая в мире ( Филарет Московский ). 2 . Имя есть существо или свойство вещи, оно есть сила вещи, выраженная в слове ( Филарет Московский ). 3 . Познаваемое, прославляемое, призываемое, поклоняемое, бо-гомощное и богодейственное имя Божие отлично от невместимо-го существа Божия ( Филарет Московский ). 4 . Именем Божиим совершаются таинства ( Филарет Московский , Иоанн Кронштадтский ). 5 . Имя Божие есть Сам Бог. Бог весь, всецело, всем Своим существом присутствует во всех Своих именах и в каждом Своем имени ( Иоанн Кронштадтский ). 6 . Сила Божия действует через имена Божии и другие видимые символы – икону, крест, крестное знамение и пр. ( Иоанн Кронштадтский ). 7 . Бог действует через имя Свое и другие материальные символы ввиду того, что человек пребывает в материальном теле. В Царствии Небесном эти символы, в том числе и имена Божии, упразднятся ( Иоанн Кронштадтский ). 8 . Имя Божие действует по вере людей ( Филарет Московский , Иоанн Кронштадтский ). Если нет веры, сила Божия остается бездейственной (Иоанн Кронштадтский). 9 . Имя Иисуса Христа божественно; сила и действие этого имени божественны, всемогущи и спасительны ( Игнатий Брянчанинов) . 10 . Имя Иисусово предсуществовало в Предвечном Совете Святой Троицы ( Димитрий Ростовский ). 11 . Имя Иисусово обладает силой отгонять демонов ( Нил Сорский , Игнатий Брянчанинов и др.). 12 . Благодатная сила молитвы Иисусовой заключена в имени Богочеловека Господа Иисуса Христа ( Игнатий Брянчанинов и др.). Если мы сравним эти тезисы с теми, что были помещены нами в конце Главы II, посвященной святоотеческому учению об имени Божием, мы увидим, что далеко не все темы, раскрытые в патристической традиции, получили свое развитие в русском богословии. Мы не видим у русских авторов теоретического интереса к вопросу о природе имени вообще и о природе имен Божиих в частности. Вся проблематика споров о природе имени между Великими Каппадокийцами и Евномием оставлена русскими богословами без внимания. Напротив, большое внимание уделяется библейскому богословию имени, которое в восточной патристике не оказало решающего влияния на формирование учения об имени Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010