Здесь высказывается запрещение покланяться кумирам или идолам, какой бы вид они не имели – мужчины ли: Деян. 14:11 – 12 , женщины: Деян. 19:35 , скота: Деян. 7:41 , птицы и гада (напр. Деян. 14:41 ), небесного светила (напр. Деян. 7:42–43 ), и из какого бы материала и каким способом они ни были бы сделаны – вылитый из металла идол (напр. Исх. 32:4 ), в виде деревянного столба (напр. Иер. 10:2 – 5 ), кумир из камня: (напр. Авв. 2:18–19 ). Хотя св. икона также может иметь вид вылитого или чеканного изображения мужчины (напр. Исх. 25:18 ), и на ней может находиться изображение постороннее (напр. Чис. 21:8–9 ), однако поскольку св.иконы суть не идолы, то приведенные сектантами места свящ. Писания к вопросу об иконопочитании нисколько не относятся, а лишь обличают сектантское невежественное обращение со словом Божиим, – смешение слова «икона», что то же, подобия лица действительно существующого, со словом «идол», т е. подобие лица воображаемого, а в действительности не существующего. Ведь не называют же сектанты фотографии близких им лиц идолами и кумирами, на каком же основании они допускают такое кощунственное сравнение св. икон Господа Бога и Его угодников с изображениями языческих богов? Деян. 14:11 . Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по ликаонски: боги в образе челове ческом сошли к нам 12 . И называли Варнаву Зевесом, а Павла Эрмием, потому что он начальствовал в слове. Деян. 19:35 . Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что народ Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Деян. 7:41 . И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. 19 . Горе тому, кто говорит дереву: встань! и бессловесному камню: пробудись! Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром; но дыхания в нем нет. См. Деян. 7: 43 , п. VI. Исх. 25:18 , п. VI. Чис. 21: 8 . И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей когого–либо человека) ужаленный взглянет на него, останется жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Издавались они при Тамбовской духовной семинарии под редакцией ректора и под цензурой инспектора семинарии. Пр. Феофан был самым деятельным сотрудником журнала и печатал в нем свои статьи и проповеди 130130 . Сотрудничая в нем сам, он к тому же привлек и наставников семинарии и подведомых священников, городских л сельских, способных к литературному труду. Таким образом трудились все, начиная с епископа и кончая священниками самых отдаленных приходов. Так оно и должно быть по самой идее местного органа, и в этом нельзя не видеть мудрости высокого руководителя – преосвященного Феофана. Сотрудничали в журнале бесплатно, а вся, остававшаяся от расходов по его изданию, сумма определялась в пользу устрояемого Тамбовского училища для девиц духовного звания 131131 . Чтобы определить вполне заслуги преосвященного Феофана по изданию «Тамбовских Епархиальных Ведомостей», сделаем общий обзор их содержания за первые три года. Первый отдел (официальный) содержит в себе главным образом официальные известия и распоряжения начальства. Здесь же помещаются и объявления о различных журналах и газетах и о продаже книг, при чем нередко подаются советы, какие книги полезно выписать духовенству, пригодные для его самообразования и для пастырской практики. Второй отдел – «Прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям» – очень содержателен. В начале помещается «Патерик, или наставления св. отцев», напр. «О безволии», «О сокрушении сердца» и нравоучительные случая из их жизни, располагающие к вере я благочестию; затем идут «речи и проповеди» сначала св. отцов, напр. Иоанна Златоустог о. Ефрема Сирина и других, а потом –новых и современных проповедников, напр. – преосвященного Николая, преосвященного Иакова Нижегородского, самого преосвященного Феофана и разных духовных лиц Тамбовской епархии. После указанных статей шел отдел, под заглавием: «Объяснение праздников», в котором описывались и объяснялись розные праздники (напр, «Сретения Господня», «Благовещения Пресвятой Богородицы» и др., явления чудотворных икон, напр., – иконы Казанской Божией Матери), объяснялись священные песнопения (напр., «Песнь Пресвятой Троице»), тропаря (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Во дни предпразднств и попразднств на «И ныне» поются песнопения праздника; но если предпразднство или попразднство случится в субботу, то в пяток вечера в стихирах на Господи, воззвах на «И ныне» большею частью поется воскресный богородичен Октоиха. В господские, богородичные (в том числе и в субботу 5 седм. Великого поста) и святых праздники на утрени поется «степенна 1 антифон 4 гласа»; но это есть воскресное песнопение Октоиха. По понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пяткам св. Четыредесятницы на утрени поются следующие песнопения Октоиха: троичны после шестопсалмия и пения аллилуиа, седальны и мученичен по 1 стихословии и светилен по 9 песни канона. Тем не менее выраженное выше положение, что Октоих, как особая книга, в означенные дни не употребляется, остается во всей силе, потому что богородичны Октоиха перепечатаны в дополнительной части месячной Минеи (за каждый месяц) и в Ирмологионе, степенны в Ирмологионе же, песнопения, поемыя в седмичные дни Великого поста, в Триоди Постной, по каковым книгам все они и поются. Песнопения Октоиха в Типиконе обозначаются иногда словами: «Октоиха» (напр., говорится: «стихиры Октоиха») и «Осмогласника» (напр., говорится: «седален мученичен Осмогласника»), «гласа» – или просто (напр., говорится: «ипакои гласа»), или с некоторой добавкой, так: «настоящего гласа», «прилучившегося гласа», рядового гласа», «гласа недели», «во глас Октоиха» (напр., говорится: «И ныне, богородичен настоящего гласа»), и «дне» (напр., говорится: «тропарь дне»), – иногда же – по содержанию, напр., говорится: «канон покаянен», «канон креста», «крестный канон», «канон бесплотных», «канон апостолов», «канон св. Николая», мученичен канон», «покоин канон», «стихиры воскресны» и т. д.; наконец, иногда – указанием на составителя песнопения (напр., говорится:«стихиры восточны», т. е. «Анатолиевы», составленные Анатолием, Константинопольским патриархом 5 века). Необходимо, впрочем, заметить, что в некоторых из поименованных названий не всегда содержится указание на песнопения Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Тропарь Праведному Иову»), кондака (напр.. «Кондак в день сошествия Св. Духа»); затем шли исторические статья (напр. «История Тамбовской епархии». «Тамбовский кафедральный Спасо- Преображенский собор», «Тихвино-Богородицкий женский монастырь», «История Тамбовской духовной семинарии» и др.); сведения по сектантству и расколу в Тамбовской епархии (напр., «Бакинские молокане») и др.; некрологи (напр., Евгения Боженова, о,.Вишневского); статьи ученого характера (напр. «Беседы о свойствах Божиих», «Понятие о душе по учению философов и медиков»); наконец, предлагались поучительные рассказы и случаи из жизни современных христиан, явно указывающие на пути Промысла Божия в жизни человека, заступления Божией Матери и св. угодников и наказания за нарушение веры и благочестия (напр. «Вразумление свыше» «Сила веры», «Помощь свыше», «Божие наказание» и др.) и помещались стихотворения религиозно-нравственного содержания (напр. «Утро светлого Воскресения Христова», «Тайна смерти».», «Покаяния отверзи ми двери», «Весна», «Благовест» и др.). Вот насколько широко была поставлена преосвященным Феофаном программа «Тамбовских Епархиальных Ведомостей» и сколь ревностно она выполнялась под непосредственным наблюдением самого преосвященного Феофана. Это – неоценимая его заслуга для Тамбовской епархии. Насколько велико было его старание с «Тамбовских Епархиальных Ведомостях», видно из того, что он усердно заботился даже с правильней доставке этого журнала подписчикам. По его распоряжению, было напечатано в «Ведомостях» объявление, чтобы благочинные «немедленно по получении рассылали нумера по принадлежности, дабы неисправною доставкой не охладить внимания к делу, предпринятому для общаге интереса духовного» 132132 . Многое заботился пр. Феофан с призрении сирот, несчастных семейств духовенства Тамбовской епархии, приглашая на это святое дело благочестивых жертвователей 133133 . Не мало у пр. Феофана было забот о благоустройстве монастырей. Особенно много пришлось ему хлопотать относительно Дивеевского женского монастыря, где в то время произошли большие беспорядки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

порфира (плащ), обычно прикрывающая одно плечо, на ногах - сафьяновые сапоги, на голове - корона, под к-рой белый плат, причем если у имп. Елены плат нередко опускается на плечи, оставляя открытой шею, то у О. он иногда закрывает шею, плечи и частично грудь (напр., в росписи ц. Св. Троицы в Б. Вязёмах, 1598-1600). Изображения короны различались: это могла быть и византийская корона-камилавка (напр., в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, ок. 1547-1551), чаще городчатый венец с концами (с 7, 5 или 3) в виде лучей (напр., на иконах «Походная церковь», 70-е гг. или 3-я четв. XVI в., ТОКГ; «Равноап. кнг. Ольга и вмч. Георгий», нач. XVIII в., ГИМ)) или в виде лепестков (напр., на миниатюре в Степенной книге списка 1670 г.- РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 10 об.; на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в., УИХМ), в т. ч. 3-частных (напр., в росписи «Родословное древо Рюриковичей» на своде юж. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря, 1689). В Строгановском лицевом подлиннике (1-я четв. XVII в.; возможно, является списком кон. XVIII в. с подлинника кон. XVI - нач. XVII в.) О. изображена в городчатом венце поверх плата и в шубе с длинными рукавами поверх далматики с оплечьем. Изображение О. в шубе встречается в монументальной живописи Ярославля XVII в. (росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина), 1640, Крестовоздвиженского собора в Романове (ныне Тутаев), ок. 1676). Со 2-й пол. XVIII в. одежды и головной убор О. меняются: почти на всех иконах далматика становится короткой, появляется больше вариантов короны, иногда ее заменяет кокошник (большой или в виде диадемы), на к-рый нередко накинут белый плат (напр., на иконах кон. XIX в. с единоличным изображением О. в молении к Спасителю - 2 иконы в частном собрании). Вопрос о наиболее ранних изображениях О. остается дискуссионным. К таковым С. А. Высоцкий относил сцены в росписи лестничных башен собора Св. Софии в Киеве. Их сквозной темой он считал изображение пребывания княгини в К-поле и считал, что «фрески башен выполнялись теми же мастерами, которые расписывали центральную часть собора» ( Высоцкий.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Что касается до средств самосохранения, то Церковь – в своей внутренней жизни держится главным образом не человеческими силами и средствами. Дух Божий, по обетованию Христову, вечно пребывающий в Церкви, сам своей Божественной силой, ненарушимо блюдёт её внутреннюю целость. Он сам наставляет Церковь на всякую истину, сохраняет в ней силу таинств, управляет благодатным преемством священноначалия. Но в связи этой внутренней жизни Церкви с внешней, а во внешней особенно – и человеческие средства и пособия представляются полезными и нужными для Церкви, как напр. для развитая церковного учения полезно научное просвещение пастырей; для священнодействия необходимо благоустроение и обеспечение храмов и священнослужителей и пр. Так как Церковь через своих членов, принадлежащих также гражданскому обществу, входит в это общество и с ним в своей жизни соединяется: то благоустройство и благобытие Церкви во многом зависите от её состояния в обществе, от тех прав, которыми она пользуется в нем, тех способов, какие общество предоставляет ей для развития её внутренних сил, как напр. для свободного исповедания веры, для духовного влияния на народ, и проч. Но Церкви, как царству духовному и благодатному, не свойственно употребление каких либо насильственных мер к своему самосохранению (как напр. оружия). Церковные правила лишают даже священства клириков, которые взаимно поражают нападающих на них разбойников; а убийц, даже невольных, ни в каких случаях не допускают в клир (Васил. В. прав. 55. Григ. Нисс. 5). Такого рода меры, когда бы они и представлялись необходимыми для защиты Церкви (напр. от внешних врагов), она предоставляет в распоряжение гражданского христианского общества, которое защищая ими себя, защищает вместе и Церковь, и защищая Церковь, спасает себя. Божественный Основатель Церкви Сам не хотел и своим ученикам не позволял защищаться силой и оружием ( Мф. 26: 52 ). Главное непобедимое оружие Церкви – духовное; сила Божия, никогда не оставляющая Церкви; собственное же её оружие к самосохранению внутреннему, напр. против ересей и расколов: слово, обличение, убеждение, запрещение, отлучение; а к сохранению себя внешнему, напр. против нападения или гонения внешних врагов: молитва, мужество веры, терпение во имя Христово, любовь ко Христу, всепобеждающая ( Рим. 8:35–39 ). В крайних случаях Спаситель дозволил своим ученикам спасаться бегством от врагов, – впрочем более для того, чтобы неуспехи проповеди их в одном месте вознаградились успехами в другом ( Мф. 10:25 ). А самые разительные опыты того, как Церковь и без оружия может, даже среди гонений, сохранять себя и оставаться непобедимой, представляются нам в первых веках Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Как и в произведениях средневизант. и домонг. времени, на сохранившихся рус. иконах XIII - 1-й пол. XIV в. образ святителя в среднике окружен небольшого размера фигурами святых на полях, часто это св. врачи-«безмездники» Косма и Дамиан, целители (напр., их фигуры на полях иконы Н. из Новодевичьего мон-ря, кон. XII в., ГТГ), или фигуры меньшего размера в среднике рядом со святителем, как на упомянутой выше житийной иконе из погоста Озерёво (ГРМ). Среди святых, изображенных рядом с Н., могут быть покровители неск. заказчиков или семьи, напр. на упомянутой иконе XIII в. из Свято-Духова мон-ря, или представителей различных чинов святости, как, напр., на иконе мастера Алексы Петрова, написанной для Никольской ц. на о-ве Липно близ Новгорода (1294, НГОМЗ). В исполнении нек-рых икон проявляется обращение не столько к визант. образцам комниновского или палеологовского времени, сколько к образцам европейским - романским или даже готическим. Так, на упомянутой иконе из храма на Липне Н. представлен, по выражению Э. С. Смирновой, в «латинской» фелони ( Смирнова. 2011. С. 371), по мнению Е. В. Гладышевой - в облачении, напоминающем лат. казулу (аналог греч. фелони), под к-рой видно впереди богатое платье (подризник) с расшитыми золотом крестообразными узорами, с поручами, которым по цвету и украшениям аналогичны своеобразные «перевязи» на предплечьях (сопоставляются с орнаментальным клавом на правом рукаве хитона Спасителя, протягивающего Н. кодекс). На всех элементах одеяния с помощью имитации различных материалов (жемчуга, золотого шитья, ярких тканей, тонких узоров-вышивок) воспроизведен мотив креста или квадрифолия, как, напр., на нимбе святителя, на плаще-гиматии Иисуса Христа. В деталях (напр., подножия Христа и Богоматери, обрез Евангелия и свиток в руках Спасителя), в узорах и одеждах господствуют красный или багряный цвета, символизирующие царскую власть. В состав избранных святых на полях новгородских икон с образом Н. нередко включались образы св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (напр., на иконах XIII в. из Свято-Духова мон-ря и из храма на Липне); они часто изображались вместе на каменных иконках. Впосл. традиция их совместного изображения была воспринята в др. регионах - в Поволжье (икона XVI в., НГИАМЗ), на Русском Севере - киотная статуя Николы Можайского с живописными образами св. князей на створках (АМИИ). Часто в ряд святых включали образы св. жен-мучениц. Выбор образов святых для написания иконы может быть связан как с желанием заказчика иметь изображение соименного небесного покровителя, так и с намерением почтить память святого, на чей день поминовения пришлось то или иное знаменательное событие. Особую выразительность образу святителя на иконе мастера Алексы Петрова из храма на Липне придает такой прием, как взгляд, обращенный в сторону, в отличие от более ранних изображений, восходящих к визант. образцам, на к-рых взор святого устремлен на молящегося.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Как величайший чудотворец, святитель изображался вместе с Пресв. Богородицей, как правило, в рост, с благословляющей правой рукой, расположенной перед грудью. Икон такого извода было достаточно много создано в XIV-XV вв. ( Смирнова. 2004. С. 299-300). Среди них известны такие, где святитель вместе с вмч. Георгием Победоносцем стоит рядом (справа) с Богоматерью, представленной в изводе Великой Панагии (напр., на иконе 1-й четв. XV в., ГТГ). Цвет одежд Н. мог меняться от белого с имитацией золотого шитья до контрастного, когда белый с черным полиставрий надет поверх пурпурного подризника и дополнен зеленого оттенка омофором, как, напр., на иконе из новгородского с. Ракомо (нач. XV в., ГРМ). Данный извод встречается как в средниках житийных икон святителя, так и на аналойных иконах-таблетках (в т. ч. рядом с др. святыми, напр. на происходящей из новгородского собора Св. Софии иконе-таблетке с Н., со свт. Иоанном Милостивым и свт. Василием Парийским, кон. XV в., НГОМЗ), а также на иконах-складнях наряду с образами др. святых - личных покровителей заказчика, с изображениями праздников и гимнографическими композициями (напр., на деревянном складне из Солотчинского мон-ря, XVI в., Рязанский обл. краеведческий музей). Такой вариант изображения Н. широко известен не только в иконописи, но и в др. техниках, напр. на резных иконках из дерева и камня (ГРМ); на шитых произведениях (напр., на происходящей из Угрешского мон-ря пелене, 1518, ГРМ). Позднее извод образа Н., с широко разведенными в стороны руками, с благословляющей правой и поддерживающей Евангелие левой, оставался наиболее распространенным (особенно в житийных иконах), а к рубежу XVI и XVII вв. утвердился в облике святителя на чудотворной Зарайской иконе Н. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в юго-зап. части собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в юго-зап. части собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Велико число разнообразных по композиции икон Н., на к-рых он изображен стоящим плечом к плечу с др.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

В 4-х к каноническим же посланиям можно присоединить и те, в которых св. Лев определяет известные дни для совершения некоторых таинств и празднеств; таково послание к Еп. Сицилийским (16), в котором значением таинства крещения и примером Апостола Петра доказывается, что крещение приличнее совершать не в день Богоявления, но в день Пасхи и в день Пятидесятницы. Таковы же послания к Диоскору, Еп. Александрийскому (9), о том, что рукоположение епископов, пресвитеров и диаконов надлежит совершать преимущественно в день воскресный, и к Еп. Галлии и Испании (138) о единовременном праздновании Пасхи. III.) Послания разного содержания. К сему третьему и последнему отделу принадлежат все остальные послания св. Льва. В них содержатся, или приветствия к некоторым лицам (напр. 40, 41), или утешения и увещания (напр. 49, 74, 158), или просьбы и благодарения (напр. 32, 78, 82, 122), или осведомления о каком-либо современном происшествии (напр. 36, 39, 125), или извещения (напр. 70, 92, 150), и тому подобное. Все сии послания важны в историческом отношении, как памятники современных св. Льву событий, но, не менее занимательны потому, что заключают в себе множество превосходных назидательных мыслей; особенное же имеют значение для желающего изучить жизнь и характер самого писателя; потому что в них раскрываются и высказываются личные свойства св. Льва. 2) К несомненным также творениям св. Льва принадлежат его слова, или поучения, дошедшие до нас в числе 96-ти. Подлинность их свидетельствуется тем, что во всех древних рукописях приписаны Льву Папе Римскому, и издревле были известны и употребительны в Церкви; так напр. Папа Адриан в одном из своих посланий, 142 ссылается на одно из сих слов говоря: «Блаженный Лев в слове на святое Богоявление учил нас так» и проч. Баллерини считает несомненным, что в архиве Римской Церкви долгое время хранился собственноручный подлинник некоторых слов св. Льва 143 . Все слова св. Льва, также, как и послания, писаны им во время епископского его служения. Св. Лев, проповедуя слово Божие в дни торжеств и молений церковных, применительно к мысли и значению того или другого из них, и сообразуясь с требованием времени, уясняет в словах своих разные догматы веры, и предлагает многие правила христианской деятельности, – и именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Для ряда памятников преимущественным стало изображение мученичества святых. В лицевых месяцесловах сцена усекновения глав Н., Г., П. и К. представлена: на миниатюрах рукописей, напр. в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 114, 1-я четв. XI в.), в Минологии из ГИМ. (Греч. 175. Л. 85r, посл. четв. XI в.), в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v, 1322-1340 гг.); в росписи храмов, напр., в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350). Нередко в минейные циклы включаются полноростовые или полуфигурные изображения всех 4 святых с соответствующими атрибутами их мученического подвига - крестами: на миниатюрах - напр., в Минологии из Венской нац. б-ки (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 103r, 2-я пол. XI в.), в Минологии из ГИМ. (Греч. 175. Л. 79v, посл. четв. XI в.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, кон. XI в.); в настенных росписях храмов, напр. в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/1318). В западноевроп. церковном искусстве изображения Н., Г., П. и К. широко распространены и представлены в монументальной живописи, мозаике, скульптуре, на миниатюрах из рукописей, витражах. Как правило, образы святых составляют 2 устойчивые пары: Г. и П., Н. и К., что связано с их раздельным почитанием. Одним из главных мест почитания мучеников оставалась базилика Сант-Амброджо в Милане. В конхе ее апсиды была выполнена мозаичная композиция, где Г. и П. (XIII в.) предстоят Спасителю на престоле. На стукковом рельефе X в. на юж. стороне алтарного кивория в базилике работы мастера Вольвиния Г. и П. изображены справа и слева от свт. Амвросия Медиоланского; скульптуры XIV в. Г., П. и свт. Амвросия помещены на портале храма. Ранние примеры изображения святых (напр., Г. и П. на миниатюре из Молитвослова Арнульфа, архиеп. Милана - Lond. Brit. Lib. Egerton. 3763. Fol. 113v, между 998 и 1018) также связаны с местами их почитания. Однако с ростом популярности «Золотой легенды» Иакова из Варацце, где было помещено Сказание о святых, появились многочисленные сцены их жития и мученичества (напр., на миниатюрах из франц.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010