Царское Село. 7 января 1916 г. Там же. 5/18 января. Память муч. Феопемпта. Крещенский сочельник. Встал в 10 ч. Был в Феодоровском соборе, на водосвятии. Завтракал с О. Т. М., Анастасия больна. Мама лежала в постели. Получил открытку от Папа. Гулял у Белой башни. Перед обедом читал по-английски. Потом был у Мама. Обедал в 6 ч. 8 ч. был за обедом у Мама. Лег без четверти 10. Был у всенощной. Дневник Цесаревича. 1916 г.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1 (дополнительная). Ед. хр. 189. 6/19 января. Среда. Богоявление Господне… Встал поздно. В 11 ч. утра был в Дворцовом лазарете. Завтракал с О. Т. М. Мама и Анастасия лежали целый день. У Анастасии бронхит. Днем гулял и после был у Коли. Обедал в 6 ч. Сидел у Мама после ихнего обеда. Лег в 10. Там же. 31 января/13 февраля. Воскресение. Свв. Кира и Иоанна. Встал рано. Был у обедни. Завтракал с Мама, О. Т. М. и А. Днем катался на санях. Был у Ани в лазарете, там был концерт. Было очень интересно. В 6 ч. обедал, потом катался. В 8 ч. был за обедом у Мама. Лег рано… Там же. 2/15 февраля. Вторник. Сретение Господне. Встал рано. Гулял, – был после у обедни. Завтракали мы 5. Мама лежит с флюсом – толстой щекой. Днем катался и гулял. После обеда тоже. Был во время обеда у Мама. Она лежит на кушетке. Аня получила подарки, лег рано. Ленюсь сам писать. Там же. 9/22 февраля. Вторник. Муч. Никифора. Встал рано. Учился и гулял. Завтракали с Папа, Мама и сестрами. Днем гулял с Колей. Папа был в городе. Был внизу за чаем и обедом. От 7 до 8 был в женской гимназии в представлении девочек. Было 260 ряженых. Лег поздно (врет). Папа вечером поехал снова в город в Государственный Совет, а утром в Думу. Там же. Милый Папа. Мне будет скучно без тебя, но надеюсь, что Ты скоро вернешься. Нагорный будет работать как всегда. Буду хороший без Тебя, и буду учиться хорошо. Желаю Тебе спать крепко и видеть хорошие сны(напр. меня)! Да хранит Тебя Бог! Твой покорный сын. Царское Село. 10 февраля 1916 г. Письмо Цесаревича Государю.//ГАРФ. Ф. 601 Оп. 1. Ед. хр. 1153. Сел писать и чувствую, что «вокруг носа вьется, а в руки не дается». Это со мною бывает часто. Продолжаю кататься с горы и на санках. Нагорный работает на башне. Я очень доволен, что Ты скоро приедешь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Напрасно стоят повсюду храмы: нет в них более молитвы! Если есть еще пустынные церкви на окрестных горах, или вне ограды, на пространстве поля, бывшего некогда городом: то это лишь памятники минувшей славы; нет более Ани! Из всех её окон зияет смерть; это одна постоянная гостья стольких жилищ; она встречает путника во всех вратах и храмах и чертогах? Если вы не хотите нарушить очарования, возбужденного чудным зрелищем опустевшей столицы, окиньте быстрым взором все её каменные сокровища, и не вникайте в грустные подробности развалин. Если же хотите вникнуть в их плачевную повесть, они вам отзовутся минувшею жизнью. При нем соорудились все лучшие её памятники; супруга его Хосрови-духт, не уступая в ревности царю, соорудила два знаменитые монастыря, Санагин и Ахпат, пережившие славу столицы; а сын Ашота, Гурген, начал новую династию отдельных властителей Лори, на берегах Бомбака. Сумбат III Шагин-Шах, продолжал начатое отцом украшение новой столицы, которая при нем получила громкое название Ани, о тысячи церквах, и слово сие обратилось в священную клятву для народа. Сумбат соорудил крепкую стену из красного камня, с башнями необычайной толщины, которые доселе поражают взоры, и обвел внешний город стеною, с глубоким рвом; она простиралась до нынешних пустынных ворот, что за пять верст от Ани. Сын его Гагик I построил великолепную соборную церковь посреди столицы, и убедил католикосов переселиться в Ани; ему приписывают и строение обители св. Григория, на подобие Эчмиадзинской. Это было самое блестящее время для города и династии Багратидов; тогда процветало в Ани и другое славное племя Пахлавунское, давшее Армении великого воеводу Ваграма и Григория магистра. Саркис, первый из католикосов, основавшихся в Ани, соорудил близ своих палат богатую церковь , в честь святой Рипсимы, и оставил по себе кафедру Петру, которому суждено было испытать много бедствий, в течение долгого своего правления, ибо благоденствие Ани кончилось с царем Гагиком. Малодушный сын его Иоанн сделался игралищем князей ему подвластных и сильных соседей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С тех пор, хотя и восстала опять Ани из своих развалин, но уже никогда в прежней славе, и внешняя часть города почти совершенно истребилась. Фадлун, князь племени турецкого, испросил себе у султана дымящиеся развалины Ани, и отдал их внуку своему Мануче; новая династия магометанских властителей, на краткое время, восстановила благоденствие города; мечети, которые доселе там видны, принадлежат к этой эпохе. Мануче покровительствовал христианам и позволил католикосу Григорию поставить себе наместника в его столицу, а брат владетеля, полководец Григории, открыто исповедовал христианство . Слабый преемник могущественного отца, Абуласвар, не в силах был противостоять частым нападениям орд татарских, и хотел уступить область свою султану Малек-Шаху. Тогда царь Грузии, Давид возобновитель, освободивший все свое царство от полчищ иноверных, вступил по просьбе жителей в Ани, в 1124 году, и восстановил там царство христианское. Предание говорит, что когда Давид велел опять освятить церковь соборную, которая была основана его бабкой, супругою первого царя Гагика, и обращена в мечеть при династии магометанской, ом подошел ко гробу царицы и сказал: «радуйся царица, Бог избавил церковь твою от агарян», – внезапно послышался из гроба замогильный голос: «Богу благодарение!» По смерти возобновителя Давида, сын Абуласвара – Фадлун, пользуясь ослаблением царства грузинского, овладел опять городом Ани, и подобно деду, не только не преследовал христиан, но даже не отнял у них и соборного храма; однако, во время его правления, церковь сия повреждена была от сильного землетрясения, которое много истребило в Ани. Город перешел опять в руки грузин, при могущественном царь Георгие, отце Тамары; он выдержал в нем сильную осаду турков, временно принужден был его уступить и, снова овладев им, поставил там воеводою великого Саркиса, из рода Аргутинских. Пределы Армении не преставали быть поприщем битв, между грузинами и ордами татарскими. Сыновья великого Саркиса, из коих Захария принадлежал исповеданию армянскому, а Иоанн православному, и дети их долго охраняли силою своего оружия вверенную им область; но в 1240 году, при сыне Шахин-Шаха, Захарии, нахлынули полчища монголов и пробил роковой час для Ани.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Лит.: Brosset M. -F. Rapport sur un voyage archéologique dans la Géorgie et l " Arménie. СПб., 1851; idem. Les ruines d " Ani. СПб., 1861; Alichan L. Description du Chirack. Venise, 1881; Орбели И. A. Каталог музея древнего Ани. СПб., 1910; Марр Н. Я. Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. Л.; М., 1934; Тораманян Т. Материалы по истории армянской архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 323-352 (на арм. яз.); Арутюнян В. М. , Сафарян С. А. Памятники армянского зодчества. М., 1951. С. 52-55. Табл. 85-100, 160-166; Manandian H. Trade and Cities of Armenia in Relation to Ancient World Trade. Lisbon, 1965. P. 139-151, 178-187, 197-199; Токарский Н. М. По страницам истории армянской архитектуры. Ереван, 1973. С. 5-23, 51-66; Cuneo P. L " architettura della scuola regionale di Ani nell " Armenia medievale. R., 1977; Мурадян П. М. Грузинская эпиграфика Армении. Ереван, 1977. С. 35-64 (на арм. яз.); он же. Проблема конфессиональной ориентации церкви Оненца//Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Т. 5. С. 36-66; Акопян Т. Х. Ани: Столица средневековой Армении: История и судьба городища. Ереван, 1985; Каковкин А. Я. О датировке росписей храма св. Григория (1215) в Ани, его часовни и притвора//ВВ. 1987. Т. 48. С. 108-115; Юзбашьян К. Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. М., 1988; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. С. 33, 64, 173; Варданян С. Столицы Армении. Ереван, 1995 (на арм. яз.); Матевосян К. Ани: Церковная жизнь и рукописное наследие. Эчмиадзин, 1999 (на арм. яз.). А. Ю. Казарян, П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/115460.html

Марина 15 октября 2018, 11:40 Первый раз увидела святителя Иоанна в детском календаре, а потом случайно по Спасу увидела фильм, слезы текли сами, так проникновенно рассказывали о батюшке, как он своей любовью исцелял всех.Спасибо и за это описание его жития. Святитель Иоанне, моли Бога о нас! Валентина, бабушка Ани, Россия 14 октября 2018, 18:03 Мы были в Сан - Францизско 3 дня в семье Ларисочки Красовской, духовное чадо Святителя Иоанна. Это было все как в сказке, а потом начались чудеса. Святитель Иоанн, Ане уже 25 лет, она инвалид 3 группы (ожоги). Закончила очно с отличием Московский институт по специальности графический дизайн. Мы уверены, что вы ведете ее все эти годы по жизни. Не бросайте ее. Очень хочется расширить ее знания, а для этого нужно переквалифицироваться (через платные курсы) на 3D MAX, чтобы она нашла работу по своей специальности, чтобы и по душе, и хорошо оплачивалась, чтобы можно было прожить. Если есть на это Божья воля, пожалуйста, помолитесь. Валентина, бабушка Ани, Россия 14 октября 2018, 17:53 Родненький Святитель отче Иоанне, моя внучка Аня,попала в Ожоговый госпиталь Бостона в 1997 году из Москвы, как самая тяжелая больная. Ей не было еще и 4-х лет. Узнали о Вас от прихода Бостонского Богоявленского замечательного храма в Roslindale,komopый нас опекал между операциями. Протодьякон Александр Ярощук взял нас в Джорданвилльский монастырь. Аня помолилась, чтобы вы позвали ее к себе. И вдруг, чудо - батюшка Роман, настоятель этого храма сообщил, что пришел незнакомый мужчина, который передал деньги, сказав при этом: " Здесь у Вас девочка Аня с бабушкой из России. Эти деньги ни на операции, ни на проживание, а только на то, чтобы они приехали к мощам Святителя Иоанна в Сан-Францизко. Валентина, бабушка Ани, Россия 14 октября 2018, 17:15 Батюшка Петр, спасибо Вам за статью. Очень люблю читать ваши статьи. Узнала много нового. Теперь думаю, что фотографии Святителя Иоанна, которые мы очень бережем, которые нам очень нравятся, он там роднее чем на иконе сделаны лично Вами. Их еще в 1997 году подарила нам в Бостоне наша дорогая матушка Ирина, жена, теперь уже покойного дорогого, необыкновенного батюшки Романа. Вам спасибо за молитвы о Ани. Здоровья вам и Вашим близким. И благодати Вашему храму. Всегда Вас помним.

http://pravoslavie.ru/116402.html

Царь Грузии Георгий II овладел его столицей и, под конец слабого царствования, Иоанн вынужден был дать письменное обещание императору греческому Роману, по которому отказывал ему по смерти все свое царство. Император потребовал исполнения завещания, но воевода Ваграм вооружился против греков и воцарил племянника царского, юношу Гагика. Удачны были его первые битвы против греков и турков, но внутренние смятения побудили его идти в Царьград, на зов императора Мономаха, и он уже более не возвращался в Ани. Это случилось в 1045 году; войска императора заняли столицу, и Мономах принудил Гагика отречься от престола предков. Тридцать пять лет влачил он еще бедственную жизнь в пределах империи, и наконец был умерщвлен по частной вражде. Родственник его Рунен, или Рувим, бежал в Киликию и там основал новое царство, которое сблизилось с крестоносцами и держалось до их падения. Туда перешла в последствии и кафедра католикосов; она озарилась новым блеском, когда опять воссел на нее род великого просветителя. А между тем оставленная столица Ани предана была горькой своей участи, от совершенного безначалия, посреди непрестанных нападении персов и турков, греков и грузин, состязавшихся друг с другом в пределах бывшего царства армянского. Несколько разорений последовали одно за другим, когда еще жив был последний царь Галин, до которого доходили горькие вести о бедствиях его столицы. Прежде всех вторглись в нее персы, вскоре после покорения греческого, и славный воевода Ваграм пал жертвою любви к отечеству, которое уже не мог защитить. Не много лет спустя, сильный султан сельджуков, Кизил-Арслан, взошел в 1064 году, в пределы Армении и осадил Ани. После долгой осады и кровопролитного приступа, он овладел городом и все в нем предал огню и мечу; не было пощады ни какому возрасту и полу, кровью жителей окрасились воды Арпачая; духовенство наиболее подверглось истязаниям, и святыня храмов была расхищена; большая часть жителей уведена в плен и многие из них бежали в Польшу и Крым. Феодосия, Нахичевань и Ростов населились в последствии выходцами из Ани.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Разрушенные и разграбленные города были оставлены жителями, традиционные торговые пути нарушены, армянские феодалы почитали за великое благо возможность отдать Византии свои владения в обмен на земли в далекой Киликии, которая постепенно превращалась в центр культурной и религиозной жизни армян. 3. Связи Великой Армении и Грузии в веках Β XII в. небольшой очаг независимой жизни армян на Кавказе находился под покровительством грузинских царей Багратидов, которые, выплачивая дань сельджукам, сохраняли целостность своего государства. В частности, князья Захарэ и Иванэ из армянской феодальной семьи занимали весьма важные посты: один командовал кавалерией, другой стоял во главе царской администрации. В 1122 г. армяно-грузинские войска царя Давида Строителя (1089–1125) отвоевали Тифлис у мусульман, которые до этого владели городом на протяжении почти четырехсот лет. В период правления царицы Тамары (1184–1213) были освобождены древняя столица Ани и все северные и центральные области Армении. В Ани утвердились потомки Захарэ, которым удалось расширить подвластные им территории до оз. Ван. Грузия при Давиде Строителе и царице Тамаре достигла пика своего расцвета. Армения в это время переживала культурное возрождение вместе с Грузией. В вв. Ани вновь превратился в процветающий густонаселенный город с восстановленными храмами, находившийся под защитой новой крепостной стены. На это же время приходится новый расцвет крупных монастырей. По инициативе братьев Захарэ и Иванэ, один из которых остался в Армянской церкви, а другой перешел в халкидонитскую Грузинскую, были созваны два собора Армянской церкви (в Лори и в Ани), целью которых было устранение разногласий, вызванных нежеланием некоторых армянских монастырей принять халкидонские вероопределения. Антихалкидонитов возглавлял вардапет с поистине энциклопедическими знаниями Ованнес Саркаваг (1045–1129), руководивший школой в монастыре Ахпат. Самый известный из его многочисленных учеников и последователей – Мхитар Гош (около 1130–1213), основатель монастыря Hop Гетик (Гошаванк), автор первого армянского Судебника, который долгое время использовался не только в Закавказье, но и далеко за его пределами в диаспоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Публикация вызвала множество критических статей 508 , авторы которых пришли к выводу, что Шапух Багратуни не мог быть автором данной истории. Тем не менее труд Тер-Мкртчяна и Тер-Мовсисяна весьма ценен, поскольку, чтобы снабдить свою публикацию важными текстологическими примечаниями и сделать ряд ценных филологических уточнений, издатели проделали кропотливую работу над текстом рукописи, попавшей к ним в плохой сохранности. На протяжении более сорока лет Месроп Тер-Мовсисян трудился над составлением полного каталога всех армянских рукописей, хранящихся в библиотеках Европы и Азии. Ему удалось составить описание более 23 500 рукописей. Несмотря на то что подготовленный М. Тер-Мовсисяном каталог не имеет аналогов, ему не суждено было увидеть свет. Рукопись и по сей день находится на хранении в ереванском Институте древних рукописей имени М. Маштоца (Матенадаране). Особое место в области арменистики занимают труды русского и советского филолога, историка, востоковеда (кавказоведа), этнографа и археолога, академика Императорской Академии наук (с 1912 г.), академика и вицепрезидента AH СССР Николая Яковлевича Марра (1864–1934). Первый визит Н.Я. Марра в Армению имел место в 1890 г. – он провел много времени в Эчмиадзине и Севане, где кропотливо работал над средневековыми армянскими рукописями. Результатом этих трудов стало издание описания рукописей Севанского монастыря. С 1891 г. Н.Я. Марр начал многолетние раскопки средневековой армянской столицы Ани, которые с переменным успехом продолжал вплоть до 1917 г. Результаты первого сезона оказались столь плодотворными, что в следующем, 1892 году провести раскопки Ани Н.Я. Марру поручила Археологическая комиссия; аналогичное поручение последовало и в 1893 г., когда одновременно с работами в Ани Марр начал раскопки «доисторических» памятников в Ворнаке. Раскопками средневекового Ани Марр доказал значение материальных памятников культуры для лингвистических исследований. Наряду с раскопками в Армении Н.Я. Марр занимался сбором и обработкой материалов для магистерской диссертации по армянской словесности (1900) – о средневековых армянских сборниках сказов и притч, приписываемых Вардану. В 1902 г. им была защищена докторская диссертация «Ипполит. Толкование Песни песней» 509 , где на материале описанной им еще в 1888 г. неизвестной до того рукописи он прослеживает факты влияния армянской литературы на грузинскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но царь Абхазии, возлагая много надежды на свое войско и на обещание помощи со стороны соседей, не уступил увещаниям Василия и пошел против него с вооруженной силой. Оба войска сошлись у верховьев Аракса. Зимой, во время пребывания царя в Трапезунте, прибыл к нему послом от царя царей Армении Иоанна Сембата католикос Ведрос I, принесший письмо, на которое национальный историк смотрит как на причину близкой погибели этой несчастной страны. После продолжительной усобицы с братом своим Ашотом III из-за власти Иоанн Сембат при помощи Сеннахариба, царя Васпурахана, утвердился в части Армении со столицей в Ани, между тем как Ашот вступил в сношения с Василием и признан им в достоинстве царя царей. По-видимому, он принимал участие во враждебных действиях против империи Георгия Грузинского и, обманутый тем, что тот заключил с Василием отдельный мир, спешил в настоящее время заявить свою преданность и готовность быть верным вассалом царя. Возможно, что для него служил побуждением заручиться расположением восточного императора и весьма естественный страх перед турками-сельджуками, которые в то время сделали свое первое большое и опустошительное нападение на Васпурахан и соседние области Армении. Иоанн Сембат посылал ключи от Ани и передавал царю все свои земли и города в вечное владение. Вследствие переговоров, происходивших в Трапезунте, Иоанн удостоен звания магистра и оставлен во главе своих владений пожизненным правителем Ани и Великой Армении. Когда он умер, в 1040 г., племянник его, сын Ашота Какиг II, последний из Багратидов, возбудил сомнение относительно акта передачи Армении византийскому царству, и лишь после продолжительной войны при Константине Мономахе город Ани подпал под власть империи. Нельзя сомневаться, что успех в переговорах с Иоанном Сембатом имел весьма важное значение для царя Василия. Прежде всего его примеру последовал владетель Васпурахана из династии Ардзруни Иоанн Сеннахариб, который также совершил акт передачи своего царства императору. Особенностью соглашения с этим владетелем было то, что вся царская семья переселилась из Васпурахана в границы империи, получив для поселения, на правах помещичьего владения, область в Сивасе, между тем уступленная империи страна входила в границы Византийского государства и получала имперское управление. Когда были окончены все формальности передачи, было предоставлено желающим присоединиться к царской семье, и при этом оказалось, что из Васпурахана переселилось в Сивас до 40 тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Внутри первой ограды, еще видна цитадель и тройная башня из красного камня, с глубокими погребами, но уже обрушенными сводами; странною своею формою, она напоминала более феодальный нежели восточный замок; над дверями грубо изваяна фигура человеческая, обезглавленная временем, которую жители почитают стражем сокровищ, утаенных в башне; подле, есть развалины малой церкви армянской. Смерклось, пока мы обходили крепость Талынскую, а нам еще оставалось более десяти верст до селения Мастары, в горах; с темнотой настиг нас первый октябрьский снег, и на каждом шагу труднее становилась дорога; наконец мы совершенно ее потеряли и только, по лаю собак, могли угадать селение. Утром поразителен был крутой переход из осени в зиму: вся высокая площадка между гор Мастары, покрылась глубоким снегом, и свежим его румянцем горели на заре окрестные вершины. Некоторые из всадников нашего конвоя пустились на порошу, отыскивать свежие следы зайцев и лисиц. После двадцати верст, конной дороги, спустились мы к реке Арпачаю, и нам открылось, на противоположном берегу, обширное поле развалин; еще за пять верст от Ани, исполинские врата уже отверзали пустынный вход к её чудным останкам. Армянская Пальмира красовалась вдали, сонмом своих храмов и мечетей, минаретов и бойниц, как будто люди еще ее не покинули на жертву времени. Мы приближались к ней по левой стороне реки, и увидели, под береговыми скалами, знаменитый монастырь Кошаванк, богато обстроенный, где погребены внуки просветителя Григория, католикосы Иосиф и Даниил, и многие из царей Багратидов. С казачьего поста, расположенного на горе против Ани, предстала во всей красе своей древняя столица. Неужели действительно пусты Ани? Но этот величественный собор, который господствует, по средине города, над всеми зданиями, разве не готов выпустить, из-под своих сводов, толпы народа? От чего же, по сторонам его, два минарета? Один из них, совершенно уединенный, еще бы можно принять за колокольню соборную, хотя в восточном вкусе; но от чего к другому пристроена мечеть, на обрыве утесов? Неужели, в царственной столице Багратидов, поклонники Магомета так близки с исповедниками Господа Иисуса? Кто объяснит такое противоречие, посреди мертвой тишины сего как бы очарованного города, где не видно не только людей, но даже и призрака человеческого? Но вот опять церкви, рассеянные вправо от собора, и одна из них круглая, на подобие башни, а за нею тянется целая ограда исполинских твердынь, из красного камня, как бы облитых кровью, хотя уже нет ни осаждающих, ни осажденных! Что за пустынный холм возвышается влево от собора, с полу аркадами и полу сводами, которые или не довершили люди, или обрушило время? Это вышгород столицы, это бывшие палаты Багратидов! Теперь я вижу, что Ани пусты, и что рука времени их также коснулась, хотя многое оцепенело, в страшном сжатии сей роковой руки, и еще будто живо! Вышгород обличает мертвенность Ани; с палат царских началась страшная жатва смерти, но еще есть довольно на этой каменной ниве.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010