Сам архиепископ Макарий говорит о своем труде: писал есми сия святые книги в В. Новгороде, как есми там был архиепископом, а писал есми и собирал и во едино место их совокуплял дванадесят лет, многим имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяких почестей, наипаче же многи труды подъях от исправленияиностранных и древних пословице, переводя на русскую речь, и сколько нам Бог дарова уразумети, толико и возмогох исправити, иная же и до днесь в них не исправлена пребысть и сия оставихом по нас могущим с Божиею помощию исправити 307 . После Макарьевских миней замечательнейшие минеи Милютинские. Священник Христорождественской церкви в Сергиевском посаде Иоанн Милютин с 3-мя своими детьми переписывал жития в продолжении 8 лет (1646–1654 г.). Писах же, говорить он в предисловии, с монастырских миней – четий, т. е. с миней Троицкой лавры. В них есть довольно статей и житий, по преимуществу русских святых, которые не находятся в Макарьевских минеях, напр. Авраамия городецкого 20 июля, Александра куштского июля 9, Антония сийского декабря 7 и других многих. Жития святых или повести и поучения – на большую часть дней года, но есть и пропуски числ; в некоторые дни нет житий, а есть только нравственные повести или поучения, напр. марта 13, апр. 27, мая 4, 11 и друг. Повторения памятей святых часты, составитель миней по современным ему памятникам замечал разные дни празднования одним и тем же святым и собирал сии разности, напр. июня 17 и ноября 22 успение Михаила воина: июня 17, ноября в 9-й день и июня 20 Милия епископа, но в самом тексте показываемые памяти не всегда повторяются в те дни, на которые делается указание. Несколько памятей святых встречаются под такими числами, под коими не находятся во всех известных нам памятниках, напр. 13 сентября муч. Варипсава (10 сентября), 5 января великого князя Игоря Ольговича вместо 5 июня, 27 марта перенесение и положение ризы Господней в Москве вместо 10 июля (есть еще в сборнике Общества Древн. 321), Артемия веркольского 23 июля вместо 23 июня. В некоторые дни собраны сказания о многих святых разных дней, напр. под 3 мая помещены сказания о многих киево-печерских подвижниках, под 23 февраля помещены сказания: о Григорие омиритском (19 декабря), Александре Невском (23 ноябр.) 308 . Вообще, в конце февраля любили помещать разные статьи и жития, в служебных минеях разные службы, в месяцесловах разные памяти святых. Сравнение миней

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Форма выражения: ιος τς πειϑειας не классическая; у Греков встречаем только такие выражения: υες ’Αχαεν, παδες ζωγρφων, а с абстрактом понятие: ιòς не встречается. Этот оборот речи взят с еврейского. Напр., 2Цар. 2:7 : сынове силы. 1Цар. 20:32 : сын смерти – ις ϑαντου. Подобный еврейский оборот встречаем в Евангелии; напр., ι ιο το νυμφνος – сынове брачнии (Мат. 9:15.); ιο τς βασιλεας, сынове царствия (8:12); εος γεννης, сын геенны (Мат. 23:15); ις τς ιρνης, сын мира ( Лук. 10:6 .) oí ιο το ανος τοτου, сыны века сего ( Лук. 16:8 ); ιο и τκνα το φωτς, сыны света (там же; Ефес. 5:8 . Иоан. 12:38 ); ιòς τς γπης сын любви (Колосс. 1:13); ις τς πωλεας, сын погибели ( Иоан. 17:12 ). Сюда же относятся выражения δòς ερνης, путь мира ( Рим. 3:17 ); μρα σωτηρας день спасения и т. под. Если в этой еврейской форме представляется в Новом Завете название какого-либо лица, то новозаветные писатели предлагают иногда перевод этого названия: напр: Деян. 4:36 :Иосия, нареченный Варнава, еже есть сказаемо: сын утешения, ις παρακλσεως, bar naba. Равным образом у Марка 3:17 :Иаков и Иоанн называются Воанергес, еже есть сына громова, ιο βροντς, ben ei haregesch. Ст. 3. ν ος κα μες πντες νεςρφημν ποτε ν τας πιϑυμíαις τς σαρκς μν, – в них же и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея. πιϑυμíα у древних означал сильное желание и большею частью употреблялось не в дурном смысле: напр., πιϑυμíα το στου, πιϑυμíα το κοειν. Аристотель определяет это слово так: πιϑυμíα ς το δος ρεξις, есть желание приятного. Но у стоиков оно означало λογον ρεξιν, неразумное желашние, каковое опредление принимает и Климент Александрийский (Strom. 2, 20. 177); и по определению Цицерона, оно есть immoderata appemimio opinati magni boni, rationi non obtemperans – неумеренное, непокорное разуму, желание мнимого великого блага. И в переводе LXX и в Н. 3. πιϑυμíα берется иногда в добрую сторону, напр. Псал. 20:3 : желанье (πιϑυμíαν) сердца его дал еси ему; пророк Даниил (9:23.) называется νηρ πιϑυμιν, мужем желаний (снес.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

По Амвросию, «пока ожидается исполнение времени, души (умерших) ожидают себе должного вознаграждения. Одних ждет наказание других награда, – и, однако ж, ни те не остаются без страданий, ни эти без наслаждения 295 . И по Августину, «души благочестивых, отделившиеся от тела, находятся в покое, а души нечестивых терпят наказания, пока снова не оживут тела первых для вечной жизни, а тела вторых – для вечной смерти, называемой второю» 296 , или, как говорится в другом месте: «все души, отшедшие из мира, имеют различные себе воздаяния добрые имеют радость, злые – мучения 297 . 2) Совместно с сим, отцы и учители рассматриваемого периода, как восточные, так и древнейшие западные, предполагали и для распределения по месту за гробом душ праведных и грешных, двоякие и, совершенно противоположные, по своему характеру, жилища, блаженное жилище праведных душ, называя, то лоном Авраамовым (как, напр., Иларий 298 и Григорий Нисский 299 , то раем (как Афанасий Великий 300 , Кирилл Иерусалимский и Августин 301 , то прямо, небом (как напр. Ефрем Сирин 302 , Василий Великий 303 , Григорий Богослов 304 , Златоуст 305 , Епифаний 306 , Иероним 307 , Амвросий 308 и Дамаскин 309 , а мрачное и печальное жилище душ грешных, называя, то областью казней и мучений (как, напр., Иларий 310 , то геенной (как, напр., Иаков Низибийский 311 ), то преисподней (как, напр., Кирилл Иерусалимский ), то, вообще, и по преимуществу – адом (как это делали почти все, вышеуказанные учители 312 . Имея в виду это общее и самое древнее верование Церкви, св. Афанасий Великий , по сему поводу, вот что писал к некоему князю Антиоху: вопрос, где находятся отшедшие души людей, «есть вопрос чудный, и дивный, и сокрытый от людей. Ибо Бог не позволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда, и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас. Однако ж, мы знаем из Писаний, что души грешников находятся в аде под всею землею и морем, как говорит псалом: в темных и сени смертней и в рове преисподнем; и, как написано в книге Иова: в землю темну и мрачну, в землю тьмы вечныя идеже несть света, ниже видети живота человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Третье пятикнижие составляют книги, написанные стихами: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст его же и Песнь Песней его же. Четвертое пятикнижие — пророческое: двенадцать пророков, как одна книга, Исайя, Иеремия, Иезекиль и Даниил; наконец, две книги Ездры, соединяемые в одну, и Есфирь. Παναρετος же, т.е. книга Премудрости Соломоновой и книга Премудрости Иисуса, которую отец Сираха изложил по-еврейски, а внук его Иисус, сын Сираха, перевел по-гречески, хотя они назидательны и прекрасны, но не входят в (это) число и в ковчеге не хранились. Книги Нового Завета — следующие: четыре Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; Деяния святых Апостолов, записанные евангелистом Лукою; семь соборных посланий: одно — Иакова, два — Петровых, три — Иоановых и одно Иудино; четырнадцать посланий Апостола Павла, Апокалипсис евангелиста Иоанна, Правила святых Апостолов, (собранные) Климентом. Глава XVIII О речениях, употребляемых о Христе Речений, употребляемых о Христе — четыре рода. Одни приличествуют Ему до вочеловечения; другие — в соединении (естеств), третьи — после соединения, четвертые — после воскресения. Речений, (приличествующих Христу) до вочеловечения, имеется шесть видов. Первые из них обозначают нераздельность естества и единосущие с Отцем, как напр.: «Аз и Отец едино есма» ( Иоан. X:30 ). «Видевый Мене, виде Отца» ( Иоан. XIV:9 ). «Иже во образе Божий сый» ( Фил. 2:6 ) и подобные им. Вторые речения обозначают совершенство ипостаси, как напр.: «Сын Божий и образ ипостаси Его» ( Евр. 1:3 ) «Велика совета Ангел, чуден Советник» ( Иса. IX:6 ) и тому подобные. Третьи обозначают взаимное проникновение ипостасей, как напр.: «Аз во Отце и Отец во Мне» ( Иоан. XIV:10 ), и неразлучное пребывание (одной ипостаси в другой), как напр. (выражения): слово, премудрость, сила, сияние. Ибо слово — в уме (я разумею слово в его сущности), а также и премудрость, сила — в сильном, сияние — в свете пребывают неразлучно, изливаясь из них 196 . Четвертые обозначают, что Христос — от Отца, как Своего Виновника, напр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

С. 93-101; 10. С. 119-132), «Градо-Ирбитская Сретенская церковь» свящ. А. А. Кузовникова (1869. 20. С. 263-270; 23. С. 287-295), «Кунгурский Благовещенский собор» свящ. Н. А. Старицына (1869. 24. С. 297-308). Из опубликованных агиографических материалов значительную часть составляют статьи, посвященные житиям и подвигам свт. Стефана Великопермского и др. Пермских святых, напр. «Св. Великопермские святители Герасим, Питирим и Иона» прот. Леонида Зубарева (1917. 2/3. С. 32-37; 7/8. С. 124-126; 11. С. 183-188), а также почитанию в Пермском крае прп. Трифона Вятского, напр. «Преп. Трифон на берегах Камы и Чусовой» С. Н. Подосенова (1868. 29. С. 502-510; 30. С. 513-522). Часть исторических и этнографических статей связана с историей миссионерства, напр. «Из истории просвещения св. крещением верхотурских инородцев» (1868. 41. С. 683-690; 42. С. 702-709) и «Крещение чердынских вогуличей» (1868. 43. С. 718-722) К. Покровского, анонимная ст. «Сведения об инородцах, обитающих в пределах Пермской епархии (преимущественно в религиозном отношении)» (1874. 39. С. 387-394; 40. С. 395-403), «Материалы для истории Пермской миссии» прот. А. Луканина (1877. 15, 18, 23-26, 28-33, 35-38; 1878. 6, 11). Множество публикаций посвящено истории раскола в Приуралье и миссионерской работе с местными старообрядцами, напр. «Беспоповцы поморского толка в Оханском уезде Пермской губернии» прот. А. Луканина (1868. 14, 16, 17, 21, 24, 25, 28, 31, 34, 37, 47, 48, 50-52), «Преосвященный Аркадий [Фёдоров] как деятель по обращению раскольников Пермской епархии в недра Православной Церкви» свящ. И. Словцова (1874. 21-24, 28-32); среди археографических публикаций примечательна заметка о старообрядческой рукописи XIX в. из б-ки Пермской ДС «Рукопись на бересте» П. С. Богословского (1914. 6/7. С. 107-110). В неофиц. отделе печатались также речи и проповеди правящих архиереев, ректоров ДС и местного духовенства, в т. ч. свящ. Ф. Зубарева, прот. А. Луканина, прот. А. Т. Пурикордова, свящ. Н. А. Попова, прот. С. А. Луканина, прот. Г. Остроумова и мн. др., а также многочисленные назидательные и полемические статьи, напр. «Какого рода школу для православного народа представляет современный театр» Кычигина (1899. 6, 7, 9/10-12), «Нечто о гр. Л. Н. Толстом и его учении» А. Высотского (1899. 15/16. С. 381-387), «Христианство как единственная религия мира на земле и благоволения в людях» свящ. В. Г. Морозова (1909. 36. С. 744-754), и школьно-учебные материалы, популярные заметки по медицине, некрологи, библиография и объявления.

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Православная церковь , помня заповедь св. апостола: вся благообразно и по чину да бывают (Бор. 14, 40), постановила особые правила относительно благообразного и чинного чтения и пения. а) Касательно чтения Церковными правилами постановлено читать по книге, а не наизусть. На память молитв (иерей) да не глаголет, зане многие споны (помеха), забвение и запности (остановки) случаются (учит. изв.). Некоторые молитвословия церковь постановила читать вслух, а некоторые – тайно. Одни молитвословия Устав повелевает читать тихо и кротким голосом не борзяся (напр. вечерний псалом – «Благослови душе», шестопсалмие и Господи помилуй 40 на вечерни в пост): другие – велегласно и косно (медленно) (напр. на 1-м часе в Великий пост так должно читать «стопы моя направи». б) Относительно пения Пение церковных песней по Уставу полагается: а) на клиросах, среди храма и в притворах его, б) с канонархом, когда один певец говорить стих громким голосом, а за ним тот же стих в его напев повторяет весь лик. в) Антифонное, когда поются песнопения попеременно обоими ликами. г) Совместное – сошедшеся оба лика поют (напр., катавасии и «помяни нас Господи» в Великий пост). д) Каждое пение Устав повелевает исполнять благочинно. «Безчинный вопль поющих в церкви не прияти (не употреблять) к церковному пению, такожде и прилагали (протягали без нужды, делая разные выводы голосом по своему) к церковному пению неприятен есть: подобает бо пети благочинно и согласно яко едиными усты от сердец своих». В частности в Уставе есть указания и на то, каким тоном голоса следует исполнять некоторые песнопения, а именно: Некоторые песнопения поются: а) тихим кротким голосом, напр., великое славословие, тропарь кресту, «Господи помилуй» после ектеньи «помилуй нас Боже» на утрени), б) косно (медленно) и со сладкопением (напр., псалом: «Благослови душе», «Егда славнии ученицы» в великий четверток); но косность не должна простираться до утомления певца и слушателя. «А еже высоко пети и провлачати (протягивать) неискусных бо и ненаказанных (неученых) есть, г) велегласно – в полный голос («Величии, душа», «Христос воскресе»), велегласно со сладкопением (на повечерии – «Господи сил с нами буди», «Се жених».., «Егда славнии»), ж) высшим гласом, повысшим, вюсочайшим гласом (так поются троичны гласа, на «слава» и «ныне» «помяни нас, Господи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Произвол этот, помимо догматического миросозерцания, выражается и в выборе тем для проповеди. Так как проповедничество в Америке представляет собою особую профессию, на которую избираются лучшие ораторы, получающие громадные деньги (Бичер напр. получает 25,000 долларов, т.е. до 50 т. руб.), то естественно у проповедников является соревнование, и менее даровитые при этом не прочь прибегать для поддержания своей славы к таким средствам, которые мало имеют отношения к истинным целям проповедничества. Замечая напр. свою неспособность увлекать своих слушателей изложением высших религиозно-нравственных предметов, американские проповедники начинают прибегать к искусственным мерам, оставляют чисто религиозно-нравственные предметы, вторгаются в общественную и политическую жизнь, пользуются всякими сенсационными слухами, эксплуатируют выдающиеся своею пикантностью судебные процессы, и не редко играют на струне общественных страстей, особенно когда они до крайности распаляются – как напр. во время президентских кампаний, т.е. избирательной борьбы при избрании президента Соединенных Штатов. Отсюда самые темы, о которых заранее извещается в газетах, поражают своею вычурностью и сенсационным характером, очевидно рассчитанными на приманку слушателей. Как образчик можно указать напр. такие темы: «о небесной полиции», о «белых конях на небе» о «мертвых львах и живых собаках», «о лучшем выборе женихов и невест», о том, «как молотит нас Господь» или «как сеет нас сатана» и так далее в том же роде. Конечно, такие темы способны привлечь и таких слушателей, которые бы не пошли в церковь, если бы предметом проповеди был напр. какой-нибудь серьезный религиозно-нравственный вопрос; но с другой стороны такая проповедь очевидно уже теряет свой истинный характер и часто приводит, особенно при затрагивании личных интересов, не к водворению мира на земле и благоволения в человеках, а как раз к противоположным результатам. В 1881 году около Нью-Йорка произошло страшное несчастье: столкнулся с океанским кораблем легкий двухэтажный увеселительный пароход, переполненный сотнями пассажиров, из которых многие утонули.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zaokea...

16 См. напр. А. И., т. I, 181, стр. 343–344; 187, стр. 349–350; 189, стр. 354–355 и т. л. (А. И., т. I, 142, стр. 207, 150, стр. 217). 17 После 1500 года в новгородской области монастырская соха была в 7 раз меньше поместной, почему посошный оклад с земли монастыря быль в 7 раз более, чем оклад с земли помещика (А. Павлов, Очерк секуляризации церковных земель в России, Одесса, 1871, стр. 36). Около того же времени состоялось, повидимому, запрещение увеличивать монастырские земли (Павлов, там-же, стр. 36). Следуя своей церковно-земельной политике, Иоанн III вообще очень редко предоставлял владельческие льготы монастырям (см. напр. А. И., т. I, 111, стр. 164 и след.). – К царствованию Грозного относится большее число льготных грамот, выданных московским правительством монастырским общинам новгородского происхождения. Но эти льготы обусловливались большею частью непосредственными тяглыми отношениями монастыря к Москве (см. напр. грамоты Николаевскому Корельскому монастырю в А. И., т. I, 156, стр. 280–281, 158, стр. 283 и т. п.). Из числа жалованных грамот, выданных самим Иоанном IV (даже в 1547–1549 годах) или его предшественниками, далеко не все удостоились подписи на государево имя в мае 1551 года, когда они подтверждались вновь вследствие состоявшейся отмены тарханов (см. напр. А. И., т. I, 147, стр. 212–214; 151, 152, стр. 217–219; 156, стр. 280–281; 141, стр. 204–206, 111, стр. 164–166 и т. п.). 18 В Новгороде были очень крупные землевладельцы (В. Ключевский, Боярская Дума, изд. II, М. 1883, стр. 192), но они повидимому, не были служилыми вотчинниками, ибо их экономическое благосостояние складывалось из финансовых оборотов, а не из служилых поземельных отношений (ср. Ключевский, о. с., стр. 193). – Известно также, что у боярского рода Борецких были обширные волости в Заволочье и между ними Ненокса (Чтен. Общ. Ист. и Др., 1878, III, 6, Христианство в пределах архангельской епархии), но в XVI в. Ненокса была черно-тяглым поселением. – На языке новгородских, грамот (XV и нач. XVI? веков) слово «вотчина» (или «дедина») обыкновенно понимается в смысле родового владения (примеры см. в статье Ключевского: Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в беломорском крае, Моск. Унив. Изв., 1866–1867, 6, стр. 545 и друг.) или в смысле родовой собственности (см. напр. в купчей от 4 октября 1569 года: Се аз Исак Григорьев сын Кологривов да с своим сыном с Викулою отступилися есмя Григорию Васильеву сыну Настасьина росолу царева и великого князя вотчины а своего владенья полудвенадцатого сугреба на Великих местех в Гришневе варнице» и т. д. Рукоп. Имп. П. Библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 455–457), но не в более частном смысле – служилого земледельческого хозяйства (обрабатываемого крестьянами), сделавшегося родовою собственностью вотчина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Третье пятикнижие составляют книги, написанные стихами: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст его же и Песнь Песней его же. Четвертое пятикнижие — пророческое: двенадцать пророков, как одна книга, Исайя, Иеремия, Иезекиль и Даниил; наконец, две книги Ездры, соединяемые в одну, и Есфирь. Παναρετος же, т. е. книга Премудрости Соломоновой и книга Премудрости Иисуса, которую отец Сираха изложил по–еврейски, а внук его Иисус, сын Сираха, перевел по–гречески, хотя они назидательны и прекрасны, но не входят в (это) число и в ковчеге не хранились. Книги Нового Завета — следующие: четыре Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; Деяния святых Апостолов, записанные евангелистом Лукою; семь соборных посланий: одно — Иакова, два — Петровых, три — Иоановых и одно Иудино; четырнадцать посланий Апостола Павла, Апокалипсис евангелиста Иоанна, Правила святых Апостолов, (собранные) Климентом. Глава XVIII (91) О речениях, употребляемых о Христе. Речений, употребляемых о Христе — четыре рода. Одни приличествуют Ему до вочеловечения; другие — в соединении (естеств), третьи — после соединения, четвертые — после воскресения. Речений, (приличествующих Христу) до вочеловечения, имеется шесть видов. Первые из них обозначают нераздельность естества и единосущие с Отцем, как напр.: Аз и Отец едино есма (Иоан. X, 30). Видевый Мене, виде Отца (Иоан. XIV, 9). Иже во образе Божий сый (Фил. VI, 6) и подобные им. Вторые речения обозначают совершенство ипостаси, как напр.: Сын Божий и образ ипостаси Его (Евр. 1, 3) Велика совета Ангел, чуден Советник (Иса. IX, 6) и тому подобные. Третьи обозначают взаимное проникновение ипостасей, как напр.: Аз во Отце и Отец во Мне (Иоан. XIV, 10), и неразлучное пребывание (одной ипостаси в другой), как напр. (выражения): слово, премудрость, сила, сияние. Ибо слово — в уме (я разумею слово в его сущности), а также и премудрость, сила — в сильном, сияние — в свете пребывают неразлучно, изливаясь из них  . Четвертые обозначают, что Христос — от Отца, как Своего Виновника, напр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Особенно приятные впечатления выносил он из тех поездок, которые выпали тогда ему на долю. В первое же лето своей делегатской службы он сопровождал напр. кардинала Бусси, архиепископа Беневентского, при его путешествии в монастырь Монте-Верджине, где монахи устроили высоким посетителям роскошный прием. При этой поездке молодому делегату первый раз в жизни пришлось принимать оказывавшиеся ему военные почести, которые привели его в восхищение. В марте 1840 г. Печчи, ради отдыха, предпринял поездку к берегам Салернского залива, где, живя в знаменитом капуцинском монастыре Кава, любовался несравненными красотами место положения Амальфи. Всего же более памятна осталась ему поездка в Неаполь, которую он счел долгом предпринять в апреле 1839 г., чтобы лично представиться неаполитанскому королю Фердинанду, так как к его владениям Беневеятская область имела особенно близкое отношение. Папский нунций в Неаполе, монс. Асквини, доставил делегату аудиенцию у короля, который принял его весьма благосклонно и беседовал с ним четверть часа. За королевским приемом следовал для Печчи целый ряд разных торжеств и увеселений: то парадные обеды у министра иностранных дел или кардинала Караччиоли, архиеп. Неаполитанского, то торжество закладки нового храма, то посещения разных учреждений, как напр. госпиталей, или художественных мастерских; то поездки в какие-либо достопримечательные или живописные окрестности, как напр. в Лозилиппо, или Помпею. В высшей степени приятен был молодому делегату тот почет, с которым его всюду встречали, и о Неаполе он навсегда сохранил самое лучшее воспоминание, как о „городе великолепном и очаровательном, щедро наделенном кработами и природы и искусства14. Очень может быть, что эта поездка имела до некоторой степени и политическое значение, так как при непосредственном знакомстве с различными представителями неаполитанского правительства Печчи с удобством мог обсудить и уладить некоторые вопросы, касавшиеся напр. контрабанды или укрывательства преступников. – Гостеприимно встречаемый другими, делегат иногда должен был и сам устроить торжественный прием, когда его посещали в Беневенте какие-либо почетные гости, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010