509       Ипполит. Толкование Песни песней: Груз. текст по рукописи X в./Пер. с арм. Н. Марра. СПб., 1901. (Тексты и разыскания армяно-грузинской филологии, 3). 510       Материалы экспедиции в большинстве своем были утрачены в 1917–1918 гг., поэтому анийские публикации Марра получили значение первоисточника. Многие работы Марра, посвященные средневековому Ани, сохраняют свое научное значение по сей день (О раскопках и работах в Ани летом 1906 г.//Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. Т. Х. СПб., 1907; Ани. Ер., 1939; Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. М.; Л., 1934). 511       Вишáпы – мифические существа, распространенные в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Каменные статуи вишапов достигали пяти метров в высоту и имели форму рыб или, реже, растянутой на кольях шкуры быка. Их датируют доурартским временем (по крайней мере, начало I тыс. и даже II тыс. до н.э). Н.Я. Марр вместе с Я.И. Смирновым стали в 1909 г. первооткрывателями вишапов для науки. 512       Н.Я. Марр был энергичным и талантливым организатором науки. Когда в начале XX в. его усилия, направленные на основание университета на Кавказе, оказались безуспешными, он сконцентрировал свое внимание на создании научно-исследовательских центров – Анийского музея древностей, Кавказского историко-археологического института, Института языка и мышления. 513       См.: Миханкова В.А. Николай Яковлевич Марр: Очерк его жизни и научной деятельности. 3-е изд. M.; J1., 1949; Абаев В.И. Н.Я. Марр (1864–1934): К 25-летию со дня смерти//Вопр. языкознания. 1960. 1; Тройский И.М. Сравнительно-исторические исследования//Теор. проблемы советск. языкознания. M., 1968; Гухман М.М. Типологические исследования//Там же. 514       См., в частности: Мнимое географическое название Еротастак в Истории Агафангела//Зап.-вост. отделения Имп. Рус. археол. об-ва. Τ. IX. СПб., 1894; Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (арабская версия)//Там же. Τ. XVI. Вып. II, III. СПб., 1905 (рец.: Харлампович Κ. II Христ. чтение. 1907. 1); Описание старинных армянских рукописей и печатных книг из архива армяно-католической церкви св. Николая в Каменце-Подольском//Отчет Имп. Публичной б-ки за 1891 год. СПб., 1894; Грамматика древнеармянского языка. Этимология. СПб., 1903; по поводу армянской халкидонитской литературы см.: Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима в 614 г./Груз. текст иссл., пер., изд. и арабск. извлечение приложил Н. Марр. СПб., 1909; Аркаун: монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах//Виз. временник. 1906. Τ. XII; Кавказский культурный мир и Армения//ЖМНП. 1915. Т. LVII; Армянская культура: Ее корни и доисторические связи по данным языкознания. Ер., 1990; К вопросу о задачах арменоведения//Марр Н.Я. Избр. работы. Τ. I. Этапы развития яфетической теории. Л., 1933; Книжные легенды об основании Куара в Армении и Киева на Руси//Там же. Τ. V. Этно- и глоттогония Восточной Европы. M.; J1., 1935; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2305 Ани – развалины древнеармянского города на правом берегу реки Ахурячн (Арпа-Чай), крепость армянских князей с V в., столица армянского царства Багратидов (X – середина XIII вв.). С 1045 г, после падения Анийского царства – резиденция византийских правителей Армении «катепанов», в 1064 г. город разрушен турками-сельджуками, с 1072 г. под властью курдской династии Шеддадидов, с 1199 г. перешел во владение захаридской Армении, в 1236 г. взят приступом монгола­ми. В XVI в. на развалинах Ани возникла турецкая деревня. В 1878 г. район присоединен к России, но в годы первой мировой войны захвачен Турцией и по Брест-Литовскому мирному договору в составе Карской области перешел под ее юрисдикцию. С 1892 г. на протяжении 14 лет (1892–1893, 1904–1917) город исследовался раскопками Н. Я. Марра: открыты крепостные стены, большой дворец в Вышгороде (цитадели), кварталы домов и мастерских, гостиницы, бани, водопровод, небольшая дворцовая базиличная церковь VII в. в цитадели, кафедральный собор в виде трехнефной базилики с купо­лом (989–1001, архитектор Трдат), трехъярусный круглый храм (1001), пятикупольная церковь Апо­столов с планом в виде креста, заключенного в прямоугольник, многоапсидные башнеобразные церкви рода Абугамренц (X в.) и Спасителя (1036), богато украшенная резным орнаментом и фресками цер­ковь постройки Тиграна Оненца (1215), и др. Турецкий разгром Ани уничтожил музей и сравнял с землей архитетурные памятники. О работах Н. Я. Марра в Ани см.: Платонова Н. И. Николай Яковлевич Марр – археолог и организатор археологической науки//Археологические вести. 1998. 5. С. 371–382. 2307 Кавказский историко-археологический институт (КИАИ) был создан в Тифлисе 1 июля 1917 г. постановлением Временного правительства, по инициативе и под руководством Н. Я. Марра, избранного на должность руководителя КИАИ Академией наук, с целью всестороннего изучения памятни­ков духовной и материальной культуры народов Кавказа и сопредельных стран. В 1918 г. был объяв­лен экстерриториальным, зарубежным учреждением, и лишь в 1922 г. РАН возобновила с ним научные связи. В 1922–1924 гг. подвергся реорганизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начиная с XI в. армяне по т. н. татарскому торговому пути, связывавшему Восток с Центр. Европой, из Каффы (ныне Феодосия, Крым), где была значительная арм. колония, стали переселяться на территорию Польского королевства и Молдавского княжества. В арм. историографии считается, что первые колонии в Молдавском княжестве были основаны в 1060 и 1064 гг. беженцами из Ани и др. арм. городов в пределах Византийской империи, захваченных Алп-Арсланом, однако румын. историк Н. Йорга считал сведения о столь раннем появлении армян на этих территориях легендарными ( Iorga. 1913. P. 12-13). Известны неск. волн арм. эмиграции XIII-XIV вв.: 1239, 1299, 1319 (разрушение Ани в результате землетрясения), 1342 гг. (Ани взят персами). Арм. общины были устроены в городах Сучава, Яссы, Ботошани, Дорохой, Фокшани, Сирет, Роман, Галац, Васлуй, Тыргу-Окна, Бакэу, Бырлад и др. Армяне внесли заметный вклад в развитие торговли, экономики и, как следствие, в формирование молдавского гос-ва. Мн. арм. эмигранты принадлежали к высшим слоям общества Молдавского княжества - к знати и купечеству. Начиная с XIV в. армяне начали селиться в крупных городах Валашского княжества и Добруджи, где объединялись в цехи и братства. В городах они имели свою администрацию, которой руководил совет во главе с войтом. Первая арм. епархия в Европе была основана в Польском королевстве в 1365 г. (Львов) католикосом всех армян Месропом I Артазеци (1359-1372) с согласия польск. кор. Казимира III Великого (1333-1370); юрисдикция этой епархии в течение почти 100 лет распространялась также на армян Буковины и Молдавского княжества. На кафедру был поставлен еп. Григор, назначение которого 15 янв. 1375 г. подтвердил католикос Константин V Сисеци. 2 апр. 1384 г. католикос Теодорос II Киликеци (1382-1392) назначил епископом Лемберга (Львова) Ованнеса; подчинение ему армян Молдавского княжества в том же году ратифицировал молдавский господарь Петру I Мушат (ок. 1375 - ок. 1391). Сохранился документ от 16 авг. 1388 г., в к-ром католикос Теодорос II обвинял еп. Григора в дерзости и призывал его подчиниться еп. Ованнесу. В источнике перечислены объекты, окормляемые епархией в то время, среди к-рых - города Сирет и Сучава (Молдавское княжество), а также - «земля влахов» (Валашское княжество). Еп. Ованнес также упоминается под 1398 г., в источнике указано, что он имел царское происхождение ( Alian. 1896. P. 5-8, 93, 130, 215-220). В 1384 г. в документах впервые упоминается армянская церковь в Четатя-Албэ (ее строительство относят к более раннему времени, поскольку она имеет эпиграфику 967, 1142, 1152, 1174 и 1176 гг.). В XIV-XV вв. сформировалась арм. община в Хотине (в 1782 арм. население составляло здесь большинство) ( Бэнэцяну. 1962. С. 172).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

При Константинопольском патриархе Фотии Великом (858–867 и 877–886) также предпринимались попытки к примирению. Католикос Захария (855–877) после переписки с Константинопольским патриархом созвал в Ширакаване собор (862), на котором присутствовал посланный Фотием митрополит Никейский. Сам патриарх Фотий признал, что “армянская страна содержит чисто православную христианскую веру” (Послание к восточным патриаршим престолам) 24 . Константинопольский патриарх Николай Мистик (912–925) писал армянскому князю Сабату, сыну Ашота, призывая его принять православное исповедание, однако требовал, чтобы армянский католикос прибыл в Константинополь для собеседования и хиротонии. Речь шла о подчинении Армянской Церкви Константинополю, поэтому князь Сабат (913–925) временно положил конец отношениям обеих Церквей. Католикос Ваган Сюнийский (968–969) своею особой ревностью к иконопочитанию и к решениям Халкидонского собора восстановил против себя сторонников монофизитства. Был созван в Ани собор (969), который низложил Вагана и избрал Стефана III Севанского (969–971). Произошло разделение на два католикосата: западный со Стефаном и восточный с Ваганом (в Ахтамаре на оз. Ван). Удачные походы императоров UoahhaI Цимисхия (969–976) и Василия II Болгаробойцы (976–1025) в Месопотамию, Сирию, Ливан и на Кавказ на некоторое время обеспечили византийское влияние в захваченных странах. Вассальную зависимость от Византии признали также правители Абхазии, Аспуракана и Ани. Однако с востока надвигалась новая угроза— турки-сельджуки, которые незадолго до этого обратились в ислам. Будучи не в силах оказать сопротивление, армянские князья вместе с народом начинают переселяться на запад. В момент взятия турками Ани состоялось самое большое переселение армян, которые под водительством князя Рубена из рода Багратидов осели на отрогах Таврского горного хребта и в Киликийской долине, между Антиохией и Аданой. Здесь и было основано царство Малой Армении (1095–1375). В коренной Армении образовались феодальные государства сельджукских правителей. Из армянских царств продолжали существовать Сюникское и Ташир-Дворагетское, которые в период царствования грузинского царя Давида Строителя (1089–1125) укрепили свои дружественные связи с Грузией и через Трапезунд с Русью. Муж грузинской царицы Тамары (1184–1213) князь Юрий Боголюбский (сын Андрея Боголюбского) сыграл большую роль в освобождении Армении от турецкого ига.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Но было и ещё одно женское существо, органически включённое в них во всех, – Аня Танеева. Для Аликс Аня была единственной доверенной подругой за много лет. Но постоянно здесь, постоянно рядом, постоянно третья при них, – она неизбежно срослась нежной связью со всеми, и с Николаем тоже. Отношения её с Николаем были неназываемые, им не было места в людских классификациях. Не восторженной подданной к своему Государю (хотя именно так писалось в письмах), не старшей дочери к отцу, конечно (хотя шестнадцать лет было между ними), – и не возлюбленной, потому что не могла бы в сердце Николая вместиться вторая любовь при пылкости его к Аликс. И вместе с тем это было нечто нежное, неотъемлемое, только им двоим принадлежащее, в полноте выразимое лишь во встречах наедине. Был опасный момент, когда это могло перейти и всякие границы, – весной Четырнадцатого года в Крыму. Как всегда, Аликс была прикована многими болезнями то к постели, то к креслу, все заботы – о наследнике, а Николай, как всегда, много нуждался в движении, в теннисной игре, и в его дальних прогулках – автомобильных, конных и пеших, его неизбежно сопровождала эта небесноглазая красавица. Они – теряли голову, – но вовремя твёрдо вмешалась Аликс. В тот момент (и после бурных сцен между женщинами) это кончилось изгнанием Ани из Ливадии и из семьи. Но и Аликс почувствовала, что так – жестоко и непереносимо для неё самой, Аня была возвращена в семейную и дружественную близость, однако за режимом её отношений с Николаем теперь следила Аликс сама. И – все трое приняли этот порядок отношений. Маленький домик Ани был увешан увеличенными фотографиями Государя. Она приносила свои объёмистые письма Аликс и предлагала сжечь, если государыне покажется, что письмо рассердит Государя. Аликс передавала, разумеется, все, а уж он, прочтя, по обещанию жене, уничтожал их. А если телеграмма от Ани прямая – сообщал Аликс. И освобождал Аликс от необходимости исполнять все анины капризы. И если Аликс высказывала, что привезёт Аню с собою в Ставку, – возражал, что было бы спокойнее им быть вдвоём, но, конечно, можно и привезти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Экспансия Византии, сопровождавшаяся переселением царских родов и значительного числа населения А., а также сельджукское нашествие в сер. XI в. прервали развитие монументального искусства. Его новый подъем приходится на рубеж XII-XIII вв. и связан с победоносной борьбой армян и грузин против тюрок-сельджуков. Монументальное строительство XIII-XIV вв. было предпринято в основном правителями А., высокопоставленными лицами Грузинского гос-ва братьями Закаре и Иване Закарянами (Захаридами, Мхаргрдзели), их вассалами и наследниками. Активное строительство церквей велось в крупнейшем городе страны - Ани. Но особое развитие получила архитектура мон-рей. Принципы планировки монастырских комплексов были весьма разнообразны - от следования прямоугольной структуре (Санаин, Кечарис, Гошаванк) до веерообразного (Ахпат) или живописного расположения зданий, учитывавших особенности местного рельефа. Мон-ри устраивались внутри (Ахтала, Татев) и вблизи (Гтчаванк) крепостей, на открытых пространствах (Кечарис), на лесистых склонах гор (Макараванк) и у отрогов скал (Гегард). В состав крупных комплексов входили неск. церквей и часовен, находившиеся перед ними гавиты (часто 1 гавит обслуживал 2 церкви), трапезная, книгохранилище и б-ка, колокольня, родовые мавзолеи и мемориальные памятники над княжескими надгробиями, жилые и различные хозяйственные постройки. Типология храмов сохранилась, но изменились их пропорции: значительно повысились барабан, фасадные щипцы и шатер. Прекрасными образцами крестово-купольного храма с 4 угловыми приделами являются большие храмы нач. XIII в. в Ариче, Ованнаванке, Гандзасаре с просторным, светлым интерьером, рельефными украшениями фасадов. Сооружают и однонефные сводчатые церкви ( Дадиванк ), а также двухэтажные церкви-усыпальницы, завершаемые ротондой на колоннах (Амагу-Нораванк, Егвард, церковь-б-ка Гошаванка). Кафедральный собор в Ани. 989–1001 гг. Кафедральный собор в Ани. 989–1001 гг. Уникальной постройкой является ц. Зорац (Войсковая), имеющая лишь алтарную часть, открытую в сторону плато, служившего местом собраний.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Еще когда был жив о. Алексий Зосимовский , то он, по словам м. Сергии, Серафима, просившего благословения на монашество, благословил иконой Гурия, Самона и Авива (покровителей супружества), чем несказанно тогда ошеломил Серафима, а затем еще и образом Марфы и Марии, сказав при этом слова Марфы к Марии: «Учитель здесь и зовет тебя» [Ио. 11. 28]. Когда Серафим стал ухаживать за Аней, то м. Сергия подумала: «Тут что–то есть, ведь он [отец Ани] из Марфо–Мариинской обители». И вот однажды при ней, когда Серафим и Аня пили у нее чай, Аня вынимает медальон, подаренный ей ее крестной, в. кн. Елизаветой Федоровной, на котором с одной стороны – портрет княгини, а с другой – надпись «Учитель здесь, зовет тебя». Серафим побледнел и ему даже сделалось дурно... Правда, мать Ани долго противилась этому браку, Ане было сделано даже предложение со стороны какого–то инженера, но, как вскоре выяснилось, он оказался женатым человеком. Через какое–то время семья о. Вениамина переехала в Киржач, где вскоре умерла его супруга (в возрасте 41 года). Но перед своей смертью , когда ее навестила м. Сергия, та ей сказала: «Дочь моя должна быть за твоим Серафимом». 172 Но на свадьбе Серафима и Ани м. Сергии побывать не пришлось... 173 В 1937 году, 5 июля (а не 5 августа, как она рассказывала) ее арестовали, и она сидела, по ее словам, до осени в Гаврилове Посаде, в 1937–38 гг. – на о. Торос в Баренцевом море и в Мурманске; в 1939–1947 гг. – в Пуксе (Вологодской обл.) 174 «с вывозом в Архангельск по одному делу». Лишь в 1947 году она возвращается в Москву (в сопровождении брата Николая). Согласно следственным документам, она 5 июля приехала в село Флорищи к племяннице Ирине Габрияник и стала работать при церкви. В январе 1948 года переехала в д. Бельково Владимирской области, затем, из–за невозможности там прописаться, переехала к брату Павлу в Загорск, затем – в Переславль и жила там в 2–3 местах, работая при храме уборщицей, пока 24 декабря 1948 года вновь не последовал арест, а затем и высылка в Сибирь через тюрьмы (в Ярославле, в Новосибирске, в Ачинске Красноярского края) и наконец, поселение в селе Большой Улуй на р. Чулым, где она переоборудовала под жилье то ли сарай, то ли баньку у местного священника. Там она служила псаломщицей и там же ее навестили братья – Павел (и–м. Сергий) и Алексей летом 1953 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Саркаваг открывает свою школу в Ани. «Подобно мудрой пчеле, собирающей нектар и аромат с цветов всевозможных оттенков, – пишет агиограф, – он напитывал свою мысль [всевозможными знаниями] и нес в место, где был вскормлен, в престольный город Ани, и переполнял дом сей изобилием... Окружив себя отроками, он смиренно и с нежной любовью обучал их сложным и глубоким наукам». Сведения, содержащиеся в житии Саркавага, свидетельствуют о расцвете и развитии в Ани наук, о наличии богатой и многообразной литературы, соответствовавшей уровню развития культуры и отвечавшей потребностям крупного торгового города. «Ахпатская и Анийская школы не были обыкновенными школами в узком понимании этого слова» 309 . Саркаваг возродил в них науки древности: «Все померкшие и угасшие науки предков, сокрытые и преданные забвению по невежеству, отсталости и лености умов, благодаря его трудоемким сочинениям и остроте мысли вновь украсили и возрадовали души любомудрых и любознательных мужей». Автор жития хорошо знаком с программой обучения Ахпатской и Анийской школ. Саркаваг считал, что желающий получить хорошее образование должен овладеть не только «святыми и боговдохновенными книгами, но и сочинениями языческих авторов» 310 . И в самом деле, в школах Саркавага наряду с богословскими трудами изучали философские, естественно-научные, риторические, математические, грамматические труды древнегреческих авторов. Существовала определенная система обучения. Учеба начиналась с изучения грамматики, которая считалась одним из важнейших предметов, ключом, с помощью которого постигается смысл и содержание других наук. Только после овладения грамматикой можно было приступить к изучению более сложных наук. «Пользуясь правилами просодии, Ованес посвящал своих учеников в тонкие сочинения и учил постигать смысл содержания». Под этими скупыми словами скрывается огромный труд по пояснению и комментированию около пятидесяти сочинений древнегреческих авторов и трудов отцов церкви. К ним относились девять сочинений Филона, пять – Дионисия Ареопагита , семь – Григория Нисского , четыре – Григория Богослова , три – Василия Кесарийского , Евагра, Епифана, Ефрема Сирина , Кирилла Александрийского , различные сочинения Иоанна Златоуста , Аристотеля, Платона, Гермеса и другие философские сочинения, «Книга Хрий», три книги Иоанна Майрагомеци 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь св. апостолов в Карсе. 931 г. К. основан в древности; в «Географии» Страбона (I в. до Р. Х.) упоминается область Армении под названием Хорзена (Χορζην; Strabo. Geogr. XI 14), вероятно имеющая отношение к К. Название К. происходит скорее всего от арм. термина «крепкий город». О древнейшей истории К. надежных сведений нет. Возможно, в эпоху поздней античности здесь правила фамилия нахараров, владевшая обл. Вананд. С распространением христианства в Армении в К. была создана Карсская (Ванандская) епархия Армянской Апостольской Церкви. В средние века К.- крупный торговый центр на пути между Ани и Феодосиополем (арм. Карин, впосл. Эрзурум), в регионе, к-рый связывал торговыми путями Анатолию и Причерноморье с Закавказьем и Ираном. В 888 г. вместе со всем Ванандом К. был присоединен к владениям арм. царя Ашота I Багратуни и вошел в состав Армянского царства Багратидов. В X в. значение К. постепенно росло. Когда на арм. трон взошел царь Абас (928-953), ранее владевший Ванандом и К. как своим уделом, в К. была перенесена царская резиденция. Здесь были построены цитадель, царский дворец, кафедральный собор св. Апостолов. По сообщению арм. историка Степаноса Таронеци, ок. 937 г. князь Абхазии Бер предпринял поход против Армении и через своего посла передал Абасу требование не освящать собор в К., пока он не захватит город, желая освятить храм по обычаю своей, халкидонской (православной), веры. Князь вскоре был взят в плен и казнен в К. В 961 г. преемник Абаса Ашот III (953-977) перенес столицу из К. в Ани. При этом на территории Армении сохранялась и развивалась система уделов под властью различных представителей правящего дома, и с 962 г. в К. также складывается Карсское (Ванандское) царство, находившееся в вассальной зависимости от Ани. В 962 г. Ашот III передал Вананд своему брату Мушегу, основавшему в К. отдельную ветвь династии Багратидов. В XII-XIII вв. население города составляло ок.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

Общины армян-халкидонитов существовали также в столицах Багратидов Карсе и Ани. В актах Константинопольских церковных соборов середины XII в. упомянут Иоанн, армяно-халкидонитский епископ Ани. Однако в этих городах, т. е Ани и Карсе, являвшихся оплотами национальной (монофизитской) Армянской Церкви, не могло быть армяно-халкидонитских епархий до тех пор, пока они не вошли в состав Империи (соответственно в 1045 и 1065). В XII столетии не малое число армян-халкидонитов было и в пастве у св. Илариона, епископа Меглинского, что в Болгарии. В милетской лавре преподобного Лазаря Галесийского († 1054) подвизались армяне-халкидониты, прибывшие из Армении. В VIII в., спасаясь от преследований византийских императоров-иконоборцев, небольшая группа армяно-халкидонитских монахинь бежала из Византии в Неаполь (Италия), где они основали монастырь в честь св. Григория Просветителя (San Gregorio Armeno), поместив там часть мощей св. Григория, которые они привезли с собой. Армяне-халкидониты, которых называли «цаты», жили в Сирии, на Синае, во Фракии и Сербии, и на горе Афонской. В житии св. Евфимия Грузина Святогорца († 1028), игумена Иверской обители, читаем: «В обитель Иверскую пришёл и хранитель царских сокровищ, армянин, приверженец монофизитской ереси. Он принял Православие, а затем монашеский постриг, и при пострижении был наречён Арсением. При нём находился племянник, сын его сестры. По прошествии многих лет он попросил у святого позволения повидаться со своими знатными родственниками и собрал там (в Константинополе) значительное количество пожертвований для обители, которые отдал блаженному». В документах монастыря Эсфигмен 70 есть акт от 1037 г. игумена монастыря и прота Афона Феоктиста, армянина-халкидонита, который подарил своему «духовному брату» монаху Никифору имение Селина на Афоне в вознаграждение за тридцатишестилетнюю миссионерскую деятельность в феме Харсианы. Армяне-халкидониты вели активную миссионерскую деятельность в византийских провинциях и самом Константинополе, на Балканах и в Малой Азии, в Армении и Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010