Которое хлопство с простоты своей таковую зверхность собе привлащают, же ани епископов, ани попов своих слухати не хочут, овшем ростырки, васни, кровопролития чинят и люд посполитый ламлют» 450 . В частности, он не мог примириться с правом (или практикой) братчиков читать проповеди и с возмущением писал в «Антиризисе», что они «будучи свецкими людми и покинувшы (некоторые) шыло и дратву, ремесло свое власное, слово Божое, не будучы на то послани, проповедали» 451 . После Брестского собора положение православной иерархии отнюдь не стало легче. Хотя Гедеон Балабан в конечном итоге помирился с Львовским братством и распри между братским движением и духовенством были до известной степени преодолены, напряжение в отношениях братчиков и церкви сохранилось. К. Сакович, бывший одно время проповедником Люблинского православного братства, говорил, что православная церковь управляется «противоестественным образом» («contra naturam»), потому что «не духовенство руководит народом, а напротив – народ духовенством» («non clerus populum, sed populus clerym dirlgit») 452 . К братствам неприязненно относился и М. Смотрицкий 453 . Одной из задач его поездки в Константинополь было получение грамоты, которая отменила бы ставропигиальный статус братств. Грамота была Смотрицким привезена, и это только подлило масла в огонь 454 . В полемической увлеченности противники братств (по сообщению автора «Антиграфа» в 1608 г.) приписывали им призывы: «Бога не бояться, короля ни во что не ставить, начальства и городских властей не слушать» 455 . Конфликт духовенства и братств: начальная стадия (1586–1590) Отношения мирян и церковной иерархии – один из центральных факторов, определявших жизнь украинско-белорусской церкви в конце XVI в. и объясняющих генезис Брестской унии. Эти отношения были конфликтны, и противостояние мирян и епископов началось задолго до унии. Особенно сложными были отношения львовских мещан с местными православными владыками. Уже в первой половине XVI в. они стремились установить контроль над деятельностью духовенства 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Тогда явился еще один ревнитель православия в великой Армении, Захария из рода Аргутинских, знаменитый воевода или спасалар царицы Тамары, правитель столичных некогда городов Ани и Лори, брат коего Иоанн принадлежал к церкви православной. Захария, чувствуя беспорядки собственной церкви и тягость разделения, при беспрестанных своих сношениях с народом грузинским, писал о том в Цис к царю армянскому Леону и католикосу Иоанну VII. Он просил, чтобы ему позволено было, подобно грузинам, иметь во время похода богослужение в шатре, и чтобы оно всегда совершалось с приличным благолепием, при содействии диаконов, которые почти совсем были уничтожены в церкви армянской. Захария просил еще, чтобы там, где армяне находились вместе с греками и грузинами, им позволено было в тоже время совершать праздники успения и воздвижения. Царь и католикос соборно определили: богослужение всегда совершать торжественно, а не скрытно или тайно, по искаженному истолкованию слова таинство, и чтобы на литургии не только воспоминать живых, но и усопших, ибо начало вкрадываться заблуждение, о бесполезности молитвы за упокой. Разрешено также было воеводе праздновать успение и воздвижение вместе с греками, иметь при себе священно служение в шатре, подтверждено иконопочитание и строгое наблюдение, чтобы не посвящался никто на высшие степени церковные, мимо низших, а монашествующие безвыходно пребывали бы в обителях. Деяния сего собора показывают в каком упадке находился тогда порядок церковный в Армении. Воевода Захария, не смотря на определения собора Цисского, не решился, однако, принять их без утверждения собственных епископов, ибо тогда северная или великая Армения находилась под владычеством царей грузинских, и составляла как бы особенную область церковную. В Лори созваны были верховные епископы древних столиц Ани и Двина, Карса и Албании, с предстоятелями славных обителей Ахпата и Санагина. Это было в 1205 году; большая часть отцов армянских изъявили согласие на определения своего католикоса, но суровый родственник воеводы, Григорий Татевский настоятель Ахпата и Санагина, с некоторыми другими, отвергли собор и разошлись по своим местам, стараясь повсюду возбуждать себе приверженцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Совершенно смерклось, когда мы приблизились к тем высоким воротам, которые видели утром, с противоположного берега. От них тянулся остаток ограды вверх по реке, и видно было, что тут находился главный спуск, а вправо шла дорога в древнюю обитель, Кошаванг, и не доходя до нее стояли в лощине три опустевшие церкви. Самые врата, чрезвычайно высокие, состояли из двух круглых столбов, в вид башен или минаретов, соединенных легкою аркой; на одном из них уцелела вершина, на подобие церковной главы, время сбило другую. Город, в который некогда они открывали вход, исчез позади их, так что нельзя угадать теперь, где лицевая сторона сих ворот? Подумаешь, что это триумфальная арка, воздвигнутая в честь какого-либо победителя, и действительно то были торжественные врата, которыми время вошло в Ани и срыло их до основания! Слишком темно было, чтобы искать надписи; всех приличнее была бы для них, созданная гением Данта, для его Адских ворот: Per me si va nella citta dolente, Рег me si va nel elerno dolore, Per me si va tra la perdula gente; Lasciate ogni speranza voi ch’enlrate. Через меня в плачевный город путь, Через меня в плачь вечный дверь открыта, Через меня к душам погибшим путь; Входящие надежду отложите! Надобно было иметь всю опытность нашего вожатого, старожила этих мест, чтобы спуститься, по утесистой тропе, к глубокому руслу Арпачая и найти, или лучше сказать угадать, в темноте знакомый ему брод, чрез быстрые воды. Я вздохнул свободно, когда мы вышли на наш берег, и еще более остался доволен. Когда достигли ближайшего селения для ночлега, потому что весь день почти не сходили с лошадей. Сильный мороз укрепил ночью выпавший снег на берегах Арпачая, вдоль которого лежала дорога в Александрополь. Частые развалины видны были на противоположной стороне: то сломанный мост, то какая-либо одинокая церковь , или несколько храмов вместе, остатки древнего города Шурагеля (Ширакован), где основался царь мученик Сумбат, прежде нежели внук его Ашот милостивый перенес столицу в Ани. Лори, Санагин и Ахпат Приятно было отдохнуть немного в Александрополе; его новые здания, все из тесаного камня, кругом правильной площади, напомнили мне уездные города России.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С последних лет X в. империя усилила свой натиск на гос-ва Закавказья. В период гражд. войн правительство В. Б. пользовалось поддержкой правителя Тао-Кларджети (пров. Вост. Грузии) Давида, получившего визант. титул куропалата. Однако во время мятежа Варды Фоки Давид поддержал его, в результате чего потерял доверие К-поля. После смерти Давида в 1000 г. В. Б. выдвинул претензии на наследование его владений. В 1000-1001 гг. он двинул войска в Закавказье и захватил обл. Тао. Местные цари Абхазии, Картли и Ани, а также курдский эмир Марван признали себя вассалами Византии и получили высокие придворные титулы. 2-й поход в Закавказье был организован в 1021-1022 гг. К этому времени здесь образовалось объединенное Грузинское царство из областей Абхазии, Кларджети, Картли и Кахети под управлением царя Георгия I. Он был разбит и признал себя вассалом империи; царь Васпуракана Ованнес Сенакериб передал свои владения империи в обмен на поместья в Каппадокии; царь Ани Ованнес Смбат (Иоанн Симватий) заключил договор о передаче владений империи после его смерти. Т. о., деятельность В. Б. в Закавказье сделала этот регион объектом экспансии Византии, продолжавшейся и позднее, в XI в. Внутренняя политика В первые 10 лет правления власть В. Б. была фактически ограничена положением влиятельного паракимомена Василия Нофа, к-рый был дядей отца В. Б. имп. Романа II и выступал в качестве главы правящего клана Македонской династии и Лакапинов. Однако в 985 г. В. Б. удалось сместить своего родственника. С этого времени В. Б. в течение всего правления стремился к постепенному усилению режима личной власти. По свидетельствам историков Михаила Пселла и Яхъи Антиохийского, он вникал во все дела в гос-ве, старался все держать под контролем. Прежде всего это касалось неск. фамилий наиболее могущественных военных феодалов (динатов), владевших обширными землями преимущественно в Анатолии и уже имевших личные армии своих вассалов (Фоки, Склиры, Малеины, Вурцы, Ураны и др.). В 70-80-х гг. Х в. антиправительственные движения этих фамилий вылились в продолжительные гражданские войны. После примирения В. Б. стремился всячески ослабить эти кланы, воспрепятствовать расширению их владений и ресурсов. В 996 г. им была издана новелла, по к-рой отменялся срок давности для возврата незаконно приобретенных земель. Все земельные владения динатов, появившиеся после 927 г., объявлялись незаконными. Трудно оценить, насколько этот закон был реализован, но, вероятно, проводившиеся конфискации земель способствовали упадку кланов. Большинство из могущественных фамилий уже в следующем веке оказываются на вторых ролях. В. Б. удалось приостановить рост феодального землевладения на неск. десятилетий, и в последние годы своего правления император обладал неограниченными возможностями во всех сферах управления. Ресурсы возможной военной оппозиции были несопоставимы с гос. машиной В. Б., что подтверждает история неудавшегося мятежа стратигов Никифора Ксифии и Никифора Фоки в 1022 г. Церковная политика

http://pravenc.ru/text/150781.html

72 Планы и фасады собора св. Марка у Любке S. 416 и 418, у Лютцова, в Die Meisterwerke der Baukunst, и в специальном сочинении Мотеса: Geschichte der Baukunst und Bildhauerei Venedigs, два тома, Leipzig, 1861. 73 Фасад церкви у Тексъе и Попл. Пуллана, Pl. 50, и из них в Сборнике Общества древне-русского искусства на 1866, лист рисунков к стр. 27 и также в собрании карт, планов и пр., лист VIII, (В настоящее время мечеть Казанджилар-Джамиси,– Изамб. ltin. de l’Orient p. 719). 75 Что в Корсуни, не смотря на почти одинаковость климатических условий с Константинополем, могли изменить широкие окна в узкие сообразно местному вкусу (который должен быть предполагаем не как чисто греческий, а как греко-варварский), это весьма возможно: В Грузии и Армении, из коих в первой климатические условия не менее, а во второй более благоприятны, чем в Константинополе и во всей Греции, мы находим в церквах наши узкие окна, см. фасады Грузинских и Армянских церквей в издании Д. Гримма: „Памятники Византийской архитектуры в Грузии и Армении”, СПб., 1864 (из Армянских церквей фасад собора в бывшей столице Армении г. Ани, находящемся на реке Арпачае, на юго-восток от Карса, основанного в 1010г., у Любке S. 269). И в самой Греции мы находим малые окна нашей формы, а именно – в приложении к церквам со слишком малыми размерами; таковы, например, окна в Афинских церквах – старом соборе (находящемся рядом с новым) и Успения Божьей Матери под Акрополем (фасады у Ленуара в Architecture monastique, t. I. p. 271, 285, а купол первой и фасад второй в собрании карт, планов и пр., лист IX, 8). 76 Листки, прикрытия на углах четырёхугольного плинтуса колонн – их круглого базиса, см. у Любке S. 315 и Мюллера-Мотеса в словаре под словом Eckblatt. 78 А что наша форма дверей, считаемая исключительной принадлежностью архитектуры западно-римской (именно – позднейшей, начиная с X века), на самом деле не была таковой, это доказывает нам помянутая архитектура Грузинско-Армянская, в которой наряду с формой дверей греческой мы находим и собственную форму, совершенно тождественную с формой западной, см. у Гримма: собор в г. Ани, церковь в Манглисе, построенную в 1020г., и церковь в Гелати, построенную около 1110г. В самой архитектуре греческой мы находим если не двери, то арки, у которых при полукруглом верхе, как это им обычно, прорез скошен и обделан так, как в дверях западных, см. арки в паперти помянутой выше Солунской Вардиевой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Прав. Евфимий связывал упомянутую дату короникона с 14-м циклом, а надпись датировал 1362 г. (Броссе, прочитавший число как 250 в 13-м цикле,- 1030 г.) и относил постройку храма к XIV в. В. Беридзе считал эту трактовку ошибочной, т. к. в надписи нет речи о строительстве храма, и на основании декора датировал церковь 1-й пол. XI в. ( Беридзе. 1981. С. 186-188). По мнению Ж. М. Тьерри, Ленамор был выстроен в X в. и мог быть реставрирован в 30-х гг. XI в., одновременно с кафедралом Ишхани. Святыни Согласно арм. источникам, в Кари долгое время хранился один из крестов просветительницы Грузии св. Нины. Сведения об этом содержатся в сочинениях арм. историков Аарона Ванандеци (X в.) и Вардана Великого (XIII в.), а также в соч. «Чтение о Святом Кресте» в составе в т. н. Тцеренцского синаксаря ( Меликсет-Бек. 1941. С. 61-63; Яков Цуртавели. 1978. С. 131-135; Вардан. 2002. С. 132-133). В них сказано, что перед кончиной мц. Шушаник передала крест св. Нины иноку Андрею, попросив перенести его в Тарон. Из-за трудного пути крест был спрятан в горах Спери, на границе с Тао. Через неск. лет Григорий, сын Хмаяка, племянник Вардана Мамиконяна , перенес его в крепость Капуйт, а оттуда - в Вананд (Кари). Впоследствии этот крест был назван Ванандским, а для его хранения был воздвигнут храм Сурб-Хач (Св. Креста). Крест по распоряжению армянского католикоса Барсега I Анеци (1105-1113) был перенесен в Ани. Во время взятия Ани монголо-татарами (1238/39) крест был утрачен. Считается, что эти сведения касаются не креста св. Нины, сплетенного из виноградной лозы и хранящегося в груз. патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони , а одного из крестов (или их частей), к-рые св. Нина воздвигала на вершинах гор во время миссионерской деятельности ( Асатиани. 2003. С. 43-44). С К. е. также связано Бертское Четвероевангелие, созданное в монастыре Берта (Анчийская епархия ГПЦ, ныне в иле Артвин, Турция). Четвероевангелие выполнено на пергамене письмом асомтаврули в 3-й четв. X в. В рукописи содержится завещание, в к-ром упоминаются эриставт-эристави Сумбат III Артануджский († 941) и его сыновья - Давид († 992) и Баграт († 988). Рукопись состоит из 257 листов, иллюминирована изображениями апостолов и «10 канонов» еп. Кесарии Палестинской Евсевия Памфила, вписанных в живописные камары. Рукопись содержит 26 приписок. Исполненная шрифтом нуцха-хуцури (XV в.) строка из «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели : «Правду говорит апостол, страх порождает любовь» (Л. 237),- это самый ранний известный случай цитирования поэмы. Бертское Четвероевангелие хранилось в Гурии, в XVII в. посредством одного из владетельных князей Гуриели оно попало в Кари. В 1830 г. амер. миссионеры вместе с др. груз. и арм. рукописями вывезли Четвероевангелие из Карса. В наст. время оно хранится в библиотеке Гарвардского ун-та (США).

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Марр организовал несколько экспедиций в Армению и Грузию. Его многолетние раскопки в Ани (1892, 1904–1917), столице Армении в вв., были очень успешными, в особенности в изучении архитектуры и эпиграфики 2909 . Марр организовал в Ани музей 2910 , где начал свой долгий научный путь ученик Марра, академик Георгий Николаевич Чубинашвили (1885–1973), будущий основоположник грузинского искусствознания 2911 . За эти работы Марр получил большую золотую медаль Русского археологического общества. В раскопках Ани участвовали Николай Михайлович Токарский (1892–1977), который станет известным историком армянской архитектуры, и ориенталист Иосиф Абгарович Орбели (1887–1961), будущий академик и директор Эрмитажа. Однако судьба раскопок в Ани была несчастливой. Во время Первой мировой войны Марр отправил все археологические материалы и архив раскопок в Тифлис, но этот драгоценный груз исчез. Город Ани находился на линии фронта, многие его памятники очень пострадали, а после войны Ани оказался на территории Турции. Вместе с византинистом В.Н. Бенешевичем и востоковедом Б.А. Тураевым Марр был основателем журнала «Христианский Восток», где публиковались статьи по истории христианства, этнографии и искусству народов Кавказа. Журнал выходил в 1912–1922 гг. и был возобновлен лишь в 1999 г. 2912 В нем увидели свет статьи по истории архитектуры Грузии 2913 и Армении, в том числе и самого Марра 2914 . Несколько работ по истории армянской архитектуры Марр опубликовал в «Записках восточного отделения Русского археологического общества» (ЗВОРАО) 2915 . В особенности важны его публикации о базилике Ереруйка V в., одной из древнейших и хорошо сохранившихся армянских церквей 2916 . В экспедициях Марра на Кавказ участвовал Яков Иванович Смирнов. В 1909 г. в Гегамских горах Армении они открыли своеобразные памятники – огромные стелы в форме рыбы (вишáпы), относящиеся к эпохе бронзы. В средневековую эпоху некоторые стелы были превращены в хачкáры (каменные кресты, «кресты-камни») 2917 . В Армении Марр и Смирнов вместе с архитектором К.К. Романовым изучили крепость в Гарни и храм римской эпохи 2918 . В Грузии Смирнов исследовал разные памятники: богатый клад ювелирных изделий ахеменидской эпохи, обнаруженный в Ахалгори 2919 , остатки стенной мозаики VII в. в апсиде большой купольной базилики Цроми (это единственная в Грузии раннесредневековая монументальная мозаика). Работы о мозаике были опубликованы благодаря стараниям его ученика Г.Н. Чубинашвили годы спустя после ранней кончины Смирнова: сначала в виде статьи на немецком языке 2920 , а в следующем году отдельной книгой на русском 2921 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летом 1917 г., находясь на Кавказе, провел подготовительную работу по организации Кавказского историко-археологического ин-та (КИАИ) в Тифлисе. В записке, представленной в РАН, привел краткую историю изучения Кавказа в России и Зап. Европе, подчеркивая неудовлетворительный уровень этих исследований (Записка акад. Н. Я. Марра о Кавк. ист.-археол. ин-те. СПб., 1917. С. 13. [На правах рукописи]). М. задумывал ин-т как «форпост русской науки для систематических изысканий на древнем культурном Востоке, прилегающем непосредственно к Кавказу с юго-востока, юга и юго-запада» (Там же. С. 2). Совместно с Армянским этнографическим и Грузинским историко-этнографическим об-вами составил устав и программу работы ин-та, к-рые были утверждены 6 сент. 1917 г. на заседании Отдела истории и филологии РАН. Стал 1-м руководителем КИАИ, организовал работу на основе достижений с.-петербургской школы кавказоведения. В качестве научной базы в ин-т был отправлен весь архив раскопок Ани (отчеты, планы, чертежи, снимки и т. п.), который пропал в пути; т. о., анийские публикации М. получили значение первоисточника (Раскопки в Ани в 1904 г.//ИИАК. 1906. Вып. 18. С. 78-94; Краткий каталог Анийского музея: С 11 рис. СПб., 1906; О раскопках и работах в Ани летом 1906 г.: Предв. отчет. СПб., 1907. (ТРАГФ; Кн. 10); Реестр предметов древности из 6-й (1907 г.) археол. кампании в Ани. СПб., 1908; Надпись Епифания, католикоса Грузии: Из раскопок в Ани 1910 г.//ИИАН. Сер. 6. 1910. Т. 4. 17. С. 1433-1442; 11-я Анийская археол. кампания. СПб., 1913. (ТРАГФ; Кн. 13); Описание дворцовой церкви в Ани//Анийские древности. СПб., 1916. 1. С. 1-38 и др.). Основал неск. периодических научных изданий. В 1923-1927 гг. выходил ежегодник «Известия Кавказского историко-археологического института» (первые 2 тома вышли под ред. М. в Ленинграде в 1923 и 1927), затем - «Бюллетень Кавказского историко-археологического института», в которых помещались отчеты этнографических и археологических экспедиций, публикации первоисточников, памятников агиографической лит-ры, грамот, надписей, архивных материалов, описание рукописей и др. Ввел в научный обиход термин «Тао-Кларджети», объединив в этом понятии территории почти всей исторической Юго-Зап. Грузии. Создал научные серии «Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии» (1900-1913); «Яфетический сборник» (1922-1932); «Bibliotheca Armeno-Georgica», «Monumenta hagiographica Georgica» и др. Участвовал в деятельности Предсоборного присутствия РПЦ в С.-Петербурге в 1906 г., на к-ром в т. ч. рассматривался вопрос об автокефалии Грузинской Церкви; 1 дек. 1906 г. зачитал очерк об истории Грузинской Церкви (издан в 1907).

http://pravenc.ru/text/2562396.html

Кое-что из вещей и пр. другого музея перед наступлением турок работники Кавказского историко-археологического института (в Тифлисе) 2307 эвакуировали, часть отобранного бросив под обстрелом приблизившихся уже турок, ...городища. 2308 Позор учинителям межнациональной резни на Востоке! Не повезло и анийским материалам в Петрограде: ученики мои настояли передать их в Кавказский историко-археологический институт, все снимки, все кальки, все рисунки, все дневники мои (конечно снимки и негативы) были нагружены в вагоны, которые должен был сопровождать мой ученик, уехавший, однако, отдельно; случилось это в сентябре 1918 г., и с наступившими октябрьскими днями они все погибли, розыски довели нас до того результата, что, как утверждают, вагоны погибли где-то между Тихорецкой и Баку. 2309 Конечно, кое-что у меня осталось, есть и резьба интересующей Вас церкви на диапозитивах. Иосиф Абгарович Орбели, 2310 который располагает, кстати, и своими, и откомандировывавшегося Академиею наук Тер-Аветисяна 2311 снимками богатых рельефов Ахтамара, 2312 обещал до моего возвращения приготовить к выпуску труд мой «Ани и раскопки на городище» (с 150 рисунками), 2313 правда для меня архиустаревший, но на Западе ведь абсолютно ничего не знают про анийские работы даже в том устаревшем виде. Meiller, 2314 издатель «Revue des etudes arméniennes», впервые узнал из моей набросанной для них заметки об Ани и в этой серии напечатанной, 2315 о новом послераскопочном Ани, но заметка та без единого рисунка и очень случайна и сжата, как можете удостовериться. И. А. Орбели вот сколько лет готовит издание анийских надписей. 2316 Что у нас издано в сериях Ани 2317 или «Христианского Востока», 2318 конечно можете получить, я уже написал, может быть, до моего возвращения получите. Разве у Вас в руках не было описания дворцовой церкви в Ани с ее планами и деталями?! Жена благодарит за привет; Вам, может быть, неизвестно, что у нас громадное горе, погиб наш младший сын Володя, неразлучный наш спутник, росший в анийских кампаниях, разделявший с нами все радости и печали анийские, погиб 20 лет, 10 января в 1921 г., когда мы были в командировке у басков, месяцы проболев тифом в госпитале в Крыму: узнали лишь по возвращении в день приезда в Петроград.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2311 Тер-Аветисян (Аветисьян) Сумбат Вартанович (1875 – не ранее 1941), кавказовед, археолог, эпиграфист, палеограф; ученик и сотрудник Н. Я. Марра. В 1915 г. – старший хранитель Кавказского музея и Тифлисской публичной библиотеки, учитель армянского языка в Тифлисской 1-й гимназии. В 1917 г. проводил археологические исследования в крепости Гассан-Кале. В 1925–1927 гг. действительный член и заместитель директора КИАИ, лектор Тифлисского государственного политехниче­ского института, ученый секретарь Историко-этнологического общества армян Грузии. 2312 Ахтамар – остров на озере Ван в Армении, где в начале X в. размещалась резиденция правившей в Васпураканском царстве Армении династии Арцрунидов, с комплексом дворцовых сооруже­ний и кафедральным собором (архитектор Мануэл, 915–921). Крестовокупольный собор, стены ко­торого внутри покрыты фрескам и резьбой по камню, снаружи последняя местами сплошь опоясывает стены с изображением жанровых композиций, растительным и зооморфным орнаментом. См.: Орбе­ли И. А. Ахтамар//Избранные труды. М., 1968. T. 1. С. 17–204. 2313 См.: Марр Н. Я. 1) Ани. Л., 1934; 2) Ани: Книжная история города и раскопки на месте городи­ща. Ереван, 1939. 2314 Мейе (Meiller) Антуан (1866–1936), французский лингвист, языковед-компаративист, специалист по общему языкознанию, с 1906 г. профессор в Collège de France по кафедре славянского языко­ведения, создатель школы в лингвистике. 2315 Marr N. Ani, la ville arménienne en ruines d’après les fouilles de 1892–1893 et de 1904–1917//Revue des études arméniennes. 1921. T. 1. N 4. P. 395–410. 2316 Свод армянских надписей. Вып. 1: Городище Ани/Сост. И. А. Орбели. Ереван, 1966 (на ар­мян. яз.). 2317 Орбели И. А. 1) Каталог Анийского музея древностей. СПб., 1910. Вып. 1: Описание предметов первого отделения (Анийская серия 3); 2) Краткий путеводитель по городищу Ани. СПб., 1910 (Анийская серия 4); 3) Развалины Ани. История. Современное состояние. Раскопки. СПб., 1911. 2318 Имеются в виду выпуски научного журнала «Христианский Восток», выходившего в 1912–1922 гг., с перерывами (6 томов, в трех выпусках каждый). В 1911 г. Н. Я. Марр, В. Н. Бенешевич и Б. А. Тураев подали в ИФО ПАН проект о необходимости организации специального журнала для публикации работ по вопросам изучения истории, церкви, права, литературы и языка христианских народов Азии и Африки, их взаимоотношений с Византией и Западом, а также с мусульманским Востоком. Инициаторы проекта стали членами редакционной комиссии журнала. Помимо основателей в журнале постоянно сотрудничали В. В. Бартольд, И. Ю. Крачковский, И. А. Орбели, И. А. Джавахишви­ли, К. С. Кекелидзе, публиковались А. И. Бриллиантов , В. В. Болотов . Д. А. Лебедев , Η. П. Сычев, М. И. Ростовцев. Д. В. Айналов, Н. Л. Окунев, Р. П. Блейк, Г. Н. Чубинов, Д. Гордеев, П. В. Ернштедт, С. А. Жебелев и другие, что обеспечило его высокий научный уровень. См.: Библиография журнала «Христианский Восток». Ереван, 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010