Как и в Европе, ранние последователи Иисуса расходились по миру, уже широко колонизированному евреями, которые сделали Месопотамию интеллектуальным центром своей веры. Между IV и VI вв. процветающие еврейские академии создали Вавилонский талмуд . Кроме того, древние морские маршруты соединяли средиземноморский и индийский миры, а многочисленные находки римских товаров на юге Индии напоминают нам о морском движении из Египта. Между IV и IX вв. христианские общины распространились по побережью Индийского океана, Красного моря и Персидского залива. Крупные поселения и церкви существовали по всей Аравии и в Йемене, в Персии и южной Индии. Если ранние христиане добрались до Ирландии, ничто не мешало им добраться до Шри-Ланки . Потерянные царства Неудивительно, что для того чтобы найти самые ранние христианские государства в мире, мы должны заглянуть за пределы Рима. Первым в мире христианским царством была Осроена, расположенная за восточными границами Римской империи, со столицей в Эдессе: ее правитель принял христианство­ около 200 г. н.э. Это государство существовало недолго. Соседняя Армения сделала христианство официальной религией около 300 г. и ­сохранила ее вплоть до наших дней. Это христианское царство достигло своего расцвета при Багратидах в раннем средневековье, когда столица Армянского царства Ани стала одним из великих городов восточного­ христианского мира. Хотя Ани была городом-призраком на протяжении многих­ веков, сохранилось достаточно руин соборов, церквей, базилик и монастырей, чтобы понять, почему ее называли «городом 1001 церкви». Если бы это место находилось в Западной Европе, его бы лелеяли так же, как Шартр или Йоркский собор. Обращение Армении привело к созданию армянского алфавита к V в., а вскоре и к появлению замечательных литературных памятников. Христианство неразрывно связано с армянской культурой, самобытностью и всей армянской нацией . Грузия приняла христианство вскоре после Армении. Обе страны оставили великолепное наследие в виде древних церквей и монастырей, не говоря уже о христианском рукописном искусстве. Грузия также получила алфавит от христианских миссионеров. К востоку от Осроены находилось небольшое пограничное государство Адиабена, со­ столицей в Арбеле. Независимо от того, приняло ли оно ­христианство официально, как утверждает легенда, Арбела, несомненно, была раннехристианским центром (в ней также жило множество иудеев) .

http://bogoslov.ru/article/6168863

Блж. Феодорит толкует слова пророка Софонии: «Взыщите Господа вси смирении земли. Обратите взор на ничтожность своего естества, на праотца своего – персть, и взыщите Создателя, богато оделившего вас столькими благами. Потом учит пророк, каким способом можно взыскать Бога: Суд содевайте, и правды взыщите, взыщите кротости, и отвещайте я. Держитесь прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную и умеренную, и примите за правило следовать сему до конца» ч. V, Толк, на пр. Софонию, гл. 2]. Человек должен познать ничтожность своего падшего естества, прах должен взыскать Создателя. Жизнь скромная и умеренная приятна Богу. Говоря о грядущем избавлении, Ягве утешает через пророка Своего Софонию: Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Ягве ( Соф. 3:12 ). Таков спасенный остаток Израиля – народ смиренный и простой. О том ли мечтали честолюбивые цари Израиля и гордые в своем избранничестве иудеи?! (ам ани ва дал) – народ смиренный и простой. В слове (ани) значение не только бедности, но и внутреннего смиренного состояния. (дал) переведено, как «простой», имеет еще значение «худой» или «хилый». Здесь у пророка уже прямое предчувствие христианской аскезы. Так что Христос возвещал Царство Небесное нищим духом не только как нечто новое, о чем никто и не слышал, а чтобы исполнилось Писание. Блж. Августин пророческие слова Софонии И оставлю в тебе люди кротки и смиренны и убоятся о имени Господни останцы Израилевы относит к уверовавшим во Христа иудеям: «Ибо эти останки Израильского народа уверовали во Христа» О граде Божием, кн. 18, гл. 33]. Блж. Феодорит относит слова пророка Софонии о народе смиренном и простом еще конкретнее к лику апостольскому и, обобщая, вообще к характеру христианскому, народу Христа-Мессии: «И сие [ Соф. 3, 12–13 ] ясно указует нам на лик апостольский, ублажая который, Владыка сказал: блажени кротции, яко тии наследят землю ( Мф. 5:5 ); и еще: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11:29 ). Их-то и блаженный Софония называет людьми кроткими и смиренными: потому что не таковы израильтяне, но людие буии и немудри ( Втор. 32:6 ), и по словам другого пророка: жила железна выя их и чело их медяно ( Ис. 48:4 )» ч. V, Толк, на пр. Софонию, гл. 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

64 О высоком в нравственном отношении развитии древнейшего, раньше Моисея, египетского народа свидетельствует недавно открытое законодательство вавилонского царя Аммураби, особенно же два сборника нравственных правил, из которых один учёные относят почти за 3000 лет до Р. Х., именно «Нравоучение Пга-Готепа», а другой, известный под названием «Нравоучение Ани», обыкновенно относят за 1500–1700 лет до Р. Х. «Нравоучения Ани» рассмотрены и с библейскими параллелями напечатаны в «Страннике» за июнь 1904 года, стр. 869–888. 65 У Платона и следующих за ним преимущественно стоических философов эти добродетели называются σοφα или φρνησις, νδρεα, σωφροσνη и δικαιωνη, т. е, мудрость или благоразумие, мужество, умеренность (или, частнее, воздержание, или ещё частнее: целомудрие) и справедливость. 66 Такое наименование сим добродетелям усвоено теперь, например, и профессором Тарьевым («Богословский Вестник», 1904 год, ноябрь, статья «Религия и нравственность»). 67 Глагол ασκω, упражняю, укрепляю, древними греками прилагался к упражнениям атлетов и слово σκησις, упражнение, означало образ жизни атлетов. А так как этот образ жизни отличался строгой регулярностью и воздержанием, то Свида σκησις переводит словом γκρατεα, воздержность. Это значение впоследствии перенесено и на образ жизни христианской. σκησις означает нравственное упражнение. Так выражается Смирнская церковь в своём окружном послании по смерти Поликарпа: «Мы почитаем его мощи для упражнения в будущем (для приготовления своих сил к будущей судьбе), ος τν μελλοντν σκησις κα τομααν». Климент Александрийский ветхозаветных мужей, например Иакова, называет аскетами. Между христианами в первые три века аскетами назывались ведущие строго воздержную жизнь, к которым прилагалось и другое название γωνιστικο, continentes, особенно девственницы; тогда уже развилось то воззрение и что это воздержание должно выражаться в исполнении так называемых евангельских советов, в отличие от положительных заповедей (ср. «Христианские чтения», ноябрь, книга за 1873 год, «Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям Евангелия» А. Гусева ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Согласно много раз повторявшимся словам бл. Августина, псалмы от начала до конца представляют собой молитву тех нищих анавим 1556 , которым евангельские заповеди блаженства обещают Царство Небесное, т. е. тех, кто знает, что у человека нет ничего, чем бы он мог хвалиться перед Богом, но также нет ничего, что он не мог бы надеяться получить от милосердия Божия… Итак, «нищие» Ветхого Завета – это люди определенного духовного склада, те, кто всецело связал свою судьбу с поиском и исполнением воли Бога. «Не забудь угнетенных Твоих до конца» (Пс 9,33). Это – нищие Бога. Это те, кто стал «рабами» Всевышнего, Его «уделом». И как только у нас появляется такое понимание этой «нищеты перед Богом», уходит на второй план и становится необязательной несчастность анавим в этой мирской жизни. Теперь нищий Бога – это прежде всего служитель Всевышнего, а его здешнее положение, место среди людей уже не важны. Если он ищет и жаждет лишь исполнения воли Божией – он ани. Очень показательна оппозиция, выраженная в 33 псалме: «Богатии обнищаша и взалкаша, взыскующие же Господа не лишатся всякого блага»: там, где по стилистике псалма можно было бы ожидать противопоставления богатым – нищих, именование «нищих» заменено определением «взыскующие Господа». Поистине в ветхозаветной поэтике это – синонимы. «Нищ» Иов – и в душе своей он «ани» еще до того, как лишится видимых богатств: «Его почитали стяжавшим многое, но, по испытании его Господом, оказалось, что Иов ничего не стяжал кроме единого Бога», – скажет о нем преп. Макарий Египетский 1557 . «Нищ» царедворец Исайя, и царь Давид после своего воцарения не перестает быть «нищим». И происходящая из царского рода, не испытавшая еще мирских несчастий и притеснений отроковица Мария славит Господа словами молитвы анавим : что призрел Он «на смирение Рабы Своей, … низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1,48-53). С детства воспитанная в храме, в атмосфере псалмов и молитв, Мария естественно вспомнила глубочайшие молитвенные воздыхания Израиля в высочайший момент своей жизни. Естественно, что в ее молитве слышен отзвук псалмов: «Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе… Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33,11,19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

206 Святой Цотнэ Дадиани – один из участников заговора против монголов, захвативших Грузию (1243). Монголы оставили в Грузии царскую власть неприкосновенной, но на престол царя утверждал монгольский хан. Страна избежала кровопролития и сохранила свою целостность; но монголы обложили население тяжелой данью, которую постоянно увеличивали. Грузины не могли мириться с разорением своей страны и стали готовиться к восстанию. Заговор был раскрыт через предательство, и все участники были схвачены на месте совещания, кроме Цотнэ Дадиани, который ушел раньше. Арестованных князей отвезли в армянский город Ани, в ставку монголов, их раздели до пояса и бросили связанными на площади, где пленники несколько дней находились на солнцепеке, ожидая смерти. Цотнэ Дадиани, узнав об этом, отправился в Ани, снял с себя одежду и сел рядом со своими единомышленниками, чтобы разделить постигшую их участь. Удивленным монголам он ответил: «Если страдают невинные, то и я буду мучиться с ними». Отважный поступок Цотнэ убедил монголов в невинности грузинских князей, и они освободили всех пленных. Грузинская Церковь причислила исповедника Цотнэ Дадиани к лику святых. Память 30 июля (12 августа). 207 Теймураз I (1589–1663), царь Кахети в 1606–1648 и Картли в 1625–1632, сын святой царицы Кетеван. В 1648 г. в сражении с персами потерял сына Давида, был вынужден покинуть Кахети и укрыться в Имерети; в 1653 г. отправил в Москву внука Ираклия, своего единственного оставшегося в живых наследника, а в 1658 г. сам отправился в Москву. Не получив от России помощь, вернулся в Имерети и постригся в монахи. Вскоре Теймураз I был схвачен и доставлен в Иран, за отказ принять мусульманство заключен в Астрабадскую крепость, где он скончался. Был одним из видных поэтов своего времени (особенно известна его историческая поэма «Кете-ваниани», в которой описывается мучение его матери – святой царицы Кетеван). 208 Шираз, расположенный на 935 км ниже Тегерана, был одним из самых важных городов в средневековом исламском мире и резиденцией персидских правителей, славился как средоточие науки и поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

И вот после третьей операции Аня почувствовала себя очень плохо – она стала нервной, какой-то другой, ничто ей не было мило, ручки-ножки сводило судорогой, и я написала письмо отцу Петру в Сан-Франциско. Кроме того, срочно сообщили владыке Митрофану в Нью-Йорк о тяжелом состоянии обгоревшей девочки из России, заботу о которой взяла на себя церковь в Roslindale. Очень быстро пришел ответ от отца Петра, к его теплому умному письму были приложены книги о владыке Иоанне, святое масло и деньги. Отец Петр отслужил молебен у мощей святителя Иоанна, владыка Митрофан отслужил молебен у Курско-Коренной иконы Божией Матери в Нью-Йорке, батюшка Роман отслужил молебен о здравии Ани здесь, в бостонском храме. Ане становится всё лучше и лучше, она требовала от меня (ей было 4 года), чтобы я читала ей не сказки, а книгу о святителе Иоанне. И состояние Ани настолько улучшилось, что ей сделали четвертую операцию, которая была ей просто необходима, хотя врачи и боялись делать ее. Мы прочитали все книги о святителе Иоанне, которые прислал нам о. Петр, плюс все, что давала нам читать наша матушка Ирина. Аня всё говорила: «Как я буду у него, я попрошу себе волосы». Наши милые прихожане летом 1999 года взяли нас с Анечкой в Джорданвильский монастырь, где одна из женщин, стоящих у иконы свт. Иоанна, посоветовала помолиться ему: ведь он сделает всё так, что Аня даже сможет приложиться к его мощам. Аня помолилась, а я, конечно, очень хотела бы повезти Аню в Сан-Франциско, но видела, что из бостонского храма были у мощей святого Иоанна только единицы. Аня перед каждой операцией просила нашего доброго батюшку Романа благословить ее иконой святого Иоанна Шанхайского . И вдруг через неделю или через две (не записала, а теперь точную дату забыла, но знаю, что очень быстро) наш милый батюшка Роман звонит в госпиталь и говорит: «Есть разговор». Когда нас из госпиталя привезли на службу (опять прихожане!), о. Роман объяснил, что на одну из последних служб пришел мужчина, которого он не знает, расспросил об Ане и сказал, что он даст деньги для этой девочки, но только не на лекарства, не на отель, не на билет в Россию, а чтобы она с бабушкой, сопровождающей ее везде, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Тем не менее сохранявшееся соперничество между двумя основными династиями Багратуни и Арцруни нашло отражение и в церковной жизни. В 969 г., обеспокоенный прохалкидонскими симпатиями католикоса Ваана (968–969), «заключившего с иверами союз о вероисповедании», Ашот III собрал в Ани епископов и монахов, которые, «доподлинно убедившись в пагубных еретических намерениях его [католикоса] (поскольку он распорядился привезти иконы, чтобы восстановить секту халкидонитов)», сместили Ваана с престола и избрали вместо него Степаноса III (969–972). Смещенный Ваан, опираясь на поддержку рода Арцруни, переехал на о. Ахтамар, расположенный на оз. Ван в Васпуракане, где до него уже жили другие католикосы. Духовенство впало в смятение, однако конфликт разрешился сам собой кончиной обоих католикосов. 2. Новый культурно-религиозный рост и раннесредневековые ереси Расцвет династии Багратуни и северной Армении приходится на царствование Гагика I Багратуни (989–1020). При нем в столичном г. Ани был возведен великолепный собор 45 , а сам город, преобразившийся в результате строительства многочисленных храмов, стал именоваться «городом тысячи и одной церкви». На территории Васпуракана таким же ярким проявлением процветания стал храм св. Креста, воздвигнутый по приказу Гагика Арцруни на о. Ахтамар между 915 и 921 гг. и ставший настоящим шедевром армянского зодчества, благодаря богатым фрескам внутри и великолепным барельефам снаружи. Указанный исторический период имел непреходящее значение для армянской культуры, поскольку стал временем интенсивного взаимопроникновения различных культур: армянской, византийской, грузинской, сирийской и арабской, что привело к культурному расцвету общества, происходившему на фоне некоторого экономического роста, инициировавшего изменения в церковной жизни. X в. ознаменовался возникновением многочисленных монастырей – центров религиозного и культурного возрождения страны. Монахи возобновили переписывание рукописей, появилось множество новых переводов и оригинальных армянских сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Турки неудержимо шли вперед, опустошая Месопотамию, угрожая пограничному укрепленному городу Мелитене и доходя до Кесарии, одного из главнейших городов Малой Азии. Ворвавшись в этот город, они разграбили его и лишили сокровищ церковь св. Василия, а потом внесли опустошение в Киликию. Если провести мысленную линию по Малой Азии от запада на восток, так чтобы образовались две равные части, то эта линия должна будет пройти близ Кесарии Каппадокийской 44 . Часть Армении, лежащая к северу от этой линии, большею частию была занята турками или обращена в пустыню. В течение 1063–1064 гг. Альп-Арслан подчинил владетелей армянской Албании, завоевал Грузию и взял приступом Ани. И Карс, уступленный царем Какигом грекам, скоро попал в руки султана. Во всей Северной Армении грекам принадлежали только крепость Манцикерт и небольшая область с городом Феодосиополь на границе Халдии. Что же касается части Малой Азии, лежащей на юг от этой линии, то здесь успехи сельджукских завоеваний не были так значительны. Здесь прежде всего Византия удерживала под своей властью дукат, или княжество, Антиохию, находившееся при Константине Дуке под управлением веста Качатура, происходившего из Ани. В то время как внутренние области Малой Азии с течением времени постепенно делались добычей и театром опустошительных набегов турок, за империей благодаря флоту оставались береговые области Малой Азии и Сирии, и княжество Антиохия, доступное для морских судов по реке Оронту, могло держаться вследствие своевременной доставки морем военных людей и припасов. Кроме Антиохии империя удерживала свою власть над Месопотамией, и, между прочим, здесь ей принадлежала область с городом Эдессой. Хотя со стороны Альп-Арслана были деланы неоднократные попытки завладеть Эдессой, но она с успехом отстаивала свою независимость при помощи вспомогательных отрядов, присланных дукой Антиохии. Ввиду намеченного положения дел для византийского правительства было первостепенной задачей удержать в своей власти доступы к Месопотамии и Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Александр Аннинский Четвертый период XXIII. Армяне приходят в ближайшее соприкосновение с западными христианами Завоевание Армении турками–сельджуками и новые условия жизни армянской церкви. Общая характеристика периода. Католикос Григорий Векайасер, его догматические убеждения и церковные дела. Разделение армянского католикосства. Католикос Барсех Появление на историческом поприще турок–сельджуков произвело новый переворот на востоке. Армения была одной из первых стран, подвергшихся их нападениям. Нападений этих было немало, но они приняли решительный и печальный для Армении оборот только с 1064 г. В этом году турки взяли столицу Багратидов г. Ани и предали его полному разорению. Кровопролитие, произведенное ими в этом городе, было так ужасно, что, по свидетельству современников, вода реки Ахуриана приняла кровавый цвет, а жажда разрушения была такова, что в несколько дней этот многолюдный город, в котором, как говорили армяне, было 1001 церковь , был обращен в мусор. Так было поступлено со всеми армянскими городами, которые оказали сопротивление. Но многие города, устрашенные участью Ани, добровольно сдавались завоевателям, за что дана была им пощада и оставлены прежние формы их жизни. Занимавшие Армению греки не в силах были противостоять напору турок и быстро очищали страну, так что в скором времени не только все области и города Великой Армении отошли от греков я подчинились туркам, но и Малая Армения испытала туже участь. Карс, Эрзерум, Байбурт, Сивас, Кесария почти одновременно признали над собою власть сельджуков. Император Роман Диоген употребил последние усилия, чтобы удержать по крайней мере хоть некоторые города в Армении, но, разбитый в 1071 г. под Маназкертом, был взят в плен. С тех пор уже греки не пытались отвоевать назад отнятые у них в Армении владения, и сельджуки сделались полновластными господами не только в этой стране, но во всей почти Малой Азии; только кое-где в неприступных горных твердынях держались еще немногие армянские князья. Из своих завоеваний турки образовали государство, которому дали название Рум (Рим).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Об агиографе мы не располагаем никакими сведениями. Однако само житие дает основание думать, что автор его был довольно образованным человеком. Он хорошо знаком с общехристианской и древнеармянской литературой, с произведениями, посвященными создателям армянской письменности, с трудами известного древнеармянского философа Давида Анахта, которого иногда приводит почти дословно 306 . Агиограф обнаруживает знание риторического искусства. Местами его повествование переходит в ритмическую прозу. Речь его богата традиционными аллегорическими сравнениями, метафорами. Оценивая деятельность Саркавага и его учеников, агиограф ищет аналоги в истории армянской культуры. И хотя он не называет произведений, но при описании творческого дерзания Саркавага и его учеников обращается к источникам о создателях армянской письменности. Настоящий памятник является важным историческим источником, наиболее полно освещающим жизнь, годы учебы и педагогической деятельности Саркавага. Особую ценность он представляет как уникальный источник об Анийской высшей школе, основанной Саркавагом. В житии сообщаются сведения о первом периоде его жизни, уточняется его связь с областью Парисос, с городом Ани. Уроженцем Парисоса был дядя, а, следовательно, и мать Саркавага. Ованес родился в Парисосе примерно в 1045–1050 гг. 307 в семье священника. Позже родители его переехали в Ани – «город и место его воспитания». Затем он был отдан в Ахпатский монастырь, где рос и воспитывался у «святого дяди своего, уроженца области Парисос». В Ахпате Ованес первоначально учится музыке, но дядя, видя незаурядные способности племянника, «великое сокрытое в нем сокровище», поручает его вардапету Урчаци, который был одним из видных вардапетов Ахпатского монастыря 308 . Годы, проведенные в Ахпатском монастыре, были годами неустанного труда, «страсти смиренномудрия», которые очень скоро выделили Ованеса среди других учеников. И «он стал все более и более превосходить своих сверстников постоянным преуспеянием». По завершении образования он остается в Ахпатском монастыре и вскоре приобретает известность как вардапет. «Во всех видах слова и дела – исследовании и доказательствах, в письме и чтении, в историографии и толковании учений пророков и апостолов, – говорится в житии, – он был так совершенен и так славен, как никто другой хотя бы в одной из этих областей».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010