На практике впрочем такое уважение представителей новейшей ортодоксии к св. Писанию и к символическим книгам лютеранства далеко не осуществляется. Напротив, они сплошь и рядом уклоняются от учения как первого, так и вторых. Причину этого явления следует отыскивать в слишком узком, чисто механическом представлении богодухновенности книг св. Писания и, в силу того, в отсутствии правильного кругозора при толковании отдельных мест его. Остановившись напр. на 2 гл. послания к Филиппийцам, где говорится об Иисусе Христе, что Он Свое Божественное бытие с его Божественными свойствами добровольно уничижил и вместо того принял на себя зрак раба, некоторые представители новейшей ортодоксии, напр. Лютард, делают отсюда тот вывод, что Христос, хотя во время земной жизни и обладал божественными свойствами, но употреблял их только тогда, когда того требовало дело искупления. Другие представители новейшей ортодоксии в данном отношении пошли еще далее. Принимая во внимание то обстоятельство, что учение о совершенном, полном обладании Божескими свойствами, без употребления их, есть contradictio in adjecto, Годэ и Томасиус пришли к тому заключению, что Божественная личность Логоса остается неизменной с её вечностью, славою и любовью; напротив другими Божескими свойствами: всемогуществом, вездеприсутствием, всеведением и проч. Христос обладал только по воле Отца (т. е. как бы не владел ими в действительности), так что если требовалось напр. совершение какого-нибудь чуда, то Он получал силу для этого по особой молитве от Бога Отца. Только в последние моменты Своей жизни, при воскресении и вознесении на небеса, благодаря верному послушанию Богу Отцу, Христос Спаситель получил полное обладание указанными Божескими свойствами. Исходя из указанного же отношения к св. Писанию, некоторые представители новейшей ортодоксы, напр. проф. Бейшлаг, отрицают предвечное бытие Сына Божия, толкуя слова евангелиста Иоанна 8:58 : «прежде чем Авраам был, Я – есмь» в смысле: «я есмь в идее Отца»; другие, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В рус. фольклорных произведениях нередко встречается сопоставление Г. с арх. Михаилом - победителем апокалиптического змея, примеру к-рого и следует Г.-змееборец. В мелкой пластике известны двусторонние иконки с изображениями Г. и арх. Михаила, напр. каменная новгородская иконка XIII в. (ГИМ). Возможно, арх. Михаилу стремился уподобить образ Г. автор иконы 1-й пол. XVI в., происходящей из Богоявленской ц. погоста с. Лядины Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГЭ), где Г. представлен в воинском облачении, с копьем-прапором в левой, щитом и мечом в правой руке, в рост, стоящим на красном подножии - детали, характерные для иконографии арх. Михаила (как, напр., на иконе из усадьбы Михалковых в с. Петровском под Рыбинском, сер. XVI в. (Рыбинский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)). Еще одна деталь облачения Г. косвенно связывает его с образом «воеводы небесных сил» - медальон на латах Г. с изображением Христа Еммануила, помещаемый на сфере (зерцале) в руках архангелов, напр. на иконе сер. XVI в. из собрания А. В. Морозова (ГТГ), в росписи на столпе Архангельского собора Московского Кремля (1565). В то же время изображение Христа Еммануила на нагрудных доспехах воинов является визант. традицией, отражающей воинскую практику, и встречается в живописи палеологовского времени (напр., изображения вмч. Димитрия в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, ок. 1376; вмч. Прокопия в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манассия), до 1418). В Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.) дается следующее описание Г.: «…кудряв, млад во бронях, приволока киноварь, доспех злат клетчат, испод лазорь, у сердца зерцало кругло светится, в правой руке копие, а в левой меч в ножнах, шелом за правым плечом, а на нем крест, щиты видет от левыя бедры, мало от правыя тул с луком и сайдак со стрелами, нагавицы багор, сапоги злато, на вохре, палицы по бедрам на вохре златыя, у Георгия в руце свиток…» Иногда на нагрудных доспехах помещалось «зерцало кругло» без изображения на нем Христа Еммануила (напр., икона «Чудо вмч. Георгия о змии» из Георгиевской ц. Теребужского погоста С.-Петербургской губ., 2-я пол. XVI в., ГРМ; икона «Чудо вмч. Георгия о змии, с житием» из Георгиевской ц. на Площадке в Костроме, кон. XVI - нач. XVII в., ГТГ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Если хочешь говорить поучение в неделю, то обещая в предложении хвалить что-нибудь доброе, напр., покорность, пост, милостыню, страннолюбие, терпение, молчание, молитву, послушание, девственную чистоту, жизнь монашескую, кротость, справедливость, или иную какую добродетель. Далее — о том говори в наррации, а в конклюзии убеждай людей, чтобы они любили такую добродетель. Далее — о том говори в наррации, а в коналюзии убеждай людей, чтобы они любили такую добродетель. А если угодно, в предложении обещай что-нибудь злое порицать, напр., гордость, гнев, зависть, лакомство, пьянство, блуд или иной грех; затем в наррации о том говори, а в конклюзии убеждай слушателей, чтобы остерегались того греха. Приступ, какой угодно, можешь приложить к тому, что хвалишь, или порицаешь. Если же захочешь говорить поучение в праздник, то в проповеди хвали святого, которого в той день празднуют, напр., Пречистую Богородицу, или апостола, или пророка, или мученика, или мученицу, или святителя, или пустынника, или иного святого, припоминай его добрые качества и добрые дела, которые он имел, живя на земле, как служил Богу и св. церкви, что терпел за Христа, какие чудеса сделал, и как теперь творит для тех, которые прибегают к его милосердию, и как в неделю, так и в праздник, можешь указывать пользу того предмета, причины по которым что-либо делалось или делается, можешь говорить об именах, которыми называется какой предмет. Можешь иногда целую проповедь составить из имени, напр., Бог, неделя, Христофор, Василий, Николай и др. Можешь показать способы, посредством которых можно достигнуть чего-нибудь доброго и уберечься от злого. Если пожелаешь сказать проповедь в неделю, то возьми тему из евангелия, которое будет читано на литургии, и из той темы составь проповедь. Если же в праздник захочешь сказать поучение, можешь или из книг Моисея, или из псалмов Давида, или из Притчей Соломона, или из пророка, или из апостола какого, или из евангелия, или из апокалипсиса, или откуда хочешь из Библии, можешь взять тему и соответственно ей составить проповедь, и в той проповеди хвалить какого-нибудь святого. Когда в неделю случится какой праздник, напр. св. велик. Георгий, или св. архиерея Николая, или св. Иоанна Крестителя, или иной праздник, не забывай в той проповеди и святого похвалить, и из недельного евангелия что-либо сказать.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Там же. Дневные светильны, напр., в понедельник: Небо звездами..., во вторник: Предтечу Иоанна... Типикон. Октоих. Богородичны дневных светильнов, напр., в понедельник: Сладосте ангелов .. и др. Там же. Светильны св. Четыредесятницы, напр., Свет возсияй, Господи... Типикон. Октоих. Триодь Постная. Всякое дыхание... и хвалитные псалмы. Ирмологион. 153 на об. Утренния, или евангельския, стихиры, поемыя на Славу хвалитных стихир, числом 11, напр., На гору ученикам идущим... Типикон. Октоих. Богородичен, поемый на И ныне после воскресной евангельской стихиры, 2 гласа: Преблагословенна еси, Богородице... Типикон. Ирмологион. 154 на об. Славословие великое. Ирмологион. Воскресные тропари, поемые после великого славословия: а) в 1, 3, 5 и 7 гласах: Днесь спасение миру бысть... б) во 2, 4, 6 и 8 гласах: Воскрес Иисус от гроба и узы растерзал еси... Типикон. 6. Литургийные песнопения. Изобразительные антифоны: Благослови, душе моя, Господа... Единородный Сыне... Во царствии твоем... Ирмологион. Вседневные антифоны: Благо есть... Ирмологион. Богослужебн. 299 на об. Апостол. Праздничные антифоны Пасхи и господских двунадесятых праздников. Богослужебн. 186 и 195 Апостол. Приидите поклонимся... по входе. Ирмологион. Праздничное входное. Богосл. Апостол. 186 и 195 Трисвятое: Святый Боже... Ирмологион. Поемыя иногда вместо трисвятого песнопения: Елицы во Христа крестистеся... Кресту твоему поклоняемся... Богосл. Апостол. 186 и 195 Служебник. 431 и 318 на об. Иже херувимы... Ирмологион. 101 на об. Вечери твоея тайныя... Ирмологион. 101 на об. Да молчит всякая плоть... Ирмологион. 101 на об. Символ веры. Ирмологион. Милость мира и т. д. Там же. 102 на об., 103 и 104 Достойно и праведно... Свят, свят, свят... Тебе поем... Достойно есть... О тебе радуется благодатная... Отче наш... Един свят... Благословен грядый... Видехом свет истинный... Да исполнятся уста... Буди имя Господне... Воскресные литургийные прокимны, напр., 1 гл.: Буди, Господи, милость твоя..., 2 гл.: Крепость моя и пение мое...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Соответственно повысилась степень освещенности помещений от слабой под суровыми сводами эпохи романики (напр., в К. мон-ря Пресв. Богородицы в Магдебурге (XI в.) или мон-ря Тороне (1160-1175)) до более яркой в эпоху готики (напр., К. в Руайомоне (1231-1235)). Простые галереи уступили место стрельчатым аркадам, заполненным резьбой или витражами в эпоху интернациональной («пламенеющей») готики (напр., на фасадах К. цистерцианского мон-ря Маульбронн (Вюртемберг)). С расширением обители могло расти число К., соединенных между собой, как правило, галереями и отличавшихся размерами. В самом крупном, примыкавшем к церкви непосредственно, могла располагаться монастырская б-ка, как, напр., в цистерцианском монастыре Тен-Дёйнен (или Дёйненабдей) во Фландрии. Прибавление братии, потребность в отдельных помещениях для сна и занятий увеличивало число К. в итал. мон-рях, особенно в тех, что находились в богатых городах-республиках. Такие К. получали отдельные наименования - в честь св. Антония и св. Доминика в доминиканском монастыре Сан-Марко; «зеленый», «большой», «с воротами» К. во францисканском мон-ре Санта-Мария-Новелла, оба - во Флоренции ( Braunfels. 1969. S. 89, 140, 184, 186-187). Отдельные кельи размещали, надстраивая здания по сторонам К. Большое количество К. было неизбежно и в монастырях, ставших королевскими резиденциями, напр. Поблет и Эскориал в Испании в XII-XIX вв. Продолжением К. внутри церкви исследователи считают особые проходы-леттнеры, появившиеся в картезианских монастырях и соседних с ними городских храмах, часто украшенные росписями или скульптурой; древнейший (сер. XIII в.) - в ц. св. Екатерины в Сьоне (Швейцария, см.: Ibid. S. 160-161). Хотя К. возникли в мон-рях, их устраивали при городских соборах, где они могли использоваться как кладбища - Кампосанто (1277-1464) близ кафедрального собора в Пизе: протяженный, с готическими аркадами К. вокруг места, где были помещены реликвии, в XII в. привезенные в город из крестового похода. К. сохранился в ансамблях средневековых ун-тов: Тринити-колледж в Оксфорде (1555); Большой двор Тринити-колледжа в Кембридже (сооружен при Томасе Невиле (1593-1615)).

http://pravenc.ru/text/1841516.html

Основной тенденцией было стремление поставить под контроль правящего епископа и капитула совершение И. и назначение на должности в частных приходских церквах. В декреталиях кон. XII - нач. XIV в. осуществление И. стало трактоваться как прерогатива папы и правящих епископов. Так, напр., декреталии Римских пап Александра III и Гонория III запретили церковным властям и патронам обещать соискателям еще невакантные бенефиции (Liber Extra. III 8. 3, 16); при этом допускалась передача епископом невакантных церквей мон-рям (см., напр.: Liber Extra. III 24. 4). Особо подчеркивалась роль папы Римского как верховного обладателя такого права и верховного судьи в спорах, связанных с И. В то же время в декреталиях была зафиксирована и легитимирована практика, когда мон-ри (особенно обладавшие папским иммунитетом) владели частными храмами на полноправной основе («pleno iure» или «utroque iure», т. е. полное распоряжение в вопросах «temporalia» и «spiritualia»), при к-ром аббат полностью распоряжался доходами прихода и осуществлял назначение на приходские должности без контроля местного епископа; пастырские обязанности в таких церквах исполнялись временными викариями из числа монахов-пресвитеров (см., напр., 61-й канон IV Латеранского Собора - Liber Extra. III 5. 31). Со 2-й пол. XIII в. большое внимание в декреталиях стало уделяться т. н. резерватным правам папы в отношении бенефициев и пребенд (в т. ч. в частных храмах, составлявших среди них значительную долю), на к-рые претендовали обладатели соответствующих папских рескриптов (см., напр.: De concessione praebendae et ecclesiae non vacantis//Liber Sextus. III 7). В этот период канонисты обратились к изучению И., хотя интерес был и раньше (см., напр., комментарии папы Римского Иннокентия IV на «Liber Extra» (глоссы к титулам «De iure patronatus», «De donationibus», «De privilegiis» и др.), глоссу Иоанна Андреа (ок. 1338) к титулу «De iure patronatus» в его комментариях на Декреталии Григория IX). Ряд историков (П. Ландау и др.) отмечают в это время первые случаи употребления термина «И.» для обозначения новой практики. В кон. XIV в. папа Римский Бонифаций IX из финансовых соображений безуспешно пытался зарезервировать исключительное право на И. за Папским престолом.

http://pravenc.ru/text/389609.html

Помимо энкратитских черт в Д. находят также следы маркионитских влияний. Это относится, напр., к передаче Татианом слов Христа о нарушении «одной из заповедей сих малейших» (Мф 5. 19); в Д. эти слова звучат следующим образом: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших Нового Завета». Т. о., по мнению исследователей, Татиан отрицал ценность ветхозаветного закона, к к-рому в традиц. понимании и относились слова Христа ( Leloir. 1966. P. 14). Есть также свидетельства того, что в Д. отражены и некоторые антииудейские тенденции, которые также объясняют маркионитским влиянием. Так, напр., из Лк 2. 32 Татианом, по-видимому, были убраны слова «и славу народа Твоего Израиля» (Ibidem.). Не все особенности богословия Д., сохранившиеся в источниках, восходят к Татиану. Так, напр., при сравнении сир. комментария прп. Ефрема с его арм. переводом оказывается, что переводчик убрал бóльшую часть текстов, говорящих о телесности Христа и первородном грехе, и сократил многие места, имеющие антииудейскую направленность (Ibid. P. 29). Проблемы реконструкции Д. Текст мн. упомянутых выше источников подвергался влиянию др. переводов Свящ. Писания, и мн. уникальные чтения Д. были с течением времени заменены стандартными. Кроме того, поскольку каждый из этих источников имеет собственную текстуальную историю, то варианты текста в них не могут быть автоматически возведены к Д. (см., напр.: Bruin. 1980. P. 204; Fischer. 1972. P. 48). Важнейшим критерием при этом является совпадение нестандартных чтений в разных источниках ( Petersen. 1994. P. 373). Если, напр., какое-то чтение, зафиксированное в неск. зап. источниках, отсутствует при этом во всех вост., это означает, что оно могло проникнуть уже после перевода Д. с языка оригинала. Для выделения подлинных чтений Д. были предложены 3 критерия: 1) чтение должно быть засвидетельствовано и в вост., и в зап. традициях; 2) оно не должно присутствовать в др. источниках, из к-рых оно могло быть заимствовано в Д.; 3) источники, в к-рых оно засвидетельствовано, должны являться евангельскими гармониями или находиться под непосредственным влиянием последних ( I dem. 1989. P. 490).

http://pravenc.ru/text/171943.html

Сходство очевидно и в композиции обеих книг. Притчи Соломона начинаются похвалой мудрости человека (Притч 1. 1, 3) и заканчиваются построенной по принципу акростиха песней о добродетельной жене (Притч 31. 10-31); И., с. С., к. также начинается похвалой Премудрости и завершается гимном в честь праведников ВЗ. Кроме того, Иисус, сын Сирахов, подобно автору Притчей, выражает свои мысли в форме афоризмов, сравнений, загадок. Некоторые толкователи считают, что И., с. С., к. содержит полемику с Книгой Екклесиаста ( Marböck. 1997. P. 281), хотя наряду с примерами, возможно подтверждающими эту позицию (ср.: Сир 31. 3-4 и Еккл 5. 12, 14-16), многое свидетельствует о близости этих книг (Сир 37. 26 и Еккл 12. 9-10; Сир 11. 26 и Еккл 12. 13-14). Параллели с И., с. С., к. отмечаются также в Книге Премудрости Соломона (напр.: Сир 16. 1-5; Прем 4. 1-6), хотя большую часть Книги премудрости составляет пространное повествование о Премудрости Божией, тогда как конкретные нравственные наставления в отличие от И., с. С., к. занимают значительно меньше места. Эту особенность обычно объясняют тем, что Книга премудрости подверглась большему эллинистическому влиянию, чем И., с. С., к. И., с. С., к. в экзегетической литературе ранней Церкви Влияние И., с. С., к. на НЗ, за исключением неск. спорных аллюзий, практически не обнаруживается ( Gilbert. 1994. Sp. 888-889). Исследователи видят ряд мест, зависимых от И., с. С., к., в «Дидахе», напр.: Didache. 1. 6 (Сир 12. 1, текст, возможно, зависит от греч. перевода И., с. С., к., выполненного в сер. I в. по Р. Х. в Палестине, к-рый отличался от перевода, представленного в визант. унциалах IV-V вв.); Didache. 4. 5 (Сир 4. 25). Аллюзия на Сир 18. 30, возможно, присутствует в «Пастыре» Ермы ( Herm. Pastor. III 7. 3). Во II-III вв., до появления авторитетных канонических списков, некоторые авторы цитируют И., с. С., к. (напр.: Tertull. Adv. gnost. 7. 1//CCSL. 2. P. 1081), в т. ч. и как Свящ. Писание,- напр., Климент Александрийский ( Clem. Alex. Strom. VII 105. 1; I dem. Paed. I 68. 3; II 46; И., с. С., к. цитируется 60 раз), св. Киприан Карфагенский (напр.: Cypr. Carth. De mort. 9; ок. 30 цитат). Ориген в поздних произведениях цитирует книгу, указывая, т. о., на ее авторитет как Свящ. Писания ( Orig. In Gen. hom. 12. 5; In Ier. Hom. 16. 6; Contr. Cels. 7. 12; 8. 50; и др.).

http://pravenc.ru/text/293952.html

В 1815 году Когда взяты в академию Студенты богословия 800–806 Студенты философии 803–810 Ученики риторики 804–811 Ученики поэзии 805–812 Ученики синтаксимы 806–814 Ученики грамматики 807–814 Ученики информатории 1807–1815 Ученики отделения 1811–1816 Ученики 3-го рос. класса 1804–1815 Ученики 2-го рос. класса 1806–1815 Ученики 1-го рос. класса 1806–1815 Число учеников в казанской академии простиралось от 500–850, включая в это число иноепархиальных и русской школы учеников. Число учеников при пр. Павле Зернове и Амвросие Протасове увеличивалось год от году. Замечательно, что в низших классах всегда было гораздо более учеников, нежели в высших. В низших классах, напр. в информатории число учеников иногда доходило до 290; но к философскому классу minimum и maximum оставалось: 40–90, к богословскому: 40–80. Постепенное уменьшение числа воспитанников от низших классов к высшим зависело от того, что 1) большая часть выходили из средних классов и определялись на священноцерковнослужительские места, некоторые поступали в гражданскую службу, или переходили в другие учебные заведения, и 2) многие, по неспособности к высшему образованию, переводились из первых и средних классов в русскую школу, для приготовления к церковнической должности. Труды начальствующих и учащих в академии 1) Наставничество Главною обязанностью начальников и учителей академии была обязанность наставничества. Ректор обыкновенно был наставником богословия, префект учил философии, за ним следовали учители: риторики, пиитики, синтаксимы, грамматики, информатории и русской школы. В свободное от классов время наставники читали ученические сочинения и задачи, руководили воспитанников высших классов в чтении книг. Одному учителю поручались три, четыре предмета, напр. учителю синтаксимы: латинский язык, катихизис и арифметика. Труды наставников не ограничивались одним преподаванием, они должны были за неприличное поведение в классе и вообще за неисправность наказывать учащихся в классе стоянием на месте, или на коленах, или назначали наказание напр. голодный стол, стояние в столовой на коленах; они репортовали об учениках, не явившихся в срок. Наставники должны были отбирать и представлять в правление различные показания и объяснения учеников, напр. почему кто из них опускал классы, не ходил в церковь , не исповедовался, приехал поздно после вакации, на ком из учащихся не была натуральная оспа и др. На обязанности наставников было также: 1) репортовать о выписке потребных для класса учебных книг и о поведении учеников в классе. Учитель отделения Прокопий Брусвянов напр. в 1816 году так ре- портовал академическому правлению: «сего 1816 г. октября 11-го дня, по окончании послеобеденнаго класса ученики отделения при выходе из класса произвели опасное бешенство, ибо, кроме обыкновеннаго крика, начали толкать, давить друг друга и наваливаться; от сего составилась большая куча, в которой многие едва не передушились: о чем казанскому академическому правлению покорнейше и репортую».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

при вознесении прор. Илии - встречается в монументальной живописи очень редко, его наличие, напр., в церкви мон-ря Нова-Павлица, по мнению Л. Попович, «объясняется спецификой памятника, нигде более не повторяющейся». В ц. св. Апостолов в Фессалонике на свитке Е. текст из Иез 7. 10. На иконах тексты разнообразнее, чем в монументальных циклах, но также взяты из 4 Цар, напр. на свитке Е. на иконе посл. трети XVI в. (ЯИАМЗ) пространный текст надписи заимствован из 4 Цар 4. 38-41. На иконах Божией Матери с образами пророков на полях Е. встречается редко. Один из примеров - икона из иконостаса ц. Благовещения мон-ря Св. Троицы в Овчаре, Сербия, «Богородица с Христом, ангелами и пророками» (мастер Митрофан, 1635), где Е. изображен внизу левого поля. Интересна икона 2-й пол. XV в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае «Великий Деисус и святые», на к-рой, по мнению Д. Мурики, скопирована схема минейной иконы и представлен идеально отобранный круг святых, с т. зр. синайского монаха-вкладчика. Е. изображен рядом с прор. Илией в ряду с Моисеем, Аароном и Исаией. Его хитон украшен клавом, правая рука указывает на небо. На Руси сюжет «Огненное восхождение прор. Илии» известен с кон. XIII в. (икона из собрания В. А. Логвиненко), но особенно популярным он стал в XV-XVI вв. Е. изображен протянувшим руки к прор. Илии, уносящемуся на огненной колеснице на небо (напр., икона кон. XV в., ГРМ). Передача милоти имеет много вариантов изображения: Е. протягивает руки к колеснице, хватается за колесницу, ловит сброшенную прор. Илией милоть, держит милоть вместе с прор. Илией и т. д. Образ Е. включают и другие иконы прор. Илии: напр., клеймо иконы мастера Якова Спиридонова «Прор. Илия, с деяниями» (1679, ЯИАМЗ) или 2 иконы, приписываемые мастеру Федору Евтихиеву Зубову, из ц. прор. Илии в Ярославле: «Прор. Илия в пустыне» (1660) и «Прор. Илия, с деяниями» (1672). Сцены из Жития Е. встречаются редко. По мнению Е. Я. Осташенко, в позднем средневековье они истолковывались прообразовательно: напр., очищение источника у Иерихона (4 Цар 2.

http://pravenc.ru/text/189853.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010