Но кроме этих даров – говорит он здесь – есть и много других дарований, есть «служения» и «действия». О том, что такое «дарования» – сказано выше (предв. замечание). Главные из этих дарований перечисляются в 8–10 стихах. «Дух», их объединяющий, – это Дух Святой. «Служения» ( διακοναι) – это второй класс чрезвычайных явлений, стоящих под особым действием Божественного Промышления о Церкви. Сюда относятся имеющие значение для всей христианской Церкви служения апостолов и евангелистов (миссионеров), затем служения более ограниченного объема напр. епископское, диаконское в какой-либо из отдельных церквей. Высшие из этих служений, вероятно, также имели свою основу в особом духовном облагодатствовании их носителей, что признавалось за ними и Церковью , другие же, низшие, состояли в исправлении некоторых обязанностей, какие поручались некоторым христианам по уполномочию Церкви. Как есть дары, которые не могли служить основою для принятия на себя человеком того или другого служения (напр. дар языков или пророчества), тогда как другие удобно могли сделаться постоянною функцией (дар учительства), так и между служениями – одни имели внешний характер (напр. надзор за внешним положением Церкви), другие требовали известной внутренней силы, какая подавалась только особою благодатью Св. Духа (напр. апостольство). Однако и все служения объединялись между собою единством цели, какую они пред собою имели: все они именно были направлены к осуществлению воли «Господа», т. е. Иисуса Христа. Третий класс проявлений силы Духа Божия в Церкви представляют собою различные действия, которые исходили из этих даров и служений ( ενεργματα). Это, собственно говоря, те же силы, какие были и в дарах и служениях, но уже претворившиеся в известные определенные факты или действия. Вот напр. Дух Святой дает силу раскрыться в каком-нибудь христианине дару проповедническому. Церковь признает за этим христианином такой дар и поручает ему служение проповедника. Последний начинает исправлять свою обязанность и говорить назидательные проповеди, которые и будут представлять собою его «действие» ( ενργημα).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

набор Г. п., на раннем этапе почти не отличавшийся от визант. традиции, был значительно расширен в средние века и Новое время за счет введения ряда праздников догматического содержания (Тела Христова, Христа Царя Вселенной, Сердца Иисусова, Имени и Крови Иисусовых). В дореформенной традиции все Г. п. относились к первым 3 из 6 разрядов праздников (напр., Пасха - к duplicia I classis primaria (с октавой); Сердце Иисусово - к duplicia I classis secundaria (без октавы); Обрезание Господне - к duplicia II classis; Преображение - к duplicia majora и т. д.). После реформ II Ватиканского Собора Г. п. стали относиться или к разряду «торжеств» (sollemnitates) (напр., Пасха, Тело Христово), или к «праздникам» (festa) (напр., Преображение, Воздвижение Креста). Службы Г. п. могут включать 1 или 2 вечерни (vespera), неск. особых чтений из Свящ. Писания, собственные гимны и т. д. Нек-рым Г. п. предшествуют вигилии (напр., Рождеству Христову). Празднование отдельных Г. п. привязано к воскресным дням. В нехалкидонских Церквах набор Г. п. в основном соответствует визант. традиции (но, напр., у несториан нет Обрезания Господня и Благовещения (25 марта)), в Новое время были внесены нек-рые изменения под влиянием католич. богослужения. Так, у халдеев-униатов есть праздники Тела Христова и Сердца Иисусова. В восточно-сир. традиции наиболее важные Г. п. открывают или завершают один из девяти 50-дневных циклов (см. ст. Год церковный ), крайне мало праздников в честь реликвий (исключение - праздник Обретения Креста). У яковитов набор Г. п. почти не отличается от визант. традиции, особому воспоминанию чудес, совершенных Иисусом Христом, посвящены недели Великого поста. В Армянской Церкви среди Г. п. выделяются 5 «праздников шатров» (Богоявление, Пасха, Преображение Господне, Успение Пресв. Богородицы, Воздвижение Креста). Большая часть Г. п. принадлежит к числу подвижных (см. ст. Армянский обряд ). В копт. и эфиоп. традициях Г. п. делятся на великие (Рождество Христово, Благовещение (Воплощение) и т. д.; всего 7 (у коптов) или 9 (у эфиопов)) и малые (Обрезание Господне, Воздвижение Креста). Наиболее популярные совершаются неоднократно в течение года (нек-рые ежемесячно).

http://pravenc.ru/text/166339.html

Το ν γοις πατρς μν μεγλου ’Αϑανασου διλεκτος ν τ κατ Νικααν Συνδ πρς Αρειον 168 . 5) ’Aνϑολογα διαφρων πιγραμμτων 169 ... рукопись in 16°. 6) Εαγγλιον το Λουκ λληνιστ κα ραβιστ. γρφη δι χειρς Εφημου (sic) λαχιστο κληρικο κα ναγνστου μηνς ςνου μρ τετρτ ν τει π κτσεως κσμου ςφνα 170 (1043 г.). Рукопись XI столетия. 7) Ψaλτριον μετ σχολων 171 . in 4°. Пись мелкая. 8) Σeιp πομνημτων ες τν Γνεσιν 172 in folio. Напр, на слова: В начале сотвори Бог небо и землю, – на эти слова прибраны изъяснения отцов: Василя Великого, Хризостома, Акакия Кесарийского, Диодора, Геннадия, Феодорита, Севериана. 9) Eς το β τν ββλον σειρ πομνημτων 173 ... in folio. Пергаменная 174 На каждый стих книги Иова прибраны изъяснения св. отцов церкви и других церковных писателей, напр.: Олимпиодора, Севериана. Пред каждою новою главою помещено содержание оной. В рукописи находится множество небольших картин, изъясняющих известные сцены, напр.: проклятие жены, беседы друзей с Иовом, явление Бога, разные животные, упоминаемые в книге. В каждой картинке вверху есть золотое поле, ниже сего поля лица изображены. Господствующие краски суть красная и лазуревая. Краски очень ярки. Лица живописны хорошо. Перспектива не соблюдена. Во всех картинках, где нужно, изображен не Бог Савваоф, а Господь Иисус Христос , и инде с крестом. На обороте первой страницы неизвестный собиратель отеческих изъяснений на Иова перебирает мнения о сочинителе книги Иова (одни думают, что она писана до закона, другие – после закона, иные в правление царей), и выражает свое собственное мнение: «а я думаю, что она написана кем-либо из дивных апостольских мужей». В основание сего мнения приводит слова апостола: «терпение Иовлево слышасте и кончину Господа видасте» 175 . 10) Γρηγορου το ϑεολγου τ ρχιεπισκπου τς Κωνσταντινοπλεως ο λγοι 176 in 4°. Пергаменная 177 . Рукопись писана очень четко, буквами немалыми и небольшими. Пред каждым словом вверху есть небольшая картина, изображающая содержание проповеди , напр.: пред словом о нищелюбии изображен святитель Григорий в фелоне и подризнике в средине; за ним стоят зажиточные граждане, а перед ним нищие в рубищах и их дети у ног его; рука его простерта к нищим, а лицо обращено к богатым. Также на полях есть небольшие картинки. После слов святителя, в конце книги, приложены 18 рисунков мифологических с буквальным кратким изъяснением их; напр.: блудодеяние Зевеса, Диана звероловствующая и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Такая же предварительная подготовка старокатолического движения происходила в XIX столетии и в Швейцарии. Уже в первые десятилетия его здесь обращает на себя внимание деятельность известного свободомыслящего викария Вессенберга, в последующее время легшая в основу деятельности старокатоликов. Вессенберг заботится об образовании клира, о введении в богослужение народного языка, о большем знакомстве народа и клира со священным Писанием, о сокращении праздников и пр. Его замыслы и стремления направляются к восстановлению древнего епископата; он считает соборы главными органами христианской церкви в её спасительной деятельности; на венском конгрессе в качестве представителя примаса Дальберга он даже хлопочет о восстановлении «национальной немецкой церкви» и пр. Хотя последнее желание Вессенберга не осуществилось, тем не менее идеи его нашли себе многочисленных последователей и поклонников в среде как духовных, так мирян. Таков напр. профессор богословия в люцернском лицее Иосиф Буркард, который в своем сочинении Warnung vor Neuerungen und Übertreibungen in der katholischen Kirche Deutschlands предупреждает общество об имеющих в скором времени осуществиться замыслах иезуитов; таков далее епископ Зальцман, аббат Жирард, ученые Иорк, Федерер и мн. др. Также некоторые из лиц, впоследствии ставших во главе старокатолического движения в Швейцарии, каковы напр. д-р Мунцигер, ландаман Келлер, священник Гшвинд и другие, еще за долгое время до ватиканского собора борются с иезуитским направлением в католической церкви и тем подготовляют почву для возникновения старокатолического движения. Помимо Германии и Швейцарии проблески антиультрамонтанского направления в XIX в. видим и в других государствах. Во Франции напр.. несмотря на усиление папизма, все-таки встречаем отдельных личностей, которая сочувствуют и защищают галликанские идеи, развитые еще в XVII в. известным Боссюэтом; таковы напр. ученые Генри Грегуар с его сочинением Essai historique sur les libertés de l’église gallicane (1818 г.), Доминик-де-Прадт, развивший свои идеи в сочинении Les quatre concordats (1818 г.), и некоторые другие. Точно также и в Австрии при крайне усилившемся развитии папизма все еще встречаются отдельные лица, борющиеся за свободу национальных церквей, таковы напр. Антон Гунтер, ученик Франца Баадера, и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

391 Сами по себе имена всех празднуемых нашей Церковью святых – священны и, как прославленные святостью угодников Божиих, достойны благоговения; но нужно принять в соображение, что эти имена большей частью перенесены в наш язык из других языков. Некоторые из них для русского уха оказываются тяжёлыми и неприятными. Здесь заглушить естественное чувство иногда оказывается делом чрезвычайно трудным и даже невозможным, какие-бы ни были приводимы основательные и благочестивые соображения. Но, кроме того, некоторые имена греческие, еврейские или римские при всём высоком своём значении имеют созвучие с словами русского языка, выражающими понятия далеко невысокие, напр.: Пуд, Лупп, Акакий, Дула, Вил, Муко, Пигасий, Псой, Урван, Голиндуха, Уирко и т.п. Поэтому, как думают некоторые, не следовало бы подавать повод людям соединять иногда не совсем благоприличные представления с именами, которые полагаются на сынах Православной Церкви, как священные печати. Долг пастыря на каждом шагу быть предусмотрительным и предупреждать всякую несообразность в быту своих прихожан, особенно касательно религиозных предметов, – даже в тех случаях, где предполагается одна только возможность несообразности (Рук. д.с.п. 1875, 50). 392 Не должны быть нарекаемы православным не только имена исключительно католические (напр.: Адольф, Аделаида, Бронислав, Брациан, Леон, Мечислав, Станислав, Магдалина, Марта, Роза, Тереза, Франциска) или протестантские (напр.: Альберт, Леонард, Амалия, Беатриса, Ернестина, Клара, Клементина, Шарлотта), но и такие даваемые католикам и протестантам имена из имеющихся и в памятниках православной агиалогии, которых нет в наших, издаваемых по благословению Св. Синода (см. об этом ниже), «Месяцесловах», напр.: Август, Аврелий, Бонифатий, Владислав, Горгония, Дамас, Ифигения, Леандр, Сикст, Телесфор, Феликс, Флорентин, Флориан, Христиан, Цецилия. 393 Имя Иисус даётся в честь Иисуса Навина (см. 1 снт.); но, по указанию некоторых, в отвращение возможного повода к соблазну, лучше воздерживаться от наречения этим именем (см. Ц.В. 1900, 36). Имя Мария даётся не в честь Пресвятой Богородицы, а в честь свв. жён, носивших это имя (см., напр., 26 янв. 6, 12 фвр., 1 апр. и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

58. Col. 537; в слав. рукописях Златоструя полной редакции слово «перст» дано не в ед. (как в греч. оригинале), а во мн. ч. (см., напр.: РГБ. МДА. 43. Л. 149.1473-1474 гг.) - этот вариант чтения использовался старообрядческими полемистами (см., напр.: Арсений Уральский. 1999. С. 55) для доказательства преимущества Д. перед единоперстием, хотя в др. слав. рукописях сочинения свт. Иоанна Златоуста в указанном месте слово «перст» переведено в ед. ч.- см., напр.: РГБ. Троиц. 92. Л. 272, XVII в.; 93. Л. 194, XVII в.; 95. Л. 66 об., XVI в.; 97. Л. 62 об., XVI в.), блж. Феодорит Кирский (PG. 82. Col. 1312, 1328; 2-е из этих повествований помещается в печатных изданиях слав. Пролога под 2 нояб. - см., напр.: Пролог. М., 1642. Л. 291), Созомен (PG. 67. Col. 1497), автор «Луга духовного» Иоанн Мосх (PG. 87ϒ. Col. 2953), прп. Андрей Критский (PG. 97. Col. 1228), блж. Иероним Стридонский (PL. 22. Col. 898), свт. Григорий Двоеслов (PL. 77. Col. 211, 301). Но единоперстие вряд ли было единственным способом совершения крестного знамения. Так, свт. Кирилл Иерусалимский, говоря об изображении креста на челе и на всем теле (PG. 33. Col. 816), употребляет слово «персты» во мн. ч.; о «перстах» во мн. ч. сказано и в слав. сборнике Маргарит, в слове, приписанном свт. Иоанну Златоусту, но написанном не ранее 431 г. (PG. 59. Col. 582; это слово цитируется защитниками Д. как свидетельство его существования при свт. Иоанне Златоусте - см., напр.: Арсений Уральский. С. 56). В ходе полемики 2-й пол. XVII - нач. XX в. по вопросу Д. как его сторонники, так и его противники нередко ссылались на те или иные раннехрист. и визант. иконографические изображения. В очень большой степени широкое использование древних христ. изображений в целях апологии Д. было вызвано тем, что в позднейшей практике, сохранявшейся на Руси до реформ патриарха Никона, и при совершении крестного знамения, и при священническом (или епископском) благословении употреблялось одно и то же Д., поэтому любые изображения Господа Иисуса Христа или святых с поднятой рукой и перстосложением, сходным с Д., воспринимались как однозначное свидетельство о Д.

http://pravenc.ru/text/171503.html

Если же вступали, когда и для чего, и почему от того не отрешились, и в прежнюю свою религию каковым же случаем прилучались, и без всего того и поныне обретаются. 3) По объяснении же вышеописанного в первом и втором пункте всего, чиня из того надлежащие выписки, со внесением в них приличных к тем делам св. правил, с приписанием, при тех выписках, рук секретарских, предлагать святейшему правительствующему Синоду для окончательной резолюции в немедленном времени по реестру, который учинить для этих дел от других особо». Хотя в этом постановлении упомянуто лишь о пасторах, но оно одинаково простиралось на людей всех вероисповеданий и даже религий, не исключая магометанства и язычества. В этом постановлении одни из пунктов не относящихся прямо к делу присоединения, напр. справка о брачном состоянии иноверца, которая затрудняла присоединение, напр. исследование о религии иноверца; это надолго замедляло ход дела, напр. взнесете его в св. Синод. Тем не менее, оно вытекало из связи дел того времени, и было направлено к искоренению или предотвращению злоупотреблений. Вместе с этим, тут выражается постоянно беспристрастной и чистый взгляд св. Синода на присоединении которому он не был расположен приносить в жертву другие правила св. православной Церкви. Потому и сказано в письменных документах, что закон постановлен в тех видах, чтобы не воспоследовало противно св. правилам, и церковным и прочим преданиям. Под влиянием неблагоприятных общественных обстоятельств, дело проповеди в С.Петербургской епархии, при необразованности духовенства находилось теперь в печальном состоянии. Об уездных городах, селах, погостах нечего и говорить: не встретили мы, по бумагам, отрадного известия, чтобы там где-нибудь произносились священниками поучения, хотя в среде духовенства еще от прежних времен оставались люди ученые или начитанные, как напр. ямбургский соборный священник Константин Феодоров. Также, напр. в Кронштадте, при Богоявленской церкви священником состоя Савва Бычковский, произведенный, в 1729 году, из студентов философского класса Московской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

а) В исторических, основанием разделению служить видимая разность описываемых событий и ход их. б) В учительных, не только разность предметов, но и самый образ писания. Напр. в посланиях Апостольских нужно отличать и принадлежности писания сего рода, т. е. приветствие, предложение, изложение в заключение, наблюдая сверх сего, в изложении и то, что, напр. у св. Павла, изложение делится инде на часть догматическую и на часть нравственную. в) В пророческих разность сказаний или видений подобна истории будущей или будущего. И потому разделение книг Пророческих делается по тем же почти признакам, как и исторических. 47. Признаки к разложению Не говоря о книгах или статьях исторических, как ясно разграничивающихся, должно в особенности упомянуть о признаках к разложению книг или статей учительных и отчасти пророческих. При внимательном чтении, должно видеть в них нарочитые к тому признаки, кои, впрочем, у различных писателей различны. Иногда указаны такие приметы в одном месте, часто в самом начале, иногда порознь, на тех самых местах, где предметы один от другого отделяются. Напр. содержание нагорной беседы Господней в Евангелии от Матф. 57 , заключается в гл. 5, стих. 17; а расположение или исчисление предметов в 6,913. В книге Притчей предметы означены с начала книги вместе (1, 16). Порознь показываются места разделения, напр. у Пророков словами: видение о томто, или на тото; в Апокалипсисе речением: видех, и видех; в Евангелии от Иоанна повторением главной идеи о Вере ( Иоан. 20, 31. 1, 7. 3750. 2, 11. 22, 23 .). В Посланиях указанием начала новых предметов служит отсутствие соединительных союзов и частиц. (δ, μν, α). В книге Левитской союз аще в начале речи стоящий, и слова: сей закон, начинают статьи. Напр. 1, 2. 3. 10. 14. 2, 1. 3, 1. 6, 9. 14. 20. 25. 7, 1. 11. сн. 37. 48. Разложение подробное Разность предметов, составляющая отделения книг (pericopa), включает в себе разность частей сих предметов и изложения. Почему за разделением книги на главные части, нужно части снова рассматривать в их подразделении по главным мыслям в частях и периодах сказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Н. Ю. Плотникова Современная певческая практика РПЦ В наст. время в РПЦ можно выделить 3 основных пласта в певч. оформлении В. б.: обиходное многоголосие, авторские сочинения, монодийное знаменное пение. Обиходная многоголосная практика, распространенная в большинстве храмов, включает неизменяемые песнопения «обычного», «простого» или «обиходного» напева (напр., «Блажен муж», «Свете тихий»), киевского (встречается чаще других - напр., «Свете тихий», «Хвалите имя Господне», 33-й псалом), греческого (напр., «Благослови, душе моя, Господа», «Богородице Дево», «От юности моея»), знаменного («Хвалите имя Господне», прокимны), болгарского (т. н. малое славословие - стихи в начале шестопсалмия) распевов в 4-голосных гармонизациях, в т. ч. авторских (напр., знаменного распева: великое славословие в гармонизации Кедрова-сына, полиелеи Чеснокова и А. З. Непомнящего, воскресные тропари по великом славословии прот. П. Турчанинова). Используются также местные, в т. ч. монастырские, напевы: «Блажен муж» почаевское или напева Зосимовой пуст., «Сподоби, Господи» напева Киево-Печерской лавры, «Хвалите имя Господне» валаамского распева и афонское (посл. вариант иногда называют напевом Яблочинского мон-ря - см.: Нотный сборник православного рус. церк. пения. Лондон, 1975. Т. 2. Ч. 1: Всенощная. С. 61), «От юности моея» московского напева, великое славословие феофановское. Из авторских песнопений и циклов В. б. в богослужении присутствуют произведения композиторов 2-й пол. XIX - нач. XX в. Несложные авторские сочинения могут включаться во В. б., на к-ром звучит гл. обр. обиходное пение (напр., великая ектения Смоленского, «Ныне отпущаеши» Архангельского), нек-рые из этих произведений уже стали восприниматься как обиходные («Свете тихий» И. С. Дворецкого, «Взбранной Воеводе» прот. Д. Аллеманова). С 80-х гг. ХХ в. в нек-рых храмах РПЦ возрождается традиция знаменного пения на В. б. в полном объеме с использованием певч. рукописей XVI-XIX вв., старообрядческих изданий и устной практики, а также расшифровок.

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

В случае, если какая-то летопись представлена всего одним списком, она может называться и «летопись» и «список» (напр., Лаврентьевская летопись=Лаврентьевский список). Названия летописей и списков, принятые в науке, равно как и группировка списков в летописи, сложились исторически и не всегда отражают реальное содержание и соотношение текстов (напр., Ипатьевская летопись названа так потому, что ее древнейший список обнаружен в костромском Ипатиевском во имя Св. Троицы мужском монастыре , но ее текст не имеет никакого отношения к Костроме; Новгородская IV летопись древнее, чем Новгородские II и III летописи; различия между старшим и младшим изводами Новгородской I летописи, скорее заставляют считать их разными памятниками; и т. д.). Кроме названий реально сохранившихся текстов в лит-ре фигурируют наименования не существующих в оригинале, а реконструируемых памятников Л. (напр., «Повесть временных лет», Начальный свод, Свод 1212 г., Новгородская владычная летопись и др.). Слово «свод», подчеркивающее компилятивный характер большинства памятников Л., может использоваться по отношению как к реконструируемым текстам (напр., Начальный свод), так и к реально сохранившимся (напр., Ипатьевский свод=Ипатьевская летопись). Л. XI-XIV вв. Представлено следующими памятниками. Лаврентьевская летопись. Начальный разворот. 1377 г. (РНБ. F.IV.2. Л. 1 об.— 2) Лаврентьевская летопись. Начальный разворот. 1377 г. (РНБ. F.IV.2. Л. 1 об.— 2) Лаврентьевская летопись известна в единственном списке (РНБ. F.n.IV.2), написанном в 1377 г. мон. Лаврентием и еще 2 писцами, вероятно, в Н. Новгороде. Отражает Л. Киева (в части до сер. XII в.), Переяславля-Южного (частично в тексте за XII в.) и Владимиро-Суздальской Руси (с сер. XII в.). К ней текстуально близка Троицкая летопись, доводившая изложение до 1408 г. и отражавшая в части за XIV - нач. XV в. Л. Москвы, Твери и других городов. Она сгорела в московском пожаре 1812 г., однако ее текст может быть с высокой степенью уверенности реконструирован на основе выписок Н.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010