1697 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Евфимий (1697–1700). В 1698 году на средства Троице-Сергиева монастыря были построены три военно-морских судна для царского флота. А 4 апреля власти и соборные старцы Троице-Сергиева монастыря объявили о невозможности собрать деньги на корабельное строение, поскольку Троицкий монастырь уже внес 7000 рублей на корабельное строение. На средства Троице-Сергиева монастыря в 1698–1699 гг. были построены три военно-морских судна для царского флота. 1690-е годы – возведение каменных Царских чертогов. В 1699 году по указу Петра I Троице-Сергиев монастырь передал 3000 руб. «на ратных людей». 18 июля того же года состоялось освящение надвратного храма во имя Преподобного Сергия. 1700 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Иларион (Властевинский; 1700–1704). В 1701 году, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей четвертой части веса колокольной меди для литья пушек, власти Троице-Сергиева монастыря прислали в Пушкарский приказ необходимое число больших колоколов весом от ста пудов и выше. А 22 февраля из Пушкарского приказа в Троицкую обитель была послана грамота о необходимости оковки еще 50 мортирных и пушечных колес. 10 марта Петр I указал возвратить из Пушкарского приказа в Троицу колокол, отлитый, согласно имевшейся на нем надписи, при игумене Никоне, «и за тот колокол иной меди колокольной или какой не имать, и велеть им тот колокол в монастыре беречь». В том же году по приказу Петра I произведена подробная опись имущества Троице-Сергиева монастыря. 1704 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Сильвестр (Холмский; 1704–1708), впоследствии Митрополит Нижегородский. 1708 год – укрепление Троице-Сергиева монастыря земляными «фортециями». Настоятелем монастыря стал архимандрит Иоасаф (1708–1710). А 1 марта Иван Моторин отлил для Троице-Сергиева монастыря колокол весом 161 пуд. Новый колокол, названный «Баран», был перелит из колокола времен преподобного Никона, возвращенного монастырю в 1701 году и повредившегося от пожара.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Батюшка только посматривал на меня, а потом сказал: «Я завит, как баран…» и прочее. Я поняла, что он обличает меня, хотя говорил как бы о себе. В этот вечер отец Виталий всем раздавал подарки: кому иконочку, кому конфеты или мандаринку… Мой гостинец он отдал маме, а я не поинтересовалась тогда, что это было. Домой мы ушли после двух часов ночи. Утром мама собралась на работу, а я осталась одна и стала читать акафисты Иисусу Сладчайшему и Божией Матери. Когда я взглянула на батюшкин подарок, по моему телу пробежала дрожь, меня объял страх и трепет – на иконе у Богородицы было три руки! Я тогда еще не знала историю иконы, именуемой «Троеручица» 40 , а отец Виталий, провидя мое состояние и помыслы иконоборства и неверия, дал мне именно эту икону. Во время чтения акафиста я вдруг вспомнила, что забыла у отца Виталия свой жакет. Его необходимо было забрать до прихода мамы, чтобы она не ругала меня – новые вещи покупались тогда редко, времена были трудные. Но как найти дом, где мы были ночью? Дорогу я не запомнила и решила пойти к той женщине, которая пригласила меня к Батюшке. Стала собираться: намочила голову, расправила свою завивку, накинула платок и надела самую простую одежду. Женщина объяснила мне, как найти отца Виталия и сказала, чтобы я всю дорогу читала Иисусову молитву, иначе меня не пустят. Я сделала так, как она сказала. Когда я пришла, народу опять было много. Шла трапеза. Батюшка быстро поднялся и посадил меня на свое место, поставил передо мной всякие яства, но я ничего не ела, стеснялась. Сестры подталкивали меня: «Ешь, не бойся. Старец тебя кормит». А отец Виталий все не отходил от меня и напевал «Странника», «Что ты скучно сидишь в кельи», «Не ропщи на суровую долю» – песни, в которых говорилось о монашестве. Вскоре по благословению Батюшки я поехала в Глинскую пустынь, где увидела дивных старцев, познакомилась с монашеской жизнью. Эта жизнь привлекала меня, но я еще не решалась сделать выбор. Однажды мне предстояла встреча с друзьями моей молодости, которые увлекали меня к мирским удовольствиям, настоятельно советовали выйти замуж. Я не знала теперь, как мне вести себя с ними. Ночью мне приснился Батюшка, облаченный в белые ризы, и с Евангелием в руках – он сказал, как я должна поступать в этом случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Интересная, — говорю, — история. — Да, небезынтересная, и очень небезынтересная-с. И издавна она. В старину, например, тайнобрачие часто по страху делалось. Мне мой дед рассказывал, как он в царствование Екатерины одного помещика с насильно увезенной боярышней венчал. Взяли дедушку обманом, из дому вызвали, да первое дело, благослови господи, веревочную петлю ему на шею накинули и повели в церковь. Дедушка думал, разбойники, — грабить храм хотят, и ключи им выставляет: «Берите, дескать, все, что хотите — последнюю ризу с царицы небесной снимайте, только мою грешную душу пощадите». Но видит: помещик и его люди стоят в церкви и пучки розог держат. «Венчай, говорят, сию минуту, а то запорем или на колокольне повесим». Дедушка был уже очень старый старичок и до беспамятства перепугался, но одно только вспомнил — про архиерея. «Смилуйтесь, — говорит, — наш архиерей змей этакий безжалостный, он узнает, тогда меня расстрижет, и моя старуха попадья без хлеба околеет». А помещик отвечает: «Не блекочи, старый баран, о пустяках: кому он архиерей, а кому все равно что ничего. Сейчас надевай ризу да пой покороче, за нами погоня скачет. Успеешь обвенчать — я тебе за это выгон целины дам и до смерти вашей с попадьею месячину давать буду, а не сделаешь по-моему, сейчас повешу». Дедушка поклонился и стал облачаться, только просил, чтобы с него петли уже и не снимали, на тот конец, чтобы все-таки оправдание было. — Так он и венчал их в петле? — Так и венчал: впереди вокруг налою гайдук идет и деда ведет на обрывке, а он молодых ведет за руки. — Что же — значит, дед ваш сделал дело невеликодушное. — Чем-с? — Способствовал насилию: вы же сами говорите, что невеста была взята насильно. — Да разумеется, только ведь это дело-то, государь мой, все под петлей шло. Ишь вы, захотели еще при наших порядках геройства! Героев, сударь, вообще на свет родится не много, да много-то их и не нужно, а особенно на Руси их не требуется. У нас ведь их не жалуют. И знаете, через что?.. Хлопотно с ними. Право.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Нас подталкивают к «реформам». И правда, – когда живой организм живет, он развивается. Но нет ощущения, что всегда эти призывы идут от людей, желающих добра Церкви, и нет ощущения, что все предлагаемые реформы пойдут на пользу. Нам говорят, что если Церковь начнет реформы, – то исчезнут основания для критики в ее адрес. Нам говорят, что, если Церковь начнет реформы, – это станет признаком ее жизнеспособности. Но на деле-то все наоборот: чтобы стать сегодня сторонником реформ – достаточно просто впечатлительности, внушаемости, «современности». Чтобы плыть по течению и пользоваться похвалами неверов, чтобы принимать комплименты по поводу своей «терпимости» и «открытости» от неоязычников – не надо мужества. Но чтобы быть самими собой при любой погоде – нужно иметь больше твердости. Эту внутреннюю твердость и пытается распылить «дух времени», настойчиво влагая в умы нехитрую мысль о том, что Церковь должна догонять наше время, что мерилом для христианства является постхристианский мир, а совсем не Евангелие. Но на языке сегодняшней прессы «мужественными» называют отступников, безопасно диссидирующих под публичные аплодисменты, а «безвольными соглашателями» («не решающимися разорвать догмы церковных традиций») – тех, кто остается верен Православию . Христианство сводят к словам, а словами учат играть. В «игровой» цивилизации постмодернизма подмена понятий происходит так незаметно, в такой бытовой заурядности партийной полемики, что человек и не замечает вдруг – а на чьей стороне он оказался-то. И вот, например, церковный (или уже антицерковный – как тут разобрать?) журналист Яков Кротов пишет об инциденте, в ходе которого прихожане освобождали переданное им здание церкви от прежнего арендатора: «Община пошла на самозахват части помещений, учинив акт вандализма – разбив все туалеты в техникуме» . Унитазы, кстати, стояли в алтаре. Но «актом вандализма» оказалось не устройство туалета в алтаре, а то, что верующие прекратили его функционирование. Ясное дело: баран нарочно отрастил себе рога, чтоб на волков охотиться…

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

В мире всегда было место подсиживанию. Один строил козни другому, чтобы занять его место. Такое случалось даже у монахов ещё в IV веке. Прп. Ефрем Сирин предостерегает в Подвижнических наставлениях: «Не слушай, монах, зависти, не строй козни брату своему, и не давай ему укоризненного имени. Желая со стыдом согнать его с места его, смотри, сам не подвергнись тому же, что умышляешь другому. Копаяй яму ближнему впадёт в ню ( Еккл. 10:8 )» Подвижнические наставления, 5, О борьбе с гневом, п. 151]. «Не давай ему укоризненного имени», – говорит прп. Ефрем Сирин . А вот наши фамилии: Дураков, Баран, или Dubs (нем.). Доставило же некоторым барам удовольствие записать это в паспорта своих подопечных. Пришло время, когда всё это на барскую голову и выплеснулось. Блж. Иероним указывает на простой, житейский смысл слов Екклесиаста, но отмечает и таинственный: «А разрушение ограды или стены – это церковные догматы и постановление, основанное апостолами и пророками; кто разрушит их и захочет обойти, тот в том самом, чем он пренебрегает, поражается змием» 10, 8]. Так, например, Мартин Лютер разрушил ограду Предания, желая пресечь человеческие выдумки и основать всё на Слове Божием (Писании), и был ужален змием человеческих выдумок, которым в протестантизме нет конца. Что ни протестант, то мнение; и конца протестантским дроблениям, течениям и конфессиям не видать. Еккл. 10:9 Кто колет дрова, тот может подвернуться опасности от них. Отсечённая от полена часть может прилететь дровосеку в лоб. Такое бывает. Это может случиться, если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено ( Еккл. 10:10 ). Такова плата за глупость, но мудрость умеет это исправить . Св. Киприан Карфагенский обращается к этим словам Екклесиаста в связи со столь важным для него учением о единстве церкви. Святитель пишет: «Не надобно делать раскола; но должно стараться, чтобы уклоняющийся от нас пребыл в одной вере с нами и хранил то же предание. У Соломона в Екклесиасте: разсецаяй дрова беду примет в них, аще спасёт сечиво » Три книги свидетельств против иудеев, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Есть такие технологии «забивания информации», когда, например, под одним и тем же названием массово вбрасываются статьи с другим содержанием. Тогда первоначальная информация становится недоступной. Или когда в поисковое слово, либо старую ссылку, вставляют другой IP-aдpec, в результате, попадаешь на какой-то «левый» сайт, например, в Лондоне. Или когда запущены «роботы» (программы) по отсеиванию искомой информации. Верхушка УГКЦ, скорее всего, в лице айтишников Украинского Католического университета (УКУ), постаралась на славу, делаю комплимент - СБУ рядом не стояла! Какая же опасность от этих откровений и для кого она, если применили такие меры? Даже «сепаров» так не банили в укропространстве. Я начал искать информацию о настоятеле этих монастырей, греко-католическом монахе студите. Игумен Антоний Григорий Планчак родом из сербского города Кула, скорее всего, судя по его диалекту, он русин, окончил Папский Григорианский университет и Папский Восточный университет. В интернете полно его молитв, элементов богослужений, проповедей, которые составлены в духе восточного христианства, но исполнены соответственно менталитету русинов, придерживался раньше унийной линии. Множество его лекций и проповедей есть на греко-католических и католических сайтах, в интернет-журналах (еще не все успели «почистить»). То есть для греко-католической среды это суперактивный монах, а, значит, человек грамотный и на сумасшедшего не похож. Вновь возвращаюсь к постановлению Синода УГКЦ, церковного суда. Какая же его вина? Суд прошел в манере униатской святости: виновник или его представители не были приглашены, предполагаемые ереси не были названы, придрались к «нарушениям» дисциплинарного характера. Распространял еретические откровения Марии Баран, которые «не от Бога». Когда занимался экзорцизмом, бес выходил не канонически, ибо на это отец не имел благословения. Уточняю: до того момента, на протяжении 13 лет, бес выходил канонически. Как известно, экзорцизмом в УГКЦ занимаются даже приходские священники. Ну и еще были представлены показания свидетелей из мирян, которые видели, что настоятель (!) выезжал из монастыря без благословения и исцелял тоже без благословения. Оказывается, миряне знают расписание, когда священник выезжает по благословению на лекции, а когда за покупкой булки в магазин без благословения. Одним словом, глобальные преступления!

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Согласно официальным документам Исаково известно с 1567 года. Принадлежало оно, основанному здесь в середине XVI века, Свияжскому монастырю. Однако у историков есть веские основания полагать, что татарское население проживало здесь и прежде. Об этом свидетельствуют не только находки, сделанные на месте почти уже исчезнувшего древнего кладбища-зирата, где были похоронены погибшие татарские воины. Кроме того, согласно легенде название села происходит от имени местного татарского бая, который жил здесь в середине шестнадцатого столетия. Как утверждает старинное предание, раньше, еще во времена Казанского ханства здесь находилось татарское поселение. После захвата этих земель войсками Ивана IV перед местным населением встала дилемма: либо покориться, либо покинуть родные места. В противном случае им грозила суровая кара. Ибо указ грозного царя запрещал местному населению селиться по берегам крупных рек. Кто-то переселился отсюда, многие остались. Одним из них был бай Исхак. Приняв православие, после крещения он стал Исаком и даже, как утверждают местные, построил на свои деньги деревянную церковь. Правда, до наших дней она не сохранилась. Уже в 1555 году, через три года после взятия Казани, архимандритом Германом был основан здесь Свияжский монастырь, ставший крепостью-форпостом. Уже в первые годы за монастырем числились восемь деревень и два сельца, одно из которых – Исаково. Его жители – крестьяне-вотчинники, которых именовали также «монастырскими детенышами», обязаны были поставлять монастырю часть производимых продуктов в виде оброка. Для их хранения в Исакове было основано братское хозяйство. На монастырское подворье в амбары свозили рожь, пшеницу, ячмень и овес. Здесь же находилось гумно, на котором высились копны и скирды с необмолоченным зерном, рядом – скотный двор. В 1614 году, проводя опись монастырского хозяйства, монах-переписчик оставил в своих бумагах запись, в которой перечислил все поголовье на скотном дворе братского хозяйства в сельце Исаково: «Восемь меринов, шестнадцать кобыл, да жеребчиков и кобылок девятнадцать… Да на коровьем дворе пять коров, две телушки да четыре овцы да баран…». Большинство нынешних жителей Исакова русские. Каменный Богоявленский храм, который сегодня стоит в Исакове, был построен в 1792-1799 г. году исключительно на средства прихожан, ибо крупных благотворителей в сельце не проживало. В 1825 г священник Федор Иванов организовал строительство двухярусной колокольни, а в 1870 г к основному объему на средства казанского купца П. Л. Прибыткова были пристроены два больших придела – правый в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый — во имя святого Пророка Илии. Негативное отношение советской власти к религии дошло и до Исаково. Вот как об этом времени рассказывает Наталья Георгиевна Ефремова (в девичестве – Селезнева) уроженка этого села:

http://sobory.ru/article/?object=14563

Крайне показательно, что Мессия никогда не включается в отношения договорных обязательств, которые несмотря на все оговорки остаются главной религиозной моделью для описания отношений между Богом и избранным народом в ветхозаветный период. В кумранском апокрифе о Мелхиседеке говорится, что в последние дни (aharit hayyamim), в десятый сыны света будут причислены к жребию Мелхиседека и прощены, и что Мелхиседек будет судить как святых Божиих, так Велиала и злых духов его жребия. Мелхиседека сопровождает Мессия (hm(yh), который не принимает участия в вершении суда. Так и в Мф 7.21-23 собственная эсхатологическая роль Иисуса ограничивается его ходатайством за грешников в день Суда. Не обусловленные ни законом, ни обязательствами отношения между Мессией и избранным народом могут строиться, следовательно, только на любви. Этот радикально новый путь открыл в эпоху Плена пророк Иеремия, когда писал: Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, на такой завет, какой заключил с отцами их. Тот завет они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними Вложу Закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить " познайте Господа " , ибо все сами будут знать Меня (31.31-34). Какой закон может быть вписан в сердце? Закон любви. Таким образом эта оппозиция снимается тем, что любовь становится альтернативой всякой другой обусловленной формы отношений. К этой же мысли об отказе от договора и всепрощении приходит несколько иным путем Второисаия: Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну (Ис 43.25). Когда, наконец, дихотомия Закона и Благодати получает детальную разработку у апостола Павла в Послании к галатам, она воспроизводит модель сменяющих друг друга исторического и трансцендендтного миров (ср. выше раздел 3 и ниже раздел 4е). (e) История vs. Трансценденция (или Этот мир vs. Потусторонний мир) В какой среде осуществляется спасительное деяние Мессии? В этом мире или в ином? Безусловно, старая традиция, связанная с переосмыслением образа царя, помещает Мессию в реальное историческое пространство. Это понятно, когда речь идет о тех политических и социальных задачах, которые национальное сознание возлагает на помазанного народного царя. Точно так же и Мессия междузаветной эпохи появляется в истории, но появление его служит ясным знаком конца истории. В " Апокалипсисе животных " (1Енох, гл. 83-90) дается апокалиптическое изображение мировой истории и большинство действующих лиц представлено в ней в виде животных. В конце истории появляется рогатый баран, в котором угадывается Иуда Маккавей. При замене ветхого Иерусалима новым Бог поселяется в нем, хотя храма Исторический круг завершается рождением белого буйвола (90.37), вероятно, Мессии, и все превращаются в белых буйволов.

http://religare.ru/2_22913_1_21.html

Ростовские звоны уникальны по своему строю. Они мелодичны, разнообразны по ритму, красивы по звучанию. Создавались они в разное время. К наиболее старинным звонам следует отнести «ионинский», «акимовский», «георгиевский» (он же «егорьевский»), «будничный». Авторы этих звонов неизвестны. Более поздний – «ионофановский» – создан ценителем и знатоком старинной музыки Аристархом Александровичем Израилевым. Для исполнения ионофановского звона потребовалось к имеющимся колоколам добавить еще два колокола небольшого веса, что и было сделано. С тех пор, как уже было сказано, – с последней четверти XIX в. – на звоннице Успенского собора в Ростове Великом висят 15 колоколов. На них исполнялись также более поздние звоны – «красный» и «калязинский». Руководитель коллектива звонарей, воспроизводившего Ростовские звоны для записи в 60-е годы, А.С. Бутылин (ныне покойный) говорил, что красный звон сочинил Вячеслав Герасимович Хмельницкий (о нем ниже) к приезду царя Николая II в Ростов в 1913 г.; звонарь М.С. Урановский (ныне здравствующий) это не подтверждает, а говорит, ссылаясь на автора калязииского звона В.Г. Хмельницкого, что красный звон составлен из частей трех старинных звонов. Он же говорит, что на колоколах исполнялись и другие звоны: «монастырский», «приходский», а также «благовест», «набат», «погребальный». После того как вышла из строя часозвоня – башня с часовым механизмом, – ночью на звоннице колокола отбивали часы, для чего использовался колокол «Баран», к языку которого была прикреплена веревка, спускавшаяся до земли, и звонарь ночью на звонницу не поднимался. Торжественные старинные и более поздние звоны (кроме будничного и других «одноголосых» звонов) должны были исполняться не менее чем пятью звонарями. Эти звоны, особенно звук «Сысоя», были слышны на расстоянии 18–20 км от города. Описание старинных звонов Ростова и их нотная запись были опубликованы А.А. Израилевым. Предисловие к этой книге написал В.В. Стасов, который дал высокую оценку русскому колокольному звону. Он писал: «Ростовские звоны давно знамениты в России. Это замечательнейшие и оригинальнейшие наши звоны. Они производятся на Успенской соборной колокольне целым рядом колоколов, вылитых по предложенному плану (в XVII веке) с известным определенным звуком, так что могут производить звуки вполне музыкально правильные в гармоническом отношении» 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Дух дарами обладает и обильно уделяет: Одному – благую милость, А другому – быстрый ум. Кому – девства чистоту, А кому – любовь живую, Разум правый [на дела]. Дух по вере подает нам – Той, что даже горы сдвинет, Аще только захотим. Дух нам ризницу отверзет, Прилагая к дару дар. За веру велию Григорий, муж святой, К духовной высоте, как сокол, возлетел стрелой. За веру велию и щедрый Маркиан, Небесной милостью был светло осиян: Григорий принял богословья дар, А Маркиану был елей благодаренья дан. Царю Небесный, Господи всесильный, Да не лишимся мы даров Твоих обильных, Но по молитвам сих мужей избранных, Твоею благодатью щедро осиянных, Сосудами благими ставших навсегда, Избавь нас осуждения в день Страшного Суда. Рассуждение Погоня за модой в одежде набирает в наши дни особую силу. Кто не имеет чем иным надмеваться – кичится одеждой. А тот, кто имеет хвалиться чем-либо другим, гораздо более драгоценным, чем одежда, – тот и не гордится. Как золото не выступает на поверхность земли, так и духовные качества того или иного человека не выпячиваются наружу. Рассказывают, что один знаменитый философ, увидев юношу, превозносившегося своей одеждой, подошел к нему и шепнул на ухо: «То же самое руно до тебя носил на себе баран и, однако же, он оставался лишь бараном!» Быть христианином и величаться одеждой – это еще нелепей, нежели быть царем и гордиться прахом под своими ногами. Пока преп. Арсений носил золототканые одеяния в царском дворце, никто не называл его Великим. Великим нарекли его тогда, когда он беззаветно предал всего себя на служение Богу и облекся в лохмотья. Созерцание Да созерцаю нищету Господа Иисуса, а именно: 1) нищету Царя, родившегося в вертепе; 2) нищету Богатейшего, терпевшего голод и жажду; 3) нищету Всемогущего в общении с нищими на земле. Проповедь о довольстве тем, что для нас нужнее всего Имея пропитание и одежду, будем довольны тем . 1Тим. 6:8 Божии Апостолы учили других тому, что сами своей жизнью исполнили. Имея пищу и одежду, они были довольны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010