При оценке имяславского учения в свете библейской, литургической и патристической традиций Церкви необходимо учитывать, что понимание имени Божия у имяславцев в целом соответствовало Библии и литургическому опыту и по существу не противоречило восточнохрист. патристической традиции, хотя в отдельных пунктах от него отклонялось. Главной проблемой имяславцев в разгар споров 1912-1914 гг. было отсутствие в их стане богословов, способных найти точное и богословски выверенное выражение их молитвенного опыта. Наиболее уязвимыми местами их богословского учения были теория связи между именем и предметом и априорное понимание имени Божия как энергии Божией. В период имяславских споров учение свт. Григория Паламы о сущности и энергиях Божиих не было достаточно широко известно ни в Русской Церкви, ни в среде греч. богословов, давших свою оценку И. При этом отождествление имени Божия с совечной Богу и неотъемлемой от сущности Бога энергией Божией не является правильным. Основные деятели имяславского движения, такие как иеросхим. Антоний (Булатович), опровергали обвинения в том, что они обожествляют звуки и буквы имени Божия и придают имени Божию особую магическую силу. В то же время ученые имяславцы, в частности свящ. П. Флоренский и Лосев, разрабатывали тему «магической» природы слова и имени. С т. зр. святоотеческого предания всякий магизм ошибочен и неприемлем. Учение имяславцев о действии имени Божия в таинствах Церкви представляется односторонним. Так, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Евхаристии требует не только произнесения над ними имени Божия, соблюдения ряда условий, напр. наличия рукоположенного священника. Неоправданной была претензия нек-рых имяславцев на то, что их учение об имени Божием выражает «новый догмат», открытый ими и требующий соответствующего признания. В то же время и в учении противников И. имеются существенные изъяны. Прежде всего они не сумели противопоставить имяславскому учению об имени Божием сколько-нибудь законченную богословскую доктрину, а лишь собрали значительное число разрозненных аргументов. Между противниками И. наблюдались расхождения даже по ключевым пунктам учения об имени Божием (в частности, по вопросу о том, является ли имя Божие достопоклоняемым, является ли оно энергией Божией). Сосредоточившись на критике И., его противники не уделили достаточно внимания положительной формулировке учения об имени Божием. Критика противников И. в адрес имяславцев часто была основана не на произведениях имяславцев, а на тех выводах, к-рые, по мнению их противников, могут следовать из их сочинений. Так, напр., имяславцев обвиняли в том, что они считали сущность Божию именуемой, тогда как они говорили о ее неименуемости; их обвиняли в том, что они обожествляли звуки и буквы имени Иисус, придавая им магическое значение, тогда как они отрицали подобное понимание; их обвиняли в том, что они «сливают» имя Божие с Богом, тогда как они отличали Бога от имени Божия.

http://pravenc.ru/text/389527.html

5. Важнейшее значение в практике непрестанной молитвы имеет само содержание молитвы, призывание имени Божия: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Исихий, пресвитер Иерусалимский , учит: «…Одно и одинаковым образом совершаемое всегда должны иметь мы дело — призывание Иисуса Христа, Господа нашего; с горячим сердцем взывая к Нему, да даст Он нам причаститься и вкусить имени Его». Отношение к имени Божиему как к реальной силе, как к энергии Божией уходит своими корнями в Священное Писание, к третьей заповеди: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» ( Исх.20:7 ). Имя Божие священно, оно дано в Откровении, оно достойно всяческого почитания. Соломон, обращаясь в молитве к Богу, говорит: храм «я построил имени Твоему» ( 3Цар.8:44 ), и Господь в ответ подтверждает: храм этот «Я освятил имени Моему», «чтобы пребывать имени Моему там вовек» ( 3Цар.9:3, 7 ). Священная сила, слава и энергия имени Бога Отца покоится и на имени Сына как единосущного Отцу. Имя Сыну Божиему дается не человеческим разумением, а открывается Господом через ангела и предсказывается через пророков. Поэтому от имени Сына Божия пророчествуют ( Мф.7:22 ), Его именем творят чудеса ( Мф.7:22 ), учеников ненавидят за имя Его ( Мк.13:13 ; Лк.21:17 ), на имя Его будут уповать все народы ( Мф.12:21 ), верующие собираются во имя Его ( Мф.18:20 ) ученики оставляют свои дома ради имени Его ( Мф.19:29 ), люди веруют во имя Его ( Ин.1:12:2:23 ), имя Христово выше всякого имени ( Флп.2:9 ), именем Его изгоняются бесы им ( Лк.10:17 ). Поэтому в центре умно-сердечной молитвы стоит имя Христово. Еще Антоний Великий призывал братию: «И ночью и днем да обращается в устах твоих имя Господа…». Или: «Безмолвствуя в келии твоей… не оставляй моления именем Господа Иисуса». В сердце человека происходит «брань с сатаной» (о которой позже писал Достоевский), и в этой страшной борьбе с инфернальной силой человек был бы бессилен и беззащитен в одиночестве. Другая — более мощная — сила, которая помогает ему одержать победу в этом борении, есть имя Божие. «…В отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие», — учат прп. Варсонофий Великий и прп. Иоанн, а прп. Исихий называет имя Иисусово «победоносным священным мечом», имея который в себе, подвижник «обращает вспять и посекает» нечистые помыслы и всякие бесовские приражения и прилоги. Более чем через десять веков в России прп. Нил Сорский наставлял своих учеников: «Всегда бей ратников (бесов, всевающих злые и греховные помыслы) именем Иисусовым; ибо крепче этого оружия не найдешь ни на небе, ни на земле». Именно поэтому умно-сердечную молитву подвижники называют «Иисусовой молитвой». 3 Непрестанное призывание имени Божия, творение Иисусовой молитвы на своей высшей ступени дает подвижнику видение Божественного света.

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

Такова неотъемлемая сила Имени Христова; прогонять полчища бесов и знамением образа креста сокрушать все сопротивные силы. В мире одна сила Бога» 499 . Возражения имяборцев Но знаете ли, какой изворот изобрели имяборцы, чтобы уничижить Имя Божие и приравнять Его по Божественной силе к святым иконам? Они говорят, что в Катехизисе Пространном сказано, что таинство крещения деется Именем Божиим, но там же сказано, что сила знамения Креста равносильна силе Имени Божия. Из этих совершенно справедливых слов Катехизиса они делают следующее софистическое заключение: Имя Божие по силе равносильно силе знамения креста; но писанный крест есть та же икона, а посему сила Имени Божия есть лишь благодатная, равная той, которая присуща святым иконам. Следовательно, поскольку св. икона по существу есть дерево и краска, то и Имя Божие не имеет Божественного достоинства, но есть лишь облагодатствованное человеческое слово. Итак, этим совершенно отметается Божественность истины Божией и Божественность всякого Слова Божия. Этим отметается то, что мы доказали выше, что Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог . Но не трудно обличить все лукавство подобного мудрования: в Катехизисе не говорится о вещественном, деревянном или другом кресте, но говорится о именословном крестном знамении, творимом рукою иерея. Но что же есть сие крестное знамение, как не образное написание Имени Иисус Христос? Персты написуют Имя «Иисус Христос», крестное же знамение изображает оправдание сего Имени на Кресте и идею спасения Иисусом. Итак, следовательно, свидетельство Катехизиса не только не умаляет Божественной силы Имени Божия и Имени Господня, но, во-первых, подтверждает то, что Божественною силою Имени Божия деется таинство крещения, а, во-вторых, указывает на то, что и крестное именословное знамение заимствует свою силу не от чего иного, но от Имени " Иисус Христос«. О том же, что Имени Господня по Божественной силе отнюдь невозможно приравнять к св. иконам, видно из того, что святые иконы, по определению 6-го Собора 500 , не подлежат освящению, но освящением для какой-либо иконы является написание Имени того святого, кто на ней изображён, или Господа, или Богоматери. Также и на каждом кресте освящением служит написание на нём Имени «Иисус Христос», которое делает его святым и отличает от крестов разбойников. Святое Евангелие также не подлежит освящению, но освящением для него является написанные в нём Божественные слова, которые суть душа и сердце Спасителя. Учение об Имени Божиим, как силе посредствующей, ведёт к лютеранскому субъективизму

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Господь при бесконечности Своей есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном имени Троица, или в имени Господь, или в имени Иисус Христос 892 . Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святой Дух, Отец, Слово и Святой Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением, или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в душу нашу Самого Бога в Трех Лицах 893 . Святой Иоанн с особым благоговением относился к имени Иисуса Христа. «Я так немощен, что именем Христовым только и живу, и упокоеваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без него – мертв душевно, беспокоюсь, стесняюсь сердцем», – пишет он 894 . «О, имя сладчайшее, имя святейшее, имя всемогущее, имя Господа нашего Иисуса Христа! Победа моя, Господи, слава Тебе!» – говорит он в другом месте 895 . Животворное присутствие Иисуса Христа в имени Иисусовом особым образом ощущается в молитве, когда Сам Иисус откликается на Свое имя: «В имени человека – душа человека, наприм[ер], в имени Иван душа Ивана. Так на призыв сей душа сознает себя в этом имени и откликается на него. Так, в имени Иисус Христос весь Христос – душа и тело Его, соединеные с Божеством» 896 . Согласно Иоанну Кронштадтскому , имя Иисуса Христа, употребляемое с верою, есть орудие против диавола: Когда запрещаешь диаволу именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый. Равно, если просишь чего у Отца небесного или совершаешь что-либо о имени Господа нашего Иисуса Христа, то Отец Небесный, о имени Своего Возлюбленного Сына, все подает тебе в Духе Святом, если ты творишь заповеди Его, – а в таинствах, и вовсе не взирая на твое недостоинство. Где употребляется с верою имя Божие, там Оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила 897 . Такой же чудодейственной силой обладает имя Отца и Сына и Святого Духа и вообще всякое имя Божие: Когда диавол защемит бок неудовольствием, ненавистью на ближнего из-за чего-либо житейского, плотского, и тяжело мне станет, мучительно, я встану да возведу сердечные очи к Троице и говорю: Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя, а сам смотрю на имя Отца и Сына и Святаго Духа, как на самое существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже в слове едином, – смотришь: тотчас и легко сделается и убежит враг от вседержавного, приснопоклоняемого Имени, как дым исчезнет 898 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Касаясь мнения имяславцев о том, что икона освящается через над-писание имени Божия или имени изображенного на иконе святого, Григорович пишет: «Степень благодатной силы, присущей известной иконе, зависит не от надписи, а от многих условий: от того, насколько истово и согласно с церковным преданием исполнено изображение; от нравственных качеств художника и владельца иконы; от того, чтобы материалы или написанные иконы не были осквернены каким-либо образом» 1400 . Сказанное, впрочем, «не дает право с неуважением относиться к надписи имени Божия на бумаге или чем-либо другом (как это делали в споре о значении имени Божия)». По словам Григоровича, «мы не должны с неуважением относиться не только к носителям (субстратам) благодати, но и ко всему, что так или иначе связано с мыслью о Боге, так или иначе напоминает о Нем; например, нельзя подвергать поруганию даже еретические иконы, хотя нельзя и воздавать им поклонения, так как они безблагодатны» 1401 . Несмотря на то, что в статье Григоровича последовательно отвергаются все основные аспекты представления имяславцев об имени Божием, Григорович, говоря о значении имени Божия, не отрицает того, что «без имени Божия невозможно вызвать в душе мысли о Боге, а без этой мысли невозможно никакое Богообщение, а без Богообще-ния невозможно достижение высшего блага и спасения»; следовательно, «имя Божие есть одно из необходимых средств спасения " ». По словам Григоровича, «без имени Божия невозможна никакая молитва, ибо всякая молитва содержит мысль о Боге, а вызвать ее в душе без имени Божия нельзя». Более того, «никакое проявление религиозной жизни во всех ее многоразличных разветвлениях, без имени Божия было бы не возможно» 1402 . Значение рассмотренной статьи заключается в том, что в ней были озвучены многие положения, которые лягут в основу официальной позиции Святейшего Синода по вопросу о почитании имени Божия, а именно: 1 . Вопрос о значении имени Божия относится к области теории познания, потому для его решения необходимо основываться на «трансцендентальной логике».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ум) в слова сердечно призываемого Имени Господа Иисуса. Это и есть непреодолимая оборона Имени Иисусова, которая не только не допускает врага проникнуть через помысел в ум и через похоть в сердце, но и опаляет его. Таково оборонительное делание подвижников, которое по временам сменяется наступательным деланием, т. е. горячей молитвой, которая есть Иисусово радование и восхищает преуспевших в созерцания, и деется также о Имени Иисусове. Но новое учение имяборцев не считает нужным много упражняться в призывании Имени Иисусова и советует заменять сие размышлением о Иисусе Христе; этим они, следовательно, лишают себя главной своей обороны и подвергают ум свой тончайшим воздействиям лукавых духов, которые несомненно, не будучи отгоняемы и опаляемы Именем Иисусовым, проникнут в ум безмолвника и всеют в него свои мнимо–благочестивые мысли и фальшивые созерцания. В этом именно и заключается прелесть, от которой предостерегают святые отцы, советуя обнажать ум свой от всяких мыслей, не только худых, но и мнимо–хороших, и заключать его в слова молитвы Иисусовой   . Итак, что же покушаются сделать имяборцы, как не отнять у монашествующих и у всего христианства то оружие, о котором великий Иоанн Лествичник сказал:«Бей супостатов Иисусовым Именем: ибо против Него нет более сильного оружия ни на небе, ни на земле»? Во–вторых, иеросхимонах Антоний настаивает на том, что невозможно молиться вне имени Божия. Если всякая молитва есть призывание имени Божия, а молитва Иисусова есть призывание имени Иисуса, то отделить имя Божие от Бога или имя Иисуса от Самого Иисуса, противопоставить сущность Божию имени Божию невозможно: Имяборцы не только отрицают действенность призывания Имени Господня в чудесах и видят в этом призывании лишь силу посредствующую, но отрицают действенность призывания имени Господня и в молитве. Они отвергают необходимость в молитве умно–сердечной заключать ум в слова призываемого Имени Господня, но учат молиться независимо от Имени Господня, — молиться Самому Существу Божьему, вне Имени Его.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Но особенно бесцеремонно искажает Булатович слова св. Григория Нисского . У этого св. отца Церкви учение об именах Божиих, как мы видели, раскрыто подробнее, чем где-либо и можно было ожидать, что ссылки на него у имябожников будут особенно часты. Но учение св. Григория Нисского в корне разрушает все еретическое мудрование имябожников, и потому они или совсем не ссылаются на него или искажают его слова, придавая им прямо противоположный смысл. Мы видели, что св. Григорий учит о неименуемости Божества и в этом именно смысле толкует слова апостола: «имя паче всякого имени». Под именем Сына Божия, которое выше всякого имени, он разумеет «не какое-либо одно среди других предпочтенное, но то, что подлинно Сущий выше всякого имени» 379 , т. е. неименуемость Божества. Поэтому св. Григорий учит, что Сын Божий, как воплотившийся, по человечеству, имеет имя Иисус, а как Бог не имеет никакого имени, выше всякого имени и, выражая эту мысль, пишет: «Ибо Он и имеет Имя выше всякого имени и в человеческом имени Иисус приемлет поклонение от всея твари» 380 . Таким образом здесь противопоставляется человеческому имени «Иисус» Божеское «имя паче всякого имени», т. е. неименуемость и дважды повторенный союз «и» имеет значение «как, так». Что же делает Булатович? Он просто опускает первое «и», как ранее переделывал слово «Иисуса» в «Иисус», слово «Отца» в «Отец», слово «Троице» в «Троицы», и, благодаря такой почти незаметной подделке, слова св. Григория получают у него другой смысл, а именно, что имя «Иисус» и есть то «имя выше всякого имени», о котором говорит апостол, а потом, опираясь на эту подделку, он в том же смысле перетолковывает и толкование Афанасия Великого 381 на 3-й стих 98 псалма, где, как и у св. Григория, на самом деле различаются два особых имени – имя Иисус и другое («велико также это имя») «еже паче всякого имени», и в конце концов у него оказывается, что по апостольскому и святоотеческому учению «имя еже паче всякого имени» и есть имя Иисус, что он постоянно и повторяет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Пётр и об Иисусе Христе и об Имени Его. Также и Филипп проповедовал «о Царствии Божии и об Имени Иисус Христове» ( Деян. 8:12 ). Также и Павел сначала боролся против проповеди о Имени Иисус Христове ( Деян. 26:9 ), а потом сам проповедовал сие Имя и исповедовал, что о Имени Иисусове всяко колено поклонится. Вы мните, что сие не следует понимать дословно, но ошибаетесь. В древности величайшим Именем почиталось Имя, откровенное Богом Моисею на Синае, но пророк Иоиль предсказал о некоем новом имени, которое «всяк, иже аще призовёт, спасётся». – Вот это-то новое Имя и есть Иисус, как то исповедали и Павел, и Пётр, и апостолы, проповедуя Христа, проповедовали совместно и об Имени Его. Но что же проповедовали? – проповедовали, что призывание спасительного Имени Иисуса Христа, или вместе с ним Имени Святой Троицы, сильно есть очищать крещающегося от всякого прародительского и собственного содеянного греха. Но кто же в силах прощать грехи, как не Сам Бог? Следовательно, тот, кто, уверовав, решался погрузиться в воду с призванием над собою Имени Иисус Христова. Во что же он веровал, как не в то самое, что призываемое Имя и есть Он Сам, Иисус Христос, воскресший из мёртвых? Ныне Имени Иисуса Христа при погружении в купель не призывается, но Имя Отца и Сына и Св. Духа; но образно призывается Имя Иисуса Христа, во-первых, крестным знамением с именословным перстосложением при освящении воды и, во-вторых, троекратным погружением в воду, заменяющим призывание Имени Иисуса Христа, ибо сие троекратное погружение и есть образное призывание Имени Иисусова, ибо означает Его тридневное погребение. Что наше толкование не есть произвольное, то подтвердит св. Симеон Нов. Богослов и св. Феофилакт Болгарский , как мы показывали в предыдущих наших сочинениях, что Имя Иисуса Христа, равно как и Имя Отца и Сына и Святаго Духа есть БОГ, почему и деется крещение. Символ Веры не есть ли начертание Имени Божия? Итак, почему же в конце прибавлено: «исповедую едино крещение во оставление грехов? – не ясное ли дело, что потому, что исповедую веру в Бога и, именуя Его определёнными в Символе именованиями, мы должны вместе с тем веровать и в то, что Имя Святой Троицы сильно есть очищать нас от грехов в купели крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

В. О., II, 40; ср. Evagr., II, 2. – Евагрий опровергает этот рассказ двумя соображениями; а) Несторий был анафематствован собором и б) во время заседаний собора его не было в живых. Но оба соображения, очевидно, не идут к делу. Нам представляется вероятным, что после суда над Евтихием в 448 г. несторианская партия на Востоке могла счесть положение дел благоприятным для Нестория; возможно, что она сообщила ему об этом и предлагала прибыть на предполагавшийся собор для своего оправдания. Разумеется, к самому собору Халкидонскому это ровно не имеет никакого отношения. Грамота, изданная Несторием по поводу этого приглашения, или подложна или искажена монофизитами. 2074 На пожертвованные капиталы учреждены при Академии следующие стипендии: а) Имени Высокопреосвященного Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого в 217 руб. б) Имени Высокопреосвященного Макария, бывшего Архиепископа. Донского и Новочеркасского (Примеч. Проценты, по указу Св. Синода, должны присоединяться к основному капиталу до образования полной стипендии) в 190 руб. в) Имени Преосвященного Никодима, бывшего Епископа Дмитровского в 192 руб. г) Имени Архимандрита Павла и профессора Н.И. Субботина (капитал поступил от Московского Братства Святителя Петра Митрополита) в 220 руб. д) Имени Протоиерея А.В. Горского (капитал пожертвован Преосвященным Иоанникием, Епископом Угличским) в 232 руб. е) Имени Протоиерея А.В. Горского (капитал составился из пожертвований разных лиц) в 220 руб. ж) Имени Протоиереев Ф.А. Голубинского и П.С. Делицына (капитал также составился из пожертвований разных лиц) в 202 руб. з) Имени Протоиерея А.И. Невоструева в 142 руб. по 194 руб. i) Имени Протоиерея А.М. Иванцова-Платонова (капитал пожертвован пот. поч. гражд. Ю. И. Базановою) в 220 руб. к) Имени диакона С.Ф. Каптерева в 256 руб. л) Имени Профессора Н.П. Соколова, – 2 стипендии, каждая по 220 руб. в 202 руб. н) Имени И.С. Аксакова (капитал пожертвован Московским Купеческим Обществом Взаимного Кредита) в 239 руб. о) Имени И.С. Аксакова (капитал пожертвован покойною А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имяборцы отрицают Богоипостасность Имени Иисуса Имяборцы, уничижив Имя Иисус до степени лишь необходимой, согласно обычаям человеческим, принадлежности вочеловечения Христова, осмеливаются высказывать, что Имя Иисус не есть Имя Богоипостасное, то есть относящееся равно и к Божеству, и к человечеству Христову, но относят его лишь к одному человечеству Его, и, следовательно, по их мнению, оно отнюдь не есть Имя паче всякого Имени, как говорит апостол, но есть имя, меньшее всякого Имени, ибо, во-первых, есть и по времени имя новейшее, сравнительно с прочими Именами Христовыми, и, во-вторых, относится лишь до человечества Христова, будучи обыкновенным собственным именем, употребительным в древности и даже ныне на Востоке: прямой же смысл слов апостольских, а именно, что Отец «дарова Ему Имя паче всякого Имени, да о Имени Иисусове всяко колено поклонится» (Фес. 2:9–10), они перетолковывают совершенно иначе: выходит, что хотя тут и прямо сказано о «Имени Иисусове», но текст этот к Имени Иисуса совсем не относится! Опровергнем же, во-первых, хулу на Имя Иисус, что оно не есть Имя Богоипостасное, а во-вторых, покажем же им, как святые отцы понимали этот текст и как объясняли, почему и в каком смысле не иное какое-либо имя, но Имя Иисус есть имя паче всякого имени. Животворящая сила Имени Один из имяборцев печатно высказывается так: «Можно ли приписывать сему имени при совершении молитв обоготворяющее значение?» – Не только можно, ответим мы, но и должно, ибо святые отцы это совершенно определённо исповедовали. Таковы, например, слова Игнатия и Каллиста Ксанфопулов 561 , в коих они называют Имя Иисус «Божественным Источником приснотекущим». Подобно сему, Иоанн Златоуст говорит, что Имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит... Змия, душу же спасет и оживотворит «. И ещё немного ниже Каллист и Игнатий Ксанфопулы говорят, что это учение о вере во Имя Иисуса Христа Сына Божия предано Церкви от апостолов Иоанна Богослова и Первоверховных Петра и Павла и что молитва Иисусова есть, ради призываемого Имени Иисус, молитва Боготворная. Имяборцы напрасно упрекают защитников Имени в сливании Имени с Богом

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010