В псалме 68, в стихах 5.19., где употреблено имя Иаг, другими стихами того же псалма дается удобство понять, что имя Иаг есть тоже имя Богу, которым по преимуществу именуется Он, т.е. имя Иегова (8.9.18.19.). У пророка Исайи имя Иаг в обоих местах, где читается оно (12:2. 26:4.), соединяется с полным именем Бога Иегова: это второе, полное, имя придается как бы в пояснение, что Иаг есть то же имя, что и Иегова. В подтверждение происхождения имени Иаг из имени Иегова можем еще прибавить, что в греческом переводе Библии имя Иаг везде переложено словом «Господь», тем же самым словом, каким переведено и слово Иегова. Нет основания удерживаться христианам от произношения Великого имени Божия Евреи, благоговея к Великому имени Божию, не произносят его, и, где оно изображено буквами в Писании, называют Бога другим именем: можем ли произносить его мы, христиане? Не должны ли и мы, благоговея к святому имени сему, как и Евреи, воздерживаться от его произношения? Считаю нужным дать ответ на этот вопрос потому, что являлись между христианами люди, которые, склоняясь на сторону иудейского чувства, не одобряли произношения этого имени христианам, каков был, например, Друзий, которому произношения этого имени Божия казалось невежеством и даже хулою на Бога 89 . Считаю нужным дать определенный ответ на этот вопрос и потому, что мусульмане, много толкуя о великом имени Бога, но ничего верного не зная о нем, свое неведение признают и за христианами: мусульмане, не зная, что нынешние только Евреи или Иудеи, сохраняя обычай предков, с известного времени начавших выражать свое благоговение к Богу непроизношением Его Великого имени, утаили это имя от них, готовы считать богохульством слова христианина, что он знает великое имя Божие; и если христианин произнесет ему это имя, он услышит его с каким-то тупым движением мысли в его голове, с каким-то ледяным чувством в сердце. Мы можем произносить Великое имя Бога так же, как произносим и другие имени Его. После того, как открыл Бог это свое имя, ни Закон, ни последующие Писания пророков нигде не делали запрета произносить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Есть раввинское учение о «Мемре» – вере в силу имени Бога. Мемра, воплощаясь в имени «Шем», является освещением всякой молитвы, благословляет и творит чудеса. Все чудеса Ветхого Завета творил «Шем». Ап. Павел, как раввинский ученик, был знаком с этим учением. Поэтому он и называет Христа Силою Божьей. Об имени Иисуса он говорит: «Бог дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип, 2,9–10). В Евангелии от Матвея повторяются слова пророка Исайи об имени Иисуса: «И на имя Его будут уповать народы» (1,21). В «Деяниях апостолов» говорится: «И нет иного имени под небесами, о нем же подобает спастися нам» (4,1). В Ветхом Завете говорится об имени Иисуса: «Будет Имя Его благословенно во век; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его... и благословенно имя Славы Его во век» (Псал., 71, 19). ( Псал. 71,19 ). «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их» ( Псал. 17,10–12 ). Диадох говорит: «Сие данное имя, будучи с напряженной заботливостью содержимо мыслью, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе. Ибо Бог наш есть огонь, поедающий всякое зло». Исихий говорит: «Святое и досточтимое имя Господа Иисуса, непрестанно сидя в уме, порождает бесчисленное множество солнцеподобных размышлений» (Добр. 2,222). Иоанн Златоуст говорит о действии имени Иисуса на сердечного змея: «Имя Иисуса, сходя вглубь сердца, да смирит держащего тамошние изжити змея... Не отлучайте сердца своего от Бога, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет» (по Каллисту и Игнатию, Patr. M., 1, 147). Призывание имени Иисуса пробуждает скрытую силу благодати Духа Св. «Как найти энергию духа? Она дается при крещении. Есть два способа найти ее: 1 исполнением Заповедей и 2) частым призыванием имени Иисуса. Первый способ – длительный, второй – короче» (Григорий Синайский, Patr. M. T.15O, §3, р. 1309). Призывание имени Иисуса вызывает любовь к Нему, а любовь, по Марку Подвижнику , есть «внутреннее открытие сердца, куда предтечей вошел Иисус» (Patr. M, t. 68,1009).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Евреи-богоубийцы в панике совещались: что им делать? Чудеса Именем Иисуса привлекают всё больше и больше народа к вере во Иисуса. Если оставить всё как есть, то оно привлечёт весь народ. И решили угрозами запретить апостолам проповедовать об имени «Иисус». Но Пётр и Иоанн на все угрозы ответили: разве правильно будет слушать вас более, чем Бога? Молитва Апостолов по поводу запрещения учить о Имени Иисусове И ныне, Господи, призри на прещения их, и дождь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое, егда руку Твою прострети Ти во исцеления, и знамением и чудесем бывати Именем Святым Отрока Твоего Иисуса ( Деян. 4:29–30 ). Не запрещением ли запретихом вам не учити о Имени сем и се исполнисте Иерусалим учением вашим. И бивше запретиша им глаголати о Имени Иисусове и отпустиша их. Они же убо идяху радующеся от лица собора, яко за Имя Господа Иисуса сподобишася бесчестие прияти ( Деян. 5:28–40:41 ). Никак не могли жиды успокоиться от апостольской проповеди Имени Иисусова. И говорили Апостолам: вы весь Иерусалим наполнили вашим учением. Избив Апостолов, отпустили, строго наказав не учить об Имени этом... Но Апостолы шли и радовались за то, что сподобились принять бесчестие и побои за Имя Господа Иисуса. И в наше окаянное время проповедь чудодейственной Божественной Силы имени Господа Иисуса Христа раздражает некоторых архиереев, и они, по примеру иудейских архиереев-богоубийц, строго запрещают учить об Имени Сем и наказывают за проповедь Имени Божия. Но каково чувство этих «некоторых» наших архиереев при чтении этих «Деяний Апостольских»? А может быть, они не читали их?.. Филиппу, благовествующу яже о Царствии Божии и о имени Иисус Христове, крещахуся мужие и жены... Крещени бяху во Имя Господа Иисуса ( Деян. 8:12–16 ). Какая великая радость была для уверовавших во Имя Иисусово, принимавшим крещение во Имя Господа Иисуса, которые делались наследниками Царствия Небесного, проповеданного святыми Апостолами! " Отвеща же Анания: Господи, слышах от многих о мужи сем, колика зла сотвори Святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиереев связати вся нарицающия Имя Твое. Рече же к нему Господь: иди, яко сосуд избранен Ми есть сей пронести Имя Мое пред языки и царьми, и сынами Израилевыми. Аз же скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати« ( Деян. 9:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Диодор Сицилийский, указывая на законы Моисея, говорит, что Он получил их от Бога Иао. Порфирий, философ неоплатонической школы, приводимый два раза Евсевием в сочинении «Приготовление к Евангелию», говорит о Санхоиатоне, финикийском писателе, что он свои сведения о Евреях заимствовал от Иеромваала, жреца Бога Иево. У Макробия в имени Иао, которое он отнес к верховному богу еллинской мифологии, надобно разуметь тоже имя, о котором говорят Диодор и Прфирий. Их сходства основных звуков этих трех имен у всех трех писателей видно, что все они говорят об одном и том же имени; а указания первых двух на отношение этого имени к еврейском народу ясно указывают, что три неодинаковые выговора имени представляют особые выговоры имени Бога, которое называем Великим 81 . Подобное несходство в выговоре этого слова видим и у писателей древней христианской Церкви, указывавших на это же имя Божие. Климент Александрийский называет это имя Иау; Феодорит Кирский передает два выговора этому слову, самаританский Иаве и еврейский: Ага. Последнее слово Ага, по другой редакции Феодоритовых сочинений, читается также Иа 82 . Но эти возражения против правильности того чтения великого имени, какое ныне есть, если обсудить, принявши во внимание филологическое условие в чтении этого имени и историческую основу в рассказах об этом имени у показанных выше писателей, то увидим, что эти возражения не имеют силы доказать, что правильное произношение этого имени Божия нам неизвестно. Гласные под именем, которое Писание называет великим и которое пишется всегда так, не суть гласные от слова Адонай, которое читают евреи вместо первого: они принадлежать собственно этому имени. Когда под буквами этого имени подписываются гласные слова Элёгим, то они подписываются без изменения, вопреки требованию того общего закона положения гласных знаков при трех гласных буквах и при гортанных, по которому каждая из сих буква требует гласного звука и знака, сродного ее основному звуку, какой тою буквою означается. Имя с гласными слова Элёгим пишется: гласные не соответствуют главному закону положения гласных; они могут ставиться под словом с другими буквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Воспроизводя аргументацию иеросхим. Антония (Булатовича), защищавшегося от обвинений в магизме, архим. Софроний говорил о том, что «одно звуковое призывание Имени Божия недостаточно» (Там же. С. 195), ибо имя Иисусово только тогда действенно, когда призывается с сознанием его онтологической связи с его Носителем: «Нелишне подчеркнуть, что в молитве Именем Иисуса мы не имеем ничего автоматического или магического. Если мы не подвизаемся соблюдать заповеди Его, то напрасным будет и призывание Имени… Очень важно, чтобы мы… призывали Его с сознанием онтологической связи Имени с Именуемым, с Персоной Христа. Любовь к Нему будет возрастать и совершенствоваться по мере того, как умножается и углубляется наше познание о жизни возлюбленного Бога» (С. 157-158). Настаивая на сознательном характере призывания имени Иисусова в молитве, архим. Софроний, однако, не считал бесполезной и такую молитву, при к-рой «всякие ненужные мысли назойливо собираются вокруг ума, отрывая его внимание от сердца» и «ум не участвует в призывании Имени Иисуса, и только уста механически повторяют слова». Даже в такой молитве есть нек-рый смысл, ибо «призыванием Имени Божия мы приводим в движение все тайное, скрывающееся внутри нас; молитва уподобляется снопу лучей света, брошенному на темное место нашей внутренней жизни, и открывает нам, какие страсти или привязанности гнездятся внутри нас». В таких случаях, считает архим. Софроний, «надо усиленно произносить Святое Имя, чтобы покаянное чувство возрастало в душе» (Там же. С. 177-178). Звуки имени Божия - лишь внешняя оболочка, сама по себе не соединяющая с Богом: вся сила имени Божия заключена в его содержании. Для иллюстрации этой мысли архим. Софроний обращался к аналогии с иконой - аналогии, столь часто использовавшейся имяславцами (в отличие от которых, однако, архим. Софроний не утверждал, что имя Божие больше, чем икона): «Богословие Имени и богословие иконы - имеют общие черты. Взирая на икону Христа, мы духом восходим в личный контакт с Ним. Мы исповедуем Его явление во плоти: Он - и Бог, и человек; всецелый человек и совершенное подобие Божие. Мы идем дальше красок и линий, в мир умный, духовный. Так и в призывании Имени мы не останавливаемся на звуках... Звуки могут измениться в зависимости от различия языков, но содержание-познание, заключенное в Имени, пребывает неизменным» (Там же. С. 195).

http://pravenc.ru/text/389527.html

ибо на высших ступенях её произнесение слов и имени является излишним. И высшая ступень молитвы есть молитва без слов, но, конечно также разумно-сознательная. Призывание, произнесение Имени Божия в молитве необходимо лишь постольку, поскольку оно помогает сосредоточению ума и сердца нашего на мысли о Боге, [ " Призывание» и «произнесение» Имени Божия в молитве – это два различные понятия. Имяславцы призывают Имя Божие потому что в нём присутствует Сам Бог Своей энергией. И с верой и благоговением к этому Имени, призывающие его, причащаются благодати Божией. А имяборцы не призывают, а произносят Имя Божие как посредствующую силу, и потому не освящаются, не причащаются благодати, но лишь ожидают её... Кроме того, под понятием «призывание Имени Божия» подразумевается искренняя усердная молитва; а под произнесением Имени Божия – может быть холодное произношение его одними устами без участия сердца, стр. Троицкому такое произношение на молитве Имени Божия помогает сосредоточению ума и сердца на мысли о Боге. – На мысли о Боге без Имени Божия? Но как можно сосредоточить ум и сердце на мысли о Боге без веры в нераздельность Имени от Именуемого? А если Имя Божие неотделимо от Бога во время молитвы, то, значит, оно есть Бог, и неотделимо от Именуемого также и после молитвы, а не только во время молитвы (Составитель).] каковое сосредоточение необходимо для того, чтобы сделать дух наш способным к восприятию благодати Божией, [Дух наш способным бывает к восприятию благодати Божией при искренней сердечной вере во Имя Господа нашего Иисуса Христа ( 1Ин. 3:23 ). И конечно же, при искренней вере в присутствие Божие Божественной энергией в Его Пресвятейшем Имени, призываемом в смиренных и покаянных чувствах, с сокрушением сердечным о грехах своих. Но о каком восприятии благодати Божией, о каком сосредоточении ума и сердца на мысли о Боге может говорить имеборствующий профессор С. Троицкий , не признающий Божества Имени Божия, отвергающий реальное его бытие? «Ибо не верующий, – говорит Свящ. Писание, – уже осуждён есть, яко не верова во Имя единородного Сына Божия» ( Ин. 3:18, 36 ). Лишь только верующие во Имя Господа именуются чадами Божиими ( Ин. 1:12 ). (Составитель)]

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

«Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвой ко Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие Имени Иисуса " 965 . «Исповемся Имени Твоему, о милости Твоей и истине твоей: яко возвеличил еси над всеми Имя Твое святое» ( Пс. 137:1–3 ). Святой Давид исчисляет чудные действия страшного и святого Имени Иисусова. Ради Имени Иисусова, употребляемого молящимся, нисходит ему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов. «Помози нам Боже Спасителю наш, славы ради Имени Твоего, Господи, избави ны и очисти грехи наши. Имени ради Твоего»! ( Пс. 128:9 ). Ради Имени Господня бывает услышана молитва наша, даруется нам спасение; на основании убеждения в этом опять молится Давид: «Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми; Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих» ( Пс. 53:3–4 ). Силою Имени Иисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным; мыслям и чувствованиям богоугодным» 966 . «Во Имя Господа Иисуса даруется оживление души, умерщвлённой грехом. Господь Иисус Христос – жизнь и Имя Его – живое : оно же оживотворяет вопиющих им к Источнику Жизни, Господу Иисусу Христу. «Имени ради Твоего живиши мя правдою Твоею»: «не отступим от Тебе: оживиши ны, и Имя Твое призовем». Когда силою и действием Имени Иисусова услышана будет молитва, когда снизойдёт Божественная помощь к человеку, тогда отражены будут и отступят от него враги, тогда сподобится он отпущения грехов... Тогда последует подаяние во Имя Господа благодатных даров духовного имущества и сокровища, залога блаженной вечности. «Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы мои, дал еси достояние боящимся Имени Твоего» 967 . В действии молитвы Иисусовой имеется своя постепенность: сперва она действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом начинает проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного и знаменуя оживление его явлением в нём чувства умиления и плача. Углубляясь ещё далее, она мало-помалу начинает действовать во всех членах души и тела, отовсюду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, влияние и яд демонов. По этой причине при начальных действиях молитвы Иисусовой «бывает сокрушение неизреченное и болезнь души неизглаголанная, – говорит преп. Григорий Синаит . – Душа болезнует, как болящая и рождающая, по Писанию: «Живо бо Слово Божие и действенно и острее всякого меча обоюдоострого», то есть Иисус проходит, как свидетельствует апостол, даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлениям и мыслям сердечным» (Сирах). – Проходит и истребляет греховность из всех частей души и тела» 968 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Имя Божие - человеческое примышление, тварное само по себе, но если произносится в молитве с православной верой членом Церкви, то на имени Божием почитает нетварная божественная благодать. В противном случае - это пустой звук. Имя Божие не есть благодать, как не есть благодать икона. Но как на иконе, так и на имени Божием может почивать благодать. Михаил, Пятигорск 04 мая 2017г. 20:43 Ничего общего паламизм (православие) не имеет с имябожием. Имябожие - это неоплатонизм, язычество. Богословие имени тоже, что и богословие иконы. Имя Божие - человеческое примышление, тварное само по себе, но если произносится в молитве с православной верой членом Церкви, то на имени Божием почитает нетварная божественная благодать. В противном случае - это пустой звук. Имя Божие не есть благодать, как не есть благодать икона. Но как на иконе, так и на имени Божием может почивать благодать. Алэксандрос 05 мая 2017г. 21:37 Совершенно верно. То до какого абсурда может дойти эта ересь видно из слов Флоренского «Христианство есть проповедь Имени Иисуса Христа и Евангелия, призыв исповедать Имя Христа. А мы подменяем это исповедание Имени исповеданием Самого Иисуса Христа» (У водоразделов мысли. Приложение 1. Об имени Божием). ++Любопытно, что представление о Божественных именах как энергиях Божества присутствовало в древнерусском богословии++ Это всего лишь не очень удачное формулирование православного тезиса " Бог именуем только по Его энергии " . Алэксандрос 05 мая 2017г. 21:38 Совершенно верно. То до какого абсурда может дойти эта ересь видно из слов Флоренского «Христианство есть проповедь Имени Иисуса Христа и Евангелия, призыв исповедать Имя Христа. А мы подменяем это исповедание Имени исповеданием Самого Иисуса Христа» (У водоразделов мысли. Приложение 1. Об имени Божием). ++Любопытно, что представление о Божественных именах как энергиях Божества присутствовало в древнерусском богословии++ Это всего лишь не очень удачное формулирование православного тезиса " Бог именуем только по Его энергии " .

http://bogoslov.ru/article/5333988

И в церковных службах постоянно произносится возвеличение и прославление Самого Господа, и Ему от нас поклонение, а не Имени Его». Жалок монах, который это написал (см.«Русский 6 и 7). Вероятно, он забыл церковное Богослужение, или не обращает внимания на то, что говорится и читается в Церкви, ибо в противном случае он никак не посмел бы сказать подобной неправды, ибо из приведенных богослужебных молитв и возгласов следует совершенно обратное тому, что он утверждает, ибо Церковь и прославляет Имя Господне, и поклоняется Имени Господню, отнюдь не отделяя Имя Божие от Бога, совершенно противно сему имяборцу, не допускающему поклоняться Имени Божию и видящему во имени Божием только одни звуки или простое собственное имя. Мы дивимся, как можно отметать первенствующее значение Имени Божия в Церковном Богослужении, когда все оно именно зиждется на призывании и исповедании Имени Божия, когда всякая святыня освящается Именем Божиим, всякое Таинство деется Именем Божиим! Имя Божие, по учению иеросхимонаха Антония, является главным содержанием молитвы. Именно оно»освящает всякую молитву и делает ее нестерпимой и палительной для бесов и спасительной для души». То же относится к богослужению:«вся сила богослужения заключается в призывании, и вся суть богослужения состоит в поклонении и восхвалении Имени Божия и, по неотделимости с Именем Божиим, — и Самого Бога»   . Здесь у читателя вновь может возникнуть ощущение того, что имя Божие для Булатовича имеет большее значение, чем Сам Бог: поклонение воздается имени Божию, а заодно (поскольку отделить Бога от имени Божия невозможно) и Самому Богу. Более того, христианские таинства, по Булатовичу, совершаются не чем иным, как призыванием имени Божия (вспомним мысль святителя Филарета Московского о том, что именем Божиим»совершаются наши спасительные таинства»). Имя Божие, по мысли иеросхимонаха Антония, нельзя называть»силой посредствующей», ибо оно есть Сам Бог, действующий в таинствах: Если признать в таинствах главной действующей Божественной силой силу веры священника, то окажется громадная часть случаев, когда священник совершал таинство не совсем достойно или, например, рассеянно, и, во время призывания Имени Господня в таинстве, ум его был вдруг отвлечен какойлибо другой мыслью.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

В 1897 г. также учреждены стипендии: при Киевской духовной академии – одна имени потомственного почетного гражданина Василия Феолого на проценты с завещанного им капитала в 12.500 руб.; при С.-Петербургской духовной академии – одна имени преосвященного митрополита С.-Петербургского Палладия на проценты с пожертвованного Александро-Невской лаврой капитала в 5.000 руб. и одна имени Марии и Василия Чубинских на проценты с завещанного вдовой тайного советника Марией Чубинской капитала в 7.000 руб.; при духовных семинариях: Иркутской – одна имени Филиппа и Анны Трапезниковых на проценты с пожертвованного женой потомственного почетного гражданина Олимпиадой Мыльниковой капитала в 3,000 руб.; Киевской – одна имени надворноого советника Матвея Стыценко на проценты с завещанного им капитала в 2,000 руб., возросшего в настоящее время до 2.400 руб.; Одесской – одна имени протоиерея Михаила Угриновича на проценты с завещанного им капитала в 3.500 руб.; Подольской – одна в память священного Коронования 14 мая 1896 года на проценты с пожертвованного правлением означенной семинарии и существующим при семинарии Свято-Иоанно-Богословским братством капитала в 2.400 руб. и другая имени бывшего воспитанника названной семинарии Иоанна Стрельбицкого на проценты с пожертвованного преосвященным Волынским Модестом капитала в 3.000 руб.; Полтавской – одна имени священника Григория Боровского на проценты с завещанного им капитала в 2,000 руб., возросшего в настоящее время до 2.279 руб ; Рязанской – одна имени вдовы священника Анастасии Некрасовой на проценты с завещанного ею капитала в 2.400 руб.; С.-Петербургской – одна имени преосвященного митрополита С.-Петербургского Палладия на проценты с пожертвованного им капитала в 3.150 руб.; Тамбовской – одна под наименованием стипендии Вашего Императорского Величества и Государыни Императрицы Александры Феодоровны на проценты: с пожертвованного духовенством епархии капитала в 2.794 руб. и Холмской – одна под названием стипендии лейб-гвардии Литовского полка в память священного коронования Вашего Императорского Величества и Государыни Императрицы Александры Феодоровны на проценты с пожертвованного офицерами названного полка капитала в 3.300 руб.; при духовных училищах: Вигленском и Жировицком – по одной имени бывшего настоятеля Супрасльского монастыря архимандрита Никодима на проценты с завещанного им капитала в размере 2.400 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010