под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) БЕДНЫЕ/НИЩИЕ Б., часто забываемые в классической литературе, занимают в Библии значительное место. Сама конкретность евр. словаря позволяет нам представить себе их печальную вереницу: тут и раш – «убогий» и дал – «худой» или «хилый», и эбион – «нищий», и ани, аназ (в множ. числе анавим) – ч-к «униженный», «недоедающий» и «скорбящий». Но «бедность», о к-рой говорит Библия, представляет собой не только экономическое и социальное положение, она может означать также внутреннее расположение, душевное состояние; т. обр. в ВЗ раскрываются перед нами духовные богатства Б-ти, а в НЗ подлинно Б. признаны преимущественными наследниками Царства Божия. Израиль был далек от того, чтобы видеть в Б-ти духовный идеал. Она была для него скорее неким злом, к-рое приходилось переносить или даже состоянием, заслуживающим презрения, поскольку представление о Божием долгое время остававшееся несовершенным, считало материальные несомненной наградой за верность Богу (ср Пс 1, 3; 111, 1, 3 ). Однако – как это знают и Мудрые – есть и добродетельные бедняки ( Притч 19, 1, 22; 28, 6 ), хотя опыт показывает, что нужда часто является последствием лени или распутства ( Притч 11, 16; 13, 4, 18; 21, 17 ); Мудрые строго осуждают лень, ведущую к нищете (6, 6–11; 10 сл.; 20, 4, 13; 21, 25; и т. д). К тому же сама Б-ть может стать поводом ко греху. Идеалом представляется, по–видимому, некая «золотая середина»: «ни богатство, ни бедность» ( Притч 30, 8 сл.; ср Тов 5, 18 слл). Признания требует и другой, не менее очевидный факт: многие Б. являются жертвой судьбы или ч-ской как, напр., тот сельский пролетариат, ужасающе бедственное положение к-рого описано в кн Иова 24, 2–12. Эти обездоленные нашли в пророках действительных защитников. Вслед за Амосом, «рыкающим» против преступлений Израиля ( Ам 2, 6 слл; 4, 1; 5, 11), глашатаи Ягве неустанно обличают оскверняющие землю «грабительства и притеснения» ( Иез 22, 29 ), бесстыдное мошенничество в торговле ( Ам 8, 5 сл.; Ос 12, 8 ), захват земель ( Мих 2, 2 ; Ис 5, 8 ), закабаление слабых ( Иер 34, 8–22 ; ср Неем 5, 1–13 ), злоупотребление властью и извращение самого правосудия ( Ам 5, 7 ; Ис 10, 1 сл.; Иер 22, 13–17 ). Одним из дел Мессии будет защищать права неимущих и Б. ( Ис 11, 4 ; Пс 71, 2 слл, 12 слл).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХПАТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Вход Господень в Иерусалим. Миниатюра из Ахпатского Евангелия. Мастер Маркаре. 1211 г. (Л. 166) Вход Господень в Иерусалим. Миниатюра из Ахпатского Евангелия. Мастер Маркаре. 1211 г. (Л. 166) (Матен. 6288), иллюминированная рукопись Евангелия-тетр. Написано на пергамене округлым еркатагиром (вид унциала) в 2 столбца, содержит 360 листов, 30 ´ 22 см. Согласно колофонам, создано в 1211 г. писцом Акопом в скриптории мон-ря Ахпат по заказу свящ. Саака из Ани. Переплетено Абраамом в мон-ре Оромос близ Ани. Иллюстрировано худож. Маркарэ в мон-ре Бехенц (Ани). Украшено 10 хоранами, миниатюрами «Вход Господень в Иерусалим» (Л. 166) и «Посвящение рукописи Иисусу Христу заказчиком свящ. Сааком и его братом Аракелом» (Л. 17а), титульными листами и портретами евангелистов перед каждым из Евангелий, многочисленными декоративными маргиналиями и орнаментированными инициалами в тексте. Послание Евсевия вписано в квадрифолий, обрамленный орнаментальным прямоугольником. 8 парных канонов на разворотах богато украшены прямоугольной заставкой на 3 колоннах. Над заставками, на карнизах и по сторонам колонн - символические птицы, цветы, деревья со змеей, свечи, лампады. Текст титулов написан золотом. Инициал (иногда с символом евангелиста) и неск. букв первой строки титулов написаны золотом и мозаично набранным цветом. Евангелисты Матфей, Марк и Лука представлены в традиц. иконографии - сидящими, ап. Иоанн - стоящим рядом со своим учеником Прохором на фоне храма, архитектура к-рого напоминает Звартноц . Для анийских рукописей XIII в., вслед за А. Е., становятся характерными новые черты в системе иллюстрирования. Так, изображение полумесяца над крестом, обязательной правой маргиналии одного из титулов, переходит в последующие анийские Евангелия. В А. Е. впервые введены в качестве декоративного элемента буквы в виде орнамента, к-рыми написан колофон заказчика на титульном листе Евангелия от Луки, что в дальнейшем приведет к явлению, параллельному «ложному куфи» (потеря читаемости букв, превращение их в узор). Нововведением являются колофоны, вписанные в архитектурные мотивы хоранов (в среднюю базу - Л. 8б, в карниз - Л. 10б - 11а, под основание - Л. 15а), и включение в композицию хоранов фигур, трактуемых как жители Ани: водоноса и рыболова по имени Шераник (Л. 86), священнослужителей (Л. 9а), музыканта, играющего на сазе (Л. 15а). Т. о., иллюстрации А. Е. отличаются этнографической ценностью и семантической многослойностью. В миниатюре «Вход Господень в Иерусалим», представленной как бытовая сцена, постройки отражают анийскую архитектуру, однако все элементы, вплоть до одежды, входят в иконографическую формулу, свойственную монофизитским рукописям (напр., сир. яковитская кн. «Избранные евангельские чтения» (Vat. ms. sir. 559. F. 105; 1220 г.)).

http://pravenc.ru/text/77214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРДАПЕТ [древнеарм. - учитель, наставник], в Армянской Апостольской Церкви ученая степень, к-рая присваивается только безбрачным священникам (иеромонахам) после окончания ими учебы и представления заключительной речи; за выдающиеся труды и заслуги дается степень верховного, или великого, В. ((?) ). В рус. лит-ре титулы переводятся (иногда не вполне адекватно) соответственно как архимандрит и протоархимандрит, в Европе они приравниваются к степени магистра богословия. Звание В. имеет 14 ступеней: первые 4 дают право на звание частного В., остальные 10 - на звание верховного В. Первоначально верховные В. присуждали соискателям звания частного В., в наст. время это прерогатива только епископов, имеющих степень верховного В. Получающему звание В. вручается жезл с двуглавой змеей, символизирующей мудрость и право толковать слово Божие, учительствовать и проповедовать. В арм. лит-ре слово «вардапет» употреблялось также в значении «учитель» (греч. διδσκαλος - напр., 1 Кор 12. 28). Этим именем называли вселенских и арм. отцов и учителей Церкви. Первым великим В. считается Месроп Маштоц . С V в. арм. Церковь уделяла большое внимание училищам, где готовили В.,- вардапетаранам. Первое из них было открыто в Вагаршапате (Эчмиадзине), наиболее известны вардапетараны Сюника, Санаина, Аршаруника, Севана, Ани, Ахпата, Гошаванка, Хоранашата, Хор-Вирапа, Нарекаванка, Гладзорский и Татевский ун-ты. В ср. века почетной степени В. могли быть удостоены преподаватели учебных заведений, а также настоятели крупных мон-рей. Церковный титул В. зафиксирован в Судебнике Мхитара Гоша (XII в.); Григор Татеваци (XIV в.) установил порядок его присвоения и 14 ступеней. Не все епископы и католикосы-патриархи обладали этим титулом. Лит.: Новый словарь древнеармянского языка. Венеция, 1837. Т. 2. С. 792 (на арм. яз.); Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 971-972 (на арм. яз.). Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/154127.html

современного служебника отдельно и лучше маленькими книжечками в 3-х частях, божественной литургии, с пояснением, скажем, подобным, как у Георгиевского. Я, конечно, того убеждения, что чинопоследование нужно исправить. Напр[имер]: диакон «изображает крест» не Евангелием, а самим собой. А лучше всего так, как показано на стр. 53 календаря 1947 абз[ац] 5 «возвышая Евангелие, но не творя им креста». Это-то и будет «малокрествуя» ибо он, держа Евангелие, рук не простирает, как Моисей, Иисус Навин, Пр[есвятая] Б[огороди]ца, или, как показано на иконе Воскресения Христова, присланной нам в числе 14 икон двунадесятых праздников. А в некоторых местах дополнение: «на малом входе младшие идут впереди (абз[ац] 5 стр. 53 календ[арь] 1947 г.). При возгласе: «Всегда, ныне...» предстоятель совершает Св[ятой] Чашей крест (абз[ац] 18 стр. 54 кал[ендарь] 1947 г.) и т. п. II. Вечерня и утреня по образцу, какими пользуются наши собратья, присоединившиеся из уний (издательство 1912 г., Жовква). Я убежден, что Вы знакомы – очень хорошие книжки (2), а если нет – легко воспользоваться из отмеченного источника. Я уже упоминал 15–X–57, как и о том, что ненужное – латинское – выпустить, а нашим православным дополнить. Хорошо было бы издать службу первой седмицы В[еликого] п[оста] и страстной. Конечно, без тех повторений всех молитв, даже «Святый Боже...» каждый раз, как было. Я того убеждения, что из повседневных молитв даже 50-й пс[алом] ни разу не печатать, а все проч[ее] – один раз отпечатать и в дальнейшем отсылать к соответствующей стр[ани]це. Я, кажется, имел счастье отметить: обо мне по предыдущей службе – административной-военной, как призванного по жребию, обо мне говорили: «юрисконсульт», ревностный – знаток. Добавлю: «Г[осподу] Богу стремлюсь служить с большой ревностью». Узнал, что еще в 1952 г. благочинный характеризовал: «усердный молитвенник, дисциплинированный, вся вина в требовании того же». На службе – 55-й год. Призван по жребию в 1903 г. Имею орден святой Анны (42 г.), он давался также священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Для лучших произведений этих школ характерна близость к архитектуре центральной Ани-Ширакской школы, к-рая следует классическим традициям арм. искусства. В массовом провинциальном строительстве наиболее отчетливо отражается специфика местных вкусов и архитектурных приемов. В ряде регионов (Васпуракан, Сюник, Арцах), возможно из-за материальных ограничений, наряду с регулярной кладкой чисто тесанными блоками часто применялись грубо обработанный камень и кирпич, упрощались композиции построек. Начиная с послеараб. времени и особенно с кон. X в. мн. арм. храмы не расписывались, хотя непосредственная связь этого явления с распространившимся на Востоке иконоборчеством не прослеживается. Церкви продолжают украшаться сюжетными рельефами. Можно утверждать, что в храмах Армянской Апостольской Церкви наличие росписей было необязательным, но тем не менее и в XIII в., и позднее нек-рые из них расписывались (церкви мон-рей Ахпат, нач. XIII, нач. XIV в.; Дадиванк в Арцахе, 1214; Сурб Хач в Ст. Крыму (Сурхате), кон. XIV в.). Портал ц. Аствацацин мон-ря Макараванк. 1204 г. Портал ц. Аствацацин мон-ря Макараванк. 1204 г. Рельефная пластика XIII в. представлена ктиторскими композициями (Агарцин, Дадиванк), геральдикой (ц. Аствацацин в Егварде, 1321-1328; усыпальница Прошянов в мон-ре Гегард, 1283), скульптурами библейского (Алджоцванк, Ованнаванк) и мифологического содержания. Особым богатством отличается скульптурное убранство церквей св. Григория (Тиграна Оненца) в Ани и мон-ря Гандзасар в Арцахе. Традиция оформления храмов скульптурами на библейские темы ярко проявилась в 20-30-х гг. XIV в. в памятниках художественной школы Вайоц-Дзора (Арени, Амагу-Нораванк и др.), принадлежавших в основном зодчему и скульптору Момику. Рельефам XIII-XIV вв. присущи динамизм, экспрессия, внутреннее напряжение, но встречаются образцы с плавным силуэтом и легкостью пластики, напр. Одигитрия на тимпане портала ц. Аствацацин мон-ря Спитакавор, 1339 г. Смысловые акценты переносятся с общего архитектурно-пластического замысла на отдельную скульптуру.

http://pravenc.ru/text/76104.html

и. стало изучение процесса византинизации и христианизации народов Кавказа. Распространение новой религии и присущей ей архитектуры и живописи, а также форм гос. строительства, отраженных в нумизматике, сигиллографии и эпиграфике, хорошо прослеживается на приморских территориях Абхазии; памятники Закавказья отражают взаимодействие визант. культуры древних христ. цивилизаций Армении и Грузии (общий обзор см.: Крым, Северо-Вост. Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV-XIII вв./Под ред. Т. И. Макаровой и С. А. Плетневой. М., 2003; см. также: Die Christianisierung des Kaukasus: Ref. d. Intern. Symp. (Wien, 9-12. Dez. 1999)/Hrsg. W. Seibt. W., 2002. В Закавказье серьезные работы начались уже после Археологических съездов в Казани (1877) и Тифлисе (1881), хотя мн. памятники были замечены ранее (напр., в Ани). В 1888 г. МАО образовало специальную серию «Материалы по археологии Кавказа» (14 вып., по 1916), где около половины публикаций посвящены визант. периоду. С 1892 г. регулярные раскопки в Ани начал Н. Я. Марр (продолжались до 1913), а также приступили к исследованиям базилики V в. в Ереруйке , руин Двина, столицы Армении V-IX вв. Не менее активно изучались древности визант. Абхазии, часть к-рых восходит к IV в., но большинство к XI-XIV вв. (городище Питиунт ; большие трехнефные базилики VI в., Цандрипшская и др.; Археополь; октагональный храм V в. в Сухуми). Археология В. и. позволила решить вопрос о времени христианизации нагорных областей Абхазии, т. к. работами Ю. Н. Воронова в р-не Цебельды были открыты храмы юстиниановской эпохи в крепостях Шапкы и Цибил и даже более ранние церкви. Особый интерес для археологии В. и. представляют могильники на участках Кавказской зоны Великого шелкового пути, позволявшего проникнуть из областей Византии в Ср. Азию и дальше в Китай, минуя территории враждебного Ирана (Мощевая Балка и Хасаут, южнее Кисловодска), давшие подлинные шедевры визант. шелкоткачества (в т. ч. палас с копией ткани александрийского производства VII-VIII вв.), образцы стекла и нумизматики (см.

http://pravenc.ru/text/ВИЗАНТИЙСКАЯ ...

народ, просвещения 1876 г. А.Н. Веселовский подробно изложил внешнюю историю воскресного культа, привел целый ряд легенд, вызванных этим культом, и подробно рассмотрел редакции апокрифического «Письма с неба» или «Эпистолии о неделе», преимущественно западноевропейские. Отсылая читателя к этому ценному исследованию, я остановлюсь только на южнорусских сказаниях о неделе сравнительно с известными в печати северно-русскими и польским текстом в «Летописце» Ерлича. Древнейшее положительное свидетельство об эпистолии от носится к концу VI века. Около 584 г. карфагенский епископ Лициниан упрекал в письме другого епископа в излишней доверчивости к отреченному письму. Затем упоминания об эпистолии встречаются VIII веке, в XII, XIII уже часто. «Лист небесный» один из самых популярных апокрифов в России, встречается во многих народных рассказах и в старинных рукописных сборниках. Апокриф этот издан во 2 т. «Памятн. рус. литер.» А.Н. Пыпина по новым спискам и во 2 т. «Памятн. рус. отреч. литер.» Тихонравова по рукописи XVI ст. Г. Франко в 9 «Зари» 1886 г. издал в значительной степени отличную южнорусскую редакцию апокрифа, взяв ее из Дрогобицкого рукописного сборника половины XVIII ст. Апокриф о неделе множество раз переписывался, и между отдельными списками обнаруживается различие по величине и по содержанию. Южнорусская редакция отличается краткостью и сжатостью, сравнительно с напечатанными у Пыпина и Тихонравова. Содержание ее состоит в следующем. Лист небесный – послание Иисуса Христа с неба, которое Иерусалимский патриарх нашел в церкви на престоле. Патриарх отправил это послание в Рим к папе, а папа к польскому королю Сигизмунду, чтобы последний сделал это послание известным в разных странах. Послание, написанное золотыми литерами, гласит: «Я правдивый Иисус Христос, Сын Божий, той лист написал, а тот лист такую моц мает, гди его кто читает албо с пильностью слухает, тому человеку сто дний отпущение грехов будет, и которая невеста беременная, а тот лист при собе носити будет, то легко отроча породит, а в котором дому той лист будет, в том дому нечо злого шкодити не будет, а ни огнь, ани чары, ани иншии речи шкодити не можут»; затем следует еще несколько обещаний благ за хранение и чтение листа небесного, обещаний, повторяющихся и в других апокрифах заклинательного свойства, напр., во «Сне пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

222, там же или в Ани), — сирийский мыслитель, богослов, философ, ученый и поэт. Родился в языческой семье и учился у жреца в г. Менбидже (Гиераполисе); позднее, по сообщению Евсевия Кесарийского, был учеником гностика Валентина; в 25 лет крестился. Был близок к христианскому правителю Эдессы Авгару IX Великому; после взятия Эдессы римлянами в 216 г. жил в Армении. В. — самый ранний известный нам по имени крупный представитель литературы на сирийском языке. Из его обширного наследия сохранилась прозаическая «Книга законов земель» (другое название — «О роке»). В. защищал доктрину о свободе воли; в принципе принимая представления астрологии, он отвергал астрологический детерминизм, указывая на то, что при одном и том же расположении звезд представители различных народов поступают по–разному, в зависимости от обычаев своего народа, между тем как христиане имеют независимость от звезд и от народных обычаев, следуя своей вере. Известно, что В. полемизировал с учением Маркиона, а также составил вместе со своим сыном Гармонием сборник из 150 псалмов (по числу библейских псалмов), в которых выражал еретические воззрения, и написал историю Армении, использованную Мовсесом Хоренаци. Попытки приписать В. те или иные памятники иудео–христианской или гностической поэзии («Оды Соломона», «Песнь о Жемчужине» и «Песнь о Невесте» из апокрифических «Деяний апостола Фомы») сомнительны. Мировоззрение В. как целое остается предметом дискуссий; неясно, напр., можно ли относить зрелого В. к гностицизму (известно, что В. учил об зонах и принадлежал к афтартодокетам). Отношение Церкви к В. было неоднозначным; его ценили за борьбу с маркионитством, но к IV в. отвергли как ересиарха. Ефрем Сирин резко осуждал В. — теолога, но многим обязан ему как поэту. ВАРЛААМ Калабрийский (ок. 1290, Семинара, Калабрия на юге Италии — ок. 1350, Калабрия) — византийский ересиарх, противник св. Григория Паламы и исихазма. Стал монахом и получил образование в одном из греческих монастырей Италии; желание жить в православном государстве привело его ок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Интимная близость между «Я» Бога и «Я» человека, признаваемая не только эзотерической мистикой, но и ортодоксальным Т. (срв. в Талмуде, Aboth 1, 14, подстановку на место «Адонаи», т. е. «Господа», «ани», т. е. «Я», и утверждение Корана, L, 15, что Аллах к человеку «ближе, чем его подъяремная вена»), не может пониматься в рамках Т. как тождество религиозного субъекта и религиозного объекта. Диалогическая взаимопроницаемость «похожа» на тождество, но как раз тождество партнеров сделало бы диалог немыслимым. Грань между нетеистическим тезисом «Упанишад» «Я есмь Он» (напр., «Пайнгала», IV, 9) и теистическим изречением апостола Павла «уже не я живу, но Христос живет во мне» (Гал. И, 20) очень тонка, но именно эта грань есть граница Т. Противодействие монистической мистике тождества — постоянная проблема Т., так же как и отмежевание его от пантеистического эманационизма: Бог продуцирует вещи не в силу необходимого истечения Его полноты, но в свободном волевом акте творения, акте выбора между самосущим одиночеством и любовным самоограничением в пользу творения. Поскольку в Т. рядом с Богом нет равного Ему предвечного начала — материи или злого Бога, которые участвовали бы в конституировании бытия («Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло, — Я, Господь, делающий это», Ис. 14:7), тем насущнее возникает в Т. проблема теодицеи. Бог понимается в Т. как сущность, наделенная атрибутом т. н. простоты, т. е. неделимости, беспримесности и несводимости к каким–либо составляющим частям (то же свойство приписывается человеческой душе). Это трудно согласовать с разделением Бога на ноуменальный и феноменальный уровни («Элохут» и «Шекина» в иудаизме, сущность и энергия в византийской теологии) и приводит к спорам о «несотворенном свете», дающем Бога в явлении (в православии полемика о Фаворском свете, см. ст. «Григорий Палама»), То принимается, то отклоняется учение о «нетварном», т. е. внутри Самого Бога пребывающем прообразе космоса. Трудность состоит в том, что для Т. «все в Боге» и «Бог во всем», но в то же время Бог и «все» разделены онтологической пропастью. Наконец, личностность Бога осложняется тем, что по мере продумывания апофатичности «Я» и исчезновения всех атрибутов сам атрибутличностности теряет смысл: в последних «недрах» Бога даже Его определение как «Я» было бы уже овеществлением. Отсюда возникающее в иудаистской и христианской мистике понятие «Элохут», «Божества», «Сверхсущности», которое надо понимать не без–лично, но за–лично.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Много было споров, много предлагалось решений, но для нас неинтересно перечислять их; в русской литературе уже говорено об этом 294 . Для нас важны только следующие сведения, сообщаемые греческими историками и иероглифическими надписями. По свидетельству Манефона, второй царь второй египетской династии объявил быка Аниса богом, воплощающим в себе лучи луны 295 . Впоследствии этот Анис нередко давал пророчества и вызвал общую веру, что в него поселилась душа Озириса после смерти последнего в борьбе с Тифоном 296 . Имя Аниса превратилось в Сераписа: Озириса-судью 297 . По свидетельству Плутарха и Диодора, египтяне почитали других животных, напр., ибисов, собак, потому что в них поселялись иногда боги в борьбе с Тифоном 298 . Вообще несомненно, что почитаемые египтянами животные пользовались божескими почестями, потому что в них иногда поселялись боги. Итак, если человек, по сказанию Книги Мертвых, был образом Бога, то по свидетельству всех египетских историков и путешественников, еще в большей мере этим образом были обоготворяемые животные. Без этой мысли, очевидно, невозможно поклонение животным. С этой точки зрения возможны символические изображения богов с головами животных и птиц. С этой точки зрения возможна надпись в Книге Мертвых: «Ани-Озирис, мститель и судия мира – отобраз души Озириса». Наконец, если человек по смерти отправлялся на «соединение» (Wiedervereinigung) с первообразом своим – Озирисом 299 , – то и животные по смерти, по свидетельству тех же памятников, также соединялись с Озирисом. Вот, например, надпись на саркофаге животных (Tiersarg) в Берлинском музее: «Священное животное перешло к воссоединению (zur Wiedervereinigung) с богом солнца, царем обоих миров, творцом, господом Гелиополиса, князем мира...» Иероглифическое изображение при этой надписи, по мнению Улеманна, должно значить: «Оправданное (gerechtfertigte), блаженное (selige), четвероногое животное (vierfьssige Thier)» 300 . Итак, участь животного вполне одинакова с участью умершего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010