В " Возвращении " - это агрессия, грубость, постоянное ожидание беды. Это возвращение блудного отца. Быть может, кому-то обращени к евангельской лексике в данном случае покажется неуместным и чужеродным, но коль скоро Звягинцев, вольно или невольно, создал вертикаль, провоцирующую разбор его работы на метафизическом уровне, то он сам вынуждает поддаться на эту провокацию. А в религиозном понимании отец для ребенка - это не просто тот, кто его родил. Глядя на отца, ребенок постигает Бога. И если от отца исходит любовь и забота, то ответная, осознанная, любовь его ребенка, в отличие от инстинктивной привязанности, выражается в послушании - не животном страхе перед силой, а в боязни непослушанием огорчить отца. С этого человек начинает учиться и страху Божьему. В " Возвращении " мы сталкиваемся с абсолютно противоположным типом отношений. Отец суровый и карающий вызывает в детях страх, когда не остается  места для любви. А есть лишь отчаяние и ненависть. О ненависти и желании убить кричат отцу его сыновья. Религиозный взгляд на жизнь - это неприятие зла. Кульминационным моментом любого христианского произведения искусства является преображение героя. Да, Андрей и Иван зла, исходившего от отца не приняли. Они взбунтовались против него, но сами вполне могли совершить убийство. Во всяком случае, внутренне были к нему готовы. Правда, Звягинцев поступил со своими героями совсем, как древнегреческий автор. В нужный момент он позволил Богу свершить Свой грозный суд, чтобы развязать гордиев узел отцененавистнических проблем. В евангельской притче о " Блудном сыне " отец говорит о причине своей радости, когда его сын перестал грешить и вернулся домой: " Был мертв и ожил " . В " Возвращении " , напротив, блудный отец умер, да  еще в субботу и скрылся в " пучине водной " . Если же фраза " Ваня, сынок " , сказанная им с дрожью в голосе, и последовавшая за ней смерть, воспринимаются современным зрителем, как преображение героя, то нужно признаться в том, что с нами происходит неладное.

http://radonezh.ru/analytics/vozvraschen...

«Внегда стати человекомъ, убо живы пожерли вы быша; внегда прогневатися ярости Его на ны, убо вода бы ны потопила». «Помилуй мя, Боже, яко попра мя человекъ, весь день боряся, стужи ми. Попраша мя врази мои, яко мнози борющиися со мною свыше». «Возвеселится праведник, и егда видить месть; руце свои умыеть в крови грешника. И рече убо человекъ: аще есть плодъ праведника, и есть убо Бог судяй земли». «Измий мя от врагъ моихъ, Боже, и от встающих на мя отьими мя. Избави мя от творящих безаконье, и от мужа крови спаси мя; яко се уловиша душю мою». «И яко гневъ въ ярости Его, и животъ в воли Его; вечеръ водворится плачь, а заутра радость». «Яко лучьши милость Твоя, паче живота моего, и устне мои похвалита Тя. Тако благословлю Тя в животе моемь, и о имене Твоемь въздею руце мои». «Покры мя от сонъма лукаваго и от множьства делающих неправду». «Възвеселитеся вси праведниии сердцемь. Благословлю Господа на всяко время, воину хваля Его», и прочая. Яко же бо Василий собрав ту уношу, душа чисты, нескверньни, телеси худу, кротку беседу и в меру слово Господне: «Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрых слушати, старейшимъ покарятися, с точными и меншими любовь имети; без луки беседующе, а много разумети; не свереповати словомь, ни хулити беседою, не обило смеятися, срамлятися старейших, к женам нелепымъ не беседовати, долу очи имети, а душю горе, пребегати; не стрекати учить легких власти, ни в кую же имети, еже от всех честь. Аще ли кто васъ можеть инемъ услети, от Бога мьзды да чаеть и вечных благъ насладится». «О Владычице Богородице! Отъими от убогаго сердца моего гордость и буесть, да не възношюся суетою мира сего»; в пустошнемь семь житьи. Научися, верный человече, быти благочестию делатель, научися, по евангельскому словеси, «очима управленье, языку удержанье, уму смеренье, телу порабощенье, гневу погубленье, помыслъ чистъ имети, понужаяся на добрая дела, Господа ради; лишаемъ — не мьсти, ненавидимъ — люби, гонимъ — терпи, хулимъ — моли, умертви грехъ». «Избавити обидима, судите сироте, оправдайте вдовицю. Придете, да сожжемъся, глаголетъ Господь. Аще будут греси ваши яко обращени, яко снег обелю я», и прочее. «Восияеть весна постная и цветъ покаянья, очистимъ собе, братья, от всякоя крови плотьскыя и душевныя. Светодавцю вопьюще рцемъ: «Слава Тобе, Человеколюбче!»

http://sedmitza.ru/text/443880.html

Вот в какой мере сходно изложение одного и того же события в рассказе дееписателя. Если же и есть некоторое различие в каждой из этих трех параллелей, то оно объясняется различными целями дееписателя. В первом изложении (гл. 9) он рассказывает об обращени ап. Павла с целью передать это событие со своей точки зрения; во втором изложении (гл. 22) дееписатель представляет ап. Павла рассказывающим о своем обращении с целью оправдаться перед возмутившимся народом и перед тысяченачальником в Иерусалиме; в третьем изложении (гл. 26) опять представляется рассказывающим то же событие сам ап. Павел перед царем Агриппой с подобной же целью. При единстве цели три параллельные рассказа дееписателя об обращении ап. Павла, конечно, были бы еще более однообразны по своему изложению. 396 Сочинения Св. Иринея – в рус. пер. изд. свящ. Преображенского, Москва. 1871. Предисл. стр. 6–7. 397 В подтверждение этого мы ссылаемся здесь на специальные исследования по этому вопросу: Буслаева – Исторические очерки русской народной словесности и искусства. С.-Петербург. 1861. т. 1. Стр. 18, 45, 57, 21, 55, 357, 112, 7, 420, 399 и пр. – Сказания русского народа. С.-Петербург. 1841. Издание 3-е Т. 1. кн. 1–4. Стр. 9, 10. Шафарика – Славянские древности. Перев. Бодянского, изд. М. Погодина. Т. 1. Москва. 1837. Стр. 89–90, 91, 251. Афанасьева – Языческие предания об Острове Буяне. Временник И. М. О. историй  и древностей российских. 1851. Кн. 9. Стр 5. Бестужева-Рюмина, Русская История. Т. 1. С.-Петербургъ. 1872. Стр. 21, 22, 24, 109, 114 и др. 398 Галахова – История р. Словесности. Стр. 21 и 22. Караулов – Очерки истории русской лнтературы. Одесса. 1870 г. Т. 1. Стр. 2. Ср. Буслаева – Истор. очерки русской нар. словесности Т. 2 Стр. 13–14. Знаменитый «стих о Голубиной книге» и по внешней форме, и по содержанию представляет разительное сходство с апокрифической «Беседой трех святителей». Буслаев – Истор. Очерки. Т. 2. Стр. 15–20. 399 Таковы напр. два сборника Богатырских песен в «Древних российских стнхотворениях», изданных г. Калайдовичем в 1818 г., и народных в «Сказаниях русского народа», изданных г. Сахаровым – в 1841 г. 3-е издание. Содержание первого сборника было записано со слов сибирских людей, содержание второго со слов великорусов. Для издания русских былин, вошедших в сборник г. Сахарова, был принят за основание текст, помещенный в рукописи, принадлежавшей одному частому лицу (г. Бельскому). Вариантами (разночтениями) служили 1) русские былины, собранные г. Далем из устных преданий жителей Казанской и Оренбургской губерний – по р. Уралу; 2) сборник Демидова, изданный прежде Якубовичем (1804), а потом Калайдовичем (1818). Таким образом, «Сборники» Сахарова, Даля и Калайдовича имели своим непосредственным источником устное народное предание, но при всем том, они относятся друг к друту только как варианты одного и того же дословно сходного письменного изложения устного предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

др., вместо четьих: съборъ, събрати с, жинь (жити) и жиньнъ, свтити, сънабъдти, проъвати, дл или дльма, пстити, отъдани, трба, понати, вълсти, лкаво, да не къгда, плсти (плъсти), пастхъ, ьто или поьто, обращени, въти, плем, трбникъ, дргъ или подргъ и мн. др. 133 . Но откуда и как могли зайти в глаголический текст паримейного отдела кн. Бытия, – текст, переведённый с греческого, слова, которые мы ожидали бы скорее встретить в ц.-славянских памятниках, писанных где-нибудь в Болгарии а не у хорватов? На этот вопрос едва ли когда либо удастся дать вполне определённый ответ: во 1-х) потому, что мы никогда не узнаем, кто были переписчики хорватских часословов по их происхождению и живой речи и во 2-х) ещё потому, что едва ли когда-нибудь разница в словоупотреблении между хорватским и болгарским наречиями XIII–XIV вв. будет настолько точно установлена, чтобы исследователь по такому небольшому количеству слов (б.ч. нехарактерных), какое находится в нашем распоряжении, мог с полною уверенностью говорить о болгарском списке паремейника, послужившем ближайшим оригиналом для глаголического текста кн. Бытия хорватских часословов. При таком состоянии материалов, возможно только некоторое освещение данного вопроса, именно – с помощью перевода собственно четьего отдела глаголического текста кн. Бытия. Но об этом ниже, а теперь я возвращаюсь к неоконченной ещё речи о паримейном тексте кн. Бытия хорватских часословов. Удерживая вообще всюду паримейный перевод и изредка лишь пользуясь словами четьего перевода кн. Бытия, глаголический текст этого памятника, в частях, переведённых с греческого, употребляет однако иногда и такие слова, каких в кирилловских текстах, паримейных и даже полных, мы не находим; таковы, напр., дрги вм. кир. 1:8; 4:19, владати вм. (бладати 1:28; 4:7. (но обладати 3:16; 9:1), пища и ствина вм. дь или съндь l:29, 30 (но сндь 3:6; 9:3) велми вм. 1:31, дьждити вм. одьждити 2:5, тежати вм. длатн ibid. (ср. 3:23), вдьше вм. ди или вдн 2:7, насади вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

– Господи, даруй ему дар чудес! – Я согласен. Спросите у него, чего он хочет, – отвечал Господь. И спросили Ангелы святого: – Желаешь ли ты прикосновением твоих рук подавать больным здоровье? – Нет, – отвечал святой: – пусть лучше Сам Господь творит это. – Не желаешь ли ты иметь такой дар слова, силою которого ты обращал бы грешников на путь истины и добра? – Нет, – сказал святой, – это дело Ангелов, а не слабого человека; я молюсь об обращени грешников, а не обращаю. – Может быть, ты хочешь сделаться образцом терпения, привлекать к себе сиянием добродетелей и этим прославлять Бога? – Нет, – сказал святой, – привлекая к себе внимание других, я тем буду отвлекать их от Бога, – у Господа же много других средств к прославлению Себя. – Но чего же ты наконец хочешь? – спросили Ангелы. Святой отвечал с улыбкой: – Чего мне хотеть? Да не лишит меня Господь милости Своей! С нею у меня будет всё. Но Ангелы продолжали настаивать: – Всё-таки нужно, чтобы ты испросил себе дар чудес, или мы дадим тебе его насильно. – Хорошо, – ответил святой, – я хочу творить добро так, чтобы самому о том не ведать. Смущенные этой просьбой, Ангелы стали советоваться между собой и остановились на том, чтобы тень святого и позади и по сторонам его, невидимая им, имела дар исцелять больных, облегчать скорби и утешать печали. Так и было. Когда проходил святой, его тень, отражаясь по сторонам и позади его, покрывала зеленью утоптанные дороги, украшала цветами увядшие растения, возвращала чистую воду изсохшим ручьям, свежий цвет лица – бледным малюткам и тихую радость плачущим матерям. А святой по-прежнему просто проходил свою жизнь, распространяя вокруг себя добро, как звезда испускает свет, как цветок – аромат, сам этого не зная. И народ, почитая его смирение, молча следовал за ним, ничего не говоря ему о чудесах его, и, забыв даже настоящее его имя, стал называть его «святою тенью». Если мы будем жить свято, то доброе назидание, подобно тени, повсюду будет следовать за нами и везде творить чудеса, о которых мы узнаем только в день суда (заимств. из «Рук. для сельск. паст.,» 11, 1884 г., март, стр. 255–267). 2. Сила примера

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

При этом происходит разрушение конституционных основ государственности, грубое попрание всех норм, защищающих права граждан Российской Федерации, их личности и достоинства. Таким образом, создаются серьезные предпосылки расшатывания всей вертикали власти, закономерно ведущие к потере управления государством, и как следствие – к хаосу и распаду. Россия может оказаться на пороге колоссальных потрясений, и понимание этого факта не может оставить равнодушным ни одного человека, переживающего за своих детей, за близких, за страну. Призываем Вас, уважаемый Владимир Владимирович, употребить всю полноту власти, чтобы не допустить фатальных, необратимых последствий кампании по вакцинации населения страны и с этой целью: - взять ситуацию с принятием противоэпидемических мер в России и с сопровождающей их информационной кампанией под личный контроль - дать поручение Генеральной прокуратуре РФ: Проверить законность изданных региональными властями и чиновниками нижестоящего уровня в ходе кампании по вакцинации указов, постановлений, предписаний и иных подзаконных актов, нарушающих Конституцию РФ и создающих ситуацию дискриминации крупных социальных групп и миллионов граждан России. Провести по стране проверку многочисленных фактов превышения региональными и местными чиновниками своих служебных полномочий в ходе проведения вышеуказанной кампании с последующими оргвыводами и правовыми решениями в отношении лиц, вышедших при её реализации за рамки закона. Центральный Совет Общероссийского общественного движения «Народный Собор » Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть 7. Больше года прошло после этого обращени. Русский Нродный Собор - раскройте секрет, какой ответ был? Иначе зачем было обращаться? Зачем здесь это нужно было публиковать? 6. То есть ответа никакого не было? Этого и следовало ожидать. 5. Уже два с половиной месяца прошло со времени подачи обращения. Ответ должен быть через месяц. Какой же был ответ?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/28/pr...

Молитва есть привлечение внимания Господа к собственным состояниям молящегося с целью вызвать желательные состояния в Господе Произнесение имени Божия в определенном пункте пространства. Произнесение имени Божия, являющееся элементом молитвы, возникая одновременно с представлением определенной точки пространства, сливается с ним в одно конкретное состояние – произнесение имени Божия в определенном пункте пространства. Если таким пунктом является сердце (телесный орган), то такое произнесение называется соединением ума с сердцем Произнесение имени Божия в пункте присутствия Божия. Если к произнесению имени Божия в определенном пункте пространства присоединяется представление о присутствии Божием в том же пункте, то получается новое, более сложное конкретное состояние – произнесение имени Божия в пункте присутствия Божия. Из предыдущего ясно, что такой психический синтез есть не более, как молитвенный прием, и делать его базисом теоретических выводов никак нельзя. Однако при недостаточно ясном различении элементов этого синтеза у привыкших пользоваться этим приемом может возникнуть мысль о присутствии Божием не в пункте произнесения имени, а в самом имени, и дальше – о неотделимости имени от Господа Сердечное действие. Если же к произнесению имени Божия в пункте присутствия Божия присоединяются вышеупомянутые ощущения (в сердце), то получается еще более сложное конкретное состояние, которое Св. Отцы называют сердечным действием. При нем вышеупомянутый пункт произнесения имени Божия обязательно совпадет с пунктом возникновения ощущений (ибо в сознании одновременно трудно держать два пункта), а так как ощущения эти – благодатные (по крайней мере – высшие степени их), то при недостаточно ясном анализе является мысль, будто благодатное действие возникает не в телесном органе – сердце, а в имени Божием, произносимом в сердце. А это, в свою очередь, вызывает мысль о присутствии благодати в имени Божием вообще 1392 . Приведенное учение во всех своих основных пунктах противоречит святоотеческому пониманию имени Божия, а также восточно-христианскому учению о молитве вообще и о молитве Иисусовой в частности. Прежде всего, в опыте Отцов Восточной Церкви молитва воспринимается отнюдь не как «привлечение внимания Господа к собственным состояниям молящегося с целью вызвать желательные состояния в Господе», а, наоборот, как обращение внимания человека к Господу с целью вызвать в сердце человека ощущение присутствия Господа: не Господь нуждается в напоминании о том или ином человеке, но сам человек нуждается в напоминании о присутствии Божием. Господь всегда внимает человеку, и если человек не ощущает присутствия Божия, то только потому, что сам не употребляет усилий для того, чтобы приблизиться к Нему. Ощущение же присутствия Божия возникает не вследствие того, что Бог, ранее отсутствовавший, появился в каком-либо «определенном пункте пространства», но вследствие того, что человек, ранее не сознававший этого присутствия, в какой-то конкретный момент осознал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Возражая против Божественного достоинства Имени «Иисус», они говорят, что сие Имя уже потому не может быть признаваемым имеющим Божественное достоинство, что оно есть самое младшее из Имен Иисус-Христовых – младшее, нежели «Сын Божий», младшее, нежели «Господь», и проч., ибо сравнительно недавно наречено было ему Ангелом, при зачатии, как человеку, и, следовательно, есть «имя меньше всякого имени» и относится лишь до человеческого естества Богочеловека Тем же более называют они крайней ересью и даже «хлыстовщиной» веру в то, что Имя «Иисус» есть Сам Бог Иисус Христос! 1305 Имяборцы дерзают (впрочем, не печатно, но словесно, как то нам доводилось слыхать от уст их) выражаться о Имени «Иисус», что оно есть не только не «Имя паче всякого Имени», как то свидетельствует Апостол 1306 , но есть имя меньше всякого имени, ибо из всех имен Божиих оно есть самое, так сказать, младшее, которое Господь носит лишь со дня наречения его Архангелом Деве Марии при зачатии! В «Русском же иноке» печатно архиепископ Антоний приравнивает Имя Иисус к именам других Иисусов (см. 10), вопреки тому непреложному апостольскому свидетельству о имени Иисусове, что «всяк иже аще призовет Имя Господне, спасется» 1307 Имя Иисус есть Имя паче всякого Имени Божия, не потому, конечно, чтобы можно было предположить в нем большую Божественную силу сравнительно с другими Именами Божиими, ибо раз мы веруем, что каждое Имя есть Сам Бог, то какая речь может быть о различии сил; но это Имя Иисус есть то, о коем творится поклонение Богу преимущественно пред прочими Именами Божиими. Ибо Бог пребывает невидим и для поклонения даровал словесной твари – ангелам и человекам – Имя Свое, и без имени, или, вернее сказать, вне Имени не бывает Богу поклонения, ни от ангелов, ни от человеков. Так известно, что Херувимы и Серафимы поют песнь Трисвятую, о Имени – «Свят Господь Саваоф», а Ангелы поют песнь «Аллилуйя», что толкуется по Афанасию Александрийскому «хвала Невидимому», т. е. поклоняются Богу о Имени «Невидимый». Ветхозаветное человечество поклонялось Богу о Имени Саваоф и о других Именах, но Имя Иисус есть то, о коем паче всякого другого Имени воздается и воздастся хвала и поклонение Богу, и о Имени коем, паче всякого Имени, подобает творить молитвы новозаветным христианам 1308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Возражая против Божественного достоинства Имени»Иисус», они говорят, что сие Имя уже потому не может быть признаваемым имеющим Божественное достоинство, что оно есть самое младшее из Имен Иисус–Христовых — младшее, нежели»Сын Божий», младшее, нежели»Господь», и проч., ибо сравнительно недавно наречено было ему Ангелом, при зачатии, как человеку, и, следовательно, есть»имя меньше всякого имени»и относится лишь до человеческого естества Богочеловека Тем же более называют они крайней ересью и даже»хлыстовщиной»веру в то, что Имя»Иисус»есть Сам Бог Иисус Христос! Имяборцы дерзают (впрочем, не печатно, но словесно, как то нам доводилось слыхать от уст их) выражаться о Имени»Иисус», что оно есть не только не»Имя паче всякого Имени», как то свидетельствует Апостол   , но есть имя меньше всякого имени, ибо из всех имен Божиих оно есть самое, так сказать, младшее, которое Господь носит лишь со дня наречения его Архангелом Деве Марии при зачатии! В»Русском же иноке»печатно архиепископ Антоний приравнивает Имя Иисус к именам других Иисусов (см. 10), вопреки тому непреложному апостольскому свидетельству о имени Иисусове, что»всяк иже аще призовет Имя Господне, спасется» Имя Иисус есть Имя паче всякого Имени Божия, не потому, конечно, чтобы можно было предположить в нем большую Божественную силу сравнительно с другими Именами Божиими, ибо раз мы веруем, что каждое Имя есть Сам Бог, то какая речь может быть о различии сил; но это Имя Иисус есть то, о коем творится поклонение Богу преимущественно пред прочими Именами Божиими. Ибо Бог пребывает невидим и для поклонения даровал словесной твари — ангелам и человекам — Имя Свое, и без имени, или, вернее сказать, вне Имени не бывает Богу поклонения, ни от ангелов, ни от человеков. Так известно, что Херувимы и Серафимы поют песнь Трисвятую, о Имени — «Свят Господь Саваоф», а Ангелы поют песнь»Аллилуйя», что толкуется по Афанасию Александрийскому»хвала Невидимому», т. е. поклоняются Богу о Имени»Невидимый». Ветхозаветное человечество поклонялось Богу о Имени Саваоф и о других Именах, но Имя Иисус есть то, о коем паче всякого другого Имени воздается и воздастся хвала и поклонение Богу, и о Имени коем, паче всякого Имени, подобает творить молитвы новозаветным христианам   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Понятие о молитве. Молитва есть привлечение внимания Господа к собственным состояниям молящегося с целью вызвать желательные состояния в Господе Произнесение имени Божия в определенном пункте пространства. Произнесение имени Божия, являющееся элементом молитвы, возникая одновременно с представлением определенной точки пространства, сливается с ним в одно конкретное состояние — произнесение имени Божия в определенном пункте пространства. Если таким пунктом является сердце (телесный орган), то такое произнесение называется соединением ума с сердцем Произнесение имени Божия в пункте присутствия Божия. Если к произнесению имени Божия в определенном пункте пространства присоединяется представление о присутствии Божием в том же пункте, то получается новое, более сложное конкретное состояние — произнесение имени Божия в пункте присутствия Божия. Из предыдущего ясно, что такой психический синтез есть не более, как молитвенный прием, и делать его базисом теоретических выводов никак нельзя. Однако при недостаточно ясном различении элементов этого синтеза у привыкших пользоваться этим приемом может возникнуть мысль о присутствии Божием не в пункте произнесения имени, а в самом имени, и дальше — о неотделимости имени от Господа Сердечное действие. Если же к произнесению имени Божия в пункте присутствия Божия присоединяются вышеупомянутые ощущения (в сердце), то получается еще более сложное конкретное состояние, которое Св. Отцы называют сердечным действием. При нем вышеупомянутый пункт произнесения имени Божия обязательно совпадет с пунктом возникновения ощущений (ибо в сознании одновременно трудно держать два пункта), а так как ощущения эти — благодатные (по крайней мере — высшие степени их), то при недостаточно ясном анализе является мысль, будто благодатное действие возникает не в телесном органе — сердце, а в имени Божием, произносимом в сердце. А это, в свою очередь, вызывает мысль о присутствии благодати в имени Божием вообще   . Приведенное учение во всех своих основных пунктах противоречит святоотеческому пониманию имени Божия, а также восточно–христианскому учению о молитве вообще и о молитве Иисусовой в частности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010