Доколе, Боже, поносит враг, раздражит противный Имя Твое до конца ( Пс. 73:10 ). То есть раздражает Самого Господа восстающий на праведника и хулящий Имя Господне. Помяни сия, враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша Имя Твое ( Пс. 73:18 ). Хула на Имя Господа, как бы раздражает Бога и навлекает гнев Божий и наказывает хулителей. Ведом во Иудеи Бог, во Израиле велие Имя Его ( Пс. 75:2 ). В Богоспасаемом Израиле велико было Имя Господне, в особом почёте и уважении. Благо есть исповедатися Господеви, пети Имени Твоему, Вышний ( Пс. 91:2 ). Только правоверующие, славящие Имя Господа, испытывают на себе благость Бога и сподобляются милости Божией... Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть ( Пс. 98:3 ). Для исповедников и святых Имя Божие «Свято». А для беззаконников оно «Страшно». И убоятся языцы Имени Господня ( Пс. 101:16 ). О, если бы и сейчас убоялись язычники и кривоверы Имени Господа и прославили Его! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя Имя святое Его ( Пс. 102:1 ). Точно как св. царь Давид, Сама Пресвятая Дева Мария – при встрече с праведной Елисаветой – исповедала Имя зачатого во чреве Сына Своего: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято Имя Его!» Собери ны от язык, исповедатися Имени Твоему святому ( Пс. 105:47 ). Св. Давид молит Господа собрать от язычников всех избранных, исповедать Святое Имя Господа. И ты, Господи, Господи, сотвори со мною Имени ради Твоего ( Пс. 108:21 ). Он усердно молится, чтобы Господь, ради Имени Своего, которое Давид прославляет, сотворил с ним всё во благо. Заповеда в век завет свой, свято и страшно Имя Его ( Пс. 110:9 ). На все века, через Пророка Давида, Господь возвещает, что «свято и страшно» Имя Его. Поэтому св. Давид выражает к Имени Божию самые сердечные свои чувства благоговения. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века ( Пс. 112:2 ). Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дождь славу ( Пс. 113:9 ). Этими словами он удостоверяет, что слава Имени Божию воздаётся нашими устами действием Святого Духа. Господь Сам даёт славу имени Своему, так как Имя Божие есть слава Бога. Потому и молится св. Давид: «не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу». То есть чтобы не мы прославлялись, но среди нас прославлялось Имя Твоё, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Которое есть «Имя паче всякого Имени»! . Пророк Захария определённо пророчествует как о будущем величии Самого Иисуса, так и о величии Имени Иисус: «И будет Господь един, и Имя Его Едино» ( Зах. 14:9 ). Пророк Малахия, Духом Святым изрекший обличения священников, говорит: «Вы, священницы, презирающие Имя Мое» ( Мал. 1:6 ) бесстрашным служением и призыванием бесстрашно Имени Господня, и небрежным и лукавым, корыстолюбивым священствованием; за это отымается от них обетование Авраамово и Моисеево и передаётся язычникам: «Несть воля Моя в вас, – глаголет Господь Вседержитель, – и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад Имя Мое прославися (то есть прославится) во языцех, и на всяком месте фимиам приносится Имени Моему, и жертва чиста (то есть Евхаристийная Чистая Жертва, приносимая ныне Имени Божию о Имени Иисус): зане велие имя Мое во языцех... Зане Царь велий Аз есмь и Имя Мое светло во языцех» ( Мал. 1:10–14 ). – Вслед за этим Господь Бог изрекает угрозу и кары на презрителей Имени Его и обетование и награду для чтущих Имя Его: «И ныне заповедь Моя сия к вам, священницы: аще не услышите, и аще не положите на сердцах ваших, еже дати Славу Имени Моему, глаголет Господь Вседержитель, то послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е: и разорю благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердца наша». – Затем Господь говорит, что священники того времени отступили от веры Моисеевой и Аароновой, и от благоговения их пред Именем Божиим, почему отступили и от завета, заключённого с Богом, ибо завет тот был заключён о Имени Иеговы: «Завет Мой бе с ним (то есть с Моисеем) жизни и мира, и дах ему (то есть Моисею, Аарону и всем потомкам их) боязнью боятися Мене, и от Лица Имени Моего устрашатися ему... Вы же растлисте завет Левиин» ( Мал. 2:1–8 ). Боящимся же Господа и благоговеющим пред Именем Его обещает Господь Бог следующее: «И написа книгу памяти пред собою боящимся Господа и благоговеющим Имя Его» ( Мал. 3:16 ). – «И воссияет вам, боящимся Имени Моего, Солнце Правды, и исцеление в крылах Его (подразумевается крестное знамение о Имени Иисус): и изьщете и взыграете, якоже тельцы от уз разрешени» ( Мал. 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Тихон, и, следовательно, когда за неверие своё придётся неверующим поклониться сему Имени вместе с коленом преисподних, отверженных Богом; тогда-то и придётся им познать страх Имени Иисус, Которое во время земной жизни они уничижали. – Сей же святой, в толковании на Пс. 71 говорит: «Прежде солнца пребывает Имя Его» – показывает, что Сей, не умерщвлённый вместе с младенцами, есть прежде сложения мира Сущий со Отцом... «И благословенно Имя славы Его». – Посему всем должно песнословить Его. Ибо хотя не знаем естества Его, как неприступного, однако же, познали спасительное Имя Его " 577 . В каком смысле Имя Иисус названо именем паче всякого имени Имя Иисус есть Имя паче всякого Имени Божия не потому, конечно, чтобы можно было предположить в нём большую Божественную силу, сравнительно с другими Именами Божиими, ибо раз мы веруем, что каждое Имя Божие есть Сам Бог, то какая речь может быть о различии сил; но это Имя Иисус есть то, о коем творится поклонение Богу преимущественно пред прочими Именами Божиими. Ибо Бог пребывает невидим и для поклонения даровал словесной твари – ангелам и человекам – Имя Своё, и без Имени, или, вернее сказать, вне Имени не бывает Богу поклонения ни от ангелов, ни от человеков. Так, известно, что Серафимы и Херувимы поют песнь Трисвятую о Имени – «Свят Господь Саваоф», а Ангелы поют песнь «Аллилуиа», что толкуется, по Афанасию Александрийскому , «хвала Невидимому», то есть поклоняются Богу о Имени «Невидимый». Ветхозаветное человечество поклонялось Богу о Имени Саваоф и о других Именах, но Имя Иисус есть то, о коем паче всякого другого Имени воздаётся и воздастся хвала и поклонение Богу и о Имени коем, паче всякого Имени, подобает творить молитвы новозаветным христианам. Разъяснение сего у св. Отцов Св. Василий Великий говорит: «Иисус Христос, как Бог и Сын, имеет славу купно с Отцом; потому-то о Имени Иисусовом всяко колено поклонится, небесных, земных и преисподних» 578 . Св. Афанасий Великий говорит: «И сие (то есть поклонение) дарова Ему не ради Самого Слова, потому что прежде, нежели соделалось человеком (то есть Слово), поклонялись Ему, как сказано, и ангелы, и вся тварь, по единству свойств с Отцом: но и сие опять написано ради нас и за нас...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

«О Тебе враги нашя избодем роги, и о Имени Твоем уничижим восстающия на ны» ( Пс. 43:6 ). (Слышите, какое отождествление силы Божией с силою Имени Божия?!) «О Бозе похвалимся весь день и о Имени Твоем исповемыся во век» ( Пс. 43:9 ). (Слышите, что хвалиться о Бозе есть исповедание Имени Его?!) У Афанасия В. по поводу этого псалма сказано: Сыны Кореовы были священные певцы. Они описывают древние благодеяния Божии и просят Бога помиловать их, потому что Его признают упованием Своим и исповедаются о Имени Его. «Аще забыхом Имя Бога нашего... не Бог ли взыщет сих» ( Пс. 43:21 ). Слышите, имяборцы? – Забыть Бога – значит потерять веру во Имя Его. «По Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли: правды исполнь десница Твоя» ( Пс. 47:11 ). Афанасий В.: Сей псалом воспевает от лица св. Апостолов. – (Десница – значит Христос, Который оправдывает по всей земле истинность Имени Своего Иисус, то есть Спаситель, или Бог-Избавитель). «Тако воспою Имени Твоему во веки» ( Пс. 60:9 ). Афанасий В.: «Что значит – «Тако»? Не то ли, что «воспою», пребывая пред Тобою в будущем веке... Так, а не иначе, славословя, человек не престанет во век воздавать Господу молитвы. Ибо верные не престают ежедневно совершать Божественные тайны». Этими словами св. Афанасий говорит, что и переселившиеся в он век суть участники св. Таинства Евхаристии, которая есть воспевание Имени Божия во веки. «И терплю Имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими» ( Пс. 51:11 ). Афанасий В.: На Имя Твоё буду уповать и возвещу сие пред всеми Святыми Твоими. «Боже, во Имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми» ( Пс. 53:3 ). Афанасий В.: Просит, чтобы спас не иным чем, но Именем Своим. Поскольку призываю Имя Твоё, то Сим Самым Именем даруй мне Спасение. «Тако благословлю Тя в животе моём, о Имени Твоем воздежу руце мои» ( Пс. 62:5 ). Афанасий В.: говорит, что воздевать руки «О Имени», значит: Твоё Имя призывая в молитвах. «Воскликните Господеви вся земля, пойте же Имени Его» ( Пс. 62:2 ). Афанасий В.: Воскликновение есть победная песнь, воспеваемая при падении врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Ветхозаветные корни Имени Божьего святитель рассматривал в контексте учения об имени Иисуса 288 . Святитель пишет и о том, что Имя Божие водворилось в городах и селах; оно стало цвести в диких, необитаемых до этого пустынях;. Имя Богочеловека приобрело в молитвенном служении великое значение, будучи именем Спасителя людей, Творца мира видимого и мира невидимого. Вместе с тем, оно является именем вочеловечившегося Бога, величие имени Которого превышает разум земных и небесных существ 289 . Святитель рассуждает о том, что молитва Иисусова не только позволяет полностью сконцентрироваться на покаянной мысли о милосердии Божьем, но и включает в себя возможность благодатного чувства посредством обладающей божественной силой имя Иисуса: «Вся сила и все действие молитвы Иисусовой истекает из покланяемого и всемогущего имени Иисус...» 290 . Святитель учит, что следует молиться так, чтобы в наших молитвах было видно величие имени Иисуса, и тогда Его силою, человек войдет в нерукотворенный храм сердца для поклонения духом и истиною; молиться надо тщательно и всегда; молиться следует со страхом и трепетом перед величием имени Христова; «и да уповают на Тя», всемогущего и благого Иисуса, «знающий имя Твое» по блаженному опыту своему, «яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи» 291 . Молитва с призыванием имени Иисуса способна оказывать благодатное воздействие на человеческий ум, очищая его от вмешательства посторонних помыслов. Иисусова молитва влияет на волю, разум и чувства человека. Даже тело, которое также участвует в этой молитве, приобщается к благодатному действию имени Иисуса: «Ум, победив и разогнав врагов именем Иисуса, сопричисляется блаженным духам, входит для истинного богослужения в сердечный храм, который доселе был затворен для него… Ради имени Иисусова, употребляемого молящимся, нисходит к нему помощь от Бога, даруется ему отпущение грехов… Ради имени Господня бывает услышана молитва наша, даруется нам спасение… Силою имени Иисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным; мыслям и чувствованиям богоугодны» 292 . Учение о «Божеской силе имени Иисусова», согласно мысли святителя Игнатия, обладает достоинством основного догмата Церкви 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Из этих слов святого Златоуста мы видим, как противоположно его учение об Имени Божием учению Синодального послания. Синодальное послание видит в Имени Божием одну лишь номинальность, звук или идею, которую лишь для удобства молитвы подобает в молитве отождествлять с Богом и которое Само по Себе не есть Божественная сила. Святой же Иоанн Златоуст видит в Имени Иисусовом и в Имени Божием всегда сущую в Бозе сокровенную Божию силу, которая проявляет Себя Богопроизвольно, подобно тому, как и Христос не переставал быть Богом и Божественной силой, ходя по земле, и Богопроизвольно проявлял, кому и когда хотел, и Божество Своё, и Силу. Итак, Синодальное послание коренным образом разошлось со святыми Отцами в вере во Имя Божие, и обвиняя нас в том, что мы приписываем Имени Иисусову какую-то магическую силу, оно сие обвинение по справедливости относит к святым Отцам, ибо мы не иное что высказали, как то, что и святые Отцы высказывали об Имени Божием. Но не могу не заметить, что обвинение нас в магическом суеверии и в чародействе Именем Божиим ради высказанной нами веры во Имя Божие как Божественную силу столь же основательно, как обвинение почитателей Святых Икон в идолопоклонстве. Как между поклоняющимися св. иконам идолопоклонниками разница та, что первые, поклоняясь тварной иконе, возносили ум свой на небо, а вторые продолжали пресмыкаться умом своим по земле, так и между исповедниками Божества Имени Иисусова и чародеями заклинателями разница та, что мы, не отделяя Имени Иисусова от Самого Иисуса, возносим мысль свою к Самому Иисусу, а заклинатели полагаются лишь на свои заклинательные формулы, пресмыкаясь умом и чувством долу на земле; мы во Имени Иисусовом и во всяком Имени Божием созерцаем нашего Господа и Владыку, и боимся Имени Божия, как Самого Бога, а чародеи и маги имеют свои заклинания как нечто подчиняющееся им и подвластное им и чувство страха Божия чуждо им. Но, веруя во Имя Божие, как в Самого Бога, возможно ли отнестись к призываемому Имени так, как относятся маги к своим заклинаниям?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Когда мы призываем святых на молитве, тогда произнести от сердца их имя значит уже приблизить их к самому своему сердцу 910 . Поминовение Иисуса Христа, Богородицы, святых, а также живых и усопших на проскомидии, когда священник вынимает за них частицы из просфор, произнося при этом их имена, символизирует, по Иоанну Кронштадтскому , душевно-телесный состав человека: Имя святых, из членораздельных звуков, значит как бы плоть святого или святой; когда на проскомидии поминаешь Господа Иисуса Христа, или Пречистую Его Матерь и святых, или живых и умерших, тогда вынимаемая частица представляет и как бы заменяет тело Господа, или Пречистой Его Матери, или какого-либо святого, или совокупно многих святых, плоть живых или умерших поминаемых, а мыслимое в имени представляет и заменяет собою душу призываемого или поминаемого существа 911 Под «мыслимым в имени», очевидно, понимается содержание, значение имени, указывающее на носителя имени, в отличие от внешней оболочки имени, «состоящей из членораздельных звуков». Именно внешняя оболочка имени, его материальная составляющая упразднится в Царствии Небесном, тогда как содержание имени сохранится, так же как упразднится материальное тело человека, но останется его душа. Изложенное учение является богословским выражением того духовного опыта, который был приобретен святым Иоанном Кронштадтским в молитве, в совершении Божественной Литургии и других церковных таинств. Именно благодаря этому опыту о. Иоанн узнал о том, что имя Божие творит чудеса, действует в таинствах, низводит Бога к человеку 912 . Действие Божие через имя Божие является реальным и неопровержимым фактом, не сводимым ни к каким психологическим, душевным или духовным переживаниям человека и, следовательно, не подлежащим истолкованию в категориях богословского «психологизма». Протоиерей Георгий Флоровский охарактеризовал богословскую систему святого Иоанна Кронштадтского как «путь опытного богопознания»: «в этом «опыте», духовном и евхаристическом, преодолевается всякий богословский «психологизм». Духовная жизнь и опыт таинств – таков единственный надежный путь к догматическому реализму» 913 . Слова Флоровского в полной мере приложимы к учению святого Иоанна об имени Божием. Истинное понимание значения имени Божия приходит не через попытку человека истолковать свои субъективные переживания, а через встречу с объективной реальностью – Самим Богом, присутствующим в имени Божием. Соприкоснувшись с этой реальностью на экзистенциальном, онтологическом уровне, человек на собственном опыте узнает, что имя Божие есть Сам Бог, что Бог присутствует в имени Своем всем Своим существом – присутствует весь и всецело, а не как-либо частично или неполно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господь при бесконечности Своей есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном имени Троица, или в имени Господь, или в имени Иисус Христос   . Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святой Дух, Отец, Слово и Святой Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением, или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в душу нашу Самого Бога в Трех Лицах   . Святой Иоанн с особым благоговением относился к имени Иисуса Христа. «Я так немощен, что именем Христовым только и живу, и упокоеваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без него — мертв душевно, беспокоюсь, стесняюсь сердцем», — пишет он   . «О, имя сладчайшее, имя святейшее, имя всемогущее, имя Господа нашего Иисуса Христа! Победа моя, Господи, слава Тебе!» — говорит он в другом месте   . Животворное присутствие Иисуса Христа в имени Иисусовом особым образом ощущается в молитве, когда Сам Иисус откликается на Свое имя: «В имени человека — душа человека, наприм[ер], в имени Иван душа Ивана. Так на призыв сей душа сознает себя в этом имени и откликается на него. Так, в имени Иисус Христос весь Христос — душа и тело Его, соединеные с Божеством»   . Согласно Иоанну Кронштадтскому, имя Иисуса Христа, употребляемое с верою, есть орудие против диавола: Когда запрещаешь диаволу именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый. Равно, если просишь чего у Отца небесного или совершаешь чтолибо о имени Господа нашего Иисуса Христа, то Отец Небесный, о имени Своего Возлюбленного Сына, все подает тебе в Духе Святом, если ты творишь заповеди Его, — а в таинствах, и вовсе не взирая на твое недостоинство. Где употребляется с верою имя Божие, там Оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила   . Такой же чудодейственной силой обладает имя Отца и Сына и Святого Духа и вообще всякое имя Божие: Когда диавол защемит бок неудовольствием, ненавистью на ближнего изза чеголибо житейского, плотского, и тяжело мне станет, мучительно, я встану да возведу сердечные очи к Троице и говорю: Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя, а сам смотрю на имя Отца и Сына и Святаго Духа, как на самое существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже в слове едином, — смотришь: тотчас и легко сделается и убежит враг от вседержавного, приснопоклоняемого Имени, как дым исчезнет   .

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Называя себя Господними, Иаковлевыми, Израилем, евреи определяли свою богоизбранность ( Ис.11:5 ). «Горе тем, кто зло называет добром», говорит Исаия ( Ис.5:20 )… С другой стороны, именование, очевидно, связано с познанием: именуя животных, Адам узнает, что среди них нет подобного ему ( Быт.2:19–20 ); Бог знает по имени Своих избранных ( Ис.43:1, 45:4 ) и все звезды ( Пс.146:4 ); познание имени означает особую близость к его носителю ( Исх.33:12, 17 ); не знать имени Божьего равносильно тому, чтобы не знать Бога 3 ; нельзя прославить кого-нибудь, не зная его имени ( Суд.13:17 )… Ветхий Завет охотно сближает имена с самими именуемыми, как бы отождествляя их: истребить человека или народ значит истребить его имя 4 ; прославить человека – то же, что прославить его имя 5 ; вспомнить имена богов или ходить вслед их именам значит быть им преданными 6 ; не иметь имени – все равно, что быть «отверженным отребьем земли» ( Иов.30:8 ); вечно жить – значит иметь всегда свое имя перед лицом Божиим ( Ис.66:22 ) 7 . Иногда имя употребляется, как обозначение потомства данного человека 8 . Предмет присутствует в нас в своем имени, но при возможности всестороннего, непосредственного общения с предметом именование его имеет все же второстепенное значение. Совсем иное положение в отношении к Богу: непосредственные богоявления – редки, внутренние действия Божии – таинственны: самый прямой путь к Богу – молитва , а средоточие ее есть призывание имени Божия: присутствие Божие мы можем ощутить, прежде всего, в Его имени; Бог открывается нам в своих именах, следовательно, является нам, как имя. Поэтому Ветхому Завету свойственно такое восприятие имен Божиих, как если бы в них сочеталось человеческое, т.е. самое слово-мысль о Боге, и божественное, т.е. действительное присутствие Божие в Его имени, сообразное данному имени. Имя Божие – свято; среди всех человеческих слов оно посвящено Богу и принадлежит Ему. Бог Сам святит Себя в Своем имени 9 . Святость имени Божьего оскорбляется и моральными и религиозными преступлениями 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Сказанное относится по преимуществу к ветхозаветному имени Яхве (Иегова), означающему»Я есмь». Впрочем, по мнению Булгакова, буквальное значение этого имени отступает на второй план при вселении Самого Бога во внешнюю оболочку имени: Иегова есть Имя Божие совсем не потому, что оно означает сущий, ибо атрибут бытия еще не выражает собой в какомлибо исключительном смысле существо Божие, он стоит здесь наряду с другими атрибутами или именами. Это слово делает Именем Божиим исключительное присутствие Силы Божией в нем Раз откровение совершилось, и Господь возвестил: Я — Иегова, то самостоятельное значение слова сущий совершенно растворяется, становится только словесной формой для вмещения Имени Божия, того, что, будучи словом для человеческого вмещения, является Сверхсловом для человеческого языка. Можно сказать, что собственное значение слова Сущий не имеет уже того значения, какое имело оно в момент избрания этого слова для Имени. После этого оно становится прозрачным стеклом, и лишь пропускающим лучи, но не отражающим их   . Ввиду такого исключительного значения, придаваемого Булгаковым имени Божию, он отрицает всякое имяборчество, всякую попытку сведения имени Божия к сфере человеческой субъективности. В имяборче–стве, говорит он,«мы имеем дело с религиозным нечувствием, слепотой, для которой по тем или иным причинам недоступно ощущение света. Здесь, хотя и остается в лексиконе, заимствованное из общего словесного богатства, слово для обозначения Божества, но, строго говоря, отсутствует имя Божие, есть только звук, кличка, совершенно во вкусе имяборцев, религиозная пустота, одна звуковая шелуха без зерна»   . Именно в силу того, что при имяборческом понимании имени Божия из этого имени изымается содержимое и остается только оболочка, имяборчество воспринимается Булгаковым как»враждебная хула и богоборство», при котором»имя Божие попирается и хулится, как икона, когда ее разбивают, уничтожают не в качестве простой доски, но именно как икону». В этом случае»нельзя уже говорить о пустоте, спячке и мертвенности, существует злая воля: злобная хула, соединенная с неверием»   .

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010