Новгородские владыки течением исторических событий поставлены были в зависимость от Москвы и вынуждены были получать своё посвящение в Москве при гробе св. Петра митрополита; они были крайне стеснены в своих епископских правах, подвергались лишениям монастырей и наказывались лишением кафедр. Между тем Московская митрополия, опираясь на покровительство государственной власти, сильно поднялась и, вместе с развитием своей просветительной деятельности, развивала свой внешний блеск и церковное благолепие. Иерусалимы и Сионы, как наглядное выражение церковной помпы, оказались теперь нужными для Москвы, и они не замедлили здесь явиться. Примером для Москвы в данном случае послужил Новгород, как для Владимира – Киев. Ясно, что Сионы были у нас явлением довольно редким, – княжеским или царским даром в соборную церковь . Дары эти во Владимире к Москве стоят в связи с сооружением храмов: во Владимире и Боголюбове Иерусалимы изготовлены Андреем Боголюбским для вновь построенных тем же князем храмов – Успенского собора и княжеского храма в Боголюбове; в Москве Иоанн III подарил Иерусалимы в новый Успенский собор, только что сооружённый по приказу царя Аристотелем Фиоравенти. Нельзя не припомнить здесь древний обычай – в мозаиках и фресках вновь сооружённых церквей изображать ктиторов этих церквей с моделями построенных ими церквей. Обычай этот был распространён как в Византии, так и в России, и на Кавказе, и в западной Европе в средние века. Ктиторы здесь подносят Господу Вседержителю или Богоматери модели построенных ими храмов; русские князья и царя в сооружённые ими храмы приносят модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Что живая связь с Иерусалимской церковью через посредство памятников искусства поддерживалась повсюду в средние века, доказательством тому служат ампулы с елеем «от св. мест и в частности от крестного древа жизни»; значительное количество их сохранилось в Монце. Они шли из Иерусалима. Как надписи их 98 , так и изображения ротонды и кувуклии св. Гроба, напоминали о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Памятник известен с XIV в. По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии – из числа 12 «малых» пророков. Впрочем, сам о. Антонин не верил этому преданию. Современные археологи датируют этот лабиринт временем не ранее IV-V вв. – в соответствии с надписями, найденными на наружных стенах и сообщавшими, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. Вокруг раскинулось старое еврейское кладбище. Возможно, могила одного из пророков древности действительно находилась неподалеку и дала имя этой древней усыпальнице. Там же, на юго-западном склоне Елеонской горы, напротив участка с Гробницами пророков, находится участок Карм-уль-Газаль (Karm-el– Ghazal), или, по-другому, «Место Каллистрата», приобретенный архимандритом Антонином по частям в 1881 –1884 гг. Храм Dominus Flevit От Гробницы пророков, вниз по дорожке, ведущей в Гефсиманию, можно пройти к небольшому францисканскому монастырю с храмом, именуемом «Доминус Флевит» (в переводе с латинского: «Господь плачет»). Храм построен в 1955 г. архитектором А. Барлуцци и стал последним в списке сооруженных им храмов Святой Земли. ...В Вербное Воскресенье, за 5 дней до Голгофы, когда Спаситель, совершая торжественный Свой вход в Иерусалим, спускался с Елеонской горы к Золотым воротам, Он замедлил на одной из террас и – при виде залитой солнцем панорамы Св. Города, с величественным многоукрашенным Храмом, – не удержался и заплакал. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать сынов твоих, как птица собирает птенцов под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13:34–35). Как можно выразить языком архитектуры плач Иисуса? А. Барлуцци накрывает храм черным куполом, нарочито отягченным книзу, словно оплывающим в форме слезы. И по углам кровли ставит тонкие не то вазоны, не то ампулы – говорят, именно в такие античные плакальщицы в буквальном смысле слова «собирали» слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Эфиоп. Синаксарь не содержит дополнительных сведений, за исключением рассказа о разрушении храма М. и неудавшейся попытке кражи мощей святого, а также о постройке новой церкви. Текст Мученичества на эфиоп. языке (XV в.) более пространен, чем греческий, дополнен такими деталями, как имена матери и дяди святого и т. д.; родиной мученика названо вымышленное егип. сел. Кетва (вероятно, искаженное Котией). Поздняя арабская версия повествует о том, что М. принял мученичество вместе с матерью в Александрии в возрасте 8 лет (см.: Jaritz. 1993. S. 132-144, 382-389). Несомненно здесь главный акцент сделан на копт. происхождении мученика и его смерти в Египте. Ампулы с изображением вмч. Мины. Прориси В лат. редакции Мученичества М., изданной Момбрицио, упомянут только имп. Диоклетиан, к-рый во 2-й год правления издал указ о том, что все жители империи обязаны под страхом смертной казни приносить жертвы Аполлону, Диане и Минерве в благодарность за успехи в военных походах. М. служил в армии г. Котией во Фригии, но затем самовольно оставил службу и удалился в безлюдные места, посвятив себя Богу. Он был арестован правителем Пирром, т. к. помешал праздновать день рождения императора, войдя в театр, где собрались все жители города, громко воспевая Господа. Дальнейшее повествование по большей части состоит из диалогов мученика с Пирром во время допросов и пыток; речи М. изобилуют цитатами из псалмов и НЗ, он высмеивает невежество язычников и в ответ на угрозы правителя предать его страшным пыткам, говорит о вечных мучениях, ожидающих тех, кто противятся Истинному Богу. Накануне казни, которая произошла 11 нояб., М. завещал положить его останки на верблюда и предоставить животному самому найти место, где они должны быть похоронены, что и было исполнено. Впосл. на могиле мученика была построена базилика, в к-рой происходили многочисленные чудеса. Краткое изложение лат. версии Мученичества М. вошло в состав «Исторического зерцала» Винцентия из Бове (ок. 1244-1260). Согласно этому рассказу, М. служил под командованием Агерика; имена императоров, при к-рых пострадал мученик, не упоминаются, но при этом говорится, что они присутствовали в театре, куда пришел М. Местом кончины святого ошибочно названа Скифия, столица Фригии ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. 12, 19). Петр Наталис также включил краткий рассказ о М. в «Перечень святых» (ок. 1370), указав имена императоров (Диоклетиан и Максимиан) и передав имя начальника войска, в к-ром служил М., как Агрикола. Составитель «Перечня...» повторил ошибку предыдущих агиографов и назвал местом кончины святого Скифию; в конце он добавил, что мощи М. были перенесены в К-поль ( Petr. Natal. CatSS. X 48).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

. Грабар А Ампулы Святой Земли Париж, 1958, с 49 (по-французски) На одной из этих ампул, например, имеется семь изображений Благовещение, Посещение Божией Матерью Елизаветы, Рождество Христово, Крещение, Распятие, Жены мироносицы у Гроба и Вознесение . Св. Василий Великий, св. Григорий Богослов (2-е слово о Сыне), св. Иоанн Златоуст (3-е Слово на Посл. к колоссянам), св. Григорий Нисский (Слово о Божестве Сына и Святого Духа и Слово о св. мученике Феодоре), св. Кирилл Александрийский (Слово к императору Феодосию), и другие. . Творения. Сергиев Посад, 1898. Ч. 4, с. 258. P.G. 31, 489. . Творения. М., 1871. Ч. 8, с. 202. P.G. 46, 737. . Послание 32-е, к Северу. P.G. 61, 339. . P.G. 79, 577. . Св. Василий Великий. Комментарий на Исаию, гл. 1, P.G. 30, 132 А. . J. Ph. Ramseyer. La Parole et I’lmage. Neuchetel, 1963, p. 18. . Против Константина Кабаллина, гл. X, P.G. 94, 2, 325. . Полное собрание русских летописей, с. 591. Цит. по: Воронин Н.Н. Архитектура Северо-Востока России. М., 1961, т. 1, с. 228. . L. Brehier. L " Art Chretien, ibid., p. 67. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1947, с. 51. Археологические открытия последнего времени показали, что с самого начала своего существования Константинополь был очень значительным культурным центром. См., например: Talbot Rice D. Les mosafques du grand palais des empereurs byzantins a Constantinople. In: Revue des Arts, Paris, 1955, 3, p. 166. . Формация христианского искусства настолько сложна, что не представляется возможным выводить его из какого-либо одного элемента, даже при большом внешнем сходстве. Так, например, происхождение православной иконы выводят иногда из египетского надгробного портрета по причине их явного сходства. Но надгробный портрет не выходит за пределы земной жизни. Подобно тому как мумия сохраняет тело человека, он сохраняет земной его облик таким, каким он был, так, как если бы он продолжал жить, как бы сохраняя в веках его земную жизнь. В иконе же лик человека преображается, и это его преображение открывает нам иной мир, полнота которого несравнима с земной жизнью падшего мира. Если египетский надгробный портрет пытается бесконечно продлить эту земную жизнь, то икона ее просвещает.

http://sedmitza.ru/lib/text/440332/

Сестры, которые остались на свободе, поселились в подвалах переулков между монастырем и Обыденским храмом Илии пророка. Тут же, в Обыденском храме, их провожали в путь всея земли. Вспоминает игумения Иулиания: «После кончины игумении Марии и ареста последнего духовника сестер протоиерея Михаила Ивановского маленькая сестринская община сплотилась вокруг матушки Антонины (Яковлевой), которая отошла ко Господу в 1969 году в возрасте 100 лет и была наделена многими духовными дарами. События, которые она предсказывала, сбылись. Говорила она и о том, что монастырь возродится. В 1984 году в день иконы Божией Матери «Милостивая» в Ильинском храме отпевали последнюю из сестер монастыря – схимонахиню Нину (Корнееву). Духовник последних зачатьевских сестер, мой духовный отец, клирик Обыденского храма протоиерей Александр Егоров разбирал келью матушки Нины после погребения. Он передал мне монастырские документы и фотографии, а затем благословил меня монастырской иконой Святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на всю оставшуюся жизнь. Тогда ни батюшка, ни я и предположить не могли, что монастырь возродится». Человеку – невозможно! Храмы «одеты» в ослепительное великолепие. Тянутся к солнцу деревца молодого монастырского сада. Благоухает разноцветье, оберегаемое мощными стенами… Но еще 20 лет назад все здесь находилось совсем «не в поэтическом» настроении… Выносить мусор, мыть все, что не отмыто, штукатурить, разгружать машины со стройматериалами, передавая кирпич по цепочке, приходилось самим насельницам во главе с настоятельницей. Матушка Иулиания описывает те времена: «Когда мы впервые вошли сюда, храм был один – Надвратный, из стен кирпичи сыпались, но крест, слава Богу, стоял. На месте собора была школа, а храм Сошествия Святого Духа был просто домиком с двускатной крышей. Сначала нам передали одну квартирку в северном сестринском корпусе. Двери были заколочены, но начальник ЖЭКа разрешил нам… влезть в окно. Внутри были горы мусора, бутылки и даже ампулы из-под наркотиков. Но мы были в монастыре! И все вокруг казалось замечательным, как будто мы в царские чертоги попали.

http://pravmir.ru/zapovednik-tishinyi-pr...

450 Храм обновлял в 1191 г. Внезд Нездинич, брат посадника Мирошки Нездинича, связанного, по грамотам, с Олисеем Гречиным и устраивавшего в качестве посадника похороны умерших детей князя Ярослава, строителя Нередицы, что позволило отождествлять мастера Нередицы с Олисеем Гречиным (Колчин Б. А., Хорошев А. С., Янин В. Л. Усадьба... С. 156; Гиппиус А. А. Новгородские кратиры. С. 379 и сл.). 451 Лидов А. Μ. Мандилион и Керамион как образ-архетип сакрального пространства//Восточнохристианские реликвии: Сб. ст./Под ред. А. Μ. Лидова. Μ., 2000. С. 265. 452 Wolf G. The Holy Face and Holy Feet//Восточнохристианские реликвии: Сб. ст./Под ред. А. Μ. Лидова. Μ., 2000. С. 286. 454 Аверинцев С. С. Византийский культурный тип и православная духовность//Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб„ 2004. С. 439. 456 Соответственно: 1 августа (Происхождение Честных древ креста) и 6 августа (Преображение). Ср. кондак Преображению: «...славу Твою Христе Боже видевша, да егда узрят Тебя распинаема, страдание уразумеют вольное». Накануне самого дня Св. Образа – Успение Богоматери, образ нетления и бессмертия земной по рождению Девы, обетование воскресения во плоти человечества. 457 См. о ней: Евсеева Л. Μ., Лидов А. Μ., Чугреева H. Н. Спас Нерукотворный в русской иконе. Μ., 2005. 458 Смирнова Э. С. Иконы Северо-Восточной Руси. Середина XIII – середина XIV в. Μ., 2004. С. 223. 459 Герстель Ш. 1) Чудотворный Мандилион: Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах//Чудотворная икона: Сб. ст./Под ред. А. Μ. Лидова. Μ., 1996. С. 76 и сл.: 2) Beholding the Sacred Mysteries: Programs of the Byzantine Sanctuaries Seattle; London, 1999. P. 68 ff. (цит. по: Лидов A. Μ. Мандилион... C. 253). Ср., например, в том числе мотив ткани, присутствующий практически во всех значимых композициях во фресках Мирожа. 461 Ср. ампулы Боббио, широко известное блюдо из Эрмитажа (VI в.): East Christian Art. 1990. 6; Кондаков Η. Π. 1) Лицевой иконописный подлинник: иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. С. 14, 18; 2) Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 22, прим. 1; Синай. Византия. Русь. СПб., 2000. В-6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Медсестры притихли. Они привыкли, что начальство сваливает в три. После трех в больнице весело. Годовалый мальчик с мамой лежит в соседнем с нами боксе. Слышимость отличная. Мама мальчика разговаривает по телефону. Мне слышно каждое слово. Она звонит знакомым и просит молиться за Петю. Подсказывает, какие молитвы. Сорокоуст. И еще что-то. Просит кого-то пойти в церковь и рассказать батюшке о Пете. Чтобы батюшка тоже молился. Батюшка ближе к Богу, чем обычные прихожане, его молитва быстрее дойдет. Я слышу, как врач Ирина вечером входит к ним в палату, и говорит маме мальчика, что лекарство нужно купить самим. Потому что в больнице такого нет. Запишите, говорит Ирина. Диктует препараты. Среди них — «Мексидол». Я слышу, как мама возмущенно визжит: — Мы платим налоги! … Лечите ребенка! … Везде поборы!… Я вас засужу… Ирина ничего не отвечает и выходит из палаты. Моей дочери тоже капают «Мексидол». Мы тоже покупали его сами. Я слышу, как мама мальчика звонит мужу. Жалуется на врача, просит мужа принести иконы и святую воду. У меня есть лишние ампулы «Мексидола». Я беру упаковку и выхожу в коридор. В принципе, это запрещено, все боксы изолированы, но я ищу Ирину. Нахожу ее в Ординаторской. Она диктует список препаратов для Пети. Диктует своему мужу. Она меня не видит, стоит спиной. — Ну, Виталь. Сейчас надо. Привези. Мальчишки побудут одни 20 минут. Не маленькие… Виталя бушует на другом конце трубки. — Виталь, аптека до десяти. Потом расскажешь мне, какая я плохая мать. Сейчас купи лекарства… — Вот «Мексидол», — говорю я. — У меня лишний. Пусть «Мексидол» не покупает. Ирина вздрагивает, резко оборачивается. Я впервые вижу ее без маски. Красивая. — А, спасибо, — говорит она и добавляет в трубку. — «Мексидол» не надо, нашли… Я засовываю в карман ее халата тысячу рублей. — С ума сошла, не надо! — Ирина ловит мою руку. — Это не Вам. Это Пете. Она опускает глаза. — Спасибо тебе, — тихо говорит она и поправляет сама себя. — Вам. — Тебе, — поправляю я её обратно и возвращаюсь в свою палату.

http://pravmir.ru/otmolili-petyu/

Неоднократно подступавшие к городу враги видели лик светлого юноши, грозно обходившего крепостные стены и внушавшего им ужас. Сколько раз так святой Димитрий отгонял от стен Солуни и славян-язычников, ставших после просвещения евангельской истиной особенными почитателями его. Позднее многие русские былины стали называть великомученика Димитрия русским, так слился этот образ со славянской душой народа. Имя святого упоминается уже на первых страницах русской истории. Так, летописец сообщает, что когда вещий Олег разгромил византийцев под Константинополем в 907 г., то «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». В России святой Димитрий стал небесным покровителем всего русского воинства, хотя так было и во многих славянских странах. Его особое почитание проявлялось в воздвижении в честь него множества Дмитриевских соборов, а также называнием его именем первенцев большинства русских царей. В память павших воинов в Куликовской битве, по предложению Дмитрия Донского, был впервые установлен Церковью день поминовения 3 ноября, ставший Димитриевской родительской субботой. «Житие святого Димитрия» повествует о начале мироточения при раке великомученика уже с VII в., за что святой получает именование Мироточивого. Для сбора мира в крипте сооружается мраморный бассейн объемом до 500 литров, до верха наполняемый благодатным елеем. Верующие набирали из него благовонное миро в стеклянные ампулы, слава о целительной силе которых быстро разошлась по свету. Даже при захвате города турки-мусульмане, как свидетельствовали современники, набирали миро, считавшееся ими чудотворным снадобьем от любых хворей. В древности истечение мира было таким обильным, что норманны, захватившие в 1185 г. Салоники, кощунственно жарили на нём рыбу и мазали обувь. Тогда базилика была ими полностью разграблена, а гробница святого осквернена. В период завоевания Византии крестоносцами и существования латинского королевства (XIII в.) мощи великомученика Димитрия были вывезены в Италию.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Ярче всего византийская скульптура проявилась в резьбе и в рельефах, украсивших капители и карнизы алтарных преград, саркофаги, консульские диптихи, трехстворчатые складни, пиксиды (коробочки для драгоценностей или хранения реликвий) с изображениями библейских и евангельских сцен. В VVI вв. в искусстве резьбы по слоновой кости славились своим умением александрийские, антиохийские и константинопольские мастера. Александрийские резчики оставались верны античным традициям в выборе тем, сюжетов, в обилии обнаженных тел, в технике высокого рельефа, приближающегося к круглой скульптуре, в повествовательности, свойственной поздней античности (изображение сфинкса и аллегорической фигуры Нила на одной из пиксид VI в.; безбородый Христос, напоминающий Аполлона, в многочастном диптихе из Мурано, на котором воспроизведены Иона, лежащий под деревом рядом с китом, евангельские сцены Исцеление слепого, Исцеление бесноватого слева от фигуры Христа, Воскрешение Лазаря, Исцеление бесноватого – справа). В искусных образцах резьбы, выполненных антиохийскими мастерами, черты эллинистического искусства (величественность поз, реалистичность деталей) сочетаются с восточными традициями: драматизм и экспрессивность поз, лиц, движений, самые значительные персонажи больших размеров, чем второстепенные, фронтальность изображения, «вертикальная перспектива» сцена, происходящая в глубине, расположена над сценой переднего плана (пластинка слоновой кости со сценами Поклонение волхвов и Рождество, хранящаяся в Британском музее, многочисленные металлические ампулы, предназначенные для хранения елея или воды из реки Иордан). Константинопольские мастера, которым покровительствовал император, создавали замечательные изделия из слоновой кости, металла, известняка и мрамора, отличавшиеся новой трактовкой классических мотивов, иной образностью, меньшим числом натуралистических деталей, но их большей проработанностью, стилизацией орнамента, фронтальным и симметричным расположением фигур (резные карнизы и капители колонн, прорезные ажурные плиты алтарных преград церкви святых Сергия и Вакха, храма святой Софии; пластина слоновой кости с изображением архангела Михаила в античном одеянии, хранящаяся в Британском музее; императорский диптих с изображением цирковых сцен, хранящийся в Эрмитаже, консульские диптихи). До сих пор не выяснено происхождение знаменитого трона архиепископа Равенны Максимиана, выполненного из резной слоновой кости около 550 г. Одни исследователи считают его создателями александрийских мастеров (десять пластин со сценами из жизни Иосифа на боковых сторонах трона), другие – константинопольских (величественные изображения Иоанна Крестителя и евангелистов на больших пластинах передней стороны трона и сцен из жизни Спасителя на оборотной стороне).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III в. его использовала также евр. община Иерусалима, а позже Х легион использовал погребальные склепы как цистерны, построив здесь баню; в кон. III в. в Рамат-Рахель появились жилые здания. Др. место, почитавшееся в связи с Рождеством в окрестностях В. в V-VI вв.,- т. н. Кафизма (кресло, трон), на к-ром, согласно преданию, передаваемому Феодосием (нач. VI в.), сидела Богородица во время отдыха на пути в В. В 451-458 гг. вокруг этого места был построен мон-рь, остатки его главного храма, купольного октагона с обходной галереей и встроенными в нее внешними капеллами, открыты в 1992 г. примерно на половине пути между Иерусалимом и В. Храм с прекрасно сохранившимися мозаичными полами представляет важное звено в развитии визант. архитектуры и иконографии. Вблизи В. расположены и др. памятники христ. археологии, связанные с историей Рождества: дворец-крепость царя Ирода, а также совр. Бейт-Сахур, или Поле Пастырей, где в 70-х гг. XX в. при раскопках под рук. В. Дзафериса обнаружены хорошо сохранившиеся остатки неск. сменявших друг друга храмов с мозаичными полами и колоннами, восходящие к IV-VII вв., а также некрополи визант. времени с богатым инвентарем. С развитием традиции благочестивых паломничеств в В. было организовано производство евлогий (с VI в. стеклянные ампулы, коробочки для реликвий и авории, с XVI в.- изделия из коралла, перламутра и дерева оливы), существующее и в наст. время. Лит.: Riant P., de. Études sur l " histoire de l " église de Bethléem. Gênes, 1889-1896; Harley W. et al. The Church of the Nativity at Bethlehem. L., 1910; idem. Structural Survey of the Church of the Nativity, Bethlehem. L., 1935; Vog üé M. , de. Les églises de la Terre Sainte. P., 1860; Vincent H. , Abel F. -M. Bethléem: le Sanctuaire de la Nativité. P., 1914; Abel F. -M. Histoire de la Palestine depuis la conquête d " Alexandre jusqu " à l " invasion arabe. P., 1952; Saller S. Bethlehem and its Surroundings//SBF. 1963. N 13. P. 325; idem. Bethlehem//Ibid. 1964. N 14. P. 287; idem.

http://pravenc.ru/text/158886.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010