Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Ее реликвии и Ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери. Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях римских катакомб: изображение сидящей женщины с обнаженным младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (2-я пол. II в.- 1-я пол. III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440), где впервые в христианском искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохр.). Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид, заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле встречаются также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.; вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (напр., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (напр., ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Гос. музеи Берлина)).

http://sedmitza.ru/text/476226.html

1965; Brendel. 1944. P. 12-14). С этой т. зр. М. может рассматриваться как развитие зороастрийской идеи «славы» как проявления Бога, отличительными признаками Которого были свет, огонь и солнечные лучи. В соответствии с др. гипотезой М. произошла от триумфальных образов (Sol Invictus) или imago clipeata, медальона (щита) с бюстом античного героя, или императора, несомого крылатыми Никами. Эта иконографическая схема широко использовалась в декорации христианских саркофагов ( Elderkin. 1938; Grabar. 1968; Mizio ek. 1990); была адаптирована христ. художниками для сцены «Вознесение Господне». Третья версия возводит появление М. к традиции передавать Божественную силу в виде десницы Господней в облаках, к-рая со временем была заменена на М. Кроме того, в совр. искусствознании и исследованиях широкого культурологического характера предлагается целый спектр дискуссионных гипотез об источниках форм М. ( Hagstrom. 1998; Pearson. 2002; Todorova. The migrating symbol. 2011). Раннехристианская и восточнохристианская традиции Самые ранние изображения М. в христ. искусстве относятся к IV-V вв., напр., в рим. катакомбах Домитиллы (мозаика «Христос между апостолами Петром и Павлом», 366-384), в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме (мозаики в нефе: «Гостеприимство Авраама» и «Моисей, побиваемый камнями», на триумфальной арке: «Этимасия», 432-440), в ц. Осиос Давид в Фессалонике (мозаика в центральной апсиде, 2-я пол. V в.), в баптистерии в Альбенге (на своде, кон. V в.), на панели деревянных дверей базилики Санта-Сабина в Риме («Второе Пришествие Христа», 432-440). В раннехрист. и ранневизант. время М. имеет преимущественно круглую форму (катакомбы Домитиллы; ц. Осиос Давид; баптистерий в Альбенге; Санта-Сабина), однако встречается также М. овальная (Санта-Мария-Маджоре, мозаики нефа) и миндалевидная (ампулы Монцы 14, 16, VI в., Палестина; сокровищница Дуомо, Монца; мозаика «Богоматерь на престоле с ангелами» в апсиде ц. Панагии Канакарии на Кипре, 30-е гг. VI в.). Преобладает небесный (голубой, синий) цвет М., известна также радужная М.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились ее реликвии и ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был К-поль, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в ее честь, а город мыслился находящимся под покровом Пресв. Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христ. мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери. Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях рим. катакомб: изображение сидящей женщины с обнаженным младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (2-я пол. II в.- 1-я пол. III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи ц. Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440), где впервые в христ. искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохр.). Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид, заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553; ц. Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле встречаются также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.; вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (напр., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (напр., ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Гос. музеи Берлина)).

http://sedmitza.ru/text/1715731.html

Заслуживают здесь особенного внимания, с нашей точки зрения, две золотые пластины, напоминающие известные ампулы Монцы, века VI, с изображениями Благовещения, встречи Богоматери с Елизаветою, Рождества Христова, поклонения волхвов в стиле скульптуры древнехристианских саркофагов, поклонения пастырей и др. Остальные предметы музея – греческие сосуды, фрагменты мозаик, античные рельефы, мумии, скарабеи, резные безделушки, цилиндры с клинообразными надписями имеют лишь очень отдаленное к нам отношение. – Библиотек рукописей византийских в Константинополе очень мало. Если оставить в стороне частные собрания, не представляющие особенной важности, то придется отмечать лишь одну довольно крупную величину в этом роде,– библиотеку Иерусалимского подворья, в которой находится несколько древних Евангелий (от XII века), отчасти с древними нотными знаками миней, также с нотами, но уже иного характера псалтирей, евхологиев, типиков и т. п. Рукописей лицевых совсем нет, если не считать нескольких Евангелий, с изображениями одних евангелистов, кое-какими заставками и заглавными буквами 767/419, 218/436 ср. псалтирь 278/437). Число отдельных рукописей этой библиотеки простирается свыше 700. Такая относительная скудость рукописных сокровищ в Константинополе объяснятся тем, что здесь не было достойных ценителей их, а между тем мусульманский фанатизм иногда налагал свою руку на эти сокровища, как это случилось, напр., во время восстания фанариотов, когда, как нам передавали, масса рукописей греческих была свалена в Золотой Рог. Немало и других сокровищ находится в Золотом Роге, как это показали недавние находки здесь византийских свинцовых печатей, доставшихся известному ученому Шлюмбергеру. Из Константинополя мы посещали Халки и древнюю Ираклию. В халкинской семинарской церкви встретили несколько предметов церковной старины (резной крест XVI в.; икона в иконостасе с изображениями: Сошествия Св. Духа с космосом, Крещения, с олицетворением Иордана и драконами, Преображения в 3-х моментах и др., XVII в.), а в библиотеке несколько рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Насколько эта постановка есть дело резчика или же копирует какую-либо новую монументальную композицию, мы догадаться не можем; возможно, скорее, первое, так как в данном случае и прочие детали разбиты по правилам медальонного дела, а именно: вместо прежних слетающих ангелов здесь, в сегменте, представлены два ангела, как две Виктории, поднимающие к небу в своем полете монограмму Спасителя, прежняя же сцена ликующего стада сокращена здесь в несложную схему. 125. Ампула Монцы. Garrucci, 434,8 126. Изображение Божией Матери с Младенцем на ампуле Монцы Но важнейшим для нас иконографическим типом Божией Матери на ампулах является ее особо торжественное изображение, заключенное в малый круг и окруженное той же греческой надписью: ΕΜΜΑΝΟΥΗΛ и пр., на лицевой стороне одной (рис. 125 и 126) ампулы. К несчастью, резчик форм для этой модели или сам уже не имел хорошего и вполне ясного образца, или настолько небрежно исполнил настоящую схему, что детали типа (см. рис. 126, по фотографии) остаются не вполне ясными. Сама композиция не оставляет ничего желать с точки зрения применения медальонных правил, – настолько заполнен тремя фигурами весь взятый круг; но за то эти фигуры являются только схемой людей и ангелов с крыльями и представляют минимальные оконечности. Главный же недостаток этой торжественной композиции Божией Матери, сидящей на троне с Младенцем на руках, заключается в полной неясности того, как изображен Младенец: ясно различается только голова, заключенная в крестообразный нимб, но не видно тела и ног, или скрытых в складках одежды Матери, или вовсе не изображенных. Можно думать даже, что здесь резчиком бессознательно воспроизведена схема изображения Божией Матери, держащей не Младенца, но медальон или щиток с головой Эммануила. 127. Ампула Монцы. Garrucci, 433,8 128. Ампула Монцы. Garrucci, 433,10 129. «Вознесение Господне». Ампула Монцы. Garrucci, 435,1 130. Ампула Монцы. Garrucci, 434,3 131. Ампула Монцы. Garrucci, 434,3 132. «Вознесение Господне». Ампула Монцы 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

мучеников и святых мест, еще доселе закупорена кусочками пергамента с разобранными ныне отрывками надписей. Другая часть (рис. 120) принадлежит к отделу так называемых ампул (большинство свинцовые, штампованные, некоторые, может быть, и серебряные и, следовательно, исполненные чеканом), т. е. плоских круглых сосудов, в виде двух спаянных между собой блюдечек, с особым круглым горлышком, на котором устроены петли для ношения этого рода сосудов (с вином, елеем) на цепочках 134 . Обе выпуклые стороны ампул покрыты рельефными изображениями, полученными посредством штампа или чекана (выбивкой шаблоном или штемпелем). Все 16 ампул – одновременной работы, исполнены, очевидно, резчиками во второй половине VI столетия и носят его характер 135 . Большинство ампул украшены с обеих сторон только одним изображением, и лишь на одной особенно большой ампуле, в семи кругах, представлено семь разнородных сюжетов. Разбор этих сюжетов и соответственные надписи, окружающие их, показывают, что эти ампулы происходят из различных святых мест Иерусалима и его окрестностей: Вифлеема, Иерихона, Назарета 136 и пр. 121. Ампула Монцы. Garrucci, 433,7 122. «Поклонение волхвов» на ампуле Монцы. Garrucci, 434,1 123. Ампула Монцы. Garrucci, 433,9 124. «Поклонение волхвов». Ампула Монцы Два рисунка (рис. 121 и 122) на этих ампулах, представляющие «Поклонение волхвов», являются вариантами одной и той же композиции, воспроизводящей, по-видимому, монументальное изображение этой сцены или в Вифлеемской мозаике или в Иерусалиме. Вокруг двух изображений того же события читается греческая надпись: ΕΛΑΙΟΝ ΞΥΛOΥ ZOHC TΩN ΑΓΙΩΝ ΧΥ TOΠΩΝ – «Елей от Древа Жизни святых мест Христовых», что показывает, что ампула была получена из часовни Животворящего Древа; на третьей ампуле надпись: ΕΥΛΟΓΙΑ KΥPIOΥ TΩN AΓΙΩN XPICTOΥ ТОΠΩΝ . Затем, на одном из этих изображений композиция является (рис. 123) с большей жизненной художественностью, чем на втором, но по приписанному сбоку слову ΜΑΓΟΙ напоминает уже миниатюру или роспись, снабженную для наглядного понятия надписями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Мнение Пипера, будто миниатюрист изображением распятия хотел, подобно Анастасию Синаиту , опровергнуть воззрение теопасхистов 2069 , есть не более как догадка, для подтверждения которой нет достаточных оснований в самом изображении; правда, распятие здесь вместе с воскресением Иисуса Христа занимает целую страницу, между тем как миниатюры предшествующие размещены среди канонов; но это обстоятельство может быть объяснено соображениями художественными и иконографическими, желанием изобразить важнейшие события христианства во всей их ясности и полноте, помимо целей полемических. Его сравнение с распятием на дверях Сабины показывает, как далеко ушло иконографическое развитие темы в течение одного столетия: там дан один голый факт распятия, здесь он обставлен многочисленными подробностями, исчерпывающими почти весь фактический материал евангельского рассказа: здесь прободение ребра и оцет, и разделение одежд, и две группы предстоящих, и горы, указывающие на окрестности Иерусалима, солнце и луна, указывающие на перелом в природе, имевший место при распятии Иисуса Христа. 150. Энколпий Монцы. Распятие на двух энколпиях Монцы (рис. 150) 2070 : Иисус Христос в безрукавной тунике распят на пятиконечном кресте; на дощечке надпись: «Ic. Xc.»; предстоящие: Богоматерь с надписью: « ιδου η μητηρ σου» и Иоанн Богослов – « ιδου о υιος σου»; на одном – солнце в виде звездочки и луна в виде серпа; на другом – два воина – один с копьем, другой с губкой; внизу две обнаженные фигуры; возле головы Иисуса Христа надпись: « ΠΡ ( πατηρ) EIC XIPAC СО Y ΠΑΡΤΙΟΜΟΜΑ МО Y» ( παραθσομαι τ πνεμ μο. Лк. 23:46 ; Ин. 19:30 ). Сходно распятие на монцском кресте-энколпии (рис. 151) 2071 , но нимб Иисуса Христа крестчатый; ноги покоятся на кубической подставке. Таковы древнейшие распятия. 151. Крест наперсный в Монце. Но иконографическое движение сюжета на этом не остановилось. Нельзя согласиться с мнением Штокбауера, будто эпоха иконоборства служит тем рубиконом, за пределами которого начинается на Востоке область застоя в искусстве и рабского копирования, вследствие чего восточные изображения распятия становятся тождественными 2072 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Гарруччи приравнивает к этому сооружению изображения на ампулах Монцы 2519 . Ампулы идут из рук иерусалимских художников, которые, без сомнения, хорошо знали иерусалимские священные здания. Однако это знание не есть безусловная гарантия точности изображений: цель изображений на ампулах могла считаться достигнутой и в том случае, если они сообщали лишь слабый намек на действительность. На некоторых ампулах храм производит впечатление шатрового кивория, как этот последний описывается Павлом Силенциарием и как иногда изображается в византийских памятниках Евхаристии: форма эта не соответствует описаниям ротонды у Евсевия 2520  и неизвестного автора (ок. 530 г.) 2521 , которые говорят о круглом сооружении; в то же время она совершенно согласна с замечанием Антонина Пьяченского (ок. 570 г.) о гробнице Иисуса Христа, сделанной из серебра наподобие пирамидального столба. Здание в мозаиках Равенны, в миниатюре Евангелия Раввулы и на авории Тривульци подходит к ротонде Евсевия; на авории бамбергском здание со стороны всех своих архитектурных деталей соответствует архитектуре эпохи Константина Великого , как это доказано Мессмером; но его прямоугольное основание составляет пункт, нелегко примиримый с древними известиями о ротонде. Разве допустить, что оно означает весь храм, а показателем ротонды служит купол? Предмет остается, во всяком случае, неясным 2522 . 174. Византийский оклад в Лувре. В обычном типе рассматриваемого изображения на памятниках византийских и средневековых западных гробница имеет иную форму; другие подробности композиции также несколько изменяются. Следы изменений выступают в памятниках скульптуры IX-XI вв. и в византийских лицевых Евангелиях. На византийском металлическом окладе X-XI вв. в Лувре Д. 709) (см. рис. 174) 2523 : ангел с жезлом сидит у пещеры с решеткой; внутри пещеры видны погребальные пелены; у входа – упавшие стражи (повреждены). Многочисленные надписи из Евангелия и Октоиха сообщают полную определенность всем деталям изображения. Над гробницей надпись: « τφος το Κ»; над ангелом: « δετε δετε τν τπον που κειτο Κριος» ( Мф. 28:6 ); над св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1557 Факсимильное издание Bibl Laurentiana, Plut. I cm.: The Rabbula Gospels: Facsimile Edition of the Miniatures of the Syriac Manuscript Plut I, 56 in the Medicean–Laurentian Library/Ed. and comm. Cechelli C., Furliani G., Salmi M. Olten–Lausanne, 1959. Сцена Распятия – Fol. 13r. 1558 Maser P. Das Kreuzigungsbild des Rabulas–Kodex/Byzantino–Slavica. 1974. Bd. 35. S. 34–46; II Tetravangelo di Rabbula, Biblioteca Medicea Laurenziana, Plut I. 56: L’illustrazione del Nuovo Testamento nella Siria del 6 secolo/Ed. Bemabo M. Roma, 2008. 1559 Grabar A. Ampoules de Terre Sainte (Monza–Bobbio). Paris, 1958. P. 36. См. ампулы Монцы 12 и 13. 1560 Основная работа о древнейшей церкви в центре Форума, перестроенной из сооружения эпохи Флавиев: De Griineisen W. Sainte–Marie–Antique. Rome, 1911. 1561 Бельтинг X. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 142–145. Рис. 70 (пер. с нем.: BelmingH. Bild und Kult: Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Munchen, 1990; итал. пер.: II culto delle immagini: Storia dell’icona dall’eta imperiale al tardo Medioevo. Carocci, 2001). 1562 См., например: Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания/Пер. А. Бронзова . СПб., 2001; Бычков В.В. Эстетика/Культура Византии: Вторая половина 7–12 в./Отв. ред. Удальцова З.В. М., 1989. С. 401–469. 1564 Литература об иконографии Распятия обширна, приведем лишь недавние работы. Mrass М. Kreuzigung Christi/Reallexikon zur byzantinischen Kunst. 1995. Bd. 5. S. 284–356; Frazer J.G. La crociffission di Cristo. Macerata, 2007. Специально о типе Христа в колобии: Ulianich В. И Cristo crocifisso rivestito del colobium о della tunica (secoli 6–13)/La Croce. 3. P. 169–185 (библиография). 1565 Залесская B.H. К вопросу о датировке некоторых групп сирийских культовых предметов/Палестинск. сб. 1971. Вып. 23. С. 84–91; Архипова Е.И. Бронзовое кадило из Судака в Одесском Археологическом музее/Виз. временник. 2008. Вып. 67 (92). С. 207–216; Хрушкова Л.Г., Гусева А. В. Неопубликованное средневековое кадило из Исторического музея г. Сочи (Краснодарский край)/Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. 26 «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас. 26–30 апреля 2010 г.: Тез. докладов Междунар. научн. конференции/Отв. ред. Мужухоев М.Б. Магас, 2010. С. 348–349.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тел. звонок: Почему совершенно исчез такой чудесный препарат, фермент «Абомин»? И.Булыгина: Да, к сожалению, «Абомин» исчез – это был ферментный препарат старой советской марки, который делали из тонких кишок овец. Делать его было очень сложно, когда развалилось производство субстанций у нас в стране, и «Абомин» благополучно исчез. Но есть масса других препаратов, содержащих те же ферменты, которые действуют так же – «Мезим», «Фестал», «Панкреатин», «Креон», т.е. их масса. Радонеж: У «Дальхимфарма» есть какие-то планы по развитию именно отечественной группы препаратов? И.Булыгина: Да, завод делает шаги в разработке так называемых «дженериков» - препаратов, которые являются заменителями брендов. Несколько препаратов были выпущены в последнее время, и некоторые у нас сейчас находятся на клинических исследованиях, которые, я надеюсь, благополучно завершатся в этом году и выйдут на рынок. Чем «ДХФ», с моей точки зрения, отличается от других заводов? – Тем, что группы препаратов, которые он делает, настолько производственно широка - ампулы от 1 кубика до 10, растворы от 100мл до 400… Производятся и таблетки – от самой мелкой (это клофелин) и до крупных (препараты-антибиотики); делаем и масляные растворы, которые уже, по-моему, никто не делает, кроме ДХФ. Речь идет о группе гормонов (синестрол,  прогестерон и тестостерон), масляные инъекции и свечи очень хорошего качества, потому что ДХФ делает свечи на натуральной жировой основе. Все другие изготовители свечей делают это на синтетической основе, поверьте, в этом есть большое отличие. Тел. звонок: Скажите, пожалуйста, куда делся «Трифтазин»? Он исчез и из аптек, и из больниц? И.Булыгина: Да, «Трифтазин» - это больной вопрос. Его делает наше предприятие - и таблетки, и ампулы. К сожалению, нет субстанции. Мы сейчас изыскиваем все возможности, но бывает так, что субстанция пропадает, и так как мы ее покупаем за рубежом, мы ничего с этим сделать не можем. Радонеж: А какую-то помощь правительство России вам оказывает как отечественному производителю? Мне кажется, что государство должно вам помогать, по крайней мере, снимать налоги с таких предприятий, как ваше? Не происходит ли это с вами?

http://radonezh.ru/analytics/deshevye-pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010