По мнению И. А. Стерлиговой, эта гипотеза требует дополнительных доказательств из-за несовпадения конструктивных признаков 2 произведений. Др. группу реликвариев составляют энколпионы в виде медальонов с изображением внутри усопшего святого, представленного в профиль, лежащим под киворием. Лицевая и оборотная стороны таких произведений украшались фигурами Д. С. и др. мучеников. Примерами произведений этого типа служат реликварии из собраний Британского музея в Лондоне (XII-XIII вв.) и Дамбартон-Окса в Вашингтоне (XIII-XIV вв.). К этой разновидности драгоценных реликвариев примыкают рядовые произведения: свинцовые ампулы для мира, изготавливавшиеся в Фессалонике с XI-XII вв. и украшавшиеся поясными изображениями Д. С. на одной стороне и Христа, Богоматери, святых Нестора, Георгия или Матроны Солунской - на другой. Вмч. Димитрий Солунский с житием. Икона из Введенской ц. с. Лохта Тарногского р-на Вологодской обл. Кон. XVI в. (Тотемское музейное объе-динение) Вмч. Димитрий Солунский с житием. Икона из Введенской ц. с. Лохта Тарногского р-на Вологодской обл. Кон. XVI в. (Тотемское музейное объе-динение) К XII в. относится ряд письменных свидетельств о чтимых предметах с образом Д. С. из фессалоникийской базилики, к-рые обладали тесной связью с его гробницей. Подобно ковчегам для крови и мира, они воспринимались как носители чудесной силы святого, но, очевидно, обладали более высоким статусом, т. к. принадлежали правителям разных правосл. гос-в и способствовали появлению «копий» фессалоникийской базилики. 1-е место среди подобных реликвий занимает покров (греч.- προκλυμμα) саркофага великомученика в 1149 г., перевезенный имп. Мануилом I в к-польский мон-рь Пантократора (взамен для Фессалоники был изготовлен новый покров). Сообщения позволяют видеть в этом произведении драгоценный рельеф, или шитый покров с образом Д. С. в позе оранта ( Tapkova-Zaimova. 1978. P. 263-265; Pallas. 1979. P. 52). Позже прославилась икона святого (очевидно, в облике воина; известна по эпиграмме Феодора Вальсамона), к-рая после взятия Фессалоники норманнами в 1185 г.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Объем и содержание темы «Иконография Богоматери» в исторической постановке. Библиография предмета Введение Библиография предмета I. Древнехристианская эпоха Образы Божией Матери в живописи римских катакомб и на рельефах саркофагов «Благовещение» и «Рождество Христово» Поклонение волхвов» в живописи римских катакомб «Поклонение волхвов» на римских и равеннских саркофагах и на солунском амвоне Изображения на группе мелких памятников Саркофаги церкви св. Енграции и киворий собора Сан Марко II. Образ Божией Матери «Оранты» и его отношение к «чину» «дев» и «диаконисс» в древней церкви Чин «дев» и чин «диаконисс» Изображения на стеклянных донышках сосудов из катакомб Развитие образов Богоматери и «священных дев» Изображения на медальонах, печатях, крестах и саркофагах III. Переходная эпоха первой половины V века. Эфесский собор 431 г. Мозаики церкви св. Марии Маджоре в Риме IV. Греко-восточный период христианского искусства. Роль Сирии и Египта в быту и искусстве эпохи. Мартирии. Паломничества V. Появление моленной иконы. Иконные типы Богоматери V и VI столетий в живописи и скульптуре и художественно-промышленных изделиях Икона Богоматери из собрания преосв. Порфирия Образ Богоматери Оранты в Острианских катакомбах и родственные ему образы Мозаики ц. св. Аполлинария Нового и базилики Евфразия «Помянная» икона в катакомбах Коммодиллы Кодекс Рабулы Иконная идеализация в евангельских сюжетах. Кафедра Максимина Ампулы Монца. Икона и крест из Латеранского клада Коптские и греко-восточные ткани Оклады и диптихи из слоновой кости. Выводы VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке VII. Иконные типы Богоматери греко-восточного и византийского происхождения в западных и восточных памятниках VII и VIII столетий и образы Божией Матери на стенах церкви Св. Марии Антиквы в Риме VIII. Памятники греко-восточной и византийской иконографии Божией Матери на романском Западе в VII–IX веках. Образ Божией Матери «Оранты» в ораториях IX. Исторические данные о почитании Богоматери в древнейшей Византии. Древний византийский стиль. Мозаики храма великомученика Димитрия в Солуни. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В византийской церковной обрядовой практике освященный Е. наряду со святой водой играл особенно большую роль. В соответствии с его назначением существовали различные виды Е.: при крещении использовали заклинательный Е., при болезни, немощи – освященное молитвой врачебное средство (елеосвящение), а в таинствах он употреблялся как знак Божьей благодати. Освящая Е., архиерей должен был склонить голову перед сосудом с маслом, дунуть на него трижды и столько же раз перекрестить, читая особую молитву, после чего, окунув лучину в сосуд с маслом, совершить ею три крестообразных движения в воде. Елаион в лампадах возжигали перед святыми иконами, мощами, употребляли при обряде благословения хлебов, помазывали верующих на всенощной или заутрене, возливали на усопших. Е. наливали в ампулы-евлогии, которые привозили паломники с места паломничества. См.: миро. Елеосвящение – частное богослужение у ромеев (см.: треба), а с XIII в. одно из христианских таинств, совершаемое в католицизме над умирающим (в православии – также над больным ради исцеления), которое выражается в произнесении молитв и помазании лба, щек, губ, груди и рук человека освященным елеем. Обряд упоминается в Новом Завете ( Мф. 10:1–8 ; Мк. 6:13 ) и известен уже во времена раннего христианства. В Православной Церкви Е. умирающего называют также соборованием, так как в совершении таинства участвует «собор» из семи священников, которых, впрочем, может быть и меньше. Ен йкий – от греч. енойкиа – «жильцы», дословно «жильцовое», квартирная плата жильца за съем частного или казенного помещения. Могла колебаться от одной до нескольких десятков номисм. Енотикон – акт императора Зинона от 482 г. о религиозных спорах, адресованный всем епископам «в Александрии, Египте, Ливии и Пентаполе (Пятиградьи)». Е был призван примирить монофиситов с православными (халкидонитами, синадитами), но породил религиозную полемику. В частности, в 484 г Папа Феликс III написал письмо в Константинополь, направленное против Акакия, Патриарха Константинопольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В другом письме от 10.05.93 г. Татьяна Алексеевна сообщает: «Со мною лежала рядом раковая больная. Она умирала. Рак печени. Ей осталось немного, и ее посадили на наркотики. Я помазала ее миром и даже пластырем прилепила к животу, в эту ночь почему-то не могли дать наркотик (не оформили документы, и не разрешили выдать сестре ампулы). Словом, укола обезболивающего на ночь так никто и не сделал. Да он и не понадобился. Больная спокойно спала и не чувствовала боли. На следующий день был приглашен священник из Смоленской церкви. Он пять часов исповедовал и причащал все отделение. После исповеди и причастия наша Александра Андреевна погрузилась в глубокий сон. Пот градом лился с нее. Мы несколько раз потом меняли белье. К больной пришел покой. Боли не возвращались. Она прожила еще неделю и тихо отошла без мучений. Обычно при этой болезни умирают с великими страданиями». Сообщает Лидия Петровна Свечина, Москва, 1995 г.: «После операции у моего внука открылась трофическая язва, причинявшая ему большие мучения. Около года врачи не могли с ней справиться. После того, как к ране приложили ватку с миром от Монреальской Иверской иконы Божией Матери, язва затянулась в течение двух дней, боли утихли». Сообщение Виктора Николаевича Тростникова из Москвы, ноябрь 1991 г.: «В Западной Германии заболел неизлечимой болезнью мальчик лет пяти. Когда родители поняли, что состояние безнадежно, они положили его в больницу, как сами говорили: «Отдали в больницу умирать». Он ничего не ел и таял, как свеча. В это время из Америки прислали родителям обильно пропитанную миром ватку от Иконы. В субботу мать взяла эту ватку и протерла ею все тельце несчастного ребенка. В воскресенье родители куда-то уезжали, а в понедельник утром им позвонила взволнованная медсестра и сообщила: «Произошло невероятное: ваш мальчик встал с постели и попросил кушать». Через несколько дней он был совершенно здоров». Пишет Ольга Екимова из города Улан-Удэ в России: «Это произошло летом 1993 г. Мама работала на огороде и поцарапала себе палец. Ранка оказалась под обручальным кольцом, особого значения ей не придали. Но к вечеру палец опух и покраснел, нужно было срочно снять кольцо и обработать пораженный участок. Так как опухоль препятствовала снятию кольца, то палец попробовали намылить. Мыло не помогло. Намазали палец маслом – результата никакого.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

При кор. Карле V Мудром, после серии поражений франц. армии в Столетней войне, были приняты меры для прославления и сакрализации О. как знака избранности, суверенности и превосходства короны Франции (др. знаками, ниспосланными свыше, были способность истинного короля излечивать золотуху прикосновением руки (подробнее см.: Блок. 1998), наличие св. ампулы с елеем, к-рым совершалось помазание на царство франц. монархов (см. в ст. Ремигий ), герба с 3 геральдическими лилиями на синем поле (знак Пресв. Девы Марии) - Beaune. 1985. P. 288-294). По заказу короля и были написаны трактаты, в к-рых особое место отводилось чину освящения О., а также вопросам ее происхождения и предназначения: «Чин коронации Карла V» (1365), трактат «О коронации королей Франции» Жана Голена (1372-1374), пролог к переводу Рауля де Преля соч. «О Граде Божием» блж. Августина (1371-1375). Используя известные легенды о происхождении О., авторы дают им новые интерпретации. Голен, излагая легенду о видении «императора Константинопольского» (он называет его Мануилом), указывает, что Карл Великий направился в Сен-Дени и поднял знамя «по примеру своих предков, поступавших так в большой нужде и для защиты королевства, веры и Церкви». Одержав победу над сарацинами, он вернул О. в Сен-Дени, и именно это знамя или новое, сделанное по его образцу, после благословения берут короли Франции на войну. Голен подчеркивал статус О. как символа высокого и исключительного достоинства монархов Франции, ведь оба знамени франц. монархов имеют чудесное происхождение: одно, с золотыми лилиями, было даровано кор. Хлодвигу, принявшему крещение, св. отшельником из Жуаэнваля (а тот, по преданию, получил его от ангела), другое обретено благодаря ангелу в чудесном видении, «благородною победой утвержденному и доказанному». Более того, наличие О. ставит короля Франции на недосягаемую высоту среди других монархов: «...сие знамя, дарованное видением императора Константинопольского Карлу Великому», он «пожелал оставить во Франции в знак вечной империи, наследуемой по мужской линии, а не выборами, как в Римской или Германской империях» (т. о., в изложении Голена О. также освящала и т. н. Салический закон о престолонаследии) ( Golein. 1969. P. 320-323).

http://pravenc.ru/text/2581533.html

Богородичный хлеб или частица заменила собою артос во всех тех случаях, когда причастный хлеб не может быть дань, или не может быть совершена литургия. Таким образом, Иоанну Грозному, вступившему в четвертый брак, разрешено было по праздникам вкушать богородичный хлеб, но причащаться святых таин Христовых, по епитимии, разрешалось только на св. Пасху. Затем, при перенесении частиц артоса или священного богородичного хлеба, уже в древности стали употреблять особые конические коробочки на Западе (turres custodes), а на Востоке створчатые ампулы, а так как богородичный хлеб носили, по-видимому, наиболее к больным или брали с собою в дорогу, то уже очень рано «Панагиею» стали называть двустворчатый энкольпий или носимый на груди складень, наподобие раковины. Впоследствии Панагии, как священные иконы, стали достоянием епископского сана, и обилие памятников этого рода панагий сделало то, что в настоящее время весьма трудно было бы выделить Панагии артосные из сотен панагий нагрудных, наполняющих все собрания древнего русского искусства. Главным признаком артосной Панагии является поддон или днище, непременно металлическое, припаянное к наружной стороне блюдца, изнутри украшенного резьбою. Между тем попадаются такие блюдца с изображением Св. Троицы, причем самые блюдца бывают медные и уже поэтому не могут быть относимы к архиерейским. Возможно, далее, что одни панагии переделывались на другие, и сюжеты смешивались. Любопытная артосная Панагия находится в музее с. Поречья, имения графов Уваровых, среди богатейшего собрания тельников и панагий. Панагия из меди, рисунок выполнен насечкою, беловатою медью с примесью олова, относится к древнейшим вещам этого рода, т. е. еще к XVI веку. Вокруг образа Богородицы с Эммануилом (Младенцем в кругу) читается надпись: «бысть чрево твое святая трапеза имущи» и пр. Но совершенно подобная по сюжетам и надписям Панагия того же собрания, сделанная из слоновой кости, имеющая в поперечнике 2 сант., обложенная серебром со сканью и снабженная патою внизу, усаженная бирюзами и камнями, может относиться к обоим видам панагий, если не переделана из одного в другой. На панагии вырезано: «Сошествие св. Духа» с «Иерусалимом небесным», «Гроб Господень» с «Петром и Павлом», подающими вверху друг другу руки, а внизу держащими по ключу, «Троица» и вокруг 12 апостолов в кружках. Надпись по-гречески: «γονεν ν κοιληα (sic) σου αγια τρπεζα εχουσα τον ουρανιον αρτον» и пр. Наконец, изображение Богоматери с Младенцем, прикрываемое Херувимами и Серафимами, а вокруг пророки в надпись: Την τημοτεραν των χερουβιμ и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Насколько эта постановка есть дело резчика или же копирует какую-либо новую монументальную композицию, мы догадаться не можем; возможно, скорее, первое, так как в данном случае и прочие детали разбиты по правилам медальонного дела, а именно: вместо прежних слетающих ангелов здесь, в сегменте, представлены два ангела, как две Виктории, поднимающие к небу в своем полете монограмму Спасителя, прежняя же сцена ликующего стада сокращена здесь в несложную схему. 125. Ампула Монцы. Garrucci, 434,8 126. Изображение Божией Матери с Младенцем на ампуле Монцы Но важнейшим для нас иконографическим типом Божией Матери на ампулах является ее особо торжественное изображение, заключенное в малый круг и окруженное той же греческой надписью: ΕΜΜΑΝΟΥΗΛ и пр., на лицевой стороне одной (рис. 125 и 126) ампулы. К несчастью, резчик форм для этой модели или сам уже не имел хорошего и вполне ясного образца, или настолько небрежно исполнил настоящую схему, что детали типа (см. рис. 126, по фотографии) остаются не вполне ясными. Сама композиция не оставляет ничего желать с точки зрения применения медальонных правил, – настолько заполнен тремя фигурами весь взятый круг; но за то эти фигуры являются только схемой людей и ангелов с крыльями и представляют минимальные оконечности. Главный же недостаток этой торжественной композиции Божией Матери, сидящей на троне с Младенцем на руках, заключается в полной неясности того, как изображен Младенец: ясно различается только голова, заключенная в крестообразный нимб, но не видно тела и ног, или скрытых в складках одежды Матери, или вовсе не изображенных. Можно думать даже, что здесь резчиком бессознательно воспроизведена схема изображения Божией Матери, держащей не Младенца, но медальон или щиток с головой Эммануила. 127. Ампула Монцы. Garrucci, 433,8 128. Ампула Монцы. Garrucci, 433,10 129. «Вознесение Господне». Ампула Монцы. Garrucci, 435,1 130. Ампула Монцы. Garrucci, 434,3 131. Ампула Монцы. Garrucci, 434,3 132. «Вознесение Господне». Ампула Монцы 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

мучеников и святых мест, еще доселе закупорена кусочками пергамента с разобранными ныне отрывками надписей. Другая часть (рис. 120) принадлежит к отделу так называемых ампул (большинство свинцовые, штампованные, некоторые, может быть, и серебряные и, следовательно, исполненные чеканом), т. е. плоских круглых сосудов, в виде двух спаянных между собой блюдечек, с особым круглым горлышком, на котором устроены петли для ношения этого рода сосудов (с вином, елеем) на цепочках 134 . Обе выпуклые стороны ампул покрыты рельефными изображениями, полученными посредством штампа или чекана (выбивкой шаблоном или штемпелем). Все 16 ампул – одновременной работы, исполнены, очевидно, резчиками во второй половине VI столетия и носят его характер 135 . Большинство ампул украшены с обеих сторон только одним изображением, и лишь на одной особенно большой ампуле, в семи кругах, представлено семь разнородных сюжетов. Разбор этих сюжетов и соответственные надписи, окружающие их, показывают, что эти ампулы происходят из различных святых мест Иерусалима и его окрестностей: Вифлеема, Иерихона, Назарета 136 и пр. 121. Ампула Монцы. Garrucci, 433,7 122. «Поклонение волхвов» на ампуле Монцы. Garrucci, 434,1 123. Ампула Монцы. Garrucci, 433,9 124. «Поклонение волхвов». Ампула Монцы Два рисунка (рис. 121 и 122) на этих ампулах, представляющие «Поклонение волхвов», являются вариантами одной и той же композиции, воспроизводящей, по-видимому, монументальное изображение этой сцены или в Вифлеемской мозаике или в Иерусалиме. Вокруг двух изображений того же события читается греческая надпись: ΕΛΑΙΟΝ ΞΥΛOΥ ZOHC TΩN ΑΓΙΩΝ ΧΥ TOΠΩΝ – «Елей от Древа Жизни святых мест Христовых», что показывает, что ампула была получена из часовни Животворящего Древа; на третьей ампуле надпись: ΕΥΛΟΓΙΑ KΥPIOΥ TΩN AΓΙΩN XPICTOΥ ТОΠΩΝ . Затем, на одном из этих изображений композиция является (рис. 123) с большей жизненной художественностью, чем на втором, но по приписанному сбоку слову ΜΑΓΟΙ напоминает уже миниатюру или роспись, снабженную для наглядного понятия надписями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Но мы знаем из личной практики, что даже наши сотовые телефоны, где стоит заряженный и довольно мощный аккумулятор, зачастую даже в городе попадает в «глухие, мёртвые» зоны. А что говорить про сельскую местность? Значит, охват, плотность установки мачт на квадратный километр, должны быть на пару порядков больше, чем сейчас. Иначе весь этот глобальный проект абсолютно теряет смысл. Ведь мощность излучаемого радиосигнала от ЧИПа человека будет намного меньше сигнала телефона. И входящий в него сигнал, пока до человека доберётся, ослабнет и забьётся помехами. Но нужного состояния разветвлённости сотовых мачт пока тоже нет. И это также позволяет мне вам сказать – УСПОКОЙТЕСЬ! По крайней мере пока… Г) И последнее. Если даже допустить, что у наших «партнёров» вся технологическая цепочка отлажена, чипирования не было, и нет сейчас. Не будет и в ближайшем времени. Докажу это методом «от обратного». Отсутствует точная, поимённая идентификация каждой ампулы. Отсутствует точная привязка личности привитого человека к номеру ампулы (читай – к плавающему в ней «жидкому ЧИПу»). А это, наверное, важная вещь… Ведь далёкий оператор дата-центра должен знать – какую особь ему нужно убить сразу, а какая пусть ещё побегает… А так – «шлёпать» всех наугад, без разбору, вслепую… Не слишком ли тогда всё усложнено и финансово расточительно? Нет, смысл глобализаторы видят именно в избирательном подходе. Ведь как коммунисты, как фашисты, они куют сегодня нового человека – «человека служебного». А это процесс индивидуальный, штучный, как вывод новой породы собак. А для этого они должны чётко знать – кому какой чип они всадили. Но никаких признаков идентификации меня с той самой ампулой я не обнаружил. Да, данные паспорта в компьютер внесли, но ампулу от влитой мне вакцины равнодушно подарили мне. И никаких цифр с неё в базу данных не переписали. Я спросил медработника, а на ампулах есть какой-то особый индивидуальный шифр? Мне ответили, что нет. А есть он лишь на огромной коробке, в которой эти ампулы едут с завода. Но, друзья, в каждой коробке этих ампул минимум штук 200- 300.

http://radonezh.ru/2021/10/26/sergey-ser...

Мнение Пипера, будто миниатюрист изображением распятия хотел, подобно Анастасию Синаиту , опровергнуть воззрение теопасхистов 2069 , есть не более как догадка, для подтверждения которой нет достаточных оснований в самом изображении; правда, распятие здесь вместе с воскресением Иисуса Христа занимает целую страницу, между тем как миниатюры предшествующие размещены среди канонов; но это обстоятельство может быть объяснено соображениями художественными и иконографическими, желанием изобразить важнейшие события христианства во всей их ясности и полноте, помимо целей полемических. Его сравнение с распятием на дверях Сабины показывает, как далеко ушло иконографическое развитие темы в течение одного столетия: там дан один голый факт распятия, здесь он обставлен многочисленными подробностями, исчерпывающими почти весь фактический материал евангельского рассказа: здесь прободение ребра и оцет, и разделение одежд, и две группы предстоящих, и горы, указывающие на окрестности Иерусалима, солнце и луна, указывающие на перелом в природе, имевший место при распятии Иисуса Христа. 150. Энколпий Монцы. Распятие на двух энколпиях Монцы (рис. 150) 2070 : Иисус Христос в безрукавной тунике распят на пятиконечном кресте; на дощечке надпись: «Ic. Xc.»; предстоящие: Богоматерь с надписью: « ιδου η μητηρ σου» и Иоанн Богослов – « ιδου о υιος σου»; на одном – солнце в виде звездочки и луна в виде серпа; на другом – два воина – один с копьем, другой с губкой; внизу две обнаженные фигуры; возле головы Иисуса Христа надпись: « ΠΡ ( πατηρ) EIC XIPAC СО Y ΠΑΡΤΙΟΜΟΜΑ МО Y» ( παραθσομαι τ πνεμ μο. Лк. 23:46 ; Ин. 19:30 ). Сходно распятие на монцском кресте-энколпии (рис. 151) 2071 , но нимб Иисуса Христа крестчатый; ноги покоятся на кубической подставке. Таковы древнейшие распятия. 151. Крест наперсный в Монце. Но иконографическое движение сюжета на этом не остановилось. Нельзя согласиться с мнением Штокбауера, будто эпоха иконоборства служит тем рубиконом, за пределами которого начинается на Востоке область застоя в искусстве и рабского копирования, вследствие чего восточные изображения распятия становятся тождественными 2072 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010