Много было споров, много предлагалось решений, но для нас неинтересно перечислять их; в русской литературе уже говорено об этом 294 . Для нас важны только следующие сведения, сообщаемые греческими историками и иероглифическими надписями. По свидетельству Манефона, второй царь второй египетской династии объявил быка Аниса богом, воплощающим в себе лучи луны 295 . Впоследствии этот Анис нередко давал пророчества и вызвал общую веру, что в него поселилась душа Озириса после смерти последнего в борьбе с Тифоном 296 . Имя Аниса превратилось в Сераписа: Озириса-судью 297 . По свидетельству Плутарха и Диодора, египтяне почитали других животных, напр., ибисов, собак, потому что в них поселялись иногда боги в борьбе с Тифоном 298 . Вообще несомненно, что почитаемые египтянами животные пользовались божескими почестями, потому что в них иногда поселялись боги. Итак, если человек, по сказанию Книги Мертвых, был образом Бога, то по свидетельству всех египетских историков и путешественников, еще в большей мере этим образом были обоготворяемые животные. Без этой мысли, очевидно, невозможно поклонение животным. С этой точки зрения возможны символические изображения богов с головами животных и птиц. С этой точки зрения возможна надпись в Книге Мертвых: «Ани-Озирис, мститель и судия мира – отобраз души Озириса». Наконец, если человек по смерти отправлялся на «соединение» (Wiedervereinigung) с первообразом своим – Озирисом 299 , – то и животные по смерти, по свидетельству тех же памятников, также соединялись с Озирисом. Вот, например, надпись на саркофаге животных (Tiersarg) в Берлинском музее: «Священное животное перешло к воссоединению (zur Wiedervereinigung) с богом солнца, царем обоих миров, творцом, господом Гелиополиса, князем мира...» Иероглифическое изображение при этой надписи, по мнению Улеманна, должно значить: «Оправданное (gerechtfertigte), блаженное (selige), четвероногое животное (vierfьssige Thier)» 300 . Итак, участь животного вполне одинакова с участью умершего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

С.-Петербург, 1906 г. Эрнест Ренан. Апостолы. Перевод Святловского. С.-Пе­тербург, 1907 г. Эрнест Ренан. Антихрист. Перевод Святловского. С.-Пе­тербург, 1907 г. Д. Миртов. Нравственное учение Климента Александрийского . С.-Петербург, 1900 г. Бенвенуто Челлини. Жизнь его, им самим рассказанная. Издание Ледерле. Перевод Штейна. С.-Петербург. Л. Н. Толстой. Некоторые его сочинения. Ф. М. Достоевский. Некоторые его сочинения. Д. Мережковский. Не мир, но меч. С.-Петербург, 1908 г. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Издание четвертое, Москва, 1909. И. Бердяев. Духовный кризис интеллигенции. С.-Петер­бург, 1910 г. С. Н. Булгаков. О Первохристианстве. «Русская мысль», 1909 г. Май, июнь. Журнал «Вопросы философии и психологии». Некоторые статьи за последние годы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Некоторые статьи проф. Тарханова, Догеля и Вл. Соловьева. Густав Лебон. Эволюция материи. Перевод Байчковского. С.-Петербург, 1909 г. Густав Лебон. Возникновение и исчезновение материи. Перевод Чайкель. Харьков, 1909 г. Кроме сего, мы пользовались следующими книгами по теософской литературе: Вопросы теософии. Выпуск первый 1907 г. и выпуск второй 1910 г. Статьи Е. П. Блаватской, Ани Безант, А. А. Каменской и Е. Ф. Писаревой. Журнал «Вестник теософии» за 1908, 1909 и 1910 гг. Статьи Е. П. Блаватской, А. Безант, М. Колинз, Р. Штейнера, Ж. Паскаля, А. А. Каменской, П. Батюшкова и др. Е. Т. Блаватская. Голос безмолвия. Пер. Е. П. Е. П. Блаватская. (Радда-Бай) загадочные племена на Голубых горах. С.-Петербург. Издание Губинского. А. Безант. Древняя мудрость. Пер. Е. П. А. Безант. Теософия и новая психология. Пер. Е. П. А. А. Каменская. Задачи теософии. Брамин Чатерджи. Сокровенная религиозная философия Индии. Пер. Е. П. Эдуард Шюре. Велите посвященные. Пер. Е. П. Свет на пути и Карма. Пер. Е. П. Лидбитер. Астральный план. Пер. Трояновского. С.-Пе­тербург. Седир. Индийский факиризм. Пер. Трояновского. С.-Пе­тербург, 1909 г. Здесь надо пояснить, что, так как мы в труде нашем часто делаем ссылки на Добротолюбие и Журнал «Вестник теософии», то для более сокращенного обозначения этих ссылок мы приняли такой способ: ссылку, напр., на второй том Добротолюбия, страницу 37-ую, мы означаем сокращенно так: Доброт., II, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Так, в Мемфисе почитался бык Апис, в к-ром видели Ба Осириса-Хапи (синкретического божества, совмещавшего черты бога загробного мира и бога разлива Нила,- на его основе позднее возник эллинистический культ Сераписа, распространившийся по всему Средиземноморью), в Мендесе чтили священного барана, в Гелиополе - черного быка Мневиса, в Гермонтисе - быка Бухиса и др. Вместилищами божественного Ба могли становиться и домашние животные: напр., кошки почитались как воплощения богини Баст, центром ее культа был Бубастис. В I тыс. до Р. Х. в Саккаре появились обширные катакомбы, представлявшие собой кладбища кошек, ибисов, павианов, шакалов и соколов (кладбище быков Аписов - Серапеум - было отмечено там еще в эпоху Нового царства: 5 первых могил Аписов восходят ко временам правления 18-й династии (1552-1306 гг. до Р. Х.)). Кроме того, египтяне начинают верить в особое могущество амулетов, вотивных статуэток и проч. культовой утвари, обеспечивавшей связь с миром богов, а жречество постепенно превращается в замкнутую касту, к-рая претендует на обладание священными знаниями, необходимыми для контакта с богами, и ревностно хранит эти знания. Вместе с тем наблюдается индивидуализация представлений, связанных с личным благочестием. Если в ранние эпохи человек почти не обращался к богам непосредственно (о чем свидетельствует отсутствие изображений богов в гробницах Древнего и Среднего царств), то уже в «Поучении Ани», созданном на рубеже эпохи Нового царства и 3-го Переходного периода, содержится рекомендация не обращаться к богам с бесконечными просьбами: бог и так знает нужды чистого сердцем человека. Тот же мотив близости бога к праведному человеку содержится в позднем «Поучении» из папируса Инсингер (папирус датируется I в. до Р. Х.; но текст «Поучения», вероятно, был создан ранее). Это поучение также предостерегает от безбожия, к-рое влечет человека ко злу. Усиливающееся разочарование в справедливости земного миропорядка приводит и к трансформации представлений о том, что ждет человека после смерти.

http://pravenc.ru/text/189507.html

участии, главным образом, школы проф. Б. А. Тураева издан еще интересный по своему составу „Изборник источников по культурной истории Востока» (под редакцией проф. Б. А. Тураева и II. Н. Бороздина, ч. I-я. Восток. Москва. 1915 г.). Изборник имеет семь отделов или глав. Две первые главы содержат, главным образом, переводы текстов (разных эпох), относящихся к религиозной, государственной и общественной жизни египтян; следующие две главы посвящены Вавилону и Ассирии – их религиозной, государственной и общественной жизни в разные эпохи; три последние главы содержат частию тексты, частию отрывки из классических писателей, поскольку в них характеризуется религиозное, политическое или общественное состояние финикиян, сирийцев, персов и карфагенян. Этот изборник может служить хорошим пособием при прохождении курсов древней истории в средней школе. Такое назначение этому сборнику указывают и издатели его. Правда, здесь нет уже пояснительных примечаний какие, мы встречаем в серии „культурно-исторических памятников»; некоторые переводы, несмотря на достаточно известные имена переводчиков, представляются нам требующими новой поверки, как, напр., надпись Меши 39), переведенная Соловейчиком впервые еще в 1900 г., после чего она неоднажды исправлялась учеными западными переводчиками. Но в „Изборнике источников по культурной истории Востока» имеются и новые переводы памятников, представляющих интерес и не для одной только средней школы. Таков, например, перевод „славословия Осирису”, сделанный опытным переводчиком А. Л. Коцеиовским и др. В „Изборнике» имеется более сорока, хорошо исполненных, снимков, из них два в красках, а именно: 1) часть изображений погребальных процессий, помещавшихся над первыми главами „Книги мертвых» (из папируса Ани); 2) Фараон Тутмос I-й и царица Сенсенеб – супруга Тутмоса 1-го. Едва ли нам нужно говорить о значении „Изборника» для средней школы. Предисловие его достаточно говорит об этом. При наличности в старших классах светских учебных заведениях курса „Истории античной культуры» и при изучении древней истории он необходим, поскольку воскрешает подлинную жизнь минувшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

культуры в Крыму. Наряду с Сурхатом и Феодосией крупным центром арм. культурной жизни становится Ялта. Напрестольный крест. 966 г. Ани (Музей собора Эчмиадзин) Традиция художественной обработки металла в А. восходит к III тыс. до Р. Х. Она развивалась во взаимодействии с соседними культурами в разные исторические эпохи, особенно в средневековье. Техника исполнения предметов из золота, серебра, бронзы включала литье, чеканку, ажурную скань, зернь, чернь, резьбу, многоцветную эмаль, инкрустацию, гравировку, тиснение, золочение и др. Значительную часть этих произведений составляют серебряные и золотые оклады рукописных книг (Киликийские Евангелия, 1255 и 1496, Генуэзское Евангелие, 1347), литургическая утварь и предметы богослужебного назначения, созданные мастерами разных центров металлопластики. Особо выделяются напрестольные кресты, сочетающие разные материалы: горный хрусталь (966, Ани), дерево, кораллы и цветные камни (XVIII в., Васпуракан); рипиды (мон-рь Лим в Васпуракане, 1765); бронзовые кадильницы с изображением евангельских сцен (XI-XIII вв., Ани); сосуды для мира; богато орнаментированные потиры, лампады и подсвечники. Серебряные кадила и ладаницы (XVIII в., Вагаршапат) повторяют формы собора в Эчмиадзине. Реликварии представлены 4 типами: в виде ларца («киликийский реликварий», 2-я пол. XII в. (Музей замка Вавель, Краков)); в виде складня-триптиха («Скеврский складень» царя Хетума II, 1293, Киликия); в виде креста (Св. Крест из мон-ря Хотакерац в Вайоц-Дзоре с частицей Креста Господня, 1300 (Музей собора Эчмиадзин), ставротека с крестом (924-929) царя Ашота Ерката, XVIII в., Карс (Музей собора Эчмиадзин)); в форме благословляющей десницы («Длань св. ап. Фаддея», XVII в. (Музей собора Эчмиадзин)). Св. Крест из мон-ря Хотакерац. Складень-реликварий. 1300 г. Вайоц-Дзор (Музей собора Эчмиадзин) Св. Крест из мон-ря Хотакерац. Складень-реликварий. 1300 г. Вайоц-Дзор (Музей собора Эчмиадзин) Образцом, объединяющим эти 3 типа, является реликварий св. Ованнеса Карапета, XIV в., Адана (Золотая кладовая Эчмиадзинского Католикосата)). При раскопках ц. Гагикашен в Ани обнаружена медная люстра-лампадофор XI в. Среди произведений ювелирного искусства XVIII - нач. XX в. представлены посохи (напр., патриарший - с закрученной рукоятью с 6 змеиными головами, XVIII в., Ван (Музей-сокровищница Эчмиадзинского Католикосата)), наперсные кресты, панагии и др.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Церковь Спасителя в Ани. 1036 г. Церковь Спасителя в Ани. 1036 г. Система живописного оформления храма, развивавшаяся в 1-й пол. X в., представлена ансамблями Ахтамара, Татева, Гндеванка. Во многом определяемая характером центричного купольного пространства, она близка визант., но в целом отличалась от нее, поскольку включала и элементы зап. системы росписи. В куполе и в верхних зонах интерьера помещались ветхозаветные, на стенах наоса - новозаветные сюжеты. В апсиде присутствовали изображения святителей. Арм. росписи сохранили один из наиболее ранних и полных циклов композиции «Страшного Суда» и первые в А. живописные изображения ктиторов (Капуткох, X-XI вв.). Рельефная скульптура X - 1-й пол. XI в. (Ахтамар, Карс, Бхено-Нораванк) включается в программу декорации храма, определяемую его посвящением. Так, в соборе св. Апостолов в Карсе, в аркатуре барабана, помещены рельефные изображения 12 апостолов. Рельефы по-прежнему играют активную роль на фасадах построек, где в широких горизонтальных полосах представлены отдельные персонажи, сюжетные и иногда геральдические композиции. Ярким образцом ктиторского изображения служит почти круглый рельеф на анийском храме Сурб Григор, 1001-1020 гг.,- статуя царя Гагика I, с макетом церкви в руках, высотой более 2 м. Скульптурные композиции создаются и в интерьерах, напр., в мон-ре Оромос 8 рельефных наклонных плит образуют центральный шатер со световым фонарем гавита ц. св. Иоанна (ок. 1038). На вост. грани представлена композиция, прославляющая Бога и Церковь: вверху Господь с предстоящими, во 2-м регистре - изображения первых патриархов Армянской Церкви. Пророки. Роспись апсиды ц. святых Петра и Павла мон-ря Татев. 930 г. Пророки. Роспись апсиды ц. святых Петра и Павла мон-ря Татев. 930 г. Резьба на хачкарах, как и фасадная скульптура храмов, тяготеет к крупным обобщающим формам, объемной трактовке, плиты с изображениями «процветших» крестов становятся элементами оформления фасадов и интерьеров (главная церковь Мармашена). В пределах исторических областей А. формируются местные архитектурные школы Сюника, Васпуракана, Ани-Ширака и Тайка и др. Известны имена выдающихся зодчих X-XI вв.- Мануэл (Ахтамар) и Трдат (Аргина, Ани, восстановление Софии К-польской).

http://pravenc.ru/text/76104.html

Собор в Кутаиси. 1003 г. Вид с северо-востока Собор в Кутаиси. 1003 г. Вид с северо-востока К архитектуре В. и. этого периода в минимальной степени применимо понятие «македонский ренессанс»: несмотря на отдельные детали, возрождавшие античные формы (напр., фрагменты нач. X в., найденные в болг. Преславе, капители собора Сан-Марко в Венеции (начато строительство в 1067), порталы церквей анийской школы кон. X - нач. XI в.), визант. архитектура, в основном сохранившая античные традиции ремесла, развивалась в рамках традиц. канонов и образцов средневек. искусства. Параллелью средневизант. архитектуре К-поля может служить зодчество Ани и окрестных мон-рей в Армении, груз. соборы; мастерство их строителей обладало всеми признаками развитой городской культуры, в то время как вокруг господствовала архитектура феодальных поместий и мон-рей. Собор в Ани 989 - 1001 гг. Интерьер Собор в Ани 989 - 1001 гг. Интерьер Главным в церковной визант. архитектуре стал центральнокупольный храм. Его вариации в сочетании с сакральным значением крестообразного пространства определили тип постройки большинства храмов. Получила развитие богослужебно-хронологическая система толкований архитектурных форм и связанного с ними декора, основанная на христ. календаре и интерпретировавшая храм как «образ» отраженного в богослужении праздничного цикла. По сравнению с прежними размеры построек уменьшились многократно, тяготение к компактным и выразительным формам исключало повторение старых, прежде всего базиликальных, композиций, к-рые продолжали использовать, напр. в Болгарии. В 1065 г. была реконструирована ц. Успения в Никее, с минимальными изменениями форм и размеров повторен тип купольной базилики в Дереагзы (Ликия, кон. IX - нач. X в.), мн. купольные композиции VII в. в странах Закавказья восстановлены в прежних размерах. Появились церкви в виде простого триконха (ц. Панагии Кумбелидики в Кастории, сер. IX или XI в.) или тетраконха - форм, свойственных ранним мартириям и баптистериям; с X в. они воспроизводятся и в пространствах дополнительных помещений, чаще жертвенников и диаконников (часовни и пастофории сев. церкви мон-ря Липса в К-поле, 907).

http://pravenc.ru/text/383977.html

Литургические облачения и алтарные завесы расшивались шелковыми, золотыми и серебряными нитями, украшались жемчугом и цветными камнями. С кон. XIX в. используются парчовые и бархатные ткани без шитья. Среди образцов архиерейского облачения XVII-XVIII вв. сохранились епитрахили, ризы, нарамник в виде стоячего воротника (вакас), поручи, омофоры, архиерейские митры, палицы. Об арм. царских костюмах и одеяниях духовенства можно судить по изображениям на рельефных и живописных ктиторских композициях и по миниатюрам ряда рукописей (Григор Татеваци с учениками на миниатюре Евангелия из Татева - Матен. 1203, 1449 г.). Образцы средневек. шитья обнаружены в Ани (X-XII вв.), одним из древнейших произведений является хоругвь св. Григория Просветителя, 1448 г. (Музей-сокровищница Эчмиадзинского Католикосата). На шитой алтарной завесе из Эчмиадзина представлена пространная композиция «Утверждение христианства в Армении» (1704-1714). Центрами этого искусства в позднее средневековье являлись Урфа, Айнтап, Мараш, Карин (Эрзурум), Ван, Нор-Джуга, Мадрас и Калькутта (коллекции Эчмиадзинского Католикосата и мон-ря св. Иакова в Иерусалиме). Патриарший посох. XVIII в. Ван (Музей-сокровищница Эчмиадзин) Патриарший посох. XVIII в. Ван (Музей-сокровищница Эчмиадзин) Существование в А. развитого ковроделия фиксируется письменными источниками с VIII в. Древнейшие из сохранившихся ковров датируются XIV-XV вв. и составляют единую группу т. н. вишапагоргов (ковров с драконами). Традиционно знаковая система рисунка наделяет ковер функцией оберега, в т. ч. и в случае использования христ. символики. В кон. XIX - нач. XX в. в Нор-Джуге и Исфахане создаются ковры с композициями на библейские темы (напр., ковер со сценой Рождества Христова, 1902, Исфахан (Центральный музей. Лодзь)). В Двине и Ани было развито стекольное и керамическое производство. Вакас. 1734 г. Вагаршапат (Музей-сокровищница Эчмиадзин) Вакас. 1734 г. Вагаршапат (Музей-сокровищница Эчмиадзин) На одной из плоских черепиц VII в. из Двина сохранилось изображение неизвестного святого. В Двине обнаружены керамические плоские сосуды для хранения освященного масла с рельефным изображением святого. В XIII-XIV вв. широкую популярность приобретают сосуды, покрытые цветной глазурью.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Скриптории Бардзр-Айка функционировали и в годы монг. ига. Недалеко от Авагванка, в г. Ерзнка, в 1269 - 70-х гг. XIII в. была создана одна из первых иллюминированных Библий в арм. искусстве (Ierus. Arm. 1925) с титульными листами, заставки к-рых сплетены из орнаментов и сюжетных мотивов, и изображениями авторов. В отличие от киликийских Библий титульным листам предшествует миниатюра, иллюстрирующая текст ВЗ (Моисей получает скрижали Завета, Видение Иезекииля), вместо авторского изображения часто представлена сюжетная сцена из данной книги (Даниил с Сусанной и старцами, Иов с женой и друзьями). В иконографии и стилистике миниатюр этой Библии нашли отражение элементы христ. искусства Запада и Востока, напр., иконография нек-рых пророков, изображенных пишущими текст, восходит к лат. образцам. Писцом и миниатюристом Мхитаром, участвовавшим в создании Библии из Ерзнка, написан и украшен Сборник 1280 г. (Матен. 1746), содержащий сочинение философа Давида Анахта (V в.). Его изображение дано в том же изводе, что и изображение пророков из Ерзнкайской Библии. Благовещение. Миниатюра из Евангелия. Мастер Авак. XIV в. (Матен. 212. Л. 156) Благовещение. Миниатюра из Евангелия. Мастер Авак. XIV в. (Матен. 212. Л. 156) В 1-й пол. XIII в. крупным центром книгописания вновь становится Ани, искусство к-рого в этот период лишено сильного визант. влияния и укладывается в русло восточнохрист. Здесь создано Ахпатское Евангелие (1211), его иллюстрации наделены жанровыми элементами и отражают реалии вост. города. В мон-ре Оромос близ Ани работал один из видных арм. мастеров, писец и худож. Игнатиос . Из 8 его рукописей лишь Евангелие (Матен. 36) из ц. Аменапркич в Нор-Джуге имеет 14 сюжетных листовых миниатюр в начале книги и портреты евангелистов с характерными вост. чертами; моделировка фигур линейная, обобщенная, ассисты отсутствуют. В монументальности, центричности и уравновешенности композиций, выполненных на синем фоне, сказалась непрерывность традиций анийской школы, восходящих к XI в.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Хоругвь св. Григория Просветителя. 1448 г. (Музей-сокровищница Эчмиадзин) Хоругвь св. Григория Просветителя. 1448 г. (Музей-сокровищница Эчмиадзин) В позднее средневековье керамические изделия изготавливаются гл. обр. в Кютахье (Кутине) и Нор-Джуге. Роль Кютахьи (в XVII в. здесь были 3 арм. церкви и 3 квартала) возрастает в 1648 г., после упадка производства в Никее. Из Кютахьи происходит древнейшее фаянсовое изделие Анатолии - литургическая чаша с указанием на арм. языке имени мастера (Абраам Кютаеци) и даты создания - 1510 г. На др. чаше в виде пиалы с внешней стороны изображен храм с куполами, с внутренней - апостолы (Афинский музей). Литургическая утварь из Кютахьи широко использовалась в церквах Армянского патриархата в Иерусалиме. Др. направлением мастерских Кютахьи и Нор-Джуги было изготовление для церквей панно из расписных облицовочных плиток (ц. Аствацацин в Нор-Джуге, 1651-1666), истоки к-рых восходят к тур. и иран. искусству, к керамике Закавказья XIII-XIV вв., а также в трактовке религ. сцен - к арм. миниатюрной живописи. Тайная вечеря. Изразец. 1720 г. (?). Кютахья (Эчмиадзинский мон-рь) Тайная вечеря. Изразец. 1720 г. (?). Кютахья (Эчмиадзинский мон-рь) Наиболее ранние сохранившиеся образцы искусства резьбы по дереву относятся к X в.: капители притвора ц. Аствацацин мон-ря Севан (2 в ЕГИМА; 2 с растительным орнаментом и изображением птиц по сторонам древа в ГЭ) и Распятие из обители мон-ря Авуц-тар (ЕГИМА). Интересен изготовленный из цельного куска дерева аналой 1161 г. из Ани, украшенный, как и большинство др. (1272, из Ани; 1678, из ц. Сурб Геворг в Нахичевани), изображением крестов, плетенкой, растительным орнаментом. Аналой из Севастии украшен изображениями переплетенных змей, летящих птиц, всадников и медведей. Резьбой также украшались деревянные двери храмов, напр., из ц. Аракелоц в Муше (мастера Торос, Григор и Лукас. 1134. ЕГИМА) покрыта ковровым орнаментом, верхняя планка наличника украшена изображениями всадников (иллюстрация эпоса «Давид Сасунский»), боковые части - изображениями животных и фантастических существ. Ряд резных дверей повторяет композицию хачкара со сплошной геометрической резьбой и изображением креста в центре (1176, из ц. Аракелоц мон-ря Севан; 1253, из Татева - все в ЕГИМА). Изображение креста на двери из ц. Аракелоц мон-ря Севан (1557, ЕГИМА) заменено сценой «Сошествие Св. Духа», над к-рой представлена композиция «Вознесение». Художественную ценность представляют двери ц. Рождества Христова в Вифлееме, XIII в., с арм. и араб. эпиграфикой; арм. собора св. Акоба (Иакова) в Иерусалиме, 1370 г., с трехстрочной арм. надписью; ц. св. Иоанна Предтечи в Муше, XII-XIII вв., мастеров Саака и Киракоса; двери из церквей Феодосии, 1330 и 1336 гг.; царские врата иконостаса 1720 г. собора Эчмиадзин, богато инкрустированные перламутром, и др. Архитектура и изобразительное искусство 2-й пол. XIX-XX в.

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010