Л. выстрелил из лука и поразил Каина. Отдельная сцена т. н. охоты Л. представлена в миниатюрах Октатевхов: из Серальской б-ки в К-поле нач. XII в. (Fol. 52r, описание см.: Успенский. 1907); из Ватикана (Vat. gr. 747. Fol. 26v, 2-я пол. XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 47r, 2-я четв. XII в.). В монументальной живописи она входит в состав ветхозаветных сюжетов, напр., в мозаиках кафедрального собора Санта-Мария-Нуова в Монреале на о-ве Сицилии (между 1183 и 1189) Л. изображен натягивающим тетиву лука, его руку направляет сын; Л. одет в короткую тунику, он обычно старше средних лет, седой, реже - с еще темными волосами, иногда веки смежены - так подчеркнута его слепота (напр., на фреске в Палаццо-деи-Приори в Перудже, Италия (1297)). Эта сцена, популярная в зап. раннесредневек. искусстве, часто встречается в резных деталях храмов (нередко в кратком варианте, без изображения Тувалкаина): напр., на портале кафедрального собора (Дуомо) в Модене, Италия (1099-1110); в рельефах капителей, напр., в ц. св. Марии Магдалины в Везле, Франция (1125-1140); в соборе св. Лазаря в Отёне, Франция (XII в.). В состав цикла, открывающегося изображением т. н. охоты, входят и др. сцены из истории Л.: убиение Тувалкаина, Л. и его жены. В восточнохрист. искусстве в наиболее полном варианте цикл представлен в росписях ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1348), он включает редкую сцену возвращения Л. домой с телом убитого сына; подробностью отличается и миниатюра с историей Л. из Лицевого летописного свода (ГИМ. Синод. 358. Л. 10 об., 70-е гг. XVI в.). На мозаике в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции (1280-1285) - сюжет убиения Тувалкаина включен в сцену т. н. охоты: Л. натягивают тетиву, стоящий рядом сын направляет стрелу, тут же он лежит на земле мертвый, на его спине - сломанный лук. Чаще встречается вариант, когда Л. заносит над Тувалкаином палку, дубину (как напр., на миниатюре из ркп. кн. Бытие - Brit. Lib. Egerton. 1894. Fol. 3r, 3-я четв. XIV в.) или замахивается луком (фреска Падуанского баптистерия, 1376-1378).

http://pravenc.ru/text/2462589.html

186 Куртц напр. желает видеть аллегорическое содержание в словах 11 ст., где невеста увещевается забыть свой народ и дом отца своего. И видя в невесте народ израильский, он потом находит в аллегории всяческую несообразность (Zur Theolog. 8. 66–67). Но зачем под невестою разуметь непременно народ израильский? Напротив, так как невеста чужестранка, то всего ближе и естественней разуметь, что здесь аллегорически говорится по отношению к христианам из язычников, как и разумеют некоторые св. Отцы. «Так как Господь избрал Церковь из язычников», говорит св. Иоанн Златоуст , «то прежде всего псалмопевец заповедует отвергнуть это родство, забыть о нём. Словами «люди и дом» пророк выражает всё, происходящее у язычников, и жизнь и учение». К тому же ещё: в халдейском переводе читается прямо: «забудь злые дела безбожного твоего народа и дом идолов, которым служит дом твоего отца». В таком смысле объясняют это место и другие отцы, напр. св. Василий Великий , Афанасий Алекс., хотя собственно-то под невестою и царицею псалма они разумеют Церковь вообще, или каждую христианскую душу в частности. 187 Это совершалось почти так же, как в известных приточных рассказах Иисуса Христа, которые, нет сомнения, в своей основе не были вымышляемы и, однако эти исторически-действительные основы почти всегда оставляются в стороне, и исследователи считают совершенно неважным игнорировать их. 188 О См. напр. Comm. Ps. De-Wette, Hitzig; Hengst. Christol. Это впрочем представляется и таким лицам как Куртц. «Должно признать, говорит он, что для утверждаемой здесь аллегоричности определения отношения Христа к новозаветному обществу не достаёт в Ветхом Завете ни аналогии, ни основания, ни положительного оправдания.» Больше этого экзегеты отрицательного направления не могут сказать. Подобные возражения особенно часто высказывались по поводу книги Песнь Песней. Нападки на кн. Песнь Песней начались ещё с Феодора Мопсуетского, который объяснял её в совершенно буквальном смысле. А между тем, – эта книга большинством учёных признается мессиански-аллегорическою. Затем, в Ветхом Завете есть множество цельных аллегорических изображений. Напр. в 47 гл. Исаии находится аллегорическое изображение падения Вавилона (ст. 1–9); у пр. Иезекииля в 16 и 49 гл.) имеется очень обширное аллегорическое сказание о дочерях Оголе (Самарии) и Оголиве (Иерусалиме); три главы (1–3) у Осии. Затем, у пророков и псалмопевцев весьма обычно олицетворение земель, народов и городов под образом девиц или жён и молодых дщерей. Пр. Исаия напр. города Иудеи называет «дщерями Сиона» (4:4.), Сидон «дочерью Сидона», город Тир, точно так же, как в 13 ст. 44 пс. называется «дочерью Тира».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иконография Г. Иконография Г. обширна, т. к. неразрывна с иконографией Животворящего Креста Господня. Древнейшие изображения и символы Г. восходят к IV-V вв. Мозаика V в. в ц. Санта-Пуденциана показывает Г. как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом. Более традиционно изображение Г. в виде площадки, на к-рую с 2 сторон ведут ступени: на визант. монетах (напр., имп. Феодосия II и Евдокии, 420 г.) - от 1 до 4 ступеней (DACL. Col. 3096), на паломнических ампулах и флягах - обычно 2-3 ступени (напр., на флягах из Монцы и Боббио, V в., музей Studium Biblicum Franciscanum - см.: Barag. 1970). Вероятно, это является отражением реального оформления Г., к вершине к-рой шли ступени, ставшие известными благодаря иконографии и описаниям паломников. В др. случаях Г. представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (напр., ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана). В иконописи и книжной миниатюре Г. изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в.- ГИМ. Греч. 129 д. Л. 4, 19, 67, 86, 98 об.; Киевская Псалтирь, 1397 г.- РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 47 об.). Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь. Л. 72 об.), к-рая может изображаться в пещере-разломе (Киевская Псалтирь. Л. 36, 92 об., 101, 185). В случае, когда необходимо было изобразить 3 креста, Г. могла также иметь 3 вершины (Хлудовская Псалтирь. Л. 45 об.). В поздней иконографии Г. с адамовой головой часто служила символом смерти (напр., на надгробиях XVIII-XX вв.). В соответствии с апокрифическими сказаниями об адамовой голове (кровь из ран Христа коснулась головы и омыла грех Адама) изображаются потоки крови, льющиеся на череп Адама (мозаика собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос, 1042-1056). Изображения Г. в визант. и древнерус. памятниках часто сопровождаются буквами, число к-рых может быть более 100. На рус. изображениях чаще др. встречаются М. Л. Р. Б., означающие «место лобное рай бысть».

http://pravenc.ru/text/165249.html

В редких случаях в рукописных богослужебных книгах (напр., Типикон XIV в.- НБКМ. Греч. 56) встречается описание торжественной службы во имя равноапостольных К. и Елены со всенощным бдением и с максимальным набором песнопений; на утрене читается Евангелие (Ин 10. 9-16). В первых изданиях греч. Минеи (напр., напечатанной в Венеции в 1569) 21 мая содержится бденная служба равноапостольным К. и Елене с добавлением песнопений сочинения Николая Малакса (см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 378-379): стихир на малой вечерне, дополнительного цикла стихир-подобнов на «Господи, воззвах», 2-го канона на утрене, цикла самогласнов для помазания елеем в конце утрени. Более поздние издания греч. Минеи (напр., 1607) уже не содержат песнопений Малакса - в них служба равноапостольным К. и Елене излагается по уставу малого праздника, как и в ранних рукописных редакциях. В XVII в. в греч. и слав. Минеях память равноапостольных К. и Елены празднуется более торжественно. 21 мая уже с XVI в., несмотря на отсутствие в уставе службы К. полиелея, в слав. богослужебных книгах отмечалось знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ): на вечерне назначается пение «Блажен муж», 3 паремии (3 Цар 8. 22-23, 27-30; Ис 61. 10-11; 62. 1-5; Ис 60. 1-16), последование включает стихиры на литии и на стиховне, на утрене поется полиелей, прокимен из Пс 88 и читается Евангелие (Ин 10. 9-16). В румын. Минеях XVIII-XX вв. на память равноапостольных К. и Елены 21 мая указана полиелейная служба, как в греч. и слав. богослужебных книгах, за исключением некоторых изданий: напр., в Минее 1804 г. 21 мая отмечена бденная служба с малой вечерней - последование включает ряд песнопений равноапостольным К. и Елене, отсутствующих в др. источниках. Греч. Типикон протопсалта Константина, изданный впервые в 1838 г., приводит варианты соединения последования равноапостольных К. и Елены с праздниками подвижного годового круга: напр., если 21 мая совпадает с Вселенской родительской субботой перед Пятидесятницей, последование К. и Елены поется в пятницу, а отдание праздника Вознесения переносится с пятницы на субботу; при совпадении с Пятидесятницей последования Триоди и Минеи соединяются, причем стихиры берутся из обоих последований, а канон на утрене и служба на литургии - только из Триоди. В последующих изданиях Типикона протопсалта Константина приводится обычный устав службы 21 мая (со входом, с чтениями на вечерне, со степенными антифонами и с Евангелием на утрене), затем описывается устав службы в случае совпадения с Неделей о самаряныне, с отданием праздника Вознесения в пятницу 7-й недели по Пасхе (отдание не переносится на четверг, как в 1-м издании Типикона), с праздником Пятидесятницы, со Всех святых неделей . В издании нового греч. Типикона 1888 г. в переработке протопсалта Г. Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 275-283) в 14 главах приведены указания о службе 21 мая в случаях различных совпадений.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

901 Апостолы и евангелия субб. пред 50-цею – другие: апост. Деян. зач. 51 и мертвенный Коринф. зач. 163: Братие, первый человек...; евангелия Иоанна, зач. 67 и заупокойное, зач. 21. 902 Все эти прокимны, аллилуиарии, причастны и заупокойные апостол и евангелие указываются в 55 гл. Типик., л. 398 на об., и в Октоихе, л. 91 на об., в котором на л. 380 на об. и напечатаны. Ворочем, на 91 л. Октоиха пропущен стих аллилуиария: Многи скорбя праведным..., и не указаны зачала заупокойных апостола и евангелия. 903 В субботу пред 50-цею считают уместным, вместо «Вядехом свет истинный...», петь: «Глубиною мудрости...». 907 В этот перечень вошли: 1) такие песнопения, значительнейшая часть которых находится в самих последованиях означенных книг, но которые для большего удобства перепечатаны в других книгах, каковы, напр., воскресные и др. тропари и кондаки, 2) такия, которых в последованиях перечисленных книг не имеется, но которые напечатаны или в тех же книгах, но особыми статьями, каковы, напр., воскресные экзапостиларии и дневные светильны Октоиха, или в других книгах, каковы: общие тропари, общие кондаки, общие прокимны и т. п. 908 Эти богородичны находятся в числе седмичных богородичнов, поемых после тропарей святых в конце вечерни, в начале утрени на Бог Господь и в конце утрени и помещенных в 57 гл. Типикона. 909 Они же поются и в других стихирах; так, напр., если, положим, 6 октября случится в воскресенье, то в литийных стихирах на И ныне, на основавии 3 и 4 гл. Типикона, надобно петь воскресный богородичен, заимствуя его из воскресных стихир на стиховне. 910 Назначаются они и в других стихирах; так, напр. 9 октября назначены в утренних хвалитных стихирах. 911 Ипакои есть песнопение, принадлежащее воскресной утрени, в последовании которой в Октоихе оно и напечатано; но полагается и на воскресной полунощнице, где не печатается, а только указывается (см. Часосл., стр. 20). 916 Сравнивая общие утренние прокимны, указанные в общих последованиях утрени, помещенных в Общей Минеи, с общими литургийными прокимнами, указанными в 59 гл. Типикона и 29 гл. Общей Минеи, мы видим, что и для утрени, и для литургии большею частью назначаются одни и те же, но не всегда, напр, утренний прокимен Христа ради юродивым: Возвеселится праведник..., а литургийный: Честна пред Господем...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

accessio, напр. присоединение одной приходской церкви к другой, или одного монастыря к другому, или приходской церкви к монастырю).– Изменения могут состоять 2) в разделении одной должности или а) на две самостоятельные (sectio), напр. одного прихода на два, или б) с отчислением части компетенции одной церковной должности к другой (dismembratio), напр. отчисление нескольких деревень от одного прихода к другому, или нескольких уездов от одной епархии к другой. В западном каноническом праве существует еще термин: incorporatio для обозначения того случая, когда приходская церковь с церковной должностью присоединяется к какой-нибудь духовной корпорации (капитулу, монастырю, в средние века к университету), причем корпорация обсуживается как универсальный преемник во всех activa и passiva присоединяемой церкви, так что следовательно и доходы с одной стороны, и тягости с другой (напр. церковностроительная тягость) переходят на корпорацию;корпорация сама считается de jure приходским священником, а священник, фактически исполняющий священническое служение, рассматривается как викарий, служащий за определенное условленное вознаграждение. У нас возможны еще: превращение одного института в другой, напр. женской богадельни в женскую общину, женской общины в монастырь, монастыря в приходскую церковь и т. п. Учреждение и упразднение всяких штатных должностей, с которыми связано определенное содержание из государственной казны, требуют у нас не только церковнозаконодательного акта, но и государственного закона. Учреждение новых приходов в столицах, даже и без штатного содержания духовенству, требует высочайшего разрешения, хотя и не в виду государственного закона. Разные изменения в существующих должностях большей частью производятся в силу определений св. синода. Глава VIII. О монастырях и других церковных обществах § 112. Монастыри. А. Монашество восточное и западное. Монастыри, по первоначальному своему происхождению, были частными религиозными обществами, которые составлялись из лиц, удалявшихся из мира для спасения своей души, с правом свободного выхода из общества по своему желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

—189— ничился почему-то лишь теми данными, которые указываются враждебными папству писателями и не счёл нужным привести более компетентные свидетельства, как напр. коллективную ноту держав в мае 1831 года. б) не всегда внимательное отношение к первоисточникам, причём автор очень часто заимствует из них менее, чем бы следовало, и подчас предпочитает излагать сущность дела по руководству немецких пособий. Напрасно напр. он не отнёсся с должным вниманием к таким высокой важности документам, как буллы: „Unam sanctam“ или „Aeterni patris“. Если бы напр. он внимательно прочитал эту последнюю буллу, то не стал бы утверждать, как делает в своём сочинении, что в булле о созвании Ватиканского собора „нет упоминания о правительствах католических стран“, и что „католическая церковь устами своей главы объявляет государству о враждебности к нему и нежелании иметь какое-либо дело с ним“ (стр. 290). в) некоторые ошибки и недосмотры в частностях, как напр. на стр. 118, 125–126, 157. г) недостаток ссылок на те источники, откуда автор заимствует сообщаемые им сведения, благодаря чему некоторые из этих сведений представляются голосословными и иногда сомнительными (напр. стр. 14, 15, 53, 84, 90, 131, 148:159). Все указанные недостатки не имеют существенного значения и не отнимают у сочинения его достоинства, благодаря которому признаю г. Орлова вполне заслуживающим степени кандидата богословия“. 28) Экстраординарного профессора Михаила Тареева о сочинении студента Попова Христо на тему: „Учение древнехристианских подвижников о помыслах“: „Сочинение Хр. Попова Учение древне-христианских подвижников о помыслах состоит из введения (стр. 1–12) и четырёх глав исследования. В первой главе (стр. 13–43) даётся „определение понятия помысла“ и изображается „развитие греховных помыслов в связи с учением христианских подвижников о душе человеческой“. Под помыслом вообще святые подвижники разумеют мысль о чём-либо, умственный образ какого-либо предмета, безразлично – хорошего или нехорошего; злым помыслом они

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Портрет М. в медальоне среди медальонов с образами Христа и святых - в к-польском Четвероевангелии (Paris. gr. 74. Fol. 1, XI в.), в Евангелии болг. царя Иоанна Александра (Lond. Brit. Lib. Add. 39627. Fol. 6r, 1355-1356 гг.). Кроме того, М. может быть изображен в разных изводах наряду с др. апостолами или святыми вокруг Христа. В составе апостольского чина с древних времен М. представлен на мощехранительницах и др. видах церковной утвари из драгоценных и редких материалов, напр. слоновой кости: на «Апостольской пиксиде» к-польской работы (кон. X - нач. XI в., Художественный музей, Кливленд), на ларце-мощехранительнице (2-я пол. X в., Метрополитен-музей), ларце с розеттами и образами Христа, Деисуса и апостолов (2-я четв. X в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). Вокруг Христа могут размещаться образы из Деисуса, в т. ч. 4 евангелистов, как в Евангелии из афонской Великой Лавры (Ath. Laur. A 92. Fol. 1v, X в.), 4 евангелистов, стоящих перед Христом - на миниатюре Ванского Евангелия (Tbilisi. А 1335. Л. 8 об., кон. XII в.). Подобная композиция могла быть составлена из 4 отдельных миниатюр с образами евангелистов, спешащих к Христу, либо это могла быть 4-частная миниатюра с образами апостолов и полностраничная миниатюра с изображением Христа (Vat. gr. 756. Fol. 11v, 70-80-е гг. XI в.; Sinait. gr. 152 a. Fol. 16v, 1346 г.). К этому варианту восходит монументальная икона с образом шагающего М. (кон. XIII в., Иконная галерея, Охрид). Византийский извод был использован в мастерских, работавших для королевств крестоносцев (рукопись из мастерской в Иерусалиме - Vat. lat. 5974. Fol. 3v, ок. 60-х гг. XII в.); с Христом, стоящим перед М. (Bodl. 12. Fol. 28r). Этот вариант иконографии использовали для предметов личного благочестия как, напр., в золотом кресте с перегородчатыми эмалями визант. работы из ризницы собора в Мартвили - образ Богоматери с Младенцем окружен медальонами с апостолами, в т. ч. с М. (X в., Музей искусств, Тбилиси). В паре с др. евангелистами, напр. с ап. Лукой, М. написан на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. С верховными апостолами и евангелистами - на 2-рядной миниатюре к-польской работы из Евангелия Ватопедского мон-ря (Baltim. 530C, 4-я четв. XI в.). М. седой, с бородой средней длины, на нем голубой хитон и зеленоватого цвета гиматий. К подобному же типу многофигурного портрета восходят и мозаики апсиды собора в Чефалу (1148) с образами апостолов, в т. ч. с М. В апостольском чине образ М. входит в иконостасы (поясные образы) афонских храмов - напр., в Хиландарский чин (XIV в.). Позднее сформировалась композиция Собор апостолов, в которой также обязательно присутствует фигура М., напр., на иконах к-польской (1-я пол. XIV в., ГМИИ им. Пушкина) и новгородской работы (1432, НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

В поздневизант. время образ В. входил в состав избранных святых на полях, напр. на иконе «Деисус со святыми на полях» (4-я четв. XIV в., ГТГ), или композиций, представляющих апостолов без Христа, напр. на иконе «Двенадцать апостолов» (1-я четв. XIV в., ГМИИ) к-польской школы, связанной с росписью ц. мон-ря Хора,- В. изображен во 2-м ряду за евангелистами. В. представлен также в циклах минейных изображений в росписях ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино (1316-1318, Македония), в нартексе ц. св. Троицы мон-ря Козия (1386-1390, Румыния), в ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718, Черногория), сцены перенесения его мощей присутствуют в росписях Козия и Пелинова. Изображение мученичества В. получило распространение в позднесредневек. искусстве правосл. стран: в росписях 1561 г. нартекса Печской Патриархии он изображен распятым на кресте, рядом - избиение ап. Варнавы; в одном из клейм иконы «Праздники со страстями и мучениями апостолов» (1713, ГТГ), созданной в Ярославле, представлено распятие В. на дереве вниз головой. В рус. искусстве позднего средневековья известны и единоличные изображения В. в деисусном чине в ряду апостолов, напр. в иконостасе ц. Рождества Богородицы в Голутвине (ок. 1691, работы Т. Филатьева и др., ГТГ), а также образы деяний В. и его сподвижника, ап. Филиппа, напр. хождения и мученичества В. на иконе «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий с житием», написанной в 1670 г. для Ипатьевского мон-ря в Костроме (ГТГ). В поздних изводах композиции «Рождество Христово» присутствовало изображение В. под смоковницей, связанное с текстом Евангелия от Иоанна. На Западе использовали разные изводы иконографии В., как правило, отличные от принятых в правосл. мире, напр. изображение со снятой кожей, накинутой на плечи, и ножом, орудием мученичества, в руке на картине «Апостол Варфоломей» Маттео ди Джованни (ок. 1480, Музей изобразительных искусств, Будапешт); на фреске «Страшный Суд» работы Микеланджело (1535-1541, Сикстинская капелла, Ватикан) В. представлен в числе ближайших ко Христу Судье фигур протягивающим нож.

http://pravenc.ru/text/154389.html

Местный обстоятельства оной нисколько не похожи не только на обстоятельства русских епархии, но даже и на собственно Иркутскую. И оттого суждения о ней и распоряжения были часто очень невпопад. Напр. одна из уездных (все равно сельских) церквей имеет приход, состоящий из14 ½ тысяч душ. Угадайте, сколько жителей при самой церкви? На этот вопрос многие давали более 2,000. Но что, если я скажу Вам, что при ней живут одни только-духовные, прислужник церкви и почтовая станция, и более никого. Жители-прихожане начинают попадаться в 1 ½ и 2 верстах от церкви. Вы скажете, как и все незнающие местных обстоятельств Якутской области: значит, церковь поставлена не на месте. Нет! Напротив, поставьте в другом месте, останутся одни только духовные, так как при всех прочих уездных или улусных церквах, кроме духовенства, нет никого. И где ни поставьте церковь , даже если-бы поставить церковь где, напр., есть две – три юрты жителей, церковь останется с одними духовными и прислужниками. Главною и непреоборимою причиною этому то, что Якуты-скотоводы и потому жить селениями они не могут. Якут всех до 200 т. душ, но редко можно найти две-три юрты, вместе стоящими и то ближайших родственников: все они рассеяны, как звезды небесныя по области. И оттого напр. при той-же вышеупомянутой церкви, имеющей 14 ½ т. прихожан, в воскресные дни к обедне собирается не более 10 человек. В Жиганской церкви-давнишней уже-говорят никогда не бывало церкви 20 человек вдруг; а очень часто одни только служащее и сторож. После сего можно-ли удивляться, что в Якутской области мало церквей? Напротив того, многие церкви, напр. Устьянская и Ожогинская (на берегах Ледовитого моря), почти совсем напрасно выстроены. Прихожане их начинают попадаться в 50 и 100 верстах от церквей. Число священников в Якутской области, как я Вам писал, очень мало-55 и с миссионерами; а жителей будет более 210 тыс. И оттого напр. при 3-х Вилюйских церквах, при соборе и одной из уездных, всех вообще прихожан будет до 90 тыс. Священников по штату положено только 15, а на-лицо теперь только 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010