IV. Церковное искусство в эпоху святого Константина Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. IV. Церковное искусство в эпоху святого Константина К оглавлению IV веке, в царствование императора Константина, в жизни Церкви наступает новый период. Она выходит из своего вынужденного затвора и широко раскрывает двери окружающему ее античному миру. Большой наплыв новообращенных потребовал новых, более обширных храмов и соответствующего изменения характера проповеди. Символы первых веков, бывшие достоянием небольшого количества посвященных, для которых их содержание и смысл были ясны и понятны, стали менее понятны для этих новообращенных. Для более доступного усвоения ими учения Церкви появилась потребность более конкретного и ясного образного выражения. В связи с этим в IV и V веках появляются большие монументальные росписи, целые исторические циклы, представляющие события Ветхого и Нового Завета. Известно, что святой Константин построил много храмов в Палестине, на местах главных евангельских событий. В это же время устанавливается и большинство главных церковных праздников и, в основных чертах, соответствующие им композиции икон, которые в Православной Церкви существуют и поныне. Во всяком случае, к VI веку их серия была закончена, и мы находим их воспроизведения на знаменитых ампулах Монцы (недалеко от Милана) и Боббио. Ампулы эти — серебряные сосудики с изображением евангельских событий — были подарены около 600 г. Теоделинде, королеве ломбардов (625), и представляют для нас большую ценность как своего рода документ. Ученые считают, что изображенные на них сцены воспроизводят мозаики палестинских храмов, построенных Константином и Еленой. Другие ученые высказываются осторожнее: «Разумнее считать, — пишет А. Грабар, — что их более древние модели нам пока неизвестны» . Ампулы эти, восходящие к IV—VI векам, изображают некоторые двунадесятые праздники, подтверждая таким образом древность этой иконографии, которую мы видим и теперь на православных иконах .

http://sedmitza.ru/lib/text/440332/

Сюжеты, включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляются довольно рано: уже в живописи катакомб мы находим сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себастьяна 111-IV вв.). Часто встречается сцена Поклонения волхвов. В немногочисленных, дошедших до нас предметах прикладного искусства мы также находим сюжетные сцены, включающие фигуру Богоматери. Причем уже в иконоборческую эпоху мы видим вполне сложившуюся иконографию. Примером тому могут служить т.н. Ампулы Монцы из Боббио - серебряные сосуды небольшого размера для благовоний, которые были подарены около 600 г. королеве лангобардов Теоделинде. Ампулы эти украшены сюжетными композициями, в которых мы узнаем иконографические схемы, хорошо известные до сих пор. Сцены Благовещения, Крещения, Встречи Марии и Елизаветы, Жены у гроба Господня, Вознесение, Рождество и др. вполне каноничны. Первые иконы Богоматери в собственном смысле слова появляются, по всей видимости, после Эфесского собора 431 года. Этот собор осудил Нестория, который до конца не признавал соединения в Личности Христа двух природ - божественной и человеческой, а потому отрицал Богоматеринство Девы Марии, называя Ее " Христородицей " , а никак не Богородицей. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей (εοο), т.к. через рождение Иисуса от Св. Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения. Несколько из ранних икон Богоматери были привезены с Синая в прошлом веке епископом и ученым Порфирием Успенским. На одной из них представлена Дева Мария с Младенцем Христом на коленях, сидящая на троне в окружении ангелов и свв. Федора и Георгия. Икона написана пастозно, в стиле позднеантичной живописи, но в ней уже есть и новые черты, не известные античности - особое внимание к лику, фронтальный разворот и жест руки Марии, указывающей на Младенца Христа. В ранних мозаиках также встречается изображение Богоматери - церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.), Сант Аполинаре Нуово в Равенне (VI в.), Панагия Ангелоктиста на Кипре (VII в.), Успения в Никее (VIII в.), Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

3 . Жан (Иоанн), епископ Арльский, викарий Парижской архиепископии. Рукоположен 7 февраля 1997 года. В том же году перешёл в другую юрисдикцию. 4 . Марко (Спаллоне), титулярный епископ Стокгольмский, викарий Скандинавский, Рукоположен 18 мая 1997 года. В настоящее время носит титул епископа Генуэзского. Отделился от «Священного миланского синода» в ноябре 2006 года. 5 . Виктрис, епископ Лозаннский. Рукоположен 3 мая 1998 года. Отделился от «Священного миланского синода» в 2007 году. 6 . Иоанн (Химакос), епископ Монцы, викарный епископ в Италии. 7 . Афанасий (Афанасиу), епископ Сенскнй, викарный епископ во Франции. IV.10.18. «Католическая православная церковь Испании» («Испанская восточная церковь») Основателем «Католической православной церкви Испании» («Испанской восточной церкви») является Пабло Мануэль Альварес Перес де Луна, в 2004 году рукоположенный во «епископа» иерархами так называемой «Украинской автокефальной православной церкви (канонической) «(УАПЦ (к)), возглавляемой «патриархом Киевским и всея Украины» Моисеем Куликом 658 . Первоначально все приходские общины, подчинённые «епископу» Пабло, при совершении богослужений использовали западный обряд, но с 2006 года переориентировались на византийскую литургическую традицию. В 2007 году «епископ» Пабло (де Луна) вошёл в юрисдикцию «Священного миланского синода», однако действительность его епископской хиротонии не была признана. 17 ноября 2007 года Пабло Мануэль Альварес Перес де Луна был заново рукоположен митрополитом Миланским Евлогием (Хесслером) и епископом Монцы Иоанном (Химакосом). При новой архиерейской хиротонии Пабло (де Луна) получил титул «епископа Италийского, викария Миланской митрополии в Испании, Португалии и Латинской Америке». В юрисдикции «Священного миланского синода» все приходы и церковные миссии, объединённые вокруг епископа Пабло (де Луна), составили отдельную полуавтономную единицу, получившую наименование «Католическая православная церковь Испании» («Испанская восточная церковь»). В 2008 году для «Испанской восточной церкви» был рукоположен второй иерарх, которым стал епископ Комский Авувдиос, викарий Миланской Митрополии 659 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один из них спит, опершись на карниз храма, его лица не видно, у другого стража в характерной римской одежде в левой руке – копье, напоминающее о прободении ребра Спасителя после распятия. На заднем плане за храмом изображено дерево, на толстых ветвях которого сидят и клюют плоды две птицы. Для передачи диалога между ангелом и мироносицами мастер Бамбергского авория прибегнул к античному жесту речи (поднятая рука с двумя прямыми пальцами). Изображение жен-мироносиц зачастую располагается вместе не только с Вознесением, но и другими сюжетами, иллюстрирующими последние события в земной жизни Христа. Так, например, оно соседствует с другими евангельскими сценами на ампуле Монцы (VI в.) и на оборотной стороне расписной крышки реликвария из Санкта Санкториум (VI в., Ватикан). В обоих памятниках мироносицы стоят не перед пещерой, где, по тексту Евангелия, Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса, – место погребения Спасителя показано на крышке в виде ротонды, а на ампуле Монцы – в виде прямоугольного храма с колоннами и шатровым покрытием, увенчанным крестом. Архитектура ротонды, изображенной на реликварии, сложная – в барабане условно показан ряд окон, а внутренняя поверхность купола украшена звездами. Под ним располагается многоугольная гробница с остроконечной крышей и богатой мраморной облицовкой. Мироносицы и ангел изображены с нимбами, а одна из жен – в одежде Пресвятой Богородицы. Голову Ее покрывает темного цвета мафорий, на лбу и плечах изображены звездочки, символизирующие непорочное зачатие, непорочное рождение Сына и непорочность по Его рождении. Включение Богородицы в сцену у Гроба Господня обусловлено церковным преданием, которое отразилось, прежде всего, в богослужебных текстах. Так, в одном из главных пасхальных песнопений говорится об обращении благовестника Воскресения именно к Богоматери: «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дева, радуйся. И паки реку радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от гроба…». Присутствие Девы Марии у покинутого Господом Гроба встречается и в некоторых других памятниках, в том числе весьма поздних.

http://pravoslavie.ru/499.html

В среднем нефе изображено вознесение обычного типа, с двумя хорошо поставленными группами апостолов, с Богоматерью, стоящей боком к зрителю и смотрящей вверх на Спасителя. В боковых нефах два пророка со свитками – Исаия ( Ис. 63:1 : « τς ο τος παραγενμενος ξ δμ») и Давид ( Пс. 46:6 : « νβη Θες ν λαλγμ»). Вверху сокращенное изображение сошествия Св. Духа на апостолов. Едва ли возможно решить, какой именно храм изображен в миниатюре. По мнению некоторых 2706 , это София Константинопольская; другие видят здесь храм Кокиновафского монастыря 2707 , третьи – храм Господа Вседержителя, бывший усыпальницей династии Комнинов, построенный Иоанном Комнином (1118–1143 гг.) недалеко от храма Апостолов, бывшего усыпальницей прежних императоров, – блиставший великолепием внутреннего и внешнего убранства; или же – церковь Петра и Павла при Сиропитательнице, обновленную Алексеем Комнином 2708 . Вполне вероятно, что в представлении художника носился образ одного из лучших византийских храмов; но его рисунок не есть точная копия с натуры: он передает лишь типические черты византийской храмовой архитектуры; он удерживает архитектурные мотивы, но свободно обращается с архитектурными деталями, подобно тому как поступали русские иконописцы при передаче форм знаменитых русских храмов на иконах, в миниатюрах и проч. Мы видели уже первые памятники вознесения в древнехристианской скульптуре. Византийская скульптура и русская в представлении вознесения уклоняется от изображений древнехристианских и примыкает к византийскому шаблону. Не менее четырех раз оно повторено на ампулах Монцы (рис. 192) 2709 : ореол Спасителя всюду поддерживается четырьмя ангелами; Спаситель сидит на великолепном троне с благословляющей десницей и книгой в шуйце; внизу оживленные группы апостолов с Богоматерью-орантой посередине (в одном случае Богоматерь стоит боком). 192. Ампула Монцы. Ангелы, возвещающие апостолам, опущены по условиям места. В одном изображении на голову Богоматери опускается Св. Дух в виде голубя, что указывает на сошествие Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

374 Причины, по которым следует отвергнуть предложение К. Крайдл-Папандопулос считать композицию на преграде сходной с изображениями на ампулах Монцы 1] и Боббио 20] (а также с миниатюрами евангелия Рабулы), подробно рассмотрены Л. Нисом (см.: Nees L. The Iconographic Program, p. 16). 376 См. об этом: Nees L. The Iconographic Program, p. 19. A если основываться только на описании Павла Силенциария, можно реконструировать изображение на алтарной преграде подобно сцене на ампуле Монцы с Вознесением 1) или Боббио 20). Ангелы, отвернувшие шеи, которые не могут созерцать славу Господа, у Павла Силенциария в самом деле очень похожи на фигуры четырех ангелов, отвернувшихся от мандорлы с изображением сидящего Христа на палестинских ампулах. 377 Композиция Traditio legis в эту эпоху встречается довольно часто (Volbach W.F. Elfenbeinarbeiten, 132, Taf. 40, S. 66; 133, Taf. 41, S. 66; 135, Taf. 40, S. 67; 134, Taf. 40, S. 67; 137, Taf. 42, S. 67). 378 Именно на sella curulis восседают консулы в изображениях на диптихах. См., например, там же: 3, Taf. 2, Астурий (Дармштадт) 449 r., S. 23; 8, Taf. 4 Ареобинд (Цюрих) 506 r., S. 25; 15, Taf. 4 (Ливерпуль) 513 r., S.26; 16, Taf. 5 Анфимий (Фершоллен) 515 r., S.27; 21, Taf. 5 Анастасий (Париж) 517 r., S.28; 24, Taf. 5 Магний (Париж) 518 r., S. 29; 31, Taf. 6, Орест (Лондон, муз. Виктора и Альберта) 530 r., S. 31. 379 О генеалогии христианской триумфальной структуры см.: Smith Е.В. Architectural Symbolism of Imperial Rome in the Middle Ages. Princeton, 1956 380 Беляев Д.Ф. Byzantina. Очерки, материалы и записки по византийским древностям. Т.2. Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в IX–X вв. СПб., 1893. См. частичный перевод и комментарий на с.123–125. 381 Иерусалимская A. А. Ткани собора Св. Софии в Константинополе//Восточное Средиземноморье и Кавказ IV–XVI вв. ID Сб. ст. JI., 1988, Читать далее Источник: Восточнохристианский храм. Литургия и искусство [Текст] : [сборник статей]/Центр восточнохристиан. культуры ; [ред.-сост. А. М. Лидов]. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1994. - 325, с. : ил.; 25 см.; ISBN 5-86007-027-6

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Медальоны с образами апостолов соединены лентой растительного орнамента в виде побегов аканфа. С сев. стороны арки сверху вниз располагались изображения апостолов Павла (поврежденное), Андрея, Матфея, Фаддея, Марка, Фомы, с юж. стороны в 2 верхних несохранившихся медальонах - вероятно, Петра и Иоанна и затем Филиппа (образ сохр. наполовину), Луки (плохой сохранности), Иакова и Варфоломея. В зените арки должен был быть 13-й медальон, в к-ром могла размещаться хризма. Каждое изображение сопровождает разделенная на 2 столбца надпись с именем. Все апостолы представлены на синем фоне, облачены в разноцветные хитоны и гиматии; евангелисты держат в руках Евангелия. Иконография образов апостолов в К. ц. соответствует сложившейся к VI в. традиции (ср. мозаики ц. Сан-Витале в Равенне, базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае и др.). Сочетание изображений апостолов с центральной композицией, вероятно, восходит к переработанной раннехристианской иконографии «Вознесения» - «Второго пришествия». О том, что такие алтарные композиции были, свидетельствуют ампулы Монцы 1, 10, 11 и Боббио 13 (согласно нумерации А. Грабара - Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza, Bobbio. P., 1958), римские мозаики (ц. Сан-Венанцио, VII в.), фрески Бауита (VI в.), коптская ткань из Музея искусств в Кливленде (VI в.). Последняя особенно близка по смыслу к мозаике К. ц.: верхнее поле занимают фигуры ангелов, возносящих мандорлу с Христом, ниже помещен образ Богородицы с Младенцем на троне и с архангелами, на нижнем и на боковых полях представлены апостолы ( Megaw, Hawkins. 1977. Р. 73, 76). Если эта ткань действительно воспроизводит некую алтарную композицию, то понятно, почему на ее верхнем поле нет медальонов с апостолами. Верхняя часть композиции (с возносящимся Христом) очень подходит для оформления триумфальной арки над апсидой, и, вероятно, именно такой сюжет украшал триумфальную арку в К. ц. Т. о., апостолы на мозаике К. ц. присутствуют и как свидетели Боговоплощения, и, возможно, как свидетели Вознесения и пророчества о Втором пришествии.

http://pravenc.ru/text/1470187.html

Аполлинария (S. Apollin. Nuovo) в Равенне (рис. 21) 88 ротонда представляет купольный моноптерос, с коринфскими колоннами, на круглой базе, с открытым входом, в котором виден отваленный камень. На пряжке от пояса, приписываемого Кесарию Арелатскому (VI в.) – роскошная ротонда на прямоугольном основании 89 . На бронзовом медальоне Иерусалимского происхождения, найденном в 1600 г. в Риме, – ротонда с куполом с открытой дверью 90 . В миниатюрах Сирийского Евангелия Раввулы (586 г.) 91 : среди роскошного пальмового сада Иосифа Аримафейского стоит ротонда (?) с античными колоннами, с вычурным куполом в виде колокола; из открытых дверей вырываются лучи и поражают стражей. В позднейших греческих лицевых Евангелиях уже довольно редко встречается изображение гробницы Иисуса Христа в виде особого здания (Ев. Импер. публ. библ. в СПб. 21 л. 7 об.; 105 л. 67). В греческой псалтири Лобкова (пс. XXX:14, VII:8. CI:14) гробница Иисуса Христа имеет вид будки с шатровым (!) покрытием, а в афоно-пантократорской псалтири – вид византийского кивория. В средневековых миниатюрах Запада гробница имеет вид иногда купольного здания (Ев. Бернарда), или фасада прямоугольного здания. В греческих лицевых Евангелиях с XI в., вместо отдельного здания ротонды, выступает пещера, согласно прямому смыслу Евангельского текста. Очевидно, древние иконографические предания, с развитием иконографии, стали изменяться: идея воскресения Христова обычно стала выражаться в формах сошествия Иисуса Христа во ад. Рис. 21. Мозаика ц. св. Аполлинария в Равенне Целый ряд памятников изобразительного искусства показывает, что общие архитектурные формы храма Воскресения в Иерусалиме и кувуклия были общеизвестным явлением в христианском мире: знали их в Сирии и Палестине, откуда шли, вероятно, ампулы Монцы, знали и в Константинополе, и в Александрии, откуда шли авории, и на Афоне, откуда шли лицевые рукописи, и в Италии. Возможно предположить, что существовали и миниатюрные модели его из драгоценных материалов. Однако наблюдение этих памятников показывает, что их нельзя рассматривать, как точные копии храма Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Многие следовали дальше к югу, на Синай, а затем часть паломников отправлялась в Египет, известный своими древними монастырями и подвижниками. В Северном Египте очень посещаемым было большое святилище св. Мины, откуда паломникам из Западной Европы было уже нетрудно добраться до дома – морским путем через Средиземное море. Не случайно глиняные ампулы с изображением св. Мины находят во многих местах в Западной Европе (рис. 109). Русские паломники тоже охотно посещали Египет 1697 . В Палестине христиане почитали и места, связанные с событиями Ветхого завета. К их числу относится монастырь Св. Екатерины (первоначальное название – Неопалимая Купина) на Синае (совр. Фаран), центром которого была большая епископская базилика. Этот монастырь прославлен ценной коллекцией икон, среди которых есть редчайшие энкаустические иконы 6 в. 1698 На горе Нево (совр. Рас–Сийага в Иордании) посещали место кончины Моисея. В мемориальных целях в конце 4 в. здесь был построен небольшой триконх, а к 6 в. он уже разросся в монастырский комплекс, состоявший из украшенной мозаиками монументальной базилики юстиниановского времени с баптистерием (рис. 110). В Сихеме почитались могила Иосифа и колодец Иакова (согласно евангельскому тексту, у колодца Иакова произошла беседа Христа с самарянкой). Первоначальный крестовидный мартирий 4 в., в центре которого располагался колодец, был перестроен крестоносцами в базилику 1699 . Палестинские паломники разносили по всему свету глиняные и металлические сосуды для масла и освященной воды, иконки, кресты, модели почитаемых церквей, раковины, камни и пр. Среди реликвий выделяется группа серебряных ампул (маленьких фляжек) для масла, на которых выгравированы главные евангельские сцены. Они хранятся в монастырях Монцы и Боббио в Северной Италии 1700 . Во многом благодаря паломникам палестинская и сирийская иконография евангельских сцен, святых и мучеников распространилась в разных странах 1701 . Раскопки на местах земной жизни Христа – старый и очень развитый раздел археологии. В Палестине работали археологи разных стран, в том числе и русские – в конце 19 – начале 20 в. 1702 В последние десятилетия масштабные работы, в особенности на территории Иордании, проводит францисканский археологический центр, основанный о. Сильвестром Иоанном Саллером (1895–1976) и о. Беллармино Багатти (1905–1990), которые проводили раскопки на горе Нево, а также в Назарете, Вифании и др. 1703

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконография праздника Событийная усложненность праздника, его значительная догматическая составляющая повлияли на то, что изображения Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. В ранних христианских памятниках IV–V столетий, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетка с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос представлялся молодым безбородым юношей. Однако в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Несмотря на то, что главным источником иконографии события Богоявления являлось Евангелие, на свидетельстве которого основаны описания Крещения в апокрифах, образы праздника содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения изографы помещали персонификацию реки Иордан – седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке, вместе с олицетворением моря в виде уплывающей женщины. Кроме того, Евангелие не сообщает о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры в разном количестве, начиная с VI–VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Над находящимся в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа, лучи троичного света, а также благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи» – глас с небес (роспись в монастыре Дафни под Афинами, вторая половина XI в.). Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании. С течением времени на иконах, мозаиках, книжных миниатюрах и прочем появляется большее количество деталей: на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься; иногда на воде изображается крест, слияние потоков Иора и Дана и т.д. (церковь Спаса на Нередице, Новгород, 1199; монастырь святой Екатерины на Синае; псковские храмы, первая половина XIV в.) .

http://pravoslavie.ru/33584.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010