Символическая типология: символические образы и мотивы Христологические символы 1 . Боговоплощение: земля, «девственная» земля=ПЛОТЬ, девственное зачатие древо (ковчег, корзина) как субстанция=ПЛОТЬ 2 . Распятие; искупительная Жертва: 1) виноградная лоза, вино, чаша, кровь=КРОВЬ 2) агнец, овен, кровь агнца, «начаток овчий» (жертва Авеля)=КРОВЬ, ЖЕРТВА 3) багряная верёвка=КРОВЬ; БАГРЯНИЦА (царское достоинство); «знамение спасения» (аллегорически) 4) =КАМЕНЬ, КРОВЬ 3 . Распятие; Крест 1) жезл, ковчег, корзина, , ядовитое древо в пище (у пророка Иеремии), древо, усластившее воды Мерры, дрова, принесённые Исааком=ДРЕВО (lignum) как субстанция 2) древо =КРЕСТООБРАЗНАЯ ФОРМА 3) древо жизни, жезл, столп=ДРЕВО как форма и субстанция 4) : столп и вознесённый на столпе : овен – жертва, рога – перекладина креста=участие символических мотивов Сакраментальные символы 1 . Евхаристические: хлеб, манна земля, плоть, тело, плоть от плоти кровь, вино, вода=ХЛЕБ И ВИНО=ТЕЛО И КРОВЬ 2 . Крещение: вода, река, , потоп=ВОДА (переход через воды) вода и древо, =ВОДА И КРЕСТ III. Основные типологические значения 1 . Исторические (события новозаветной истории): Боговоплощение Богоявление (Крещение) Распятие (Страсти); образы распятого Христа (рана Адама, источение воды из камня, багряная верёвка) 2 . Символико-аллегорические: Христос Церковь – супруга (невеста) Христова – тело Христово – грешница, уверовавшая язычница Церковь и Синагога христиане, иудеи и язычники диавол апостолы и ученики сей мир и Царство Небесное конец света (Страшный суд) 3 . Символические: 1) Тайны христологические: Боговоплощение (Рождество) Искупительная Жертва (Распятие) 2) Таинства: Евхаристия (Тело и Кровь) Крещение (Вода и Крест) Миропомазание (в толковании на пророка Осию). А. С. Балаховская 153 Отсюда – сам термин тип, от греч. τπος; – «оттиск», «отпечаток», «отображение», и парный термин антитип, обозначавший саму реальность, отобразившуюся в историческом прошлом и пророчески предвосхищаемую этим прошлым. 154 Hilarius de Poitiers.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Овен с двумя разновеликими рогами в первом видении (3) символизирует собой царей Мидии и Персии (20), при этом более высокий рог, несомненно, представляет Персию. Даниил видел, как овен этот бодал в трех направлениях. Действительно, Персидская империя охватывала огромные пространства: до Вавилона, Сирии и Малой Азии на западе, Армении и Каспийского моря – на севере и до Африки на юге. Даниил знал об этом (в третий год правления царя Валтасара) и потому так твердо обратился позже к царю в год его падения (ср.: 5:18–31). Он уже видел своего рода «надпись на стене» – предвозвестие конца Вавилонской империи. Как человек веры, он понимал, что это было указанием на высшую реальность, что надпись на стене относится ко всем земным царствам, кроме царства Всевышнего (ср.: 2:44). 8:5–8, 21–22 Однорогий козел Когда Даниил размышлял о значении этого первого образа (еще не получив разъяснения свыше), он увидел козла с выступающим между глазами рогом (5). Три особенности отмечаются у этого козла: необычайная быстрота передвижения; свирепая ярость, с которой он одолевает овна (6–7), появление четырех рогов на месте сломленного рога (8) и еще одного, выросшего из другого рога (9). Козел символизирует Греческую империю (21). Большой рог – это указание на Александра Македонского, который в возрасте от 21 до 26 лет стал могущественным завоевателем и нанес серию сокрушительных поражений Персии в ходе решительных сражений в 334–331 гг. до н. э. Однако Александр Македонский трагически умирает в возрасте тридцати трех лет (ср.: ст. 8), а его империя распадается на четыре части, которые представлены этими четырьмя рогами (22). Из одного из этих рогов вырастает новый рог (9), именно он и находится в центре всего видения. 8:9–14, 23–27 Разрастающийся небольшой рог Здесь описывается этот новый, выросший из другого рог, который осуществляет широкие завоевания и который продвинулся до Палестины (9, прекрасная страна; ср.: Втор. 8:7–9 ; Иер. 3:19 ). В своем самовозвеличивании (ср.: Ис. 8:12–15 ) он доходит до самообожествления и кощунственного запрета поклонения истинному Богу (11 – 12). Даниил узнал, что это будет продолжаться в течение 2300 вечеров и утр (14), то есть, вероятно, суток (ср.: Быт. 1:5,8,13 и т. д.). Сам факт получения этих сведений от святых (13) показывает, что, как ни страшны эти события, они известны Богу и каким–то непостижимым для нас образом вписываются в его планы. Кроме того, небольшой рог укрепится не своею силою (24) и сокрушен будет не рукою (25).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Христианские художники представляли этот акт послушания Авраама Богу следующим образом: Исаак стоит на коленях со связанными на спине руками, у ног своего отца, Авраам кладет одну руку на голову сына, а другою – поднимает нож, готовый поразить его; взоры патриарха устремлены на десницу, выходящую из облаков; позади его стоит овен, возле пылающего жертвенника. Тут Авраам представлен молодым человеком; чаще, он является стариком с бородой. Есть примеры, что в стенописи, жертвоприношение его разделено на несколько сцен, в первой он указывает огонь, горящий на небольшом алтаре, тогда как Исаак несет дрова. Во второй – последний стоит на коленях, возле Авраама, подымающего нож и взирающего на десницу Всевышнего. В третьей – Авраам, вместе с Исааком, изъявляет благодарность Богу перед жертвенником, поднимая руки к небу; позади их виден овен. Алтарь, представленный в этой сцене, имеет почти всегда форму жертвенника Римлян; есть примеры, что на одной из сторон его, изображена плоская чаша – patera, служившая для возлияния вина при жертвоприношении. На Аврааме, иногда, туника, украшенная пурпуровыми полосами, или паллиум; в одном примере он одет, как еврейский первосвященник 466 . Исаак не всегда изображен нагим; чаще, он в тунике, также с пурпуровыми полосами и кругами. – Всего один раз, именно, на бронзовом медальоне, изданном Buonarruoti, глаза его завязаны. Он поставлен, то на самом алтаре, то у ног его, то на груде дров, согласно библейскому тексту ( Быт. 22:9 ), но постоянно на коленях. – Рука Господня, в облаках, заменяет ангела 467 . Эти вестники неба являются в христианском искусстве только в IV-м ст., изображение их встречается, как исключение, раньше этого времени. Тех маленьких амуров, представленных в стенной живописи катакомб и на саркофагах, иногда, вместе с Психеей 468 , собирающих цветы или плоды, как, например, во фреске свода одной из галерей кладбища Домитиллы, или играющих с петухами 469 , как на саркофаге из катакомбы св. Агнии, нельзя принять за христианских ангелов, равно как и крылатых мальчиков, поддерживающих в барельефах саркофагов фигуру дощечки, назначенную для надписи, или медальон, с изображением, по грудь, погребенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евр.11:18 . К немуже глаголано бысть: яко о Исааце наречется тебе семя: «Глаголано бысть» от Бога, как сказано выше. Евр.11:19 . Помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог. Потому что как от умерщвленного для деторождения Он произвел его, так и его самого умерщвленная воскресит. Темже его и в притчи прият. В знак и образ воскресения: ибо будучи умерщвлен произволением отца, он ожил по гласу остановившая заклание. Или иначе: «в притчи», т.е. во образе овна: ибо «воззрев, – говорит Писание, – виде, и се овен (един) держимый (рогама своима) в саде Савек: и иде и взя овна и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего» ( Быт.22:13 ). Все это были образы. Авраам представлял собою Бога Отца, предавшего на заклание за нас единородного Сына Своего. Исаак, без сомнения представлял собою самого Бога Сына, принесенного в жертву на кресте; овен же – образ вочеловечившегося Сына, плоть коего пострадала, при бесстрастно пребывающем божестве Его. Евр.11:20 . Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Помолившись за них пред Богом, чтобы грядущее низошло на роды их (так как не сами они насладились плодами благословения, а потомки их), он достиг просимого верою, именно поверив, что каждому из них дастся то, о чем он молил Бога. За Иакова он молит Бога сильно, за Исава слабее. Почему Апостол и поставил наперед Иакова, как боголюбезного: «Иакова, – говорит, – возлюбих, Исава же возненавидех» ( Мал.1:2 ). «О грядущих» же, т.е. о том, что для них будет в настоящей жизни, а не в будущей. Евр.11:21 . Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови. Т.е. Ефрема и Манассию. Он просил у Бога младшему, Манассии, большего, а первородному, Ефрему, меньшего. Благословил же их, веруя, что будет им то, чего просил он для них у Бога. И поклонися на верх жезла его. И также веруя, что Иосиф будет отцом царей, которые будут происходить из колена Ефремова, «поклонися» Иосифу, склонив голову на верх собственного жезла, или же оперся на него по причине глубокой старости. Он поклонился, предъуказывая этим поклонение и подчинение десяти колен имеющим произойти от него царям. Он так верил в это, что даже самым делом предъизобразил это поклонение и подчинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

«На едину от гор высоку» ( Быт. 22, 2 ). Гора, на которой Бог повелел Аврааму принести в жертву сына, была названа Мориа, что значит «горесть». Есть иное толкование этого имени. Горестью же она названа потому, что на ней росло много горьких на вкус растений Мерры. На ней потом был создан Иерусалим. Гора эта разделяется на три холма, каждый из которых, носит свое особое имя. Первый холм – Сион, то есть смотрилище, так назван потому, что с него можно далеко видеть; другой – Мориа; третий же холм – Голгофа, то есть Лобное место, ибо там лоб Адама после потопа старшим сыном Ноя Симом был погребен, о чем мы сказали прежде, когда излагали события в десятом столетии первого тысячелетия. Все эти три холма одним именем называются – Сион или Мориа, но иногда и каждый своим именем. На Сионе потом был создан дом и град Давидов; на горе Мориа – церковь Соломона; на Голгофе же был распят Христос. Эта трехолмная гора образует как бы полукруг, в котором под горою расположился город нижний Иерусалим; однако холм Голгофа остается вне Иерусалима. «Даде Исааку дрова» ( Быт. 22, 6 ). Блаженный Исаак, несший дрова на своих плечах и приносимый в жертву, был прообразом Христа, нашего Спасителя, имевшего понести крест Свой, на котором пожелал быть жертвою Богу Отцу за грехи всего мира. Об этом преподобный Ефрем рассуждает следующим образом: «Исаак, неся дрова, шел в гору, чтобы быть закланным в незлобии; и Спаситель наш нес крест, идя к Лобному месту, чтобы быть закланным за нас, как агнцу. Когда ты видишь нож, то разумей копье; помышляя о месте принесения в жертву, смотри на Лобное место; видя дровяные сучья, разумей крест, а видя огонь, помысли о любви Бога к миру («так возлюбил Бог мир» ( Ин. 3,16 )). Видишь овна, за оба рога привязанного к дубу, называемому «савек»; виждь и Христа, Агнца Божия, обеими руками держимого на кресте» (Слово 109-е об Аврааме и Исааке). Также и Августин говорит: «За Исаака овен, а за нас же был принесен в жертву Христос». А святой Амвросий сказал: «Вместо Исаака овен, вместо же Божества человечество Христово». Амвросий святой говорит также и то, что в то время святому Аврааму в откровении было открыто о страданиях и крестной смерти Христа, Сына Божия, ради спасения мира. Это-то и означает, когда Господь в Евангелии сказал иудеям: «Авраам, отец ваш, рад бы был, дабы видел день Мой, и виде, и возрадовася» ( Ин. 8, 56 ). Видел же он день страдания Христова в тот час, в который закалал в жертву овна вместо Исаака. Согласуется с сим и святой Ефрем, говорящий следующее: «Показал ему (Аврааму) Бог Вышний, что Он Сам отдаст Своего Единородного Сына за весь мир, дабы спасти род человеческий от прелести диавольской».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Я, конечно, знал раба Моего; но дело, ныне тобой совершенное, сделается предметом назидания и для современников, и для будущих поколений. Ныне ты всем показал, как ты боишься Бога и усердно исполняешь Его повеления. «И не пощадил еси сына твоего возлюбленного Мене ради»: столь дорогого для тебя и столь искренно тобою любимого сына ты не пощадил ради Меня, ради требования Моего, ради повеления, данного Мною, но Мое повеление предпочел любви к своему сыну. За то и возьми опять к себе сына твоего. Ведь я обещал тебе умножить потомство от семени твоего. Иди теперь, увенчанный за послушание. Я и одно произволение считаю достойным увенчания и (добрые) намерения награждаю, и пусть на самом деле сбудется то, что ты сказал слугам твоим и Исааку. Ты обещал им: «Поклонившеся, возвратимся». Так и будет. А на вопрос: «Где есть овча еже во всесожжение», ты отвечал: «Бог узрит овча во всесожжение». Посмотри же кругом себя, и увидишь предсказанного тобою овна; его и принеси во всесожжение вместо сына. «И воззрев Авраам очима своима виде, и се овен един держимый рогами в саде Савек: и иде Авраам, и взя овна, и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего» ( Быт.22:13 ). Я видел, говорит Бог, благочестие в сердце твоем: вот и приготовил тебе то, о чем ты предварительно сказал сыну. «И взя (Авраам овна) и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего». Видишь ли человеколюбие Божие? И жертва совершена, и праотец показал благочестие души своей, получил венец за одно свое (доброе) намерение и, взяв обратно сына, возвратился с бесчисленными венцами. А все это было прообразованием Креста Христова. Потому и Христос говорил иудеям: «Авраам отец ваш рад бы был, да бы видел день мой: и виде, и возрадовася» ( Ин.8:56 ). Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В прообразе, в тени. Как здесь овен принесен вместо Исаака, так и словесный Агнец принесен в жертву за весь мир. Истина должна была предызобразиться в тени. Посмотри же, возлюбленный, как действительно все было преобразовано в тени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если в то время, когда действительно написано было Откровение Иоанна, расположение созвездий и планет над островом Патмосом естественно должно было быть совершенно иным, чем в ночь 30 сентября 395 года, то отсюда уже явствует, что приводимый г. Морозовым указания Апокалипсиса на сочетания созвездий и планет достигаются им только путем декадентских выпадов и передержек. В действительности имя одного только созвездия, играющего роль в производимом подсчете, именно Весов, имеется упомянутыми в Апокалипсисе, хотя в смыслё реального предмета, а не созвёздия. Персей и Стрелец вводятся г. Морозовым без всякого на них намека в тексте. Змееносцем, о котором в Апокалипсисе нёт и намека, г. Морозов заменяет Змея или Дракона, о котором в указываемом им месте действительно говорится, причем слова эти действительно совпадают с названиями созвёздий, которые в расчет астрономический, однако, не принимаются. Овен переделан г. Морозовым из Агнца, а так как об Агнце говорится, как о сидящем на престоле, то и Овен оказывается сидящим на созвездии Трона 2 . Между тем в Апокалипсисе говорится именно об Агнце – ягненке (ρνον) в противоположность взрослому барану или овну, – говорится об образе, принадлежащем еще Исаии пророку и Иоанну Крестителю и притом неоднократно воспроизведенному даже на стенах катакомб. С другой стороны все греческие астрономы и поэты, как Птоломей, Эратосеен, Арат всегда называют созвездие отнюдь не ягненком, а только Бараном или Овном (Κρις), подразумевая перенесенным на небо того самого здоровеннейшего из всех баранов, на котором было „золотое руно“ и на котором Фрикс и Гелла совершили свой перелет через Гелеспонт. Точно также г. Морозов усматривает указания на созвездие Девы в словах, говорящих не о деве (Παρθνος), как называлось созвездие, а о женщине (γυν), притом же беременной и на месте рождающей ребенка. И, однако Дева, о которой вовсе не упоминается, играет роль фактора в том астрономическом подсчете, на основании которого получается историческая дата 30 сентября 395 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Поэтому и настоящее правило определяет: епископ, или пресвитер, или диакон пусть не принимает на себя житейских попечений. Если же принимает и не хочет их от себя отринуть, но пребывает в них, да будет извержен. «Номоканон» Фотия в 8-м тит. говорит, что не должно епископам брать на себя попечения и становиться опекунами даже своих собственных родственников (Василики. Кн. 3, тит. 1, гл. 13–15). Единственное исключение – когда попечительство состоит в том, чтобы распределить милостыню и подаяние за умершего родственника (согласно 68-й новелле Льва Мудрого ). Читай и указанные выше, согласующиеся с этим правила, возбраняющие клирикам мирские попечения. Правило 7 Если какой-либо епископ, или пресвитер, или диакон отпразднует святой день Пасхи раньше весеннего равноденствия вместе с иудеями, да будет извержен [ 341 ] . (Апост. 64, 70, 71; VI Всел. 11; Антиох, 1; Лаодик. 37, 38; Карфаг. 60, 81,117.) Толкование В солнечном году бывает два равноденствия: одно – весной, а другое – осенью. И называются они равноденствиями потому, что день тогда равен ночи, а ночь равна дню. Осеннее равноденствие бывает в сентябре, когда Солнце входит в первую часть знака зодиака, называемого Весы. Весы не звездные и чувственные, но беззвездные и воображаемые. А вешнее, т. е. весеннее, равноденствие бывает в марте, когда Солнце входит в первую часть знака зодиака, называемого Овен,Овен не чувственный и звездный, подверженный переменам, но воображаемый и беззвездный, неизменяемый, как говорят астрономы. Итак, это весеннее равноденствие из-за отклонения в собственном движении Солнца с Запада на Восток не всегда бывает в один и тот же день, но во время святых апостолов оно было 22 дристра, т. е. марта, согласно «Постановлениям» самих апостолов (кн. 5, гл. 17) 342 или, по другим источникам, 23 марта. Во время же I Вселенского собора оно было 21 марта, по свидетельству Севаста и др. А сейчас, в наши времена, оно бывает п-го или даже около ю марта. Ибо, согласно древним астрономам, Птолемею и пр., равноденствие сдвигается на одни сутки за триста с небольшим лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Какое этому основание, когда для очищения священников приносим был телец? Все касающееся священников имеет превосходство: и приношения жертв, и то, что относилось к очищению и освящению. Так, например, телец больше козла по величине тела, представляя тем ясное указание духовного превосходства в предметах. Телец же и агнец во всесожжение таинственно указывают на младенчество во Христе освящаемых верою. Вол и овен, затем, весьма ясно обозначают терпеливость и мужество, а также и плодоношение в кротости: образом первого служит вол, а второго – овен. Увлажненная же елеем пшеничная мука весьма ясно указывает на светлую надежду жизни во Христе: ибо не печальным и плачущим, но благодушным и радостным приличествует нам прилепляться к жительству Христову. Это, я думаю, значит изречение: «приидите, возрадуемся Господеви» ( Пс.94, 1 ): потому что так же чисто и ясно воссияет слава Христова весьма радостно принимая плодоприношения святых, как и тогда ясно Бог снизошел в виде огня и потребил жертвы. Как бы пищею и удовольствием для себя считает Он прославление освященных верою. Но приведенные слова указуют собою и на нечто таинственное: тогда Бог ниспослал силу огня на рассеченные части, как бы коснувшись предлежащего, ибо всегда Божество изображается в виде естества огненного; ныне же, когда Ему предлагается жертва мысленная, Он, уже не в виде огня, нов Святом Духе мысленно прикасаясь к предлагаемому, являет ее животворною для желающих причаститься ее. И это мы приняли верою за истинное. П. Правильно сказал ты. К. Воздев руки, Аарон благословил народ. Обрати опять внимание на это первое как бы возложение рук Аарона на народ: всех благословляет истинный Аарон – священников и народ, «малыя с великими», по слову Писания ( Пс.113, 21 ), едва не возлагая и рук; а возложение руки может служить ясным знамением ниспослания на нас Всесвятого Духа. И прежде священнодействия Аарона не было возложения руки; «еще не было на них Духа Святаго, – по слову Иоанна, – потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7, 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» ( Кол. 3, 3–4 ). Итак, смотри, что те, которые живут похвально, священноумирают для Бога в различной мере духовного благосостояния, и тотчас получают награду за свою одобрительную жизнь. Именно закалаются два тельца, и при них – один овен и семь агнцев, не имеющих порока. Посредством всех этих животных изображается нам общество святых, – посредством тельцов, как отличающееся высшею степенью добродетели, – под образом овна, как стоящие ниже и как бы на втором месте, а в образе агнцев, как занимающее еще меньшую и низшую степень. Тельцов два, потому что два народа; в средине один овен, по причине соединения обоих в едино во Христе. Далее, семь агнцев, потому что народ святых людей находится в совершеннейшей полноте. Будучи два и вместе одно по духовному единению, это общество по справедливости может считаться совершеннейшим; потому что весьма пространно стадо верующих и отличается простотою и младенчеством во Христе. Заметь также, что на одного тельца отделялось три десятины пшеничной муки и пол-гина, то есть шесть ксестов елея и вина, на овна же две десятины муки и третья часть гина возливаемых веществ. Наконец жертва при каждом из агнцев состояла из одной десятины муки, а возлияние, то есть елей и вино, составляло четвертую часть гина: ибо равномерно трудам каждого и силе его добродетели будет определена Богом, Судиею праведным, и степень жизни в славе и блаженстве, а равно и в тучности, от Него даруемой, так же как и степень духовного веселия; потому что разве не часто мы говорили, что пшеничная мука служит образом жизни, елей – тучности, а вино – духовного веселия? П. И очень. К. К этим жертвам присоединяется еще козел, закалаемый за грехи, во образ Христа: ибо жертва наша становится приятною и угодною Богу по причине спасительного страдания Христова. А это, думаю, и означает то, что Сам Спаситель сказал святым Апостолам: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Итак, к нашим воскурениям необходимо присоединяется Христово, которое некоторым образом смешивается с нашими и вместе с собою возносит их к Отцу: ибо мы не иначе можем быть приняты, как только чрез одного Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010