Пещера упоминает-ся в апокрифах: в Евангелии Псевдо-Матфея, Протоеван-гелии Иакова, Еван- гелии Детства,Истории Иосифа Плотника. Гора, в которой мы обычно видим пещеру, традиционно ассоциируется с Богоматерью, пещера же, в таком случае, может быть истолкована как Ее чрево . Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло “Солнце правды” Христос. В пещере мы обычно видим ясли, в которые Мария, спеленав, положила Младенца (Лк 2:7). На них указывает ангел во благовестии пастухам (Лк 2:12) как на исполнение ветхозаветного пророчества. Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небес-ный, а скот — предсто-яние ангелов. В доиконоборческой иконографии Рождества в таких памятниках, как палестинский реликварий из Ватикана, две иконы с горы Синай (рис. 3) ясли отчетливо уподобляются алтарю базили-ки Рождества в Вифлееме. На этих изображениях в нише алтаря мы видим висящую на цепочке лампаду. Таким образом, ясли уподобляются дискосу , на котором возлежит Агнец — Хлеб небесный, Хлеб жизни. Ясли являются также прообразом смертного одра для тела умершего Господа, а младенческие пеленки — погребальных пелен. Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Рис. 2. Рождество Христово. Ампула Монцы. Реверс. VI в., Иерусалим. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с прочтением этого сюжета как исполнения пророчества Исайи: “Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет” (Ис 1:3). Об этом же говорит и апокрифическое Евангелие Псевдо-Матфея. Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол это символ рожденных в законе, Израиля, а осел — символ язычников. И между ними изображается божествен-ный Младенец, освобож-дающий их из-под ярма : одних — из-под ярма закона, других — поклонения идолам. Одни суть тот избранный “остаток” ветхозаветной Церкви, который войдет в Церковь Нового Завета; другие — те, кому только открывается возмож-ность истинного богопознания. На русской почве из-за утери понимания первоначального смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на обычных в сельском обиходе корову и лошадь.

http://pravmir.ru/ikonografiya-rozhdestv...

Приступая к характеристике этих памятников, мы должны сделать одно предварительное замечание: художники в указанных группах памятников не дают, да и не могли дать, не только точной копии храма, но и подражания; они дают формы, выработанные ими самими под влиянием ротонды храма Воскресения; поэтому во многих случаях они допускают крупные отклонения и добавления, а иногда, как напр., на ампулах Монцы и авориях, передают даже, по-видимому, не формы большой ротонды, а лишь кувуклию или пещеры, находящейся в этом храме. Евсевий в своём описании храма Воскресения говорит только о большой ротонде, «украшенной отличными колоннами и многочисленными украшениями»; об отделке же самой пещеры гроба Господня умалчивает. Его дополняют в этом случае паломники. Неизвестный автор сокращённого описания Иерусалима (ок. 350 г.), упомянув о круглой церкви Воскресения, где находится гробница Христова, замечает: «над самой гробницей покров из серебра и золота, и кругом стены обложены золотом» 70 . Антонин Пьяченцский (ок. 570 г.) говорит, что «гробница сделана из серебра наподобие пирамидального столба и под золотой сенью пред гробницей поставлен алтарь 71 ». Игумен Даниил подробно описывает как храм Воскресения, так и гробницу. «Есть же церковь Воскресения Господни сяка: образом кругла создана, столпов имать облых 12, а в задних (зданных?)... двери же имать шестеры… Верх же кровный не до конца сведен верхом каменным 72 , но тако сперт досками, деревом тесаным плотничим образом и тако есть без верха и не покрыта ничем же. Под тем же верхом самем непокрытым есть Гроб Господень сим образом: яко печерка мала изсечена в камени, дверцы имуще малы и вся мокачна (округла) 4 локоть в длину и ширину... Висит же во гробе Господни 5 кандил великих с маслом древянным... И есть печерка та отделана яко амвон красным мрамором и столбцы мряморяны около стоят числом 12. Вверху же над печерою тою создан яко теремец красный на столпцех и вершень ему сперт кругло и серебряными чешуйками позлащенными покован, а на верху теремца стоит Христос, сделан сребрян...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

167 βματος – поднятая на одну ступень солея для клира, как и доныне, перед входом в пещеру Св. Гроба. 168 κγχας κροκρινοχρυσομρους. Последнее слово не относится к κονας, как полагает комментатор, а именно к конхам – нишам, находившимся между колонн, окружавшим снаружи Св. Гроб и увенчанным над полусводами лилиями из золоченой бронзы. Мы видим эти самые лилии над камарами ниш в изображении Св. Гроба на ампуллах Монцы. Выходит, что реставрация Модеста возобновила древний тип, со всею пышностью. 169 περικαλλως ϒ’ παυλον, нельзя παυλος передавать νοικος: αλ значит двор, παυλος – навес на дворе для конюшни, в данном случае – как раз экседра или покрытая сверху ниша над холмом Лобного места, и в настоящем виде немного измененная против древности и также полуоткрытая. 170 μεσμαλον не пуп земли, а так сказать, средоточие (земли)–именно холм Кальвария или Лобное место. Вполне древнее, неизмененное предание. 171 Два испорченные стиха, которые мы, не следуя примеру толкователей, предпочитаем оставить без перевода. Речь, видимо, идет о некоторой чудотворной и прославленной иконе, которой покланялись наряду с святынями Христовых мест. 172 В стихах общее выражение βμα, но его эпитет παμας – сияющий, всесветлый не может быть приложен ни к солее, ни к амвону, а очевидно указывает на осененный киворием престол, в котором и хранилось Св. Древо, вероятно, под спудом, в особой раке, как принято для мощей. 174 Эти догадки уже были, однако, опровергнуты с большею основательностью на основании текстов Аркульфа, Софрония, Моисея Каганкатгаца, Фоки – В.Г. Васильевским в примечаниях к повести Епифания, Правосл. Палест. Сборник, IV, стр. 40–49. 175 Tobler et Molinier, Itinera Hierosolymitana, I, p. 139 sq. Перевод нами заимствован из книги И. В. Помяловского «Аркульфа рассказ о святых местах», 49-й вып. Палест. Сборн., 1898 г. 176 tota lapidea, по-видимому, разумеется, каменная крыша, как на Пантеоне или других круглых церквях, напр. Солуни. 178 Затем следует показание, что эту церковь «поддерживают» 12 огромных каменных колонн. Известие это не вяжется с предыдущим свидетельством о трех стенах, где же могли бы помещаться колонны? Не есть ли эта фраза: «эту круглую и высокую церковь , имеющую 3 алтаря» и пр. до конца – простая глосса писца или даже Адамнана, взятая из древних текстов о базилике Константина?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

2513 См. стр. XXXVIII, примеч. 5. Жизнь Пресв. Богородицы. Изд. 5, стр. 167–168. Ср. Епифания иеромонаха Житие Пресв. Богородицы. Порфирьев, Новозав. апокр., стр. 309. 2517 Bock, Die bildl. Darstell. d. Himmelfahrt Christi, v. VI bis zum XII Jahrhund. Freiburger Diöcesan – Archiv II Bd., 1–2. H. 1866, S. 437–438. 2522 Было бы очень важно издать вместе все древние изображения Константиновых святогробских сооружений и подвергнуть их специальной археологической критике в связи с памятниками письменности. Интересный и весьма различно решаемый вопрос об этих сооружениях, по-видимому, нашел бы в уцелевших памятниках некоторое освещение? 2524 2-й троп. 1-й песни канона 8 гл. на воскр. утр. Παρακλητικ τοι Οκτηχος μεγλη. νετισιν 1857, σ. 307. Слав. перевод «яко благолепен ангел женам ныне явися, светлыя нося естественные образы невещественныя чистоты; зраком же возвещая свет воскресения, зовый: воскресе Господь». 2529 О западных памятниках: Cahier, Mélanges d’archéol., vol. III, pl. VI. Mittheil, d. k. k. С. C. 1863, S. 306–307. R. de Fleury, pl. XCIV. 2531 Гримуар (Manuel, р. 408) ошибочно считает древнейшими изображения XI в. Мы полагаем, что возможно отнести появление композиции к VII-VIII вв. На одном энколпии Монцы (Garrucci, CDXXXIII, 5) изображен Иисус Христос в ореоле с лучами, в тунике и иматии. Он простирает руку к неизвестному лицу, стоящему, по-видимому, на коленях возле ящика. Вопреки объяснению Гарруччи (явление Иисуса Христа Марии Магдалине) мы полагаем возможным объяснить сцену в смысле сошествия Иисуса Христа в ад. Поза Иисуса Христа и коленопреклоненной фигуры (=Адам), ящик=саркофаг – все это суть черты хорошо известные по памятникам византийской композиции ναστσις. К сожалению, мы не имели возможности лично рассмотреть сам оригинал, что было бы необходимо для категорического суждения о композиции. 2547 По словам проф. Кондакова, прибавка крыльев Христу воскресшему есть явление совершенно случайное и в иконографии уродливое. Символический элемент упал здесь до самого низкого рефлекса. Ист. виз. иск., 198. Отзыв не вполне справедливый.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

53). Сцена соответствует тексту Евангелия ( Ин. 19: 30 ) 1558 . Эта палестинская иконография благодаря паломникам распространилась в разных странах. Среди паломнических сувениров особенно известна группа ампул 2–й пол. 6 в. Эти небольшие серебряные сосуды для освященного масла издавна хранятся в монастырях Монцы и Боббио на севере Италии. Чеканные изображения на обеих сторонах ампул представляют главные евангельские сцены. Здесь символическая версия Распятия еще существует наряду с исторической. В символической сцене изображен крест в виде ствола древа (ассоциация с Древом жизни), увенчанный бюстом Христа (рис. 54). Очевидно, что это старая иконографическая формула триумфа над смертью, восходящая к погребальному искусству саркофагов 4 в. В другой композиции видим историческую версию, в которой изображен Христос в длинном колобии (рис. 55) 1559 . Эта сцена близка к Евангелию Раввулы, но количество персонажей на ней минимально. И в Евангелии Раввулы, и на ампулах сцена Распятия дана в сочетании со сценой Жены–мироносицы у Гроба Господня. Той же иконографической традиции следуют изображения на различных предметах палестинского происхождения: на крышке деревянного реликвария с камнями из Святой земли рубежа 6–7 вв. (Ватикан, Museo Sacro, рис. 58); на золотых крестах начала 7 в. из коллекции Dumbarton Oaks в Вашингтоне; из Каирского музея и др. На Западе древнейший пример Распятия этого типа – фреска в капелле Феодота ок. 750 г. в церкви Санта Мария Антиква на римском Форуме 1560 : Христос изображен в колобии, спокойно стоящим с прямым корпусом, глаза еще открыты, но голова слегка склонена 1561 . Важные изменения в иконографии Распятия в эпоху иконоборчества и после нее связаны с догматическими дискуссиями о двух природах Христа. Защитники икон – среди них патриарх Никифор, Феодор Студит , Иоанн Дамаскин и другие крупнейшие богословы эпохи, – опирались на догматический принцип о двойной природе Христа, божественной и человеческой, чтобы обосновать возможность и необходимость его изображения 1562 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К самой известной группе относятся ок. 40 А. из серебра, бронзы, свинца (16 - в сокровищнице собора в Монце, Италия; 20 - в сокровищнице собора Боббио, Италия; фрагменты одной - в музее Дамбартон-Окс в Вашингтоне; неск. А.- в ин-те Дёльгера в Бонне и в Музее земли Вюртемберг в Штутгарте, Германия). Все они датируются VI-VII вв.; происходят из Палестины. Имеют округлую плоскую форму в виде фляги с горлышком; на обеих сторонах - греч. надписи и изображения, выполненные в технике гравировки и чеканки по серебру, аналогичных технике чеканки монет и имп. медальонов. На большинстве А. с каждой стороны представлено по одной композиции, как правило на евангельские сюжеты; наиболее часто - Распятие и Вознесение. Впосл. отдельные изображения складывались в циклы, один из к-рых, состоящий из 7 сюжетов, сохранился на А. из Монцы: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Крещение, Распятие, Вознесение, Жены-мироносицы у Гроба Господня; подобные циклы характерны для монументальной живописи и иллюстраций рукописей. Я. И. Смирнов , Д. В. Айналов и А. И. Грабар отмечали родственность иконографии А. программам росписей доиконоборческих церквей Палестины, Трансиордании и Египта. Состав цикла, очевидно, повторял календарную последовательность основных христ. праздников. Иконография этих евлогий отражала реальную топографию, структуру, элементы интерьеров и убранства раннехрист. церквей Палестины, к-рые известны по сообщениям паломников. Так, в композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» на А. из Дамбартон-Окс изображен круглый барабан купола ротонды Воскресения Христова в Иерусалиме (306-337), опирающийся на 4 колонны. Под куполом ротонды - часовня Ангела, где, по сообщению паломницы Эгерии (IV в.), стоял епископ во время чтения Евангелия о Воскресении Христа (Egeriae peregrinatio. 24, 9). Кроме евангельских сюжетов на нек-рых А. изображаются крест, Богоматерь на престоле. Уникальным является изображение на А. из собора Боббио 20): в композиции «Вознесение» среди предстоящих - Богоматерь Оранта, над ней Вифлеемская звезда, а вместо 12 апостолов - прор. Захария и св. Иоанн Предтеча. Палестинские А. наглядно демонстрируют тесную связь святыни и изображения на ней.

http://pravenc.ru/text/114590.html

Но если подобных деталей мы не можем, без особых причин, назвать «палестинскими» даже на ампуллах Монцы, происходящих из Св. Земли, то тем менее можно делать подобные заключения о деталях равеннского кресла еп. Максимиана: линия фронтона за спиною Иоанна Предтечи в сцене «Крещения» на этом кресле не может быть объясняема изображением монастыря Предтечи на Иордане, а ясли имели четырехугольную форму не в одной Палестине (стр. 112–113). Поэтому, хотя мы разделяем взгляд проф. Айналова (и проф. Стрыговского) на сиро-александрийское происхождение многих композиций в рельефах этого кресла, однако, думаем, что ранее общего сравнительно анализа происхождения всего стиля, усвоенного рельефами, нам нельзя будет делать вполне общегодных заключений о деталях. Так напр., мы считаем вполне возможным видеть в стене, представляемой за Распятым Господом, стену Иерусалима, впереди которой извне находилась, как известно, во времена Христа Голгофа 9 , но мы не полагаем никакой доказательности в соображениях Д. В. Айналова, будто бы в трех фронтонах Распятия на дверях Сабины мы должны видеть (стр. 125) «поверхностно воспроизведенные сооружения на местах страданий, смерти и воскресения Христа в Иерусалиме». Напротив того, мы встречаем ряд вполне вероятных и естественных заключений и догадок о памятниках Святой Земли на основании сделанного автором беглого разбора сюжетов на украшенных рельефами металлических ампуллах Монцского собора. Тесное соотношение этих рельефов к Вифлеемскому храму Рождества Христова, храму Воскресения и Голгофе, храму Вознесения, месту Крещения на Иордане и Свидания Марии с Елисаветою (Горняя), а также характерные типы и любопытные детали требовали бы даже еще более подробного анализа и более обширных сравнений с памятниками родственными и близкими. Помимо важных сближений, установленных автором, Я. И. Смирновым и проф. Стрыговским, можно сделать много заключений и вероятных догадок, держась только этих семи ампулл. Так напр. нельзя не обратить внимания на характерное изображение Распятия, дважды повторенное на ампуллах: Распятый Христос представлен здесь дважды в виде одной Главы Своей, помещенной над крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Марка и которые хранились прежде в Градо. 2988 К сиро-египетскому же искусству относятся многие из тех небольших вещичек религиозного назначения, сделанные из золота, каковы металлические ампулы для миро, encolpia или золотые ковчежцы для мощей. 2989 Наконец, из Египта же недавно получились многие из тех прелестных тканей, шелковых и полотняных, усеянных красивыми вышивками, которые так интересно освещают одну из сторон византийской роскоши. 2990 В настоящее время уже не подлежит спору, что в больших городах Малой Азии, Сирии и Египта, в Ефесе, Антиохии, Александрии, начиная с VI века произошло большое художественное движение, сильно запечатленное восточными влияниями, и что это искусство, особенно сирийское и египетское, оказало удивительное влияние на развитие византийского искусства в том виде, как оно сложилось в VI-м веке. 2991 Как бы ни было, но факт безусловен в том отношении, что византийское искусство VI-ro века поразительно распространилось по всем направлениям, «охватило большую часть Италии и оказывало могущественное влияние почти на весь Запад в течение многих столетий средневековья». 2998 Мы уже знаем все, чем была обязана Равенна Востоку, но еще много других итальянских зданий было выстроено под влиянием столичных сооружений. В Милане, церковь Сен-Лоренцо, относящаяся к VI-мy веку, была построена по образцу св. Софии 2999 ; в Риме, церковь свв. Филиппа и Иакова воспроизвела план константинопольской церкви св. Апостолов. 3000 В особенности же замечательная базилика Паренцо, в Истрии, раскрывает, на ряду с памятниками Равенны, все великолепие византийского декоративного искусства. По своим красивым капителям, покрытым узорами из камней или украшенным по углам головами гриффонов, по нужной орнаментации, покрывающей изгибы аркад, по необычайно красивой отделке стен разноцветными мраморами, перламутром и агатом, образующих панель на стенах абсиды и имеющих блеск и бархатистость восточных ковров, наконец по своим прекрасным мозаикам, удивительно напоминающим таковые же в церкви Сан-Аполлинарио в Равенне, – она является одним из замечательнейших произведений искусства VI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Я радовалась каждому письму от батюшки, это был поистине бальзам на мою истерзанную душу. Но полный смысл этого письма дошел до меня много позже. Однажды Анечка, будучи уже взрослой, пришла со мною в храм. Он был небольшой, с улицы сразу входили в небольшое помещение, где размещалась свечная лавка, а на стенах были выставлены различные иконы, большие и маленькие. Войдя в храм, Анечка вдруг удивленно остановилась и долго смотрела, не отрываясь, на икону Спасителя «Моление о чаше» («Гефсиманское моление»), а потом сказала, что она видела тогда, в детстве, именно этот живой образ Иисуса Христа, как Он молился в Гефсиманском саду на камне точно так, как изображен на иконе. Но тогда это была не икона, Он был живой. Я совершенно уверена, что святыми молитвами отца Иоанна Господь тогда помиловал нас. «Придется Вам каяться сердечно» Буря в душе постепенно стихала. Я ходила каждое воскресенье в храм, причащала Анечку и понемногу приходила в себя. Как-то летом появилась информация, что в районе выявлено несколько случаев дифтерии, и всем было рекомендовано сделать прививки. Я решила не откладывать это дело, так как отпуск мой заканчивался. Была пятница, вторая половина дня. Медперсонал в поликлинике заканчивал свой рабочий день. Ответственная за прививки медсестра взяла в регистратуре ключ от уже запертого кабинета и хотела его открыть. Дверь не открывалась. Предположив, что по ошибке перепутала ключ, она вернулась обратно, но никакой ошибки не было. Она попробовала снова открыть дверь, но замок заклинило. «На следующей неделе сделаю», – подумала я и ушла. На работе сразу навалилось столько дел, что я напрочь забыла о прививке. А через неделю поняла, что я беременна. Это стало полной неожиданностью для меня и совсем не входило в мои планы. Мне казалось, что ребенок будет полной обузой для меня, напрочь свяжет меня по рукам и ногам. Беременность совсем не входила в мои планы. Мне казалось, что ребенок свяжет меня по рукам и ногам Началась упорная борьба внутри меня самой. С одной стороны, я понимала, что это убийство, а с другой – в голове роем теснились всевозможные страхи и опасения. Коллеги по работе, видя мое беспокойство, «вошли в мое положение» и посоветовали проверенное на практике средство. «Сделаешь пару инъекций – и все разрешится само собой», – заверили они. Я задвинула подальше свою совесть и решила действовать твердо и последовательно. Купила в аптеке ампулы, шприцы и шла домой с полной решимостью осуществить задуманное и разом покончить со всеми переживаниями.

http://pravoslavie.ru/137164.html

В оформлении литургических предметов примечательна любовь к полихромии, исключительное многообразие растительного и цветочного орнаментов, выделение креста как композиционно образующего элемента. Наглядными образцами являются ставротеки, украшенные чеканными и гравированными изображениями. Под выдвижной крышкой вокруг крестообразного углубления, предназначенного для частиц Животворящего Креста, помещались изображения равноапостольных Константина и Елены в окружении архангелов, серафимов и святых, на оборотной стороне - 6-конечный процветший крест на ступенях. Т. н. Филофеевская ставротека (XII в., Оружейная палата ГММК), по преданию, являлась благословением К-польского Патриарха Филофея (1353-1354 и 1364-1376) московскому вел. князю и была привезена на Русь митр. Алексием в 1354 г. Особенность ее иконографии - традиц. фигуры святых Константина и Елены по сторонам креста заменены изображениями святых врачевателей Космы, Дамиана, Кира и Пантелеимона; реликвии этих святых, вероятно, также хранились в ставротеке. Евлогии к-польского происхождения - это не только драгоценные предметы, к-рые служили дипломатическими подарками и, как правило, были связаны с почитанием Честного Креста, но и миниатюрные образки, воспроизводившие прославленные столичные иконы Богоматери Платитеры и Никопеи. " Вознесение " Александра Македонского. Фрагмент блюда. Нач. XIII в. (ГЭ) " Вознесение " Александра Македонского. Фрагмент блюда. Нач. XIII в. (ГЭ) Почитание Богоматери «Живоносный Источник» было сосредоточено у 2 столичных храмов. Самый известный находился возле Силиврийских ворот, у источника, где собирались больные, др.- в Евдоме, у дворца Магнавра, неподалеку от к-рого была агиасма , к к-рой также шли жаждавшие исцеления. В Евдоме были найдены стеклянные ампулы для освященной воды. В провинции реликварии и евлогии производились для пилигримов в известных еще с ранневизант. времени центрах. К знаменитым св. местам добавились в М. Азии ц. в честь св. Михаила в Хонах Фригийских, мартирий св.

http://pravenc.ru/text/387113.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010